Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФАБИАНИСТОВ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФАБИАНИСТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЯ СОЦИАЛИЗМА / ТАЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федоров Р.В.

Научный интерес к социалистическим идеям вновь усилился спустя 25 лет после разрушения СССР. Дискуссионным остается вопрос о положительных и отрицательных сторонах как самой теории социализма, так и практики его реализации в реальной жизни. Учитывая уровень развития экономических и общественных отношений в Великобритании как одной из наиболее передовых капиталистических держав XIX-ХХ века, особый интерес для исследования представляет история английской политико-правовой мысли в этом периоде. В настоящей статье раскрываются некоторые исторические аспекты учреждения радикальной английской общественно-политической организации социалистического толка «Фабианское общество», оказавшей сильное влияние на Британскую поли- тику. Основной вопрос статьи: чьи интересы представляли лидеры фабианского социализма - рабочих масс или крупнейших капиталистов? В качестве методов научного исследования использовались историко-генетический, системно-структурный, сравнительно-исторический. В статье исследуются публично провозглашенные цели создания Фабианского общества, которые сравниваются с возможными скрытыми мотивами и стремлениями фабианистов. Произведена попытка определения сущности политико-правовых идей Фабианского общества. Приводится критика их учения как псевдо-религиозной социалистической утопии. Выявляются связи лидеров организации с крупнейшими медиамагнатами, промышленниками и политиками либерально-капиталистического толка Англии и США, такими как Артур Бальфур, лорд Розбери, Юлиус Вернер, лорд Ротшильд, Эдвард Халтон, Альфред Милнер, Сесил Родс, Пассмор Эдвардс, Ричард Кобден и другими. Определяются связанные с Фабианским обществом организации, такие как Лондонская Школа Экономики, либерально-капиталистическое политическое движение «Манчестерская школа», организация Милнер Групп, Клуб Кобдена, Обеденный Клуб «Коэффициенты», Великие Западные и Великие Магистральные Железные дороги Англии и Канады, газеты Сандей Крониклс, Нью Йорк Трибьюн, Пэлл Мэлл, Эдинбург Ревью и др. В результате исследования сделан вывод, что Фабианское общество в большей степени преследовало именно капиталистические интересы, прикрываясь социалистическими идеями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME HISTORICAL FACTS ABOUT ESTABLISHING OF THE FABIAN SOCIETY

Scientific interest in socialistic ideas becomes stronger 25 years later, after USSR was demolished. The issue about positive and negative aspects of socialist theory and practice both is still discussible. Taking into account the level of development of economic and social relations in the United Kingdom as one of the most advanced capitalist countries of the nineteenth- twentieth century, the special interest in the study is the history of English political and legal thought in this period. The article describes some historical facts about establishing of the Fabian Society - British radical socialist organization, which has had a powerful influence on British politics. The main issue in the article is: whose interests were represented by Fabian socialists - the working masses or the major capitalists? Historical-genetic, system-structural, comparative-historical methods were used as methods of scientific research. The article examines the publicly proclaimed goals of the creation of the Fabian society, which are compared with the possible hidden motives and aspirations of fabianists. An attempt is made to determine the essence of political and legal ideas of Fabian society. The criticism of their doctrine as pseudo-religious socialist utopia is given. In the article reveals bonds of the Fabians with the largest media barons, industrialists, and politicians of the liberal capitalist sense of England and the United States, such as Arthur Balfour, Lord Rosebery, Julius Wernher, Lord Rothschild, Edward Hulton, Alfred Milner, Cecil Rhodes, Passmore Edwards, Richard Cobden and others. Reveals associated organizations, such as the London School of Economics, the liberal-capitalist political movement «Manchester school», Milner Group, the Cobden Club, Coefficients Dining Club, the Great Western and Grand Trunk Railways of England and Canada, Pall Mall Gazette, New York Tribune, Edinburgh Review, Sunday Chronicle etc. As a result it is concluded that the Fabian society represented capitalist interests under the guise of socialist ideas

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФАБИАНИСТОВ»

УДК 340

Федоров Р.В.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Московского института государственного управления и права

