Научная статья на тему 'Историография и источники таможенного права России'

Историография и источники таможенного права России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1675
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ИСТОРИОГРАФИЯ / CUSTOMS LAW / LAW SOURCES / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Димитров Николай Николаевич, Карасёв Александр Владимирович, Семёнов Алексей Викторович

В статье предпринята попытка дать историографический анализ источников таможенного права, который мог бы стать начальным этапом подготовки фундаментального труда по истории таможенного права. Подчёркивается, что нормативное сопровождение истории таможенного дела – важная сфера деятельности государства. Начало. Продолжение: Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2012. – № 2 (42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Димитров Николай Николаевич, Карасёв Александр Владимирович, Семёнов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORIOGRAPHY & SOURCES OF CUSTOMS LAW IN RUSSIA

In the paper the attempt to fix the historiographical analysis of sources of customs law is done. It is shown that such analysis is to be the beginning of the fundamental study of history of customs law. It is also underlined that such an activity must be a very important aspect of state activity The beginning. The continuance: Scientific Letters of Russian customs academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov. – 2012. – № 2 (42).

Текст научной работы на тему «Историография и источники таможенного права России»

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ^

РОССИИ О

g

Димитров Н. Н. ^

КарасёвА.В.

СемёновА.В. Q

га

В статье предпринята попытка дать историографический анализ источни- О кое таможенного права, который мог бы стать начальным этапом подготовки м фундаментального труда по истории таможенного права. Подчёркивается, что " нормативное сопровождение истории таможенного дела - важная сфера деятель- ^ ности государства. ^

га

In the paper the attempt tofix the historiographical analysis of sources of customs law Q is done. It is shown that such analysis is to be the beginning of thefundamental study of history of customs law. It is also -underlined that such an activity must be a -very important aspect of state activity

Ключевые слова: таможенное право, источники права, историография Key words: customs law, law sources, historiography

Важность заявленной темы обусловлена многими факторами. Во-первых, недостаточной разработанностью данной темы в исторической и историко-правовой науке. В настоящее время нет ни диссертаций, ни монографий, изданных в советский и постсоветский периоды по историко-право-вым основам отечественного таможенного дела. Более того, само понятие «таможенное право» является ещё не устоявшимся, в том числе и по причине недостаточной исследованности её исторических основ.

Во-вторых, высоким уровнем теоретической значимости данной темы для истории таможенного дела, истории отечественного государства и права.

В-третьих, необходимостью использования положительного опыта развития правового регулирования отечественного таможенного дела в законотворческой деятельности на современном этапе.

Издано немало научных трудов, учебников и учебных пособий, раскрывающих сущность и содержание как таможенного дела вообще, так и отдельных её сторон. Но как показывает анализ научной литературы, история таможенного права недостаточно глубоко и полно исследована учёными в исторической и историко-правовой науке; в прямой же постановке практически не рассматривалась.

В данной статье предпринята попытка дать историографический анализ источников таможенного права, который может стать начальным этапом подготовки фундаментального труда по истории таможенного права. Это, в

свою очередь, может перевести дискуссии о роли и месте таможенного права в системе российского права в новое, более продуктивное русло.

Прошлое доходит до нас в определенных формах, о нём напоминающих. Эти формы обычно и называют историческими источниками.

Они представляют собой форму отражения объективного мира, эпох, стран и народов в их реальном историческом бытии. В этом смысле исторические источники могут рассматриваться как основа познания исторической действительности, дающая возможность реконструировать события и явления социальной жизни прошлого. Всё это важно для установления истины, без этого не пробиться к объективной основе сообщений источника о событиях.

Если таможенное право всё больше и больше занимает видное место в ряду юридических дисциплин, то первое, с чего должно начинаться его изучение, есть, конечно, история. Без неё таможенное право в современной стадии было бы абсолютно непонятно.

Источники эти могут быть разделены на две группы.

А) первую группу составляют литературные памятники. Наибольшее значение среди них имеют, конечно, сочинения, посвященные русской истории (например, летописи). Таковыми являются и произведения неисторического характера, которые дают много ценных сведений: то там, то здесь мы наталкиваемся на те или другие факты, которые проливают свет и на историю развития правовых институтов таможенного дела.

Анализу письменных отечественных и зарубежных источников посвящены труды М.Н. Тихомирова, В.В. Мавродина, И.Е. Забелина, Б.А.Рыбакова и других ученых1.

Определённый интерес представляет летопись «Велесова книга», в которой прослеживается генезис Руси от 179 г. до н.э. до середины V в.

