Научная статья на тему 'Этапы становления гласного содействия населения правоохранительным органам в России'

Этапы становления гласного содействия населения правоохранительным органам в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
599
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСК / НАСЕЛЕНИЕ / СОДЕЙСТВИЕ / ДОБРОВОЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DETECTION / POPULATION / ASSISTANCE / VOLUNTARY / CRIME DETECTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сыпачев А. Ю.

Многовековой опыт осуществления оперативно-розыскной деятельности убедительно свидетельствует о невозможности полноценно бороться с преступностью без активного участия в этом процессе граждан, оказывающих содействие государственным органам на гласной основе. Данная статья содержит исторический и юридический анализ становления и развития института гласного содействия населения правоохранительным органам в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stages of coming into being of overt assistance by the population to the law enforcement agencies in Russia

Centuries-old experience of crime detection activity proves that it's impossible to fight crime efficiently without the active participation of citizens rendering assistance to the state authorities on the overt basis. This article contains the historical and legal analysis of coming into being and development of the institution of overt assistance in Russia.

Текст научной работы на тему «Этапы становления гласного содействия населения правоохранительным органам в России»

Юридическая наука и правоохранительная практика

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛАСНОГО СОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ В РОССИИ

А.Ю. Сыпачев

(преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Тюменского юридического института МВД России, кандидат юридических наук;

8 (3452) 59-84-74)

Многовековой опыт осуществления оперативно-розыскной деятельности убедительно свидетельствует о невозможности полноценно бороться с преступностью без активного участия в этом процессе граждан, оказывающих содействие государственным органам на гласной основе. Данная статья содержит исторический и юридический анализ становления и развития института гласного содействия населения правоохранительным органам в России.

Ключевые слова: розыск, население, содействие, добровольность, оперативно-розыскная де-

ятельность.

В силу объективных причин история развития института гласного содействия еще не нашла должного отражения в научных исследованиях. По нашему мнению, причиной этого служит то обстоятельство, что сама оперативно-розыскная деятельность как таковая только недавно получила в России правовую регламентацию.

Для наиболее полного и всестороннего анализа развития и становления института гласного содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел необходимо, на наш взгляд, провести ретроспективное исследование периодов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и развития полицейской функции в истории Российского государства.

За начальную точку исследования правового регулирования гласного содействия необходимо взять период возникновения государства, формирования его органов и появления норм права. С X века известно княжеское законодательство. Наиболее значимым этапом его становления стало появление Русской Правды, данной в 1016 году Ярославом Мудрым городу Новгороду, последующее оформление которой произошло в виде целостного правового акта, получившего название Краткая Правда. В дальнейшем происходит включение в нее дополнительных статей и формируется Пространственная Правда [1, с. 64-73].

Одной из форм розыска преступников в соответствии с этим документом был

свод - инициативный розыск потерпевшим преступника, в том числе путем «заклича»

- публичного заявления о факте совершения преступления в местах скопления людей.

Еще одной формой было «гонение следа» - розыск преступника по оставленным им следам от места совершения преступления. Закон предписывал, что если преступник не пойман на месте, его нужно искать по следу. Если след приводил к дому конкретного человека, то считалось, что он и есть преступник. Если же след приводил в поселение, то его жители обязаны были выдать преступника или вся ответственность ложилась на них. В случае если след терялся по дороге, поиски прекращались. Инициаторами поиска преступника были лица, которым причинялся ущерб. Потерпевший должен был найти доказательства своего иска. Если требовалась помощь, то он искал ее у соседей. Таким образом, на всей общине лежала обязанность по борьбе с преступлениями.

Нам представляется, что в данном случае можно вести речь о привлечении, пусть и принудительном, к открытому и деятельному участию в розыске преступника, то есть о гласном содействии жителей общины (поселения) лицам, осуществлявшим его розыск.