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФАБИАНИСТОВ

Научный интерес к социалистическим идеям вновь усилился спустя 25 лет после разрушения СССР. Дискуссионным остается вопрос о положительных и отрицательных сторонах как самой теории социализма, так и практики его реализации в реальной жизни. Учитывая уровень развития экономических и общественных отношений в Великобритании как одной из наиболее передовых капиталистических держав XIX-XX века, особый интерес для исследования представляет история английской политико-правовой мысли в этом периоде. В настоящей статье раскрываются некоторые исторические аспекты учреждения радикальной английской общественно-политической организации социалистического толка «Фабианское общество», оказавшей сильное влияние на Британскую политику. Основной вопрос статьи: чьи интересы представляли лидеры фабианского социализма - рабочих масс или крупнейших капиталистов? В качестве методов научного исследования использовались историко-генетический, системно-структурный, сравнительно-исторический. В статье исследуются публично провозглашенные цели создания Фабианского общества, которые сравниваются с возможными скрытыми мотивами и стремлениями фабианистов. Произведена попытка определения сущности политико-правовых идей Фабианского общества. Приводится критика их учения как псевдо-религиозной социалистической утопии. Выявляются связи лидеров организации с крупнейшими медиамагнатами, промышленниками и политиками либерально-капиталистического толка Англии и США, такими как Артур Бальфур, лорд Розбери, Юлиус Вернер, лорд Ротшильд, Эдвард Халтон, Альфред Милнер, Сесил Родс, Пассмор Эдвардс, Ричард Кобден и другими. Определяются связанные с Фабианским обществом организации, такие как Лондонская Школа Экономики, либерально-капиталистическое политическое движение «Манчестерская школа», организация Милнер Групп, Клуб Кобдена, Обеденный Клуб «Коэффициенты», Великие Западные и Великие Магистральные Железные дороги Англии и Канады, газеты Сандей Крониклс, Нью Йорк Трибьюн, Пэлл Мэлл, Эдинбург Ревью и др. В результате исследования сделан вывод, что Фабианское общество в большей степени преследовало именно капиталистические интересы, прикрываясь социалистическими идеями. Ключевые слова: фабианское общество, история социализма, тайные организации, история политико-правовых учений

Fedorov R.,

PhD in Law, Associate Professor of Chair of Theory and History of State and Law of the Moscow Institute of Public Administration and Law

SOME HISTORICAL FACTS ABOUT ESTABLISHING OF THE FABIAN SOCIETY

Scientific interest in socialistic ideas becomes stronger 25 years later, after USSR was demolished. The issue about positive and negative aspects of socialist theory and practice both is still discussible. Taking into account the level of development of economic and social relations in the United Kingdom as one of the most advanced capitalist countries of the nineteenth-twentieth century, the special interest in the study is the history of English political and legal thought in this period. The article describes some historical facts about establishing of the Fabian Society - British radical socialist organization, which has had a powerful influence on British politics. The main issue in the article is: whose interests were represented by Fabian socialists - the working masses or the major capitalists? Historical-genetic, system-structural, comparative-historical methods were used as methods of scientific research. The article examines the publicly proclaimed goals of the creation of the Fabian society, which are compared with the possible hidden motives and aspirations of fabianists. An attempt is made to determine the essence of political and legal ideas of Fabian society. The criticism of their doctrine as pseudo-religious socialist utopia is given. In the article reveals bonds of the Fabians with the largest media barons, industrialists, and politicians of the liberal capitalist sense of England and the United States, such as Arthur Balfour, Lord Rosebery, Julius Wernher, Lord Rothschild, Edward Hulton, Alfred Milner, Cecil Rhodes, Passmore Edwards, Richard Cobden and others. Reveals associated organizations, such as the

D*

London School of Economics, the liberal-capitalist political movement «Manchester school», Milner Group, the Cobden Club, Coefficients Dining Club, the Great Western and Grand Trunk Railways of England and Canada, Pall Mall Gazette, New York Tribune, Edinburgh Review, Sunday Chronicle etc. As a result it is concluded that the Fabian society represented capitalist interests under the guise of socialist ideas

Keywords: Fabian Society, history of Socialism, secret organizations, history of political and legal thought

Споры о перспективах капитализма и социализма продолжаются и по сей день. Один из критиков марксистской доктрины, Йозеф Шумпетер, отвечая на вопрос «Сможет ли капитализм выжить?» давал отрицательный ответ. Он писал, что социалистическая организация общества неизбежно вырастает из такого же неизбежного процесса разложения общества капиталистического [9].

