Научная статья на тему 'Профессиональные юридические общественные объединения в советский период Российского государства'

Профессиональные юридические общественные объединения в советский период Российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
644
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PROFESSIONAL ASSOCIATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PROFESSIONAL LEGAL PUBLIC ASSOCIATIONS / АДВОКАТСКИЕ СООБЩЕСТВА / НОТАРИАТ / LAWYER COMMUNITIES / NOTARIATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельцов Николай Сергеевич

Раскрываются особенности правового положения профессиональных юридических общественных объединений в советский период функционирования Российского государства с 1917 по 1990 годы. Анализ деятельности профессиональных юридических общественных организаций в период существования СССР показывает, что важным обстоятельством, характеризующим особенность данных организаций, являлось их слияние с административной системой и выражалось в объединении руководящего состава общественных объединений, в первую очередь, с коммунистической партией и государственными структурами. Автором делается вывод, что сращивание объединений юридического сообщества с государственным аппаратом находило выражение в особенностях их правового статуса: формально некоторые из них наделялись отдельными полномочиями в сфере государственного управления, а обширный перечень их прав содержался в гражданском и уголовном судопроизводстве. Это касается, прежде всего, адвокатских и нотариальных объединений. Прокуратура в советский период Российского государства была элементом механизма советского государства, и ей были присущи все характерные черты государства того периода. Констатируется, что изменение политического строя не привело к отказу от традиционных профессиональных юридических корпораций и юридических профессий, но произошла их полная трансформация: от нормативных основ до кадровой составляющей. Последняя напрямую зависела от системы подготовки юридических кадров, которая так же существенно изменилась в сравнении с дореволюционной. В статье показывается специфика организации в советский период Российского государства таких юридических корпораций, как адвокатское сообщество, нотариат, научное сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL LEGAL PUBLIC ASSOCIATIONS DURING THE SOVIET PERIOD OF THE RUSSIAN STATE

In the article the author revealed features of a legal status of professional legal public associations during the Soviet period of functioning of the Russian state from 1917 to 1990. The analysis of activity of professional legal public organizations during existence of the USSR shows that the important circumstance characterizing feature of data of the organizations was their merge to a management system and expressed in association of an administrative board of public associations, first of all with communist party and government institutions. The author made the conclusion that merging of associations of legal community with government found expression in features of their legal status: formally some of them had separate powers in the sphere of public administration, and the extensive list of their rights contained in civil and criminal legal proceedings. It concerns, first of all, lawyer and notarial associations. The prosecutor's office during the Soviet period of the Russian state was an element of the mechanism of the Soviet state and it had all characteristic features of the state of that period. The author noted that change of a political system hasn't led to refusal of traditional professional legal corporations and legal professions, but there was their full transformation: from standard bases to a personnel component. The last directly depended on system of preparation of legal staff which has also significantly changed in comparison with pre-revolutionary. In article the author presented specifics of the organization during the Soviet period of the Russian state of such legal corporations as lawyer communities, notariate and scientific community.

Текст научной работы на тему «Профессиональные юридические общественные объединения в советский период Российского государства»

УДК 340 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-2-79-84

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ЕЛЬЦОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: zakat05@mail.ru

Раскрываются особенности правового положения профессиональных юридических общественных объединений в советский период функционирования Российского государства с 1917 по 1990 годы. Анализ деятельности профессиональных юридических общественных организаций в период существования СССР показывает, что важным обстоятельством, характеризующим особенность данных организаций, являлось их слияние с административной системой и выражалось в объединении руководящего состава общественных объединений, в первую очередь, с коммунистической партией и государственными структурами. Автором делается вывод, что сращивание объединений юридического сообщества с государственным аппаратом находило выражение в особенностях их правового статуса: формально некоторые из них наделялись отдельными полномочиями в сфере государственного управления, а обширный перечень их прав содержался в гражданском и уголовном судопроизводстве. Это касается, прежде всего, адвокатских и нотариальных объединений. Прокуратура в советский период Российского государства была элементом механизма советского государства, и ей были присущи все характерные черты государства того периода. Констатируется, что изменение политического строя не привело к отказу от традиционных профессиональных юридических корпораций и юридических профессий, но произошла их полная трансформация: от нормативных основ до кадровой составляющей. Последняя напрямую зависела от системы подготовки юридических кадров, которая так же существенно изменилась в сравнении с дореволюционной. В статье показывается специфика организации в советский период Российского государства таких юридических корпораций, как адвокатское сообщество, нотариат, научное сообщество.