Результатом работы над летописями явился коллективный научный труд «Библиография русского летописания» (М.; Л., 1962). Ведущее место среди летописных источников занимает «Повесть временных лет» Нестора, в которой излагаются сведения о славянах, формировании мощных и устойчивых славянских княжений, об основании Киева и многих других событиях.

К историческим источникам относятся и бътины - народная эпическая поэзия Киевской Руси. По мнению Б.Д.Грекова, былины - это народный устный учебник истории. В них описаны основные события периода Киевской Руси. В связи с этим интересен труд И.Я. Фроянова и Ю.И. Юдина «Былинная история» (СПб., 1997), которые рассматривают исторические реалии на основе былинной фантазии, предлагают новое прочтение истории Киевской Руси.

1 Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. М., 1962; Советское источниковедение Киевской Руси /Под ред. В.В.Мавродина. Л., 1979; Источники // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжестваХП-ХШ вв. С. 109-234.

Важнейшими источниками являются договоры Руси с Византией: устный - 907 г. и письменные - 911, 944 и 971 гг. Их содержание раскрывает некоторые аспекты порядка регламентации торгово-пошлинных отношений ме^ду двумя странами. В частности, именно в «Повести временных лет» рассказывается, например, об упомянутом устном договоре с Византией.

Б) вторую группу составляют источники эпиграфические. В разные времена и в разных местах находились и продолжают находиться разнообразные остатки старины - медная доска с вырезанным на ней текстом закона, колонна с надписью, случайно сохранившиеся документы (дощечки или папирусы)... Все эти непосредственные остатки древности во всей их совокупности представляют огромный исторический интерес и немало уже дали для истории таможенного права.

Историографию формирования системы таможенного права можно разделить на несколько периодов.

Первый период (IX—XIV вв.) - источники правового регулирования таможенных обрядностей в Древнерусском государстве и русских землях в период феодальнойраздробленности.

Включение Древней Руси в систему таможенно-торговых правоотношений происходило на основе традиций, норм международного права, сложившихся ранее и получивших развитие после возникновения Киевской Руси. Б.А. Рыбаков утверждает, что в IV в. в окрестностях Киева активно развивалась торговля, существовали «мытные сборы»2. Обычаи, господствовавшие на Руси, получили название «Закон Русский». Упоминание о нём имеется в тексте договора Руси с Византией 907 г3.

Применение норм таможенного права на Руси относится к У1-УШ вв. Торговля с зарубежными странами осуществлялась на основе правил, источником которых являлись правовые акты стран - торговых партнёров. Восточные славяне еще в У-У1 вв. поддерживали торговые связи с Северным Причерноморьем, с Прибалтикой и Приазовьем, где уже сложились таможенные обрядности. Так, например, мытный устав австрийского города Раф-фельштеттена, составленный в 903-906 гг. регламентировал сбор пошлины с киевских товаров4.

Возникновение мытного сбора связано с греческими священниками, распространявшими христианство. Им поручался надзор за торговыми весами и мерами, на основании которых осуществлялись таможенные обрядности5.

К.И. Лодыжинский относит сбор мыта за провоз товаров, пользование местами, отведенными для торга, соблюдение порядка в это время к древним

2 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. XII - XIII вв. М., 1982. С. 96.

3 Памятники истории Киевского государства IX -XII вв.: Сб. документов. Л., 1936. С. 5.

4 Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII в.) II История СССР, 1967. №3. С. 85.

5 Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 11.

обычаям славян6. В понятие «мыт» входили те правовые нормы, которые отражали установленный на Руси порядок осуществления сбора пошлин в ходе торговли.

Первые известные договоры с Византией были заключены в 860 и 874 гг. В первых договорах с Византией закреплялись некоторые совместно выработанные правила таможенно-тарифного регулирования. Текст договора 874 г. зафиксирован в византийских и древнерусских источниках, в частности, в Никоновской летописи7.

Следующим источником таможенного права является договор с Византией 907г., где изложены нормы, регулирующие взаимоотношения в области торговли и таможенных обрядностей. Он явился актом, зафиксировавшим и уточнившим ранее установленные правила мытных отношений. Значительно расширились договорные отношения между странами в договоре 911 г. В нем есть положения о сохранности провозимых товаров.

Следствием войн с Византией стали условия договора 944 г. Было ограничено право русских купцов торговать в этой стране. Для них исключалась безмытная торговля. Все вошло в рамки общих международных торговых правил.

Русско-византийский договор 971 г. содержал в основном обязательства Руси. Князь Святослав пошёл на уступки византийцам с целью сохранения возможности дальнейшей торговли с Византией. В последующем данный договор был подтвержден Ярополком в 978 г8.

В 1043 г. Владимир Ярославович заключил новый договор с Византией. Ю.Г. Кисловский считает, что в нём также содержались статьи о торгово-та-моженном регулировании русско-византийских взаимоотношений9.

