Научная статья на тему 'Историко-правовой обзор российской государственной политики борьбы с преступностью'

Историко-правовой обзор российской государственной политики борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / БОРЬБА / ПРЕСТУПНОСТЬ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ЗАКОНОПРОЕКТ / ПРАВОПОРЯДОК / МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PUBLIC LAW POLICY / COMBATING / CRIME / THE RUSSIAN GOVERNMENT / LAW / BILL / LAW AND ORDER / MILITIA / POLICE / LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герман Руслан Сергеевич

В статье представлен историко-правовой обзор государственной правовой политики, направленной на борьбу с преступностью, на различных этапах развития России. Рассмотрен исторический путь, пройденный отечественными органами правопорядка. Особое внимание уделено такому знаковому событию в жизни нашей страны, как широкое общественное обсуждение проекта нового федерального закона «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal review of the Russian state policy of fighting against crime

This paper presents a historical and legal review of the state legal policy of crime prevention at various stages of development of Russia. It considers the historical way of domestic law enforcement organs. Particular attention is paid to such a momentous event in the life of our country as a broad public discussion of the draft of a new federal law "On Police".

Текст научной работы на тему «Историко-правовой обзор российской государственной политики борьбы с преступностью»

Герман Р.С.

Историко-правовой обзор российской государственной политики борьбы с

преступностью

В настоящее время впервые в истории России граждане нашей страны выступают в роли активнейших участников важнейшего, по истине знакового события - широком общественном обсуждении проекта нового федерального закона «О полиции». И это не случайно, поскольку в работе над законопроектом были задействованы как сотрудники органов внутренних дел, так и ветераны, депутаты, сенаторы, юристы, представители общественных и правозащитных организаций, видные ученые, и именно их мнение представлено в данном документе. А ведь точка зрения общества - основного адресата предстоящего закона - является самой важной. Как отмечает министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев, «именно общество делегирует органам внутренних дел полномочия по защите своих прав и свобод, своих жизней и имущества. И именно общество, каждый гражданин, кому не безразлично, кто и, главное, как будет обеспечивать его безопасность и поддерживать конституционный порядок в стране, должны высказать свое видение того, какой должна быть полиция современной России» [1, с. 3].

Название нового закона «О полиции», а также многочисленные дискуссии, развернувшиеся вокруг него, становятся более понятными, если обратиться к рассмотрению пути, пройденного отечественными органами правопорядка, а также к историко-правовому анализу государственной политики, направленной, прежде всего, на борьбу с преступностью.

На любом этапе развития российского государства его ключевой функцией являлась борьба с преступностью, формы и методы которой претерпевали различного рода изменения в зависимости от происходящих в стране событий, общественного развития, государственного строя. Как справедливо подчеркивает в своем исследовании Р.Б. Герман, «успехи же в этой непримиримой борьбе всегда завоевывались настойчивой конкретной деятельностью стражей правопорядка. Стражи закона, независимо от того, в какое время они несли службу, до Октябрьского переворота 1917 года или после него, - выполняли и продолжают выполнять, прежде всего, свой святой долг - бороться с беззаконием и защищать своих соотечественников от произвола преступных элементов» [2, с. 5].

Итак, анализируя отечественную государственную правовую политику, направленную на борьбу с преступностью, целесообразно совершить краткий исторический экскурс. Прежде всего, отметим ее особенности и характерные черты на различных этапах развития России в дореволюционное время.

Так, в ГХ-ХГГ веках в Древнерусском государстве наблюдалось наличие публичной (светской) и церковной властей. В целях обеспечения правопорядка возникали административные (судебные) должности, действовали самоуправления в городских и сельских территориальных общинах, осуществлялось силовое принуждение княжескими дружинами и слугами.

Для обеспечения безопасности и правопорядка Новгородской феодальной республики в ХII-ХV веках выполнялись судебные и полицейские функции выборными органами и должностными лицами, происходило обеспечение силового принуждения княжескими дружинниками, вооруженными ополченцами и «владычным полком» при соборе Св. Софии.

Достижение безопасности и правопорядка в Московском Великом княжестве в ХГV-ХV веках происходило с помощью выполнения всех судебных и полицейских функций обладателями административной власти, обеспечения силового принуждения княжеским дворцовым войском, военными отрядами при наместниках и волостелях, поддержания общественного порядка сотскими и десятскими старостами в сельских и городских общинах.

В целях поддержания общественного порядка и безопасности Русского централизованного государства в ХVI столетии была образована политическая полиция - опричнина, возникли специальные органы, выполняющие только полицейские функции (Разбойный приказ, опричный корпус), были созданы первые полицейские правовые акты (Губные и Земские грамоты и т.п.), осуществлялось силовое принуждение опричниками, стрельцами, служивыми дворянами.