В данной статье мне бы хотелось непредвзято взглянуть на историю развития такого неоднозначного направления политико-правовой мысли как фабианизм. Это радикальное движение, было организовано в Лондоне в 80-х годах XIX века с целью разрушения существующего тогда в Англии капиталистического государственного порядка и образования Социалистического Мирового Правительства, контролируемого, однако, лидерами фабианистов с учетом их личных финансовых интересов.

В те годы Лондон был с одной стороны центром либерального капитализма (такого же в свое время революционного направления по отношению к феодализму), с другой стороны - центром радикальной левосторонней агитации, стремившейся изменить уже капиталистический строй. Главной радикальной организацией пропагандирующей идеи социализма в Англии была Международная Ассоциация Трудящихся - так называемый Первый Интернационал - организованная Карлом Марксом в 1864 году.

На раннем этапе учение Карла Маркса было доступно лишь на немецком и французском языках, в связи с чем оно не имело сильного воздействия на англоговорящее население. Его ученик Генри Гайндман был первым, кто популяризировал учение Маркса и других немецких социалистов на английском языке. Также Гайндман стал основателем Социалистической Демократической Федерации [5, с.186].

Люди, ответственные за организацию Фабианского Общества, сами находились под влиянием марксизма и принадлежали к кругам Социалистической Демократической Федерации. Однако основным отличием Фабианского общества от ранних социалистических организаций, таких как Международная Ассоциация Трудящихся и Социалистическая Демократическая Федерация, были их методы достиже-

ния поставленной цели: тогда как другие социалисты говорили о революции, фабианисты решили строить социализм постепенно и скрытно.

Согласно словам одного из их лидеров, Фабианское общество было «организовано для размышлений и дискутирования, а не для избирательной активности, которую оно оставляет другим организациям, хотя общество и поощряет своих членов, с учетом их индивидуальных возможностей, принимать активное участие в работе этих иных организаций» [2].

Что касается происхождения названия Фабианского общества, то оно было так названо по предложению одного из его основателей, известного английского спиритуалиста Франка Подмора, в честь римского генерала Квинта Фабия Максима Веррукоза (по прозвищу «Кунктатор», что означает «Медлитель»). Стратегией Фабия в его битве против превосходящего численностью Карфагенского войска во главе со знаменитым генералом Ганнибалом заключалась в уходе от прямого открытого сражения при упорном преследовании и постепенном истощении врага.

На титульном листе первого памфлета общества было написано: «Вы должны ждать нужного момента, как это терпеливо делал Фабий в битве против Ганнибала, несмотря на критику его тактики другими; но когда наступит время вы должны атаковать так неистово, как это сделал Фабий, иначе все ваши ожидания будут напрасными» [6, с.9].

Волк в овечьей шкуре

Антиправительственный характер фабианского проекта проиллюстрирован на Фабианском витраже, на котором изображены лидеры фабианистов Эдвард Рейнольдс Пис, Сидней Джеймс Вебб и Джордж Бернард Шоу (справа, в зеленой одежде) выковывающие новый мир из старого, в то время как остальные члены общества почтительно преклонились перед трудами, содержащими фабианское учение (иллюстрация 1).

На витраже изображена надпись: «Перекуйте его (Мир) согласно велению сердца», это слова взяты из четверостишия средневекового иранского поэта Омара Хайяма, которое гласит:

Как цитировать статью: Федоров Р.В. Историко-правовой анализ создания общественно-политической организации фабианистов // Вестник Академии права и управления. 2018. № 1(50). с. 86-91

Иллюстрация 1.

«Любовь моя, если мы могли б с судьбою сговориться

Чтоб полностью постичь этот жалкий мир,

Разве не разбили бы мы его на мелкие кусочки, что бы затем

Перековать согласно велению сердца!»

