УДК 94(47).084.8
СОВЕТСКАЯ АДВОКАТУРА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 40-70 ГГ. ХХ В.
Т.Г.Мишина
Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]
В этой статье анализируется историографический обзор советской адвокатуры в трудах отечественных и зарубежных исследователей 40-70х гг. ХХ в. Автор приводит краткий обзор истории советской адвокатуры и обобщение практики применения союзного законодательства в трудах зарубежных и отечественных учёных, занимающихся исследованием проблем советской адвокатуры как общественного института. Содержание статьи позволяет сделать вывод о том, что накоплен определённый исследовательский опыт в осмыслении истории и правового регулирования развития адвокатуры советского периода в указанный период 40-70х гг. ХХ в. Ключевые слова: советская адвокатура, учёные, исследования, союзное законодательство, адвокат
This article is about history of Soviet advocacy by the investigations of Patriotic and foreign scientists from 1940 till 1980. The author describes historical survey of Soviet advocacy by the example of historical and law literature of Soviet and foreign scientists. Article maintenance allows to draw a conclusion that, thanks to it the law and history science has a lot of experience in the meaning of the development Soviet advocacy from 1940 till 1980.
Key words: soviet advoсacy, scientists, investigations, soviet legislation, advocate
Вся история советской адвокатуры - это история постоянного совершенствования форм организации защиты и расширения границ деятельности адвокатуры по оказанию правовой помощи гражданам. Зарубежные и отечественные учёные, занимающиеся исследованием проблем советской адвокатуры ХХ в., рассматривали практические и теоретические вопросы адвокатской деятельности, анализируя правовое положение института советской адвокатуры в советском государстве и обществе. Исследователи обобщали практику применения союзного и республиканского законодательства, предлагая различные варианты решения проблем советской адвокатуры как общественного института. Так, на страницах журнала «Социалистическая законность» обсуждались вопросы организации ускоренной системы адвокатов, особенностей их роли в условиях военного времени. В 1945 году вышла статья профессора Полянского о юридической природе адвокатуры. Автор указал на то, что адвокатура осуществляет административные функции (юридическая помощь населению, содействие правосудию), ведь именно в СССР часть адвокатов поступали в адвокатуру отнюдь не добровольно, а по направлению партийных органов или Министерства юстиции. Председатель Президиума коллегии входил в номенклатуру Минюста, его назначал министр юстиции совместно с обкомом партии, а потом его статус утверждался на общем собрании адвокатов. Фактически навязывались твёрдые ставки заработной платы. Часть адвокатов получала фиксированный заработок (сельские адвокаты, члены президиума) [1].
Одним из первых к исследованию советской адвокатуры обратился Т.Э. Нейштадт. По его мнению, советская адвокатура - это общественная организация, связанная в своей повседневной работе с широкими народными массами. В связи с этим, главное предназначение советского адвоката Т.Э. Нейштадт
видел в том, чтобы быть честным и справедливым и снискать уважение и доверие со стороны суда и подзащитных. Исследования Т.Э. Нейштадта особенно ценны тем, что автор одним из первых изучил историческое развитие советской адвокатуры с 1917 по 1958гг. на примере членов Московской городской коллегии адвокатов, раскрыв при этом понятия «адвокатской этики» и «адвокатской тайны» в советском государстве. Им впервые было открыто высказано мнение о предоставлении адвокатам возможности, наряду с прокурорами, участвовать в заседаниях судов, пересматривающих в порядке надзора вступившие в силу приговоры и судебные решения [2].
Однако это были лишь первые шаги в изучении проблем советской адвокатуры. Вслед за исследовательской деятельностью Т.Э. Нейштадта последовали другие научные работы, которые конкретизировали различные аспекты исследуемого вопроса. В 50-60 гг. ХХ века появился ряд исследований, посвящённых роли адвоката на предварительном следствии и в суде, освещавших проблемы участия защитника в охране прав и законных интересов граждан. Такие исследования были необходимы для изменения позиции советского государства к месту адвокатуры в советском обществе. Так, в исследованиях адвокатов-практиков Т.П. Соколова, Я.С. Киселёва, А.С. Эк-мекчи, М. Выдря подробно освещался вопрос о процессуальном положении защитника в суде как гаранте конституционного принципа права на защиту обвиняемых и потерпевших при рассмотрении уголовных дел, по которым обвинение поддерживается прокуратурой [3]. Можно полностью согласиться с мнением этих авторов о том, что осуществляя защиту обвиняемого и потерпевшего как на предварительном следствии, так и в ходе судебного разбирательства, адвокаты способствуют всесторонней проверке доказательств и наиболее объективному установлению ис-
тины, что, безусловно, повышает авторитет адвокатуры в обществе и государстве и способствует обеспечению на защиту лицам, обвиняемым в совершении преступлений.
