БУЧИНСКАЯ Ольга Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Контактный телефон: (343) 350-75-89 e-mail: [email protected]
Старший преподаватель кафедры экономической теории и экономической политики
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Контактный телефон: (343) 375-46-07 e-mail: [email protected]
ШАЕСЛАМОВ Эдуард Расихович
История экономических учений - неотъемлемый компонент экономического образования
Утверждается необходимость преподавания предмета истории экономической мысли для подготовки бакалавров в области экономики, способных к пониманию и применению опыта предыдущих поколений экономистов. Исключение данного предмета из учебных планов может привести к одностороннему механистическому пониманию экономики и неспособности будущих специалистов учитывать социальные, исторические и географические факторы в принимаемых экономических решениях. Знание истории экономических учений важно также для сохранения ценных идей, а включение этого курса в учебные планы поможет оптимизировать структуры преподавания основных экономических курсов.
JEL classification: A22, B00
Ключевые слова: экономическое мышление; компетенции; история экономических учений; экономическая культура; экономические доктрины.
В контексте формирования современного экономического мышления бакалавров экономики перед преподавателем встает дилемма: «Верно, что не следует изучать современную теорию цены, не зная Адама Смита. Но не менее верно и то, что не следует читать Адама Смита до изучения современной теории цены» [2. С. XXIV]. Это вопрос д соотношения логического и исторического в развитии экономической теории и эконо-™ мической науки вообще.
^ Как нам представляется, не обязательно требовать от студента, чтобы он дошел до
§ переднего края науки, но будущий экономист должен понимать, как возникает новое | знание, какие ошибки подстерегают на этом пути и как их преодолевали великие мы-^ слители. Такой ход познания очеловечивает историю. Мало кто поставит себя вровень . с Аристотелем, А. Смитом или А. Маршаллом, но можно оценивать их достижения с вер® шин нашего времени, ушедшего далеко вперед по пути технического и экономического прогресса, наполненного новыми представлениями, знаниями, личностными смыслами. и В этом преимущество, которое позволяет нам чувствовать себя преемниками и продолен жателями их великих дел. Раскрытие преемственности поколений в развитии эконо-@ мической науки, накоплении экономического знания, формировании экономического
мышления составляет задачу истории экономических учений. Структура экономической науки становится все более разнообразной. Вместе с тем она сохраняет свое единство, включая в себя достижения самых ранних стадий своего развития и передний край науки. Главный результат изучения курса истории экономических учений заключается в формировании системного видения социально-экономических явлений [5. С. 4-15].
Рассмотрим различные точки зрения на преподавание истории экономической мысли. По мнению Я. С. Ядгарова, В. В. Шапкина и И. Н. Остроумова, история экономических учений - одна из важнейших учебных дисциплин в системе высшего экономического образования [13. С. 108-119]. В соответствии с федеральным государственным стандартом она призвана формировать общекультурные и профессиональные компетенции студентов бакалавриата и магистратуры, способствовать целостности и взаимосвязанности всех звеньев гуманитарного, социального и экономического цикла основной общеобразовательной программы. В результате изучения данного курса студенты приобретут знания, которые позволят:
1) избегать легковесных суждений о месте и роли «отцов политической экономии» в процессе эволюции экономической науки в прошлом и настоящем;
2) иметь достаточное представление об особенностях нововведений в творческом наследии многочисленных приверженцев и противников концепций «экономического человека» и «невидимой руки» А. Смита;
3) хорошо ориентироваться в маржиналистских теоретико-методологических постулатах предельного экономического анализа в контексте законов Госсена, креста А. Маршалла и оптимума Парето;
4) аргументированно интерпретировать первостепенное на современном этапе истории значение экономических учений эволюционной теоретико-методологической парадигмы, введенной в научный оборот родоначальниками «институционализма»;
5) выявить общее и особенное в кейнсианских и неолиберальных теориях государственного регулирования экономики и на этой основе сформировать собственное видение мер, необходимых для обеспечения глобальной стабильности и социальной направленности в масштабах как отечественной, так и мировой хозяйственной системы [13].
Согласно исследованию Ал. А. Мальцева, интерес современных ученых-экономистов к истории экономических учений падает, вплоть до «клиофобии» и утверждений, что история экономических учений стоит на последнем месте в компетенциях экономиста [11. С. 141]. Это приводит к тому, что экономисты, специализирующиеся на истории экономических учений «уходят» от экономики в смежные исторические и социальные отрасли науки. Тем не менее опросы показывают, что процент студентов и бакалавров, считающих дисциплину обязательной и возражающих против перевода истории экономических учений в факультативные дисциплины, достаточно высок [11. С. 140].
