Научная статья на тему 'Проблема бытия феномена'

Проблема бытия феномена Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
392
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / СЛОВО КАК ЕДИНСТВО ЭКСТАТИКИ И ЭКСПРЕССИИ / СМЫСЛ КАК МОТИВ / ИНТУИЦИЯ / ПРОЗРЕНИЕ / PHENOMENON / EXPRESSION OF UNITY / MEANING AS A MOTIVE / INTUITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николина Ольга Ивановна

Феномен в философии Хайдеггера не совпадает с сущностью, как иррациональное с рациональным, и конфликтует с бытием. Феномен это кажимость жизни. В статье анализируется различие жизни и бытия в феномене на материале слова и языка. Смысл, передаваемый сущностью, не включает смыслы феномена, который несет в себе импульс жизни и мотива. Все это ставит проблему обновления категориального аппарата анализа бытия, в котором жизнь лишается присутствия в силу ее формализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development cumulative human in phenomenon

Phenomenon in the philosophy of Heidegger is not the same entity as the rational and irrational conflict with being. The phenomenon is seeming life. This article analyzes the difference of life and being a phenomenon based on speech and language. Meaning overwhelming by the entity does not include the meanings of phenomenon that carries the pulse of life and motive. All of this raises the issue of updating the categorical apparatus of the analysis of Genesis, in which life loses its presence by virtue of its formalization.

Текст научной работы на тему «Проблема бытия феномена»

УДК 111

О. И. НИКОЛИНА

Омский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ ФЕНОМЕНА

Феномен в философии Хайдеггера не совпадает с сущностью, как иррациональное с рациональным, и конфликтует с бытием. Феномен — это кажимость жизни. В статье анализируется различие жизни и бытия в феномене на материале слова и языка. Смысл, передаваемый сущностью, не включает смыслы феномена, который несет в себе импульс жизни и мотива. Все это ставит проблему обновления категориального аппарата анализа бытия, в котором жизнь лишается присутствия в силу ее формализации.

Ключевые слова: феномен, слово как единство экстатики и экспрессии, смысл как мотив, интуиция, прозрение.

Феномен, как понятие экзистенциальной философии (то, что себя кажет тайно и временит из будущего), тесно связано с понятиями бытие и сущность. Сущность и феномен, по-видимому, исключают друг друга, ибо первое рационально и однозначно, а второе — символьно и сложно. Как же соотносится феномен с бытием? У Хайдеггера есть падение присутствия, которое можно рассматривать как утончение бытия в феномене.

Феномен словно «вычерпывается» в сущность, и в нем остается нечто, не познаваемое ею. Тут все определено формой «вычерпывания» смыслов. Поэтому необходим анализ: как смысл отражается в феномене и чем отличается смысл, кажимый в феномене, от смысла явленного в сущности.

Толчок в исследовании разности смыслов феномена и сущности дает исследование С. Н. Булгаковым слова.

Коммуникативный аспект феномена. В рассмотрении темы мы отталкиваемся от работы С. Н. Булгакова «Философия имени» [1]. Здесь он сначала ставит задачу связи слова и смысла в нетрадиционном и для нашего времени способом, но затем все более очевидным становится его собственная установка порождения смысла Богом, и получение его человеком через откровение. Эта установка, с нашей точки зрения, сужает его собственный подход и снижает результативность метода. Основным у русского мыслителя является проблема слова. Он делает акцент на рассмотрение сущности слова, а не его генезиса. Однако присутствует неясность, схватывает ли категория «сущность» феноменальное содержание слова (мы понимаем феномен в хайдеггеровском смысле [2, с. 28 — 32]). У него слово и смысл тождественны. При этом слово изменяет смысл. С другой стороны, слово тождественно по своей работе с сознанием. Сущность, таким образом, внутренняя смысловая сторона слова, а сознание — внешняя.