В середине ХVII века в Русском централизованном государстве поддержание общественного порядка в Москве обеспечивалось посредством Земского приказа. Немалую роль играли объезжие головы. Велось негласное наблюдение подьячими приказа Тайных дел за важными лицами, а также осуществлялся личный доклад о них царю.

В первой половине ХVШ столетия происходило создание и развитие специализированных полицейских органов России. Первым центральным органом регулярной полиции России в 1718-1775 гг. являлась петербургская полицмейстерская канцелярия (с ноября 1722 г. - главная). В это время функционировали органы политического сыска: Преображенский приказ в Москве (1695-1726 гг.), Тайная

канцелярия розыскных дел (1718-1724 гг.), Верховный тайный совет (1726-1730 гг.), Канцелярия тайных розыскных дел (1731-1762 гг.).

Во второй половине ХVШ века состоялась реорганизация полицейских учреждений России, в результате которой образовались сельская (уездная) полиция (1775-1862 гг.), нижний земский суд, органы политического сыска: Тайная экспедиция при Сенате (1762-1801 гг.).

В первой половине ХГХ века произошли такие важные события, как образование Министерства внутренних дел России (1802), Министерства полиции России (1810), определение его структуры и функций.

Во второй половине ХГХ столетия наблюдалось развитие российских полицейских учреждений: объединение сельской и городской полиции, создание уездного полицейского управления (1862), введение должности полицейского урядника (1878), образование Главного тюремного управления в структуре МВД (1879), передача тюремной системы из МВД в Министерство юстиции (1895).

С образованием Временного правительства в начале ХХ века вышли в свет следующие постановления: «Об упразднении Департамента полиции и об учреждении Временного управления по делам общественной полиции» (11 марта 1917 г.), «Об учреждении милиции» (14 марта 1917 г.), «О переименовании Временного управления по делам общественной полиции в Главное управление по делам милиции» (15 июня 1917 г.) [3, с. 193-194].

В самом начале революционных событий 1917 года Временному правительству была оказана народная поддержка. Однако ему так и не удалось превратить народную милицию в мощный орган новой демократии.

Советская милиция не долго являлась исключительно органом поддержания революционного порядка. «Милиция, находясь в двойном подчинении как НКВД, так и Советов, определялась как исполнительный орган советской власти, в результате чего она оказалась функционально перегруженной, вынужденной исполнять множество с государственной точки зрения важных, но не свойственных ей функций» [4, с. 1011].

Введение новой экономической политики (нэп) в 20-е годы прошлого столетия обусловило наряду со значительными преобразованиями в экономике страны и существенную реорганизацию правоохранительных органов, изменение их функций и методов работы. Новые условия требовали четкого установления прав и обязанностей правоохранительных органов, милиции в том числе. В документах этих лет, определяющих компетенцию органов милиции, явно выделялась одна из важнейших идей данного периода - это удержание «командных высот», политической власти.

В годы нэпа зародились, а также получили развитие самые первые элементы системы правовой и социальной защиты сотрудников милиции и членов их семей, формирование которых неразрывно было связано с процессом организационного построения органов милиции.

Политика, проводившаяся советской властью, заключила милицию в жесткие рамки. Большинство законов, регламентировавших деятельность милиции, практически мешали ей действовать наиболее рациональным образом. Наличие двойного подчинения, диктата со стороны правящей партии, правовой незащищенности и многого другого просто отталкивали от милиции одаренных людей. Милиция на глазах превращалась в послушный и бесправный придаток антидемократической системы. В результате постоянной «текучести» кадров, их низкого общеобразовательного, а также профессионального уровня происходили частые нарушения служебной дисциплины. Сложившаяся обстановка в государстве нуждалась в установлении твердого правового порядка, соблюдения революционной законности.

Большинство сотрудников милиции и уголовного розыска очень самоотверженно подходили к выполнению своих обязанностей по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. При этом основные усилия, в первую очередь, направлялись против опасных уголовных элементов, которые подрывали своими преступными деяниями основы советского правопорядка.

Как видим, для органов российской милиции 1921-1929 годы стали временем, когда их деятельность носила сложный, многоплановый характер. Органы милиции, с одной стороны, проводили огромную созидательную работу, а с другой - в их деятельности прослеживались и негативные моменты, обусловленные особенностями политического развития страны.

Годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1960 гг.) явились для страны временем тяжелых испытаний, коснувшихся в том числе государственных структур и органов правопорядка. С началом войны криминогенная обстановка в стране сильно осложнилась из-за целого комплекса причин: снижения общего уровня жизни; появления большого количества беспризорных и безнадзорных детей; сокращения численности сотрудников органов внутренних дел; продовольственного и товарного дефицита, ведущего к возникновению теневой экономики; увеличения хищений в государственной торговле; заметного оживления спекулятивного элемента.

В военной обстановке на милицию, кроме основных обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, возлагались многочисленные дополнительные обязанности. Органы внутренних дел менее подверглись перестройке, и правовое регулирование их оперативно-служебной деятельностью

осуществлялось в основном через НКВД СССР и местную советскую власть в лице исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. В ходе реорганизации органов милиции появился ряд новых отделов и служб, сформировались внештатные подразделения.

