Научная статья на тему 'Из истории органов прокуратуры республики Марий Эл'

Из истории органов прокуратуры республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
820
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории органов прокуратуры республики Марий Эл»

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Я.М.Зильберман

ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

После Октябрьской революции 1917 г. Декретом № 1 от 24 ноября 1917 г. царская прокуратура была упразднена, и около пяти лет страна обходилась без органов прокуратуры. Постановлением ВЦИК 28 мая 1922 г. в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью была создана государственная прокуратура. На нее возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций, частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений. С момента своего учреждения и до 1933 г. прокуратура существовала не в качестве самостоятельного органа, а входила сначала в систему республиканских народных комиссариатов юстиции в качестве структурных подразделений, а затем до 1933 г. находилась при Верховном Суде СССР.

Начало деятельности прокуратуры Марийской автономной области датируется с 7 сентября 1922 г. Первоначально перед прокурором стояла задача подобрать необходимые кадры, как оперативных, так и технических работников. От ликвидированного отдела юстиции, правопреемником которого явилась областная прокуратура, остался весьма жалкий инвентарь, а также несколько малоопытных технических работников. С сентября 1922 г. по январь 1923 г. в области сменилось несколько прокуроров. Первый прокурор Горюнов (в республиканском архиве его полного имени и отчества не сохранилось), назначенный Москвой, проработал в этой должности менее месяца и был отозван центром. Сохранился «Отчет о деятельности прокурорского надзора Марийской Автономной области за период с 7 сентября 1922 г. по 1 октября 1923 г.» Подписал его временно исполняющий обязанности прокурора МАО В.В.Закржевский. Автор пишет, что в условиях полного отсутствия квалифицированных сил, а также крайнего недостатка ответственных политических работников в области организационный период затянулся до начала следующего года. Лишь в январе 1923 г. удалось подобрать хотя и неквалифицированных, но подходящих для занятия должностей помощников прокурора. После некоторой подготовки кадров в феврале * 86

Доцент кафедры теории и истории государства и права МарГУ, Почетный работник Прокуратуры Российской Федерации.

86

2004

2. Вопросы теории и истории государства и права

были открыты камеры помощников прокурора области. И все же штаты были укомплектованы лишь на 50 процентов, что создавало постоянную перегрузку работающих.

Сама деятельность прокуратуры определялась Положением о прокурорском надзоре, утвержденном сессией ВЦИК 28 мая 1922 г. Осуществлялся надзор за законностью действий местных органов власти, надзор за деятельностью органов следствия, дознания и ГПУ. Прокуратура поддерживала обвинение в суде, осуществляла надзор за законностью судебных постановлений, осуществляла надзор за законностью судебных постановлений, за исполнением приговоров, а также за соблюдением законов в местах заключения осужденных. Приоритетным для прокуратуры было возбуждение уголовного преследования и предание суду нарушителей законов. Для осуществления надзорных функций прокуратура располагала законодательством как центральной, так и местной власти. Разрешались заявления и жалобы частных граждан.

В этот период органы дознания не отвечали самым элементарным требованиям Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. В связи с этим, как это видно из отчета, была произведена «генеральная чистка» работников, а впоследствии проведен систематический подбор кадров советской милиции. Старшие следователи (их было пять) находились при областном суде и обслуживали Уголовное отделение последнего. Участковые народные следователи работали по заданиям народных судов и прокуратуры. Их тоже было пять: по два в Краснококшайском и Сернурском кантонах и один в Козьмодемьянском кантоне. Постоянная нагрузка на каждого следователя в среднем по области составляла от 30 до 60 дел. Надзор за деятельностью следственного аппарата осуществлялся в кантонах участковыми помощниками прокурора, а при Облсуде - специально уполномоченным на то помощником прокурора.

В отношении гражданских дел прокуратура вступала в дело лишь в том случае, если одной из тяжущихся сторон являлся государственный орган или предприятие или же в случае признаков кабальной сделки или договора для защиты интересов слабой в социальном отношении стороны.

