Астанин Виктор Викторович
доктор юридических наук, профессор, г.Москва
E-mail: [email protected]
Историография работ А.Я. Сухарева: от пропаганды правового просвещения до обеспечения международной законности
В статье изложены основные вехи творческого пути в правовой науке выдающегося юриста нашего времени — А.Я. Сухарева. Анализ библиографического наследия патриарха советской и российской юридической сферы охватывает более чем пятидесятилетний период (с начала 1960-х годов до настоящего времени). В проведенном историографическом исследовании автором представлены наиболее актуальные для современного развития отечественной правовой науки и практики работы А.Я. Сухарева, посвященные вопросам преодоления проблем адвокатуры, организации правового просвещения населения, обеспечения международной законности. В статье анализируются редкие в современном цитировании программные документы, относящиеся к периоду советского развития системы органов юстиции.
Ключевые слова: правовая пропаганда, адвокатура, международная законность, советская юстиция, правовая грамотность.
Проследить профессиональный и жизненный путь развития личности ученого и практика, государственного деятеля А.Я. Сухарева через призму его творческих трудов задача не легкая, но значимая. Важность этой работы не только заслуженная при жизни дань уважения и почета от представителя молодого поколения ученых-воспитанников НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, которым руководил А.Я. Сухарев во второй половине 1990-х и середине 2000-х годов. Большой интерес здесь имеет историографический анализ его творческих и научно-практических трудов, оказывавших влияние на процессы социально-правовой действительности, которые сейчас определяются как исторические вехи нашей страны. Немаловажно, что историография работ приводится при жизни их автора. Во-первых, это обстоятельство позволяет обеспечивать объективность их внешнего анализа. Во-вторых, предоставляет возможность соратникам и поздравителям юбиляра задаться многими вопросами к нему: простыми творческими (о стиле и вдохновении) и сложными профессиональными (содержание, побуждающие мотивы к написанию, практический эффект силы воздействия пера).
За основу историографического анализа предлагается взять список научных трудов А.Я.
Сухарева (общее количество которых более 200 по состоянию на 2009 год, и он не является полным), опубликованный в биографической книге, посвященной ему1.
Знакомство со списком обращает внимание на начала написания статей - временные и тематические. В 1964 году фактически в качестве пробы пера, но в позиции научно-практических установок, в ведущем и авторитетном для всех отечественных юристов журнале «Государство и право» вышла первая научная работа А.Я. Сухарева «Насущные задачи адвокатуры». Нужно сказать, что к проблемам повышения качества и роли адвокатуры автор обращался впоследствии неоднократно и с разных позиций, в том числе исторического наследия, недостатков, ожидаемых практических задач обеспечения законности, установления качества работы в судах1. Между тем передовыми для того времени были взгляды автора (если исключить обязательную для того времени идейно-политическую риторику) на роль адвоката в обществе, которая виделась в «деятельности, выходящей за рамки правозаступни-чества по уголовным делам. Ныне адвокаты являются общественными деятелями в самом широком значении этого слова; они должны оказывать
1 Сухарев А.Я. - достойный сын и гражданин России.
Тула: Гриф и К. 2010. С. 208-220.
правовую помощь не только гражданам, но и государственным и кооперативным предприятиям, выступать пропагандистами социалистического права...», а для этого требуется «...вооружить адвокатов методикой оказания правовой помощи»2.
Позволив провести короткие параллели этих тезисов с современными задачами реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утвержденных Президентом РФ 28 апреля 2011 г.), нельзя не отметить по прошествии почти 50 лет их актуальность и фактическое совпадение позиций в видении функций адвокатуры по повышению качества и доступности оказания юридических услуг, в том числе и безвозмездных, определенных Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Статьи А.Я. Сухарева изначально отличались научно-практической направленностью (к слову сказать, во времена моего обучения в аспирантуре он неустанно наставлял начинающих исследователей в необходимости строгого обеспечения связи научных разработок с практикой). Судя по содержанию приведенных выше работ, в них определялись самые важные, требующие скорейшего разрешения задачи развития практики в сфере юстиции. Примечательно, что пристальное и непрекращающееся внимание к вопросам адвокатуры логически было оформлено в сборнике работ авторов, привлеченных А.Я. Сухаревым к написанию коллективного труда «Роль и задачи Советской адвокатуры», который вышел в свет в 1972 году.
