Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ И УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочков Сергей Сергеевич

Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел, что соответствует требованиям руководящих документов Президента и Правительства Российской Федерации. В частности, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин напомнил, что уже есть поручения принять меры по совершенствованию системы управления спортом, включая вопросы нормативного обеспечения. Научная новизна работы состоит в системном подходе к теоретическому обоснованию эффективного развития служебно-прикладных видов спорта органов внутренних дел Российской Федерации. Постановка проблемы: необходимость эффективного развития служебно-прикладных видов спорта согласуется с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и направлена на формирование и развитие у сотрудников прикладных компетенций, а также физических и психологических качеств, технических и тактических умений и навыков реализации профессиональных функций. Занятия спортом способствуют развитию у сотрудников определенного образа «государственного мышления», верности служебному долгу, высоких морально-нравственных ценностей. Однако научных подходов к вопросу комплексного совершенствования этой деятельности не существует. Таким образом, становится очевидным, что в настоящее время для системы Министерства внутренних дел Российской Федерации является актуальным вопрос поиска путей совершенствования административно-правового регулирования управления служебно-прикладными видами спорта, что подчеркивает объективную необходимость выработки научно обоснованных рекомендаций с учетом исторической ретроспективы. Цель исследования: систематизировать исторические периоды возникновения и становления системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации, а также определить характерные особенности ее развития. Методы исследования: в основу методологии положен метод материалистической диалектики и исторический подход, использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный метод) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Результаты и ключевые выводы: важнейшими историческими этапами развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел, на наш взгляд, являются: дореволюционный период Российской империи (XVIII в. - 1917 г.); период Советского государства (1917-1991 гг.); постсоветский период России (1991-1999 гг.) и современный этап развития Российской Федерации (1999 г. - настоящее время). Развитие системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел на различных исторических этапах в целом отражает естественно-исторический эволюционный процесс, который обусловлен особенностями развития социальной действительности, среди которых определяющим значением обладают политика и экономика. Периодизация развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации в целом совпадает с основными историческими этапами и типом эволюции социальной системы нашего государства, однако обладает своими характерными и не всегда совпадающими с общественной историей особенностями. В основе развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации лежит объективная необходимость формирования качественного механизма административно-правового регулирования управления в исследуемой сфере общественных отношений. Система управления служебно-прикладными видами спорта в органах внутренних дел Российской Федерации формировалась как единый механизм государственного управления, сохраняя и приумножая в своей основе славные традиции русского народа, но в то же время заимствовала положительные моменты организации и функционирования зарубежных моделей управления полицейским спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бочков Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE ORIGIN AND FORMATION SERVICE AND APPLIED SPORTS OF INTERNAL AFFAIRS BODIESOF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the work is due to the need to improve the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies, which meets the requirements of the governing documents of the President and the Government of the Russian Federation. In particular, the President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin recalled that there are already instructions to take measures to improve the sports management system, including regulatory issues. The scientific novelty of the work consists in a systematic approach to the theoretical justification of the effective development of service-applied sports of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Problem statement: the need for effective development of service-applied sports is consistent with the provisions of Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On Police" and is aimed at the formation and development of applied competencies, as well as physical and psychological qualities, technical and tactical skills and skills for the implementation of professional functions. Sports activities contribute to the development of a certain image of "state thinking" among employees, loyalty to official duty, high moral values. However, there are no scientific approaches to the issue of comprehensive improvement of this activity. Thus, it becomes obvious that currently for the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the issue of finding ways to improve the administrative and legal regulation of the management of service-applied sports is urgent, which emphasizes the objective need to develop scientifically sound recommendations taking into account historical retrospect. The purpose of the study is to systematize the historical periods of the emergence and formation of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies of the Russian Federation, as well as to determine the characteristic features of its development. Research methods: the methodology is based on the method of materialistic dialectics and historical approach, general scientific (analysis, synthesis, induction, deduction, system method) and private scientific (formal legal, comparative legal) methods were used. Results and key conclusions: the most important historical stages in the development of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies, in our opinion, are: the pre-revolutionary period of the Russian Empire (XVIII century - 1917); the period of the Soviet state (1917-1991); the post-Soviet period of Russia (1991-1999) and the modern stage of the development of the Russian Federation (1999 - present). The development of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies at various historical stages generally reflects the natural-historical evolutionary process, which is due to the peculiarities of the development of social reality, among which politics and economics are of decisive importance. The periodization of the development of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies of the Russian Federation generally coincides with the main historical stages and the type of evolution of the social system of our state, however, it has its own characteristic and not always coinciding with the social history features. The development of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies of the Russian Federation is based on the objective need for the formation of a qualitative mechanism of administrative and legal regulation of management in the studied sphere of public relations. The system of management of service-applied sports in the internal affairs bodies of the Russian Federation was formed as a single mechanism of public administration, preserving and multiplying the glorious traditions of the Russian people, but at the same time borrowed the positive aspects of the organization and functioning of foreign models of police sports management.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Бочков Сергей Сергеевич,

адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров), Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: seregabochkov@mail.ru

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 342.951

DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-145-155

Дата поступления: 12 декабря 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.

Sergey Sergeevich Bochkov,

Adjunct** of the 3rd Faulty

(Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff),

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: seregabochkov@mail.ru

Scientific specialty: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Историко-правовой анализ возникновения и становления служебно-прикладных видов спорта органов внутренних дел Российской Федерации

Historical and Legal Analysis of the Origin and Formation Service and Applied Sports of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

Аннотация

Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел, что соответствует требованиям руководящих документов Президента и Правительства Российской Федерации. В частности, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин напомнил, что уже есть поручения принять меры по совершенствованию системы управления спортом, включая вопросы нормативного обеспечения. Научная новизна работы состоит в системном подходе к теоретическому обоснованию эффективного развития служебно-прикладных видов спорта органов внутренних дел Российской Федерации.

