Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ РУССКОЙ ОПЕРЫ И ОПЕРНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ПОСТАНОВОК'

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ РУССКОЙ ОПЕРЫ И ОПЕРНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ПОСТАНОВОК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / ОПЕРНЫЙ ТЕАТР / СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОПЕРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сицзин Ян

Данная статья посвящена становлению и развитию русского оперного искусства. Особый интерес, с точки зрения автора статьи, представляет оперное искусство XIX века. Именно в этот период были заложена национальная основа русской оперы, наиболее ярко воплотившаяся в произведениях М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и других композиторов. Большой вклад в развитие этого жанра внес оперный певец Ф.И. Шаляпин, творчество которого оказало большое влияние на современных мастеров оперной сцены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EVOLUTION OF RUSSIAN OPERA AND OPERA STAGE PRODUCTIONS

This article is devoted to the formation and development of Russian opera art. Special interest, from the point of view of the author of the article, represents the opera art of the 19th century. It was during this period that the national basis of Russian opera was laid, most vividly embodied in the works of M.I. Glinka, M.P. Mussorgsky, A.P. Borodin, N.A. Rimsky-Korsakov, P.I. Tchaikovsky and other composers. A great contribution to the development of this genre was made by the opera singer F.I. Chaliapin, whose work had a great influence on modern masters of the opera scene.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ РУССКОЙ ОПЕРЫ И ОПЕРНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ПОСТАНОВОК»

УДК 008

Ян Сицзин

факультет искусств,

Санкт-петербургский государственный институт культуры yangxij ing233@163.com Yang Xiaojing Faculty of Arts,

St. Petersburg State Institute of Culture yangxij ing233@163.com

История эволюции русской оперы и оперных сценических постановок Historical evolution of Russian opera and opera stage productions

Аннотация. Данная статья посвящена становлению и развитию русского оперного искусства. Особый интерес, с точки зрения автора статьи, представляет оперное искусство XIX века. Именно в этот период были заложена национальная основа русской оперы, наиболее ярко воплотившаяся в произведениях М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и других композиторов. Большой вклад в развитие этого жанра внес оперный певец Ф.И. Шаляпин, творчество которого оказало большое влияние на современных мастеров оперной сцены.

Ключевые слова: опера, оперный театр, сценическое искусство, национальные традиции, оперный спектакль.

Annotation. This article is devoted to the formation and development of Russian opera art. Special interest, from the point of view of the author of the article, represents the opera art of the 19th century. It was during this period that the national basis of Russian opera was laid, most vividly embodied in the works of M.I. Glinka, M.P. Mussorgsky, A.P. Borodin, N.A. Rimsky-Korsakov, P.I. Tchaikovsky and other composers. A great contribution to the development of this genre was made by the opera singer F.I. Chaliapin, whose work had a great influence on modern masters of the opera scene.

Keywords: opera, opera house, stage art, national traditions, opera performance.

Родиной оперы является Италия, где на рубеже XVI - XVII веков для аристократической публики появилось развлечение театрального характера, сочетающее в себе синтез слова, сценического действия и музыки. Однако первый общедоступный оперный театр был открыт только в 1673 году, в Венеции, т.е., спустя, всего лишь, четыре десятилетия после появления на свет самого жанра [6, с. 111 ]. Именно итальянские оперные труппы и завезли в Россию в 1736 году первые оперные спектакли, которые стали важной частью досуга аристокра-

тической верхушки. Этот вид сценического искусства так понравился императорскому дому, что в страну из Италии были приглашены композиторы, которые должны были заняться постановкой опер на российской сцене. Но поскольку эти оперы шли на итальянском языке, которого публика не знала, то на Ап-пенины для обучения и совершенствования в оперном жанре были направлены отечественные композиторы. И к концу XVIII - началу XIX столетия в театрах Москвы и Санкт-Петербурга уже шли оперы на русском языке, написанные В.А. Пашкевичем («Несчастье от кареты», «Скупой», «Тунисский паша», «Фе-вей» и др.), работавшем в жанре комической оперы; приехавшим из Италии Е.И. Фоминым («Новгородский богатырь Василий Боеславович», «Ямщики на подставе», «Вечеринка», «Американцы», «Колдун, ворожея и сваха» и др.); обрусевшим итальянским композитором Катерино Кавос («Илья-Богатырь», «Жар-птица», «Вавилонские развалины», «Светлана» и др.), который, помимо прочего, был замечательным педагогом и обучил мастерству вокала многих русских певцов, а также управляющим Придворной певческой капеллой, мастером духовной хоровой музыки Д. С. Бортнянским [4, с. 41-42].

Однако фактическое рождение русской оперы состоялось только в 1836 году, когда на сцене Петербургского Большого театра была поставлена опера «Иван Сусанин», за несколько дней до премьеры переименованная, по настоянию императора Николая I, в «Жизнь за царя». Спектакль прошел с огромным успехом, хотя великосветскую публику не удовлетворил «мужицкий сюжет» и «кучерская музыка» произведения. Сам же композитор также был огорчен вмешательством Николая I. Заставив переименовать оперу, император исказил центральную идею композитора о гибели главного героя за свой народ [1 , с. 17]. После «Ивана Сусанина» историческая тема в творчестве М.И. Глинки смещается в область сказочно-эпическую. Композитор пишет оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще одним явлением русской национальной культ

Продолжателем национальных традиций в опере, родоначальником которых является М.И. Глинка, стал М.П. Мусоргский. Вершинами его творчества являются мрачная психологическая драма из русской истории «Борис Годунов» (1874) и эпическая опера «Хованщина» (1886), где речь идет о борьбе приверженцев самобытного пути России, староверов, с пагубными последствиями насаждения западной цивилизации в эпоху Петра Великого [6, с. 133].