Ключевые слова: общественные объединения, профессиональные объединения, профессиональные юридические общественные объединения, адвокатские сообщества, нотариат

Коренные потрясения начала XX в. затронули все сферы жизнедеятельности, не исключением была и сфера юридических профессиональных объединений, под которыми мы понимаем общественные объединения, созданные на неправительственной (негосударственной) основе, исходя из общих интересов, целей, задач, и состоящие из представителей юридических профессий, имеющих юридическое образование.

Формирующаяся советская власть заявляла о полном отказе от права дореволюционного периода. Тем самым, произошел отказ не только от существовавших ранее законодательных норм, но и от основополагающих представлений о праве. Фактором, обуславливающим возрастание роли профессионально-юридического сообщества в советский период, являлось расширение сферы правового регулирования в связи с изменением темпов роста экономического потенциала социалистического общества, развитием новой политической системы.

Впервые выражение «общества и союзы, не преследующие целей извлечения прибыли», фактически заимствованное из «Временных Правил об обществах и союзах» 1906 г. было употреблено в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли, и о порядке надзора за ними» [1] в начале 20-х гг. В статье 126 Конституции СССР 1936 г. закреплялось, что в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации.

Еще в 1919 г. слияние государственных органов и общественных объединений было продекларировано в резолюции VIII съезда РКП(б) перед партийными органами, где ставились задачи по обеспечению господства в современных государственных организациях, каковыми являются Советы, по взятию на себя решающего влияния и полного руково-

дства во всех организациях трудящихся: в профессиональных союзах, кооперативах, сельских коммунах и т. д.

Безусловно, что этого процесса не избежало и юридическое сообщество. Происходило сращивание общественных объединений с советской административно-командной системой. Происходило создание различных общественных объединений по профессиональным признакам, в том числе среди специалистов в области права. Первые советские юридические общества, по словам Л. И. Ратнера, стали создаваться уже в начале 20-х гг. Так, в 1922 г. было образовано «Общество работников советского права», выросшего из образованного годом ранее кружка марксистов-юристов, в который входили, среди прочих, А. Г. Гойнбах, Н. В. Крыленко, Н. А. Черлюнчакевич [2]. В течение 20-х гг. юридические общества начали формирование при университетах. Так, с 1921 г. юридическая мысль в Донском университете аккумулировалась в «Философском обществе», в 1922 г. при Калужском университете было учреждено «Общество по изучению общественных наук», в 1928 г. при «Социально-экономическом обществе» Саратовского университета была организована правовая секция. Федеративный характер республиканского масштаба образования и координации юридических обществ на территории СССР впервые проявился в Украинской ССР, где с 1922 г. функционировало Всеукраинское юридическое общество.

Юридическое общество всесоюзного масштаба начало свое образование в конце 1929 г. в Институте советского строительства и права ЦИК СССР и ВЦИК при Коммунистической академии, а в 1930 г. было учреждено в лице «Общества марксистов-государственников». На съезде учредителей принимали участие представители РСФСР, Украины, Белоруссии, Закавказья. Общество марксистов-государственников способствовало популяризации марксистско-ленинской теории государства и права, но продолжало активную деятельность только до 1932 г., после чего наметился спад и полное затухание.

В этот период времени, как отмечает В. Н. Ше-ломенцев, в уставы общественных объединений стали вноситься записи об их работе под руководством Коммунистической партии. Партия через своих представителей в руководстве профессиональных, общественных, культурных и иных массовых организаций трудящихся контролировала все сферы жизни общества. Феномен сращивания общественных объединений с государством находил выражение и в особенностях их правового статуса: формально некоторые из них наделялись отдельны-

ми полномочиями в сфере государственного управления, а обширный перечень их прав содержался в гражданском и уголовном судопроизводстве [3].