Постановка проблемы: необходимость эффективного развития служебно-прикладных видов спорта согласуется с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и направлена на формирование и развитие у сотрудников прикладных компетенций, а также физических и психологических качеств, техниче-

* Ранее - старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России.

Abstract

The relevance of the work is due to the need to improve the management system of serviceapplied sports of the internal affairs bodies, which meets the requirements of the governing documents of the President and the Government of the Russian Federation. In particular, the President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin recalled that there are already instructions to take measures to improve the sports management system, including regulatory issues. The scientific novelty of the work consists in a systematic approach to the theoretical justification of the effective development of service-applied sports of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Problem statement: the need for effective development of service-applied sports is consistent with the provisions of Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On Police" and is aimed at the formation and development of applied competencies, as well as physical and psychological qualities, technical and tactical skills and skills for the

** Previously, senior lecturer of the Department of Fire and Physical Training Organization, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

14б

ских и тактических умении и навыков реализации профессиональных функции. Занятия спортом способствуют развитию у сотрудников определенного образа «государственного мышления», верности служебному долгу, высоких морально-нравственных ценностей. Однако научных подходов к вопросу комплексного совершенствования этой деятельности не существует. Таким образом, становится очевидным, что в настоящее время для системы Министерства внутренних дел Российской Федерации является актуальным вопрос поиска путей совершенствования административно-правового регулирования управления служебно-прикладными видами спорта, что подчеркивает объективную необходимость выработки научно обоснованных рекомендаций с учетом исторической ретроспективы.

Цель исследования: систематизировать исторические периоды возникновения и становления системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации, а также определить характерные особенности ее развития.

Методы исследования: в основу методологии положен метод материалистической диалектики и исторический подход, использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный метод) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы.

Результаты и ключевые выводы: важнейшими историческими этапами развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел, на наш взгляд, являются: дореволюционный период Российской империи (XVIII в. - 1917 г.); период Советского государства (1917-1991 гг.); постсоветский период России (1991-1999 гг.) и современный этап развития Российской Федерации (1999 г. - настоящее время). Развитие системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел на различных исторических этапах в целом отражает естественно-исторический эволюционный процесс, который обусловлен особенностями развития социальной действительности, среди которых определяющим значением обладают политика и экономика. Периодизация развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации в целом совпадает с основными историческими этапами и типом эволюции социальной системы нашего государства, однако обладает своими характерными и не всегда совпадающими с общественной историей особенностями. В основе развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации лежит объективная необходимость формирования качественного механизма административно-правового регулирования

implementation of professional functions. Sports activities contribute to the development of a certain image of "state thinking" among employees, loyalty to official duty, high moral values. However, there are no scientific approaches to the issue of comprehensive improvement of this activity. Thus, it becomes obvious that currently for the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the issue of finding ways to improve the administrative and legal regulation of the management of service-applied sports is urgent, which emphasizes the objective need to develop scientifically sound recommendations taking into account historical retrospect.

The purpose of the study is to systematize the historical periods of the emergence and formation of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies of the Russian Federation, as well as to determine the characteristic features of its development.

Research methods: the methodology is based on the method of materialistic dialectics and historical approach, general scientific (analysis, synthesis, induction, deduction, system method) and private scientific (formal legal, comparative legal) methods were used.

Results and key conclusions: the most important historical stages in the development of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies, in our opinion, are: the pre-revolutionary period of the Russian Empire (XVIII century - 1917); the period of the Soviet state (1917-1991); the post-Soviet period of Russia (1991-1999) and the modern stage of the development of the Russian Federation (1999 -present). The development of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies at various historical stages generally reflects the natural-historical evolutionary process, which is due to the peculiarities of the development of social reality, among which politics and economics are of decisive importance. The peri-odization of the development of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies of the Russian Federation generally coincides with the main historical stages and the type of evolution of the social system of our state, however, it has its own characteristic and not always coinciding with the social history features. The development of the management system of service-applied sports of the internal affairs bodies of the Russian Federation is based on the objective need for the formation of a qualitative mechanism of administrative and legal regulation of management in the studied sphere of public relations. The system of management of service-applied sports in the internal affairs bodies of the Russian Federation was formed as a single mechanism of public administration, preserving and multiplying the glo-

управления в исследуемой сфере общественных отношений. Система управления служебно-при-кладными видами спорта в органах внутренних дел Российской Федерации формировалась как единый механизм государственного управления, сохраняя и приумножая в своей основе славные традиции русского народа, но в то же время заимствовала положительные моменты организации и функционирования зарубежных моделей управления полицейским спортом.

rious traditions of the Russian people, but at the same time borrowed the positive aspects of the organization and functioning of foreign models of police sports management.

Ключевые слова: субъекты и уровни управления; процесс и система управления; служеб-но-прикладные виды спорта; органы внутренних дел.

Keywords: subjects and levels of management; process and management system; service-applied sports; internal affairs bodies.

Введение. В научной литературе нет единого мнения в вопросе определения главных критериев периодизации истории норм права и правоохранительной системы России. Одни ученые убеждены, что периодизация истории государства и права соответствует основным общественно-экономическим формациям, периодам развития производственных отношений [26, с. 7]. Отдельные авторы считают, что эта периодизация определена «несколькими факторами», а основными критериями являются «развитие социально-экономического уклада общества и государственное развитие» [5, с. 5].

Так, А. А. Герцензон и Н. Д. Дурманов полагали, что: «было бы ошибкой механически переносить в область уголовного законодательства, как и в область любой другой отрасли законодательства, общую периодизацию истории», считая, что при этом нельзя игнорировать относительную самостоятельность той или иной части надстройки, упуская из вида то обстоятельство, что уголовные и иные законы, принятые в определенный период, иногда продолжали действовать в течение десятилетий, но в совершенно иных исторических условиях [1, с. 51]. Схожей позиции придерживается В. А. Рогов, утверждающий «многофакторность влияния на историю права», он считает, что «многообразные причины на разных этапах его развития действовали по-разному и с различной силой» [21, с. 6-7].