В литературе высказаны две точки зрения на характер деятельности лиц, осуществлявших розыск преступников. По мнению И.Ф. Крылова, розыск осущест-

влялся в частном порядке, а специальные лица - представители государства, наделенные полномочиями вести розыск, появились в более поздний период - в XIII-XV вв. [2, с. 87]

Другие, в частности Н.Ф. Гончаров, считают, что указанный вывод неправильный, и не позже начала XI века появляются такие лица, занимавшие особые государственные должности мечника (судебного служителя), емеца (поимщика вора) и наделенные полномочиями по розыску преступников [3, с. 9].

Следовательно, становление института гласного содействия начинается с X века, так как именно в этот период на законодательном уровне закрепляется порядок привлечения жителей общины (поселения) к розыску лиц, совершивших преступление. При этом нам представляется, что не имеет принципиального значения, как осуществлялся такой розыск - в частном порядке или специально уполномоченными на то лицами. Здесь важно учитывать не характер деятельности лиц, осуществлявших розыск, а порядок предоставления им информации о лицах, совершивших преступления.

Распад Древнерусского государства на отдельные княжества существенно не изменил правовое регулирование гласного содействия при розыске преступников. Нормы Русской Правды действовали до XV века.

В XV - начале XVI вв., в период укрепления единого русского государства, розыск и поимка преступников стали возлагаться на представителей центральной власти. Изменения в процессе розыска преступников в обобщенном виде получили закрепление в Судебнике 1497 года [4, с. 54-62]. Если ранее розыск преступника производился тем человеком, которому был нанесен ущерб, то теперь эта обязанность лежала исключительно на государственных органах. Розыск производился не только в случае совершения преступления, но и с целью выявления лиц, совершающих преступления.

Указанные перемены не повлекли за собой существенных изменений правовой

базы, вопросы гласного содействия населения розыску преступников в Судебнике отражены не были.

Важным этапом развития законодательства о борьбе с преступностью стал Судебник 1550 года [5, с. 97-120]. В нем особое внимание уделялось вопросам взаимодействия с населением. Например, в статьях 57 и 71 указывалось на необходимость использования в раскрытии преступлений розыскного процесса - производства опроса соседей о том, что они знают о подозреваемом в совершении преступления, проживавшем рядом с ними.

На наш взгляд, это не что иное, как один из видов оказания помощи в розыске преступника, что в свою очередь является гласным содействием населения государственным органам в расследовании преступлений. Необходимо отметить, что в указанном историческом периоде, так же как и ранее, такое содействие являлось не правом, а обязанностью населения.

Образование единого централизованного государства, происходившее с конца XV века, сопровождалось процессом формирования новой приказной системы управления. Розыск и поимка преступников стали возлагаться на представителей центральной власти - «обыщиков», задача которых состояла в том, чтобы отыскивать преступников, в том числе при содействии общины. Занимались розыском преступников и местные органы власти. Государство делилось на уезды, возглавлявшиеся наместниками, а уезды - на волости, во главе которых стояли волостели. На этих должностных лиц возлагались и задачи по розыску преступников.

На рубеже XV-XVI вв. возникают «губы» - судебные округа, возглавлявшиеся губными старостами, на которых была возложена обязанность поимки преступников [6, с. 14]. Порядок организации губных учреждений и ведение дел о преступлениях регламентировался специальными нормативными актами - судебными грамотами. Губные грамоты возлагали на население обязанность - ловить и карать разбойников [6, с. 227]. Губные грамоты стали основой создания уставной книги

Юридическая наука и правоохранительная практика Разбойного приказа, заменившей эти грамоты. Первая Уставная книга датирована 1556 г., вторая - 1617 г.

В то же время были созданы местные органы самоуправления. Уголовно-процессуальные и полицейские функции органов местного самоуправления определялись Уставными земскими грамотами.

При этом в данный период содействие населения в розыске преступников сводилось к доносу, что можно также рассматривать как одну из форм гласного содействия. Таким образом, на законодательном уровне закреплялась возможность населения не только открыто сообщать (как однократно, так и постоянно) значимую информацию о преступниках и совершенных ими преступлениях представителям власти, но и самостоятельно осуществлять их розыск и задержание.

