УДК 796.853
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ДЗЮДО И САМБО ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
A RETROSPECTIVE LOOK AT JUDO AND SAMBO THROUGH THE ANALYSIS OF THE PRACTICE OF USING APPLIED MARTIAL ARTS IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Горелик Андрей Витальевич,
преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
Гуралев Владимир Михайлович,
старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук,доцент
Ключевые слова:
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, служебно-прикладные виды спорта, дзюдо, самбо, Наставление по организации физической подготовки, физическая сила, полиция.
В статье рассматривается история становления и развития дзюдо и самбо в органах внутренних дел СССР и России в XX веке. С точки зрения преемственности и служебно-прикладной направленности оценивается как их современное состояние в системе МВД России в качестве видов спорта, так и эффективность использования приемов из дзюдо и самбо как служебно-боевых систем в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Keywords:
employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, service and applied sports, judo, Sambo, Instructions on the organization of physical training, physical strength, police.
The article deals with the history of the formation and development of judo and Sambo in the internal Affairs bodies of the USSR and Russia in the XX century. From the point of view of continuity and applied orientation is assessed as their current condition in the Russian interior Ministry as sports and the efficiency of the techniques of judo and Sambo as the official combat system in the practical activities of employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation.
Вопросы совершенствования процесса физической подготовки курсантов, слушателей и практических сотрудников системы МВД России не теряют актуальности и продолжают находиться под пристальным вниманием современных исследователей. Суровая жизненная реальность показывает, что успешное выполнение сотрудниками полиции оперативно-служебных задач невозможно без использования навыков практического применения боевых приемов борьбы, высокого уровня огневой и специальной тактической подготовки. Именно поэтому обучение сотрудников органов внутренних дел боевым приемам борьбы должно быть направлено на формирование прикладных двигательных навыков, как заявлено в действующем Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 1 июля 2017 года № 450 (далее - Наставление), а не способностей демонстрации отдельных приемов на не оказывающем сопротивления, «добродушно поддающемся» партнере. Для этого необходимо в большем объеме использовать на практических занятиях по физической подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел средства и методы обучения спортсменов-единоборцев. Эффективным средством формирования прикладных навыков и успешного воспитания морально-волевых качеств, смелости, решительности, инициативы и находчивости является использование соревновательного метода в сочетании с методами направленного сопряженного воздействия и строго регламентированного упражнения [10, с. 212].
Однако кадровый дефицит квалифицированных специалистов по физической подготовке в территориальных органах МВД России приводит к упрощению и, как следствие, выхолащиванию содержательной части программного материала по физической подготовке. Например, в программе по дисциплине «Физическая подготовка» для лиц рядового и младшего начальствующего составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, количество часов на изучение темы «Броски» было сокращено в 7 раз в сравнении с действовавшими программами 2015-2016 годов. Для специалистов остается открытым вопрос практических последствий решения о тотальном оскудении арсенала бросков, требуемых для обязательного изучения и применения при
необходимости сотрудниками органов внутренних дел в качестве средства защиты от нападения правонарушителя и при его задержании [3]. Также довольно значительному сокращению объема учебных часов (37,5%) подверглась тема «Болевые приемы».
Вышеприведенные данные не могут не вызывать серьезной обеспокоенности специалистов по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Тем более, когда мы живем во время, которое названо ЮНЕСКО «эпохой знания, когда архаизм незнания, недостаточной компетентности особенно нетерпим. Прошедшее в 1990-х годах время, наполненное волюнтаризмом, малограмотными и недобропорядочными решениями и действиями, криминализирующими деформациями, убедительно свидетельствует об этом. Именно с их последствиями и проблемами столкнулась система органов МВД России, работающая ныне с предельным напряжением» [8, с. 4].
По нашему мнению, описанные выше попытки искусственного уменьшения и даже отрицания важной роли единоборств в деле практической подготовки будущих стражей правопорядка полностью отражают процессы, происходившие в нашей стране на протяжении последнего века. Следует подчеркнуть, что отрицание роли бросковой техники в направлении решения задачи самозащиты и осуществления обезвреживания и задержания правонарушителей имеет давнюю историю. В 1928 году создатель одной из систем самозащиты, именуемой «САМ», В.А. Спиридонов называл броски трудновыполнимыми приемами, требующими много времени для обучения, в частности, он отмечал, что «решающего значения в схватках броски не имеют, и поэтому им следует придавать второстепенное значение» [2].