Нормы, регулирующие мытные формальности, были закреплены в «Русской Правде» - своде законов X-XI вв. Наряду с другими документами, в неё вошли нормы «Закона Русского», то есть обычного права.

«Русская Правда» - крупнейший памятник права Киевской Руси. До нас дошло более ста её списков. Древнейшей редакцией является «Краткая Правда». Создана она в 10-30-е гг. XI в., как считается, Ярославом Мудрым - «Правда Ярослава» (ст. 1-17). В период с 1068 по 1072 годы трое сыновей Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод - разработали новое законодательство, которое вошло в историю под названием «Правда

6 Лодыжинский К. Таможенные учреждения // Энциклопедия. Ф. Брокгауз и И. Ефрон. Т. 64. СПб., 1901.

7 Раппов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С. 48.

8 Договоры русских с греками и предшествующие заключению их походы русских на Византию. Ч. 1: Время Олега. Ч. 2: Время Игоря и Святослава. М., 1912. С. 55.

9 Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России /Под общ. ред. А.Е.Жерихова. М., 2004. С. 39.

Ярославичей» (ст. 18-41). Кроме того, в неё входят Покон вирный (ст. 42), Урок мостников (ст. 43).

«Правда» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей, в том числе и торговцев, и мытников. Была попытка сохранить внутренний порядок в стране, защитить собственность состоятельных людей.

Широкое распространение на Руси в качестве сборника относительно развитого феодального права получила «Пространная Правда». Её создание относят ко времени княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. «Пространная Правда» делится на две части: «Суд Ярославль Володимиро-еичъ» (ст. 1-52) и «УставВолодимеръ Всееолодиеича» (ст. 52-121).

Третья редакция - «Сокращённая Правда» - возникла во второй половине XII в. и является переработкой одного из списков «Пространной Правды».

В «Русской Правде» содержались нормативные статьи, регулирующие финансовые и торговые вопросы на рынке, участие в торгах мытников10.

В «Русской Правде» (древнейшей ее редакции) упоминается об обязанности купцов, провозящих товары водным или сухим путем, уплатить мыто князю на специальных заставах. Сведения о торговом (таможенном) праве также содержатся в «Повести временных лет» и других летописных источниках.

После распада Киевской Руси на отдельные земли в XIII в. нормы мыт-но-торговых отношений содержались в княжеских уставных грамотах, договорах с другими государствами.

Известны «Уставная грамота смоленского князя Ростислава» (1150 г.), договоры князя Мстислава Давыдовича между Смоленском и Ригой, Готланд-ским берегом (1229 г.) и другими городами. Согласно договору немцам разрешалась свободная торговля товарами в Смоленске, а русским - на Готланде. В нём содержатся нормы, регулирующие беспрепятственный транзитный проезд немецких купцов через территорию Смоленского княжества и русских купцов по территории Готланда.

Обширный сборник норм псковского права содержится в «Псковской судной грамоте». Это крупный нормативный акт в области торговли и пошлин. Значительное место отводится освещению вопросов регулирования взаимоотношений в области мены, займа и торговли.

Памятником, содержащим правовые нормы взаимоотношений города с другими городами в торговых и финансовых делах, является «Новгородская судная грамота». Особенностью государственного управления в Новгороде было то, что взаимоотношения, права и льготы между князьями и новгородцами регулировались договорными грамотами. Грамоты обязывали

10 Правда русская / Под ред. Б.Д.Грекова. Т. II. М., 1947. С. 378, 385.

князя, чтобы он «держал Новгород в старине по пошлинам, то есть по старым обычаям»11.

В некоторых договорных грамотах устанавливались мытные льготы для новгородских купцов в землях, откуда приглашался князь. Так, по договорной грамоте Новгорода с Ярославом Ярославичем 1265 г. следовало, что с новгородских купцов в Суздальской земле брали две вещи с воза, ладьи или короба хмеля.

В этих грамотах определялись также мытные обрядности. Князю не разрешалось открывать свои мытницы, закрывать иноземные торговые дворы. Новгородская торговля была защищена от княжеского произвола.

Деятельность иностранных купцов в Новгороде регулировалась договорами. В 1191-1192 гг. в них устанавливался порядок разрешения торговых споров, принятия административных мер к виновным, порядок торговли, величина пошлины и наказания за нарушения правил торговли.

Были случаи прекращения торговли, что было связано с немецкой военной агрессией против Новгорода12.

К этому периоду относится и зарождение первых мытных застав как следствия развития ремесла и торговли. Заставы и мыты - это средства, с помощью которых пополнялась казна и решались задачи экономического развития.

