2007
1. Вопросы теории и истории государства и права
Ф.В. Габдрахманов*
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ МАРИЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
7 сентября 2007 года исполняется 75 лет со дня организации прокуратуры в Марийской автономной области. Тяжелые испытания легли на плечи первых организаторов прокуратуры. Не было квалифицированных кадров, помещений, средств передвижения. Рабочий день нередко длился по 15-18 часов и самым большим дефицитом были керосиновые лампы. Для многих вновь назначенных сотрудников прокуратуры первым жильем стали рабочие кабинеты. Несмотря на лишения, голод и разруху, органы прокуратуры Марийской автономной области за короткий срок превратились в один из самых эффективных институтов молодой советской власти по обеспечению законности, в котором беднейшее население края увидело защитника своих прав и интересов.
Институт прокуратуры, существовавший до Октября 1917 года несколько столетий, первоначально рассматривался идеологами диктатуры пролетариата как орган, присущий только буржуазным государствам. Поэтому в системе новых органов и учреждений, создаваемых на развалинах старого государственного аппарата, ему места не нашлось. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года институт прокурорского надзора был упразднен.
Функции надзора и наблюдения за исполнением законов, осуществляемые «оком государевым», были делегированы различным органам и учреждениям. Среди них следует выделить отделы юстиции, которые в 1918 году были созданы при губернских исполнительных комитетах. Основные функции отдела юстиции - организация народных судов, ревтрибуналов, коллегий защитников и обвинителей. Отдел юстиции осуществлял наблюдение за деятельностью судебно-следственных органов, общий надзор за соблюдением революционной законности. Важное место в системе государственного контроля занимали рабоче-крестьянские инспекции (РКИ)* 1.
Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 г. не были преобразованы в органы Главного политического управления. Надзор за законностью являлся также обязанностью судебно-следственных органов. Ревтрибуналы проверяли законность проведения следственных действий органами ВЧК, обоснованность содержания граждан в местах лишения свободы. Законность действий милиции и исправительнотрудовых учреждений находилась под контролем следственных комиссий и народных судов2.
Канд. юрид. наук, доц. кафедры публичного права России и зарубежных стран МарГУ.
1 Постановлением Президиума Марийского областного исполнительного комитета от 24 августа 1923 года №41 институт кантонных уполномоченных РКИ был упразднен и их функции были возложены на финансовые органы // ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 64. Л. 154.
2 Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991) // Журнал российского права. 2002. № 12.
39
Марийский юридический вестник
Выпуск 5
Однако проведение в жизнь революционной законности показало необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов во всей Федерации союзных республик.
26 мая 1922 года III сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре, которое было введено в действие с 1 августа 1922 года.
В период с августа по сентябрь 1922 года в большинстве губерний и областей России были созданы губернские и областные прокуратуры.
Основные направления деятельности прокуратуры вышеуказанным Положением охватывали следующие отрасли надзора:
- надзор за законностью действий всех местных органов советской власти (общий надзор);
1) надзор за деятельностью органов следствия, дознания и ГПУ;
2) надзор за судебными органами;
3) надзор за местами заключения;
4) надзор за приведением в исполнение приговоров;
5) надзор за комиссиями о несовершеннолетних.
Кроме того, в обязанность прокуратуры входили следующие функции:
- возбуждение уголовного преследования и предание суду нарушителей законов;
- поддержание обвинения в суде;
- дача заключений по гражданским делам, а также по запросам советских органов;
- информация о законодательном материале.
Марийская областная прокуратура была организована 7 сентября 1922 года. Организатором прокуратуры и первым ее прокурором стал Горюнов Алексей Иванович, бывший председатель Нижегородского ревтрибунала. Начало деятельности прокуратуры Марийской автономной области было совмещено с упразднением областного отдела юстиции. Он был ликвидирован на основании приказа № 20 от 7 сентября 1922 года по Марийскому областному отделу юстиции в связи с введением в действие прокуратуры и вступлением прокурора области в должность1.
В тяжелейших условиях создавалась прокуратура на марийской земле. Жернова первой мировой и гражданской войн разорили экономику края. Десятки тысяч мужчин были призваны сперва в царскую, а затем в Красную Армии, многие погибли на фронте. Лучшие лошади, без которых была невозможна тогда сельская жизнь, угонялись на фронт.
К последствиям войны добавился неурожай 1921-22 годов и страшный голод. В связи с гибелью хлебов и чрезвычайной ситуацией в области были приняты решения о сокращении существующих норм снабжения до возможного минимума, за исключением воинских и милицейских частей2, о создании комиссий по оказанию помощи голодающим, о заготовке желудей и древесного сена, об эвакуации детей на территории, не охваченные голодом. Деревни и
1 ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 69. Л. 4.
2 ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 8. Л. 18.
