Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА МОРДОВСКОЙ АССР ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (1934 — 1938 гг.)'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА МОРДОВСКОЙ АССР ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (1934 — 1938 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА МОРДОВСКОЙ АССР ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (1934 — 1938 гг.)»

тами Наркомздрава 'Союза ССР и значкам «Отличник здравоохранения» [1, д. 8, л. 2 — 4]; 29 человек были рекомендованы правительством "республики для представления к правительственным наградам. Среди ~ них "начальники госпиталей С. А. Альперо-

вич, Л. Н. Лехина,' Е. Л. Рабинович, С. М. Семенов, Ю. И. Юшкин, ведущие хирурги К. И. Кускова и В. Н. Рабинович, а также ряд начальников ' отделений эвакогоспиталей, субординаторы, медсестры и санитары [13, д. 153, л. 30].

БИЦЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации (АВМД ВММ), ф. 8209, оп. 69823.

2. АВМД ВММ, ф. 1660, оп. 61769.

3. АВМД ВММ, ф. 1660, оп. 59217.

4. АВМД ВММ, ф. 1659, оп/ 69615.

б. И в тылу ковалась Победа! Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. 191 с.

6. История Мордовской АССР: В 2 т. Саранск: Морд. кн. изд-вс^ 1982. Т. 2. 431 с.

7. Народное хозяйство РСФСР за 70 лет: Стат.' ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987.204 с.

8. Очерки истории Мордовской ДССР: В

2 т. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. Т. 2. 542 с.

9. Сорокин А. В. ' К вопросу о деятельности местных Советов Мордовии в годы Великой Отечественной войны // Исследования по истории Мордовской АССР. Саранск, 1972.

С 77 _ 91

10. ЦГА'РМ, ф. 228, оп. 1.

11. ЦГА РМ, ф. 228, оп. 3.

12. ЦГА РМ, ф. 333, оп. 1,

13. ЦДНИ РМ, ф. 269, оп. 1,

14. ЦДНИ РМ, ф. 269, оп. 3.

15. ЦГА РМ, ф. 435, оп. 1.

16. ЦГА РМ, ф. 435, оп. 3.

17. ЦГА РМ, ф. 473, оп. 1.

Ю р и с п р у д е н ц и я

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА МОРДОВСКОЙ АССР ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (1934 — 1938 гг.)

9

Е. Н. ТЯЗИН, старший преподаватель

4

В начале 30-х Годов в развитии Советского государства все более отчетливо стала проявляться тенденция к укреплению законности, которая нашла свое отражение в перестройке органов суда, прокуратуры, милиции и государственной безопасности. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года .была образована Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря 1933 года утверждено Положение о Прокуратуре СССР. Ее основной задачей являлось укрепление законности и охрана социалистической собственности.

10 июля 1934 года постановлением ЦИК СССР был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел [31. Судебная коллегия ОГПУ упразднялась, а ее функции, то/ есть применение мер наказания к лицам, совершившим тяжкие государств венные ^преступления (шпионаж, террористические акты, диверсии и др.),-передавались суду.

ЦИК СССР 10 июля 1934 года постановлением «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел и его местными органами» [4] опреде-

лил-подсудность направляемых в суды дел о государственных преступлениях. Для их рассмотрения при Верховном суде СССР, верховных судах союзных республик, краевых и областных судах, а также главных судах автономных республик создавались специальные судебные коллегии в составе председателя и двух членов суда. Это способствовало укреплению авторитета судебных органов и демократических -основ правосудия.