Приступая к анализу исторических этапов возникновения и развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел, необходимо определить, что их история неразрывно связана с процессом эволюции органов внутренних дел как важнейшего государственного института, а также тенденциями развития физкультуры и спорта в Российском государстве.

Критерии периодизации системы управления служебно-прикладными видами спорта в це-

лом соответствуют основным критериям периодизации правовой системы нашей страны, однако, являясь составной частью системы органов внутренних дел, имеют свои особенности, которые характерны для этой динамичной системы.

Первый этап: дореволюционный период (XVIII в. — 1917 г.). Вопросы правового обеспечения процесса развития спорта в дореволюционной России были обусловлены непосредственными нуждами войска в физически развитых кадрах. При Петре I в системе образования дворян появилось телесное воспитание. Так, в 1726 г. впервые был регламентирован кулачный бой.

При Петре I была создана регулярная полиция, имевшая широкий перечень обязанностей. Наряду с охраной общественного порядка полиция управляла всем городским хозяйством. Органы полиции являлись немногочисленными и были образованы только в столицах, кадровый состав полиции формировался по остаточному принципу, решение кадрового вопроса преимущественно осуществлялось принудительным способом.

В ходе подготовки Александром I реформы в политической сфере страны в 1802 г. были организованы центральные органы управления — министерства. Особая роль была отведена Министерству внутренних дел в связи с сосредоточением в нем реализации всех внутренних функций и основных направлений государственной деятельности, в том числе и таких, как управление полицией, тем самым управление полицейскими органами империи было централизовано. На службу в полицию направляли отставных рядовых военных, которые честно и добропорядочно отслужили Родине двадцать пять лет [18]. Таким образом, правительство усиливало полицию людьми, обладавшими навыками военной профессии, а отставные военные обретали работу и довольствие.

148

Полицейских школ не существовало, в своей деятельности служащие руководствовались инструкциями, наставлениями и специально подготовленными для них справочными книгами. 1857 г. считается годом принятия нормативных документов, таких как «Правила для обучения употреблению в бою штыка» [17] и «Правила для обучения гимнастике в войсках» [16]. В начале XIX в. получило развитие первое требование, предъявляемое законодательством первой половины XIX в. к претендентам на службу — это «способность» к полицейской службе [19], которая включала в себя, в первую очередь, физические качества. «Наставление для обучения стрельбе» 1884 г. [14], изданное военной типографией в Санкт-Петербурге, определяло не только порядок проведения занятий по огневой подготовке, но и утверждало особые правила производства состязательной стрельбы (соревнований), закрепляло обязанности руководителей подразделений по организации проведения смотров стрельбы среди личного состава подразделений и порядок награждения отличившихся стрелков.

Нужды армии в разностороннем физическом развитии солдат в целом определили необходимость создания в 1912 г. Российского олимпийского комитета [25, с. 24]. Впервые в России Указом Николая II «О создании канцелярии Главнокомандующего за физическим развитием народонаселения Российской империи» был образован орган управления в рассматриваемой сфере в 1912 г. [3, с. 51—56]. На рубеже XIX— XX вв. спорт активно входит в повседневную жизнь правоохранительных органов. Представителей отдельных силовых ведомств России приглашают для участия в соревнованиях на международной арене по таким видам спорта, как: гимнастика и фехтование, конный спорт и стрельба.

В тот же период массово создаются общероссийские союзы по различным видам спорта и вводятся нормативы физического развития. В период Первой мировой войны в нашей стране были образованы первые военно-спортивные клубы.

Вместе с тем с момента создания Петром I полицейских органов и во время всего последующего дореволюционного этапа развития российской государственности никакой системы физической подготовки полицейских кадров не существовало [22, с. 41—42]. Несмотря на общую тенденцию развития спорта в Российской империи, должного внимания вопросам физического воспитания полицейских чинов не уделялось, каких-либо сведений о требованиях к физическому состоянию претендентов не устанавливалось. Однако русский атлет И. В. Лебедев, преподававший борьбу в Петрограде, в 1914 г. разработал для полицейских чинов систему самообороны, по которой обу-

чил 30 служащих, а позднее, в 1915 г., описал ее в своей книге «Самооборона и арест» [12].

Описанный период характеризуется наличием предпосылок возникновения осознанной необходимости спортивной подготовки профессиональной прикладной направленности в органах внутренних дел и первых признаков правового регулирования указанных общественных отношений в Российской империи.

Второй этап: период Советского государства (октябрь 1917 г. — 1991 г.). В результате свершившейся революции 1917 г. произошла кардинальная смена политического строя, принимались новые нормативные правовые акты, которые определяли органы власти, принципы и нормы, права и свободы человека и гражданина [6, с. 129].

Важнейшим элементом профессиональной подготовки милиционеров стала огневая подготовка. В 1918 г. Народным комиссариатом внутренних дел местным советам рекомендовано решительно отделить подготовку милиционеров от профессиональной подготовки военнослужащих. Вместе с тем Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 3 апреля 1919 г. «О советской рабоче-крестьянской милиции» было провозглашено, что «...милиция представляет собой военную часть специального назначения», введен «военный метод работы», то есть сохранялся принцип обучения военному искусству.

При укомплектовании милиции особенные трудности возникали с сотрудниками уголовного розыска, где требовались специальные знания и навыки [23, с. 10—12]. Возникала острая необходимость создания профессиональной милиции, а значит вставал вопрос соответствующей системы подготовки кадров. Принято считать, что первой формой массовой физической подготовки сотрудников милиции была система обязательной военной подготовки граждан в Советском союзе — всеобщее военное обучение (Всевобуч)1, а развитие спорта имело военизированную направленность, обусловленную нуждами вооруженных конфликтов. Органы Всевобуча осуществляли практическое руководство физкультурной работой в масштабе всей страны, организовывая военно-спортивные клубы, в которых молодежь по своему выбору занималась различными, в основном, прикладными видами спорта и принимала активное участие в спортивных соревнованиях.

Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 10 июня 1920 г. «О рабоче-крестьянской милиции (По-

1 Декрет ВЦИК об обязательном обучении военному искусству от 22 апреля 1918 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.historyrussia.org/ru/nodes/14694-22-aprelya-dekret-vtsik-ob-obyazatelnom-obuchenii-voennomu-iskusstvu#mode/inspect/page/1/ zoom/4 (дата обращения: 14.11.2022).

ложение)» органам милиции был придан статус «вооруженных частей особого назначения» с соответствующими полномочиями. В соответствии с приказом Революционного военного совета РСФСР 1922 г. № 2580 образуются кружки физической подготовки, которые затем преобразуются в спортивные клубы Красной Армии, в которых предусмотрена организация занятий по следующим прикладным видам спорта: владение холодным оружием, гимнастика, гребля, лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, спортивные игры, самозащита без оружия. Личная инициатива группы военнослужащих штаба войск ГПУ Московского округа послужила толчком для создания 18 апреля 1923 г. Московского пролетарского общества «Динамо», основной задачей которого было вовлечение граждан в регулярные занятия спортом. Данное обстоятельство необходимо считать официальным началом формирования системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР «Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР», принятым 27 июня 1923 г., установлен определенный порядок управления физическим воспитанием советского народа. В компетенцию Высшего совета вошли функции разработки: положений и программ, справочников и уставов, регламентирующих проведение соревнований между различными организациями.

С принятием 13 июля 1925 г. Постановления Центрального Комитета РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» продолжилось развитие советского спорта, а физическая культура считалась составной частью общеполитического и культурного воспитания советских граждан. Постановлением Центрального комитета ВКП(б) от 23 сентября 1929 г. «О физкультурном движении» предписывалось устранить разночтения в организации спортивной работы.

В целях развития массовой физкультуры и спорта культурно-просветительские учреждения и профсоюзные организации Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 12 января 1930 г. наделены правами на получение земельных и водных участков [11, с. 3—8]. 1 апреля 1930 г. сформирован Всесоюзный совет физической культуры при Центральном исполнительном комитете СССР, получивший статус государственного органа в области физической культуры и спорта в стране. Таким образом, была сформирована единая система государственного управления советским физкультурным движением [24, с. 181—188].

В 1930 г. В. С. Ощепков после проведения на базе нынешней Академии управле-

ния МВД России показательных выступлений по борьбе для участников Высших курсов усовершенствования старшего начальствующего состава милицейского аппарата стал преподавателем курса рукопашного боя.

В 1936 г. с принятием Конституции СССР было провозглашено право трудящихся на образование общественных спортивных организаций, а в тексте самой Конституции впервые появился термин «спорт». В этот же период образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР [13, с. 197—204], в учреждениях и на предприятиях создавались коллективы физической культуры.

Важную роль в вопросе развития административно-правового регулирования управления служебно-прикладными видами спорта сыграло создание в 1935 г. Единой всесоюзной спортивной классификации, которая утверждала порядок присвоения спортивных разрядов и званий, позволила нивелировать разночтения в различных видах спорта, привести правила к единому знаменателю. Выполнение определенных нормативных требований Всесоюзной классификации предоставляло спортсменам право на получение спортивных разрядов и званий в служебно-прикладных видах спорта.

В 1938 г. организован и проведен первый в истории сбор тренеров по борьбе в одежде, а также Всесоюзная конференция по вопросам самообороны без оружия, материалы которой в конечном итоге легли в основу положений приказа Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта от 16 ноября 1938 г. № 633 «О развитии борьбы вольного стиля» [10, с. 39], которым этот вид спорта был признан имеющим важное оборонное значение. А самооборона без оружия под редакцией А. А. Харлампиева стала базовой для служеб-но-прикладной подготовки сотрудников милиции вплоть до окончания существования СССР.

Советское законодательство о физической культуре и спорте 30-х гг. было основано на строгих административно-организационных формах и методах управления, активно расширялась сеть различных спортивных секций и кружков, проводились массовые спортивные мероприятия. Современными исследователями в области истории советского спорта физкультурно-спортив-ный комплекс «Готов к труду и обороне» (Постановление Совнаркома СССР от 26 ноября 1939 г.) определяется как один из основных институтов массового сознания того периода, ассоциируется с высокими морально-деловыми качествами и хорошей физической готовностью молодежи и оценивается положительно [13, с. 197—204].

В 1949 г. впервые в истории решением Министерства государственной безопасности СССР на базе дивизии имени Ф. Э. Дзержин-

150

ского была организована отдельная стрелково-спортивная команда численностью 110 человек, состоящая из управления, одного учебно-спортивного и двух учебных взводов снайперов.

Вместе с тем период с 1963 по 1968 г. охарактеризовался бурным развитием пожарно-при-кладного спорта в стране. Были внесены корректировки в методику проведения тренировок, тренировочный цикл осуществлялся весь год. Впервые в отечественной истории проведены исследования техники выполнения прикладных упражнений, разработана методика тренировочного процесса, которая отвечала самым современным требованиям теории физического воспитания того времени [8, с. 48—52].

В январе 1964 г. образована Всесоюзная федерация пожарно-прикладного спорта, нацелившая свою работу на развитие физической культуры и спорта в стране и повышение мастерства спортсменов. Комиссиями и советами Всесоюзной федерации в то время широко пропагандируется и активно развивается этот вид спорта среди молодежи.