В.С. Ощепков (создатель современного самбо) категорически опровергал взгляды В.А. Спиридонова на развитие системы самозащиты: «Игнорирование подножек объясняется не тем, что их трудно изучить или они не имеют жизненного применения, а тем, что Спиридонов не знает подножек и не знает, как обучать технике их применения». Основным недостатком системы «САМ», по определению В.С. Ощепкова, «является отсутствие спортивной основы» [2].
А.А. Харлампиев, являясь учеником и последователем идеи В.С. Ощепкова, в 1938 году на научно-методической конференции в Москве, выступая с докладом, заключил: «До тех пор, пока будут продолжаться поиски только в области сугубо прикладных систем самозащиты, никакой реальной самозащиты быть не может. Для этого нужен фундамент, и этим фундаментом должна стать спортивная борьба» [13].
Следует также напомнить, что до 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировалось. О нем было известно из книг американского офицера Ганкока как о системе самозащиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и изучались в Петербургской полицейской школе начиная с 1902 года.
Как отмечается в специальной литературе, «дзюдоистскую линию» в систему физической подготовки милиционеров первым внес В.С. Ощепков [4, с. 42]. В 1928 году под его руководством дзюдо уже изучали в Новосибирской школе милиции. В 1930-1933 годах плодотворная работа по освоению дзюдо разворачивается В.С. Ощепковым в Москве. [7, с. 3].
В.С. Ощепков и его ученики понимали, что дзюдо - это боевая система, крайне необходимая для Советской армии, сотрудников НКВД и милиции. При этом специалисты уверенно выходили за рамки курса Кодокан, брали на вооружение лучшие приемы других систем, создавая школу дзюдо, адаптированную к России. В 1937 году из-за лживого доноса В.С. Ощепков был репрессирован и расстрелян. Дело всей его жизни - создание системы подготовки стражей правопорядка и военных на основе изучения приемов борьбы было объявлено вредным и чуждым советским идеалам. После этого борьба дзюдо многие годы как вид единоборства пребывала в забвении [7, с. 4]. Ученики и соратники В.С. Ощепкова были вынуждены, используя свои знания по дзюдо, создать другой вид борьбы. Были изменены правила, введена новая форма одежды. Сначала это была борьба вольного стиля, позже появилось название «Самбо». С 1939 года в стране начали проводиться чемпионаты по самбо.
Сегодня дзюдо де-юре относится к базовым видам спорта (приказ Министерства спорта РФ от 26 декабря 2019 года № 1117 «Об утверждении перечня базовых видов спорта»), которые успешно развиваются в России. Тем не менее системный анализ одного из основных понятий «служебно-прикладной вид спорта», используемого в Федеральном законе от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте», позволяет утверждать, что дзюдо, самбо и бокс в полной мере могут быть также отнесены к видам спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти.
В связи с этим существует реальная потребность в массовом привлечении сотрудников силовых структур к занятиям данными видами спортивных единоборств [12, с. 104]. Кроме того, необходимость в регулярных занятиях с сотрудниками различными видами единоборств обуславливается тем, что применение полицией боевых приемов борьбы в реальных ситуациях - это противоборство с противником [6, с. 132].
Соответствующие требования относительно занятий сотрудников органов внутренних дел служебно-прикладными единоборствами получили отражение в выступлениях руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, В.А. Колокольцев, выступая на открытии одного из турниров
среди полицейских, отметил: «Дзюдо и самбо - важные составляющие служебной деятельности полицейского. Руководство министерства будет и дальше делать все для развития этих необходимых служебно-прикладных видов спорта. Я считаю, что успехи в спорте напрямую влияют на успехи в борьбе с преступностью. Спортивные состязания развивают чувство коллективизма, укрепляют не только силу и ловкость, но, главным образом, боевой дух сотрудников. Поэтому спортсменов в рядах полицейских будем поддерживать как морально, так и материально» [6, с. 133]. Дополняет и расширяет вышеприведенное мнение устоявшаяся в среде ученых точка зрения, согласно которой служебно-прикладные виды спорта «обеспечивают тренированность функциональных систем организма спортсмена и тем самым создают физиологический базис устойчивой профессиональной работоспособности, что способствует эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел» [5, с. 72].
Спортсмены - сотрудники органов внутренних дел своими практическими действиями неоднократно подтверждали служебно-прикладную значимость различных видов единоборств, проявляя при выполнении служебных обязанностей отличную боевую выучку, физическую подготовленность, закалку и энергию. Абсолютное большинство специалистов отмечают существенную роль занятий единоборствами в повышении профессионального мастерства сотрудников силовых структур [14]. Так, научными исследованиями установлены приоритетные физические качества наиболее важных мышечных групп, которые имеют ключевое значение (профессионально значимые) в момент непосредственного силового задержания и, соответственно, требуют акцентированного развития - это скорость и взрывная сила сгибателей-разгибателей позвоночного столба, а также скорость и взрывная сила сгибателей-разгибателей рук и разгибателей ног [6, с. 133].
