ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 330.8: 37.091.3
Н.И. Гульбина
РОЛЬ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ «ЭКОНОМИКА» И «МЕНЕДЖМЕНТ»
Рассматриваются проблемы преподавания курса «История экономических учений» в высшей школе России. Обосновывается необходимость изучения истории экономических учений. Показано влияние курса «История экономических учений» на формирование профессиональных общекультурных и коммутативных компетенций бакалавров. Приводятся примеры способов и форм активизации самостоятельной работы студентов, позволяющие оценить вклад экономистов прошлого и настоящего в развитие экономической науки.
Ключевые слова: история экономических учений, способы и формы активизации самостоятельной работы студентов, эссе и творческие задания, профессиональные и общекультурные компетенции бакалавра.
На недооценку курса «История экономических учений» в учебных заведениях Запада обращают внимание многие исследователи. Так, Д.П. О’ Брайен, касаясь истории, состояния и перспектив развития истории экономической мысли, пишет, что если раньше ее знание являлось одним из требований к профессии, то сейчас этого не требуется. Происходит, по его мнению, «выдавливание» курсов истории экономической мысли на периферию учебного процесса [1]. М. Блауг в ряде своих работ отмечал, что история экономической мысли становится второстепенным разделом экономической науки и как учебная дисциплина исчезает из программ высших учебных заведений [2]. Такая же тенденция наблюдается и в высшей школе России.
В федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования бакалавров по направлению подготовки «Экономика» включен курс (дисциплина) «История экономических учений» в профессиональный цикл в качестве одного из курсов по выбору вуза. В стандартах второго поколения эта дисциплина предлагалась лишь на специальности «Экономическая теория». Вместе с тем было очевидно, что потребность в рассмотрении взглядов представителей различных направлений на функционирование и развитие экономической системы огромна. Поэтому в рамках курса «Экономическая теория» предлагался раздел, посвященный истории этой науки. Но если учесть объем часов, выделяемых на изучение этого фундаментального курса (от 60 до 120) будущими специалистами в области финансов, менеджмента, налогообложения, станет понятно, что преподаватели экономической теории ограничивались лишь самым общим обзором ее истории. В этой ситуации даже имеющим хорошую подготовку в области
истории мысли преподавателям не удавалось представить различные подходы к объяснению экономических явлений.
Большинство курсов по экономической теории имеют вводный характер, они не содержат дискуссионных и методологических проблем. Из этих курсов невозможно понять внутреннюю логику развития теории, причины ее развития, многообразие подходов к анализу такого сложного объекта исследования, как экономическая система. Кроме того, в них отсутствуют альтернативные теории. История экономической мысли мало вписывается в рамки стандартной экономической науки. Повышенный уровень абстракции, позволяющий применять математический инструментарий в современной экономической теории, привел к формированию альтернативных основному течению теорий, ставших важнейшей составной частью современной экономической теории. Речь идет о неоавстрийской школе, ордолиберализме, посткейнсианстве, старом и новом институционализме, эволюционной, поведенческой, экспериментальной экономиках.
Понятно, что большинство преподавателей экономической теории в силу недостатка времени и квалификации не могли показать студентам богатство и многообразие экономических взглядов. Такая ситуация приводила к снижению общей экономической культуры, усилению догматического характера преподавания экономической теории. Поверхностное знакомство с альтернативными теориями способствует вульгаризации теории. Как заметил в одной из статей лауреат Нобелевской премии по экономике Я. Корнаи, в таких условиях вульгарный марксизм может быть сменен вульгарным коузизмом, что на практике может привести к нелепым выводам и рекомендациям.
В лучших вузах страны такой пробел восполнялся введением в учебные планы многих специальностей курса «История экономических учений» в качестве регионального или вузовского компонента.
В новых образовательных стандартах курс «История экономических учений» введен в качестве одного из курсов по выбору из предлагаемых 13.