Самым ранним из известных документов о сборе мыта в Новгороде являются «Рукописание князя Всеволода» (первая половина XII в.), «Устав о мостах князя Ярослава» (1260-е гг.), «Устав Великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых» (вторая половина XIII в.).

Документальное упоминание о мытной службе в Брянске относится к 1136 г. В Уставной грамоте князя Ростислава Смоленского упоминается о древних поселениях Пацыне и Оболве на границе Смоленской и Чернигово-Северских земель, где производились мытные сборы. Псковская мытница была основана раньше X в. Документальным свидетельством этому является «Псковская судная грамота».

Таким образом, основными историческими источниками о таможенно-правовых отношениях на Руси являются летописи, былины, труды иностранных авторов. Правовые нормы, их регулирующие, были установлены в обычном праве, межгосударственных договорах Руси, русских земель, княжеских уставных и договорных грамотах, «Русской Правде».

Основными субъектами данных правоотношений выступали отечественные и иностранные купцы (гости), мытни и мытники, а в последующем - таможни и таможенники. Объектами данных правоотношений выступали ввозимые

11 Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1906. С. 72-73.

12 Костомаров Н.И. Русская Республика. Северно-русские народоправства во времена удельного вечевого уклада: (История Новгорода, Пскова и Вятки). Смядынь, 1994. С. 387.

товары, пошлинные тарифы. Единого нормативного акта, регулирующего правоотношения, в таможенной сфере не было.

Второй период (XV—XVII вв.) - правовые акты в области правового регулирования таможенного дела в период становления и укрепления Русского (Московского) централизованного государства.

Предпосылки объединения русских земель сложились к XIV веку. Возникновение единого государства было закономерным и неизбежным явлением на определённом этапе развития феодального общества.

К этому времени на Руси стало постепенно возрождаться хозяйство, возобновился рост феодального землевладения, наметился экономический подъём, что требовало укрепления экономических связей между различными регионами. Русские города становятся центрами производства и торговли.

В XV в. таможенное дело представляло собой механический конгломерат долголетних исторических напластований. Местные князья сами осуществляли таможенный суд, часто бесправный. Попытки русских царей упорядочить таможенные сборы, законодательно закрепить таможенные правила не всегда достигали цели13.

С XIII в. начинает свой отсчёт история Московского княжества. После победы русских войск на Куликовом поле в 1380 году Москва была признана территориальным и национальным центром складывающегося Русского государства. Подчинив себе других князей, Иван III превратился в единого государя.

В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV-XV вв. продолжала действовать «Русская Правда».

Из «Пространной Правды» была создана новая редакция этого закона, так называемая «Сокращённая Правда», приспособлявшая древнерусское право к московским условиям.

Основными источниками общерусского права в ХУ-ХУ11 вв. были также: великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земского собора, отраслевые распоряжения приказов14.

Создаются и новые сложные формы законодательства: общерусские кодексы - судебники (1497,1550 гг.), указные (уставные) книги, в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст судебников.

Узаконения облекались в форму отдельных грамот или целых сборников (судебников). Большинство из этих актов в своем содержании воспроизводили уже существующие правовые обычаи и практику, которые власть санкционировала. В 1497 г. был издан великокняжеский Судебник Ивана III, а в 1550 г. - царский Судебник Ивана IV.

13 Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебник. М., 2004. С. 47.

14 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2005. С. 146.

Судебник 1497 г. основное внимание уделял защите от посягательств на личность и имущество, должностным преступлениям, преступлениям против порядка управления и суда, куда входили получение «посулов» (взяток), совершение подлогов, подделок документов, ябедничество, подмет (злостная клевета) и тому подобное. Все это в той или иной степени касалось таможенного дела.

Первым систематизированным нормативным актом, регулирующим таможенное дело в России, можно считать Судебник 1550 г. Им предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодальной экономики было важнейшей отраслью хозяйства.

Отдельные узаконения Х1У-ХУ вв. носили название грамот', во второй половине XVI в. - указов и приговоров (Боярской думы и земских соборов). Эти акты могли выдаваться как отдельным физическим и юридическим лицам, так и территориальным объединениям. Отдельные грамоты издавались и действовали также после издания судебников.

Грамоты были следующих видов: жалованные, уставные, судные, таможенные.

Таможенные грамоты определяли порядок таможенно-финансового управления и регламентировали деятельность как внешних, так и внутренних таможен. В грамотах устанавливались размеры пошлин, местности, предметы и лица, на которых ложились эти пошлины или которые освобождались от них.

Таможенные грамоты подразделялись следующим образом: грамоты, устанавливающие порядок таможенного казенного управления; грамоты, определявшие порядок откупного таможенного управления.