На уровне республик, краев и областей данную работу осуществляют федерации по по-жарно-прикладному спорту, а учебно-тренировочная работа проводится в спортивных секциях, на базе спортивных обществ пожарных частей и предприятий. Ими осуществляется подготовка общественных физкультурных кадров; в стране сформирован судейский корпус по данному виду спорта, насчитываются сотни инструкторов и тренеров. Огромное внимание уделяется созданию спортивной и материально-технической базы для организации тренировочного и соревновательного процессов, что способствовало увеличению времени проведения специальных тренировок спортсменов, освоению рациональной техники и в конечном итоге резкому росту спортивных достижений.

Конституция 1978 г. закрепляла необходимость оказания государственного содействия и поощрения деятельности по развитию массовой физической культуры и спорта. Соответствующие акты управления реализовывали решения КПСС по вопросам развития физической культуры и спорта Советского государства. В соответствии с положениями Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» от 11 сентября 1981 г. росло количество спортивных комплексов и клубов, увеличивалась сеть магазинов спортивных товаров и пунктов проката спортивного инвентаря, а также объемы производства спортивных товаров в стране [15]. В 1983 г. на уровне местного управления решением исполкомов Советов народных депутатов инициировалось создание культурно-спортивных комплексов, в которые

вошли спортивные клубы и школы, стадионы и другие спортивные сооружения [3, с. 51—56].

15 августа 1969 г. Постановление Совета Министров СССР утвердило специальное Положение № 665 о Спортивном комитете СССР, характерные особенности которого заключались: в осуществлении координационно-регу-лирующей и контролирующей функций управления спортивной работой и тесном взаимодействии с физкультурными организациями профсоюзов и комсомола Всесоюзного физ-культурно-спортивного общества (ВФСО) «Динамо» на территории всей страны, наделив его межведомственным статусом.

Спорткомитет СССР, кроме того, осуществлял руководство спортивной отраслью страны через республиканские комитеты, а те организовывали развитие физической культуры и спорта через территориальные органы при местных исполкомах. Кроме того, развитие физической культуры и спорта в СССР осуществлялось различными ведомствами, которые управляли спортом внутриведомственной системы. Организация работы по развитию физической культуры и спорта в подчиненных органах, учреждениях и образовательных организациях стала составной частью ведомственной управленческой деятельности указанных органов исполнительной власти.

Таким образом, становится очевидным, что исторический период становления спортивной деятельности милиции, исследованный нами, неразрывно связан с военной тематикой, соответственно, процесс развития служебно-при-кладных видов спорта осуществлялся по методикам Вооруженных Сил. Вместе с тем отдельные специалисты впервые обратили внимание на характерные особенности профессиональной деятельности сотрудников милиции, а следовательно, на необходимость развития определенных профессионально-прикладных навыков.

На данном историческом этапе впервые были систематизированы действия милиции в различных ситуациях, возникли первые методические приемы формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Повышение профессионального уровня сотрудников осталось приоритетным направлением оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел.

Считаем, что законодательство в области спортивной деятельности этого периода в целом заслуживает положительной оценки, так как в нашей стране была упорядочена научно-исследовательская деятельность по изучению проблем спорта, созданы правовые основы строительства спортивных сооружений, сделаны уверенные шаги к индустриализации спорта. Возросло качество управления физической

культурой и спортом, активно внедрялись инновационные подходы, создавалось множество спортивных школ, популярность спорта была поднята на достаточно высокий уровень.

Третий этап: постсоветский период (1991—1999 гг.)

Кардинальными изменениями в понимании сути служебно-прикладной подготовки сотрудников милиции ознаменовались 90-е гг. ХХ в., когда применение физической силы милиционерами стало пониматься как мера принуждения к выполнению законных требований, а не форма борьбы с гражданами. Указанная Концепция легла в основу положений Наставления по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации2.

Вместе с тем приказом МВД СССР от 12 февраля 1991 г. № 43 впервые была создана Спортивная федерация работников милиции Рос-сии3. Основной задачей указанной общественной организации была подготовка представителей нашей страны к участию в международных спортивных движениях полицейских.

Однако в то время серьезной проблемой развития физической культуры и спорта стали вопросы финансирования, продиктованные сложной экономической обстановкой в стране. При таких обстоятельствах практически все без исключения добровольные спортивные общества в нашей стране прекращали свою деятельность. Так, в связи с распадом Советского союза, 18 января 1992 г. на 8-й внеочередной конференции ВФСО «Динамо» были упразднены его аппарат и Центральный совет. Российский республиканский совет «Динамо» стал его правопреемником, общество было реорганизовано во Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо».

27 апреля 1993 г. в Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте», которые урегулировали вопросы системы физической культуры, организации профессионально-прикладной подготовки работников, а также физической подготовки личного состава правоохранительных органов4.

Согласно положениям Основ законодательства, командирам и начальникам вменялось в обязанности создание необходимых условий

2 Об утверждении Наставления по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 29 июля 1996 г. № 412.

3 Об объявлении даты создания Спортивной федерации работников милиции России: приказ МВД России от 25 ноября 2000 г. № 1200.

4 О физической культуре и спорте [Электронный ресурс]: Основы законодательства Российской Федерации. URL: https:// normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=3119#h506 (дата обращения: 14.11.2022).

для занятий служебно-прикладными видами спорта личному составу правоохранительных органов, поощрение указанных лиц, которые занимаются физической культурой и спортом регулярно и ведут здоровый образ жизни.

Утвержденные положения носили прогрессивный и социальный характер. Так, субъектам Федерации было делегировано решение многих вопросов в сфере физической культуры и спорта, начался процесс принятия региональных законов о физической культуре и спорте, которыми устанавливались: меры социальной защиты, льготы, дополнительные гарантии и компенсации спортсменам.

В 1994 г. на смену Единой всесоюзной спортивной классификации пришла первая в России Единая всероссийская спортивная классификация, определившая нормы для присвоения разрядов и званий для всех без исключения видов спорта в Российской Федерации.

