Ht Слово докторанту
и аспиранту
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В АНТИЧНОМ МИРЕ
С. В. МАРАВИНА, аспирант НИРО,
главный специалист отдела сопровождения инновационной деятельности
и подготовки научно-педагогических кадров НИРО sveta867@mail.ru
В статье рассматривается процесс становления и развития института наставничества как совокупность воспитания и обучения в эпоху античного мира. Анализируются такие понятия, как субъекты, принципы, методы наставничества, а также влияние на современную педагогику античной системы обучения и воспитания наставниками.
This article examines the process of formation and development of the institution of mentoring, as a set of education and training, in the era of the ancient world. The subjects, principles, methods of mentoring , as well as the influence of the ancient system of training and education by mentors on modern pedagogy are revealed.
Ключевые слова: наставничество, античная философия, наставник, социокультурная поддержка
Key words: mentoring, ancient philosophy, mentor, social and cultural support
Основной фигурой в образовательной системе на всех исторических этапах развития человечества был и остается учитель. Однако на протяжении всей истории развития педагогики менялись взгляды на образовательный процесс, на личность, деятельность и роль педагога в процессе обучения. Особое внимание мы уделим такому виду педагогической деятельности, как наставничество, известному еще со времен античности.
Наставник оказывает существенное влияние на социализацию, профессиональное становление ученика, формирование у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Институт наставничества получил бурное развитие в эпоху античной философии, когда процесс обучения строился по большей части на основе интеллектуального общения, а ученые не только обладали обширными познаниями, но и активно транслировали их ученикам. Также они
являлись хранителями духовности, которая выполняла важную функцию — формировала у молодого поколения стремление к сохранению и передаче интеллектуального наследия следующему поколению. Именно поэтому проблема совокупности воспитания и обучения была одной из первостепенной для античных философов.
Феномен наставничества существует на протяжении многих веков и освещен в большом количестве исследовательских работ. Однако наставничество остается одним из наиболее трудных для концептуального осмысления феноменов и одновременно с этим — одним из широко реализуемых в специально разработанных программах и проектах в рамках образовательного, социального, профессионального контекстов. Именно поэтому важно изучать предыдущий опыт реализации института наставничества, обращая внимание на проблематику эффективности системы, уточняя характеристики, мотиваци-онные аспекты, роли и функционал участников наставнического взаимодействия.
Важно понять, какие именно организационно-педагогические условия развития института наставничества способствуют социальному, культурному, профессиональному и т. д. становлению личности.
В античной теории воспитания практически отсутствовало понятие формального обучения, которое сводится к передаче знаний и навыков в обезличенной форме. По словам Ксенофонта, «никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» [5, с. 59], из чего следует, что воспитание в античной традиции представляет собой личностное социокультурное взаимодействие, в котором старший собеседник совмещает в себе роли наставника, друга и идеала личности (примера для подражания) наставляемого. В некотором роде отношение наставника к подопечному носило отеческий характер. В условиях античной педагогики дружба между учителем и учеником была неотъемлемым элементом воспитания. В таких социокультурных взаимоотношениях настав-
ника и наставляемого был сфокусирован весь эмоциональный пласт межличностных отношений, а также аккумулирована социально-когнитивная функция, которая представляла собой особую значимость для обеих сторон. Таким образом, эти взаимоотношения восполняли то, что не могли дать другие социальные институты в рассматриваемое нами время.
Субъектами наставнической деятельности в античном мире (как и в современной педагогической системе) выступают:
3 наставник —обычно более взрослый и опытный человек, который обладает важными для наставляемого знаниями о мире и может их транслировать;
3 наставляемый (или подопечный) — личность, имеющая определенные потребности в развитии и поддержке, но которой для осуществления своих целей недостает определенных знаний, опыта, ресурсов.
В наставниках обычно нуждались молодые представители образованной античной элиты (философы, ученые и др.), которым необходимо было перейти на следующую ступень интеллектуального и социокультурного развития. Конечная цель наставничества — это переход ученика из роли наставляемого в роль наставника для дальнейшей трансляции знаний последующим поколениям [3].