Можно, с точки зрения постмодернизма, анализировать место и возможности категорий «сущность» и «бытие». Основанием модернизма является сознательный проект. Постмодернизм отходит от точности, идет к ризоме, и пока его переворот не дал должного эффекта. Наука дошла до такого уровня бытия, которое не понимается рационально, так что категория «сущности» уже не работает.

Мы уже видели эволюцию понимания разума в истории философии. И. В. Киреевский пишет, что в схоластике разум понимается как силлогизм, но постепенно силлогизм становится общеупотребимым понятием и тогда он переходит из разума в рассудок.

Ф. Бэкон полагает это рассудком. Разум же для Ф. Бэкона — средство поиска закономерностей причинно-следственного типа, например, построение индуктивных таблиц наблюдения. Для Р. Декарта разум уже сомнение, и система категорий, то есть метод. Для Им. Канта метод, бывший для Р. Декарта разумом, становится трансцендентальной логикой и переносится из разума в рассудок. В разуме остается построение идеалов и моделей метода. В модернизме идеология становится прерогативой рассудка, как и методы, вытекающие из сути идеологий. На место идеологии в постмодернизме приходит мифология, или неомифология, и управление людьми посредством образных и символических конструкций рекламы и прочих средств коммуникации.

Так что изменение понятия «разум» идет постоянно, новая версия вырывается за пределы освоенного и формально растиражированного метода, а сам прошлый метод переносится в сферу рассудка. Таким образом, рассудок постоянно расширяет сферу своего действия, а разум, как и чувство, — уменьшаются, относятся к функциональной сфере культуры и ее воспроизводству как некие маргинальные проявления природы человека.

Постмодернизм свой проект начинает в построении иного бытия, сходственного своей структурой с жизнью. Одна из форм нового бытия — символ, где много смыслов и возникает иллюзия их захвата из жизни. Нам кажется, что это новый шаг на пути расширения рассудка, но не понимания жизни, он закончится так же, но, как проект, он более эффективный и понимает жизнь глубже и точнее. Тем не менее постмодернизм как бы проникает в жизнь глубже. Следует только не забывать, что это щупальца рассудка. На языке западной философии рассудок все время поглощает разум, и разум оказывается неуловимым. Философия стремится исследовать разум, а не жизнь.

Нам не кажется, что символьная форма даст решение, как надеются сейчас. Такие же надежды возлагались и на логическую форму. Но эта символическая форма наиболее перспективна в анализе жизни на данный момент.

Символ дает возможность принципиального выхода за рамки рассудка. Многозначность и равноправие множества смыслов дают форму, более приспособленную к анализу смысла.

Смысл как процесс. В начале становления смысла происходит переход замысла в слово. Слово тут отражает некие смыслы, которые предшествовали его появлению. Эти смыслы даны в слове как культур-

ном, традиционном и воспроизводящем коммуници-руемые формы и материал смыслов, но слово также отражает и то, что хочет сказать конкретный человек, этот смысл порождающий. Вполне представима ситуация, когда смысл не порождается, а ищется, причем поиск осуществляется по схеме Хайдеггера. Человек останавливается и ищет, какой смысл у него и какой заключен в слове, выбирая наиболее близкий тому, что он в данный момент хочет сказать. Тождество смысла конкретного человека и того смысла, который задается в слове, — исключает возможность порождения нового смысла в самом человеке. Причем это подкрепляется тем, что смыслы, которые использует высказывающийся, в слове уже были. Таким образом, подчеркивается характер тождества слова и смысла, это поиск слова и его общепринятых смыслов с высказываемым. Между тем смыслы, которые в слово не входят, а в описанной схеме будут таковые, остаются в феномене 1.

Назовем замысел, предшествующий передаваемому смыслу, прасмыслом или смыслом 1. Он сохраняет отличный от высказанного в слове смысла и стоящий за ним исходный.