В этих условиях Центральный совет и Московская городская организация «Динамо» обратились к руководству органов и ведомств правопорядка и безопасности с призывом оказать всемерную помощь и поддержку. 25 ноября 1995 г. состоялась 9-я конференция ВФСО «Динамо», на которой был утвержден новый Устав общества, составленный с учетом проводимых в стране реформ и развивающихся рыночных отношений.

По инициативе руководителей федеральных органов исполнительной власти Указом от 21 февраля 1996 г. № 241 «О некоторых мерах поддержки Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо"» были приняты предложения МВД России, ФСБ России, ФПС России, СВР России, ФСНП России, ФАПСИ при Президенте России и ВФСО «Динамо» об учреждении общественно-государственного объединения ВФСО «Динамо». Всем поименованным в Указе федеральным органам исполнительный власти надлежало в целях организации работы общественно-государственного объединения ВФСО «Динамо» прикомандировать военнослужащих и лиц начальствующего состава органов внутренних дел за счет численности выделяемых им лимитов в количестве пятисот человек.

Другим Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 1996 г. № 1619 «О мерах по обеспечению деятельности общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"» предписано Правительству Российской Федерации закрепить за обществом «Динамо» имущество, созданное за счет государственного финансирования для выполнения задач по улучшению физической и профессиональной подготовки сотрудников и воен-

152

нослужащих, указанных выше федеральных органов исполнительной власти, обеспечив при этом возврат обществу «Динамо» незаконно отчужденных спортивных объектов и центров. А 6 мая 1997 г. руководители федеральных органов исполнительной власти и Центральный совет «Динамо» подписали совместный приказ «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации о деятельности общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"», которым утвердили план комплексных мероприятий по обеспечению деятельности общества «Динамо» и дали соответствующие указания территориальным органам и организациям общества «Динамо» на местах обслуживания.

Оказанная государством и ведомствами безопасности и правопорядка помощь позволила обществу «Динамо» активизировать работу по выполнению своих уставных задач. В течение 1997—1999 гг. ряд клубов и организаций адаптировался к создаваемым рыночным отношениям. Все это позволило динамовским организациям, несмотря на сложившуюся в 90-е гг. неблагоприятную обстановку, выполнять свои основные уставные обязанности и функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый этап: современный период развития Российской Федерации (1999 г. — настоящее время). На смену Основам законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» пришел Федеральный закон 1999 г. с аналогичным названием. В новом законе нашла отражение попытка решить насущные вопросы финансирования. Однако он утратил некоторые положения предыдущего законодательства, которые, по оценкам некоторых авторов, были целесообразными и полезными для дальнейшего развития спорта [20, с. 173—176]. Указанный нормативный правовой акт сохранял свое действие непродолжительный период, вследствие ряда ключевых изменений он перестал соответствовать современным реалиям.

Новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте» был принят в 2007 г., он и сегодня сохраняет юридическую силу5. В нем нашли отражение новые понятия: «массовый спорт», «спортивные сооружения», «спортивная федерация», «служебно-приклад-ные виды спорта». Современные авторы наряду с достоинствами отмечают и ряд недостатков этого федерального закона, требующих корректировки [4, с. 122—127].

После развала Советского Союза реальная соревновательная практика сохранялась

5 О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

лишь в некоторых силовых ведомствах, в которых имелась необходимость непрерывного совершенствования элементов боевой и профессиональной подготовки сотрудников. Однако в каждом федеральном органе исполнительной власти все правила подготовки и проведения спортивных мероприятий, виды и количество, порядок и условия выполнения упражнений, а также критерии судейской оценки определялись самостоятельно, с учетом характерных особенностей выполнения конкретных задач.

Данная ситуация коренным образом изменилась с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта», где приведен исчерпывающий перечень служебно-прикладных видов спорта. За Министерством внутренних дел Российской Федерации закреплено право на развитие таких служебно-прикладных видов спорта, как: многоборье кинологов и служебный биатлон, служебное двоеборье и многоборье, стрельба из боевого ручного стрелкового оружия. Эти виды спорта призваны решать основные задачи профессиональной подготовки сотрудников полиции, а сотрудники-спортсмены, которые успешны в данных видах спорта, демонстрируют, как правило, высокие показатели и в оперативно-служебной деятельности.

В соответствии с приказом Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 27 обществом «Динамо» совместно с федеральными органами исполнительной власти произведены разработка и утверждение правил по служеб-но-прикладным видам спорта, что в конечном итоге дало право обществу «Динамо» проводить официальные соревнования различного уровня по служебно-прикладным видам спорта и присваивать сотрудникам министерств и ведомств спортивные разряды.

До 2015 г. все соревнования по служебно-прикладным видам спорта в МВД России проводились на основании положений о проведении соревнований, по правилам видов спорта, составленным в 80-х гг. прошлого столетия, которые явно не соответствовали современным требованиям. Отсутствие централизованного нормативно-правового регулирования (правил) служебно-прикладных видов спорта приводило к полному отсутствию в ведомствах единообразия.

Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, утвержденное приказом Минспорта России от 20 февраля 2017 г. № 108, на основании правил по каждому кон-

кретному виду спорта закрепило порядок присвоения спортивных званий и разрядов по слу-жебно-прикладным видам спорта6.

Стимулирующим фактором развития слу-жебно-прикладных видов спорта органов внутренних дел послужило введение поощрительных выплат в соответствии с пунктом 6.5 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 8 ноября 2018 г. № 750. Так, указанные выплаты устанавливаются сотрудникам, которые имеют: спортивное звание «мастер спорта», а также спортивный разряд «кандидат в мастера спорта», определенные в разделе 4 Всероссийского реестра видов спорта, утвержденного приказом Министерства спорта России7.