Соответствующие положения были нормативно закреплены в Соборном уложении 1649 г. В связи с этим можно отметить, что доносительство постепенно становилось все более распространенным. Однако, как, на наш взгляд, справедливо отмечает Е.В. Васьковская, оно не являлось результатом целенаправленной деятельности государственных органов по использованию лиц, оказывающих им содействие в выявлении и раскрытии преступлений путем добывания и передачи информации

0 лицах, к ним причастных [7, с. 51].

В 1650 году был учрежден приказ тайных дел. К нему перешли от Боярской думы полномочия по расследованию преступлений. Таким образом, было положено начало выделению органов политического сыска в самостоятельные специализированные государственные структуры.

В это же время государство вводит систему стимулов для лиц, оказывающих содействие в выявлении преступлений. Например, Именным Указом с боярским приговором от 11 июля 1681 года предусматривалась такая форма гласного содействия, как сообщение об утайке контрабандных товаров. В соответствии с этим указом четвертая часть скрываемых товаров отдавалась тому, кто сообщал об утайке [8, с. 26].

1 (11) 2010

Анализ имеющихся нормативных документов русского государства периода XV-XVII вв. позволяет сделать два основных вывода о гласном содействии как форме взаимодействия населения с органами власти по розыску преступников в указанный исторический период:

1. Гласное содействие населения органам власти исходило из складывающегося на определенном этапе исторического развития понимания истины.

2. Гласное содействие населения обусловливалось наличием соответствующих государственных органов, наделенных конкретными полномочиями по его использованию (отсутствие признака

- добровольности содействия).

Таким образом, как отмечает Е.В. Васьковская, именно в переходе инициативы розыска преступника к государственным органам заключается основное отличие использования содействия при розыске преступников в русском централизованном государстве от предшествовавшего ему периода возникновения розыска в Древнерусском государстве. Розыск содержал в себе элементы как следствия, так и оперативно-розыскной деятельности в ее современном понимании, сочетавшиеся со стимулированием сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях и установлением наказаний за сокрытие сведений о лицах, совершивших преступления. При этом потребности развивающегося общества в обеспечении борьбы с преступностью требовали создания специализированных органов - полицейского аппарата [7, с. 52].

В период правления Петра I в России впервые учреждаются самостоятельные специализированные полицейские органы

- регулярная полиция.

С созданием полицейских органов начинает формироваться и правовая основа, регламентирующая деятельность этих органов. В части розыска преступников и привлечения к этому населения указанные органы использовали и содействие отдельных лиц для выявления преступлений и розыска преступников.

Под розыском в указанном перио-

де понимались, во-первых, установление истины, расследование каких-то обстоятельств и, во-вторых, особая форма судопроизводства, следственного процесса, который включал в себя как уголовно-процессуальную, так и оперативно-розыскную деятельность. Термином «сыск» стали обозначать специальные мероприятия непроцессуального характера по установлению или обнаружению неизвестных или скрывшихся преступников.

Особое внимание требовала такая деятельность по делам о государственных преступлениях, к которым согласно Именному царскому указу Петра I от 25 января 1715 г. относились: злой умысел против персоны его величества или измена, а также возмущение или бунт. Указом повеле-валось населению доносить о названных преступлениях [9, с. 796].

Таким образом, оказание населением помощи в выявлении преступлений рассматривалось как обязанность подданных, неисполнение которой могло повлечь наказание.

При Петре I доносительство получает дальнейшее развитие, и использование доносов считается естественным и необходимым. Даже тайна исповеди не могла освободить от обязанности доноса. Так, принятый при Петре I Духовный регламент «.. .благодатного милосердием человеколюбца Бога, поведение Богом данного и Богом умудренного государя нашего, царя и великого князя Петра I, всероссийского императора. устанавливал, что если кто-нибудь на исповеди признается в намерении «совершить измену ли бунт на государя и государство, или на иное злое умышление на власть или здравие государства и на фамилию его величества», «то должен церковник не так его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения сподоблять. но донести вскоре о нем, где подлежит, следуя состоявшемуся апреля 28 числа ныняшнего 1722 года именному его императорского величества указу» [9, с. 585].

Устанавливалась не только обязанность доносить, но и обязанность уведомлять о различных фактах. Предусматрива-

лось обязательное уведомление полиции по широкому кругу вопросов.