Основное библиографическое наследие А.Я. Сухарева в советский период имело диалектику развития в связи с его профессиональной деятельностью - сначала на посту первого заместителя Министра юстиции СССР (1970-1984 гг.), а затем Министра юстиции РСФСР (19841988 гг.). Именно в отмеченные годы во многом благодаря его усилиям возникла и получила практическое звучание тема повышения правового воспитания трудящихся, распространения правовых знаний среди населения, профессиональной правовой подготовки юридических кадров, формирования качества юридических исследований и образования. В научных трудах автора, выступающего одновременно стратегом и проводником реализации государственной
2 См.: А.Я. Сухарев Пятидесятилетие Советской адвокатуры // Государство и право. 1972. №5.
политики обеспечения правовой грамотности в широком смысле, ее направления отразились в постановке перспективных задач. Начала этой большой работы были заданы программной статьей «Повышать эффективность правового воспитания»3 и идеологическим произведением «Правовые знания в массы»4. В них в качестве основной задачи советской юстиции была определена необходимость широкого обеспечения потребностей граждан в правовых знаниях.
Конкретное выражение имели предложения об организации правового просвещения в трудовых коллективах, создания специализированных обществ по распространению правовых знаний и лекториев, в работе которых рассматривалась необходимость участия не только представителей юридической науки и образования, но также адвокатов и практиков из числа сотрудников правоохранительных и судебных органов. В этих предложениях не принижалась роль государственных и партийных органов в обеспечении работы по правовому просвещению. Напротив, речь шла об установлении, как это могло бы быть выражено сегодняшним языком, государственно-частного партнерства. И потому, в других статьях автора были актуализированы принципы организации юридической службы в партийных органах и задачи повышения воспитательно-предупредительной функции правосудия5. Следует отметить, что указанные предложения были опубликованы после их публичного доклада автором на одноименно тематических всесоюзных конференциях. В этой тонкой детали генезиса статей, проявлялся просветительский и организационно-практический талант работы А.Я. Сухарева, рассчитанный на доведение до максимально широкого круга государственных и партийных деятелей, правоприменителей и представителей общественности, актуальных задач и направлений деятельности системы органов юстиции.
Учебному компоненту на ниве правового просвещения А.Я. Сухарев придавал важное значение - в то время ощущался дефицит возможностей образования и воспитания в этой сфере. В ряде публичных, впоследствии опубликованных его докладах, отмечалась необходимость совершенствования юридического образования и
3 А.Я. Сухарев Насущные задачи адвокатуры // Государство и право. № 10. 1964. С. 3 и 9.
4 См.: Социалистическая законность. № 7. 1971
5 См.: Политическое самообразование. №1. 1971.
науки в контексте базовой и профессиональной правовой подготовки кадров, а также их нацеленности на прикладные и фундаментальные цели повышения правового воспитания граждан6.
Признавая недостаточной опору на один лишь учебный компонент развития правосознания граждан, А.Я. Сухарев со второй половины 1970-х в своих работах переключился на решение задач всеобщей пропаганды правового воспитания и управления этим процессом (включая вопросы его координации со стороны Министерства юстиции)6.
