Научная статья на тему 'Четыре буддийские организации Тайваня: проблемы общности исторического развития'

Четыре буддийские организации Тайваня: проблемы общности исторического развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
484
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙВАНЬ / БУДДИЗМ / БУДДИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СООБЩЕСТВА / СОЗДАТЕЛИ / БУДДИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ГУМАНИЗМ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / TAIWAN / BUDDHISM / BUDDHIST ORGANIZATIONS / SOCIETIES / FOUNDERS / BUDDHIST UNIVERSITIES / HUMANITY / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базарова Лилия Чингисовна

В данной статье рассматриваются исторические и политические события, которые повлияли на распространение буддизма, схожие черты в деятельности и структуре буддийских организаций Тайваня. Приводится анализ деятельности четырех основных буддийских организаций Тайваня и их роль в различных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUR BUDDHIST ORGANIZATIONS OF TAIWAN: PROBLEMS OF THE SIMILAR HISTORICAL DEVELOPMENT

This article deals with historical and political events which have influenced spreading of Buddhism on the island; similar features in structure of Buddhist organizations of Taiwan. The analysis of the activity of the four main Buddhist organizations of Taiwan and their role in different spheres of life is revealed.

Текст научной работы на тему «Четыре буддийские организации Тайваня: проблемы общности исторического развития»

УДК 24(529) © Л.Ч. Базарова

ЧЕТЫРЕ БУДДИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАЙВАНЯ:

ПРОБЛЕМЫ ОБЩНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматриваются исторические и политические события, которые повлияли на распространение буддизма, схожие черты в деятельности и структуре буддийских организаций Тайваня. Приводится анализ деятельности четырех основных буддийских организаций Тайваня и их роль в различных сферах.

Ключевые слова: Тайвань, буддизм, буддийские организации, сообщества, создатели, буддийские университеты, гуманизм, благотворительность.

L.Ch. Bazarova

THE FOUR BUDDHIST ORGANIZATIONS OF TAIWAN: PROBLEMS OF THE SIMILAR HISTORICAL DEVELOPMENT

This article deals with historical and political events which have influenced spreading of Buddhism on the island; similar features in structure of Buddhist organizations of Taiwan. The analysis of the activity of the four main Buddhist organizations of Taiwan and their role in different spheres of life is revealed.

Keywords: Taiwan, Buddhism, Buddhist organizations, societies, founders, Buddhist universities, humanity, charity.

На рубеже XX-XXI вв. мировой буддизм пытается соответствовать современным социальным, технологическим и научным требованиям. Ряд стран, где традиционно исповедуют буддизм, достиг на рубеже столетий впечатляющих результатов во многих областях человеческой деятельности. Это сказалось и на развитии организации местных буддийских сообществ. Данные сообщества являются передовыми во многих процессах современного развития не только буддизма, но и религии вообще, как в социальных сферах, так и в технологических1. Для того чтобы понять современные тенденции развития мирового буддизма, необходимо изучить основные направления развития современных буддийских организаций.

В настоящее время Тайвань является одним из лидеров в развитии современного буддизма. С конца XX века шел неуклонный процесс усиления влияния крупнейших буддийских организаций Тайваня во всем мире, происходило открытие их филиалов и обществ в различных странах, в том числе и в России. Рост влияния тайваньского буддизма в мире обусловливает актуальность изучения данной темы. В данной статье мы постараемся рассмотреть схожие аспекты в истории возникновения, развития и деятельности четырех основных буддийских организаций на острове Тайвань.

Тайваньский буддизм развивался под влиянием очень многих факторов, он отличается своей самобытностью и национальной спецификой. Хотя официально Тайвань долгое время официально входил в состав Китая, буддизм на острове значительно отличается от китайского,

на что оказали большое влияние многие факторы и события, которые происходили в середине и конце XX века. В нашей статье мы рассматриваем историю буддизма на острове начиная со 2-й половины XX века.

Прежде всего общим в тайваньских буддийских сообществах является схожесть их истории. Они возникли приблизительно в одно время, что предопределило их схожесть во многих аспектах.