С одной стороны, учтена его недооценка в прошлом, с другой - выбор осуществляют не сами студенты, а методическая комиссия. Чаще всего курс «Истории экономической мысли» сохранен в тех вузах страны, где имеются научные школы или преподаватели с опытом преподавания и соответствующей специализацией. Но, с другой стороны, углубление специализации и рост числа публикаций усиливают готовность учиться у экономистов прошлого. Интерес к истории экономической мысли в научном мире, количество публикаций по различным ее проблемам постоянно растут. Существуют специальные журналы, создаются научные общества, объединяющие исследователей, издаются ежегодные бюллетени и организуются конференции. Как указывает М. Блауг, ссылаясь на исследования М. Шабаса, если в 1992 г. количество специалистов по истории экономической мысли в мире было 500— 600 человек, то в 2000 г. их стало вдвое больше [2. С. 15]. Много таких специалистов и в России. Об этом свидетельствует количество публикаций в периодической литературе, вышедших учебников и учебных пособий, творческих дискуссий. Авторы не только докторских, кандидатских диссертаций, но даже выпускных квалификационных работ обращаются к изучению многообразных взглядов на природу тех или иных экономических явлений и
процессов. Почему существует такой интерес? Формированию каких общекультурных и профессиональных компетенций способствует курс «История экономических учений»? Какие формы самостоятельной работы помогут бакалавру раскрыть смысл многообразия взглядов экономистов настоящего и прошлого, стать активным участником творческой лаборатории мировой экономической мысли, оценить программы действий правительств по реформированию экономики, преодолению кризисных явлений, инфляции, решению социальных вопросов?
Приведем высказывания известных экономистов, подчеркивающих значение истории экономической мысли. Известный русский экономист
А.И. Чупров, автор учебного пособия по истории политической экономии, опубликованного в конце века и позднее неоднократно переиздававшегося, полагал, что изучение истории необходимо для основательного знакомства с экономическими теориями, ибо лишь тогда мы можем «вполне сознательно отнестись к современному состоянию теорий, когда ясно представляем себе, как и почему они приняли такой вид [3. С. 1]. По мнению Й. Шумпетера, «...состояние науки в данный момент в скрытом виде содержит ее историю и не может быть удовлетворительно изложено, если это скрытое присутствие не сделать открытым» [4. С. 5]. И это так. В любом современном учебнике по экономической теории мы обнаружим идеи А. Маршалла, Л. Вальраса, А. Пигу, Дж. М. Кейнса, Э. Хансена, Дж. Хикса, Р. Коуза, Ф. Хайека, представляющих разные направления и школы экономической теории. История экономических учений, полагал Й. Шумпетер, дает «педагогические преимущества, новые идеи и понимание логики человеческой мысли» [4. С. 4].
С точки зрения М. Блауга, история экономической мысли позволяет студентам более широко и фундаментально понимать широкий спектр концепций, для преподавателей и ученых «она служит убежищем инакомыслия, имеющего различную природу, но в своей основе стремящегося к определенному стилю мышления» [1]. Известный российский исследователь В.С. Автономов отмечает, что экономисты говорят на языке неоклассической теории, поэтому существует опасность чрезмерного увлечения техникой анализа в ущерб интуиции. История экономических учений, полагает он, тем и хороша, что работает на развитие экономической интуиции. В учебном пособии «История экономических учений» под редакцией В. С. Автономова подчеркивалось, что «история идей - школа мысли; пройти эту школу - значит не только расширить наши знания, но и укрепить свободу мысли» [5. С. 3].
На наш взгляд, изучение курса «История экономических учений» позволяет сформировать экономическое мышление, общую экономическую культуру. Это понимают наиболее продвинутые студенты, говоря о полезности курса, влияющего на «их общее развитие». Изучая взгляды экономистов прошлого, мы лучше постигаем современную экономическую теорию, понимаем, как «экономисты пришли к нынешнему образу мыслей». Это очень важно, ибо, в отличие от естественных наук, в экономической науке редко случаются озарения, как правило, здесь идет процесс накопления знаний и представлений об экономических явлениях и процессах. Объясняя идеи великих экономистов, с учетом их интеллектуальных приобретений, философских концепций и институционального контекста, в котором выдвигались те или
иные идеи, формировались те или иные концепции, можно понять, как экономическая наука пришла к тому, что она есть в современных условиях. Это способ лучше, т.е. глубже и полнее, понять состояние современной экономической теории. Все, что сегодня известно о развитии и функционировании экономической системы, представляет собой совокупность как научных открытий, так и заблуждений. Логические противоречия классической школы были преодолены К. Марксом, усилившим идеологическое начало в экономической теории. Появление исторической школы в Германии было реакцией на игнорирование национальных особенностей хозяйствования. Стремление преодолеть эмпиризм исторической школы привело к появлению неоклассического направления. Без А. Маршалла и А. Пигу не было бы Дж.М. Кейнса, без Кейнса не было бы Р. Лукаса и М. Фридмена. Дискуссии между неоклассиками и кейнсианцами относительно природы рыночной экономики до сих пор влияют на формирование экономической политики многих стран.