Таким образом, были выражены планы по уничтожению и переустройству старого общественного порядка согласно линии фабианского учения.

Фабианский витраж был сделан по заказу Бернарда Шоу в 1910 году и в настоящее время находится в Лондонской Школе Экономики. Хотя картина, изображенная на витраже может быть названа юмористической, интересным фактом является то, что юмор, или как это сам называл Бернард Шоу «умение смеяться над самими собой», было отличительной чертой Фабианского общества [7, с.34]. На самом деле, юмор был той тактикой, которую выбрали фабиани-сты, чтобы скрыть всю серьезность своих намерений.

Очевидно, что нет ничего смешного в полусекретной организации, стремящейся разрушить западный тип цивилизации. Кроме того, Фабианский витраж, несомненно, символичен, и в этом многие критики фабианского социализма увидели еще одно подтверждение того, что это учение оказалось пронизано внутренними несоответствиями и противоречиями, делающими приверженность его принципам вопросом веры, а не разума.

Экономист Питер Томас Бауэр писал, что «социализм на деле оказался своего рода мессианской религией, основанной лишь на вере, обещавшей спасение всем на Земле» [1, с.176]. В случае с Фабианским обществом, превращение социализма (или правильнее сказать - фабианизма) в квазирелигиозное движение было осознанной задачей лидеров этого дви-

жения, так сам Бернард Шоу говорил о «необходимости создания фабианистами религии социализма» [4, с.488]. Таким образом, слишком благоговейное, фанатичное отношение к фабианскому учению, изображенное на витраже, достаточно ясно намекает на сектантский характер фабианского социализма.

Также на витраже имеется герб Фабианского общества (расположен над мировым глобусом), на котором изображен волк в овечьей шкуре, несущий красное знамя с инициалами «F.S.». И снова через символы подчеркивается выбранная фабианиста-ми тактика «внедрения» и достижения своих целей «скрытными методами».

И наконец, некоторые исследователи отмечают, что иранский лозунг общества может быть тайной отсылкой к идее о реконструкции мирового порядка в интересах международной нефтедобывающей элиты. Англо-Иранская Нефтяная Компания (позже названная «Бритиш Петролеум») была одним из корпоративных членов Королевского Института по Международным Делам, также известного как «Чатем-Хаус» - организации созданной при участии членов Фабианского общества, таким образом видна тесная связь фабианистов с интересами нефтедобытчиков, ниже рассмотрим этот вопрос подробнее.

Фабианисты и антиправительственные денежные интересы

Основной организацией, через которую действовало Фабианское Общество была Либеральная Партия (в то время левоцентристская). Благодаря деятельности созданных фабианистами сторонних организаций, таких, например, как Обеденный Клуб «Коэффициенты» (название клуба на английском языке - Coefficients

Dining Club), окрепли связи фабианистов с либеральными политиками и, соответственно, с их либерально-капиталистическими интересами [8, с.137][3, с.118].

Доказательством того факта, что фабиани-сты сознательно стремились сотрудничать и искали поддержки со стороны богатых и могущественных, является фабианский трактат Беатрисы Вебб «Наше партнерство», который изобилует описанием «ловли миллионеров», «дергания их за ниточки», «управления всеми силами, которые были под контролем», в то же время с соблюдением необходимой осторожности для того, чтобы казаться «незаинтересованными скромными людьми, которых никто не заподозрит во влиянии и могуществе» [11].

На самом деле чета Вебб находилась в постоянных контактах с такими людьми как Артур Бальфур и Ричард Холдейн (член Фабианского общества), которые были связующим звеном между фабианистами и сильными мира сего. По мере расширения своего круга общения через неформальные встречи, домашние вечеринки и совместные ужины, Веббы смогли познакомиться с ведущими членами правящей элиты - лордом Розбери, Юлиусом Вернером (участник компании по добычи золота и бриллиантов «Вернер, Бейт и Ко») и лордом Ротшильдом, которых они уговаривали поддержать подрывную антиправительственную деятельность Фабианского Общества.

