В рамках рассмотренных аспектов уже начата модернизация. В частности, в Послании Президента РФ Д .А. Медведева Федеральному Собранию РФ на 2009 г. находит свое отражение необходимость решения проблем формирования судебной системы и дальнейшего развития федерализма в России, в частности содержатся отдельные поручения для подготовки заключения о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Данный факт подтверждает наши выводы о необходимости совершенствования системы соотношения федерального и регионального уровней правового регулирования как деятельности мировых судей в отдельности, так и функционирования всей судебной системы в целом.
Библиографический список
1. Лебедев В.М. Проблемы становления и развития судебной власти в Российской Федерации. М., 2000.
2. Никитина А.В. Единство судебной системы Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Омск, 2006.
3. О судебной системе Российской Федерации: Федер. конст. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ в ред. от 5 апр. 2005 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
4. Пилипенко Ю. С., Каримуллин Р.И. Российская судебная система в контексте нового Федерального конституционного закона // Журнал российского права. 1998. N° 1.
R.R. Khusainov Nomination and Registration of Candidates for Elections to Local Self-Government Bodies: Foreign Experience for Russia
The article analyzes the key elements of legal regulation of the order of nomination and registration of candidates for municipal elections in the modern foreign countries. The author assesses the possibility to borrow a certain useful experience for Russia.
Key words and word-combinations: elective legislation of foreign countries, electoral system, municipal elections, nomination and registration of candidates.
Анализируются ключевые элементы правового регулирования порядка выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах в современных зарубежных странах. Оценивается возможность заимствовать определенный полезный опыт для России.
Ключевые слова и словосочетания: избирательное законодательство зарубежных стран, избирательная система, муниципальные выборы, выдвижение и регистрация кандидатов.
УДК 34И ББК 67.400.5
P.P. Хусаинов
ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
I азвитие избирательного права не может проходить изолированно, без учета юридических норм и опыта, имеющегося у зарубежных демократических стран. Одной из наиболее проблемных стадий российского избирательного процесса в настоящее время считается выдвижение и регистрация кандидата / списка кандидатов. Представляет-
ся, что анализ элементов правового регулирования порядка выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах в современных зарубежных странах позволит сделать вывод о том, можно ли заимствовать определенный полезный опыт для России.
В настоящее время на международном уровне принят ряд документов, закрепляющих основополагающие начала избирательного права, нормы и стандарты которых лежат и в основе национального избирательного права. В частности, во Всемирной декларации прав человека записано: «Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» [1, с. 3-4].
Изложенные во Всеобщей декларации принципы и подходы были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, провозглашающем право каждого гражданина «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» [2, с. 310-311]. На уровне СНГ немаловажное значение имеет Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, которая закрепляет за каждым человеком в соответствии с национальным законодательством право и возможность в государстве, гражданином которого он является, голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей [3].
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в зарубежных странах определяется на двух основных уровнях: 1) в конституциях установлены основные принципы пассивного избирательного права; 2) в специальных законах в той или иной степени детально регулируются процессуальные особенности принятия решений о выдвижении кандидатов политическими партиями и механизмы реализации конституционного права граждан быть избранными, в том числе в представительные органы местного самоуправления.
Проблемы правового регулирования выдвижения и регистрации признаются весьма сложными не только в странах с развивающейся демократией, но и в государствах с давними демократическими традициями. Сама процедура на муниципальных выборах в разных зарубежных странах, безусловно, имеет свои особенности.
Во-первых, отличается круг субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов на муниципальных выборах. Одну из важнейших ролей в процессе выдвижения кандидатов на выборах занимают политические партии. Как справедливо отмечает В.В. Маклаков, «политические партии различных направлений в зависимости от обстановки выступают в качестве правящих либо играют роль лояльной оппозиции, которая в любой момент сама может сформировать правительство» [4, с. 60]. Подобная смена ролей наблюдается во всех странах с
сильными социал-демократическими партиями (Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швеция). В Польше, например, также сильна роль политических партий на выборах в местные представительные органы вследствие распространения пропорциональной системы голосования на более мелкие муниципальные образования [5, с. 5-35].
Политическая демократия, доминирующая в зарубежных странах, посредством своих принципов обеспечивает кандидатам и их партиям юридически равные условия проведения предвыборной кампании на муниципальных выборах. Однако эти условия можно назвать условно равными, и на практике это находит соответствующее подтверждение.
Например, цикличность проведения выборов приводит, как правило, к тому, что формируются достаточно постоянные предпочтения избирателей в отношении той или иной партии. В свою очередь, партии, заручившиеся поддержкой определенных слоев населения на прошедших выборах, формируют предвыборные фонды, позволяющие им обеспечить приличную агитацию на последующих выборах. Кроме того, кандидаты, поддерживаемые правящими партиями, находятся, как правило, в привилегированном положении, особенно если это касается их переизбрания. В данном положении они публичны, что обеспечивает им известность и постоянную «агитацию» среди избирателей. Подобная тенденция наметилась и в Российской Федерации.