Любой современный бакалавр экономики, занимающийся научной или производственной деятельностью, должен четко понимать, что без науки прошлого не будет науки будущего [7. С. 28-35]. Естественно, что главное для практикующего экономиста - организовывать свою деятельность согласно объективно действующим экономическим законам. Игнорирование этих законов приводит к негативным последствиям, что показывает история экономических отношений на всем протяжении развития человеческой цивилизации - от организации утопических экономических сообществ до последствий устранения государства от регулирования экономических процессов. История экономических учений, ее изучение имеют своим следствием отход от догма-тизации экономической науки, ее демократизации и плюрализма.
Еще Дж. Н. Кейнс выделял три основные задачи истории экономических учений:
1. Историческая иллюстрация экономических теорий.
2. Историческая критика экономических теорий.
3. Историческое обоснование новых экономических теорий [1. С. 93-100].
Именно эти три аспекта обеспечивают поступательное развитие экономической науки, которое не может идти вперед в отрыве от прошлого.
Исключение из учебных планов дисциплины «История экономических учений» приведет к тому, что состояние современной экономической науки в России станет еще более неудовлетворительным. Известно, что научные школы строили свои теоретические исследования, как правило, на одном теоретическом основании, что оказывалось в достаточной степени упрощенным. Так, кейнсианство разрабатывало теорию поддержания высокой занятости и антициклического регулирования экономики. Монетаризм выдвинул в качестве основной задачи оптимизацию денежной массы в стране в целях борьбы с инфляцией и стабильного развития экономики. Институционализм обратил особое внимание на влияние законов, обычаев и правил на экономическое развитие общества. Для представителей неоконсервативного направления главной идеей была идея уменьшения государственного регулирования экономики и сокращения социальной защищенности населения.
Глубокие изменения в социально-экономических условиях, которые произошли в ХХ столетии и в начале XXI столетия, не объясняются во всех аспектах ни одной из существующих экономических школ.
Предлагаемый в качестве преподавания экономикс при всех его достоинствах не может претендовать на учение, способное адекватно описать и объяснить все процессы и явления современной экономики и сформировать целостное экономическое мышление, способное давать ответы на все вызовы, стоящие перед экономической теорией [6. С. 6-21]. Так, выдающийся американский экономист Дж. Гэлбрейт писал, что экономикс абстрагируется от реальной социально-политической жизни, перестает быть наукой и превращается «в консервативно используемую систему верований, претендующих на наименование науки» [14. Р. 63].
Российские ученые М. В. Шишкин и О. Н. Мисько из Санкт-Петербургского государственного университета справедливо отмечают специфическую особенность экономической науки, которая не позволяет проводить параллель между экономическими и естественнонаучными дисциплинами. По их мнению, в отличие от истории естественных наук, носящей сугубо прикладной характер, история экономических учений является самостоятельной отраслью экономического знания. Это связано с тем, что естественнонаучные открытия носят абсолютный характер и входят в систему современного знания вне зависимости от времени их появления. Развитие науки не отрицает предыдущих открытий, а делает их частным случаем более широкого понимания природы. Иное положение сложилось в экономической науке. Большая часть законов экономики имеет исторический характер - при смене общественной системы меняются ее законы. Существующие универсальные законы модифицируются под влиянием общественного развития. Отсюда следует, что невозможно создать универсальную теорию, объясняющую экономическую жизнь на всем протяжении ее истории [12. С. 4-19].
История экономических учений дает возможность выработать у студентов неортодоксальный подход к экономической теории и проследить, каким образом теории, популярные у современников, впоследствии оказывались несостоятельными и, напротив, теории, в свое время считавшиеся абсурдными, в процессе экономического развития общества доказывали свою практическую ценность, как это было с государственной теорией денег Г. Кнаппа [4. С. 109-125]. Таким образом, история экономических учений помогает студентам понять процессы экономического развития общества в динамике и отображение в этом развитии неоднозначности различных экономических воззрений.
История экономических учений должна быть востребована в современном российском вузовском образовании исходя из следующих объективных предпосылок:
1. История экономических учений представляет собой ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь
экономических категорий, законов, концепций. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс для экономической теории, микроэкономики, макроэкономики и мировой экономики. Изучение этого предмета необходимо, чтобы понять логику экономического развития и процессы открытия экономических законов и закономерностей.