Важно понимать, что такое взаимодействие не было односторонней сделкой. Элита либерального капитализма - крупные бизнесмены, промышленники и банкиры, накопившие огромный капитал в ходе промышленной революции - не были альтруистами и филантропами. Их целями было укрепление собственных позиций во власти путем, во-первых, монополизации финансов, экономики и политики, а во-вторых, установлением контроля над растущим в числе городским рабочим классом.

Первая цель должна была быть достигнута путем централизации капитала, средств производства и т.п., вторая - через организацию рабочего класса, которому обещалось более справедливое перераспределение материальных ресурсов. Эти цели были внешне похожи на цели социалистического движения, поэтому неудивительно, что фабианисты решили ими прикрыть свои истинные замыслы.

Герберт Уэллс писал, что крупный бизнес не был противником коммунизма, так как «чем больше крупный бизнес расширялся, тем больше он приближался по своей форме к коллективизму» [12, с.100]. Об этом же говорил и Йозеф Шумпетер, который был преподавателем Дэвида Рокфеллера в Гарвардском Университете, так он писал: «Истинными лидерами социализма были не интеллектуалы или агитаторы, проповедовавшие его идеи, - а Вандербильты, Кар-гнеги и Рокфеллеры» [9, с.134].

Действительно, многие обращали внимание на тот фат, что ядром Манифеста Коммунистической партии (1848 г.), написанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, являются идеи политики монополистического капитализма, такие как централизация капитала и организация трудящихся.

Маркс и Энгельс начинали свою карьеру в качестве журналистов, продвигающих интересы либерального капитализма. Позже Маркс работал на издательство Нью Йорк Трибьюн, чей владелец Хорас Грили и редактор Чарльз Андерсон Дана тесно сотрудничали с Клинтоном Рузвельтом [10, с.45], радикальным демократом и членом хорошо известного клана Рузвельтов, основными сферами интересов которого были банковское дело и политика. Клан Рузвельтов был союзником клана Вандербильтов.

Фабианское общество не только заимствовало идеи Маркса и Энгельса, но и было тесно связано с либерально-капиталистическими интересами. Так, одним из соучредителей Фабианского общества, был Хьюберт Блэнд, бывший работник банка, ставший журналистом. Он работал на лондонскую газету Сандей Крониклс, принадлежавшую медиамагнату Эдварду Халтону. Блэнд занимал в Фабианском обществе должность члена исполнительного органа и казначея. Позже он привлек к работе в обществе своего друга и коллегу Бернарда Шоу.

Шоу работал на лондонскую газету Пэлл Мэлл, редактором которой был один из лидеров либерального направления Вильям Стид, а его помощником был Альфред Милнер (позже получивший титул лорда). Они оба были близки к бриллиантовому магнату и компаньону Ротшильда Сесилу Родсу, организатору английской колониальной экспансии в Южной Африке, известному в истории как «архитектор апартеида», и участвовали в формировании влиятельной тайной организации «Милнер Груп». Будучи завербованным в фабианисты своим другом Бландом в 1884 году, Шоу привлек в общество Анни Безант, а также Сиднея Уэб-ба, Сиднея Оливьера и Грэма Уоллеса в 1885 и 1886 годах.

Что характерно, фабианисты были искусны в улучшении своего личного финансового и общественного положения, то есть они не считали необходимым связывать себя ими же проповедуемыми идеями «справедливого перераспределения естественных и приобретенных преимуществ» и «полной замены частной собственности на общественную».

Так, друг и коллега Бернарда Шоу, лидер Фабианского общества Сидней Вебб был женат на Беатрис, дочери Ричарда Поттера, богатого финансиста с международными связями, являвшегося председателем правления железнодорожной компании «Великие Западные и Великие Магистральные Железные дороги Англии и Канады». Беатрис также была близко знакома с компаньо-

ном Ротшильдов, консервативным премьер-министром Великобритании Артуром Бальфуром. Компания «Великие Западные Железные дороги» поддержала тогда еще молодую и неокрепшую Лондонскую Школу Экономики, созданную фабианистами, путем заключения договора на оказание образовательных услуг (курсы повышения квалификации) для сотрудников компании. Следует заметить, что сегодня Лондонская Школа Экономики и политических наук занимает второе место в мире после Гарвардского Университета в области общественных наук, а среди выпускников Лондонской школы экономики больше миллиардеров, чем у любого другого университета Европы. Вебб использовал и другие связи своей жены для реализации замыслов фабианистов.