Студент-экономист должен иметь представление о разнообразии теоретических концепций и подходов, научиться их оценивать и синтезировать при исследовании различных проблем, не сводя реальную жизнь к одной идеальной модели. Подготовка квалифицированного экономиста и менеджера, способного принимать решения, требует освобождения от любого догматизма. Студент, получающий экономическое образование, должен овладеть не только экономико-математическими методами, но и историческим опытом формирования различных методов исследования. А это возможно лишь в том случае, если российские студенты будут изучать процесс развития экономической теории как сложнейший интеллектуальный процесс. Это тем более важно, поскольку в новом образовательном стандарте подготовки бакалавров по направлению «Экономика» к видам их профессиональной деятельности относится педагогическая деятельность. Одной из профессиональных компетенций является способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня. При этом нельзя забывать, что будущий профессионал ученый или преподаватель сначала изучает учебные пособия, затем научные работы предшественников и только тогда сможет приступить к написанию собственных научных работ.
Кроме того, изучение истории экономической мысли позволяет показать эволюцию теории в контексте реальных экономических проблем и противоречий практики хозяйствования. Только в этом случае можно понять влияние комплекса факторов, способствующих «кейнсианской» революции и возвышению кейнсианской теории в 30-60-х гг. XX в., уменьшение числа ее сторонников и укрепление позиций либерально настроенных неоклассиков в 70-х гг., объяснить существующий ныне интерес к институциональному направлению как на Западе, так и в России. Известно, что знания принято делить на две области - науку и технологию. Наука отвечает на вопрос «почему?», а технология на вопрос «как?». Под термином «технология» понимается использование знаний для достижения практических целей. Что понимать под «социальной технологией»? На наш взгляд, реформирование это и есть социальная технология. Возникают вопросы: на какой основе оно проводится? можно ли использовать научные модели, характеризующие процесс в его идеальном виде (например, представление о
совершенном рынке или рынке совершенной конкуренции) для решения задач институциональных преобразований?
Как показал российский опыт, слепое следование рекомендациям Всемирного банка в процессе так называемой шоковой терапии привело к серьезному трансформационному спаду. Незнание основ институционального проектирования, выдвигаемого представителями новой институциональной экономической теории, обусловливает целый ряд проблем в области спецификации прав собственности, сосуществования различных режимов прав собственности. Это обстоятельство вызывает потребность в изучении вклада экономистов в сокровищницу экономического прогресса. Студент получает возможность оценить программы политических деятелей на определенных этапах истории, показав их плюсы и минусы.
Как организовать процесс познания, какие теории выделить, а какие проигнорировать, с помощью каких методов и приемов сделать процесс изучения более интересным и полезным, позволяющим сформировать культурные, коммутативные и профессиональные компетенции? Как организовать самостоятельную работу студентов? Основными формами этой работы являются: во-первых, выполнение студентами индивидуальных заданий, во-вторых, проведение семинарских занятий по обсуждаемым проблемам и, в-третьих, работа с педагогическими испытательными материалами (тестами). Такая форма индивидуальных заданий, как рефераты, безнадежно устарела. Те студенты, у которых отсутствует стремление к глубокому и самостоятельному освоению курса, охотно прибегают к использованию различных коммерческих образовательных услуг, воспроизведению материалов Интернета.