Во второй половине XX в. буддизм на острове Тайвань начал стремительно развиваться. Предпосылками к этому явились важные политические события, которые происходили на острове. Прежде всего это окончание японской оккупации и вхождение Тайваня в состав Китая в 1945 году в соответствии с положениями Каирской декларации [6, с. 23]. Не менее важным событием является прибытие на остров Чан Кайши и установление режима Гоминьдан. Как политическая, так и религиозная структура Тайваня подверглась большим изменениям. Именно в этот период на Тайване возникли крупные буддийские организации, которые стали играть ведущую роль в тайваньском буддизме.

Японская оккупация оказала большое влияние на развитие буддизма. Несмотря на все отрицательные стороны ее правления, следует отметить положительные моменты ее воздействия на буддизм:

- под влиянием 50-летней японской оккупации сформировалась самоидентификация тай-ваньцев как нации, а не группы этнически разнородных поселенцев;

- буддизм на Тайване приобрел свою самобытность и индивидуальность, официально со-

трудничая с японскими буддистами, без прекращения контактов с материковым Китаем. Таким образом, происходило слияние религий [10, с. 49];

- на острове значительно увеличилось число монахов, так как в период японской оккупации было положено большее количество монахов, чем когда-либо прежде;

- японские колонизаторы построили большое число храмов, которые существуют на острове и по сей день.

Когда гражданская война в Китае окончилась победой коммунистов в континентальной части страны, правительство Китайской республики в полном составе уехало на Тайвань. Вместе с ними уехало около 2 миллионов китайцев - приверженцев партии Гоминьдан. Это событие имело огромное значение для буддизма на Тайване, поскольку вместе с Гоминьданом на Тайвань бежали буддийские монахи. Хотя их количество было сравнительно небольшим (от 200 до 300 человек), но именно эти люди определили будущее тайваньского буддизма [www.chinaportal.tw]. Материковых монахов в отличие от их собратьев с острова отличало превосходное образование. Почти половина монахов, прибывших на Тайвань, пришла из северной провинции Цзянсу, которая в те времена считалась местом, где буддизм практиковался в полной форме. После того как Китайское национальное правительство во главе с Чан Кайши утвердилось на острове, началась новая эпоха тайваньского буддизма. Сорокалетний период правления двух президентов из семьи Чан (Чан Кайши и его сын Цзян Цзинго) отличался стабильностью и однородностью социальной, политической и культурной жизни в стране. Возросло количество буддийских деятелей, буддизм начал укреплять свои позиции, приобретая все большее количество последователей.

В конце XX века, по официальным данным, основной религией на Тайване является буддизм, к нему относится около 5 миллионов человек, однако часть из них исповедует синкретические религии, которые нельзя считать строгим буддизмом. Отличительная черта тайваньских буддистов - вегетарианство и обряд безбрачия (целибат). В конце XX века буддизм на Тайване был сосредоточен в четырех основных школах, которые возглавляли так называемые «Четыре Небесных Царя тайваньского буддизма»:

- Север (Цзиньшань, Тайбэй): Учитель

Шэнъянь - монастырь Дхарма Драм Маунтин (Dharma Drum Mountain)

- Юг (Дашу, около Гаосюна): Учитель Синъ-юнь - монастырь Фо Гуан Шань (Fo Guang Shan).

- Восток (Хуалянь): Учитель Чженъянь -фонд Цы Цзи (Tsu Chi).

- Запад (Наньтоу): Учитель Вэй Цзюэ - монастырь Чжун Тай Шань (Zhung Tai Shan) [http://www.2320.ru/b/buddizm na tavvanel.

Эти буддийские организации определяют направление буддизма в регионе, и практически все буддийское население Тайваня относится к одной из них. Все эти четыре школы придерживаются чань-буддийского направления. Некоторые из них находятся под влиянием гуманистического буддизма учителя Инь Шуня. Миссии четырех основных тайваньских буддийских школ ведут работу по всему миру, имея центры во многих странах.

