Научная статья на тему 'Исторические предпосылки участия населения в поддержания правопорядка'

Исторические предпосылки участия населения в поддержания правопорядка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилов Александр Михайлович

Historical aspects of participation of population in maintaining order are being examined in the work. It is mentioned there, that the principle of historism reflects demands to consider the subject of cognition from the point of its appearance, development to disappearance. The author justifies that the view to the problem of attracting population to participate in maintaining order in the historical profile favors to the correct understanding and recognition of the appropriate basis, for the choice of purposes and directions of the research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PRECONDITIONS OF PARTICIPATION OF POPULATION IN MAINTAINING ORDER

Historical aspects of participation of population in maintaining order are being examined in the work. It is mentioned there, that the principle of historism reflects demands to consider the subject of cognition from the point of its appearance, development to disappearance. The author justifies that the view to the problem of attracting population to participate in maintaining order in the historical profile favors to the correct understanding and recognition of the appropriate basis, for the choice of purposes and directions of the research.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки участия населения в поддержания правопорядка»

СИЗАЯ Елена Аркадьевна 31.03.1965 г.р., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Докторант кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Опубликовано 52 научные работы, в т.ч. 4 монографии, 2 учебных пособия, 8 статей опубликовано в ВАКовских журналах.

УДК 351.74/76

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВОПОРЯДКА

А.М. Гаврилов

Новые научные результаты находятся в диалектическом взаимодействии со старыми: лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность.

Проникнуть в сущность исследуемых явлений и процессов возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применении исторического подхода к его изучению. Принцип историзма отражает диалектическое требование рассмотреть предмет познания с позиций его возникновения, развития, исчезновения. Ни одно явление не может быть изучено и понято, если рассматривать его изолированно от всего окружающего, вне связи с другими явлениями, в отрыве от его истории. Поэтому взгляд на проблему привлечения населения к участию в поддержании правопорядка в историческом разрезе необходим, прежде всего, для правильного понимания и осознания закономерных основ, для выбора целей и направлений исследований.

При рассмотрении института привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка в исторической ретроспективе, для обнаружения первооснов этого явления, следует обратиться к зарождению государственности. В историческом плане зарождению государственности у славян предшествовала родовая, а в последующем соседская община. Форму общественных отношений, сложившихся у славян в VII-VIII в.в., можно определить как «военную демократию». Ее признаками является участие всех членов

1 См.: Исаев С.И. История государства и права России: Курс лекций. М.: Издательство БЕК. 1993. С. 6-7.

2 См.: Гнеденко А.М., Гнеденко В.М. За други своя или все о казачестве. М., 1993. С. 66-67.

3 Солженицын А.И. Как обустроить Россию // Комсомольская правда от 18 сентября 1990 г.

(мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем. Особая роль в этом принадлежала народному собранию как высшему органу власти. Для этого периода характерно всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Позднее, в раннефеодальной монархии, важную государственную и политическую функцию выполняет собрание (вече), которое также выросло из традиций племенных сходов, приобретая более формализованные черты. Основу крестьянского самоуправления составляла община (вервь), в компетенцию которой входило помимо решения хозяйственных вопросов, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнения наказания1.

Одной из разновидностей самоуправления населения являлось казачье самоуправление. Раннее упоминание о казаках появилось на страницах летописей как «служилых людей» в пограничных с землями Золотой Орды княжествах - Рязанском, Переславском и других. В тот период именно они несли караулы по пограничным укреплениям-городкам (городовые казаки), именно они высылались далеко «в поле» в качестве сторожевых застав и разъездов станиц (станичные казаки). По сути, в основе казачьего самоуправления лежали достаточно демократические для того времени принципы. На высшем органе народовластия

- казачьем круге - все казаки были равны. Здесь выслушивался каждый и учитывалось мнение каждого члена общества (где казаки именовались «гражданами станицы»)2.

Солженицын А. И. по этому поводу пишет: «Демократия малых пространств веками существовала и в России. Это был сквозь все века русский деревенский мир, а в иные поры -городская веча, казачье самоуправление»3.

Практика привлечения населения к

участию в охране общественного порядка сложилась еще в допетровской Руси. Формирование полицейских органов сочеталось с сохранением традиций по привлечению населения. Процесс создания «регулярной полиции», начавшийся в Петербурге, активизировался с учреждением 25 мая 1718 г. должности Санкт-Петербургского Генерал-полицмейстера. Учитывая важность новой должности, Петр I сам участвовал в написании так называемых «Пунктов данных Санкт-Петербургскому Генерал-полицмейстеру», в которых определил круг задач полиции. Этот документ стал важной вехой в истории государства и права, полиции дореволюционной России. «Пункты...» были опубликованы, «дабы никто неведением не отговаривался»4.