На наш взгляд, рефераты можно заменить творческими заданиями, эссе по различным темам и проблемам курса. Творческие задания предполагают сравнительный анализ взглядов экономистов прошлого и настоящего на ту или иную экономическую проблему (роль денег и кредита, инфляция, роль государства в экономике и т. п.). Предлагается сравнить два важнейших направления экономической теории XX в. - неоклассическое и кейнсианское, обозначив основные проблемы их теоретических расхождений. Эти домашние или предлагаемые на семинарах задания можно реализовать и устно, в ходе групповых или индивидуальных дискуссий, позволяющих формировать коммутативную компетентность учащихся. Как полагают специалисты, образовательный ресурс эссе превращает студента из пользователя информацией в позицию субъекта. При этом важна правильная постановка вопроса, формулировка темы эссе.
Например: «Почему парадигму классической школы обозначают как мир богатства, а исторической - как мир хозяйственной культуры»? «Реформистские программы С. Сисмонди и русских либеральных народников: общее и особенное», «Анализ инфляционных процессов монетаристами и сторонниками «экономической теории предложения».
Тема эссе в данном случае определена, но можно предложить и другой вариант, самостоятельный выбор темы эссе в рамках проблематики семинарских занятий. Авторы неплохих письменных работ зачастую становятся беспомощными, когда требуется устно изложить тот материал, который они представили в письменном виде. Поэтому необходимо формировать у сту-
дентов навыки публичной, аргументированной защиты представленного материала, навыки вести диалог, обосновывать и защищать свои выводы и заключения. Одной из форм эссе становится дискуссия. Тем более что в экономической теории и прошлого и настоящего существовали различные подходы к постановке и решению тех или иных проблем. Например, студентам предлагается рассмотреть различные точки зрения на причины трансформационного спада, они не просто читают предложенную литературу, выделяя позиции неоклассиков, кейнсианцев или институционалистов, а проводят групповую дискуссию. Команды представителей разных направлений могут формироваться спонтанно, преподавателем или сознательно самими студентами, принимающими ту или иную точку зрения.
В тех группах, в которых в соответствии с учебным планом предлагается лишь прослушать курс и сдать зачет, контроль самостоятельной работы особенно важен. Помимо эссе для этого используется тестовая система контроля, позволяющая измерить уровень знаний студентов. Предлагаются тесты трех видов: для текущего контроля, для итогового контроля и тесты для контроля остаточных знаний. Тесты могут быть как открытыми, так и закрытыми. Важно, чтобы в предлагаемом тестовом задании была четко обозначена та или иная проблема. Тесты должны отражать сущность теории, содержать понятийный аппарат, сравнительный анализ тех или иных взглядов. В нашем курсе может быть предложена цитата из работ известных экономистов, содержащая или ключевое понятие той или иной школы экономической мысли, либо выражающая позицию автора на решение той или иной экономической проблемы. Вот образец подобного рода тестовых заданий.
Б. Мандевилль, философ и экономист XVIII в., писал: «Если люди будут стремится сберегать, значит, они не будут покупать товары, значит, упадет совокупный спрос, поэтому важно заставить людей расходовать свои доходы». Ставится вопрос: кто из экономистов ХХ в. взял это положение за основу своих рассуждений? Или же студент должен дать ответ на вопрос, какую школу экономической мысли представляет автор цитируемых строк. В закрытом тесте предлагаются варианты ответов. Разумеется, ответ студента может быть ответом наугад, но чаще всего он демонстрирует знание той или иной теории.
Недостатки тестовой системы очевидны. Но, по нашему мнению, тестирование позволяет, во-первых, дать объективную оценку знаний студентов, во-вторых, оценить их подготовленность по всем разделам курса, в-третьих, в условиях чрезмерной загруженности преподавателей в зачетную неделю уменьшить «износ» преподавателя.
Литература
1. O'Braien D.P. History of economic thought as an intellectual discipline // Cheltenham (UK), Northampton (Ma): Edward Elgar. 2007. X II. 430 p.
2. BlaugM. Nous somme avant tout economistes // Problemes econ. P., 2001. № 2725. Р. 15-22.
3. ЧупровА.И. История политической экономии. М., 1911.
4. Шумпетер Й. История экономического анализа: в 3 т.: пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001. Т. 1. 494 c.
5. История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 784 c.
6. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994.
7. Гульбина Н.И. Самостоятельная работа в учебном процессе и формы ее контроля // Совершенствование преподавания экономических дисциплин: материалы науч.-метод. семинара (12-13 октября 2007 г.). Томск: Изд-во НТЛ, 2007.