Необходимо отметить, что в период с 1950 по 1980 гг. заметно возрос интерес советских учёных и адвокатов-практиков к исследованию проблем советской адвокатуры. Полагаю, что поводом для такого научного подхода к исследованию проблематики института советской адвокатуры и положению советского адвоката в правоохранительной системе Советского государства явились изменения общественнополитической ситуации в целом. Тем не менее, работы советских исследователей, написанные в указанный период времени, не всегда точно отражали суть тех или иных исторических процессов, подчёркивая достижения и замалчивая неудачи властей в экономических и политических сферах жизни Советского государства и общества; явно преувеличивались успехи советской власти в области развития демократии. В конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века в Советском Союзе проводилась масштабная правовая реформа. 25 декабря 1958 года Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства о судоустройстве СССР [4], Основы уголовного законодательства, Основы уголовного судопроизводства. От. 22 Основ уголовного законодательства закрепила, что теперь защитник мог допускаться к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могли сами осуществлять своё право на защиту, защитник допускался к участию в деле с момента предъявления обвинения [5]. Среди законов, принятых Верховным Советом СССР в 1958 году, важное место занимают Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы уголовного судопроизводства, наряду с тем, что они воспроизводили целый ряд важнейших положений старого уголовнопроцессуального законодательства, проверенных многолетней судебно-следственной практикой, и расширяли права обвиняемого в процессе; определили усиление процессуальных гарантий, таких как допуск адвоката для защиты интересов обвиняемого со стадии предварительного следствия. До принятия Основ уголовного судопроизводства участие защитника на стадии предварительного следствия не допускалось. Адвокат имел право вступить в дело только на стадии судебного следствия для защиты интересов обвиняемого [6]. Теперь защитник мог представлять интересы несовершеннолетних, инвалидов и лиц, не владеющих языком судопроизводства, а также всех остальных лиц - с момента предъявления обвинения [7]. Основы уголовного судопроизводства не могли и не стремились регламентировать все правоотношения, возникающие в связи с участием защитника в уголовном деле. Эта задача решалась уголовнопроцессуальными кодексами союзных республик. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 г. (далее сокращённо УПК
РСФСР 1960г.) [8], существенно расширил институт защиты: были изложены правила, определяющие лиц, которые, кроме адвокатов, могли выполнять функции защитника, а также возможность игнорировать отказ обвиняемого от защитника, если участие последнего в деле являлось обязательным (ст.ст. 47-50 УПК РСФСР 1960г.). Дальнейшую конкретизацию получили и права защитника (ст. 51 УПК РСФСР 1960г.), реализация которых обусловила определённую совокупность его процессуальных отношений со следователем. УПК РСФСР 1960г. и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958г. предусматривали участие защитника на стадии предварительного следствия и наделили его широкими процессуальными правами, а также достаточно точно определили его процессуальные обязанности в осуществлении защиты обвиняемого [9].
Новый этап в деятельности адвокатуры наступил с принятием в декабре 1958 года Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, восстановивших права союзных республик регламентировать организацию и деятельность адвокатуры [10].
Профессор И.Д. Перлов в своей монографии «Как устроены суд, прокуратура и адвокатура в СССР» детально рассмотрел, как устроена советская судебная система, принципы организации советской адвокатуры и советской прокуратуры, проблемы функционирования и взаимодействия советских правоохранительных органов, а также проблемы государственного руководства советской адвокатурой и органов самоуправления коллегии адвокатов. Большое внимание в своей книге этот исследователь уделил принципу обеспечения обвиняемому права на защиту как одному из важных демократических принципов деятельности советского суда и важной роли адвокатуры, деятельность которой преимущественно протекает в суде и тесно связана с судом [11].
С 70-х годов прошлого века теоретическими вопросами развития советской адвокатуры занимаются Г.З. Анашкин, К.Н. Апраксин. В своих работах эти авторы продолжили исследование общеконцептуальных проблем изучения института советской адвокатуры и функции защиты в советском судопроизводстве, связанных с постоянным накоплением опыта применения тех новых процессуальных институтов, которые получили своё выражение в действующем процессуальном законодательстве и необходимостью их дальнейшего совершенствования [12].
Роль адвоката в уголовном судопроизводстве в различные исторические периоды и изменения в правовом регулировании адвокатской деятельности исследовались в работах Ю.И. Стецовского, И.Ю. Сухарева и некоторых других специалистов в области процессуального права [13].
Значительный вклад в разработку исследуемого вопроса внёс А.Д. Святоцкий, который относительно подробно исследовал историю советской адвокатуры и составил хронологию истории адвокатуры, выделив периоды коллективных форм хозяйства (1928 - 1936гг.), централизации советской адвокатуры (1936 - 1941гг.), адвокатуру в годы войны (1941 -
1945 гг.), децентрализации советской адвокатуры (1945 - 1960 гг.). При построении такой хронологии автор использовал разные критерии: и правовое регулирование, и организационные формы, и специфику
[14].