В работе органов милиции как в годы войны, так и в послевоенный период, наблюдались серьезные недостатки, в основном, объективного характера. Вместе с тем милиция в целом сумела обеспечить спокойствие и безопасность наших граждан, не допустила неконтролируемого роста преступности и бандитизма в 1945-1960 годы.

Восстановление единой общесоюзной системы органов внутренних дел, как известно, произошло в июле 1966 года, «когда в интересах обеспечения единого оперативного руководства деятельностью органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью образуется союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка» [5, с. 146].

Перестроечные процессы, происходящие в нашей стране во второй половине 80-х годов прошлого столетия, заметно отразились на всей отечественной правоохранительной системе. В милиции, являющейся частью этой системы, наблюдались многочисленные преобразования, направленные на более эффективную работу по борьбе с преступностью.

Однако нельзя не отметить факт резкого роста преступности в этот период. В ходе «перестройки» преступность приняла организованный характер.

Положение органов милиции было поистине кризисным из-за нестабильности политической обстановки в стране; незавершенности экономических экспериментов; отсутствия необходимых законов, отвечающих современным потребностям; явно недостаточного внимания со стороны властей к материальному положению, социальной и правовой защищенности сотрудников милиции. Изменение ситуации далеко не в лучшую сторону происходило в ряде регионов из-за привлечения сотрудников милиции для охранных мероприятий в «горячие точки» [6, с. 225-227]. Довольно частые смены руководителей министерства и главных управлений также мешали сплочению правоохранительных органов.

Постановление «О решительном усилении борьбы с преступностью» было принято Верховным Советом СССР 14 августа 1989 года. А 6 октября 1989 го-да вышел Указ «Об образовании союзнореспубликанского Министерства внутренних дел РСФСР». 27 октября того же года Верховным Советом РСФСР был принят закон об утверждении этого указа и о внесении изменений в Закон РСФСР «О Совете Министров РСФСР». В октябре 1989 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял примерное положение «О Временном комитете по борьбе с преступностью». В связи с образованием Министерства внутренних дел РСФСР, как известно, стали происходить существенные изменения в организационной структуре МВД [5, с. 98-99].

В девяностые годы прошлого века начала формироваться новая тактика и стратегия борьбы с преступностью. В изменившихся условиях сотрудники милиции вынуждены были искать иные неординарные методы предупреждения и раскрытия преступлений.

Анализ политики последних десятилетий в сфере борьбы с преступностью показывает, что в период смены государственно-политических надстроек основной задачей является укрепление власти, в первую очередь, путем террора, преследования и подавления идейных противников. Основное внимание уделяется политической борьбе, а проблемы борьбы с уголовной преступностью остаются на втором плане.

Принятие эффективных мер, направленных на борьбу с преступностью, возможно исключительно в условиях равенства экономических и государственно-политических интересов общества и личности, стабилизации государственно-политических отношений.

Таким образом, задача полицейской деятельности государства, главным образом, состоит в обеспечении внутренней безопасности, охране общественного порядка, принуждении к исполнению правовых велений. Степень развитости государственности обусловливает отношение государственной власти к вышеуказанным функциям.

История свидетельствует, что истинные герои, составляющие гордость и славу российского Министерства внутренних дел, рождались в ходе борьбы с преступностью, противоборства с криминальным миром. Изучение историко-правового опыта показывает, что состояние правопорядка в государстве во многом предопределяет формирование правоохранительных структур в системе органов внутренних дел.

Сегодня криминогенная обстановка в нашей стране, несмотря на многочисленные меры, принимаемые правоохранительными органами, по-прежнему остается напряженной. Критическое переосмысление пережитого, извлечение уроков и выводов из прошлого, а также использование их в практической деятельности важно для общества в настоящее время. Появление же законопроекта «О полиции» свидетельствует о том, что современная государственная политика направлена на повышение эффективности работы правоохранительных органов, искоренения имеющихся недостатков в деятельности их сотрудников, активизацию борьбы с преступностью.

Литература

1. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев об обсуждении законопроекта // Милиция. 2010. № 9.

2. Герман Р.Б. Становление и развитие сыска в дореволюционной России и его историко-правовой опыт: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2007.

3. Земцов В.Н., Ляпин В.А. Екатеринбург в мундире. Екатеринбург, 1992.

4. Кинк В.В. Правовые основы организации и деятельности Донской советской милиции (1918-1934 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.

5. История развития МВД России 1802-2002 годы: Учебно-справочное пособие в схемах и комментариях / Под ред. А.М. Смирного, И.Е. Кривошеева, В.Ю. Попкова. М., 2002.

6. Бербенцева Л. «Горячие точки» - командировки на войну // 80 лет донской милиции. Страницы истории. Ростов н/Д, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.