Привлечение населения к участию в охране общественного порядка выражалось в том, что полиция назначала на «каждой» улице старосту «ночных караульщиков», «десятских». Следует заметить, что привлечение населения носило принудительный характер. Полицейская повинность для граждан во многом была вынужденной мерой, вызываемой увеличением армии, чиновничьего аппарата, поглощающих значительные денежные средства и людские ресурсы страны.

Городская преступность (особенно в больших городах) становилась явлением, беспокоящим общество и власти. В Петербурге и в Москве к борьбе с ней привлекались военные подразделения, образовывая из унтер-офицеров и солдат ночные караулы и пикеты. Полиция обязывала жителей ближайших пригородов Петербурга вырубать леса, где прятались шайки воров и разбойников. Как писал известный русский историк С.М. Соловьев, «всякий раз, как правительство обращалось к полиции с выговором, та отвечала, что не в состоянии охранять порядок по недостаточности сил, находящихся в ее распоряжении»5.

Особое место в истории суда и розыска в России занимает царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.). Придя к власти, Анна Иоанновна использовала ранее применявшуюся при Петре 1 формулу политического сыска «Слово и дело». Под воздействием своего фаворита Бирона 10 апреля 1730 г. опубликовала Указ о поощрении доносов. Существо ее (формулы) состояло в том, что один человек мог обвинить другого в государственной измене, произнося упомянутые «магические слова». За этим следовал арест и пытки. Если подозреваемый под пыткой

признавал себя виновным, он осуждался к смертной казни или заключался в колоды и отправлялся на каторгу. В тех случаях, когда подозреваемый выдерживал пытки и отрицал вину, доносчик подвергался смертной казни6.

В 1775 г. в России была проведена реформа местных органов управления. Почти вся страна делилась на губернии. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Согласно «Учреждению для управления губерний» в 1775 году была создана сельская полиция, что нашло отражение еще в «Наказе...» Екатерины II. В каждом уезде местные дворяне на своих собраниях выдвигали кандидатуры в так называемый «нижний земский суд», исполнявший административно-полицейские и судебные функции. Члены нижнего земского суда и их руководитель - земский исправник (называвшийся также капитан -исправником) утверждались в своей должности губернатором. Ему же через губернское правление и подчинялся нижний земский суд, состоявший из 3-4 заседателей и капитан-исправника. Непосредственной опорой и помощниками нижнего земского суда в деревнях и селах были сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян и обязанные «смотреть и разведывать в селении и близ него против воров, разбойников, злоразгла-сителей, беглых».

В 1832 г. император Николай I обратился к дворянству, с призывом, чтобы оно не уклонялось от службы в уездной полиции, избирало бы на эти должности «людей, истинно достойных имени блюстителей общественного порядка». Это обращение было подкреплено повышением оклада служащих сельской полиции. В сельскую полицию на должности сотских, десятских разрешено было брать вместо крестьян отставных солдат на условиях, определяемых местной администрацией. Но эти меры были признаны недостаточными, и министр внутренних дел Д.Н. Блудов - один из крупнейших государственных деятелей России 19 в., подготовил новое положение о земской полиции, утвержденное Николаем I в июле 1837 г. Его введение в жизнь увеличивало число полицейских в уезде, так как он разделялся на несколько участков-станов, в каждом из которых был участковый заседатель (становой

4 См.: Сизиков М.И. История полиции России. М., 1991. С. 14.

5 См.: Там же. С. 14.

6 См.: Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред.

В.П. Божьева. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 62.

пристав). Становой пристав должен был постоянно жить на своем участке, для чего ему предоставлялась возможность и средства для приобретения дома. В подчинении станового пристава находились рассыльные сотские и десятские, выбираемые на эту должность соответственно от каждых 100-200 и 10-20 крестьянских дворов - это значительно усилило сельскую полицию.

Основы участия населения в судопроизводстве были заложены Уставом уголовного судопроизводства, утвержденным 20 ноября 1864 г. императором Александром II. С принятием этого устава уголовный процесс в России приобрел новые качества. Среди них можно назвать суд присяжных7. По делам о тяжких обвинениях к решению вопроса о виновности привлекались присяжные заседатели (представители различных слоев населения).