Особый интерес представляют взгляды автора на необходимость формирования целостного и системного подхода к вопросам определенного им «правовоспитательного процесса». Очень корректно в статье «Управление правовым воспитанием трудящихся»7 автор исключал механические подходы к организации правового воспитания как инструмента государственной политики обеспечения законности. Справедливо и одновременно смело для того времени звучало признание ограниченной роли «развития правового сознания масс в силу воздействия экономических и образовательных факторов». Констатировалось, что «эффективность правовоспитательного процесса во многом зависит от глубины и всесторонности его научного обоснования... как отрасли науки и практической деятельности». Отмечалась острая необходимость выработки эмпирических показателей, позволяющих определить эффект достижения целей правового воспитания. Система управления в этой сфере связывалась: с проведением конкретных социологических, социально-психологических исследований правовой культуры; с разработкой методики определения уровня
6 См. А.Я. Сухарев Актуальные задачи правового воспитания граждан в свете решений XXIV съезда КПСС // Тезисы докладов и сообщений на Всесоюзной научно-практической конференции «правовое воспитание трудящихся и укрепление социалистической законности». 22-23 мая 1973 г. М., 1973; А.Я. Сухарев Повышение воспитательно-предупредительной роли правосудия - насущная задача судов и органов юстиции // Тезисы докладов и сообщений на Всесоюзной научно-практической конференции «Совершенствование организации и усиление воспитательно-предупредительного воздействия судебных процессов» 22-23 октября 1974 г. М., 1974.
7 См. А.Я. Сухарев Актуальные проблемы профессиональной подготовки и использования юридических кадров в стране. Вопросы совершенствования юридического образования. М., 1973; Правовое воспитание и юридическая наука // Государство и право. № 2. 1974.
предъявляемых обществом требований к правовому регулированию социальных отношений и к деятельности по распространению юридически значимой информации; с определением механизмов правового воспитания в строгой дифференциации по отношению к статусу тех, в отношении которых оно направлено. Рассматриваемая статья имела политико-правовое содержание, убеждающее признать правовое воспитание многогранным и сложным процессом управления, которое требует повседневного государственного внимания. Фактически эти очевидные, но не прописанные (в силу корректности автора) выводы, обосновывали и обуславливали важность созданного и активно работающего в это время в составе Минюста СССР (не без инициативного участия А.Я. Сухарева) специального подразделения, занятого реализацией государственной политики в области правового просвещения и воспитания.
Безусловно, что эта работа проводилась стараниями многочисленного коллектива, занятого как подготовкой программных целевых документов и мероприятий, так и прикладными задачами их воплощения.
Так, в 1980 -1982 годах выходит в свет серия тематических брошюр под редакцией А.Я. Сухарева на острые, нуждающиеся в разъяснении вопросы соблюдения и обеспечения законности в самых разных областях общественной жизни, которые были рассчитаны на ординарного обывателя. Это брошюры с говорящими названиями: «Права, свободы и обязанности граждан», «Закон охраняет природу», «Когда бездействие преступно», «Когда наступает ответственность», «Право на жилище», «Слушается уголовное дело», «Право на судебную защиту», «Кто отвечает за соучастие в преступлении», «Есть такая служба - уголовный розыск», «На страже социалистической собственности», «На чьей стороне закон. О праве на необходимую оборону», «Если ты свидетель», «Что надо знать об уголовном кодексе».
Примечательно, что серия изданий и работа над ними не прекратилась и в последующем -в связи с назначением А.Я. Сухарева на должность Министра юстиции РСФСР (1984-1988 гг.). В эти годы появились: «Цена неосторожности», «Слушается гражданское дело», «Хулиганству - бой», «Наш народный суд», «Борьба с нетрудовыми доходами».
Непосредственное участие сотрудников Минюста РФСФР от министра до специалиста в реализации правового просвещения строго соответствовало тем требованиям, которые А.Я.
Сухарев предъявлял ко всем иным участникам правового всеобуча. Так, в статье «Новый этап правового строительства» автор настаивал на необходимости отказа органов юстиции от позиции сторонних наблюдателей в деле правового просвещения, предостерегал от формализации работы, связывал недостаточность правового всеобуча с «юридическим бескультурьем в сфере управления, которое оборачивается большими экономическими и моральными издержками» (несмотря на то, что в середине 1980-х в народных университетах правовых знаний училось более 700 тысяч человек)8.
Очень ярко звучат цели правового всеобуча представителей органов власти и управления. По мнению автора они заключены в создании «культуры правового обслуживания граждан» и «качества правового сервиса», которые непосредственно связывались с упрочением правопорядка - от повышения качества возмещения причиненного материального ущерба до соблюдения договорной дисциплины, от подготовки обоснованных законов до обеспечения социальной профилактики преступности9.