Преобразования правовой и политической советской системы коснулись реформирования сложившихся юридических корпораций: присяжные поверенные, прокурорское и судейское сообщества, нотариусы. Особенно это касается присяжных поверенных. После событий октября 1917 г., большинство профессиональных юридических корпораций также находилось непосредственно в системе государственной власти, что исключало их возможность объединения на неправительственной основе. Судейство и прокуратура, а также нотариат, несмотря на смену политического режима, остались элементами механизма государства. Обособленный характер сохранялся у адвокатуры.

Ю. С. Лагодзинская полагает, что после Октябрьской революции 1917 г. ликвидация присяжной адвокатуры происходила в нескольких формах: формально-юридической (упразднение института присяжных поверенных декретом о суде от 24 ноября 1917 г.); организационной (принятие практических мер в конце 1917-1918 гг. по прекращению деятельности советов присяжных поверенных и роспуску учреждений царской юстиции); физического устранения путем репрессий в 1918-1938 гг. части присяжных поверенных как «бывших людей» и носителей буржуазного правосознания [4].

Вопрос об организации советской адвокатуры был рассмотрен при принятии Основ судоустройства СССР и союзных республик на второй сессии ЦИК СССР второго созыва в октябре 1924 г. Согласно ст. 17 данного акта коллегии защитников организуются на началах самопополнения под контролем губернских (областных) исполнительных комитетов на основе особого Положения, общие принципы которого устанавливаются общесоюзным законодательством. Однако положения об адвокатуре на всесоюзном уровне принято не было, в связи с чем нормативные основы организации адвокатуры закреплялись на уровне советских республик. В Положении о судоустройстве РСФСР, принятом в 1926 г., указывалось, что коллегии защитников действуют под непосредственным надзором и руководством областных, губернских и окружных судов.

Отметим, что состояние адвокатской корпорации изменилось ко второй половине 50-х гг. Полномочия адвокатов расширилось до участия на ранних стадиях уголовного разбирательства дел некоторых категорий доверителей в результате внесения изменений в Основы уголовно-процессуального законодательства СССР в 1958 г.

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

и в отдельные уголовно-процессуальные кодексы союзных республик.

Далее, изменения в организационные основы адвокатской деятельности были внесены Положением об адвокатуре, принятым в 1962 г. В основу организации был положен территориальный принцип построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов. Структура адвокатской корпорации сохранялась вплоть до 2002 г.

Основы состояния нотариата были закреплены в положении о государственном нотариате, принятым Советом Народных Комиссаров РСФСР в 1922 г. Данное положение устанавливало основы нового нотариата, призванного функционировать в условиях перехода от капитализма к социализму, общественной собственности на средства производства. Положение предусматривало создание во всех городах, а также наиболее крупных населенных пунктах сельской местности государственных нотариальных контор. В 1923 г. было введено новое Положение о государственном нотариате. Оно значительно расширило круг полномочий нотариальных контор и полностью согласовало их с нормами гражданского законодательства. Нотариат был полностью включен в состав органов юстиции, а организация и руководство нотариальной деятельностью поручались органам судебного управления. Дальнейшее развитие законодательства о нотариате в Советском Союзе характеризуется принятием ряда поочередно сменяющихся положений о государственном нотариате 1930 г., 1947 г., 1965 г., соответственно, и принятием единого кодифицированного общесоюзного Закона СССР от 19 июля 1973 г. «О государственном нотариате». Таким образом, в ходе всех изменений в течение всего советского периода времени нотариат оставался частью государственного механизма и являлся по своей сути правительственной организацией.

Относительно прокуратуры отметим, верное, на наш взгляд, утверждение Р. Р. Вахитовой о том, что советская прокуратура была неотъемлемым элементом механизма советского государства, в связи с чем ей были присущи все характерные черты этого государства. Этим в значительной степени можно объяснить те плюсы и минусы, которые имели место в ее организации и деятельности, смыслом которой являлась борьба за укрепление социалистической законности, искоренение преступности [5].

Тем самым, изменение политического строя не привело к отказу от традиционных профессиональных юридических корпораций и юридических про-

фессий, но произошла их полная трансформация: от нормативных основ до кадровой составляющей. Последняя напрямую зависела от системы подготовки юридических кадров, которая так же существенно изменилась в сравнении с дореволюционной.