Высказывание, опирающееся на общепринятые смыслы, может быть неоднозначно, но воспроизводство культуры идет по пути максимального и постоянного выравнивания любого смысла, высказанного в культуре в однозначность. Тенденция к однозначности есть отражение переработки смысла в сущность, путем выявления в нем явления или случайного и сущности, или неизменного. Смысл высказанный, уловленный в слове есть смысл актуальный и существующий, назовем его смыслом 2.

Наконец, после высказанного смысла и под его воздействием прасмысл не исчезает, а в субъекте, высказавшем смысл, остается нечто невысказанное. Это невысказанное имеет собственное развитие, которое также взаимодействует со смыслами 2. В итоге в высказывающем появляется невысказанный смысл 3 — послесмысл, смысл последействия и послесловия, смысл продолжения действия, приведшего к высказыванию. В этом смысле 3 есть побуждения, которые не совпадают, развиваются, но есть также и единство с феноменом 1. Этот смысл 3 отражает наличие феномена 2.

Соотношение смысла и феномена корректнее было бы дополнить третьим пониманием феномена, или явлением. Феномен 1 в нашем понимании соответствует смыслу 1 и предшествует рассудку, после появления высказывания появляется переработка его в сущность и явление. Феномен этого этапа не является феноменом как таковым, ибо он утрачивает связь с потребностью и мотивом высказывающего, тем не мене в оторванной форме феномен соотносим с явлением. Наконец, со смыслом 3 соотносится наш феномен 2, который может способствовать новому высказыванию, уточняющего или развивающего типа. Именно феномен 2 порождает новое высказывание, потому что он не удовлетворен прошлым, а также сохраняет связку с мотивом.

Связка с мотивом очень важна, потому что она отражает роль феномена как мостика между жизнью и бытием. Бытие в этой схеме опирается на рассудок. Путем психоаналитических и других высказываний рассудок даже может проникать в смыслы 1 и 3.

Бытие — это такой результат обработки смыслов, когда на обезличенной основе феномена появляется видимость полноты охвата мира смыслов, ибо, опираясь на сущность, бытие начинает проникать в смыслы 1 и 3. Но это проникновение есть дальней-

шее обезличивание и оно предполагает расширение рассудка в сферы жизни. Жизнь бытием выталкивается в смыслы 1 и 3.

Это сцепление смыслов 1 и 3 с жизнью отражает отчуждение бытия от живого, его омертвение в горниле рассудка, неспособность бытия схватить жизнь, отражает умирание той части жизни, которая через высказывание проникает в бытие.

Установка на слово М. Булгакова. Между тем М. Булгаков видит больше тождества между словом и сознанием, что и отражает бытие против жизни в слове. Бытие шире сущности, так как оно захватывает смыслы 1 и 3. Но в ядре рассудка сущность подавляет бытие.

Таким образом, Булгаков уже задает установку, которая узка и не может восстановить многообразие отношения разума и веры, не может освободить разум от рассудка.

Он отделяет сущность слова от его генезиса. Говорит, что вначале надо знать сущность, а из генезиса ее не понять. Но тогда надо построить несколько гипотез сущности, а кроме того, феномена, который в его единстве кажется себе в слове и, как потом оказывается, отчуждается в нем. Но откуда берется тогда сущность? Сущность дается у М. Булгакова интуицией, для этого нужна или вера, или пропедевтика проблемы.

Сущности две: естественнонаучная выявляется статистикой, и антропная, выводится из единичного феномена человека. В физике строим теорию из тысячи наблюдений, а в антропологии, психологии, науках о человеке вообще, наоборот, разные смыслы у сходных поступков, есть много интерпретаций одного события.

Нужна интуиция слова, узрение слова в непосредственном бытии. Но у Булгакова бытие есть идея, и тут православная установка лежит в основании его позиции. Лингвистика берет историческое тело слова, а слово в нее не вмещается.

Он пишет, что слово «одевает смысл», придавая ему форму. Но бытие смысла до и после слова, высказывания или действия не проявляются в этой форме, хотя могут предполагаться. Их предположение строится из общей канвы работы культуры и ее воспроизводства.