Буддийские организации на Тайване, несмотря на незначительные отличия, имеют много общих черт, которые нельзя не отметить. Как мы уже упоминали, все эти организации были созданы примерно в одно время, то есть в 60-70-е годы прошлого столетия. Причина возникновения их именно в это время обусловлена политической обстановкой как на Тайване, так и на материковом Китае. Отношения между Тайванем и Китаем всегда были напряженными, политика партии Гоминьдан на Тайване противоречила политике коммунистической партии Китая (КПК). В период «культурной революции» КПК препятствовала развитию буддизма в Китае, уничтожала буддийские храмы и религиозные буддийские организации. В противовес этой политике Чан Кайши, наоборот, начал поддерживать и развивать буддизм на острове [8, с. 65]. Поэтому наиболее интенсивное развитие буддизма на Тайване приходится на годы «культурной революции» в материковом Китае (19661976 г.). Именно в этот период возникают предпосылки для появления первых тайваньских буддийских организаций. В 1966 году возникла первая тайваньская буддийская организация Цы Цзи (также ее называют благотворительным общественным фондом), в 1967 году возникла организация Фо Гуан Шань, в 1978 году - Чжун Тхай Шань, в 1989 году - организация Дхарма Драм Маунтин.

С середины 80-х годов повсюду в обществе начали происходить сильные структурные изменения, вызванные ослаблением военного положения, признанием существования оппозиционных партий, устранением запрета на издание газет и возобновлением взаимодействия с континентальным Китаем на неофициальном уровне. Буддизм на острове становится более пуб-

личным, крупные буддийские организации начинают выпускать свои печатные издания, сотрудничать с организациями континентального Китая и других стран [7, с. 82].

Таким образом, во второй половине XX в. происходит превращение Тайваня в одну из ведущих стран в мировом буддизме. Немалую роль в этом сыграли буддийские организации, которые способствовали продвижению тайваньского буддизма и увеличению его роли в мире.

Говоря о буддийских общественных организациях Тайваня, нельзя не отметить их создателей, которые внесли большой вклад в развитие буддизма на Тайване. Основатели были глубоко верующими людьми, стремились к продвижению гуманизма на острове, их имена известны каждому буддисту на Тайване.

Одним из тех людей, кто оказал особое влияние на тайваньский буддизм, являлся мастер Син-юнь [№^ Yun] - один из выдающихся учителей нашего времени, ныне имеющий титул Великого учителя. Он родился в 1926 году в простой семье, его родиной была провинция Цзянсу. В 13 лет он ушел в монастырь, где получил хорошее буддийское образование, изучал сутры с традиционными китайскими комментариями, а также практические методы совершенствования, сознания и созерцания в соответствии с правилами китайских буддийских школ Чань (дзэн) и Чистая Земля. Но особенно активно Син-юнь занимался практикой школы Чань направления Линь-цзи, основателем которой являлся знаменитый учитель Чань Линь-цзи И-сюань (811-866 гг.) [5, с. 70].

Как свидетельствуют источники, в период японской освободительной войны Син-юнь не смог спокойно видеть страдания своего народа и пошел в действующую армию. Он категорически отрицал коммунистическую идеологию и практику, поэтому, когда в 1949 году к власти в континентальном Китае пришли коммунисты, он покинул материк и переехал на Тайвань, который остался под властью гоминьдановского правительства Китайской республики. Переехав на Тайвань, он сразу включился в работу по возрождению буддизма. В начале своей деятельно-

сти на Тайване Син-юнь обнаружил, что буддизм находится в состоянии глубокого упадка и истинная Дхарма подменяется всевозможными нелепыми суевериями. Син-юнь начал борьбу с суевериями и невежеством, именно благодаря его стараниям буддизм на Тайване постепенно окреп и возродился. Син-юнь является основателем организации Фо Гуан Шань - крупнейшей буддийской организации на Тайване [http://www.soto-zen.ru/xinyun.htm].