6 марта 1917 года Временное правительство издало постановление о ликвидации корпуса жандармов, 10 марта - об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции «народной милицией» с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления. Правовые основы деятельности народной милиции определялись в правительственном постановлении «Об учреждении милиции», изданном 17 апреля 1917 года.

Возникшие в ходе февральской революции Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики, заводы, стояли на страже общественного порядка. В сельской местности создавались крестьянские вооруженные отряды. Следует отметить, что народная милиция стала неотъемлемой частью государственного аппарата, сформировавшегося после февраля 1917 г. и сохранившегося к Октябрьской ре-волюции8.

Правовым основанием организации но-

7 Палаузов В.Н. В полемике со сторонниками Шеф-фенгерихта (сторонники коронерного суда) отмечал достоинства суда присяжных. В своем научном исследовании он обосновывал преимущества «народного» суда перед коронерным. См.: Палаузов В.Н. К вопросу о форме участия народного элемента в уголовной юстиции. Одесса: Тип. Ульрихта и Шульце, 1876. С. 140-167.

8 См.: Сизиков М.И. Указ. соч. С. 32.

9 См.: Вестник комиссариата внутренних дел. 1918. № 17. С. 10.

10 См.: Сизиков М.И. Указ. раб. С. 89.

11 См.: Еропкин М.И. Указ. раб. С. 9.

вой Советской милиции стало издание 28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию Совета народных комиссаров постановления НКВД «О рабочей милиции». В этом постановлении НКВД не предусматривались какие -либо конкретные организационные формы милицейского аппарата.

Рабочая милиция в течение первых месяцев Советской власти выступала и как вооруженная сила, выполняющая военные функции, и как инструмент охраны общественного порядка. Милиция создавалась как специальный государственный орган охраны революционного порядка. Образование органов милиции проходило при участии населения. Во многих местах лица, выдвигаемые на работу в органы милиции, утверждались на собраниях, съездах рабочих и крестьян.

Однако реальное положение дел довольно скоро показало утопичность такого подхода к организации вооруженных сил и органа охраны общественного порядка.

В марте 1918 г. Народный комиссар внутренних дел Г.И. Петровский поставил в Совете народных комиссаров вопрос об организации советской милиции на штатных началах. Г.И. Петровский говорил о важном значении связи милиции с массами, уважительного отношения к милиционерам, охраняющим завоевания «трудового народа»9.

10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла следующее решение: «Милиция существует, как постоянный штат лиц, исполняющих специальные функции, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной армии, функции их должны быть строго разграничены»10.

В Инструкции об организации Советской рабоче-крестьянской милиции, изданной 20 октября 1918 г., предусматривалось создание при уездных и городских исполкомах местных Советов специальных отрядов охраны порядка. Члены отрядов несли службу в порядке общественной работы и в свободное время помогали милиции на основе добро -вольной безвозмездной помощи.

В 1925-1926 г.г. при районных Советах были образованы административные комиссии. В состав комиссий входили граждане, изъявившие желание оказывать помощь в работе органов милиции. С 1926 г. административные комиссии стали называться комиссиями общественного порядка11. В 1928 г. по инициативе рабочих Урала, Москвы, Ленинграда и других промышленных центров возникли добровольные общества содействия

милиции, в которых состояло около 30 тысяч человек, а с изданием 25 мая 1930 года постановления Совета народных комиссаров РСФСР «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» они получили правовое оформление. Представляет интерес порядок приема в общество. Желающие вступить в него подавали заявления в местный комитет профсоюза, а в сельской местности - в сельсовет. Списки кандидатов в члены общества вывешивались для всеобщего обсуждения и заявления отводов. Через 15 дней отводы (если такие поступали) рассматривались местным советом общества, на заседании которого окончательно решался вопрос о приеме того или иного гражданина. Такие правила приема обеспечивали подбор в состав общества граждан, пользующихся доверием и авторитетом, способных эффективно помогать государственным органам в охране порядка.

В 1932 г. постановлением СНК РСФСР эти общества были реорганизованы в бригады содействия милиции, состоявшие непосредственно при учреждениях милиции, которые осуществляли руководство всей деятельностью добровольных помощников. Члены бригад содействия милиции выявляли и разоблачали преступников, участвовали в охране порядка в общественных местах, вели борьбу с несовершеннолетними правонарушителями, охраняли социалистическую собственность.

