Научная статья на тему 'Историография изучения буддийских общественных организаций Тайваня'

Историография изучения буддийских общественных организаций Тайваня Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / БУДДИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТАЙВАНЬ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ИСТОРИОГРАФИЯ / БУДДОЛОГИЯ / СООБЩЕСТВА / BUDDHISM / BUDDHIST ORGANIZATIONS / TAIWAN / SCIENTIFIC SOCIETY / HISTORIOGRAPHY / BUDDHOLOGIST / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базарова Лилия Чингисовна

Статья посвящена историографии изучения буддийских общественных организаций Тайваня. В ней рассматривается как отечественная, так и зарубежная историография изучения данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historiography of the study of Taiwanese buddhist community organizations

The article is devoted to the study of Buddhist historiography of Buddhist community organizations in Taiwan. It examines both domestic and foreign historiography study of this theme.

Текст научной работы на тему «Историография изучения буддийских общественных организаций Тайваня»

УДК 24 (529) © Л.Ч. Базарова

ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАЙВАНЯ

Статья посвящена историографии изучения буддийских общественных организаций Тайваня. В ней рассматривается как отечественная, так и зарубежная историография изучения данной темы.

Ключевые слова: буддизм, буддийские организации, Тайвань, научное общество, историография, буддоло-гия, сообщества.

L.Ch. Bazarova

THE HISTORIOGRAPHY OF THE STUDY OF TAIWANESE BUDDHIST COMMUNITY ORGANIZATIONS

The article is devoted to the study of Buddhist historiography of Buddhist community organizations in Taiwan. It examines both domestic and foreign historiography study of this theme.

Keywords: Buddhism, Buddhist organizations, Taiwan, scientific society, historiography, Buddhologist, community.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. ряд стран, где традиционно исповедуют буддизм, достиг впечатляющих результатов во многих областях человеческой деятельности. В настоящее время Тайвань является одним из лидеров в развитии современного буддизма. С конца ХХ в. шел неуклонный процесс усиления влияния крупнейших буддийских организаций Тайваня во всем мире, происходило открытие их филиалов и обществ в различных странах, в том числе и в России. Рост влияния тайваньского буддизма в мире обусловливает актуальность изучения данной темы.

В современном российском научном обществе тема общественных буддийских организаций Тайваня, а также тайваньского буддизма, к сожалению, является недостаточно изученной. В ХХ в. в России о Тайване писали преимущественно обзоры его истории, куда входили также краткие религиозные сведения. Например, работы Ф. Тадера «Тайвань и его история (XIX в.)», П.М. Иванова «Очерк истории Тайваня». Также в Москве и Иркутске при университетах выпускались сборники статей «Современный Тайвань». Однако работы, опубликованные в них, освещали в основном политическую и экономическую жизнь Тайваня, в то время как о религии практически не упоминалось.

Ситуация изменилась в конце XX в., когда в г. Санкт-Петербурге было учреждено общество «Фо Гуан» (Свет Будды) - российский филиал тайваньской буддийской организации Фо Гуан Шань, президентом которого был избран Е.А. Торчинов. Члены этого общества принимали участие в ежегодных международных конференциях организации Фо Гуан Шань на Тайване, в Австралии, Франции и Гонконге. В 19931994 гг. обществом «Фо Гуан» был опубликован перевод тринадцати проповедей Великого учителя Син-юня. Также членами общества К.Ю.

Солониным и Е.А. Торчиновым был подготовлен перевод «Чаньских бесед Син-юня» (Син-юнь чань-хуа), который был опубликован в издательстве «Центр Петербургское востоковедение» в 1998 г.

Е. А. Торчинов известен своими исследованиями даосизма и буддизма. В своих работах он старался охватить все буддийские школы в их исторической и духовной взаимосвязи, результатом чего стал его учебник «Введение в буддо-логию». Особое внимание Евгений Алексеевич уделял школе китайского буддизма Чань, он выполнил несколько переводов классических и современных чаньских сочинений, посетил чаньский монастырь на Тайване. Им были переведены сочинения чаньских патриархов Хунжэ-ня и Цзунми, а также труды Син-юня. Торчинов являлся официальным представителем, членом совета директоров и консультантом Buddha's Light International Association - B.L.I.A. (Международная ассоциация света Будды), ее мирским буддийским лектором и президентом санкт-петербургской буддийской общественной организации «Фо Гуан». Его основные работы по буддизму: «Философия китайского буддизма», «Буддизм в Китае», «Введение в буддологию. Курс лекций», «Пятый Чаньский Патриарх Хун-жэнь. Трактат об основах совершенствования сознания (Сю синь яо лунь)», «Трактат Гэ Хуна и "искусство внутренних покоев"», «Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (Учжэнь пянь). Предисловие, перевод, комментарии» и другие.