Однако отдельные исследователи «применения сотрудниками полиции силы» как исключительной в своем роде боевой системы занимают дискуссионную, на наш взгляд, позицию, согласно которой существующий арсенал приемов борьбы дзюдо, самбо и других смежных единоборств не может быть отнесен к вышеприведенной системе [4, с. 33-36] в силу различия целевого компонента использования физической силы. По мнению авторов монографии, цель применения разрешенных приемов в дзюдо, самбо - это победа над соперником, целью же применения сотрудниками полиции физической силы (как боевой системы) выступает ее правомерность [4, с. 35-36]. В то же время анализ раздела «Боевые приемы борьбы» как действующего Наставления, так и предшествующих ему нормативных правовых актов, показывает, что техническая сторона многих профессионально-прикладных двигательных действий (пре-
жде всего бросков, болевых приемов, удушающих и т.п.) во многом совпадает с техническим арсеналом дзюдо и самбо.
Выводы некоторых исследователей относительно императивного использования в практике применения физической силы сотрудниками полиции только служебных боевых приемов борьбы [4, с. 35-36], содержащихся в Наставлении, представляются нам ошибочными. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» не определяет ведомственную принадлежность происхождения боевых приемов борьбы, более того, по устоявшемуся мнению юридической общественности, это понятие собирательное, которое может включать в себя приемы из любых систем рукопашного боя, бокса, дзюдо, самбо, каратэ и иных либо не входить ни в одну из них [11].
Например, законное применение физической силы к правонарушителю предполагает применение как защитных действий в виде блоков и подставок, так и ударов руками и ногами сотрудником для решения специфических задач (пресечения преступлений и правонарушений, задержания). Данные действия свойственны в большей степени для рукопашного боя, бокса, каратэ и других ударных спортивных дисциплин. В ситуациях противоборства сотрудника с правонарушителем на близкой или плотной дистанции эффективными действиями были и будут приемы из арсенала борьбы самбо или дзюдо, освоенные на уровне навыка. Двигательные умения и навыки спортивных единоборств формируются и совершенствуются в соответствии с достижениями современной науки и методики под руководством квалифицированных преподавателей и тренеров по видам борьбы. Одним из значимых методов формирования навыка успешного применения приема борьбы, как мы уже упоминали выше, является соревновательный метод. При использовании данного метода на занятиях по боевым приемам борьбы существенной проверке подвергается психофизиологический компонент личности обучающихся, выражающийся в проявлении морально-волевых качеств в конкурентном поединке. Целеустремленность, смелость решительность, инициатива - это необходимый набор психофизических качеств сотрудника органов внутренних дел, который следует совершенствовать постоянно, в течение всего периода службы в органах внутренних дел.
Также следует отметить, что при использовании соревновательного метода наличие стрессовой ситуации может вызывать определенные состояния, характеризующиеся такими признаками, как вялость, неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации, боязнь. При этом осознание неотвратимости наступления ответственного события (поединка) способствует не только воспитанию морально-волевого компонента личности на определенном этапе обучения, но и совершенствованию служебно-прикладных навыков.
В связи с этим у многих сотрудников полиции возникает вопрос (согласно результатам опроса 150 слушателей факультета профессиональной подготовки Сибирского юридического института МВД России в 2019-2020 годах) относительно того, почему дзюдо, самбо, бокс и другие виды спорта, культивируемые в системе МВД России, с формальной точки зрения не относятся к служебно-прикладным (постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта»), в то время как с практической - они в большей степени отвечают требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел, специфике служебной деятельности в условиях решения задач защиты от нападения и задержания правонарушителя.