Подробную историю советской адвокатуры постаралась описать И.И. Мартинович в своём труде «Адвокатура в СССР» в 1973 году. Ею рассмотрены нормативные правовые акты сталинского периода, состав адвокатских коллегий, отдельные аспекты деятельности адвокатуры. По мнению Мартинович, демократические принципы самоуправления адвокатуры постоянно сохранялись и развивались, несмотря на вмешательство в деятельность коллегий Минюста
[15].
Распространение получили региональные исследования по истории адвокатуры. Так, значительный вклад в изучение истории становления и развития профессиональной адвокатской организации внесли
В.Н. Смирнов и Р.Р. Усманов, показавшие на примере истории адвокатуры Среднего Урала все особенности, противоречия и успехи советской адвокатуры, проанализировав деятельность адвокатуры в годы сталинского режима и тщательно изучив состав адвокатских органов, чистки и репрессии среди членов коллегии, подготовку адвокатских кадров, качество работы адвокатов и т.д. [16].
Ценный вклад в изучение проблем формирования института советской адвокатуры с позиций исторической и юридической науки внесла Е. А. Быковская, которая исследовала процессы становления и развития адвокатуры Новосибирской области советского периода. Особое внимание автор уделила опре-
1. Полянский Н. Юридическая природа адвокатуры // Социалистическая законность. 1945. № 3. С. 12-15.
2. Нейштадт Т. Э. Советский адвокат. М., 1958. С. 13-14.
3. Цубин А., Ярженец Г., Соколов Т. Роль и задачи адвокатуры в связи с дальнейшей демократизацией советского уголовного процесса. М., 1960. С. 2224.
4. Ведомости ВС СССР. 1959. № 1. С. 12.
5. Свод законов СССР. 1990. Т.10. С. 501, 577.
6. Мухин И. Новое советское законодательство и адвокатура. М., 1960. С. 31.
7. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.
8. Кобликов А.С. К разработке нового уголовнопроцессуального законодательства // Социалистическая законность. 1989. № 12. С. 5.
9. Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1.
10. Перлов И.Д. Как устроены суд, прокуратура и адвокатура в СССР. М., 1964. С. 24 - 25.
11. Анашкин Г.З., Апраксин К.Н. Адвокатура в СССР. М., 1971. С. 48 - 60.
12. Стецовский Ю.И. Адвокат в уголовном судопроизводстве. М., 1972. С. 21.
13. Сухарев И.Ю. Речи советских адвокатов. М., 1968.
С. 30 - 42.
14. Святоцкий А.Д. Создание советской адвокатуры // Проблемы правоведения. Республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 47. Киев, 1986. С. 48-53.
делению места адвокатуры в политической системе общества, исследовала конкретные исторические условия функционирования адвокатуры на различных этапах её развития, выявила предпосылки реформирования адвокатуры в ходе судебно-правовой реформы. Она тщательно проанализировала правовой статус коллегий адвокатов, работу адвокатов, взаимоотношения с партийными и правоохранительными органами; ряд тенденций в развитии советской защиты, в том числе ухудшение качества защиты в ходе чисток, усиление вмешательства Минюста [17].
Таким образом, можно констатировать факт, что накоплен определённый исследовательский опыт в осмыслении истории и правового регулирования развития адвокатуры советского периода. Однако пробелы в изучении данной проблемы значительны. В перечисленных выше работах в основном затрагивались проблемы правового регулирования адвокатской деятельности, определения места адвокатуры в судебной системе и процессуального положения адвоката. Вследствие этого вопросы кадрового состава адвокатуры различных исторических периодов, определения места адвокатуры в политической системе общества не получили освещения в историографии. Нет исследований, раскрывающих практические формы, методы, роль и значение правового регулирования адвокатуры в системе правоохранительных органов. Большинство авторов почти не использовали богатый архивный материал, так как подвергались идеологическому давлению и изучали только нейтральные темы. Изучение правового регулирования советской адвокатуры нуждается в дальнейшем исследовании с привлечением архивных материалов.
15. Мартинович И.И.. Адвокатура в СССР. Минск, 1973. С. 72-98.
16. Смирнов В.Н., Усманов Р.Р. История адвокатуры Среднего Урала. Екатеринбург, 1999. С.64.
17. Быковская Е.А. Адвокатура Новосибирской области в 1920-1980-е годы. Новосибирск, 2003. С. 1750.
