Правовое регулирование предпринимательских отношений в Московском централизованном государстве
1Н.Н. НАДЕЖИН - доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
Статья посвящена исследованию правового регулирования предпринимательских отношений в Московском централизованном государстве в XIV-XVII вв. Материалы статьи могут быть рекомендованы курсантам, слушателям, адъюнктам, сотрудникам УИС, интересующимся вопросами становления и развития предпринимательских отношений на Руси.
Ключевые слова: торговое право; торговый устав; предпринимательская деятельность; внешнеторговая деятельность; промысловые артели; частноправовые отношения; Соборное уложение 1649 г.
Важный этап становления российского предпринимательского права связан с закреплением российской государственности в рамках Московской Руси. В этот период происходило политическое и экономическое единение населения, проживавшего на территории Российского государства. Объединение княжеств вокруг Москвы обусловило отказ от партикулярности (обособленности) права и создание общего права. При этом Москва, постепенно подчиняя себе российские земли, навязывала им свое местное право, придавая ему характер общероссийского1. Главными особенностями московского периода стали укрепление государственных начал в общественной жизни, расширение территориальных границ и обеспечение государственной независимости России. Данные процессы способствовали тому, что публичные интересы стали преобладать над частными и все слои населения теперь подчинялись воле государства в лице великого князя. В Московском государстве закреплялся принцип, согласно которому в обществе «различные классы различаются по обязанностям, но не по правам, как на Западе»2.
Формирование централизованного Русского государства, объединявшего независимые прежде от великокняжеской власти территории, часто сопровождалось не только ограблением городов, но и ликвидацией автономии местных купеческих корпораций, а позднее - их полным исчезновением. Во время правления Ивана Грозного по местной автономии был нанесен последний удар. Политически бесправные тор-
говые люди часто становились жертвами произвола, их имущество переходило в казну и окружавшим трон «царевым слугам»3.
Эти особенности отразились на процессе формирования правовых средств и методов осуществления торговой (предпринимательской) деятельности как в данный период времени, так и в последующем. Усиление государственных начал в общественном устройстве не способствовало развитию частноправовых институтов торгового права, которые по своей природе предполагают экономическую и политическую свободу и самостоятельность субъекта хозяйствования. Поэтому в московский период не произошло существенных изменений в данной области. Нормы статутного права, которые применялись в то время, были заимствованы из источников местного права (главным образом из Псковской судной грамоты) и Русской Правды. Эти нормы были включены в судебники Ивана III (1497 г.) и Ивана IV (1550 г.). В остальном частноправовые отношения, как и ранее, регулировались обычным правом. Экономическая политика государства в годы «собирания земель» носила преимущественно фискально-полицейский (административный) характер. В правовой регламентации предпринимательства это проявилось в том, что помимо отдельных норм судебников все остальные постановления имели публично-правовое содержание. Таковым являлось содержание первых торговых уставов (1653, 1667 гг.).
С московским периодом связан процесс формирования сословности в торговых (пред-
принимательских) правоотношениях. Со времен Ивана Грозного городское и сельское население постепенно наделялось различными правами и обязанностями в хозяйственной сфере, что связано как с развитием крепостнических отношений, так и фискальными интересами государства. Законодательно эти различия впервые были закреплены в Уложении Алексея Михайловича (1649 г.). Оно запретило торговлю крестьянам, служилым, боярским и людям иных чинов, кроме лишь низших служилых людей, да лиц, женившихся на вдовах торговцев. Соборное уложение 1649 г. в развитии и закреплении частноправовых институтов предпринимательского (торгового) права не пошло дальше судебников. В десятой главе Уложения (всего оно имеет 25 глав) упоминаются договоры: купли, ссуды, займа, отдачи на сохранение, найма и залога. Значительно больше внимания здесь было уделено фискально-полицейским постановлениям, регулирующим предпринимательскую (торговую) деятельность.
Так, шестая глава содержала постановления о проезжих грамотах, выдаваемых купцам, которые выезжали за рубеж. Восьмая глава определяла порядок сборов со дворов для выкупа плененных. Девятая определяла правила сбора мытов за перевоз товаров. В восемнадцатой главе регламентировался порядок взимания пошлины за приложение печатей. В двадцать пятой - содержался указ о корчемстве или о неразрешенной торговле вином и табаком.