Более чем 20-летний опыт реализации государственной политики в области правового просвещения и воспитания в теоретических и прикладных трудах автора не проходил без ущерба вниманию другим важным вопросам развития юриспруденции, а именно аспектам ее учебного и
8 См.: Вопросы эффективности правового воспитания. М., Сборник научных трудов. 1975; Правовое воспитание и задачи укрепления законности. М., 1976; Активнее вести правовую пропаганду // Рабоче-крестьянский корреспондент. №1. 1976; Координация правовой пропаганды - важное условие повышения ее эффективности // Вопросы эффективности правового воспитания. Сборник научных трудов. М., 1977; Социалистический образ жизни и правовое воспитание трудящихся. М., 1977; Правовое воспитание подрастающего поколения. М., Политическое самообразование. № 6. 1977; Управление правовым воспитанием трудящихся // Государство и право. №11. 1977; Конституция СССР: социально-правовая активность и правовое воспитание молодежи // Правосознание и правовое воспитание молодежи. Сборник научных трудов. М., 1978; Правовое воспитание. Его роль в укреплении законности и развитии социально-правовой активности // Коммунистическая нравственность и правопорядок. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции. Баку. 25-27 апреля 1979 г. М., 1979; Воспитательная роль правосудия // Законность. №10. 1980.
9 Управление правовым воспитанием трудящихся // Государство и право. №11. 1977. С. 37-44.
политического обеспечения. В 1980-х годах А.Я. Сухарев выступил соавтором ряда учебников: «Основы правоведения» (М., 1982), «Советское государственное строительство и право» (М., 1984). В политическом содержании обеспечения особой роли права и его влияния на происходящие процессы внутренней (перестройка) и внешней политики (движение по разоружению), заметными стали следующие труды автора: «Ассоциация советских юристов», «Права человека и проблемы мира», «Мы проводим ревизию нашего юридического дома» (Московские новости. № 14 от 05 апреля 1987 г), «Юристы, международное право и ядерное оружие» (Стокгольм, 1988).
В период деятельности А.Я. Сухарева на посту Генерального прокурора СССР (19881990 гг.) выработанные за долгое время открытость и желание в освещении насущных задач совершенствования отечественной правовой системы не исчезли из орбиты его научных интересов. Между тем, изменилась тематика трудов, в большей степени объективно - под стать проблемам, которые он решал на практике. Насущные задачи работы органов прокуратуры в изменяющихся социально-политических условиях страны, вызванных перестройкой, буквально с первых дней назначения на должность нашли выражение в работах А.Я. Сухарева (кстати сказать вся историография трудов выступает свидетельством этой закономерности). Так появились программные научные статьи в ведомственном журнале «Законность»: «Руководствуясь принципами гуманизма», «Проблемы перестройки прокурорского надзора» (обе опубликованы в № 1, 1988).
Процессы демократизации и теперь уже экзотической «гласности», происходившие в конце 1980-х годов в СССР отразились в трудах А.Я. Сухарева в русле обеспечения открытости отечественной правовой системы перед зарубежными странами, ее готовности освобождаться от рудиментов. Этим целям отвечали работы автора, опубликованные за рубежом: «СССР либерализирует уголовную политику» (Шве-ция.1988), «Советская правовая система в процессе реформ» (Стокгольм, Norrskensflamman, от 8 апреля 1988), «Реформы и проблемы законности в России» (Chicago Tames, 1989).
Долгий период практического накопления опыта закономерно воплотился в фундаментальных трудах, которые были подготовлены в постсоветское время - в период работы в Научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на протяжении
1990-х - середины 2000-х годов. В этот период А.Я. Сухарев выступил в роли сенсея сферы научно-практического обеспечения деятельности органов прокуратуры, судебной власти и системы правоохранительных органов.
