статических и динамических следов кожного покрова человека основано не столько на различиях в состоянии взаимодействующих объектов (покой или движение), как указываете в направлении их движения в момент сле-дообразования. Следы, расположенные на различных участках следовоспринимающей поверхности, называют единичными следами, соприкасаю-щиесс или пересекающиеся — следами-н аожения.
По наичию или отсутствию деформации отображения — деформированные и недефоомированные или обычные следы.
Дефоомированным след ситается тот, когда в нем присутствует необычное, искаженное (сжатое, растянутое, искривленное) отображение следообраующего участка. Деление следов на статические и динамические не совпадает с делением ж на деформированные и недефоомирован-ные. Динамический след представляет собою линейную модель признаков следообраующего участка кожи, котооый в процессе следообраования мог быть как обычным, так и дефоомированным. В то же время статический оттиск может сопровождаться искажением микрорельефа (при растяжении).
По способу следообраования выделяют: 1) касание, 2) нажим, 3) захват.
Исследование следов кожного покрова разичных участков тела человека представляет несомненный инеес с точки ззения возможности идентификации по ним конкретной личности, что значительно расширяет круг объектов, по которым возможно достоверное отождествление человека.
УДК 34С1
Р.Р. Хусаинов (Уфа, БАГСУ)
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫДВИЖЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уделено внимание определенным проблемам выдвижения кандидатов, связанным с конфетными обстоятельствами.
В данной статье автор уделяет внимание определенным проблемам выдвижения кандидатов, которые связаны, прежде всего, с конкретными обстоятельствами, с наличием (отсутствием) которых федеральное и региональное законодательство связывает возможность реализации права граждан (их объединений) выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности. Недостатки в практической реализации демократических принципов обусловлены нарушениями ряда юридических предписаний со сторот! участников избирательного процесса, а также недоработ-
ками законодателя в области формирования избирательного законодательства. Автор обращает свое внимание на следующие моменты.
Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на субъектах, наделенных правом выдвигать и быть выдвинутыми в оогат1 местного самоуправления. Казалось бы, что закрепление в законодательстве Российской Федерации требования постоянного проживания на территории России иностранных граждан решает вопросы: их участия в муниципальном избирательном процессе, в то же время многие иностранные граждане преимущественно проживают в нашей стане.
В свою очередь ни избирательный закон, ни Конституия РФ не предусматривают ценз оседлости в отношен и кандидатов на муницип альных выборах, но в то же время сохраняют его для иностранных граждан. Так, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»86 запрещает устанавливать ценз оседлости, прямо оговарива, что ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоонным или преимущественным проживанием на определенной территории, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Однако сама Конституция Российской Федерации не содержит подобного ограничения пассивного избирательного права при проведении муниципальных выборов. Так как же определить постоонство и преимущество проживания иностранных граждан на тееритории муниципальных обраований Российской Федерации? Как считает Е.Н. Хрусталев, «для участи в муниципальном избирательном процессе должны: допускаться иностранные граждане, обладаю-
87
щие также гражданством Российского госудааства» .
Законом устанавливается возраст лица, выдвигаемого на выборную должность. Действующие нормативные правовые акы предполагают существенную дифференциацию применительно к регулированию возрастного ценза для пассивного избирательного права. В отношении муниципальных выборов федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гаждан Российской Федерации» предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации возрастной ценз применительно к пассивному избирательному праву может устанавливатьст самостоятельно при условии, что он не будет превышать 21 года на выборах в органы1 местного самоуправления. Установление же максимального возраста кандидата не допускается.
Вместе с тем федеральное законодательство не содеежет прямого и унифицированного ответа на вопрос, к какому моменту кандидат должен достичь предусмотренного законом минимального возраста. Как веено от-
86 См.: Федеральный икон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права научаете в референдуме гаждан Российской Фeлeуaцрр> (принятГД
ФС РФ 22.05.2002 г.) // ^лова система «Консультант Плюс». — ст. 4.
87
Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России. Понятие и стадии // Пуaуoууeние. — 1998. — № 2. — С. 12-13.