Формирование специальных судебных коллегий в РСФСР в основном закончилось в 1934 году. Решением бюро Мордовского обкома ВКП(б) от '21 февраля 1935 года были утверждены штаты спецколлегии Главного суда МАССР, председатель и члены которой избирались ЦИК Мордовской АССР сроком на один год. Ее деятельность определялась постановлениями ЦИК СССР от 10 июля 1934 года и временной инструкцией Прокурора СССР и председателя Верховного суда СССР от 31 августа 1934 года «О порядке применения . постановления ЦИК Союза ССР от 10 июля "1934 года». Спецколлегии Главного суда МАССР

предоставлялось право рассматривать дела о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против порядка управления (о контрреволюционной пропаганде и агитации, вредительстве, массовых беспорядках, бандитизме и Т; п.), которые не были подсудны военным трибуналам, а Гакже дела по закону от 7 августа 1932 года о хищениях государственного и общественного имущества, сопровождающихся массовыми выступлениями, насильственными действиями или по которым проходили организованные, группировки.

Дела, расследованные органами НКВД МАССР, передавались в специальную судебную коллегию через прокурора Мордовской АССР, который утверждал обвинительное заключение по ним. Приговоры могли быть отменены или изменены в кассационном порядке или в порядке надзора специальной судебной коллегией Верховного суда РСФСР

V

С

Основным направлением в работе

спецколлегии Главного суда МАССР являлось рассмотрение дел о контрреволюционной /пропаганде и агитации (ст. 58~10 УК РСФСР). В 1935 году в судебных заседаниях было рассмотрено 71 дело, по которым осуждено к лишению свободы 147 человек. Число подсудимых по ст. 58-10 УК РСФСР по полугодиям составило соответственно 93,1 и 86,4 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности за государственные преступления.

*

В марте 1937 года в соответствии со ст. 107 Конституции СССР Главный суд был переименован в Верховный суд Мордовской АССР. Принятие Конституции СССР 1936 года имело важное значение для дальнейшего развития конституционных основ правосудия. Так, ст. 103 закрепляла положение о том, что рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом [1, с. 7413. Однако специальные судебные коллегии краевых, областных судов и верховных судов автономных республик по-преж-нему рассматривали дела о государственных преступлениях без участия народных заседателей, защиты и обвинения, что прямо противоречило положениям Основного закона. Рассмотрение дел о, контрреволюционных преступлениях проходило, как правило, в закрытых судебных заседаниях и оформлялось как секретное^ пройзвод-ство. Уголовные дела- вместе с копиями приговоров подлежали возврату в органы НКВД.

Процессы над «врагами народа» в середине 30-х годов показали, что суд являлся одним из главных орудий пролетарской диктатуры в борьбе с «предателями». В постановлении общесоюзного совещания председателей специальных судебных коллегий, проходившего 10 мая 1937 года, выдвигалось требование «по отношению к лицам, изобличенным во вредительстве, контрреволюционной организационной

работе, троцкистской,' пораженческой, террористической агитации, проводить линию беспощадной судебной репрессии, не допуская беспечности, благодушия и притупления политической бдительности» [13,-л. 44].

На спецколлегию Верховного суда МАССР возлагалась задача подавления наиболее активных форм" сопротивления классово, враждебных элементов. В 1937 году ею рассмотрено 189 дел а контрреволюционной пропаганде и -агитации, по которым было осуждено 215 человек.. Наибольшее количество привлеченных к ответственности составляли рабочие и колхозники. Так, в IV квартале из 60 осужденных к лишению свободы 59 человек по социальному положению относились »к этой категории граждан; членов ВКП(бУ и ВЛКСМ было 9 человек, беспартийных — 51 [15, л.. 81]. К осужденным за государственные преступления в виде наказания применялись тюремное заключение на длительные сроки и поражение в. политических правах.