Кардинальная смена нормативных основ и идеологической составляющей, а также революционные события в целом, привели к кадровым проблемам, а именно, проблемам подготовки специалистов в области права. Происходящие преобразования требовали, в первую очередь, подготовленных практиков, а также теоретиков, которые смогут обеспечивать принципы строительства советского государства и права.

С 20-х гг. начинают издаваться крупные юридические периодические издания: журналы «Советская юстиция» (с 1922 г.), «Советское государство и право» (с 1927 г.), «Социалистическая законность» (с 1934 г.). Позже появились такие популярные научно-практические издания, как «Советы депутатов трудящихся» (с 1957 г.), «Известия высших учебных заведений. Правоведение» (с 1957 г.).

Первые значимые результаты юридического образования, а вместе с ними и в юридической науке, имели место в 30-е гг. XX в., когда была завершена кодификация различных отраслей законодательства, изданы научные комментарии к ряду нормативных актов, укрепилась пропаганда идей советского права и государства.

Как верно отмечают И. Ю. Колоскова и

H. Я. Соколов, в советских условиях, когда законодательно запрещалась предпринимательская деятельность, для подавляющего большинства профессиональных юристов характерным было, прежде всего, участие в государственном управлении [6]. Данное обстоятельство непосредственно обосновывало развитие и формирование юридических кадров в новых политических условиях советского государства.

Постановлением Совета народных комиссаров от 1 мая 1920 г. «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием», принятым в ходе проводимой политики властей по трудовой мобилизации, определялась задача обязательного учета и принудительной мобилизации в органы юстиции юристов, до революции работавших в судебных учреждениях и адвокатуре. Положения данного акта предусматривали «изъятие взятых на учет» юристов из военных структур, хозяйственных и исполнительных органов.

В первые годы развития советского государства доля юристов в выпуске высшей школы упала до

I,5-3 %. В высших государственных органах СССР

было лишь 3,5 % лиц с законченным высшим юридическим образованием [7].

Необходимость решения проблемы нехватки юристов отразилась также в Декрете СНК РСФСР от 22 декабря 1922 г. «Об открытии юридических курсов». Во исполнение данного декрета в Москве открылись высшие юридические годичные курсы для подготовки правового персонала, в 10 областях открылись курсы по подготовке народных судей и следователей.

Основные направления советской государственной политики в области подготовки юридических кадров, как отмечается в научных исследованиях, стали заключаться в наращивании количественных показателей:

по выпуску специалистов юридического профиля;

повышения юридической квалификации административного аппарата и правоохранительных органов;

жесткого контроля за идеологическим содержанием учебных программ юридических образовательных учреждений;

- по совершенствованию научной и учебно-методической базы юридического образования.

Таким образом, с развитием советского государства происходит осознание того, что право является необходимой надстройкой в складывающейся социальной системе, что приводит к формированию советского права и правопони-мания, закрепившего за собой характер придатка нового государства. Об этом характере свидетельствовало и то, что юридические кадры сливаются в административно-командной структуре с организационной и идеологической номенклатурой, и то, что приоритет имел не принцип законности, а принцип государственной целесообразности.

Подготовка юридических кадров для правоохранительных и управленческих структур, системы советов всех уровней была определена в постановлении ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства». Постановление предусматривало выделение из университетов правовых факультетов и создание самостоятельных институтов двух типов: институтов советского права и институтов советского строительства. В последующем эти институты были объединены и превращены в единые юридические институты -основной тип юридических вузов 30-40-х гг. Постановлением СНК СССР от 29 марта 1937 г. на базе Центрального заочного правового института был организован Всесоюзный юридический заочный

институт, в котором к этому времени уже обучалось около 6 тыс. студентов [8].