Состояние преступности среди несовершеннолетних не вызывало у прокуратуры озабоченности. В своем отчете о работе за первый год существования областной прокуратуры исполняющий обязанности прокурора В.В.Закржевский пишет: «Маробласть, не имеющая крупных городов и торгово-промышленных центров, не порождает детей городской улицы, а отсюда детская преступность выявляется в качестве единичных случаев». 87

87

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Обвинение в судах прокурорами поддерживалось по всем делам, имеющим государственное значение или публичный интерес, в том числе и с классовой точки зрения. С целью вовлечения в борьбу с преступностью и обеспечения охраны интересов рабоче-крестьянского государства прокуратура вовлекала трудящихся - членов РКП (б) и профсоюзов в качестве государственных обвинителей на судах. Всего за год с участием таких обвинителей рассмотрено 40 уголовных дел.

Возглавлявший прокуратуру области в 1926-1928 гг. Павел Тихонович Дружинин ввел для следователей твердую норму: для младшего следственного состава - 15 следственных дел в месяц, старшего - 6, с соблюдением всех процессуальных требований и производством следственных действий. В прокуратуре большое внимание уделялось организации труда сотрудников, было введено перспективное и ежедневное планирование. Работники изучали марийский язык, в моркинской прокуратуре даже делопроизводство велось в те годы на марийском языке. Главное внимание работников прокуратуры было направлено на политическую работу и работу по общему надзору. Прокуроры участвовали в заседаниях представительных и исполнительных органов власти, а также в деятельности президиума областного суда.

Вот несколько примеров дел, расследованных прокуратурой в 1928 г. Убит секретарь одного из сельсоветов - Березин. Когда преступление было раскрыто, оказалось, что мотивом его стал отказ Березина, который являлся еще и председателем избиркома, восстановить избирательные права одному из преступников - Софронову. Софронов был приговорен к расстрелу, двое его сообщников - к десяти годам лишения свободы.

По одному из дел осужден народным судом к лишению свободы селькор Машковцев за то, что без предварительного разрешения администрации больницы, узнав о непорядках в ней, сообщил об этом врачу частным письмом. Этот приговор был отменен по протесту областной прокуратуры, а виновные в извращении карательной политики привлечены к ответственности.

Другой случай. В Параньге случился пожар, вызванный на тушение пожарный обоз оказался негодным. Выяснилось, что деньги из самообложения, выделенные на противопожарные цели, сельсовет растратил не по назначению. Это вызвало справедливое возмущение крестьян, а местный милиционер не нашел ничего лучшего, как усмирить «бунтовщиков» плетью. Дело дошло до суда, который приговорил крестьян к штрафу и принудительным работам. Справедливость восторжествовала лишь после вмешательства прокуратуры. 88

88

2004

2. Вопросы теории и истории государства и права

5 декабря 1936 г. Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, вслед за этим и облпрокуратура преобразована в Прокуратуру МАССР для надзора за соблюдением социалистической законности.

К тому времени штат прокуратуры состоял из 34 человек. У прокурора были заместитель, старшие помощники и помощники. После реорганизации в составе прокуратуры образовались отделы уголовносудебный, следственный и гражданско-судебный, что значительно способствовало усилению надзора за судом и следствием.

К началу войны в прокуратуре было уже девять отделов: уголовносудебный, следственный, судебно-гражданский, общего надзора, жалоб, кадров по спецделам, по надзору за органами милиции, бухгалтерия. Штат прокуратуры республики насчитывал 78 оперативных работников, в том числе 18 в центральном аппарате, 19 горрайпрокуроров, 16 помощников прокурворов и 25 народных следователей.