Таким образом, слово и его дополнения о смыслах 1 и 3 оказываются связанными с культурой, а не только с материей слова.

Между словом и смыслом существуют отношения копирования. Слово возникает из смысла, но потом, воплощаясь в текст, отрывается от мотивации и смысла. Текст передает смыслы в слове, а не живые смыслы. Таким образом, копия не несет в себе жизненного контекста смысла. Копирование же может быть различным. В культуре есть определенный механизм восстановления смыслов в текстах. Копия смысла в слове лишена исходной энергии, но при этом наполняется иной энергией, воссоздаваемой культурой.

Вокруг смыслов 1 и 3 в слове, как копии, возникают новые версии смыслов культурного происхождения. Эти смыслы в культуре одинаковы для разных высказываний. С этими смыслами слова-копии несут повторяющийся смысл от культуры. Копии лишены энергии смысла, но наполнены энергией воспроизводства.

По мнению Булгакова, слово всегда выражает идею. Слово «оформлено, чтобы жить полною жизнью» [1, с. 18]. Жить и быть — две разные реальности. В языке они обычно отождествлены и живое не отличается от «есть».

Но идея, как и смысл, расщепляется. Можно смотреть на замысел, и идея может продолжаться после выражения. Возможно это работа рассудка для продолжения вычерпывания смысла 1 и 3. Слово абстрагируется от смыслов в плане обезличивания. Это называется объективность. Энергия стремления сменяется значением из набора уже имеющихся контекстов слов.

В итоге в слове также появляется три значения. Во-первых, есть набор значений каждого отдельного слова предложения: «Я», «люблю», «тебя». Эти отдельные смыслы в большинстве теряются, когда произносится предложение, но и предложение добавляет новый, конкретный смысл. Между этими фазами есть инвариант, тот смысл, который из слов взят и в предложении остался.

Для вычерпывания нового смысла в значение необходима направленность на то конкретное третье значение. Но предложение и работа слова может быть иной. Работа слова не есть процесс смысла, оно бытие слова, а процесс смысла — жизнь слова.

Отсюда следует, что значение слова существует в обилии или избыточности смыслов. Частное выражение смысла в слове означает отсечение посторонних смыслов, сопутствующих высказыванию.

Если процесс смысла есть падение смысла, то развертывание идеи падение присутствия и сущности. Сущность — суженная реальность по отношению к возможному бытию. Со стороны идеи бытие всегда богаче, однако, в идее есть некое новое сцепление, которое может затем повысить вместимость значений слова и бытия.

Это зажигание нового и есть цель существования идеи, такая идея аналогична работе разума. Таким образом, слова рождают смыслы, но это рождение не вполне в конкретной жизни, это порождение смыслов иного типа, которые могут быть и не связаны с жизнью.

Итак, мы выделили процесс смысла и ход идеи, и обе динамики не совпадают с высказыванием слова.

Слово. Важнейшим моментом конструирования слова является поиск жизни и отделение смысла, который выделяется изнутри Я (не психоаналитического). Такая позиция должна предполагать свойство человеческой индивидуальности порождать феномены 2, то есть единство мотивации и смысла.

Возникает необходимость соотнесения слова с бытием и жизнью, поскольку до сих пор оно соотнесено с логикой и высказыванием, и слабо с мышлением и анализом.

Слово слишком близко к умственному глазу человека, чтобы его заметить. Посмотреть со стороны на слово нельзя, так как слово везде, но смысл вне слова.

Язык у Им. Канта, по словам Булгакова, появляется как отношение между логикой и грамматикой, то есть язык в немецкой философии по преимуществу берется как правильность высказывания с формальной стороны.

Слово-мысль находится в обладании человека до всякого высказывания. Бывает, думают после высказывания. Замысел, как предпосылка высказывания, и дает связку слова и бытия (бытия в мысли или бытия мысли).