Кроме того, считаем необходимым отнести к нормативным актам, непосредственно регулирующим вопросы развития служебно-при-кладных видов спорта, такие как: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 1767 «О Совете при Правительстве Российской Федерации по развитию физической культуры и массового спорта», распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 3081 -Р «Об утверждении государственной Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года», Всероссийский реестр видов спорта, утвержденный приказом Минспорта России от 2 сентября 2013 г. № 702, приказ Минспорта России от 18 апреля 2016 г. № 429 «Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере спорта и международного сотрудничества Министерства спорта Российской Федерации» (в функции департамента включены выработка и реализация государственной политики и государственного регулирования в сфере развития служебно-прикладных видов спорта), приказ Минспорта России от 24 августа 2018 г. № 739 «Об утверждении порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения», приказ Минтруда России от 28 марта 2019 г. № 191н «Об утверждении профессионального стандарта „Тренер"» и широкий спектр иных актов управления, в том числе правила по видам спорта.

6 Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации [Электронный ресурс]: приказ Министерства спорта Рос. Федерации от 20 февраля 2017 г. № 108 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7 Об утверждении порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения [Электронный ресурс]: приказ Министерства спорта Рос. Федерации от 24 августа 2018 г. № 739 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

В последние годы основной тенденцией развития законодательства, регламентирующего сферу физической культуры и спорта страны, стало приведение его в строгое соответствие с требованиями норм права в международном пространстве. В качестве примера такой динамики необходимо отметить конкретизацию вопросов о спорте в системе образования, обеспечение безопасности зрителей и участников массовых спортивных мероприятий, проблемы допинга и дискриминации, глобализм и популяризация спорта [7, с. 56—60]. В настоящее время значительный объем законодательства, существующий в сфере управления физической культурой и спортом, является разрозненным, однако уже позволяет вести речь о спортивном праве как о новой отрасли права, науке и учебной дисциплине [2, с. 91—95]. Многие специалисты все чаще говорят о целесообразности систематизации законодательства в сфере спорта, которая позволит заполнить имеющиеся пробелы в правовом регулировании [9, с. 173].

Заключение. Таким образом, яркая история возникновения и становления в России законодательства о физической культуре и спорте способствовала накоплению определенного объема правового материала, который, на наш взгляд, требует систематизации. Считаем целесообразным на следующем этапе развития провести кодификацию законодательства о спорте, которая приведет к завершению формирования новой отрасли права — «спортивное», а управление служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации станет его неотъемлемой частью.

Важнейшими историческими этапами развития системы управления служебно-приклад-ными видами спорта органов внутренних дел, на наш взгляд, являются: дореволюционный период Российской империи (XVIII в. — 1917 г.); период Советского государства (1917—1991 гг.); постсоветский период России (1991—1999 гг.) и современный этап развития Российской Федерации (1999 г. — настоящее время).

Историко-правовые предпосылки создания ведомственной системы управления служеб-но-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации, заложенные в дореволюционный период, привели к формированию и развитию в настоящее время правовой деятельности государства в исследуемой сфере общественных отношений. С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Развитие системы управления служеб-но-прикладными видами спорта органов внутренних дел на различных исторических этапах в целом отражает естественно-исторический эволюционный процесс, который обусловлен особенностями развития социальной действи-

тельности, среди которых определяющим значением обладают политика и экономика.

2. Периодизация развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации в целом совпадает с основными историческими этапами и типом эволюции социальной системы нашего государства, однако обладает своими характерными и не всегда совпадающими с общественной историей особенностями.

3. В основе развития системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации лежит

объективная необходимость формирования качественного механизма административно-правового регулирования управления в исследуемой сфере общественных отношений.

4. Система управления служебно-приклад-ными видами спорта в органах внутренних дел Российской Федерации формировалась как единый механизм государственного управления, сохраняя и приумножая в своей основе славные традиции русского народа, но в то же время заимствовала положительные моменты организации и функционирования зарубежных моделей управления полицейским спортом.

154

Список литературы:

1. Герцензон А. А, Дурманов Н. Д. Этапы развития советского уголовного законодательства // Курс советского уголовного права: в 6 т. Москва, 1970. Т. 1.

2. Драничникова Н. В., Захарова С. А, Сергеев А. Б. Проблемы развития спортивного права в России // Социум и власть. 2012. № 5 (37).

3. Зуев В. Н. Нормативно-правовые акты в регуляции управления отечественной сферой физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2002. № 7.

4. Иванов В. Д., Бардина М. Ю. Правовое регулирование физкультуры и спорта в Российской Федерации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. № 2. Т. 4.

5. Исаев И. А. История государства и права России: учебник для юрид. вузов. 3-е изд. Москва, 1996.

6. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. Москва, 1993. Кн. I.

7. Коваленко Е. Ю, Тыдыкова Н. В., Кусаино-ва А. К. Отражение международных норм в российском федеральном и региональном законодательстве о физической культуре и спорте // Российско-Азиатский правовой журнал. 2020. № 4.

8. Коробова Н. А. История развития пожарно-прикладного спорта в России // История и археология: материалы II международной научной конференции (г. Пермь, май 2014 г.). Пермь, 2014.

9. Круглов В. В. Проблемы и перспективы кодификации спортивного законодательства России // Право. Журнал ВШЭ. 2017. № 4.

10. Кузнецов С. В., Волков А. Н, Воронов А. И. Теоретические и методологические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебник / под ред. С. В. Кузнецова. Москва, 2016.

11. Лазарев С. Е. Советское законодательство 1930-х годов о физкультуре и спорте и его

References:

1. Gercenzon A. A., Dumanov N. D. Etapy razvi-tiya sovetskogo ugolovnogo zakonodatel'stva // Kurs sovetskogo ugolovnogo prava: v 6 t. Moskva, 1970. T. 1.

2. Dranichnikova N. V., Zaharova S. A., Ser-geev A. B. Problems of development of sports law in Russia // Society and Power. 2012. № 5 (37).

3. Zuev V. N. Normative-legal acts in regulation of management by Russian domestic physical culture and sport // Teoriya i practika fizicheskoy kultury. 2002. № 7.