В них складывалась система таможенных обрядностей. До нас дошли многочисленные документы того времени, посвященные вопросам таможенного дела: царские грамоты о таможенном сборе, таможенном доходе, об освобождении от таможенных пошлин, специальные таможенные грамоты о пошлинах для иностранных купцов, об отдаче на откуп и другие, вышедшие в Московском централизованном государстве. В этих грамотах прослеживается возрастание роли великого князя, а затем московского царя в решении таможенных дел.

В начале XVII в. были осуществлены попытки унифицировать сбор пошлин с товаров. Но единого законодательного акта издано не было. Отдельные правовые нормы, регулирующие порядок сбора пошлин с некоторых товаров, нашли своё отражение в Грамоте Василия III таможенникам г. Дмитрова 1521 г.

Спустя 28 лет царь Иван IV подписал Грамоту о содействии дмитровским и кимерским таможенникам в сборе таможенных пошлин с торговых людей по случаю уничтожения тарханов (грамот об освобождении ото всех податей). Грамота была подготовлена в связи с тем, что участились случаи

неуплаты пошлин со стороны монастырей, московских и других людей, а это снижало сбор пошлин в государственную казну.

Царь Иван Васильевич повелел осуществлять сбор пошлин по Уставной грамоте дмитровских и кимерских таможенников15.

Представляет интерес Новгородская таможенная грамота от 17 марта 1571 года «О сборе пошлин на торговой стороне в государевой опричнине». Наряду с росписями ставок на товары в грамоте впервые указывается требование о ведении таможенных книг16. Грамота способствовала укреплению правопорядка и содержала толкование таможенных правил и ответственности за их нарушение.

К концу XVI в. был утвержден ряд грамот, в частности, «О сборе гостиной и полавочной пошлины в Великом Новгороде на Торговой стороне» (1577), «О сборе явчей, пятенной и привязной пошлины в Великом Новгороде» (1586), «О сборе номерной и покоречной пошлины в Великом Новгороде» (1587), где упорядочивались правила о сборе пошлин.

Их содержание свидетельствует о том, что в государстве складывались таможенно-правовые нормы, определяющие условия применения к субъекту таможенных отношений мер государственно-распорядительного характера, обязательных к исполнению, и осуществлялось упорядочение таможенных формальностей. Устанавливались штрафы за контрабанду, хотя слово «контрабанда» не употреблялось, речь шла о промыте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как свидетельствуют документы, к концу XVI в. складываются правовые нормы, регулирующие таможенные отношения с иностранцами. В Памяти новгородским таможенным головам «О взыскании пошлин с Немецких людей, приезжающих из Швеции»17 изложены нормы, определяющие ставки пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Защита экономических интересов государства усиливалась с каждым годом. Свидетельством этому явилась царская грамота новгородским воеводам князю Пожарскому и Глебову 1629 г. «О дозволении производить с Шведскими подданными торг по обе стороны границы в городах и о запрещении торговать в селах и деревнях»18. Грамотой предусматривались санкции за невыполнение требований о порядке торговли взимания пошлин.

Основой правового регулирования деятельности таможен были таможенные грамоты русских царей. Направление грамот в таможни практиковалось в связи со злоупотреблениями со стороны таможенников с целью руководства деятельностью таможенных органов.

15Акты Арх. эксп. Т. 1. С. 212.

16 Там же. С. 320.

17 Акты Арх. эксп. Т. 2. С. 271.

18 Там же. С. 262-263.

В Грамоте 1633 г. «О сборе пошлин в Гороховце»19 раскрывается порядок выполнения таможенных формальностей в начале XVII в., когда таможенная система как государственный орган еще не сложилась. Положения таможенной грамоты устанавливали правовые нормы регулирования отношений таможенников и торговых людей и предусматривали наказания за злоупотребление властью и превышение своих полномочий.

Ход экономического развития Московского государства требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы, которая к середине XVII в. оставалась практически функцией удельных князей. Значительную роль в решении этой задачи сыграло Соборное уложение 1649 г. Оно было впервые в истории России напечатано и разослано в приказы и на места.

Соборное уложение состояло из 25 глав и 967 статей, сгруппированных по целостным направлениям - о суде, о вотчинах, о богохульниках и т.д. Источниками уложения стали судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских сборов, Стоглав, литовское и византийское законодательство. После 1649 г. уложение дополнялось так называемыми «новоуказными статьями».

Таможенным вопросам была посвящена глава XI «О мытах и перевозах и о мостах». В ней содержалось 20 статей. Это был первый общегосударственный документ, который в законодательстве России XVII в. занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу.