Бытие слова связано с экстатикой слова, и это бытие падает в слове, когда оно порождает высказывание. Можно сказать, что в выборе слова экзистенции больше, чем в сформированном высказывании.

Эта экстатика слова и дает бытие мысли, но мысль о бытие уже освобождается от экстатики. Точнее, она отчуждает конкретную связь высказывающего со своим смыслом со стороны экстатики, но дополняется экстатикой воздействия, то есть экспрессией. Бытие-в слова есть экстатика, а бытие-для — экспрессия. Разница: в первом случае слово раскрывает собственный мотив и смысл; во втором — мотив воздействия на другого, для кого предназначено высказывание. Этот переход экстатики в экспрессию — суть перерождения создания в конструкцию и коммуникацию.

В музыке экстатическая составляющая мотива и смысла, аналогично междометиям языка, отражает ту часть смысла, который в сознании и в смысле 2 исчезает, либо сознательно сохраняется для манипуляции слушателем.

Смыслы 1 и 3 беззвучны и беззначны (у Булгакова это касается слова до высказывания), они оказываются вне инвариантной части высказывания, понятной всем. Коммуникация самого человека с собой есть обогащение смысла 2 со стороны смыслов 1 и 3. Это отношение прототип коммуникации с другим.

Инвариант значения заключен в корне слова, который максимально соответствует смыслу 2. Но если корень — отражение смысла 2, то смыслы 1 и 3 — не представлены в высказывании, точнее, они представлены, по точке зрения психоанализа — как ошибки и сбои высказывания.

Эмоциональная составляющая экстатики выражается в действии. Слово также связано с переживанием и действием. В действии, когда оно сопровождает слово и высказывание, смыслы 1 и 3 более представлены, так что переход к этим смыслам есть переход от высказывания к бытию. Но этот переход выражается в падении присутствия.

Можно также допустить воздействие действия на слово, когда слова предназначены для запуска действия. Слово связано со смыслами 1 и 3, но эта связка утрачивается по мере исключения мотива и действия.

Таким образом, возникает искушение ввести внутреннее слово, которое тесно связано со смыслом, но тем самым с эмотивно-экстатичной его стороной.

Булгаков говорит о слове как энергии, независимой от материи слова. Эта энергия может пониматься как откровение Бога, а может — как экстатичная составляющая смысла.

Итак, есть несколько уровней бытия слова, в том числе бытие слова до действия и мысли. Бытие есть до слова. Появление слова есть переход от бытия к существованию. Нельзя схватить бытие словом, без отдельного ухищрения, когда смотрим изнутри, но со стороны.

В этом плане мышление не схватывает и не работает со смыслом, хотя может передавать его в сообщении. Но понимание смысла, закодированного в сообщении, требует отдельного понимания у слушателя.

Слово написанное, произнесенное лишено энергии, которая утрачена вместе со смыслом. По Достоевскому это как раз состояние черта, слово равнодушно.

Человек видит признание в любви на экране, но не понимает этого смысла без вживания, сопереживания. Значит, смыслы передаются словом не непосредственно, а через сопереживание, через сочувствие, сомыслие. Это происходит не всегда через слова, и тут есть нечто сверх слова.

Но при этом слово и сверхслово может искажать смыслы. Мышление отрицает субъективность и, таким образом, главный вектор преобразования — вычеркивание человека из высказывания.

В этом плане сознание — суть преобразование смыслов, наполнение высказывания собственными смыслами и собственными переживаниями. Сознание становится трансформатором бытия в существование. Оно подменяет смысловое поле здравым смыслом.

В историческом плане речь вытесняет феномен, отчленяет смысловые результаты от конкретного человека, что способствует передаче смыслов новому поколению. Человек, способный переживать и создавать мир и себя, то есть живущий в феномене, заменяется человеком, который усваивает и воссоздает смыслы из передаваемых коммуникаций.