Биографии остальных основателей буддийских организаций Тайваня совпадают с биографией мастера Син-юня. Можно выделить ряд черт, которые являются сходными у всех этих деятелей тайваньского буддизма:

1) все они являлись уроженцами материкового Китая и получили образование в буддийских университетах и академиях Китая;

2) после гражданской войны в Китае все основатели организаций переехали вместе с партией Гоминьдан на Тайвань, следовательно, они не принимали идеологию коммунизма. Нельзя сказать, что они были приверженцами партии Гоминьдан, но она более отвечала их мировоззрению, чем Коммунистическая партия Китая;

3) все основатели принадлежали к китайской буддийской школе Чань (дзэн), учителя Шен-янь и Син-юнь также принадлежали к одному направлению в этой школе - Линь-цзи;

4) основатели принимали активное участие в политической жизни региона, наибольший вес в политике имели учителя Шен-янь и Син-юнь;

5) следует сказать, что тайваньские буддийские организации являлись новым типом буддийских сообществ, которые появились во второй половине XX века. Эти буддийские организации представляли собой поселения, формирующиеся вокруг мастера и принимающие активное участие в светской жизни через различные виды деятельности.

В конце XX века на Тайване имеются 4 основные буддийские организации: Дхарма Драм Маунтин, Фо Гуан Шань, Чжун Тай Шань и Фонд Цы Цзи. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Название орг-ции Глава организации Местонахожд. штаб-квартиры Функции, идеология Кол-во филиалов за пределами Тайваня

Дхарма Драм Маунтин Шень Янь (19892006), Гуо Дун (с 2006 г.) Местность Цзиньшань, в районе г. Тайбэй. Распространение учения Будды, продвижение буддизма школы Чань, защита окружающей среды. Идеология - строительст- 12 - на Тайване; 18 - за рубежом; кроме того 3 международных фи-

во «Чистой местности» на Земле (Building a Pure Land on Earth) лиала, созданных Шен-Янем

Фо Гуан Шань Син-юнь Южный Тайвань, пригород г. Гаосюн Распространение буддизма среди мирян, образовательная деятельность буддийского характера. Идеология - гуманистический буддизм 100 филиалов в 60 странах

Цы Цзи Чженъян г. Хуалянь (Восточный Тайвань) Распространение гуманизма, особый упор на благотворительность, строительство медицинских учреждений, помощь жертвам природных катаклизмов 78 филиалов

Чжун Тай Шань Вэй Цзюэ Центральная часть Тайваня, р-н г. Пули. Образовательная деятельность. Является наиболее закрытой из организаций Тайваня За границей филиалов не имеет

Что объединяет эти организации? В их структуре, идеологии и деятельности можно найти немало общего, также как и в биографиях их основателей. Анализ этих сообществ позволяет выделить черты, объединяющие их между собой:

1) глава организации - лидер, обладающий харизмой, пользующийся большим авторитетом как в религиозной, так и в политической и общественной жизни. Характерно наличие одного руководителя, а не группы людей;

2) распространение учения своей школы далеко за пределами страны; наличие большого количества филиалов организации, как на Тайване, так и в других государствах;

3) одним из главных направлений всех организаций является образовательное. Открываются университеты, где обучаются буддизму студенты из Тайваня и других государств, также университеты открываются в тех странах, где есть филиалы организаций;

4) уделяется большое внимание благотворительности. Каждая организация оказывает гуманитарную помощь нуждающимся, жертвам природных и техногенных катаклизмов, также оказывает медицинскую помощь. Наиболее активно медицинскую помощь пострадавшим оказывает организация Цы Цзи, волонтеры которой работают по всему миру. Также организации Тайваня активно занимаются охраной окружающей среды;

5) для распространения своего учения тайваньские организации используют печатные издания, международные конференции, прямые эфиры по телевидению. Все организации имеют собственные сайты в Интернете, где они описы-

вают свою деятельность, некоторые имеют телеканалы.

В результате анализа проблем в современных буддийских организациях Тайваня необходимо отметить, что:

- на их создание оказали большое влияние исторические события, происходившие в стране на протяжении XX века и особенно политические отношения Тайваня и материкового Китая;

- 4 буддийские организации Тайваня являются крупными самостоятельными сообществами, которые определяют положение буддизма на острове и играют большую роль в политике и социальном развитии страны;

- структура и деятельность основных буддийских организаций Тайваня в основном одинакова, главные направления - распространение учения Будды, благотворительность, создание буддийских университетов и фондов.

Примечание

'О проблемах развития современного буддизма в связи с развитием их организационных структур см. Базаров, 1998, Лепехов, 2002.