В годы Великой Отечественной войны в городах, поселках, селениях, на станциях и пристанях были образованы группы охраны общественного порядка из представителей партийно-комсомольского актива, активи-стов-общественников, рабочих, служащих, колхозников, студентов. Группы обеспечивали порядок в населенных пунктах, выявляли и задерживали преступников и паникеров, в контакте с истребительными батальонами вели борьбу с вражеской агентурой.

С окончанием войны группы были расформированы. Большинство их членов влилось в состав бригад содействия милиции.

Эта форма участия общественности в охране порядка просуществовала до 60-х годов12.

Проводимый в 1953-1958 г.г. правительственный курс на децентрализацию правоохранительной системы был связан с передачей части функций органов милиции общественности. 2 марта 1959 года ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». В этом документе отмеча-

лось, что милиция недостаточно связана с общественными организациями. В связи с этим бригады содействия милиции, которые формировались при органах милиции, были распущены. Вместо них стали создаваться добровольные народные дружины, которые формировались при предприятиях и учреждениях. Данная форма общественного формирования отличалась от БСМ, прежде всего, массовостью. Однако, по свидетельству сотрудников МВД СССР, в результате роспуска БСМ милицейские подразделения были лишены возможности тщательно отбирать кадры для помощи в своей работе, была утеряна мобильность управления этими добровольными организациями трудящихся. 16 августа 1961 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по усилению борьбы с проявлениями преступности в отдельных районах и городах». В период с середины 50-х до начала 60-х годов все функции управления ведомственными структурами взяли на себя партийные органы. Оценивая в целом положительно значение создания ДНД, очевидно, что БСМ могли оставаться как альтернативные общественные формирования, дополняющие систему обеспечения правопорядка.

60-е годы 20 века характеризовались поворотом политического курса на социально -ориентированную экономику, определенной либерализацией в политике, культуре, искусстве.

В области обеспечения правопорядка в этот период ставились задачи полной ликвидации преступности в стране, устранение ее причин и перевоспитание лиц антиобщественной направленности. Снова, как и в годы становления Республики Советов, в сфере правоохранительной политики поднималась идея сознательного соблюдения норм общежития, сокращения государственных органов охраны правопорядка с передачей их функций общественным формированиям.

Однако практика показывала, что романтизм в подходе к борьбе с преступностью, без учета состояния социальной психологии, приводит к обратным результатам. В первую очередь, плодами либерализации пользуются преступные элементы. Политическая тенденция к демократизации правоохранительной функции в этот период отразилась комплексом правовых и организационных мер. Директива МВД СССР «О

12 См.: Карпец И.И. Общественность в борьбе с преступностью. Ленинград, 1960. С. 7-8.

работе среди населения», изданная 10 мая 1954 г. на основе положений постановления ЦК КПСС, требовала от органов милиции всесторонне развивать и укреплять связь с трудящимися и их общественными формированиями, привлекая к решению правоохранительных задач. Постановление ЦК ВЛКСМ «О борьбе комсомольских организаций с проявлениями хулиганства среди молодежи» (25 мая 1954 г.) легло в основу организации групп комсомольских активистов, а затем и комсомольских патрулей, рейды которых способствовали стабилизации порядка на улицах городов и поселков. На основе решения Коллегии МВД СССР «О состоянии и мерах улучшения работы среди населения» (26 января 1956 г.), обобщившего опыт работы милиции с населением, рекомендовались и вводились новые формы взаимодействия милиции с общественностью, положительно сказавшиеся на участии масс в обеспечении правопорядка (совместные собрания, тематические вечера). Приобщение масс к охране правопорядка осуществлялось в формах добровольных народных дружин, товарищеских судов, внештатных сотрудников, общественных инспекторов, общественных советов при детских комнатах милиции.13 В отношении лиц, совершивших противоправные деяния незначительной общественной опасности, с начала 60-х годов действовал институт передачи на поруки по ходатайству общественных организаций и трудовых коллективов14.

Правовая некомпетентность населения как фактор, способствующий увеличению правонарушений, обусловили принятие постановления «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» (15 октября 1970г.)15. МВД СССР и его органы были обязаны повышать качественный уровень работы по предупреждению нарушений законно -

13 Члены ДНД награждались медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».

14 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 декабря 1959 г. № 5 «О деятельности судебных органов в связи с повышением роли общественности в борьбе с преступлениями» //Бюллетень Верховного Суда СССР. 1959.

15 См.: Об идеологической работе КПСС: Сборник документов. М., 1977. С. 304-308.

16 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. № 22. 1974.

С. 326.

17 См.: СП РСФСР. 1974. № 21. С. 114.