Начало таможенной реформе положил Именной указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров»20, подписанный 25 октября 1653 года царём Алексеем Михайловичем. Документ предусматривал обложение всех торговых сделок единой таможенной пошлиной, которая должна была компенсировать казне потери от отмены большинства мелких пошлин.

30 апреля 1654 г. была утверждена Уставная грамота «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытое, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов»21. В документе сохранялись ранее введённые правила по осуществлению таможенных обрядностей и подчеркивалось, что их невыполнение должно быть наказано. Основой таможенных сборов становилась рублёвая пошлина.

Этой же грамотой устанавливалась санкция за неисправность проезжих дорог, мостов и перевозов, что составляло важный элемент торговой инфраструктуры и источник доходов для казны. Завершением начального этапа

19 Там же. Т. 3. С. 359-365.

20 ПСЗРИ. Т. 1. С. 302-305.

21 Там же. С. 329.

таможенной реформы стало принятие Новоторгового устава 1667 г., где были подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. С принятием Новоторгового устава были подготовлены условия для осуществления экономических реформ и таможенного дела.

Следующим этапом правового обеспечения таможенной реформы была разработка нормативных актов по отдельным направлениям таможенного дела. Условно их можно объединить в несколько групп, которые посвящены: совершенствованию сбора таможенных пошлин; развитию правовых норм участия иностранцев в таможенно-правовых отношениях; сокрытию убытков казны, происходящих от недобора пошлин; об отмене откупа; ужесточению мер по борьбе с контрабандой и хищениями; ведению таможенных книг, особенностям сбора пошлин с товаров, следующих из Китая22.

Осуществлялось это с помощью Именных царских указов: 1692 г. - таможенному голове города Верхотурье; 1697 г. - о наказании воевод, которые удерживали в пути торговых людей или причиняли им убытки; 1698 г. - о сборе таможенных пошлин в сибирских городах; о преграждении пути, по которому незаконно провозились товары в районе Верхотурья по дороге на Казань и другие.

По мере становления Русского централизованного государства и развития его экономики укреплялись таможни, таможенные заставы, основной задачей которых являлись сбор пошлин и наполнение государственной казны.

В России XVII в. ещё не было централизованного органа управления таможнями. Он начал складываться лишь к концу столетия. Управление таможнями распределялось между четвертями, Разрядным приказом, Приказом Большого прихода, Сибирским приказом и Приказом Казанского дворца. Важная роль в управлении таможнями принадлежала Большой казне.

Эти органы, по действовавшему законодательству, издавали для подчинённых им городов приказы и распоряжения. В соответствующие приказы поступали таможенные сборы и отчёты о работе таможен.

Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 г., в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю23.

Приказ Большого прихода, или просто Большой приход появляется в первый раз в 1573 г. В нём сидели окольничий и два дьяка. Доходы приказа были свыше 500 тыс. руб. и составлялись из сборов с лавок, с гостиных дворов в Москве и в городах, с погребов, с мер для питья и товаров, с таможен, мыт, перевозов, мостовщины.

22 ПСЗРИ.Т. 2. С. 321.

23 Неволин К.А. Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого // Журнал Министерства народного просвещения. 1844. № 1-3, и в «Собрании сочинений» (т. VI).

Приказ Большой казны известен только в царствование Ивана IV Ведал его боярин, с ним были в товарищах думный дворянин и два-три дьяка.

Приказ этот заведовал государственными доходами с тех городов, сёл и деревень, которые не были подчинены другим приказам; в его ведении состояли гостиная и суконная сотни и вообще торговые люди, а также мастера серебряного дела.

К 1680 г. к приказу Большой казны перешло заведование таможнями, померной и мытной избой, денежными доходами с кабаков, кружечных дворов, конских площадок, торговых бань и т.п. В начале XVII в. многие таможни находились на «откупе», что сохранялось не только в XVII, но и в XVIII в., вплоть до отмены высочайшим указом лишь в 1807 г.

Указом 1681 года было основано таможенное и кабацкое управление на новых началах: выборность, содержание служебных обязанностей, демократизм и правительственное назначения. Правительство требовало людей, достойных доверия, а каким образом они назначались, определялось временным и местным удобством или же предоставлялось согласию самих выбирающих лиц.

В целом следует отметить, что нормы таможенного права были еще несовершенны, но они способствовали решению задач совершенствования таможенных формальностей, фискальных сборов, защиты экономических интересов государства, формированию централизованного управления таможенным делом, системы борьбы с контрабандой.

В имперский период (XVIII - нач. XX вв.) источниками права являлись законодательные акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов.

Наиболее важные мероприятия различного плана определялись Указами «О единонаследии» от 18 марта 1714 г.; Табелью о рангах от 2 января 1722 г.; Указом о форме суда от 5 ноября 1723 г.