Приговором спецколлегйи Верховного суда МАССР от 27 декабря 1937 года Н. К. Потанин, -уроженец с. Унуевский Майдан Кадошкинского района, беспартийный, русский, был

осужден по ст. 58"10 ч. 1 УК РСФСР

к 7 годам лишения свободы с поражением в правах на 3 года. Судом он признан виновным в том, что, работая бухгалтером артели инвалидов «Социализм» и будучи враждебно настроен к существующему строю, 28 января 1937 года в правлении артели проводил контрреволюционную— агитацию среди граждан против Советской власти, вождей партии и правительства. Кроме того, он хранил у себя с 1924 года контрреволюционную литературу, а также писал стихи против колхозного строительства. В судебном заседании Потаниы пояснил, что он выражал недовольство работой местных органов власти, а не Советской властью. В 1924 году он действительно приобрел книгу под названием «Уроки Октября», автором которой

являлся Троцкий, но он не читал ее и лишь хранил у себя дома. Стихотворения о колхозах, которые были приобщены к делу, он писал в 1936 году, где хотел высмеять людей, не желающих вступить б колхоз. Каких-либо других целей не преследовал. В судебном заседании ни один свидетель не допрашивался.

В высказываниях Потанина, а также в изъятых у него стихах и в его действиях не усматривается призывов к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или совершению иных контрреволюционных преступлений, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 58~10 УК РСФСР Впоследствии Потанин был полностью реабилитирован. Приговор спецколлегии Верховного суда МАССР был отменен, а дело произ-| водством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

Суровые меры применялись в борьбе с вредительством и диверсиями в народном хозяйстве. 3 августа 1937 года секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин направил секретарям обкомов, крайкомов ВКП(б) и ЦК нацкомпартий телеграмму, в которой говорилось: «ЦК считает существенным недостатком руководства делом разгрома вредителей в сельском хозяйстве тот факт, что ликвидация вредителей проводится закрытым порядком по линии органов

НКВД... ЦК ВКП(б) обязывает обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий организовать в каждой области по районам 2 — 3 открытых процесса над врагами народа — вредителями сельского хозяйства, пробравшимися в районные, партийные, советские и земельные органы (работники МТС, райЗО, предРИК'и, секретари РК и т. п.), широко осветив ход судебных процессов в Местной печати» [14].

14 сентября 1937 года ЦИК СССР принял постановление «О внесении изменений в~действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» [5], согласно которому обвинительное заключение по делам о контрреволюционном • вредительстве и

диверсиях вручалось обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде, кассационного обжалования не допускалось, приговоры о высшей мере наказания должны были приводиться в исполнение немедленно по отклонении ходатайства осужденных о помиловании.

Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 года [6] по делам о контрреволюционном вредительстве (ст. 58~7 УК РСФСР) допускалось применение наказания в виде лишения свободы на срок до 25 лет. Действующим уголовным законодательством (ст. 18 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик) до принятия данного постановления за контрреволюционное преступление в качестве уголовного наказания предусматривалось лишение свободы на срок не свыше 10 лет. Указанный нормативный акт подлежал применению независимо от момента возникновения дела и имел об-_ ратную силу. В IV квартале 1937 года специальной судебной коллегией Верховного суда МАССР по делам о контрреволюционном вредительстве было осуждено 36 человек, из них к высшей мере наказания — 4, на срок от 5 до 10 лет лишения свободы — 10, на срок 10 лет — 20, на срок свыше 10 лег — 2 человека [15, л. 81].

Приговором спецколлегии Верховного суда МАССР от 24 июня 1938 года 4 И. П. Аксенов, русский, ^член ВКП(б), осужден по ст. 58~7 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Он был осужден за то, что, работая директором Жигаловского крахмального завода с 1935 года по октябрь 1937 года, с целью вредительства развалил работу, в связи с чем специалисты и рабочие вынуждены были увольняться, завод приходил в полную негодность, ремонт его затягивался или производился некачественно. Аксенов всячески стремился снизить количество и качество выпускаемой заводом продукции, запутывал отчетность и учет. Критика и самокритика зажима-

лись, производственные совещания не проводились, предложения рабочих оставались без внимания. На заводе допускалось массовое хищение картофеля и крахмала. В результате преступных действий Аксенова государству был причинен ущерб на сумму 342 684 рубля.

В действиях Аксенова не усматривается контрреволюционного умысла. В 1992 году прокурором МССР был принесен протест в президиум Верховного суда МССР на приговор спецколлегии по делу Аксенова. Бездействия переквалифицированы на ст. Ill

УК РСФСР (халатность). Санкция этой статьи предусматривала наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года.

