Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ'

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
153
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ / ГОЛОСОВАНИЕ / ВСЕОБЩНОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полянская А.Н., Берсенев А.А.

Статья посвящена характеристике основных исторических периодов становления и развития муниципальных выборов в России, а также теоретическим аспектам данного правового института. В исследовании обращается внимание на понятие, задачи, виды муниципальных выборов. Анализируются исторические примеры выборов в различные органы власти: Новгородское вече, земства, Советы и др. По итогам проведенного исследования автором выделены основные проблемы правового регулирования муниципальных выборов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF MUNICIPAL ELECTIONS

The article is devoted to the characteristics of the main historical periods of formation and development of municipal elections in Russia, as well as theoretical aspects of this legal institution. The study draws attention to the concept, tasks, types of municipal elections. Historical examples of elections to various authorities are analyzed: Novgorod Veche, zemstvos, Soviets, etc. Based on the results of the study, the author highlights the main problems of legal regulation of municipal elections at the present stage.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ»

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ

А.Н. Полянская1, магистрант А.А. Берсенев2, магистрант

1Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-5-20-23

Аннотация. Статья посвящена характеристике основных исторических периодов становления и развития муниципальных выборов в России, а также теоретическим аспектам данного правового института. В исследовании обращается внимание на понятие, задачи, виды муниципальных выборов. Анализируются исторические примеры выборов в различные органы власти: Новгородское вече, земства, Советы и др. По итогам проведенного исследования автором выделены основные проблемы правового регулирования муниципальных выборов на современном этапе.

Ключевые слова: муниципальные выборы, предвыборная агитация, избирательный, голосование, всеобщность, альтернативность.

Статья 3 Конституции РФ определяет многонациональный народ России носителем суверенитета и единственным источником власти. Именно муниципальные выборы являются тем важным элементом в системе местного самоуправления, с помощью которого граждане определяют будущих представителей выборных органов местного самоуправления [1, с. 27].

Муниципальные выборы представляют собой акт выражения воли народа, осуществляемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, с соблюдением норм Конституции РФ, соответствующих федеральных законов, также законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований. Статья 23 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет целью проведения данных выборов: «избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления» [2].

К основным задачам проведения муниципальных выборов можно отнести: во-первых, предоставление гражданам возможности в процессе избирательной кампании оценивать деятельность будущих представителей местной власти, а также определения наиболее важных аспектов их

деятельности; во-вторых, это обеспечение подбора лучших представителей из числа кандидатов. Осуществление указанных аспектов не является затруднительным, так как муниципальные выборы проводятся на территории относительно небольших районов, в которых населению хорошо известны выбираемые кандидаты, знающие основные проблемы, так или иначе затрагивающие интересы каждого жителя муниципального образования [1, с. 28].

Рассматривая вопрос о видах выборов в муниципальные органы власти, можно выделить очередные, дополнительные, досрочные и повторные. Очередные выборы проводятся с целью преемственности власти по истечению срока полномочий депутата соответствующего органа местной власти. Дополнительные выборы назначаются при появлении свободных депутатских мандатов в действующем созыве, например, в связи с выполнением депутатом работы, несовместимой с депутатской деятельностью и в иных случаях. Целью таких выборов является обеспечение максимальной представительности органов власти местного самоуправления. Досрочные выборы назначаются с целью восстановления местной власти в случае досрочного прекращения полномочий текущего созыва. Повторные выборы проводятся в случае признания основных или дополни-

тельных выборов недействительными по тем или иным причинам, установленным соответствующим актом, а также в случае, если выбранный депутат сложил с себя полномочия, в связи с занятием деятельностью, не совместимой с депутатским мандатом [3, с. 4].

Становление института выборов в органы местной власти в литературе связывают с древнерусской вечевой деятельностью, существовавшей в период с XII по XV вв. [4, с. 180]. В указанный период в Великом Новгороде были сформированы первые выборные институты: территория была поделена на пять районов (концов), в каждом из которых имелось вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам, а также выбирали старосту и его помощника; высшая власть же принадлежала общегородскому вечевому собранию, на котором рассматривались более важные государственные вопросы, участниками были представители разных слоев общества, которые могли высказаться «за» или «против» рассматриваемых предложений. Отмечается, что именно в этот период сложились первые демократические традиции: «альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев» [5, с. 10].

Следующий период, когда выборы и избирательные процедуры получают юридическое закрепление, приходится на XVI-XVII вв.: система местного управления реформируется и учреждаются новые органы самоуправления - губные и земские избы, которые были выборными органами, а также устанавливается процедура выборов. Во второй половине XIX в. происходит наделение активным избирательным правом широких слоев населения, которые теперь могли участвовать в формировании Земства, как местного органа власти.