Возможно, чтобы устранить имеющиеся очевидные несоответствия между фактическим и юридическим положением дел с перечнем служебно-прикладных видов спорта в системе МВД России будет достаточно добавить к существующим видам спорта слово «служебное», по аналогии со «служебным биатлоном». Одновременно с этим следует поддержать А.В. Бакина, который, расширяя сферу контекстного понимания понятия «служебно-прикладной вид спорта», делает вывод о том, что «занятия служебно-прикладными видами спорта являются не только путями к физическому совершенству, но и способствуют удовлетворению духовных потребностей, являясь действенным средством формирования активной жизненной позиции и гармонического развития личности, что уже выходит за рамки процесса только лишь физического воспитания и напрямую охватывает все стороны повседневной жизни» [1, с. 29]. В дополнение к приведенному мнению следует сказать, что спорт по своей сути философичен, а точнее - экзистенциален, то есть имеет жизненно-смысловой характер как для тех, кто им непосредственно занимается, так и для всего его окружения. Занятия дзюдо, в том числе участие в соревновательной деятельности, в полной мере соответствуют вышеприведенным ценностям, так как всеобъемлющий принцип дзюдо включает в себя принцип максимально эффективного использования тела и духа, а также исправления дефектов и совершенствования человеческого тела, для того чтобы сделать человека сильным, здоровым и приносящим пользу обществу [9].
Анализ исторических аспектов появления спортивной борьбы (борьба дзюдо, затем самбо) в практике подготовки сотрудников силовых структур в Советском Союзе свидетельствует о высоком уровне эффективности использования технических приемов из данных видов единоборств в служебной деятельности стражей правопорядка. Известно, что криминальная ситуация в 1920-1930-е годы была достаточно напряженной и требовала от сотрудников милиции наличия прикладных навыков успешного противоборства и задер-
жания преступников. Тот факт, что многие приемы борьбы дзюдо (самбо) стали основой подготовки сотрудников силовых структур в то неспокойное время красноречиво свидетельствует об эффективности бросковой техники и важности ее изучения в процессе физической подготовки стражей общественного порядка. Попытки некоторых исследователей существенно принизить или полностью отменить важную роль борьбы в практике подготовки сотрудников силовых структур уже в наше время с исторической точки зрения, следует рассматривать как шаг назад, к 1920-м годам, когда сотрудники милиции не имели навыков успешного силового противодействия бандитам.
Библиографический список
1. Бакин, А.В. Служебно-прикладные виды спорта как средство воспитания и формирования личности курсантов образовательных организаций МВД России / А.В. Бакин. - Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей : сборник статей / под ред. С.Н. Баркалова, А.В. Алдошина, 2017. - С. 28-32.
2. Горбылев, А.В. Специальная библиотека В.С. Ощепкова / А.В. Горбылев. -М. : Советский спорт, 2013. - С. 137- 140.
3. Гуралев, В.М. Обоснование целесообразности обучения и использования бросковой техники сотрудниками ОВД / В.М. Гуралев, А.Ю. Осипов, С.М. Шнаркин // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 60-2. - С. 113-117.
4. Кузнецов, С.В. Организация физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : монография / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.Л. Козицын. - Н. Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2020. -396 с.
5. Служебно-прикладные виды спорта как основа профессионального становления сотрудника ОВД / А.Н. Кулиничев, Б.А. Клименко, А.Н. Воротник и [и др.] // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2016. - № 1(27). - С. 71-73.
6. Моськин, А.С. Значение физической подготовки в профессиональном совершенствовании сотрудников ОВД и проблемы организационно-методического обеспечения тренировочного процесса в служебно-прикладных видах единоборств / А.С. Моськин, С.Н. Баркалов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы международной научно-практической конференции (сборник статей). - 2014. - С. 132-137.
7. Пархомович, Г.П. Основы классического дзюдо : учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов / Г.П. Пархомович. - Пермь : Урал-Пресс Лтд, 1993.
8. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел : учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 512 с.
9. Путин, В.В. Дзюдо: история, теория, практика / В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий. - Архангельск : ИД «СК», 2000.
10. Рыбалкин, Д.А. Использование соревновательного метода в ходе изучения курсантами вузов МВД России боевых приемов борьбы / Д.А. Рыбалкин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-3. -С. 212-218.
11. Соловей, Ю.П. Правовое регулирование применения сотрудниками полиции физической силы / Ю.П. Соловей // Административное право и процесс. -2012. - № 7.
12. Фомин, С.А. Актуальные проблемы физической подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России / С.А. Фомин, А.Ю. Осипов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXIII международной научно-практической конференции. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2020. - С. 103-105.
13. Харлампиев, А.А. Система самбо. Боевое искусство / А.А. Харлампиев. -М. : Советский спорт, 1995. - С. 69.
14. Osipov, A.Y. Analysis level of the special proficiency of cadets and officers of the Internal Affairs authorities of the Russian Federation to the physical interdictory effort by criminals / A.Y. Osipov, M.D. Kudryavtsev, A.G. Galimova, et al. // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - № 17(2). - P. 602-607.