Петербургский ученый К.Ю. Солонин, как и Торчинов, занимался изучением буддологии, а также изучением тангутских рукописей, тангу-товедением. Он является автором полутора десятков научных работ, в том числе статей: «Католическая философия на Тайване», «Цзунми.

Чаньские истины» (в соавторстве с Е.А. Торчи-новым), «Локальные традиции китайского буддизма: возможный поход к изучению», «Хуй-нэн и учение об отсутствии мыслей», «Учение Баотана У-чжу и сычуанский чань-буддизм», «Цзунми и китаизация буддизма» и т. д.

Тайваньский буддизм и тайваньские буддийские сообщества изучали также такие российские ученые, как С.А. Горбунова, П.Л. Гро-ховский, О.С. Ринчинов, однако тема структуры буддийских сообществ на Тайване в российской историографии не раскрыта и работ, посвященных именно этой теме, в России пока не имеется.

В дальнейшем мы обратим внимание на зарубежную историографию, где имеется значительно больше работ, посвященных данной теме. За рубежом изучение тайваньского буддизма и тайваньских буддийских сообществ началось лишь с середины 80-х гг. XX в. Весомым препятствием для изучения тайваньского буддизма являлся тот факт, что основные материалы по местному буддизму хранились на материке. До дипломатического признания США Пекинского правительства в 1979 г. западные исследователи не имели доступа к материковым материалам. В 1960-е гг. первое обширное исследование по истории китайского и тайваньского буддизма в XX в. было предпринято американским ученым Холмсом Хинкли Уэлчем. Им была написана трилогия, в которую вошли такие работы, как «Практика китайского буддизма: 1900-1950 гг.» (1967), «Возрождение буддизма в Китае» (1968) и «Буддизм при Мао» (1972). Эти книги описывали положение китайского буддизма на протяжении семидесяти лет начиная с ХХ в. Помимо этого Холмс Уэлч публиковал труды по даосизму.

После 1979 г. западные ученые получили прямой доступ к тайваньским источникам. Это позволило исследовать Тайвань как отдельную культурную и историческую единицу. В 1992 г. в университете Гарвард открылся симпозиум, посвященный исследованиям по Тайваню. Ученые из США и Канады являлись наиболее активными исследователями тайваньского буддизма, что было не случайно, поскольку тайваньские буддийские деятели, основатели буддийских организаций, всячески поддерживали связь с североамериканским материком. Наиболее обширно эта проблема изучалась в университете Гонолулу, где работали такие ученые, как Чарльз Джонс, Синг Лоуренс и другие.

Североамериканские ученые, например, Андре Лалиберте, Ричард Мэдсэн, Чарльз Джонс, уделяли особое внимание социальной

значимости буддийских организаций Тайваня, их влиянию на политику и социальную сферу региона. Во многих работах проводилось описание крупнейших тайваньских буддийских сообществ, сравнительный анализ их деятельности, а также их связь между собой.

Из современных зарубежных ученых можно выделить канадского исследователя Андре Ла-либерте (университет Квебек, Монреаль). Сфера его исследований - это политическая и религиозная деятельность Тайваня, КНР и Гонконга. Наиболее известная из его работ по тайваньскому буддизму называется «Политика буддийских организаций Тайваня с 1989 по 2003 год», опубликованная в 2004 г. [8]. В этой книге Лалиберте рассматривает влияние религии на политику современного Тайваня. Также в ней описывается деятельность трех крупнейших буддийских организаций Тайваня (по мнению Лалиберте), таких как Буддийская ассоциация Китайской республики, Фо Гуан Шань и Цы Цзи. В работе делается особый акцент на отношение этих буддийских организаций к политике правительства Тайваня, президентским выборам и социальным нуждам.

Помимо этой работы Лалиберте является автором еще трех книг: «Secular states and religious diversity», «The Chinese party-state in the 21st centure: adaptation and the reinvention of legitimacy», «Multination states in Asia: accommodation or resistance»; около полутора десятка статей о Тайване на английском и французском языках: «Рост тайваньской буддийской ассоциации в Китае: мягкая сила и институциональное обучение», «Буддийская благотворительность и социальная политика Китая: возможности для альтернативной помощи», «Религиозная благотворительность и ликвидация последствий стихийных бедствий на Тайване», «Положение религии на Тайване: от государственного контроля к Laisser-Faire?», «Буддийские организации и демократия на Тайване», «Цы-цзи и возрождение буддизма на Тайване: возникновение нового консерватизма?».