Влияние на дальнейшее формирование предпринимательского права России оказал выбор источников, положенных в основу создания Уложения 1649 г., который определил магистральное направление развития права России. В качестве источников в документе были использованы греко-римское (византийское) право, Литовский статут, отдельные канонические источники, судебники, царские указы и судебные приговоры. Обычное торговое право, сложившееся к тому времени, составителями было в значительной степени проигнорировано. Это означало, что в данный период начала проявляться одна из характерных особенностей российского правотворчества - склонность к заимствованию из западноевропейского права и игнорирование собственных обычаев, зачастую в ущерб хозяйственной целесообразности.
В XVII в. получили широкое распространение промысловые артели, где предпринимателем-капиталистом являлся наиболее зажиточный местный крестьянин или мещанин, который очень часто вносил и свой личный труд наравне с остальными членами артели. В этом случае, кроме доли, получаемой из промысла на свой капитал, он имел долю из него за свой труд. При этом не только капитал получал большую часть промышленного, но и самый труд хозяина или заменяющего его человека, который обыкновенно играл роль кормщика, вознаграждался большей долей из добытого в сравнении с до-
лями членов артели. Что касается взаимоотношений членов артели, вносящих в промысловое дело лишь труд, то они, как правило, строились на началах полного равенства4.
С определенной степенью условности можно говорить о том, что в это время начиналось законодательное оформление отдельных норм (имущественной ответственности), использовавшихся в организации деятельности торговых товариществ.
В Уложении 1649 г. появилось первое законодательное правило, относящееся к определению порядка взаимодействия участников торгового товарищества. В ст. 276 гл. 10 документа была определена мера ответственности между товарищами в случае разбойного нападения на товарища - держателя общего (складочного) капитала: «А будет кто учтет торговать сложатся, и один из товарищ пойдет куда с деньгами, или с товарами для торговли в отъезде, и на дороге его воры разобьют, и товары и деньги отнимут у него без остатка, а товарищ его тех товаров и денег своей половины начнет с него искать судом, и с суда будет сыщется про то допряма, что его разбойники развили и товары и деньги отняли без остатка, и товарищу его тоже товаров и денег при нем править не велите по тому, что ему такое разграбление учинится по невольному случаю. А будет, сыщется, что разбойники на него приезжали, а животов ничего не взяли: и тот иск на виноватом доправить и отдать истцу»5.
Имевшие место в эти годы факты применения в предпринимательском праве форм торгового товарищества и отсутствие законодательного их обеспечения позволяют сделать вывод о том, что порядок создания и деятельности товариществ на первом этапе определялся обычным правом6. В 1669 г. Ордын-Нащекин предложил использовать земский капитал для учреждения торговых товариществ. С проектом о принудительном создании компаний с государственным участием выступил Ф. Салтыков. В 1698 г. Нобель инициировал создание акционерной компании.
К организации компаний россиян наряду с прочим побуждал их опыт общения с иностранными купцами (английскими, голландскими, французскими). В XVII в. на Западе компании уже прибрели очень важное значение в организации экономики.
В царствование Алексея Михайловича промысловые сборы подверглись существенным переменам. В основу промыслового кадастра этого времени легла подворная перепись тяглых поселян 1646 г. и сложившееся к тому времени торговое сословие с подразделением его по значению и роду занятий. Начало данному подразделению было положено еще образованием и выделением сословий гостей. Попытка упорядочения всей системы сборов в масштабах русского государства была осуществлена в рамках упоминавшегося Торгового устава 1653 г., в котором вместо проезжих и рыночных торговых
сборов была введена единая «рублевая пошлина», взимавшаяся по 10 копеек с рубля с продаваемых товаров. Этапным моментом в развитии промыслового налогообложения явилось принятие Новоторгового устава в 1667 г. По уставу с русских торговых людей был установлен сбор «с прямой продажной цены»: со всех товаров - по 10 денег с рубля, а с неучтенных и со всяких товаров, продаваемых в Архангельск, - по 8 денег; с товаров, продающихся в городах по мелочам, - по 10 денег с рубля; с денег, привозимых для покупки товаров, - по 5 денег с рубля, а когда на эти деньги будут куплены товары, то с них также по 5 денег с рубля7.