40
2007
1. Вопросы теории и истории государства и права
села края опустели. 5 января 1921 года Президиум Обика, отметив, что население области питается различными суррогатами и даже глинами, в связи с распространенностью случаев гибели людей от голода, не поддержал предложение облпродкома о проведении в области двухнедельника по сбору нало-гов1. Специалисты того времени отмечали, что из-за массового забоя скота и гибели от бескормицы понадобится несколько десятилетий, чтобы восстановить в области племенной скот.
Огненный каток пожаров 1921 года уничтожил в Марийской автономной области десятки населенных пунктов, огромные лесные пространства.
В недавно созданных органах власти и управления области не хватало не только квалифицированных специалистов, но и самого необходимого для осуществления своей деятельности: бумаги, канцелярских принадлежностей, мебели. И это касалось не только низовых учреждений области, но и даже облисполкома.
Так, Марийский областной отдел ГПУ обратился в Мароблисполком с просьбой возвратить один письменный стол, взятый у них во временное пользование, так как он в свою очередь был взят ими во временное пользование у гражданки Николаевой и теперь по распоряжению РКИ подлежит ей возврату2.
Судья Сернуркого кантона Н.Чепайкин пишет в областной суд: «Секретарю я плачу свое жалованье, т.е. добавляю 250 рублей из своего жалованья и он работает с 7 утра до 8 вечера и кормлю его обедом, иначе никого не найдешь. Из своего жалованья 300 рублей идет на бумагу, дрова, иголки, нитки для канцелярии. Скоро останется только дежурный в канцелярии, остальные будут работать на поле. В месяц назначается не менее 13 дел, осталось не разобранными около 200 дел»3.
Возникли задержки в выдаче жалованья. В областной суд стали поступать заявления от народных судей и следователей, которые находились в тот период в штатах суда, не только об улучшении материально-технического состояния судебно-следственных органов, но и с просьбами отстранить их от должности.
А.И. Горюнов проработал в должности прокурора области до 19 сентября 1922 года и, возложив обязанности прокурора области на врид помощника прокурора области В.И. Желудкова, выбыл в командировку в Москву. Вскоре А.И. Горюнова назначат прокурором Архангельской губернии, и в область он уже не вернется.
Необходимо отметить, что в течение двух последующих лет в области по различным причинам сменилось несколько прокуроров:
С 30 октября по 9 ноября 1922 года прокурором состоял В.И. Желудков
С 9 ноября по 7 декабря 1922 года врид прокурора был Бирюков
1 ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 63. Л. 19.
2 ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 61. Л. 21.
3 ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 61. Л. 58.
41
Марийский юридический вестник
Выпуск 5
С 7 декабря 1922 года по 16 мая 1923 года врид прокурора -В.В.Закржевский
Непосредственно на организацию прокурорского надзора, структуру ее органов оказало административно-территориальное деление области.
Марийская автономная область к моменту образования прокуратуры состояла из трех кантонов: Краснококшайского, Козмодемьянского и Сернур-ского. Область была разбита на судебные и следственные участки:
1. Краснококшайский кантон имел 1 особую сессию суда, 7 судебных и 2 следственных участка;
2. Козмодемьянский кантон - 1 особую сессию суда, 3 судебных и 1 следственный участок;
3. Сернурский кантон имел 1 особую сессию суда, 5 судебных и 2 следственных участка.
В областном центре находились Ревтрибунал и Совнарсуд.
Система органов прокуратуры области состояла из областного управления и камер помощников прокурора в каждом кантоне.
В конце 1922 - начале 1923 гг. прокуратуры были организованы во всех кантонах области.
Наименование кантона Место нахождения камеры помощника прокурора Дата организации участка Ф.И.О помощника прокурора
Козмодемьянский г. Козмодемьянск 9 октября 1922 г. Закржевский В.В.
Сернурский г. Сернур 13 декабря 1922 г. Соловьев М.Г.
Краснококшайский г. Краснококшайск 20 марта 1923 г. Желудков В.И.
В связи с административно-территориальным укрупнением Марийской автономной области во втором полугодии 1924 года были открыты участковые прокуратуры: Звениговский (2-й участок) и Мари-Турекский (5-й участок).
Мари-Турекский участок был открыт 20 октября 1924 года. Первым помощником прокурора в нем был назначен Д.С. Щербаков.
Звениговский участок до соответствующей профессиональной подготовки помощника прокурора было решено оставить при областной прокуратуре. Непосредственно в г. Звенигово камера помощника прокурора стала осуществлять свою деятельность с 12 февраля 1925 года.
Областное управление возглавлял прокурор области, который согласно штатного расписания, утвержденного прокуратурой Республики, должен был иметь при управлении 6 помощников по следующим отраслям надзора:
1) по надзору за органами дознания и следствия;
2) по местам заключения и ГПУ;
3) по общему надзору, он же для поручений;
4) при уголовно-судебном отделе;
5) при уголовно-кассационном отделе;
6) при гражданском отделе. 42
42
2007
1. Вопросы теории и истории государства и права
Один из помощников назначался заместителем прокурора.
