Научная статья на тему 'Правосудие и право в СССР в 1920-х годах'

Правосудие и право в СССР в 1920-х годах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правосудие и право в СССР в 1920-х годах»

ства, выражающаяся в подлогах и присвоениях, каковые имели место неоднократно»1.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что судебная практика Марийского областного суда по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции в период действия УК РСФСР (1923-1926 гг.) даже с позиций сегодняшнего дня отличалась либеральностью. Нахождение старших следователей в структуре областного суда не оказало существенного влияния на правоприменительную практику. Высокий процент оправданных, широкое применение судом условного осуждения, назначение минимальных сроков лишения свободы - отличительные признаки практики рассмотрения уголовных дел в Марийской автономной области того времени.

В истории судебной системы области этот период сохранился и как пример высокого профессионализма членов областного суда, самоотверженного служения их закону, высокой ответственности за судьбы людей.

В.А. Басов*

ПРАВОСУДИЕ И ПРАВО В СССР В 1920-х ГОДАХ

Первый советский декрет о суде был принят 22 ноября 1917 года. Им, в частности, была упразднена вся дореволюционная судебная система и созданы новые выборные советские судебно-следственные органы, в том числе рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Необходимость в чрезвычайных мерах отпала быстро, уже к концу Гражданской войны. В 1922 году и революционные трибуналы, и ВЧК были ликвидированы.

31 октября 1922 г. было принято «Положение о судоустройстве РСФСР», упразднившее общие ревтрибуналы, военные же ревтрибуналы временно сохранялись и, выдержав проверку временем, просуществовали еще долго. Была создана следующая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Опыт проведения реформы в РСФСР был использован другими республиками. В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. К его компетенции относилось разрешение споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц СССР в преступлениях по должности. Суд действовал в составе пленарного заседания уголовной, гражданской, военной и военно-транспортной коллегий. Кроме того, на Верховный Суд были возложены функции, близкие к функциям Конституционного Суда.

Вопрос о воссоздании прокуратуры был поднят на 4-м Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 года. НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры как централизованного органа, глав-

Студент 5-го курса юридического факультета Марийского государственного университета.

1 ГА РМЭ. Ф. Р-311. Оп. 1. Д. 91. Л. 63.

Марийский юридический вестник

Выпуск 6

ной задачей имеющего общий надзор за законностью. Критики во ВЦИК выступали против централизации прокуратуры, за двойное подчинение прокурорских органов - губисполкомам на местах и прокурору республики в центре. Предлагалось также ограничить деятельность прокуроров работой в судах, как в дореволюционной России.

Критиков поддержали комиссия ВЦИК и комиссия ЦК РКП(б). Против них решительно выступил В.И. Ленин. Он считал вопрос о прокуратуре настолько важным, что вынес его на обсуждение Политбюро. Оно рекомендовало отказаться от двойного подчинения, установив подчинение местной прокурорской власти только центру.

25 мая 1922 г. ВЦИК принял «Положение о прокурорском надзоре». На прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон актов, непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ГПУ, поддержание обвинения на суде, наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после октября 1917 г. возникла профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции, и не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. При создании коллегии возник вопрос: могут ли коммунисты быть адвокатами, то есть защищать преступников? ЦК РКП(б) специальным постановлением разъяснил, что да, коммунисты могут быть адвокатами.

В системе права в 1920-х годах сочетаются два противоположных подхода: отмена чрезвычайных норм с упором на законность и усиление репрессивного аппарата государства, теперь уже узаконенного, для предотвращения государственных преступлений. Правовая система в своей особой части начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе с оппозицией внутри самого советского общества. К этому правовой процесс не сводился, в общей части, регулировавшей главные элементы жизнеустройства, велась нормальная работа по упорядочению жизни.

Важную роль в дискуссиях по юридическим вопросам занимала концепция «революционной законности», возникшая в 1921-1922 годах. Она стала идеологической основой для перехода от «революционного правосознания» к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых невозможна государственность. В результате этих дискуссий резко возросла роль прокуратуры как стража революционной законности, а термин «революционная» вскоре был тихо забыт.

Другой стороной лозунга законности было стремление ограничить произвол (хотя бы и «революционный») работников государственного аппарата и упорядочить властную систему. Ошибки, упущения, волокита стали тракто-

ваться как беззаконие. В этой связи также расширились полномочия прокуратуры. Неясность понятия «революционная законность» позволяла придавать ему различные оттенки в чисто политических целях, в целом связанные с ним дискуссии стимулировали развитие права.

За прошедшие после революции годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР к концу 1922 года было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Встала задача по кодификации норм советского права, решенная в основном в 1922-1923 годах - были приняты Гражданский (1922), Гражданско-процессуальный (1923), Земельный (1922), Уголовный (1922), Исправительно-трудовой (1924) кодексы, также Кодекс законов о труде(1922).

В целом в 1920-е гг. произошел явный отказ от идеи отмирания государства и права как буржуазных явлений и столь же явный отказ от идеи мировой революции - напротив, восстанавливалась Россия - СССР как цивилизация со своим особым представлением о мироустройстве. В этот период советское государство и право оформились как исторический тип, не только не отмирающий, но и развивающийся.

Ф.В. Габдрахманов*

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЮВЕНАЛИСТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Одной из задач, которую приходится решать отечественной системе высшего профессионального образования, является подготовка квалифицированных юридических кадров для работы с несовершеннолетними. Необходимость в этом обусловлена криминализацией данной категории населения, ростом социального сиротства, безнадзорности, распространением пьянства и токсикомании.

В ст. 3 Конвенции о правах ребенка1 закреплено, что государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Сегодня, как никогда, в обществе назрела необходимость комплексного подхода к решению вопросов кадрового обеспечения деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-

Канд. юрид. наук, доц. кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

1 Принята 20 ноября 1989 г. 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М.: Юрид. лит., 1990. С. 390.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.