Реализуя задачи, поставленные съездами Коммунистической партии, специальными постановлениями и другими партийными и государственными документами, советские правоведы исследовали закономерности развития социалистического государства и права, политической системы развитого социалистического общества, функции и механизм общенародного государства, разрабатывали такие важные для развития социалистического общества вопросы, как государственно-правовые средства воздействия на процесс формирования коммунистических общественных отношений, пути совершенствования законодательства, дальнейшего углубления социалистической демократии, коммунистического воспитания трудящихся. В центре внимания исследователей находились актуальные проблемы социалистического общества, эффективность социального действия права, система правового регулирования, соотношение права и экономики, развитие системы советского права.

С конца 80-х гг. начинаются преобразования организационно-правовой основы профессиональных юридических объединений. Это было связано со многими социально-экономическими факторами.

Безусловно, что развитие общественно-политической обстановки не могли ни сказаться на дальнейшем развитии профессиональных общественных юридических объединений. Роль юридического сообщества в начале 90-х гг. резко повысилась. Это проявилось через издание ряда законов, в которых прослеживается повышение статуса юридических профессий (судей, адвокатов, нотариусов), что было связано с кардинальной перестройкой правовой системы России. Это потребовало мобилизации юридического сообщества, и оно стало объединяться.

В 1989 г. был создан оргкомитет по подготовке к учредительному съезду Союза юристов СССР, возглавляемый министром юстиции СССР Б. В. Кравцовым. В июне того же года как профессионально-общественная организация, объединяющая все категории юристов независимо от их специальности и ведомственной принадлежности, был учрежден Союз юристов СССР, представители которого принимали участие в законопроектной деятельности. Например, Союзом был подготовлен проект Закона СССР «Об общественных объединениях», активно участвовал в формировании высшего законодательного органа страны, правовом информировании депутатского корпуса. Под эгидой Союза юристов СССР прошли первый советско-германский семинар по актуальным про-

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

блемам современного правосудия, международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования сельскохозяйственного законодательства в СССР и странах Восточной Европы в условиях регулируемого рынка», международная конференция «Право и европейское сотрудничество». В это же время Союз юристов сполна использует представленную ему возможность участия в формировании Высшего законодательного органа страны, направляет делегации Союза в КНР, Великобританию и Японию, оказывает финансовую поддержку проекту создания памятника А. Ф. Кони; активно содействует выходу в свет «пилотного» номера юридической газеты - издания Союза юристов СССР [9].

Делая обобщающие выводы об особенностях развития профессиональных юридических общественных объединений в советский период Российского государства, хотелось отметить следующее.

Специфической чертой функционирования профессиональных юридических общественных объединений в советский период было то, что они являлись частью партийно-государственного механизма. Это было связно с тем, что, начиная с 1930-х гг., в уставы общественных объединений вносились нормы об их работе под руководством и в интересах Коммунистической партии. Для объединений юридического сообщества, как ни для одной их существующих тогда общественных организаций было свойственно сращивание с государственным аппаратом, что находило выражение и в особенностях их правового статуса: формально некоторые из них наделялись отдельными полномочиями в сфере государственного управления, а обширный перечень их прав содержался в гражданском и уголовном судопроизводстве. Это касается, прежде всего, адвокатских и нотариальных объединений.

Преобразования конца 80-х гг. затрагивают организационно-правовые основы профессиональных юридических объединений. Это было связано со многими социально-экономическими факторами, которые усилили позиции юристов в обществе и их значимость в построении новой общественно-правовой системы Российского общества. Развитие общественно-политической обстановки не могло сказаться на дальнейшем развитии профессиональных общественных юридических объединений. Роль юридического сообщества в начале 90-х гг. резко повысилась.

Литература

1. Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 49. Ст. 622, 623.

2. Ратнер Л. И. Первые советские юридические общества // Советское государство и право. 1974. № 1. С. 113-115.

3. Шеломенцев В. Н. Общественные объединения в России: Теоретико-правовой и институциональный анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 26.

4. Лагодзинская (Юрьева) Ю. С. Историко-правовые аспекты миграции присяжных поверенных в 20-е-30-е гг. XX в. (на примере Союза русской присяжной адвокатуры в Германии): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 13.

5. Вахитова Р. Р. Прокуратура в механизме государства: Историко-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. С. 14.

6. Колоскова И. Ю., Соколов Н. Я. Юристы как социально-профессиональная группа // Государство и право. 2003. № 10. С. 63-70.