Необходимо отметить, что в указанный исторический период под доносительством понималось не тайное сообщение о чьей-либо деятельности, а подача лицом, чьи права были нарушены преступлением, прошения (жалобы) на такие преступные действия. Доноситель, как лицо, сообщившее о преступлении, если он не являлся потерпевшим, становился свидетелем.

Отдельные полицейские функции еще довольно длительный период выполняли, помимо органов полиции, и другие государственные органы. Предусматривалась и возможность использования этими органами гласного содействия населения в розыске преступников. Например, Инструкцией чинам воинских команд от 24 декабря 1719 г. перед указанными чинами ставилась задача не только розыска преступников, но и «сыскивать таких людей, через которых можно бы их изымать, и отсылать для проведения об их воровских пристанищах, сысков из тамошних угодных людей, которым за то обещать и давать вознаграждения» [10, с. 131].

В данном случае, на наш взгляд, указанной инструкцией регламентировалась деятельность специально уполномоченных государственных органов по привлечению лиц к гласному содействию и получению от них оперативно значимой информации о преступлениях и о лицах, их совершающих.

В 1730 году был создан Сыскной приказ, а в 1746 году - Экспедиция для розысков по делам воров и разбойников при Петербургской полицмейстерской канцелярии. Сыскной приказ вел активные, разбойные и убийственные дела, используя для розыска воров и разбойников доносителей. Доносы стимулировались государственной властью. Так, например, в Манифесте от 21 февраля 1762 г. «Об утверждении Тайной Розыскной Канцелярии» указывалось, что «за справедливый донос, всегда учтено будет, смотря по важности дела, достойное награждение...» [11, с. 12].

Следует отметить, что в указанный исторический период государство не толь-

Юридическая наука и правоохранительная практика ко на законодательном уровне принуждает население оказывать помощь в борьбе с преступностью, а именно предоставлять достоверную и значимую информацию, но и активно стимулирует такую помощь посредством вознаграждения, что является наиболее важным этапом развития института гласного содействия.

Обязанность доносить была закреплена и в наиболее крупном, значимом нормативном документе XVII века, устанавливавшем права и обязанности органов полиции и регламентировавшем их деятельность, который получил название «Устав благочиния или полицейский» [12, с. 324, 387] и был подписан 8 апреля 1782 года Екатериной II. Так, в ст. 100 этого законодательного акта устанавливалось, что «буде учинилось уголовное преступление, и кто кем в какой части города найден в уголовном преступлении, то должен уголовного преступника отсылать частному приставу. Буде же кто уголовного преступника не тронет, ибо не отдаст, или об уголовном преступлении или уголовном преступнике не уведомит частного пристава, о том частный пристав предложит управе благочиния. Да исследует, его ли виною не представил или не уведомил частного пристава».

Сохранились соответствующие нормы и в российских законодательных актах

XIX века. Кроме того, по-прежнему предусматривалась уголовная ответственность за недонесение о преступлении. Например, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало целый ряд статей, устанавливавших уголовную ответственность за недонесение.

На данном историческом этапе законодатель также предусматривал уголовное наказание за отказ содействовать государственным органам в борьбе с преступностью.

В соответствии с указом от 3 июля 1826 г. как орган полицейской полиции было создано III отделение Собственной его Императорского Величества канцелярии, в состав которого включена особая канцелярия МВД. Следует отметить, что именно с деятельностью III отделения свя-

зано развитие агентурной работы в России

- одного из эффективных видов содействия населения органам, осуществляющим розыск. До XVIII века такая работа фактически не велась, ее отсутствие компенсировал институт доносительства, всячески поощряемый со стороны государства и нашедший закрепление в ряде нормативных актов. Активная розыскная деятельность осуществлялась путем наблюдения либо с помощью лазутчиков, которые занимались в основном подслушиванием.

Судебная реформа 1864 года существенно изменила компетенцию полиции. Судебно-следственные функции были изъяты из ведения полиции, и использование негласных методов работы осуществлялось в рамках административной деятельности.

В XIX веке формируется законодательная база, согласно которой в обязанности органов входит негласный сбор информации, в том числе и с помощью лиц, привлекаемых к оказанию содействия органам полиции.