18 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 27. С. 722.

19 См.: Положение «О совете народных заседателей при районном (городском) народном суде» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. № 27. С. 942.

сти со стороны сотрудников милиции, по обеспечению приема населения и рассмотрению жалоб, по пропаганде правовых знаний и привитию гражданам глубокого уважения к законам. Наряду с реализацией основных задач милиции по предупреждению и пресечению преступлений Коллегия МВД СССР, состоявшаяся в июле 1973 года, одобрила практику создания на базе ЖЭКов опорных пунктов милиции как центров воспитательной и профилактической работы в каждом микрорайоне населенного пункта. В структуру опорных пунктов входили участковые инспектора милиции, штаб ДНД, товарищеский суд, домовой комитет, детская комната милиции на общественных началах. Деятельность опорного пункта направляла партийная организация шефствующего предприятия через создавшиеся Советы профилактики. В состав Совета профилактики входили депутаты местных органов власти (местных Советов), представители партийных и общественных организаций, командиры ДНД, представители товарищеских судов, домовых комитетов и участковые инспектора милиции. Опорные пункты (ОПОП) как новая форма взаимодействия милиции с общественностью получили широкое распространение по всей стране.

Профессионализм милиции успешно использовался в организации работы ДНД. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ от 20 мая 1974 г. «Об основных обязанностях и правах ДНД по охране общественного порядка»16, и вскоре было утверждено Положение «О ДНД РСФСР по охране общественного порядка (19 июля 1974 г.)17. Положение предусматривало меры по организации взаимодействия ДНД с милицией и их материально-техническому обеспечению. В нем были закреплены права, обязанности дружинников и формы индивидуально-воспитательной работы с лицами, склонными к правонарушениям, оказание помощи милиции в предупреждении и пресечении преступлений, проведение воспитательной работы с подростками, профилактирование дорожных и других правонарушений. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июня 1980 г. было утверждено Положение «Об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР»18. Позднее появились такие общественные формирования, как комиссии и группы общественного контроля (5 мая 1981 г.), совет народных заседателей при районном (городском) народном суде (1 июля 1982 г.)19, оперативные комсомольские

отряды дружинников (26 декабря 1983 г.)20. Комиссии и группы общественного контроля профкома, фабричного, заводского, местного, цехового комитета профсоюза осуществляли общественный контроль за работой предприятий государственной и кооперативной торговли и общественного питания. Совет народных заседателей являлся выборным общественным органом, призванным содействовать районному (городскому) народному суду в его деятельности по осуществлению правосудия, контролю за исполнением судебных решений, а также проведению мероприятий предупредительного характера. Оперативные комсомольские отряды дружинников (ОКОД, оперотряды) являлись специализированными подразделениями добровольных народных дружин по борьбе с правонарушениями среди молодежи и несовершеннолетних. ОКОД создавались по месту работы, учебы или отдыха молодежи, в общественных пунктах охраны порядка, молодежных общежитиях, на транспортных магистралях и т.д. Указанные общественные формирования действовали до конца 80-х годов. Но, начиная с 1990-го года, происходящие в СССР социально-экономические преобразования предопределили их судьбу. Следует признать, что этот период времени сложилось негативное отношение к участию общественности и граждан в поддержании правопорядка. Однако, очевидно, что бытовавший тогда тезис о том, что обеспечением общественного порядка и безопасности должны заниматься только государственные правоохранительные органы не соответствовал складывающейся в этой сфере объективной действительности. И уже в конце 90-х годов в обществе пришло понимание того, что становление и развитие гражданского общества и правового государства немыслимо без активного участия в этом широких слоев населения. Создание и внедрение новых форм в современной практике правоохранительной деятельности обусловлено необходимостью решения конкретных задач с учетом особенностей функционирования развивающихся сфер общества.

Представляется, что в новых условиях участие граждан и общественности в сфере обеспечения правопорядка приобретает совершенно иное качество. Прежде всего, требуется создание должной нормативной правовой основы в этой сфере с учетом исторического опыта, богатой практики и развивающихся современных правовых отношений. Федеральный закон «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Рос-

сии» принятие, которого ожидается в перспективе, прежде всего, должен содержать принципиальные идеи развития различных форм21 гражданской активности всего населения и готовности поддержать содействие в поддержании правопорядка.