Ричард Мэдсэн, калифорнийский ученый, является автором и соавтором двенадцати книг по культуре Китая и международным отношениям. Мэдсэн - заслуженный профессор социологии, директор центра Фудань, а также он исполняет обязанности проректора в университете Калифорнии. В 2007 г. он опубликовал книгу «Дхарма и демократия: религиозное возрождение и политическое развитие на Тайване». Автором рецензии к этой работе является другой известный ученый-тайванист Чарльз Джонс. В данной книге рассматривается мирный сценарий

религиозной деятельности, в котором религиозные организации способствуют позитивному развитию демократии. Также в этой работе раскрываются связи между религиозными организациями Тайваня, буддийскими (Цы Цзи, Фо Гуан Шань и Дхарма Драм Маунтин) и даосской (Синтяньгун). Другие работы Мэдсэна посвящены в основном Китаю, например, «Мораль и власть в китайской деревне» (1984), «Неофициальный Китай» (1989), «Китай и американская мечта» (1994), «Католики Китая: трагедия и надежда в формирующемся гражданском обществе» (1998), «Народный Китай: неофициальная культура в глобализирующемся обществе» (2002).

Чарльз Брюер Джонс, американский ученый, создал труд: «Буддизм на Тайване: религия и государство, 1660-1990» (Университет Гавайи Пресс, 1999 г.), в котором он исследовал возникновение буддизма на Тайване, его дальнейшее развитие, влияние японской оккупации, возникновение первых буддийских организаций и их деятельность. Примечательность этого исследования состоит в том, что это была первая работа на западном языке, которая пыталась изучить институциональную и политическую историю буддизма на Тайване. Первая глава охватывает раннюю историю буддизма на Тайване, его возникновение, волнообразную иммиграцию китайцев на Тайвань, сюда входит описание как собственно буддизма, так и народной религии тайваньцев - «zhaijiao» [7, c.79]. Вторая и третья главы посвящены японской оккупации и «японизации» буддизма. Наконец, главы с четвертой по седьмую рассматривают события с 1945 г. до конца ХХ в., куда входит и история создания первых буддийских организаций на Тайване. В 2003 г. Чарльзом Джонсом была опубликована книга «Religion in modern Taiwan» - «Религия в современном Тайване», написанная в соавторстве с коллегой Филиппом Клартом. Эта работа представляет собой обзор буддизма на Тайване на протяжении ХХ века, его модернизацию и развитие.

Чарльз Джонс интересовался в основном идеологией буддизма, его отношениями с другими религиями и с социализмом. Он является доцентом и заместителем декана в школе богословия и религиоведения в Католическом университете США. Сфера его исследований включает в себя китайский буддизм, теорию и методологию религиоведения и межконфессиональные отношения. Профессор Джонс читал лекции и семинары в качестве приглашенного гостя в университете Чжэнчжи в Тайбэе, он неоднократно посещал Тайвань для исследования буд-

дийских организаций. Помимо этого он известен как автор множества статей о тайваньском буддизме, например: «Буддизм и марксизм на Тайване: религиозный социализм Линь Тиу и его наследие в современном мире», «Модернизация и традиционализм в буддийском милосердии: дело о благотворительности фонда Цы-цзи на Тайване» и другие.

Кроме перечисленных исследователей тайваньских буддийских сообществ, этой проблемой занимались такие западные ученые, как Маркус Бирменхаймер, Гарри Ламли, Чарльз Уэлч, Синг Лоуренс, Стюарт Чэндлер, Элиз Энн ДеВидо, Мюррей Рубинштейн и т.д.

Далее мы рассматриваем исследования тайваньских и китайских ученых, среди которых присутствуют работы самих основателей и членов буддийских организаций Тайваня. В основном работы этих буддийских деятелей посвящены философской проблематике, в том числе Чань-буддизму, Дхарме, заповедям о правильном поведении буддистов и т.д. Наиболее известный из буддийских деятелей, основатель организации Фо Гуан Шань и первый патриарх школы Фо Гуан - Син Юнь является автором более 30 книг, посвященных Чань буддизму, гуманистическому буддизму, Дхарме, нирване и т.д., которые были переведены на русский язык. Ему принадлежат комментарии к «Ваджраччхе-дика праджня-парамита сутре» и другим буддийским классическим текстам, многотомный труд, всесторонне описывающий самые различные аспекты буддизма, многочисленные беседы и проповеди и так далее.

Самыми популярными работами Син Юня, известными в России, являются «Чаньские беседы» [12], написанные в соавторстве с Е.А. Тор-чиновым, руководителем филиала организации Фо Гуан Шань в Санкт-Петербурге, а также «Буддизм в нашей жизни. Три проповеди великого наставника Син-юня». Кроме того, на русский язык были переведены проповеди Син-юня.