Литература

1. Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. - СПб.: Наука, 1998.

2. Лепехов С.Ю. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.

3. Marcus Bingenheimer. Restoration and revision of the Chinese Buddhism on Taiwan. - Taibei, 2005.

4. Dharma Drum Mountain: World center for Buddhist education. - Taipei, 2010.

5. Hsing Lawrence Fu-Chuan. Taiwanese Buddhism and Buddhist temples. Gonolulu, 2002.

6. Jones Charles B. Buddhist on Taiwan: Religion and state, 1660-1990. - Gonolulu: Gawaii Press University, 1999.

7. Jones B. Religions in the Republic of China on Taiwan. - Taibei, 2001.

8. Kiyoshi Ito. History of Taiwan. - Yokogama, 2007.

9. Lalyberte Andre. Buddhait organization and democracy on Taiwan. - Monreal, 2008.

10. Lamly Harry J. Taiwan under Japanese power, 1845-1945: the vicissitudes of colonialism. - New-York: Murrey, 1999.

11. Sheng Yen. Dharma Drum Mountain. - Taibei, 2007.

12. Shi Xingyun. Foguan Da Cidian. - Taibei, 1988.

13. Cang Zhengzong. Taiwan fojiao Yi Bai Nian. -Taibei: Dongda, 1999.

Интернет-ресурсы:

1) www.chinaportal.tw

2) http://www.2320.ru7b/buddizm_na_tayvane]

3) http://www.soto-zen.ru/xinyun.htm

4) http://buddhistinformatics.ddbc.edu.tw

5) www.ddm.org.tw

Базарова Лилия Чингисовна, аспирант кафедры истории, археологии и этнографии Бурятского государственного университета, 670025, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25 e-mail: [email protected]

Bazarova Lilia Chingisovna, postgraduate student of department of history, archeology and ethnography of Buryat State University, 670025, Ulan-Ude, Pushkin str., 25 e-mail: [email protected]

УДК 94 (517) © Э.В. Батунаев

О СТАНОВЛЕНИИ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА 1911 г.

В статье рассматривается широкий круг вопросов становления Монгольского государства 1911 года: причины, характер борьбы за независимость, роль договоров и соглашений, позиции государств по монгольскому вопросу.

Ключевые слова: Монголия, Цинская империя, независимость, договор, соглашение, независимость, суверенитет, статус, государственность, переговоры.

E.V. Batunaev

ON THE FORMATION OF THE MONGOLIAN STATE IN 1911

The article deals with a wide range of questions offormation of the Mongolian state in 1911: causes, the nature of the struggle for independence, the role of treaties and agreements, the position of States according to the Mongolian question.

Keywords: Mongolia, the Qing Empire, independence, contract, agreement, independence, sovereignty, status, statehood negotiations.

Процесс становления независимости Монгольского государства был долгим и сложным, происходил в непростой международной ситуации. В силу своего территориального положения Монголия оказалась в центре геополитических интересов великих держав, прежде всего своих соседей, образовав тем самым сложный треугольник взаимоотношений Россия-Монголия-Китай.

Особенно важно, на наш взгляд, проследить, в каких сложных политических, экономических и социальных условиях происходило становление и признание Монгольского государства.

В начале XX века Цинская империя стала проводить активную колонизационную политику по освоению и заселению монгольских земель ханьцами, что вызвало крайнее возмущение и противодействие коренного населения.

Монголы оказались перед выбором: смириться или оказать сопротивление, чтобы не потерять своей самобытности, не оказаться ассимилированным народом [2, с .45].

В этих условиях монгольские князья и ламы во главе с Богдо-гэгэном Джебцзун-Дамбой-Хутухтой проводят тайное собрание и принимают решение об отделении Монголии от Китая.

Вспыхнувшее 10 октября 1911 года Учанское восстание ознаменовало начало Синьхайской революции в Китае. Ургинский гарнизон, состоящий из ханьцев, ненавидящих маньчжуров, отказался защищать китайского наместника Сань До [2, с.45].

1 декабря 1911 г. было опубликовано обращение к монгольскому народу, в котором говорилось: «Наша Монголия с самого начала своего существования была самостоятельным государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.