Во время Великой Отечественной войны осуществлялось круглосуточное дежурство ответственных работников. Находившиеся в отпусках в начале войны были отозваны. Работники прокуратуры по мобилизации несли трудовую повинность. Особое внимание уделялось разрешению жалоб красноармейцев. Был установлен надзор за строжайшим соблюдением законодательства о повышении для колхозников обязательного минимума трудового участия в сельскохозяйственных работах. Расследование дел, связанных с нарушениями законности при проведении весеннего сева, проводилось в кратчайшие сроки. О грубых фактах беззакония должностные лица обязаны были информировать прокуроров в любое время суток. Прокуратура стала органом, обеспечивающим режим законности и правопорядка, соблюдение прав и конституционных свобод граждан.

Говоря о пройденном пути органов прокуратуры, нельзя не отметить горькие и трагические страницы в их истории, в первую очередь, политические репрессии 30-40-х годов и начала 50-х годов. Тысячи безвинных людей были подвергнуты моральным и физическим страданиям, многие из них безвинно были расстреляны или погибли в лагерях.

Как и в целом по стране, массовые репрессии прокатились по нашей республике. Казалось бы, прокуроры должны были противостоять беззаконию и произволу. Но нередко в ответ за принципиальность и честность следовали стандартные обвинения в национализме, троцкизме, контрреволюционности, а то и в создании повстанческих сил, терроре. Объективно обвинения были голословными и не подтверждались доказательствами. Но они репрессивной машине в общем-то были и не нужны. Главное - признание вины, а его добивались порой любой ценой. 89

89

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

В сентябре 1938 г. постановлением особой тройки НКВД Марийской АССР были осуждены «за контрреволюционную деятельность» к высшей мере наказания и конфискации имущества прокурор республики В.Н.Быстряков и его заместитель Г.К.Константинов. Всего по делу осужден и расстрелян 21 человек.

Владимир Николаевич Быстряков, уроженец деревни Энгер-Сола Ронгинского района, мари, образование низшее, за участие в подавлении Крондштатского мятежа был награжден орденом Красного Знамени. На день ареста он работал прокурором республики и одновременно исполнял обязанности председателя облисполкома. В те времена идеи французского просветителя Шарля Монтескье о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную как средстве обеспечения законности, популярностью не пользовались. Быстряков был признан виновным в том, что, будто бы являясь участником угро-финской националистической повстанческой организации, готовил убийство секретаря ЦК ВКП(б), и наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова, завербовал в организацию Константинова и других лиц, которым дал задание по проведению подрывной деятельности в деле общественного питания и госторговли, совершении террористических актов.

Константинов Гаврил Константинович, уроженец деревни Пертылга Моркинского района, мари, образование высшее юридическое, работал заместителем прокурора Марийской АССР. Помимо обвинения в участии националистической повстанческой организации, он был обвинен в ведении вредительской работы в прокуратуре: защищал контрреволюционеров, прекращал уголовные дела. Допрошенные 26 августа 1938 г. в качестве обвиняемых Быстряков и Константинов виновными себя в совершении преступлений по ст.ст. 58-10, 58-11, 25-2 УК РСФСР не признали, однако в дальнейшем (допрашивались неоднократно), по мнению следствия изобличали себя и других лиц в контрреволюционной деятельности. Реабилитированы Быстряков и Константинов были только в 1956 г. по протесту прокурора МАССР ввиду незаконности обвинения.

В октябре 1938 г. был расстрелян по постановлению тройки НКВД помощник прокурора республики И.С.Садовин. Иван Сергеевич был уроженцем деревни Мерянги Новоторьяльского района, мари, образование - ускоренные курсы краскомов. Помимо стандартных обвинений в участии в контрреволюционной угро-финской националистической повстанческой организации, он был признан виновным в том, что прекращал дела о контрреволюционных преступлениях или действия виновных квалифицировал как бытовые преступления. По протесту про- 90

90

2004

2. Вопросы теории и истории государства и права

курора МАССР спустя 18 лет Садовин был реабилитирован за отсутствием в его действиях состава преступления.