Наставничество было и остается двусторонним процессом, который взаимно обогащает знаниями и опытом обе стороны, при этом наставник получает от процесса наставничества не меньше, а порой и больше самого наставляемого.
Также одной из отличительных устойчивых черт античной интеллектуальной среды можно выделить преемственность наставничества как формы социокультурного взаимодействия. В частности, наиболее видные античные философы были связаны нитью «наставник — подопечный»,
В наставниках обычно нуждались молодые представители образованной античной элиты (философы, ученые), которым необходимо было перейти на следующую ступень интеллектуального и социокультурного развития.
остававшейся неизменной на протяжении нескольких веков и поколений, что позволяет рассматривать единство античной философской среды в вертикальном срезе. Например, одним из самых известных учеников Сократа был Платон, а ближайшим учеником самого Платона был Аристотель [2].
Для успешного взаимодействия наставника и наставляемого существует несколько принципов:
3 добровольность, то есть согласие со своей ролью;
3 наличие объединяющих факторов (общие интересы, взаимная заинтересованность друг в друге, уважение и доверие, эмоциональная привязанность, совместная деятельность);
3 готовность субъектов к взаимодействию «наставник — наставляемый» (для наставника — это способность к постоянному саморазвитию и работе с людьми, ответственность, адаптивность, принятие нового; для наставляемого — постоянная ориентация на саморазвитие, готовность к реализации новых идей).
Основная цель деятельности наставника — создание определенных условий, которые будут способствовать развитию, социализации, самореализации и повышению уровня вовлечения подопечного в самообразование, а также минимизация факторов, препятствующих его развитию.
Задачи, которые необходимо решить для достижения основной цели наставничества, зависят от конкретного периода развития личности. Так, например, если наставляемый является подростком, то основными задачами наставничества будет помощь в самоидентификации личности, коррекция поведения, повышение уровня социального и академического функционирования. После подросткового возраста особенно остро встают проблемы, связанные с лич-
Основная цель деятельности наставника — создание определенных условий, которые будут способствовать развитию, социализации, самореализации и повышению уровня вовлечения подопечного в самообразование, а также минимизация факторов, препятствующих его развитию.
ностным и профессиональным становлением [6].
Основными характеристиками деятельности наставника являются целенаправленность, взаимообмен знаниями, опытом и т. д. в течение продолжительного периода времени. Еще с античной эпохи в наставничестве можно выделить несколько этапов:
3 начальный (знакомство, формирование взаимоотношений между наставником и подопечным);
3 этап развития (взаимонаправленная в обе стороны деятельность);
3 этап отделения (наставляемый достигает определенных результатов, наставник совместно с подопечным осмысляют их и дают оценку);
3 этап редефиниции (то есть приобретение подопечным нового статуса, на этом этапе обычно происходит трансформация ролей «наставник — наставляемый» до «коллеги», «друзья» и т. д.).
Среди методов наставнической деятельности, которые наиболее часто использовались античными философами, упоминаются:
3 интерактивные (беседа, диалог, дискуссия как наиболее популярные методы наставнической деятельности среди античных философов);
3 проблемный;
3 консультирование;
3 инструктирование;
3 демонстрирование действий, определенных моделей поведения;
3 формирование навыков наблюдения, фиксации и анализа полученных результатов;
3 совместная рефлексия и анализ действий наставляемого [1].
Результаты деятельности наставника как в античной философии, так и в современной педагогике всегда индивидуальны и уникальны. Формально их можно разделить на несколько наиболее часто встречающихся типов — это результаты, связанные с:
3 продуктивностью наставляемого, его
действиями и поведением (успеваемость, самостоятельность и т. д.);
3 отношением подопечного к различным аспектам жизни (к учебе, работе и т. д.);
3 физическим и психическим состоянием подопечного (стресс, эмоциональное состояние, психологическая поддержка наставника);
3 межличностными отношениями (эмоциональная привязанность, дружеские связи и т. д.);
3 мотивацией и целями (формирование у подопечного с помощью личного примера наставника положительной мотивации к обучению, саморазвитию, стремлению формировать и ставить перед собой новые цели и задачи);
3 профессиональным развитием (сюда можно отнести повышение профессиональной компетенции, расширение связей либо профессиональное самоопределение учащихся) [7].