2. Современные учебные планы на основе федеральных государственных образовательных стандартов предусматривают достаточно ограниченное количество часов на изучение базовых экономических дисциплин, таких как экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика. Значительная часть учебного материала может не вписаться в стандартный курс из четырех кредитных единиц. Введение в учебные планы курса «История экономических учений» позволяет вывести основные теоретические аспекты экономических школ, оказавших основное влияние на развитие теории спроса и предложения, предельных величин, абсолютной и относительной ренты, абсолютных и относительных торговых преимуществ, противоборство кейнси-анского и неоклассического подходов и т. д., в отдельный курс, концентрируя преподавание вышеуказанных предметов с более прикладной и практической стороны.
3. Знакомство со школами и направлениями в экономической науке дает возможность полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, определить их связи с происходящими изменениями в экономической практике. Обращение к истории экономических учений способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.
4. Чтобы знать, в каком направлении идет экономическое развитие общества, и прогнозировать наступление экономических кризисов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, крайне важно знать, какие экономические теории были идейной основой тех или иных партий, находящихся у власти или борющихся за власть. Необходимость этих знаний подтверждают события новейшей истории, происходящие в экономике, как Российской Федерации, так и всего остального мира. Именно знание истории экономических учений может объяснить ошибки, сделанные в 1990-е годы при переходе России от командно-административной экономики к рыночной, проблемы экономической политики чавизма, экономические и политические проблемы, с которыми сталкиваются страны Европы и США. Для глубокого осмысления современных проблем недостаточно знакомство с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они ни были.
5. В настоящее время основные экономические концепции преподаются в курсе экономической теории, как правило, в виде готовых моделей. Однако использование готовых моделей без знания их устройства и развития означает не только непонимание студентами устройства этих моделей, но и невозможность их дальнейшего совершенствования в рамках теоретических и практических экономических исследований. Необходимо давать студентам понимание того, как происходили процессы развития экономических концепций и моделей, чтобы студенты осознали: экономическая наука не стоит на месте, ее можно и нужно развивать. В свою очередь, экономическая ситуация постоянно меняется и в какой-то момент перестает соответствовать общепринятым моделям, что вызывает объективную необходимость поиска новых и совершенствования старых концепций об экономическом мироустройстве. Например, во времена А. Смита концепция свободного, нерегулируемого рынка объективно описывала реалии XVIII века и предыдущих эпох, когда основу производства составляли мелкие товаропроизводители, а цена действительно определялась на основе свободной конкуренции. В XX веке, когда производство диверсифицировано и преимущественно
монополизировано, концепция совершенной конкуренции уже не действует, поскольку современное ценообразование включает в себя элементы монопольной власти, а кризисы перепроизводства, финансовые кризисы и экономические пузыри на основе спекуляции производными финансовыми инструментами являются одной из наиболее актуальных проблем в современной экономике.
Не менее важно изучение экономических моделей в динамике, как это показывает статья Н. Макашевой на примере анализа кривой Лаффера. Если первоначальная версия кривой, которая до сих пор используется в учебниках по экономической теории и макроэкономике, иллюстрировала единственный статический оптимум налоговой ставки, то последующие исследования, в частности Ю. Ананиашвили и В. Папава, доказывают межвременной характер данной кривой, возможность ее разрыва, наличие не одного, а двух оптимумов (точек Лаффера 1-го и 2-го типа), а также влияние институтов на изменение данной кривой [10. С. 151-159]. Таким образом, экономические модели не являются статичными, и дисциплина «История экономических учений» позволяет расширить охват экономических моделей, представленных в большей части учебников по экономической теории, микро- и макроэкономики, через изучение динамики их развития. Это побуждает студентов прилагать собственные усилия к экономическим исследованиям для развития инструментария теоретической и прикладной экономики.
6. Во избежание повторения ошибок прошлого необходимо также давать студентам представление о том, куда могут завести ошибочные экономические идеи и концепции, утрирующие те или иные положения экономической теории [3. С. 148-149]. Очень важно сформировать у студентов понимание того, почему возникли и оказались провальными идеи утопического социализма, к чему может привести вульгаризация экономических концепций, которая имела место в начале-середине XX века.