В настоящей работе исследуются исторические аспекты участия населения в поддержании правопорядка. В ней отмечается, что принцип историзма отражает диалектическое требование рассмотреть предмет познания с позиций его возникновения, развития, исчезновения. Обосновывается тезис о том, что взгляд на проблему привлечения населения к участию в поддержании право -порядка в историческом разрезе способствует правильному пониманию и осознанию закономерных основ, для выбора целей и направлений исследования.

При рассмотрении института участия населения в поддержании правопорядка в исторической ретроспективе, для обнаружения первооснов этого явления, автор обращается к зарождению государственности. При этом проблема участия населения в обеспечении правопорядка исследуется в неразрывной связи со становлением и развитием полицейских органов.

Основательно исследуется «советский» период взаимодействия правоохранительных органов и общественных институтов право -порядка.

На основе анализа дается оценка различным формам участия граждан в обеспечении общественного порядка, действовавшим до конца ХХ века. Делается вывод о том, что в современных условиях участие граждан и общественности в сфере обеспечения правопорядка приобретает совершенно иное качество. Отмечается, что требуется создание должной нормативной правовой основы в этой сфере с учетом исторического опыта, богатой практики и развивающихся современных правовых отношений, которая должна содержать принципиальные идеи развития различных форм гражданской активности всего населения.

20 См.: Положение «Об оперативных комсомольских отрядах дружинников» // Участие трудящихся в охране общественного порядка. М.,1985. С. 211.

21 Свои идеи по поводу форм участия граждан и методов привлечения их участию в борьбе с преступностью автор изложил в монографии: А.М. Гаврилов, В.В. Степанов. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2007., а также в разработанном типовом проекте федерального закона «Об участии граждан в поддержании правопорядка в России».

A. Gavrilov. HISTORICAL PRECONDITIONS OF PARTICIPATION OF POPULATION IN MAINTAINING ORDER.

Historical aspects of participation of population in maintaining order are being examined in the work . It is mentioned there, that the principle of historism reflects demands to consider the subject of cognition from the point of its appearance, development to disappearance.

The author justifies that the view to the problem of attracting population to participate in maintaining order in the historical profile favors to the correct understanding and recognition of the appropriate basis, for the choice of purposes and directions of the research.

ГАВРИЛОВ Александр Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор более 30 опубликованных научных работ.

УДК 3411.456

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ (МПА)

С.В. Песин

Международная полицейская ассоциация (МПА) - самая большая международная общественная организация полицейских и гражданских служащих полиции (милиции), включающая более чем 380 тысяч членов из 64 стран мира. Это профессиональная организация, объединяющая полицейских, независимо от должности, места службы, языка общения, расовой принадлежности, исповедуемой религии, идеологических воззрений. Она независима от политических и профсоюзных органов, не входит ни в какие другие группы и объединения и открыта для полиции любого государства, не препятствующего неограниченным контактам своей полиции с полицейскими формированиями других государств и свободному обмену профессиональным опытом.

Международная полицейская ассоциация возникла по инициативе сержанта британской полиции Артура Троупа, который после второй мировой войны начал вести переписку со своими коллегами из Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии с целью обмена профессиональным опытом. Таким образом он установил корреспондентскую связь с полицейскими ряда стран. 12 августа 1949 года в журнале «Полицейский обзор» А. Троуп опубликовал статью «Международная полицейская дружба», а 1 января 1950 года в Великобритании было объявлено о создании Британской секции МПА. Эта дата считается официальным днем создания МПА. Сегодня Международная полицейская ассоциация является международной неправи-

тельственной организацией со статусом SРЕСIАL при Экономическом и Социальном Совете ООН и консультативным статусом в Совете Европы.

В Уставе ассоциации зафиксированы следующие основные виды ее деятельности:

- организация личных контактов между членами МПА, сотрудниками правоохранительных органов различных стран в форме взаимных визитов в группах и отдельных лиц, проведение совместных праздников, торжеств, отпусков и т.п.;

- организация международных молодежных встреч для детей членов МПА;

- правовое просвещение и профессиональная ориентация граждан;

- содействие повышению авторитета сотрудников правоохранительных органов;

- оказание адресной материальной помощи членам МПА и их семьям, сотрудникам правоохранительных органов, уволенным в запас, утратившим трудоспособность при исполнении служебных обязанностей, членам семей погибших сотрудников;

- организация и проведение культурнозрелищных мероприятий, конференций, семинаров, деловых встреч;

- создание творческих коллективов, экспертных комиссий, в т.ч. с привлечением иностранных специалистов;

- разработка, издание и распространение литературы, учебно-методических пособий на правовую тематику, по проблемам безопасности личности и другим отраслям знаний;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.