Очевидно, что и зарубежные страны, и Россия в выборный период пытаются обеспечить правовое равенство партиям и отдельным кандидатам. Не менее заметно, что на практике достичь этого не представляется возможным. В.А. Туманов справедливо полагает, что партии не ограничиваются в своей деятельности только избирательной тематикой и поэтому являются отличными от отдельных кандидатов субъектами избирательного процесса, имеющими определенные преимущества [6, с. 142].
Институт самовыдвижения кандидатов в зарубежных странах встречается сравнительно редко. В некоторых зарубежных странах (например, в Великобритании) кандидаты в органы местного самоуправления формально должны быть поддержаны именно избирателями, а реально высокая роль партий в процессе выборов законодательно подкреплена только правом партий выдвигать кандидатов. В других странах группы избирателей наделены правом выдвигать кандидатов наряду с партиями или политическими организациями [5, с. 36-37].
Законодательства Великобритании, Бельгии, Дании, Малайзии, Франции предусматривают, что для выдвижения и регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом. В установленных случаях требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (в разных странах - от 2-6 до 500 подписей избирателей).
Таким образом, непартийное выдвижение кандидатов может быть оформлено как самовыдвижение, поддержанное определенным количеством граждан (например, в Великобритании претендент подает специальное заявление о назначении его кандидатом, но это заявление должно быть подписано в знак поддержки не менее чем десятью избирателями), либо как выдвижение канди-
дата избирателями, на что кандидат дает согласие (например, в Канаде заявление о регистрации кандидата подают не менее чем 25 избирателей, а претендент приносит присягу в том, что он согласен баллотироваться в качестве кандидата). В Бельгии кандидата в депутаты вправе выдвинуть один избиратель, а поддержать - другой. Если обращаться к российскому опыту, то необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 34) не предусматривает выдвижение кандидатов группами избирателей, но в п. 2 ст. 34 допускает требование необходимости поддержки самовыдвижения кандидата группой избирателей [7]. В мировой практике известно немало и других способов выдвижения кандидатов.
Законодательством ряда стран предусмотрено внесение определенной денежной суммы в качестве необходимого условия регистрации (избирательный залог). Залог может быть возвращаемым или невозвращаемым. Значение института залога заключается, во-первых, в улучшении финансирования избирательной кампании, во-вторых - в отсеве кандидатов, изначально не имеющих шансов на избрание ввиду низкой общественной поддержки и использующих выборы для саморекламы. Таким образом, залог был введен для того, чтобы отстранить от участия в избирательной борьбе «безответственных кандидатов». Фактически такое ограничение направлено против партий и кандидатов, которые располагают весьма скромными финансовыми средствами. Иными словами, страдают от избирательного залога малые партии любого направления, а результатом является формирование в зарубежных странах фактически двухтрех сильных политических партий, сменяющих друг друга не только на государственных должностях, но и в органах местного самоуправления. Об избирательном залоге в Российской Федерации на выборах в органы местного самоуправления можно сказать как о не получившем достаточного применения основании регистрации кандидатов.
Избирательное законодательство в различных зарубежных странах по-разному определяет требования, которым должен отвечать гражданин для получения права выдвижения в качестве кандидата на выборах [8, с. 310]. Следует выделить общие и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности. Особого внимания заслуживают цензы.
В начале минувшего столетия зарубежное законодательство устанавливало высокий (20-25 лет) возрастной ценз, тем самым от участия в выборах отстранялись широкие слои молодежи. После окончания Второй мировой войны начался процесс снижения возраста, с которого граждане наделялись активным и пассивным избирательным правом. Так, право быть избранными получили граждане, достигшие 18 лет, в Великобритании, США, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Австрии, Нидерландах, Канаде, Австралии; 19 лет - в Финляндии, Швейцарии.
Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Например, в Ирландии обязательно иметь «место для сна», в
Бельгии - постоянно проживать в коммуне не менее шести месяцев, в Финляндии - не менее одного года. В России Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» запрещает устанавливать требования оседлости избирателя или кандидата, за исключением пассивного избирательного права на выборах главы государства [7].
В зарубежных странах соблюдается принцип относительной неизбираемо-сти. Так, не имеют право баллотироваться в депутаты муниципальных советов лица, которые исполняют «в рамках государственной администрации или администрации другого территориального образования функции, характер которых мог бы помешать свободному осуществлению автономии соответствующего территориального образования» [9, с. 46-47]. Это, в частности, относится к судьям, руководителям муниципальных служб, инспекторам и ректорам академий.
Подчеркнем еще раз, что в современных зарубежных демократических государствах избирательное право является «формально равным». Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, а значит, избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми. Однако принцип равенства избирательного права в ряде случаев фактически искажается. Длительное время в некоторых странах существовал так называемый плюральный вотум, суть которого состоит в том, что отдельным привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество голосов, чем обычным избирателям. Так, в Англии дополнительные голоса предоставлялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончившим университеты. Более распространенным методом нарушения равного избирательного права являются различные манипуляции с избирательными округами, в результате чего искусственно завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.