7. Ганин В. В. Государственная политика в области подготовки юридических кадров России (конец XIX-XX в.) // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 181-186.

8. Алексеев Н. С., Шилов Л. А. 50 лет советского высшего юридического образования // Правоведение. 1967. № 5. С. 7-17.

9. Международный союз юристов восстановление связей эпох (интервью с А. А. Требковым) // Евразийский юридический журнал. 2011. № 1. С. 5-13.

References

1. Sobraniye uzakonenij RSFSR [Meeting of RSFSR legalizations]. 1922. № 49. St. 622, 623.

2. Ratner L. I. Pervye sovetskiye yuridicheskiye obshchestva [First Soviet legal societies] // Sovetskoye gosudarstvo i pravo. 1974. № 1. S. 113-115.

3. Shelomentsev V. N. Obshchestvennye ob"yedineniya v Rossii: Teoretiko-pravovoj i institutsion-al'nyj analiz [Public associations in Russia: Theoretic-legal and institutional analysis]: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2006.

4. Lagodzinskaya (Yur'yeva) Yu. S. Istoriko-pravovye aspekty migratsii prisyazhnykh poverennykh v 20-ye - 30-ye gody XX veka (na primere Soyuza russkoj prisyazhnoj advokatury v Germanii) [Historical and legal aspects of migration of barristers in the 20s - the 30s years of the XX century (on the example of the Union of the Russian jury legal profession in Germany)]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.

5. Vakhitova R. R. Prokuratura v mekhanizme gosu-darstva: Istoriko-pravovoye issledovaniye [Prosecutor's office in the mechanism of the state: Historical and legal research]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2003.

6. Koloskova I. Yu., Sokolov N. Ya. Yuristy kak sot-sial'no-professional'naya gruppa [Lawyers as social and professional group] // Gosudarstvo I pravo. 2003. № 10. S. 63-70.

7. Ganin V. V. Gosudarstvennaya politika v oblasti-podgotovki yuridicheskikh kadrov Rossii (konets XIX-XX v.) [State policy in the field of preparation of legal staff of Russia (the end of the XIX—XX century)] // Znaniye. Po-nimaniye. Umeniye. 2012. №3. S. 181-186.

8. Alekseev N. S., Shilov L. А. 50 let sovetskogo vysshego yuridicheskogo obrazovaniya [50 years of the Soviet higher legal education] // Pravovedeniye. 1967. № 5. S. 7-17.

9. Mezhdunarodnyj soyuzy uristov vosstanovle-niyesvya zejepokh (interv'yu s A. A. Trebkovym) [International union of lawyers restoration of communications of eras (interview with A. A. Trebkov)] // Evrazijskij yuridi-cheskij zhumal. 2011. № 1. S. 5-13.

* * *

PROFESSIONAL LEGAL PUBLIC ASSOCIATIONS DURING THE SOVIET PERIOD OF THE RUSSIAN STATE

ELTSOV NIKOLAY SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: zakat05@mail.ru

In the article the author revealed features of a legal status of professional legal public associations during the Soviet period of functioning of the Russian state from 1917 to 1990. The analysis of activity of professional legal public organizations during existence of the USSR shows that the important circumstance characterizing feature of data of the organizations was their merge to a management system and expressed in association of an administrative board of public associations, first of all with communist party and government institutions. The author made the conclusion that merging of associations of legal community with government found expression in features of their legal status: formally some of them had separate powers in the sphere of public administration, and the extensive list of their rights contained in civil and criminal legal proceedings. It concerns, first of all, lawyer and notarial associations. The prosecutor's office during the Soviet period of the Russian state was an element of the mechanism of the Soviet state and it had all characteristic features of the state of that period. The author noted that change of a political system hasn't led to refusal of traditional professional legal corporations and legal professions, but there was their full transformation: from standard bases to a personnel component. The last directly depended on system of preparation of legal staff which has also significantly changed in comparison with pre-revolutionary. In article the author presented specifics of the organization during the Soviet period of the Russian state of such legal corporations as lawyer communities, notariate and scientific community.

Key words: public associations, professional associations, professional legal public associations, lawyer communities, notariate

T .. ,, „ SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

^ 11, № 2, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.