На начало XX века приходится создание общегосударственного правительственного органа - Государственной Думы, формируется многопартийная система, население получает все больше политических прав. Манифест Николая II от 17 октября 1905 года провозглашает политиче-

ские свободы и вслед за ним начинается формирование правовой базы деятельности Думы. Несмотря на значительное движение в сторону формирования демократической системы выборов, в ней все еще не нашли закрепление принципы равенства и всеобщности, сохранялся возрастной ценз, классовый характер и многоступенчатость.

«Положение о выборах в Учредительное собрание» 1917 года положило начало формирования современной избирательной системы: закреплялись принципы всеобщности и равенства, отменялся возрастной ценз, была введена система выборов по спискам кандидатов от политических партий, правом голоса наделялись женщины и военнослужащие. С учетом требований, устанавливаемых данным положением, были проведены выборы в органы земского и городского самоуправления, а также было избрано Учредительное Собрание.

В 1918 году была принята Конституция, которая предусматривала деление системы местных органов власти на областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, формирующиеся с помощью избрания населением, а также избираемые Советами исполнительные комитеты. Сохранялись политический и трудовой цензы, многостепенность выборов, а также вводился открытый порядок голосования и производственный принцип организации выборов. Положения Конституции СССР 1936 и Конституции СССР 1937 годов установили принципы всеобщности и равенства для проведения выборов, а также прямого избирательного права при тайном голосовании и переход на территориальный принцип организации выборов.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О проведении в порядке эксперимента выборов в местные Советы народных депутатов РСФСР по многомандатным избирательным округам» от 1987 года был сделан первый шаг к формированию принципа состязательности при выдвижении кандидатов: закреплялась обязанность превышения числа кандидатов, над числом депутатов, подле-

жащих избранию. Однако, в литературе отмечают, что с приходом к власти большевиков развитие демократической системы выборов приостановилось, несмотря на сохранение на законодательном уровне демократических принципов данного института, сформировавшаяся однопартийная система не допускала проведения свободных выборов и фактически осуществляла их жесткий контроль [5, с. 12].

После распада Советского Союза и провозглашения независимой России развитие демократического института выборов продолжилось. На данный момент выборы являются одной из основ конституционного строя, проводятся на основе принципов всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

На современном этапе существования муниципальных выборов выделают ряд проблем, которые необходимо устранять путем совершенствования законодательных норм. Большинство парламентариев, ученых и практиков выступают за определение избирательных стандартов, процедуры и технологии [6, с. 103]. Помимо этого, актуальной остается проблема в сфере конституционных гарантий судебной защиты избирательных прав граждан, так как количество подобных обращений в суд, постоянно увеличивается, а процедура и сроки принятия решений по ним остав-

также хотелось бы обратить на недостаточное регулирование существующим законодательством предвыборной агитации в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, выборы в муниципальные органы власти на законодательном уровне закрепляются как высшая форма волеизъявления граждан. Тенденция развития института муниципальных выборов напрямую зависит от необходимости централизованного управления обществом. На протяжении всего периода формирования данного института прослеживается поиск наиболее оптимальных путей его развития и становления. Общие принципы избирательно процесса являются основой местных выборов и обеспечивают конституционные права граждан избирать и быть избранными, тем самым доказывая тесную связь института муниципальных выборов с политическими правами граждан. На данном этапе институт выборов является одной из основ конституционного строя с помощью, которого происходит реализация волеизъявления граждан, однако законодательное регулирование некоторых вопросов все же остается неполным. В частности, нормативное регулирование предвыборной агитации в сети Интернет является мало проработанным, в то время как информационно-телекоммуникационные сети в современном обществе являются весьма востребованными и значимыми.

ляют желать лучшего. Особое внимание

Библиографический список

1. Нечкин, А.В. Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями: учебное пособие для вузов / А.В. Нечкин, О.А. Кожевников. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 267 с.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2021).

3. Баукин И. М., Еремин А.Р. Особенности, характеристика и правовое регулирование муниципальных выборов в Российской Федерации // ОГАРЁВ-ONLINE. - 2014. -№11 (25). - С. 1-5.

4. Заболева М.В. Из истории становления выборов в органы местной власти в России в период IX-XV веков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2010. - №2 (13). - С. 176-179.

5. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебное Пособие. - Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2005. - 104 с.

6. Беляева, Е.Н. Актуальные проблемы современной избирательной системы // Молодой ученый. - 2019. - №2 (240). - С. 102-103.

HISTORICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF MUNICIPAL ELECTIONS

A.N. Polyanskaya1, Graduate Student A.A. Bersenev2, Graduate Student

1Siberian Institute of Management - branch of RANEPA 2Novosibirsk National Research State University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article is devoted to the characteristics of the main historical periods of formation and development of municipal elections in Russia, as well as theoretical aspects of this legal institution. The study draws attention to the concept, tasks, types of municipal elections. Historical examples of elections to various authorities are analyzed: Novgorod Veche, zemstvos, Soviets, etc. Based on the results of the study, the author highlights the main problems of legal regulation of municipal elections at the present stage.

Keywords: municipal elections, election campaigning, electoral, voting, universality, alternative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.