Регламентами учреждались государственные органы управления, состав и порядок их работы: Генеральный регламент коллегии от 29 февраля 1720 г.; Регламент главному Магистрату от 16 января 1721 г.; Духовный регламент от 29 января 1721г.

Под уставами понимались сборники законов, где были собраны нормы права, относящиеся к определённой сфере деятельности государства: Устав о векселях 1722 г.; Устав о купеческом водоходстве 1781 г.; Устав благочиния 1782 г.; Воинский Устав 1716 г.; Морской Устав 1720 г.

Манифестами объявлялись особо важные и торжественные мероприятия (например, Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г.).

В 1715 г. были изданы: «Артикул воинский» - уголовный кодекс и «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» - процессуальный кодекс. Источником права оставалось и Соборное уложение. Попытки создать новое Уложение при Петре I и Екатерине II не увенчались успехом

из-за противоречий в интересах различных сословий, блокировавших работу по их подготовке.

Экономическое развитие в конце XVII - начале XIX веков характеризовалось дальнейшим прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.

На решение этих проблем и было направлено развитие российского законодательства. В этот период начинается выделение таможенного тарифа в отдельный институт права.

В конце царствования Петра I в 1724 г. был принят первый в России Таможенный тариф. Следующий таможенный тариф был принят в 1731 г. Они носили покровительственный характер для продукции отечественной промышленности, рассчитанной для широкого рынка, и одновременно облегчали доступ в Россию высокосортных иностранных товаров.

В интересах развития внешней торговли и для создания благоприятных условий купечеству в 1729 г. был издан Вексельный устав. В нем определялась плата за неустойку по векселю.

Исходя из размера долга, таможенному суду предоставлялось право ареста на товары или недвижимость должника, продажу их на публичных торгах.

В 1731 г. был принят Морской пошлинный регламент (устав), который определил сумму пошлин с российских и иностранных купцов, порядок захода иностранных судов в российские порты, подробно расписал процедуры таможенных формальностей. В результате сократилась контрабанда.

При Елизавете Петровне в 1746 г. был издан Указ, устанавливающий ширину зоны территориальных вод России.

Улучшению правовых условий торговли способствовал первый Таможенный устав, изданный в 1755 г24. В нем воедино сводились прежние положения по таможенным обрядностям, то есть по проверке, приему и списанию товара, его досмотру и установлению суммы пошлины.

Его принятие было прогрессом в развитии таможенного законодательства России. Принятые в нем нормы регулировали свободное перемещение товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению всероссийского рынка и развитию внутренней и внешней торговли.

Правила борьбы с контрабандой содержались в главе «О доносах про утайку от пошлин товаров и как с оными поступать»25.

Уставом вводился купеческий суд, для торговых людей устанавливалась паспортная система. Права российских подданных распространялись на иностранных купцов, записавшихся в российское купечество.

24 ПСЗРИ. Т. XIV. Собр. № 10. 486. С. 463-464.

25 Там же. С. 464.

Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную службу и таможенный контроль, создавало правовую основу таможенного дела.

10 октября 1782 г. Екатерина II издала Указ «Обучреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров», согласно которому создавалась специальная таможенная стража, цель которой - закрытие границ и задержание контрабанды26.

При Александре I в сентябре 1802 г. был принят высочайший Манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения вошли в состав Министерства коммерции. 25 июня 1811 г. император подписал Манифест об учреждении Министерства финансов, куда вошёл Департамент внешней торговли, в составе которого было таможенное отделение. На него возлагался широкий круг обязанностей по управлению таможенным делом.

В XIX в. продолжалось противоборство фритредёрских и протекционистских тенденций в государственном регулировании таможенного дела. Элементы протекционизма просматривались в тарифе 1868 г. Защитой отечественной промышленности от германской экспансии было введение в 1877 г. оплаты таможенного сбора золотыми пошлинами.

Развитие таможенного дела нашло свое отражение в уставах и других документах XIX в. В 1819 г. был принят новый Устав таможенный. В нём был установлен порядок охраны государственной границы, а также излагались требования к таможенникам, предусматривалась их защита от применения насилия.

В XIX в. в российское законодательство начинают инкорпорироваться элементы международного таможенного права. Это находит отражение в Положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В нём содержалась роспись товаров, вводились ограничения на ввоз товаров из Франции.

В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской империи, в котором под общим понятием лихоимства объединялись незаконные поборы под видом государственных податей, вымогательство, а также взятки.

В Уложении о наказаниях 1845 г. были объединены все санкции, применяемые к нарушителям таможенного законодательства, или посягавшим на служащих таможенного ведомства, или оказавшим сопротивление насилием.