Неудивительно, что внимание автора в первые годы новой России на научном поприще занимали вопросы осмысления роли права и установления правопорядка в контексте бурно меняющихся формаций: общественных, экономических, политических и, конечно, правовых. Болеющий душой за недавно разъединенные союзные республики, столкнувшиеся с девальвацией социалистической системы права и вынужденные выстраивать обновленную модель правовой системы, А.Я. Сухарев не мог обойти вниманием актуальные вопросы государственно-правовых реформ в странах СНГ.
Взвешенные воззрения практика в науке борьбы с преступностью олицетворяли А.Я. Сухарева в плеяде известных ученых - криминологов, с которыми он работал (Алексеев А.И., Долгова А.И., Кудрявцев В.Н., Кузнецова Н.Ф. и др.). Талант ученого в этой области бурно проявился в спектре решения злободневных вопросов организации борьбы с преступностью которая приобрела черты неожиданного феномена в переходный период. Работы автора в 1990-е годы отличались не только широким диапазоном исследуемых криминологических аспектов (криминализации общества, сохранения природной среды, взаимодействия государства и общества в противодействии преступности, социальной профилактики преступности), но и известная степень их экспертного предназначения для целей законотворчества и учета в государственном управлении. В форме аналитических документов они регулярно поступали в Совет Безопасности РФ, Верховный совет народных депутатов, Генеральную прокуратуру РФ10. Результаты такой масштабной работы вылились в периодическую подготовку аналитических докладов «Законность», ежегодно представляемых в качестве доклада Генеральному прокурору РФ.
Бессменным является внимание А.Я Сухарева к вопросам развития органов прокуратуры, актуализации направлений ее деятельности по обеспечению законности и правопорядка. С начала 1990-х и по сей день эта тема в трудах автора находит освещение в самых разных позициях, не свойственных ординарным учебным работам, а именно: в научных основах профилактической деятельности органов прокуратуры, в концепции их развития в переходный период, в вопро-
сах совершенствования прокурорского надзора, в определении роли прокуратуры в условиях судебно-правовой реформы и т.д.10.
Многие работы автора имели эмоциональное содержание, которое отличалось от академических форм изложения научных проблем и средств их решения, но в трудах автора они находили бесспорное утверждение и поддержку («Россия в тисках преступности» // Прокурорская и следственная практика. №1. 1997; «Нельзя распылять научные силы» (о борьбе с организованной преступностью) // Прокурорская и следственная практика. № 3. 1998; «Державное «око» в осаде. К вопросу о реформе прокуратуры: Учебное пособие: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. М., 2001).
С начала 2000-х годов А.Я. Сухарев начинает проработку темы (давно заботившей его в силу исторического участия в событиях ее знаменующих), за которой плотно закрепилось не только его авторство, но и инициативность ее публичного освещения на организуемых им же научно-практических конференциях. Речь идет о Нюрнбергском процессе, который рассматривался автором с комплексных позиций не только уроков прошлого, но и современных параллелей в деле укрепления международного правопорядка, предупреждения нацизма и терроризма, обеспечения международной законности, определения правозащитной деятельности государств, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, сотрудничества правоохранительных органов государств, единства подходов к правосу-дию11. Фактически, через призму Нюрнбергского процесса автор выразил в посвященных этой теме трудах не просто свое личное отношение к проблемам борьбы с преступлениями фашизма, а комплекс всех своих знаний, переживаний, опыта в деле утверждения идей справедливости Закона.
Отмечать окончания юридического и библиографического научного наследия А.Я. Сухарева не приходится. Александр Яковлевич и сейчас активно пишет. Однако для многих поколений юристов его решения важнейших вопросов многогранной проблематики в сфере права были, остаются и в будущем будут предметом цитирования и обоснования исследуемых традиционных и разрабатываемых новаторских направлений - от пропаганды правового просвещения до обеспечения международной законности.
10 А.Я. Сухарев Новый этап правового строительства // Советская юстиция. № 4. 1986. С. 8.
11 См. А.Я. Сухарев. За дальнейшее упрочение правопорядка // Советская юстиция. №1.1985. С. 1-5.