7. Курс истории экономических учений способствует оценке вклада российских ученых в мировое экономическое наследие и формирует у студентов патриотическое сознание, что является необходимым качеством современного образования. Ввиду того, что большая часть тем в курсе экономической теории, микро- и макроэкономики является плодом изысканий западных ученых, у студентов может формироваться мнение, что все хорошие экономические идеи были созданы на западе и поэтому необходимо полностью копировать западный опыт. Преподавание курса истории экономических учений разрушает этот миф, показывает достижения и западных, и российских ученых и обеспечивает студенту более широкий взгляд на достижения экономической мысли, ориентирует их на исследовательскую деятельность, служит формированию научных экономических школ в России, способствующих раскрытию и увеличению интеллектуального потенциала страны.
8. Необходимо учитывать и тот факт, что курс «История экономических учений» (History of Economic Thought) до сих пор применяется в подготовке бакалавров ведущими западными университетами, такими как Оксфорд, Гарвард, Беркли и др. Соответственно, для повышения конкурентоспособности российского образования необходимо давать студентам знания в объеме не менее тех, которые даются в ведущих вузах мира. В связи с тем, что история экономических учений обоснованно занимает важное место в подготовке специалистов за рубежом, необходимо сохранять такие предметы, как история экономических учений и в программах отечественных вузов.
9. Ценность дисциплины «История экономических учений» подтверждается и тем, что за рубежом выходит значительное количество специализированных журналов, посвященных изучению экономической мысли - European Journal Of The History Of Economic Thought (Оксфорд), Journal Of The History Of Economic Thought (Кембридж), Journal of Political Economy (Чикагский университет), History of Political Economy (Университет Дюка) и др. [8].
Таким образом, студент, начинающий постигать экономическую теорию, должен знать все направления, школы и течения, составляющие предмет истории экономических учений, уметь правильно, творчески их анализировать, выявляя «рациональные зерна», и на основе этого формировать свою точку зрения. Преподавание истории экономических учений, наряду с другими экономическими и неэкономическими дисциплинами, способно создать современного, творчески мыслящего человека. Как предлагает кемеровский ученый А. Д. Леванов, решению задачи преодоления ограниченности подготовки современного экономиста может поспособствовать органическое взаимодополнение изучения возникновения и развития экономической науки, общей и экономической истории, этики и литературы [9. С. 288-291]. Сохранение дисциплины «история экономических учений» в учебных планах подготовки бакалавров в рамках федерального государственного стандарта третьего и последующих поколений является важным аспектом подготовки будущих экономистов.
Источники
1. Берсенев В. Л. Политическая экономия и историко-экономическая наука: диалектика междисциплинарных связей // Журнал экономической теории. 2013. № 2.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. : Дело ЛТД, 1994.
3. Гришина Е. А. Социальная политика в курсе «История экономических учений» // Университетское образование : сб. ст. XV Междунар. науч.-метод. конф. (Пенза, 6-7 апреля 2011 г.). Пенза, 2011.
4. Дубянский А. Н. Государственная теория денег Г. Кнаппа: история и современные перспективы // Вопросы экономики. 2015. № 3.
5. Дятел Е.П. История и методология экономической мысли: принципы систематизации категорий // Вестник УрФУ Сер.: Экономика и управление. 2012. № 2.
6. Ефимов В. М. Исходный институционализм и экономическое образование (Часть 1) // Известия УрГЭУ 2014. № 6.
7. Кузнецова М. В. История экономических учений как отражение эволюции общества // Вестник ОГУ 2007. № 4.
8. Курц Х. Д. Куда идет история экономических учений: медленно двигается в никуда? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 2008. № 3.
9. Леванов А. Д. Роль историко-культурных знаний в формировании экономического мышления // Вестник КемГУ 2012. № 3.
10. Макашева Н. А. Макроэкономическое примирение? (о книге Ю. Ананиашвили и В. Папава «Лафферо-кейнсианский синтез и макроэкономическое равновесие») // Вопросы экономики. 2015. № 3.
11. Мальцев Ал. А. История экономических учений, Quo Vadis? // Вопросы экономики. 2015. № 3.
12. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Актуальные проблемы историко-экономической науки XXI века // Вестник УрФУ. Сер.: Экономика и управление. 2013. № 4.
13. Ядгаров Я. С., Остроумов В. В., Шапкин И. Н. Теоретико-методологические и компетентностью основания истории экономических учений // Вестник финансового университета. 2013. № 4.
14. Galbraith J. K. Economics Peace and Laughter. Boston : The New American Library, 1971.