мечает В.В. Красинский, в нормативных актах субъектов Российской Фе-
88
детации содержатся различные варианты на этот счет . Действительно, в одних регионах возрастной ценз для обладания пассивным избирательным правом привязывается к дате назначения выбооов, в других — к регистрации в качестве кандидата, в третьих — ко дню голосования (дате проведения выборов). Например, в Ставропольском крае, Республике Севетна Осетия-Алания, Республике Адыгея, Республике Кабардино-Блкария, Ростовской, Астраханской областях возрастной ценз привязан ко дню голосования. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации достижение соответствующего возраста не сопрягается с каким-либо конкретным этапом избирательной кампании (например, в Республике Дагестан, Волгоградской области), что существенно затрудняет уяснение принципи-льной позиции законодателя относительно того, на какой момент должно приходиться достижение потенциальным кандидатом соответствующего возраста.
Для участия кандидатов на муниципльных выборах, как и на выборах других уровней, существуют предусмотренные законодательством ограничения, исключающие участие гражданина в выборах, в том числе и в качестве кандидата89. Прежде всего, еле дет подчеткнуть, что в полном объеме не принимают участие в выбооах недееспособные граждане, признанные таковыми по суд, и лица, содетжащиеся в местах лишения свободы по приговору суда90. Вместе с тем не допускается расширительное толкование этих ограничений, приводящие к исключению из числа субъектов пассивного избирательного права граждан, находящихся в местах лишения свободы в связи с административным задетжанием, задетжанием в качестве подозреваемого в совершении преступления или заключением под стражу в качестве лица, обвиняемого в совершении преступления. В то же время для участия в выборах в качестве кандидатов допускаются ограниченно дееспособные лица. Возникает вопрос имеют ли они право брать на себя ответственность управления делами местного сообщества перед своими избирателями. На наш взгляд, законодателю следует дополнить избирательное законодательство, предусмотрев правовой статус перечисленных выше лиц, и внести изменения в п. 3 ст. 4 федерльного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отношении ограниченно дееспособных лиц.
Принципильно важно решить, как должны обеспечиваться права вынужденных переселенцев, беженцев, которым подчас более чем трудно
88
Кртсинский В.В. Место и роль выборов в системе народовллтия в Российской Остеращии //
Кoнcтлгуцдoнное и муниципальное прло. — 2007. — № 4. — С. 17.
89
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и праву нт участие в референдуме граждан Российской Федерации». — М.: Норму, 2007. — С. 34-36.
90 Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 15.07.2007 г.) // Прловая систему «КонсультантПлюс». — Ст. 32.
получить документы о месте их проживания и подтвердить проживание в данном избирательном округе.
Попытка решить этот вопрос, на наш взгляд, косвенно предпринята в п. 16 ст. 2 федерльного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который предусматривает формы документов, заменяющих паспорт гражданина. И к интетесующим нас субъектам можно отнести временное удо-стоветение личности грaждaнина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспоота в пооядке, утверждаемом Правительством Российской Федетации.
Применительно к правовому режиму выдвижения кандидатов целесообразным представляется акцентировать внимание на субъектах, наделенных правом выдвижения кандидатов. Законодательство достаточно подробно формулирует требования, адресованные каждому из элементов, составляющих правовой режим выдвижения кандидатов, что бесспорно способствует необходимой унификации электорльной практики и обеспечению фактической релизации принципа равного избирательного права российских граждан при формировании корпуса кандидатов на выборные должности в органах государственной и муницдпльной власти. Вместе с тем было бы преждевременно говооить о том, что современное российское избирательное законодательство предлагает советшенный вариант регуляции всего комплекса избирательных действий, сопряженных с выдвижением кандидатов.
Ныне действующий федерльный закон существенно изменил субъектный состав выдвижения кандидатов — не прeдycмaтуивaeтcя больше как обязательное требование проведение в этих целях общего собрания граждан.
По мнению А.И. Ковлер, закон об основных гарантиях избирательных пав граждан запрещает законодательным ооганам субъектов федерации включать в свои законы туeбoвaниe проведения собрания избирателей с определенным числом его участников для выдвижения кандидатов депо-сред ст венно из бир ателями.
В соответствии с п. 2 ст. 34 только федерльным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать групп избирателей с определенным числом участников.
Исходя из этого следует, что выдвижение кандидатов избирателями оформляется в виде самовыдвижения и выдвижение кандидатов такими субъектами, как группа избирателей не рассматривается.
На наш взггяд, внесение такого изменения в закон 2002 г. является необоснованным и этому доклательством служит последние муницдпль-ные выболы в субъектах РФ.
Так, в практике проведения муниципльных выборов продолжает существовать неформльна поддержка избирателями отдельных кандидатов.
Например, трудовой коллектив НО ЖЭК № 11 Кировского района «рекомендовл» кандидата на должность мэра г. Аcтуaxaни, профсоюзный комитет г. Ставрополя предложил кандидата в депутаты городской Думы
по Ленинскому району91. Но така поддержка избирателями своего кандидата оформляется в порядке самовыдвижения.
Восстановление в павах выдвижения кандидатов групп избирателей акт ль но для млых муниципльных обрлований. По мнению В.Д. Перевлова, законодателю следует всесторонне оценивать вносимые изменения в законы, особенно те, которые затрагивают пава каждого члена общества, что и касается формирования ооганов местного самоуправле-
92
ния .
При этом следует учитывать, что спектр вариантов, которые могли бы быть использованы для юридического уравновешивания прав избирателей и избирательных объединений (блоков) в вопросах выдвижения кандидатов, является чрезвычайно широким: «от полного отказа от пропор-ционльной системы до принцдпильной корректировки возможностей избирательных объединений (блоков) в выдвижении своих кандидатов и их
93
списков» .
Следует заметить, что практика «двойного выдвижения» (кандидат от палтии выдвигается по одномандатному округу и включается в палтий-ный список по многомандатному, что закреплено в п. 19 ст. 38 федерльного закона) вызывает достаточно серьезную критику со стороны ученых, занимающихся вопросами избирательного права.
Так, по мнению А.Б. Постникова, это приводит, в частности, к неоправданной множественности претендентов на власть, к подталкиванию политиков к созданию и использованию своих собственных «именных» квазипартий лишь для обеспечения личной политической карьеры, уккепе-ния личных электорльных позиций в одномандатных оккугах.
Рассмотрев некоторые юридические формы, организационные и процедурноправовые механизмы релизации законодательства о выдвижении и регистрации кандидатов в субъектах Российской Федерации, представляется возможным сфоомулировать рад выводов и предложений.
Во-первых, федерльный законодатель четко определил субъекты, наделенные правом выдвигать кандидатов на муниципльных выборах.
Во-вторых, пава граждан на самовыдвижение больше не ограничиваются цензом оседлости.
В-третьих, федетльный законом относится на усмоттение субъекта Федетации ряд долм, позволяющих учесть особенности муниципальных образований в том или ином субъекте.
Таким образом, федерльный законодатель пошел по пути расширения полномочий субъектов Федетации по вопросам заккепения выдвижения и регистрации кандидатов в регионльных законах.
91
Либрев А.Е. Избирательные системы и российское электоральное законодательство // Полис:
Политические иллeдoуaуия. — 2007. — № 24. — С. 120.
92
Постников А.Б. Актуальные направления равити избирательного законодательства // Журнал
российского права —2004. — № 2. — С. 51.
93
Перевалов В.Д., Югов А.А. Выбоуы1 и выборное пуаво // Российский юридический журнал. — 2003. — № 1. — С. 44-45.
Однако остаются нерешенными вопросы соотношения избирательного з лога и сбора подписей, отсутствует в федерльном и региональном законодательстве четкое определение в количественном отношении понятие млого муниципального обрлования; не уделяется внимание избирательным правам вынужденных переселенцев, беженцев, лиц, признанных ограниченно дееспособными.
Открытым остался вопрос двойного выдвижения кандидатов политическими партиями по одномандатным и многомандатным округам, а также закрепление иного пооддка выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления.
По мнению автора, для решения проблем реализации законодательства о выдвижении и регистрации кандидатов на муниципльных выборах, необходимо принятие новых нормативно правовых актов, а также внесение изменений в правовые акты субъектов Российской Федерации, определяющие гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов в органы местного самоуправления, включающие нормы федерльного закона «Об основных гарантия избирательных пав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».