4. Ivanov V. D, Bardina M. Yu. Legal regulation of physical culture and sports in the Russian Federation // Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2019. № 2. T. 4.

5. Isaev I. A. Istoriya gosudarstva i prava Rossii: uchebnik dlya yurid. vuzov. 3-e izd. Moskva, 1996.

6. Klyuchevskij V. O. Russkaya istoriya: polnyj kurs lekcij: v 3 kn. Moskva, 1993. Kn. I.

7. Kovalenko E. Yu., Tydykova N. V., Kusaino-va A. K. Otrazhenie mezhdunarodnyh norm v rossijskom federal'nom i regional'nom zakonodatel'stve o fizicheskoj kul'ture i sporte // Rossijsko-Aziatskij pravovoj zhurnal. 2020. № 4.

8. Korobova N. A. Istoriya razvitiya pozharno-prikladnogo sporta v Rossii // Istoriya i arheo-logiya: materialy II mezhdunarodnoj nauch-noj konferencii (g. Perm', maj 2014 g.). Perm', 2014.

9. Kruglov V. V. Issues and prospects for codification of sports legislation in Russia // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2017. № 4.

10. Kuznecov S. V., Volkov A. N, Voronov A. I. Teo-reticheskie i metodologicheskie osnovy orga-nizacii fizicheskoj podgotovki sotrudnikov or-ganov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: uchebnik / pod red. S. V. Kuznecova. Moskva, 2016.

11. Lazarev S. E. Sovetskoe zakonodatel'stvo 1930-h godov o fizkul'ture i sporte i ego aktual'nost' v nashi dni // Grazhdanin i pravo. 2016. № 9.

актуальность в наши дни // Гражданин и право. 2016. № 9.

12. Лукашев М. Н. На заре российских систем рукопашного боя. Москва, 2003.

13. Миронова С. П. ГТО как социокультурная доминанта советской эпохи: положительная когнитивная оценка // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51 (3).

14. Наставление для обучения стрельбе. Санкт-Петербург, 1884.

15. О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 11 сентября 1981 г. [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_10897.htm (дата обращения: 14.11.2022).

16. Правила для обучения гимнастике в войсках. Санкт-Петербург, 1859.

17. Правила для обучения употреблению в бою штыка и приклада. Санкт-Петербург, 1857.

18. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20194.

19. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXX. № 23180.

20. Ратушная Я. Ю. Законодательная база проведения государственной политики в области развития физической культуры и спорта (1991—2007 гг.) // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2012. № 7.

21. Рогов В. А. Проблемы истории русского уголовного права (XV — середина XVII в.): авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 1999.

22. Рыбникова В. В., Алексушина Г. В. История правоохранительных органов Отечества: учебное пособие. Москва, 2008.

23. Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.

24. Тонков Е. Е., Донец Р. В. Развитие законодательного закрепления гарантий физкультуры и спорта // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия, социология, право. 2013. № 2 (145).

25. Чесноков А. Н. Российское законодательство о физической культуре и спорте: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007.

26. Чистяков О. И. Предмет истории государства и права СССР // История государства и права СССР: учебник / под ред. О. И. Чистякова, И. Д. Мартысевича. Москва, 1985. Ч. I.

12. Lukashev M. N. Na zare rossijskih sistem ru-kopashnogo boya. Moskva, 2003.

13. Mironova S. P. TRP as a socio-cultural dominant of the Soviet era: a positive cognitive assessment // Problems of modern pedagogical education. 2016. № 51 (3).

14. Nastavlenie dlya obucheniya strel'be. Sankt-Pe-terburg, 1884.

15. O dal'nejshem pod"eme massovosti fizicheskoj kul'tury i sporta: Postanovlenie CK KPSS i Sov-eta ministrov SSSR ot 11 sentyabrya 1981 g. [Jelektronnyj resurs] // Biblioteka normativ-no-pravovyh aktov SSSR. URL: http://www.li-bussr.ru/doc_ussr/usr_10897.htm (data obrash-cheniya: 14.11.2022).

16. Pravila dlya obucheniya gimnastike v vojskah. Sankt-Peterburg, 1859.

17. Pravila dlya obucheniya upotrebleniyu v boyu shtyka i priklada. Sankt-Peterburg, 1857.

18. PSZRI. Sobr. 1. T. XXVII. № 20194.

19. PSZRI. Sobr. 1. T. XXX. № 23180.

20. Ratushnaya Ya. Yu. The legislative basis on provision of state policy in the field of the development of physical education and sport (1991— 2007) // BSU bulletin. 2012. № 7.

21. Rogov V. A. Problemy istorii russkogo ugolovno-go prava (XV — seredina XVII v.): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 1999.

22. Rybnikova V. V., Aleksushina G. V. Istoriya pravoohranitel'nyh organov Otechestva: ucheb-noe posobie. Moskva, 2008.

23. Solovej Yu. P. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti milicii v Rossijskoj Federacii. Omsk, 1993.

24. Tonkov E. E, Donec R. V. Development of the legal entrenched guarantee for physical education and sport // Belgorod State University. Scientific Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Law. 2013. № 2 (145).

25. Chesnokov A. N. Rossijskoe zakonodatel'stvo o fizicheskoj kul'ture i sporte: istoriya i sovremen-nost': avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2007.

26. Chistyakov O. I. Predmet istorii gosudarst-va i prava SSSR // Istoriya gosudarstva i prava SSSR: uchebnik / pod red. O. I. Chistyakova, I. D. Martysevicha. Moskva, 1985. Ch. I.

Для цитирования:

Бочков Сергей Сергеевич. Историко-правовой анализ возникновения и становления служебно-прикладных видов спорта органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 145—155.

For citation:

Bochkov Sergey Sergeevich. Historical and Legal Analysis of the Origin and Formation Service and Applied Sports of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 145-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.