Сравнительно-правовой анализ различий в содержании и правовой регламентации порядка выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах в современных зарубежных странах позволяет сделать ряд выводов.
1. По нашему мнению, в большинстве стран выдвигаемый кандидат должен показать, что располагает определенной общественной поддержкой. Лицо, выполнившее необходимые условия, получает официальный статус кандидата с момента регистрации соответствующим избирательным органом или с момента оглашения кандидатуры.
2. Развитые зарубежные страны накопили полезный опыт решения проблем обеспечения, во-первых, свободной реализации пассивного избирательного права и, во-вторых, системности в работе избирательных комиссий и самих кандидатов на стадии выдвижения и регистрации последних.
3. Что касается круга субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов на муниципальных выборах, необходимо отметить, что одно из важнейших мест в процессе выдвижения кандидатов на выборах в зарубежных странах отведено политическим партиям. Данный опыт заимствуется Российской Федерацией, но, в отличие от зарубежных демократий, в нашей стране равные условия
кандидатам и их партиям на муниципальных выборах слабо гарантированы юридически и политически. Институт самовыдвижения в зарубежных странах распространен в меньшей степени, чем в России.
4. В таких странах, как Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швеция, допустимо выдвижение кандидата группами избирателей. В России же, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выдвижение кандидатов группами избирателей не предусматривается. Считаем, что при проведении муниципальных выборов такой зарубежный опыт вполне можно заимствовать, поскольку кандидаты на выборах в органы местного самоуправления должны продемонстрировать прежде всего поддержку населением (группами избирателей) муниципального образования.
5. Избирательный залог достаточно развит в зарубежных странах (Италия, Франция, Бельгия, Австрия). В России данный опыт в практике муниципальных выборов не получил большого распространения. На наш взгляд, это вполне объяснимо, поскольку на местном уровне при регистрации кандидата определяющими факторами чаще всего оказываются иные, чем его материальные возможности.
6. Возрастной ценз кандидатов в зарубежных странах достаточно низкий, к участию в выборах допускаются широкие слои молодежи. Это подтверждается опытом Великобритании, США, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Австрии, Нидерландов, Канады, Австралии, Финляндии, Швейцарии. В Российской Федерации право быть избранными получили граждане, достигшие возраста 21 года. Однако на местных выборах допускается понижение возрастного ценза для кандидатов до 18 лет, что вполне соответствует общемировой тенденции.
7. В зарубежных странах действует ценз оседлости при выдвижении кандидатов на муниципальных выборах. В России Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав.» запрещает устанавливать требования оседлости избирателя или кандидата, за исключением пассивного избирательного права на выборах главы государства. Считаем, что законодателю необходимо заимствовать положительный опыт стран зарубежья. По нашему мнению, кандидаты на муниципальных выборах должны быть непосредственно связаны с местным сообществом, а в национальных регионах, возможно, необходимо установить квоты для представителей национальных групп.
Библиографический список
1. Гаврилов В.В. Принятие ООН актов о правах человека и международный механизм их имплементации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1994.
2. СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989.
3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.
4. Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы: специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, обще-
Е.П. Коваленко
ство» / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межведом. центр наук о человеке (при Президиуме АН СССР). М., 1991.
5. Богданова О.Ю. Особенности избирательных систем в зарубежных странах. М., 2007.
6. Туманов В.А. Буржуазные партии и выборы (некоторые взаимосвязи) // Политические отношения: прогнозирование и планирование. М., 1979.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в ред. от 25 нояб. 2008 г.: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 22 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. 8-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
9. Коломин В.В. Избирательное право в зарубежных странах. М., 2006.
E.P. Kovalenko
Guarantee as the Means
of Customs Payments Provision
The author studies how the customs departments apply the contract of guarantee to provide customs payments. Special attention is paid to the analysis of essential terms of contract of guarantee.
Key words and word-combinations: customs, customs payments, guarantee, means of provision.
Исследуется порядок применения таможенными органами договора поручительства при обеспечении уплаты таможенных платежей. Особое внимание уделяется анализу существенных условий договора поручительства.
Ключевые слова и словосочетания: таможня, уплата таможенных платежей, поручительство, способ обеспечения.
УДК 347.468:339.543.3 ББК 67.401.21
Е.П. Коваленко
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
^В современном российском таможенном законодательстве впервые закреплена возможность использования поручительства в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей. Ранее действовавший Таможенный кодекс РФ [1] не предусматривал такой способ обеспечения, и регламентация возможности применения поручительства в таможенной сфере была исключительно ведомственной [2]. В настоящее время порядок применения поручительства в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей регламентируется как нормами, содержащимися в Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) [1], Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) [3], так и актами федерального таможенного органа.
Согласно ст. 346 ТК РФ «поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации