Научная статья на тему 'ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ВИДЫ АГИТАЦИИ / ЗАПРЕТЫ / СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанова Д.И., Аминов И.Р.

В настоящей статье внимание уделяется особенностям организации предвыборной агитации на муниципальных выборах. В частности дается толкование муниципальных выборов, раскрывается понятие предвыборной агитации, ее роли в процессе организации муниципальных выборов. Указываются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации предвыборной агитации и муниципальных выборов, отмечаются виды предвыборной агитации, способы проведения и перечень запретов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-ELECTION PROMOTION AT MUNICIPAL ELECTIONS: FEATURES OF THE ORGANIZATION

The present article pays attention to the peculiarities of organization of pre-election agitation at municipal elections. In particular the interpretation of municipal elections is given, the concept of pre-election agitation, its role in the process of organization of municipal elections is revealed. The normative-legal acts regulating the procedure of organization of pre-election agitation and municipal elections are pointed out, the types of pre-election agitation, the methods of conducting and the list of prohibitions are noted.

Текст научной работы на тему «ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Д.И. Курбанова, студент И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-4-91-95

Аннотация. В настоящей статье внимание уделяется особенностям организации предвыборной агитации на муниципальных выборах. В частности дается толкование муниципальных выборов, раскрывается понятие предвыборной агитации, ее роли в процессе организации муниципальных выборов. Указываются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации предвыборной агитации и муниципальных выборов, отмечаются виды предвыборной агитации, способы проведения и перечень запретов.

Ключевые слова: избирательное право, предвыборная агитация, муниципальные выборы, виды агитации, запреты, способы проведения.

Смысл наличия власти в государстве -гарантия безопасности его граждан. Поэтому одна из важнейших задач федерального центра в обозримом будущем продемонстрировать населению регионов России свою необходимость. В свою очередь региональные власти в федеративном государстве также имеют свой специфический круг вопросов, касающихся удовлетворения потребностей граждан [2, с. 29].

Местное самоуправление максимально приближено к населению, она является первичной ячейкой организации публичной власти, поэтому сбои и недостатки в работе органов местного самоуправления негативно отражаются на всем обществе, а, следовательно, на всем государстве в целом [3, с. 29].

Неотъемлемой частью реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является избирательное право. Ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в последней редакции от 04.06.2021 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что каждый гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, а также участвовать в референдуме независимо от его расы, пола, языка, происхождения и национальности, религии и других обстоятельств [1]. В современной России избирательное право пред-

ставляет собой самостоятельное значимое явление публично-правовой действительности. На протяжении последних десятилетий можно наблюдать становление относительно новой системы избирательного права в России, которая отвечает интересам реформирования представительной власти, а также ориентирует на освоение гражданином демократических свобод, свободных и нефальсифицированных выборов как единственного легитимного способа делегирования полномочий власти органами государственного управления и местного самоуправления.

Одной из форм осуществления населением местного самоуправления являются муниципальные выборы, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, а также с целью избрания иных выборных должностных лиц местного самоуправления путем тайного голосования на основе всеобщего избирательного права [4].

Значение и необходимость муниципальных выборов заключается в том, что на их основании осуществляется формирование представительных органов местного самоуправления. Назначение муни-

ципальных выборов осуществляется собранием депутатов муниципального района [6].

Неотъемлемой частью муниципальных выборов является агитация, которая представляет собой действия, ориентированные на проведение избирательных кампаний с целью побуждения избирателей к участию в голосовании за конкретного кандидата, список кандидатов, либо против них. Важно отметить, что на протяжении последних лет избирательное право всё чаще подвергается изменениям, где институт предвыборной агитации отличается стабильностью. Последние изменения, которые коснулись предвыборной агитации, датируются 2005 годом, когда был внесён перечень форм реализации предвыборной агитации, а также скорректирован период и её осуществления [7]. Все изменения, которые вносились на протяжении следующих лет, отличаются более точечным характером. Одним из примеров таких изменений является запрет на негативную предвыборную агитацию, транслируемую на телевидении.

Нормативно-правовое регулирования порядка проведения предвыборной агитации установлено в положения выше упомянутого федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Под агитационным периодом следует понимать отведённое законодателем время на проведение предвыборной агитации. В этот период субъекты электоральных отношений имеют право осуществлять предвыборную агитацию, а со дня выдвижения своего кандидата, либо списка кандидатов создавать соответствующий избирательный фонд, а также принимают на себя обязательство прекратить реализацию агитационной кампании в 00:00 по местному времени, за сутки до дня голосования, что предусмотрено п. 1 ст. 149 федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ [1, 3].

В рамках проведения выборов муниципального уровня одним из главных участников избирательного процесса являются средства массовой информации. Это обусловлено тем, что агитация, осуществляемая с помощью СМИ, определяется как наиболее эффективный способ доведения

до граждан позиционируемых предвыборных программ кандидатов и избирательных объединений.

В настоящее время информирование избирателей о проведении предвыборной агитации при избрании тех или иных депутатов представительных органов, а также глав муниципальных образований регулируются такими нормативными правовыми положениями, как глава 7 федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а также отдельными положениями законов субъектов Российской Федерации, которые регламентируют порядок осуществления выборов депутатов, представительных органов и глав муниципальных образований. Следует отметить, что представители СМИ имеют право присутствовать на каждом заседании избирательных комиссий, а также в рамках осуществления работы избирательной комиссии с избирательными документами, в том числе при подсчете голосов избирателей, что предусматривает п. 1 ст. 30 федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ [1, 5].

Следует отметить, что агитация - это двусторонний процесс, который имеет заказчика в лице партии, либо самого кандидата (списка кандидатов), и в тоже время в лице избирателей [8]. Именно поэтому действующее законодательство предусматривает следующие виды предвыборной агитации на муниципальных выборах:

1. Агитация, ориентированная на призыв передачи голоса за определённого кандидата или списка кандидатов, либо призыв голосовать против них.

2. Агитация, ориентированная на предпочтение в отношении определённого кандидата или партии с указанием на то, каким будет выбор конкретного избирателя при голосовании.

3. Агитация, ориентированная на раскрытие потенциальных возможностей и последствий, которые наступят в случае избрания или не избрания конкретного кандидата, либо списка кандидатов.

4. Агитация, состоящая в распространении информации, которая содержит сведения, касающиеся определённого кандидата, списка кандидатов негативного, либо позитивного характера.

5. Агитация, направленная на формирование отрицательного, либо положительного отношения электората к конкретной партии, кандидату, либо списку кандидатов.

6. Агитация, состоящая в распространении сведений о деятельности конкретного кандидата, несвязанной с исполнением его должностных и служебных обязанностей [1, 5].

В настоящее время на законодательном уровне предусмотрен несколько способ реализации предвыборной агитации в процессе организации муниципальных выборов. Одним из способов агитации является распространение сведений путём приобщения средств массовой информации, радио, телевидения и периодических изданий. Следующий способ проведения агитации - это организация публичных мероприятий агитационного назначения. Третьим способом реализации данного мероприятия является выпуск и распространение печатных, аудиозвуковых и иных материалов агитационного характера [3].

В процессе организации предвыборной агитации могут применяться иные способы продвижения или противодействия конкретному кандидату, которые не запрещены законом. Как показывает практика, содержание, методы и формы предвыборной агитации на муниципальных выборах самостоятельно избираются кандидатами, инициативной группы, либо избирательным объединением. Отмеченные лица имеют право привлекать для осуществления агитационных мероприятий любых желающих в порядке, предусмотренном действующим законодательством [1, 2, 6].

В процессе осуществления предвыборной агитации возможные случаи нарушения порядка её проведения. На законодательном уровне предусмотрен перечень запретов в вопросах организации предвыборной агитации на муниципальных выборах с целью предотвращения возможных нарушений. На сегодняшний день в перечне запретов можно встретить следующие действия:

- Участие в предвыборной агитации, выпуск и распространение агитационных материалов органами государственного

управления, федерального и регионального уровня, а также иными органами государственного и муниципального управления.

- Проведение агитации, выпуск и распространение агитационный информации лицами, которые замещают выборные или государственные и муниципальные должности, государственными муниципальными служащими, а также членами органов управления различных форм собственности.

- Запрещено принимать участие в агитационных мероприятиях благотворительным и религиозным организациям. Запрет относится к комиссии, которая имеет право решающего голоса, а также к её членам.

- Иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства РФ, не могут принимать участие в предвыборной агитации. Запрет касается международных организаций и международных общественных движений.

- Участвовать в агитации не могут представители организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации и лица, получившие ограничения на участие в агитационных мероприятиях на основании судебного решения.

Помимо приведённого перечня в рамках организации предвыборной агитации на муниципальных выборах также существуют запреты на призыв к совершению действий экстремистского характера, запрещена агитация через интернет. В процессе агитации запрещено показывать в негативном свете профессиональные, религиозные и национальные группы, а также пользоваться символикой нацистского содержания и схожей с ней по содержанию.

Поскольку муниципальные выборы -это не что иное, как борьба различных кандидатов за интересы и будущее того или иного муниципального образования, не допускается использовать какие-либо материалы и информационные ресурсы, которые порочат достоинство и честь соперников. Кандидаты не могут агитировать против других кандидатов и партий, а также создавать их негативные образы, либо распространять информацию способ-

ствующую формированию негативного ным периодом в процессе организации образа. муниципальных выборов, от которого за-

Таким образом, предвыборная агитация висят активность населения и результаты является начальным и самым ожесточен- голосования.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/cf920f375931b9b9ceccb8fa4c2a794 7f2a3acac/ (дата обращения: 03.12.2021).

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 03.12.2021).

3. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - №1 (43). - 57 с.

4. Аминов И.Р. Юридические коллизии нормативных правовых актов местного самоуправления // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2015. -№3 (69). - 29 с.

5. Бутина С.Г. Правовое регулирование предвыборной агитации и особенности ее регулирования // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2014. -№1 (52). - С. 2024.

6. Зурначан А.С. Особенности правового регулирования муниципальных выборов в России // Актуальные вопросы экономики и управления. - 2021. - С. 56-60.

7. Майкова Э.Ю. Институт муниципальных выборов в современной России: проблемы и перспективы развития / Э.Ю. Майкова, Е.В. Симонова // Власть. - 2019. - №5. - С. 1927.

8. Нарышкина О.Ю. Муниципальные выборы: особенности, проблемы // Конференция: современные проблемы школьного образования, 2021. - 12 с.

9. Троицкая Т.В. Предвыборная агитация в России: конституционно-правовой аспект // Economic Consultant. - 2017. - №2. - С. 5-9.

10. Турищева Н.Ю. Предвыборная агитация в системе правового и социально-политического регулирования выборов // Государство и право. - 2019. - №1. - С. 102-111.

- WpudunecKue HayKU-

PRE-ELECTION PROMOTION AT MUNICIPAL ELECTIONS: FEATURES OF THE

ORGANIZATION

D.I. Kurbanova, Student

I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The present article pays attention to the peculiarities of organization ofpre-election agitation at municipal elections. In particular the interpretation of municipal elections is given, the concept of pre-election agitation, its role in the process of organization of municipal elections is revealed. The normative-legal acts regulating the procedure of organization of preelection agitation and municipal elections are pointed out, the types of pre-election agitation, the methods of conducting and the list ofprohibitions are noted.

Keywords: electoral law, election campaigning, municipal elections, types of campaigning, prohibitions, methods of campaigning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.