В 1857 г. вышли дополнения к 'Уставу таможенному 1819 г. Значительно расширялись права и обязанности таможенных чинов. Предусматривалось, что дела о наказании лиц, обвиняемых в тайном провозе товаров, должны вестись в суде или в таможне (ст. 1645).

В документе были разделы по различным аспектам ведения процессуального производства: «О доносах и действиях по ним», «О задержании

26 РГА ВМФ, ф. 212, указы II отд., д. 52, л. 385. 102 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (41) 2012

товаров и представлении их в таможенных и полицейских местах», «О распоряжениях таможенных и полицейских властей по делам о задержании тайно провозимых товаров», «О производстве и решении конфискационных дел, объявлении и приведении в исполнение указанных решений».

Новым шагом в развитии таможенного законодательства стало принятие в 1892 г. нового Таможенного устава. Его объем сократился на 600 статей. Он регулировал вопросы таможенной охраны в прибрежных водах, законодательно было закреплено определение таможенной полосы, под которой понималось: «Пространство воды в три морских мили русского берега, как на материке, так и на островах.. ,»27.

В Таможенный устав 1892 г. вошли многие статьи, ранее содержащиеся в Уложении о наказаниях 1845 г. Это было связано с тем, что статьи о таможенных правонарушениях были исключены из новой редакции Уложения о наказаниях, принятой в 1866 г.

Данная редакция устава существовала до 1904 г., до принятия нового Устава таможенного. Его отличительными чертами были: дополнительные санкции (конфискация) за незаконный провоз пошлинных и запрещенных предметов; изменения в определении контрабанды (все товары, скрываемые от таможенного контроля).

По-новому трактовалось определение контрабанды в «Правилах о наказаниях и взысканиях за контрабанду и порядке производства дел о контрабанде», высочайше утвержденных 27 марта 1906 года28. В него вводилась диспозиция - покушение на вывоз. Это было связано с тем, что в случае вывоза товара задержание контрабандиста на территории сопредельного государства было уже невозможным.

Кроме того, были нормативные акты, издаваемые Министерством финансов, которые были также обязательны для суда.

Правовое регулирование таможенно-тарифных отношений в значительной степени было обусловлено внешнеполитической конъюнктурой. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредер-ским и обратно, но при этом преобладала свободная торговля29.

31 марта 1818г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением ввоза товаров железоделательной и текстильной промышленности. В ноябре 1819 г. был принят ещё более умеренный тариф. В страну по низким таможенным ставкам хлынули иностранные товары30.

27 История таможенного дела и таможенной политики России: Хрестоматия. Ч. 2. М., 1998. С. 77.

28 Собрание Уложений и распоряжений правительства за 1906 г. СПб., 1907.

29 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 189.

30 Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995. С. 64.

В этот период появляются новые формы внешнеторговых связей: порто-франко и вольная гавань31.

В последующем тарифы изменялись постоянно с промежутком от 1-го года до 23-х лет.

29 января 1894 г. был заключен российско-германский торговый договор «О торговле и мореплавании» сроком на 10 лет, согласно которому был принят конвенциональный тариф.

В 1904 г. был заключен новый договор с Германией «О торговле и мореплавании». Дополнительная Конвенция к этому договору была заключена 29 января 1904 г., в ней нашли отражение охранительные тенденции и значительное повышение пошлин на российский экспорт в Германию32.

Важнейшей задачей правительства России в рассматриваемый период являлась борьба с контрабандой.

В период с конца XIX в. до 1917 г. в свет вышло около 60 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих борьбу с контрабандой^. Среди них были документы, содержащие правовые нормы задержания контрабанды на море и на железнодорожном транспорте.

27 марта 1906 г. были высочайше утверждены Правила о наказаниях и взысканиях за контрабанду. В них давалось уточненное определение понятия «контрабанды» как уголовного преступления. К нарушителям правил о контрабанде применялись нормы главы первой Уголовного уложения, высочайше утвержденного 22 марта 1903 г.

С принятием Устава таможенного 1910 г. предусматривались взыскания и наказания за контрабанду34.

В целом в этот период российское таможенное законодательство было жестко регламентировано, преследовало цель защитить экономику страны от бесконтрольного ввоза товаров.

Продолжение -в№2 (42)

31 Порто-франко - портовая таможенная экономическая зона, где товары выгружаются, подвергаются переупаковке, рассортировке, переработке и покупаются местным населением без уплаты пошлин. Вольная гавань - небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров.

32 Материалы по пересмотруторговыхдоговоров...СПб., 1911. С. 1-20.

33 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 265.

34 Устав таможенный II Свод законов. Т. VI. 1910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.