Существенные изменения в организации деятельности по раскрытию преступлений произошли с созданием розыскных отделений. Согласно Положению о начальниках розыскных отделений от 12 августа 1902 года [11, с. 158-161] 6 июня 1908 года принимается Закон «Об организации сыскной части», в соответствии с которым были созданы сыскные отделения для производства розыска по делам общеуголовного характера в городах и уездах. Согласно параграфам 1 и 2 части первой Инструкции чинам сыскных отделений, утвержденной министром внутренних дел П. Столыпиным 9 августа 1910 года, сыскные отделения имели целью своей деятельности расследование преступных деяний общеуголовного характера, и в их обязанности, в частности, входило «осуществление систематического надзора за преступными и порочными элементами».

Одним из наиболее полных и детально разработанных документов, регламентировавших вопросы содействия лиц органам политической полиции, являлась инструкция по организации и ведению

внутренней агентуры, составленная Московским охранным отделением. В то же время отмечалось, что в деле розыска не следует пренебрегать никакими лицами и исходящими от них сведениями, несмотря на способ их доставки. Откровенные показания, заявления должны быть приняты, надлежаще оценены и подвергнуты всесторонней проверке. К указанным лицам необходимо было относиться с большей осторожностью, проверяя как лицо, дающее показания, так и сами сведения, дабы избежать умышленного направления розыска на ложный путь.

Таким образом, судебная реформа 1864 года разделила уголовный процесс и оперативно-розыскную деятельность. Сыск преступников становится одним из видов административной деятельности органов государственной власти. Образованы соответствующие государственные органы, наделенные полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности и правом использовать при осуществлении этой деятельности содействие отдельных лиц.

Заметим, что изменившаяся в XVIII веке обстановка в государстве, создание различных тайных сообществ, представлявших угрозу самодержавию, потребовали усиления политического сыска, придания ему наступательного, угрожающего характера.

Поэтому, начиная с 1826 года, правовая регламентация содействия населения более смещается в сторону негласного, которое активно развивается и в рассматриваемом историческом периоде достигает своего расцвета. Однако гласное содействие в рассматриваемый период также присутствует, в частности, в 1913 году в России были организованы народные дружины и впервые были определены основные принципы добровольности вступления в ряды таких формирований и их подчиненности органам государственной власти.

Следовательно, можно сказать, что принцип добровольности содействия как самостоятельного волеизъявления лица на оказание помощи государственным органам в борьбе с преступностью, впервые появляется и закрепляется на законода-

тельном уровне лишь в начале XX века.

Необходимо отметить, что в этот период «.содействие отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, вышло за рамки доносов и стало целенаправленным, подбирались и использовались отдельные лица в целях выявления преступлений и розыска преступников. Была сформирована нормативная база, закреплявшая возможность использования содействия отдельных лиц государственными органами, осуществлявшими оперативно-розыскную деятельность. Содействие отдельных лиц органам, осуществлявшим оперативно-розыскную деятельность, получило наибольшее распространение в деятельности органов политического сыска, а также стало использоваться и для борьбы с уголовной преступностью» [11, с. 57].

Октябрьская революция 1917 года привела к ликвидации ранее существовавших государственных органов, занимавшихся уголовным и политическим сыском. В то же время, как отмечает в своей работе Е.В. Васьковская, начавшийся с победы революции процесс формирования новых государственных органов показал, что без специальных органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, новому государству не преодолеть внутреннее сопротивление и внешнюю агрессию. Создание специальных органов повлекло за собой принятие ими на вооружение методов использования содействия отдельных лиц, в том числе и гласного.

Как видим, содействие лиц обусловлено потребностями самого общества и государства в защите от внутренних и внешних угроз.

Необходимо отметить, что после 1917 года, когда основные государственные институты были разрушены, а на становление новых, советских, требовалось много времени и усилий, некоторые функции государства по охране правопорядка и борьбе с преступностью были возложены на всевозможные рабоче-крестьянские вооруженные формирования, такие как продотряды, комбеды, части особого назначения.