Bibliography (Translitirated)
1. Poljanskij N. Juridicheskaja priroda advokatury // So-cialisticheskaja zakonnost'. 1945. № 3. S. 12-15.
2. Nejshtadt T. Je. Sovetskij advokat. M., 1958. S. 13-14.
3. Cubin A., Jarzhenec G., Sokolov T. Rol' i zadachi advokatury v svjazi s dal'nejshej demokratizaciej sovets-kogo ugolovnogo processa. M., 1960. S. 22-24.
4. Vedomosti VS SSSR. 1959. № 1. S. 12.
5. Svod zakonov SSSR. 1990. T.10. S. 501, 577.
6. Muhin I. Novoe sovetskoe zakonodatel'stvo i advoka-tura. M., 1960. S. 31.
7. Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1960. № 40. St. 592.
8. Koblikov A.S. K razrabotke novogo ugolovno-processual'nogo zakonodatel'stva // Socialisticheskaja zakonnost'. 1989. № 12. S. 5.
9. Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1959. № 1.
10. Perlov I.D. Kak ustroeny sud, prokuratura i advokatu-ra v SSSR. M., 1964. S. 24 - 25.
11. Anashkin G.Z., Apraksin K.N. Advokatura v SSSR. M., 1971. S. 48 - 60.
12. Stecovskij Ju.I. Advokat v ugolovnom sudoproizvodstve. M., 1972. S. 21.
13. Suharev I.Ju. Rechi sovetskih advokatov. M., 1968. S. 30 - 42.
14. Svjatockij A.D. Sozdanie sovetskoj advokatury // Problemy pravovedenija. Respublikanskij mezhvedomstvennyj nauchnyj sbornik. Vyp. 47. Kiev, 1986. S. 48-53.
15. Martinovich I.I.. Advokatura v SSSR. Minsk, 1973. S. 72-98.
16. Smirnov V.N., Usmanov R.R. Istorija advokatury Srednego Urala. Ekaterinburg, 1999. S.64.
17. Bykovskaja E.A. Advokatura Novosibirskoj oblasti v 1920-1980-e gody. Novosibirsk, 2003. S. 17-50.
УДК 342
ЗАРУБЕЖНЫЙ опыт конституционного
РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА М.В.Мархгейм, М.П.Золотарев
Белгородский государственный университет, [email protected]
В статье представлены результаты исследования основ конституционно-правового закрепления института муниципального партнерства (на примере учредительных актов постсоветских государств) посредством выявления и характеристики соответствующих моделей.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное партнерство, конституции участников и членов СНГ, взаимоотношения
The article presents the results of the foundations of constitutional-but-legal consolidation of the municipal partnership (the example of the constituent acts ofpost-Soviet states) by the diagnosed, and the characteristics of the respective models.
Key words: local government, municipal partner-proof, the Constitution of the participants and members of the CIS, the relationship
Рассматривая формирование муниципального партнерства в России, объединяющего в себе не только вертикальный уровень взаимодействия органов местного самоуправления с публичными структурами, но и горизонтальный - характеризующийся взаимодействием однопорядковых субъектов (муниципальных образований), необходимо сопоставить его с опытом других государств, прежде всего ближнего зарубежья - СНГ [1]. Их многое объединяет: общее историческое наследие, сходные задачи и проблемы реформирования власти на местах.
До выхода из состава СССР все государства региона имели единую систему управления на местах. В ее основу был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Вышестоящие советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих советов. Местные советы находились в жесткой зависимости от партийных органов.
Впервые термин «местное самоуправление» на законодательном уровне появился в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» [2], принятом на волне демократизации конца 1980 - начала 1990 гг. После распада Советского Союза каждое из государств самостоятельно определяло свой путь развития власти на местах.
Уточним, что такого детального конституционного урегулирования местного самоуправления и, соответственно, институтов муниципальной демократии, как это имеет место в России, не знает ни одна
конституция зарубежных федеративных государств (подчеркнем: речь идет именно о федеративных государствах). Последние исходят из того, что вопросы местного самоуправления в федеративном государстве относятся к предметам ведения субъектов Федерации [3].
Конституции же всех государств рассматриваемого региона содержат специальные разделы либо отдельные нормы, посвященные местному самоуправлению и установлению гарантий обеспечения прав местного самоуправления. Основными законами провозглашается, что права граждан на местное самоуправление не могут быть ограничены (в Конституциях России и Украины [4] установлено, что права граждан на местное самоуправление могут быть ограничены только в условиях военного или чрезвычайного положения). На конституционном уровне закрепляются взаимоотношения между центральными и местными органами, которые основываются на таких принципах, как разграничение полномочий государственной власти и местного самоуправления, организационная и экономическая самостоятельность местного самоуправления по предметам их ведения, единство и целостность государственной территории, сочетание централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированность социально-экономического развития территорий, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. В Конституциях