Следует отметить, что «национальный» колорит и славянофильский взгляд на русскую историю свойственен всей русской опере XIX столетия. А.П. Бородина на сюжет из древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» создает оперу «Князь Игорь» (1887). Близкие Мусоргскому стремления волновали и Н.А. Римского-Корсакова, воплотившего их в «Псковитянке» (1894), а позже -в «Царской невесте» (1899). Н.А. Римского-Корсакова, расцвет творчества которого пришелся на последнее десятилетие XIX века, можно также назвать певцом сказочного жанра. Он создавал сказки лирические («Снегурочка»), пародийные («Золотой петушок») и трагические («Кащей»), создавал эпически величавые оперы-былины («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже»). И

для каждой из них он находил особые драматические приемы, особые краски [5, с. 90].

Особое место в истории российского оперного театра занимают оперные произведения П.И. Чайковского. Его «Пиковая дама» и «Иоланта» навсегда вошли в сокровищницу мирового музыкального искусства. Расцвет оперного творчества сопровождал, вернее, обусловил расцвет оперного исполнительства. В эту пору началась сценическая деятельность Ф.И. Шаляпина, который от природы обладал сильным высоким басом и драматическим талантом. Особенно ему удавались трагические роли - Борис Годунов, Мельник (в опере Даргомыжского «Русалка»), Дон Кихот. До сих пор исполнение им этих партий считается непревзойденным. На сцене великий оперный певец проявлял такой неистовый темперамент, его игра была такой проникновенной и правдивой, что в глазах зрителей стояли слезы [4, с. 43].

После революции 1917 года в русском оперном искусстве наступил новый этап. Советская опера сломала вековую традицию, создав новый жанр -современную революционную оперу, сюжеты которой были довольно разнообразны — здесь и Гражданская война, и социалистическое переустройство жизни, и новые герои - рабочие, колхозники, комсомольцы [5, с. 110]. Однако как бы ни был плодотворен этап развития оперного жанра в новое время, он оказался бессилен перед устоявшейся классической традицией в области оперного искусства. В XX веке традиции русской оперы развивались многими композиторами, включая Сергея Прокофьева, который, находясь в эмиграции, сочинил комическую оперу «Любовь к трем апельсинам» (1921) на собственное либретто по комедии К. Гоцци и оперу «Огненный ангел» (1919-1927) на сюжет В .Я. Брюсова. Глубоким новатором в области оперного искусства стал Дмитрий Шостакович, создавший оперы «Нос» (1928) и «Катерина Измайлова, или Леди Макбет Мценского уезда» (1932). Последняя считается не только одной из лучших, но и одной из самых трудных опер XX столетия. Нельзя не упомянуть и И.Ф. Стравинского, жонглировавшего, как волшебник, разными стилями. Композитор создал огромное число опер, среди которых - написанный для антрепризы Дягилева романтический «Соловей» по сказке Г.Х. Андерсена (1914), «Похождения повесы» по гравюрам У. Хогарта (1951), а также статичный, напоминающий античные фризы «Царь Эдип» (1927) [6, с. 138-139]. Историческое значение русского оперного театра трудно переоценить. Прежде всего, как считает А. Гозенпуд, он определил подход к оперному спектаклю как явлению синтетическому, в основе которого лежит единая постановочно-живописная концепция, утвердил на оперной сцене принципы реализма, отвечающие духу исполняемых произведений [2, с. 3].

Русская опера, период расцвета которой пришел на XIX - начало ХХ вв, с точки зрения О. Комарницкой, «утвердила себя как важнейшая ветвь европейской культуры... У многих композиторов-классиков XIX века именно опера занимала доминирующее положение». В оперных сценических постановках «развивался ряд важнейших идей: о самобытной судьбе России, ее истории, мифо-

логии, о характере русского народа, национальном самосознании, христианском миропонимании, православии, соборности - как духовной общности, предопределяющей движение к познанию истины» [3, с. 29].

Литература

1. Бабенко О.В. Становление русской национальной оперы: исторический аспект // Исторические исследования: материалы VI Междунар. науч. конф. -М.: Буки-Веди, 2018. - С. 15-22.

2. Газенпуд А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф.И. Шаляпин (1890-1904). - Л.: Музыка, 1974. - 264 с.

3. Комарницкая О. Оперному театру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского 85 лет // URL: http://www. independent-academy.net/science/tetradi/19/komarnizkaja.pdf.

4. Ломовцев Ю.О. Представление начинается... История русского театра. - М.: Белый город; Воскресный день, 2016. - 55 c.

5. Черная Е.С. Беседы об опере. - М.: Знание, 1981. - 160 с.

6. Шаталов О.В. Театр: балет и опера. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. -174 с.

Literature

1. Babenko O.V. The formation of the Russian National Opera: historical aspect // Historical research: materials of the International Scientific Conference -Moscow: Buki-Vedi, 2018. - Pp. 15-22.

2. Gozenpud A. Russian Opera Theater at the turn of the XIX-XX centuries and F.I. Chaliapin (1890-1904). - L.: Music, 1974. - 264p.

3. Komarnitskaya O. The Opera Theater of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory is 85 years old // URL: http://www.independent-academy.net/science/tetradi/19/komarnizkaja.pdf.

4. Lomovtsev Yu.O. The beginning of the performance... The history of the Russian theater. - Moscow: Bely Gorod; Sunday Day, 2016. - 55p.

5. Chernaya E.S. Conversations about opera. - Moscow: Znanie, 1981. - 160

p.

6. Shatalov O.V. Theater: ballet and opera. - Voronezh: Publishing and Printing Center of Voronezh State University, 2008. - 174 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.