В связи отсутствием кадров управление прокуратуры в области в течение 1923 г. было укомплектовано лишь 4 помощниками прокурора, между которыми были распределены следующие функции:
- по общему надзору, он же заместитель прокурора;
- по надзору за органами дознания и следствия, он же по местам заключения;
- при уголовно-судебном отделении;
- при кассационно-гражданском и уголовном отделах.
Длительное время органы прокуратуры области были укомплектованы на 40-50%. Например, на 1 января 1923 г. в штатах прокуратуры числилось всего 4 оперативных работника. Поэтому основной задачей было укомплектование прокуратуры помощниками прокурора как в управлении, так и в кантонах. В середине декабря Марийским областным комитетом РКП (б) в распоряжение прокуратуры были командированы П.Т. Дружинин и Г.Я. Г воздецкий.
Приказом помощника прокурора Республики Крыленко от 29 декабря 1922 г. №36 на основании представления прокурора области от 13 декабря 1922 г. П.Т. Дружинии был назначен помощником прокурора, а Г.Я. Гвоздецкий - временно исполняющим обязанности помощника прокурора области. Фактически еще с 12 декабря 1922 года они исполняли обязанности помощников прокурора области.
Дружинин зарекомендовал себя грамотным работником, выделялся своей эрудицией и кругозором, хорошо зарекомендовал себя по партийной работе -состоял членом бюро областного комитета РКП (б). Под руководством прокурора области он в течение 2 недель прошел стажировку в качестве исполняющего обязанности помощника прокурора по Краснококшайскому кантону, а затем был переведен помощником прокурора по Козмодемьянскому кантону. Во время пребывания в Козмодемьянске он пользовался заслуженным авторитетом как среди населения, так и в партийно-хозяйственных органах.
Гвоздецкий являлся уроженцем г. Варшавы, по национальности поляк, член РКП (б) с 1920 года. Специального юридического образования он не имел, окончил гимназию. До прокуратуры работал преподавателем, лектором в системе народного образования. В прокуратуре начал работать с 12 декабря 1922 года. До назначения он был известен в области как честный, выдержанный, тактичный и твердый человек. В прокуратуре на Гвоздецкого были возложены обязанности помощника прокурора при областном советском народном суде и областном революционном трибунале.
Технический аппарат управления прокуратуры области состоял из 3 отделений:
1-е отделение - по общему надзору. В нем было сосредоточено все техническое производство по надзору за законностью действий всех органов советской власти, производство по жалобам, заявлениям должностных лиц, учреждений и частных лиц, по учету и наблюдению за правильным и своевременным исполнением приговоров, вошедших в законную силу, техническое ведение производства по опротестованию в порядке надзора (ст. 427 УПК) приговоров, вошедших в законную силу, по надзору за местами заключения и комиссий о несовершеннолетних; 43
43
Марийский юридический вестник
Выпуск 5
2- е отделение - по надзору за органами дознания и следствия и организации обвинения - вело все производство по надзору за следствием и дознанием, учет и регистрацию уголовных дел, а также производство по организации обвинения;
3- е отделение (или общая канцелярия) обслуживало бухгалтерию, архив, регистратуру, статистику, учет личного состава и проч.
Весь технический аппарат прокуратуры состоял из 15 работников. В результате тщательного подбора качественный состав его работников был очень высоким.
Таким образом, в 1922-1924 годы в Марийской автономной области в основном был сформирован институт прокурорского надзора, основной задачей которого являлось неуклонное наблюдение за исполнением местными органами власти издаваемых центральной властью распоряжений, наблюдение за проведением и установлением в практике местной жизни революционной законности, установление единообразного применения этой законности и объединение борьбы со всеми видами преступности.
В.Г. Тимофеев*, Э.В. Федотов**
СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ЧУВАШИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (историко-правовой аспект)
Победа Октябрьской революции и установление Советской власти подняли на ноги различные контрреволюционные силы страны. Они пытались помешать строительству новой жизни, используя различные методы и формы борьбы, начиная от саботажа, кончая открытым вооруженным выступлением. В этих условиях Советская власть не могла обойтись без специальных органов, стоящих на защите ее интересов от посягательств со стороны свергнутых классов.
Одним из таких органов являлся народный суд. Следует отметить, что они начали создаваться по инициативе масс в различных городах страны и прежде всего в Петрограде еще до издания первых декретов о суде. «Пока в верхах шло обсуждение вопросов, каким путем нужно ликвидировать буржуазный суд, питерские и кронштадские рабочие и моряки создали свои суды и следственные комиссии»* 1.
В.И. Ленин, положительно оценивая инициативу трудящихся в создании органов правосудия, говорил: «... революционные массы после 25 октября
Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Студент II курса юридического факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
1 Рабочий суд. 1927. № 21. С. 16-17.
44