5 сентября 1937 г. по приговору спецколлегии Верховного суда Марийской АССР осужден по ст.ст. 58-10, 109 УК РСФСР к семи годам лишения свободы прокурор Моркинского района Соловьев Михаил Григорьевич, уроженец деревни Тамшенер Сернурского района, мари, образование высшее юридическое. Он был признан виновным в том, что рассказывал анекдоты антисоветского содержания сотрудникам прокуратуры и суда, а также длительное время не рассматривал жалобы граждан и задерживал расследование дел. В районной прокуратуре имелись незаконченные расследованием дела, возбужденные в 1935 г. Прокурор СССР еще в 1938 г. принес протест в Верховный Суд РСФСР о снижении меры наказания Соловьеву, но он был отклонен. только 28 июня 1941 г. Верховный Суд СССР, рассмотрев протест прокурора СССР, отменил все судебные постановления по обвинению Соловьева, направила дело на новое судебное рассмотрение. Делом Соловьева занимались все высшие судебные инстанции, в том числе два раза: (в 1943 и в 1962 гг.) Пленум Верховного Суда СССР. В конце концов приговор был отменен за отсутствием в действиях прокурора М. Соловьева состава преступления.

В августе 1937 г. «за контрреволюционную троцкистскую деятельность» был арестован прокурор Юринского района Н.И.Баженов. По постановлению Тройки НКВД он был заключен в исправительнотрудовые лагеря сроком на 10 лет, а реабилитирован лишь спустя десять лет после освобождения.

Процесс реабилитации жертв политических репрессий начался еще в 1955 г. По протестам прокурора республики Верховным судом МАССР было пересмотрено немало дел. Репрессированным возвращалось их доброе имя, восстанавливались политические и социальные права.

С особой силой эта работа стала проводиться после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в 30-40-х и 50-х годах» от 1989 г. и Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 1991 г. В прокуратуре республики была образована специальная группа по реабилитации безвинных жертв тоталитарного режима и признанию их пострадавшими от репрессий членов их семей. Большой вклад в это дело внесли ветераны прокуратуры А.В.Липатников, М.М.Мочкин,

Н.А.Мошкин, А.И.Цветков, В.И.Швецов. Были изучены сотни архивноследственных дел, по каждому из которых составлялись заключения. Всего по 5471 делу реабилитировано 8800 человек. Их списки публико- 91

91

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

вались в республиканской печати, в двух томах книги «Трагедия народа».

В 2003 г. в Федеральный закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» были внесены изменения и дополнения, согласно которым подвергавшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации признаются несовершеннолетние дети, находившиеся вместе с родителями, осужденными по политическим мотивам в местах лишения свободы, ссылке, высылке и на спецпоселении. К этой же категории отнесены дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. Эти сейчас уже пожилые люди испили до дна все тяготы и лишения с клеймом члена семьи изменника родины или врага народа. В прокуратуре республики продолжается процесс признания их реабилитированными.

В.А.Иванов*

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СПЕКУЛЯЦИИ: ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРИЙСКОЙ МИЛИЦИИ (1930-1941 гг.)

Важным направлением деятельности органов милиции в 30-е годы была борьба со спекуляцией, признававшейся одним из наиболее опасных видов преступлений, посягающей на социалистическую систему хозяйства и вносящей «дезорганизацию в советскую торговлю»* 1. Она была широко распространена в стране и наносила большой ущерб.

Распространению спекуляции способствовал недостаток продовольственных и промышленных товаров, невозможность удовлетворить ими потребности населения, значительная разница в ценах на сельскохозяйственные и промышленные товары, плохой учет сырья и товарноматериальных ценностей. Совещание по борьбе с преступностью, проведенное Марийской областной прокуратурой 28 июня 1930 г., констатировало, что именно напряженное состояние на хлебном и мясном рынках стало причиной оживления спекуляции и мешочничества. В этих условиях областная милиция, насчитывавшая в своих рядах менее

Кандидат исторических наук.

1 Сборник действующих постановлений пленума и директивных писем Верховного Суда СССР. 1924-1944 гг. /Под ред. И.Т.Голякова. - М., 1946. - С. 42, 45.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.