Шен Янь, основатель буддийской организации Дхарма Драм Маунтин, является автором более 20 книг по буддизму. Среди его произведений наибольшего внимания, по нашему мнению, заслуживает труд «Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров». Эта книга представляет собою комментарии к стихотворениям и сочинениям древних чаньских мастеров, а также их краткую биографию и описание ключевых моментов их жизни. Цель данного сборника, по словам самого Шен Яня, «помочь читателю проникнуть в сознание чаньских наставников - их практику и переживания после про-

светления». Сборник состоит из 24 сочинений, 13 из которых являются стихотворениями. В этих стихах можно найти упоминания об истории философии, религии и литературы Китая, а также об истоках и теориях индийского буддизма.

Интересной для широкого читателя является автобиография Шен Яня «Следы на снегу. Автобиография китайского буддийского монаха», в ней приводится описание буддийских монастырей на Тайване и в Китае, а также описание жизни монахов в них. Книга позволяет получить представление о деятельности буддизма после культурной революции в Китае [11].

Другие работы мастера посвящены в основном Чань-буддизму, медитации и выполнению основных буддийских заповедей.

Тайваньских и китайских ученых, пишущих по данной теме много, поэтому отметим некоторых из них: Хо Эрлинг, Хуймин Бхикку, Дзян Кантен, Лан Дзифу, Хун Чен-чао, Чен Чинг-чи, Чен Эдвард и т.д. В своих дальнейших работах мы постараемся более подробно остановится именно на трудах тайваньских и китайских ученых.

Японские ученые в основном писали о японской оккупации Тайваня и в том числе о буддизме на острове в этот период. Ученый из Японии Кийоси Ито совершил обзор истории Тайваня на протяжении 400 лет в работах «Тайвань - четырехсотлетняя история и прогноз» и «История Тайваня». Также проблемами буддизма и буддийских организаций на Тайване занимались такие японские ученые, как Окада Юзу-ру, Найто Хидео, Накамура Хазими, Кабо Нори-тада и т. д.

В заключение следует отметить, что во всем мире возрастает интерес к тайваньским буддийским сообществам, в связи с этим публикуется

все больше работ по этой актуальной теме. Однако эта тема еще не раскрыта и требует более детального подхода к ней как в нашей стране, так и за рубежом.

Литература

1. Горбунова С.В. Китай: религия и власть в контексте общества и государства. - Владивосток: Форум, 2008. - 320 с.

2. Солонин К.Ю. Обретение учения. Традиция Хуаянь-Чань в буддизме тангутского государства СиСя. - СПб.: Санкт-Петербургского ун-та, 2007. - 268 с.

3. Солонин К.Ю., Торчинов Е.А. Католическая философия на Тайване // Философские науки. - 2007. - Вып. 9. - 215 с.

4. Солонин К.Ю. Цзун-ми и китаизация буддизма // Сборник Первой Всероссийской конференции по буддологии. - СПб., 1993.

5. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. - СПб.: Амфора, Петроглиф, 2013. - 432 с.

6. Торчинов Е.А. Философия китайского буддизма. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 242 с.

7. Jones Br. Ch. Buddhism in Taiwan: Religion and the State, 1660-1990. - Honolulu: University of Ha-vaii Press Honolulu, 1999. - 260 р.

8. Lalyberte A. The politics of Buddhist Organisations in Taiwan: 1989-2003. Safeguarding the faith, building the pure land, helping the poor. - London and New York, Routledge Curzon, 2004. - 178 р.

9. Madsen R. Democracy's Dharma: Religious Renaissance and Political Develpment in Taiwan. - Berkeley, University of California Press, 2007. - 194 р.

10. Sheng Yen The Poetry of Enlightenment: Poems by Ancient Chan Masters. - Taibai: Shambala, 2006. -103 c.

11. Sheng Yen Footprints in the Snow: The Autobiography of a Chinese Buddhist Monk. - Taibai: Double-day Religion, 2008. - 224 р.

12. Xsing Yun Син-юнь. Чаньские беседы / пер. с кит. Е.А. Торчинова, К.Ю. Солонина. - СПб., 1998. -156 c.

Базарова Лилия Чингисовна, аспирант кафедры истории, археологии и этнографии Бурятского государственного университета. Е-mail: [email protected]

Bazarova Lilia Chingisovna, postgraduate student of History, Archeology and Ethnography chair, Oriental studies department, BSU. Е-mail: [email protected]

УДК 614+947.1/.9

© В.Б. Балдоржиева

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗАКАМНЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В статье рассматривается история становления медицины, учреждений здравоохранения в отдаленном Закаменском районе.

Ключевые слова: история медицины, здравоохранение, эпидемические заболевания, лечебно-профилактические учреждения, советская медицина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.