Принятие уставов ознаменовало собой закрепление важных моментов в формировании финансовой системы и финансового права России - унификацию и централизацию фискальной практики. Центростремительная тенденция в государственном строительстве в период Московской Руси способствовала упорядочению таможенной практики. В эти годы происходило формирование единой государственной системы взимания таможенных сборов. Здесь четко прослеживалась тенденция перевода практики этих сборов на государственную основу. Это проявлялось в неоднократных попытках отказа от откупной практики. В 1596 г. указом Федора Ивановича все мыты были переданы в ведение государственных таможенных голов.
Таким образом, можно говорить о создании в России к концу XVII в. разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. был сосредоточен в Приказе Большой казны. К этому времени в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), По-мерная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. Происходило упорядочение тарифной практики и унификация таможенных сборов, определялась протекционистская направленность экспортно-импортной тарификации, формировалось таможенное законодательство.
В Торговом уставе 1653 г. многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли - 10% от цены, с рыбы и пушнины - особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины: 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Сохранялись сборы на гостиных дворах и при перевозках через большие реки. На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов8.
Идеи монетаризма, которые возникли еще при Иване Грозном, запретившем ввоз в Россию
предметов роскоши (с целью экономии средств оплаты) и вывоз драгоценных металлов и изделий из них, были закреплены в Новоторговом уставе 1667 г. Пошлины стали взиматься монетами золотом и «ефимками». Царское правительство вынуждено было проводить протекционистскую политику в отношении русской торговли отечественными товарами и торговли иностранными товарами внутри страны. Новоторговый устав 1667 г. ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в четыре раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах (Архангельск), что способствовало развитию инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось ведение розничной торговли и обмен друг с другом, минуя таможню. В исключительных случаях при наличии специальной жалованной грамоты о торгах иностранным купцам разрешалось проезжать с товарами к Москве.
Детально была разработана процедура таможенного оформления. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить «всякую полную расправу в торговых делах». Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы «великого государя князя в сборах порухи не было» (ст. 1 Новоторгового устава).
По существу, только с принятием уставов 1653 и 1667 гг. в России начинает складываться целенаправленная тарифная политика. С этого времени внешнеэкономический таможенный тариф используется не только в фискальных целях, но и в целях поддержания и развития национального купца и производителя.
В XVI в. было положено начало государственной торговой монополии в качестве метода административного регулирования внешнеторговой деятельности. Правительство выделило ряд товаров, которые были наиболее конъюнктурны и рентабельны на внешних рынках. Продажа этих «казенных» товаров составляла монополию государства, которое, таким образом, сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную откупную цену. К указанному виду товаров принадлежали, например, пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, поташ, икра и т.д. По существу, здесь мы имеем один из первых в российской хозяйственной практике случаев применения франчайзинговой схемы, где в качестве правообладателя выступает государство.
В целом сопоставление правовых условий предпринимательства рассматриваемого периода по сравнению с предшествующим показывает их ухудшение. Произошло ограничение прав иностранных купцов на осуществление торговли в России. Активнее стала применяться
государственная монополия. Многие предметы торга были объявлены «заповедными», право торговли этими товарами предоставлялось исключительно казне, а гости, получавшие это право, считались государственными служивыми людьми. Введение внутренних таможенных платежей сдерживало торговый оборот. Выделение сословий затруднило пополнение и обновление торговой (предпринимательской) среды. Сословия стали играть роль фискального, а не корпоративного органа, в пределах которого формируются правила торгового оборота.
Таким образом, произошло формирование основ единого общероссийского предпринимательского права, были предприняты первые шаги по законодательному выделению норм торгового права. При этом четко обозначилась тенденция преимущественно финансово-поли-
цейского развития российского предпринимательского права; государство попыталось закрепить сословность в правовом регулировании предпринимательства.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Шершеневич Г.Ф. История кодификации гражданского права в России. М., 1996. С. 26.
2 Там же. С. 13.
3 См.: Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991. С. 71.
4 См.: Дитятин И. Устройство и управление городов России. Т. 1. СПб., 1876. С. 277-279.
5 Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. 1. 1649 г. № 1.
6 См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. С. 288.
7 См.: Шубников Ю.Б. Предпринимательство в дореволюционной России: становление правового обеспечения: Мо-ногр. СПб., 2001. С. 109-110.
8 См.: Там же. С. 111.