В начале 30-х годов последние из них были упразднены, а взамен появилось добровольное общество содействия милиции, вскоре преобразованное в бригады. В 1940 г. в их рядах насчитывалось более 400 тысяч человек [13, с. 264].

Указанное содействие населения органам власти в борьбе с преступностью, на наш взгляд, также является гласным, но уже в форме сотрудничества. В годы Великой Отечественной войны правовое регулирование гласного содействия никаких изменений не претерпело.

В 1959-1960 гг. на законодательном уровне не было раскрыто понятие оперативно-розыскных мер, оставалось без регламентации использование содействия отдельных лиц органами, осуществлявшими оперативно-розыскную деятельность, в том числе и гласного. Широкое распространение в указанный период получают добровольные народные дружины, впервые после Октябрьской революции они были созданы в 1958 году по инициативе трудящихся Ленинграда.

Оперативно-розыскная деятельность органов милиции осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» [14, ст. 309]. В названном указе также не содержалось положений, регламентирующих использование содействия отдельных лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Упоминание о возможном гласном характере оперативно-розыскной деятельности появилось в Законе СССР от 6 марта 1991 г. «О советской милиции» [15, ст. 12]. Статья 12 этого закона устанавливала, что для выполнения возложенных на милицию обязанностей ей предоставляется право на проведение гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий.

После принятия 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР [16, ст. 22], провозгласившей верховенство Конституции и законов РСФСР

на всей территории России, начинается процесс формирования российского законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

Первым общедоступным нормативным актом по вопросам оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации стал Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» [17, ст. 503]. Признав недопустимой практику исключительно ведомственного решения вопросов оперативно-розыскной деятельности, Верховный Совет РСФСР в Законе «О милиции» закрепил за милицией право осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскные меры, в том числе привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

Закон РФ от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» [18, ст. 892] хотя и регламентировал гласное содействие граждан органам внутренних дел, но не конкретизировал основных положений рассматриваемого вида деятельности.

Вступление в силу 18 августа 1995 г. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» как открытого комплексного нормативного правового акта высшей юридической силы можно считать важным событием в системе практических мер, осуществляемых в последние годы в целях совершенствования правовой основы борьбы с преступностью.

Таким образом, как справедливо отмечает Е.В. Васьковская, многовековой опыт осуществления оперативно-розыскной деятельности убедительно свидетельствует о невозможности полноценно бороться с преступностью без активного участия в этом процессе граждан, оказывающих содействие государственным органам на гласной основе [7, с. 63]. Необходимо также отметить, что, на наш взгляд, оно было основано не на понимании гражданами необходимости такого содействия, а

исключительно на мерах государственного принуждения, получения вознаграждения за предоставление значимой информации и неотвратимости наказания за отказ сообщить интересующую государственные органы информацию.

1. Русская Правда // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1988. 432 с.

2. Крылов И.Ф. Розыск, дознание, следствие: учеб. пособие. Л.: Изд-во Ле-нинградск. ун-та, 1984. 216 с.

3. Гончаров Н.Ф. Организация розыска преступников в России (историко-правовое исследование): монография: в 2 ч. М., 1997. Ч. 1. 134 с.

4. Российское законодательство X-

XX веков. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юрид. лит., 1985. 519 с.

5. Александров А.И. Уголовно-процессуальная политика России в условиях реформирования государства: история и современность. СПб., 1998. 173 с.

6. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории Русского права. Ростов н/Д, 1995. 640 с.

7. Васьковская Е.В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: дис.

... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005. 179 с.

8. Кислинский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.: Автор, 1996. 156 с.

9. Законодательство Петра I. М., 1997. 800 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М., 1992. 312 с.

11. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы: учеб. пособие. М., 1998. 200 с.

12. Российское законодательство X-XX веков. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.: Юрид. лит., 1987. 528 с.

13. Некрасов В.Ф., Борисов А.В. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. 464 с.

14. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 24. Ст. 309.

15. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 12. Ст. 12.

16. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.

1990. № 2. Ст. 22.

17. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.

1991. № 16. Ст. 503.

18. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 17. Ст. 892.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.