Рассмотрев основные черты наставничества в античной философии, можно сформулировать его определение.
На наш взгляд, наставничество — это особый вид педагогической и социокультурной деятельности, в основе которой находятся взаимоотношения двух субъектов — более старшего, мудрого, опытного наставника — и наставляемого, который нуждается в интеллектуальной и социокультурной поддержке, сопровождении и мотивации к образовательному процессу. Данные взаимоотношения характеризуются долговременностью, общностью научных интересов, взаимоуважением и доверием. Они направлены на выявление и реализацию потенциала подопечного, повышение уровня социализации и самостоятельности; осуществляются на формальной или неформальной основе в рамках образовательного, социального или профессионального контекстов.
Одним из основателей современного наставничества является Сократ, который работал над повышением уровня воспитанности, просвещения и духовности афин-
ских граждан. Сократ выступал против воспитания методами манипуляции, первым стал транслировать своим ученикам метод майевтеки — диалектического спора, суть которого заключается в том, чтобы, отвечая на правильно задаваемые вопросы наставника, ученики самостоятельно находили истину. Основной целью Сократа было не развитие риторики, а мотивация подопечного к самостоятельному нахождению истины.
Платон, самый известный ученик Сократа, во многих своих трактатах поднимал проблему воспитания. Наиболее подробно свои взгляды на педагогическую систему философ изложил в трактатах «Государство» и «Законы». Платон выступал за объединение систем воспитания Афин и Спарты.
Воспитание в мировоззрении Платона было важным фундаментом не только в формировании личности, но и в развитии всего общества и государства. Однако параллельно этому суждению философ говорил о том, что в формировании личности не менее значимую роль играет ее природа, поэтому необходимо воспитывать человека с ранних лет, учитывая при этом индивидуальную «свободу призвания» (личные склонности). Подобные идеи Платона нашли отражение в современной педагогике, сейчас они именуются «дифференциацией образования» согласно индивидуальным способностям личности и потребностям всего общества. Иными словами, воспитателю необходимо учитывать особенности и противоречия юной личности. Идеи Платона заключались в том, что воспитание должно способствовать достижению воспитанником «мира идей», и в этом должен помогать наставник, который «стоит на пороге» этого мира. Но такое взаимодействие может быть плодотворным только в том случае, если между наставником и наставляемым образуется связь — «платоническая любовь».
Основной целью Сократа было не развитие риторики, а мотивация подопечного к самостоятельному нахождению истины.
Платон ввел игровой метод обучения, который применяется сегодня для детей дошкольного возраста и младших школьников. Философ считал, что детям нужно рассказывать литературные произведения и мифы, отсюда — современная традиции рассказывать детям сказки.
Другой ученик Сократа — Антисфен — также выступал за систему наставничества. Философ считал, что в процессе воспитания необходимо приближать наставляемого к миру реальных явлений, самым лучшим способом для достижения данной цели является личный пример наставника. Также Антисфен считал важным научить подопечных самостоятельно преодолевать трудности и лишения, игнорировать мирские блага.
Еще один античный мыслитель — Демокрит — придерживался позиции, что становление личности происходит под влиянием двух факторов: природы и воспитания (под последним он понимал упражнения и обучение).
Также философ считал, что пример взрослых оказывает огромное влияние на формирование личности. По мнению Демокрита, лучшим наставлением для ученика является благомыслие его наставника, приучение к труду через собственный пример, воздействие на воспитанника посредством убеждения, а не принуждения, поскольку именно так можно достичь добродетельного поведения ученика. На формирование личности человека можно влиять при помощи стыда, который полностью оформляется в процессе взаимодействия с наставником. Демокрит писал, что «ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Философ полагал, что хорошим человеком тоже можно стать только в результате труда и учения [4, с. 61]. Идеалом нравственной личности он считал человека умеренного, который посту-
Опыт античного наставничества оказал особое влияние на развитие современной педагогики. Так, сегодня основной задачей учителя становится не прямая трансляция знаний, а помощь в нахождении учениками истины через собственные поиски, дискуссии и т. д.