Музыка у М. Булгакова не относится к слову. Между тем некоторые типы музыки являются попытками провести смыслы от первого феномена ко второму, минуя сознание и речь. Так что в музыке есть конфигурации высказываний, которые непости-гаемы словом, вариации перехода между феноменами, варианты единства феномена, то есть иного способа существования. В этом плане музыка отражает жизнь, а не бытие, она ближе к феноменам, а не сознанию. Музыка отражает свободную циркуляцию энергии феномена.

Также М. Булгаков говорит о том, что не может быть бессмысленного слова. Тождество смысла и слова приводит к Богу, так как смысл в человеке отрицается.

Мы можем усилием мысли задерживать слова в любом месте, значит, мы можем управлять смыслом, но на деле мы не управляем смыслом. Мы можем придержать жизнь и можем остановить бытие.

Мы видим изменение слова, но не видим изменение смысла. Хотя допускается многообразие вариантов имеющегося смысла в слове, из этого многообразия конструируются смыслы в слове. Это сознательные и понимаемые смыслы 2 слова, но это не смыслы 1 и 3.

Слово как бытие должно не зависеть от жизни. Слово как смысл должно включать в себя жизнь. Сартровское «бытие-в» возникает из жизни, и жизнь предшествует «бытию-с». Сознанию в этом плане соответствует «бытие-для» [3].

Что касается творчества и создания, то создание нового есть оживление и жизнь, а творчество обычно есть комбинирование из имеющегося смысла 2. Отличие в способе создания, но и в форме существования создаваемого. Создаваемое живое — живет и радует, его творят в феномене и творчество его усиливает само творчество.

Музыка — язык единства феномена, а создание как жизнь есть проявление подлинного человече-

ского существования, то есть вечное в человеке. Бытие, построенное из рассудка, есть бесконечное.

В живом смысле замысел замкнут на послесмысл, а послесмысл восстанавливает замысел. В феномене человек не может остановиться, достижение поощряет на продолжение.

Жизнь можно характеризовать бесконечностью. Эта бесконечность порождена единством феномена. Она, как ретенциальное, есть бесконечность прошлого, арифметического типа, как потенция — бесконечность настоящего, или борьбы множества интерпретаций одного смысла, наконец, протенци-альное — как версии выбора будущего действия. Эти типы бесконечности отражают в бытие типы смыслов. Ретенциальная бесконечность ближе к феномену 1 и смыслу 1, потенциальная — к сущности и смыслу 2, а протенциальная — к феномену 2 и смыслу 3.

Матрица бесконечности есть способ перевертывания жизни в бытие. Для бытия жизнь становится бесконечной в нескольких планах. Бесконечность тут не подразумевает непостижимость, наоборот, данная как бесконечность определенного типа жизнь становится для бытия менее неопределенной.

Итак, феномен и сущность имеют различные смыслы. Анализ смыслов слова дает представление об этом различии. Слово в феномене обладает не только идеальным содержанием, но и мотивирующим жизнь смыслом, который утрачивается в бытии, благодаря формализации субъективного элемента. Феномен оказывается ближе к жизни, посредником между жизнью и бытием. Это намечает анализ того, почему в бытии-для происходит необратимое падение присутствия, а также путь нарастания присутствия при сохранении феномена и жизни как его кажимого. Именно жизнь кажет себя в феномене. Жизнь многомерна и многовариантно бесконечна относительно бытия.

Библиографический список

1. Булгаков, С. Н. Что такое слово? / С. Н. Булгаков // Философия имени. — СПБ. : Наука, 2008. — С. 9 — 66.

2. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — М. : Ad Магдтеш, 1997. - 452 с.

3. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто / Ж-П. Сартр. — М. : Республика, 2000. — 639 с.

НИКОЛИНА Ольга Ивановна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры философии, факультет истории, философии и права. Адрес для переписки: nikolinaof@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.05.2014 г. © О. И. Николина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.