Специальная судебная коллегия Верховного суда МАССР просуществовала до середины 1938 года. 16 августа Верховный Совет СССР принял Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик [2], который устранил существовавшие противоречия между Конституцией СССР и законодательством об организации сдециаль-ных судебных коллегий. Согласно этому закону рассмотрение дел во всех судах должно было осуществляться в составе судьи и двух народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом (ст. 14). Упразднив специальные судебные коллегии, Закон установил, что рассмотрение дел о контрреволюционных преступлениях должно проходить в судебных коллегиях по уголовным де-" лай соответствующих судов с обязательным участием народных заседателей.

В 1934 — 1938 годах специальными судебными коллегиями при рассмотрении дел о государственных преступлениях было допущено немало нарушений законности. XX съезд КПСС не только осудил культ личности Сталина, массовые репрессии и беспрецедентные нарушения конституционных прав граждан, но и открыл дорогу для восстановления справедливости и укрепления законности, и правопорядка.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1955 года «О порядке рассмотрения дел президиумами судов» [7] Прокурору РСФСР предоставлялось право вне-

протестов в порядке надзора в" президиум Верховного суда РСФСР на вступившие в законную силу приговоры специальных судебных коллегий на основании заявлений и жалоб самих осужденных. Однако такой порядок рассмотрения заявлений затруднял пересмотр уголовных дел. Процесс восстановления справедливости не был доведен до конца и к 1964 го-лу фактически прекратился.

Новый этап в процессе реабилитации начался в 1987 — 1989 годах, ког-.да были приняты постановления Политбюро ЦК КПСС [11; 12] и указы

Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР [8; 9] о дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий. Работа по проверке и пересмотру уголовных дел стала осуществляться независимо от наличия заявлений и жалоб граждан.

Закон РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» [10] установил» что реабилитации подлежат лица, которые по политическим мотивам были осуждены за государственные преступления. В 1988 — 1994 годах президиумом Верховного суда РФ было реабилитировано свыше 300 человек,-осужденных специальной коллегией Верховного суда МАССР в 30-х годах. \

скии список

1. Конституция (Основной закон) СССР

1936 г. // История Советской Конституции. 1917 — 1956.гг. М.: Госюриздат, 1957. С. 729 — 746.

.2. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик // Ведомости Верховного Совета СССР, 1938. № 11.

3. Об образовании общесоюзного Народно-то комиссариата внутренних дел: Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1935 г. // СЗ СССР. 1934. № 36. Ст. 283.

4. О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел: Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. //СЗ СССР. 1936. № 36. Ст. 284.

5. О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик: Постановление ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. // СЗ СССР. 1937. № 61. Ст. 265.

6. Постановление ЦИК от 2 октября

1937 г. // СЗ СССР. 1937. № 66. Ст. 297.

7.'О порядке рассмотрения дел президиумами судов: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1955 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 7. Ст. 166.

8. О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 — 40-х и начала 50-х годов: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. //

Ведомости Верховного Совета СССР. 1989. № 3. Ст. 19.

9. О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20 — 50-х годов: Указ Президента СССР от 13 августа 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 34, Ст. 647.

10. О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428.

11. О дополнительных мерах по завершению работы, связанной с- реабилитацией лиц, необоснованно репрессированных в 30 — 40-е годы и начале 50-х годов: Постановление Политбюро ЦК КПСС _ от 11 июля 1988 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 1. С. 43.

12. О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 — 40-х и начала 50-х годов: Постановление Политбюро ЦК КПСС от 5 января 1989 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 2. С. 22 — 23.

13. Государственный архив Российской Федерации, ф. 353, оп. 16,4д. 21.

14. Центр хранения современной документации, ф. 89, перечень 48, док. 12.

15. Центральный государственный архив Республики Мордовия, ф. Р-527, оп. 3, д. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.