пает согласно своему долгу перед социумом, может активно участвовать в общественной и политической жизни: «Многие многознайки не имеют ума... прекрасна надлежащая мера во всем... должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума» [4, с. 63].
Опыт античного наставничества оказал особое влияние на развитие современной педагогики. Так, сегодня основной задачей учителя становится не прямая трансляция знаний, а помощь в нахождении учениками истины через собственные поиски, дискуссии и т. д., что являлось основным принципом майевтики Сократа. Педагогические идеи Платона реализуются в современном образовании в виде дифференциации, то есть учитывания педагогом-наставником персонифицированных интересов и способностей обучающихся. Также Платоном был введен игровой метод, который сейчас активно используется при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме этого, античная философия транслировала убеждение, что образование человек получает с раннего детства и продолжает обучаться на протяжении всей жизни, при этом каждый возрастной период должен соответствовать определенной образовательной ступени, что сегодня актуально в педагогике и андрагогике.
Все эти и другие педагогические технологические приемы, которые использовались наставниками в античном мире и которые до сих пор применяются в образовании, объединяют:
3 деятельностный подход к обучению, то есть исследование учеником окружающего мира с помощью его творческого преобразования путем материальной и духовной деятельности с предварительным планированием целей, средств, методов и дальнейшим анализом результатов;
3 полисубъективный подход, который основывается на том, что личность формируется путем социального взаимодей-
ствия с другими людьми, поэтому ее следует рассматривать как отражение комплекса взаимоотношений социальной группы, в которой существует ученик;
3 культурологический и этнопедагоги-ческие подходы, которые раскрывают взаимосвязь формирования личности подопечного путем ее прохождения через культурологические пласты, созданные поколениями наставников и их учеников;
3 личностно ориентированный подход как один из основных подходов в современном образовании, который берет свое начало в античной системе наставничества, когда в образовательном процессе делается упор на индивидуальные способности, потребности и интересы личности, уважительное и дружеское отношение к
каждому ученику, а образовательный процесс организуется таким образом, чтобы сформировалась благоприятная среда для непрерывного и поэтапного процесса саморазвития личности и подготовки к ее дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.
С античных времен целью наставничества является развитие природных задатков человека, раскрытие внутреннего потенциала, нравственное самосовершенствование подопечного для того, чтобы вырастить достойного и сознательного гражданина.
В современном наставничестве обязательно учитываются вопросы свободы личности, что подразумевает свободу выбора и ответственность.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Антипин, С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / С. Г. Антипин. — Нижний Новгород, 2011. — 170 с. — URL: https://www.dissercat.com/content/traditsü-nastavnichestva-v-istorü-otechestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.06.2021).
2. Долгушева, А. Н. Наставничество как педагогический феномен: история и современность / А. Н. Долгу-шева, В. М. Кадневский, Е. И. Сергиенко // Вестник Омского университета. — 2013. — № 4 (70). — С. 264 — 268. — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 21.06.2021).
3. Дорофеев, Д. Ю. Личность и коммуникации. Антропология устного и письменного слова в античной культуре / Д. Ю. Дорофеев. — Санкт-Петербург : РХГА, 2015. — 640 с. — ISBN 978-5-88812-748-3
4. Иегер, В. Раннее христианство и греческая пайдейя / В. Иегер ; перевод с английского и вступительная статья О. В. Алиевой. — Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2014. — 216 с. — ISBN 978-5-87245-176-1.
5. Ксенофонт Воспоминания о Сократе / Ксенофонт ; [перевод, статья и комментарии С. И. Соболевского]. — Москва : Рипол-Классик, 2019. — 472 с. — ISBN 978-5-386-10771-0.
6. Халуева С. С. Наставничество как форма организации работы с молодыми педагогами / С. С. Халуева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 3 апреля 2016 г.). — Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. —
С. 211—213. — URL: https://kpfu.ru/staff_files/F2129164987/sbornik_statej._Interaktiv__Cheboksary_2016.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
7. Щербакова, Т. Н. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Международной научной конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 18—22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения: 22.06.2021).