Сам же Бернард Шоу женился на Шарлотте, дочери богатого биржевого инвестора Хораса Пэйна-Та-унсхэнда, который был одним из спонсоров Фабианского общества. Шоу работал на миллионера Вильяма Валдорфа Астора (позже ставшего лордом), собственника газеты Пэлл Мэлл, и стал близким другом его сына по имени Валдорф - главы тайной организации «Милнер Групп» [8]. Статьи Шоу и Вебба, в которых они продвигали социалистические идеи, публиковались и в газете Пэлл Мэлл, и в газете Сэйнт-Джэймс (новое название Пэлл Мэлл после 1880 года).

Так как Шоу, Вебб, Оливьер и Уоллес были лидерами фабианистов, то становится очевидным, что Фабианское Общество было создано в качестве частной организации, управляемой представителями крупнейших газетных издательств, представлявших интересы либерального капитализма.

Несомненно, что ключевыми спонсорами общества были Джон Пассмор Эдвардс, партнер самого Ричарда Кобдена, крупного фабриканта и лидера английского либерального политического направления, так называемой «Манчестерской школы». Например, в 1890-х, Пассмор Эдвардс пожертвовал 10 000 фунтов стерлингов на новое здание для Лондонской Колы Экономики фабианистов [11, с.93].

Фабианское общество было связано с Манчестерской школой через своего члена Гарольда Кокса, который также был приверженцем Манчестерского либерализма, секретарем «Клуба Кобдена», редактором квартального издания «Эдинбург Ревью», а также сподвижником Сиднея Вебб [11, с.502].

Таким образом видно, что как Карл Маркс, так и Фабианское общество финансировались промышленниками, связанными с левосторонней Манчестерской школой и миром средств массовой информации.

Интересно, что эти и без того могущественные силы были союзниками банковского клана Ротшильдов, тесно связанного с тайным миром леволи-беральных средств массовой информации, промышленников и финансистов Манчестера. Известно, что клан Ротшильдов начал свое восхождение именно в Манчестере, где патриарх клана Натан Мейер впервые организовал текстильную торговлю. Ротшильды традиционно поддерживали либералов, некоторые представители семейства были парламентариями либерального направления. Но о связях Фабианского общества с интересами Ротшильдов мне бы хотелось написать в следующей статье.

Список литературы

1. Bauer, Peter Thomas. Dissent on Development, London, 1976. 325 с.

2. Cole, G. D. H. "The Fabian Society, Past and Present," Fabian Tract №258, London, 1942. 23 с.

3. Cole, Margaret. The Story of Fabian Socialism, London, first published in 1961, reprinted in Literary Licensing, LLC, 2013. 396 p.

4. Henderson, Archibald. George Bernard Shaw: His Life and Works, A Critical Biography, Cincinnati, OH, 1911. 618 p.

5. Laidler, Harry W. History of Socialism, New York, NY, 1968. 970 p.

6. McBriar, A.M. Fabian Socialism and English Politics, 1884-1918. [1962] Cambridge: Cambridge University Press, 1966. 388 p.

7. Pease, Edward, R. History of the Fabian Society: The Origins of English Socialism, New York, NY, 1916. 22 p.

8. Quigley, Carroll. The Anglo-American Establishment: From Rhodes to Cliveden, San Pedro, CA, 1981. 366 p.

9. Schumpeter, Joseph A. Capitalism, Socialism and Democracy, 1942, 3rd edn., New York, NY, 1950. 460 p.

10. Sutton, Antony C. The Federal Reserve Conspiracy, first published in 1995, reprinted in Carson City, NV, 2005. 83 p.

11. Webb, Beatrice. Our Partnership, Drake, B. and Cole, M. eds., London, 1948. 562 p.

12. Wells, H. G. Russia in the Shadows, 1920, reprint Forgotten Books, 2012. 91 p.

Reference list

1. Bauer, Peter Thomas. Dissent on Development, London, 1976. 325 с.

2. Cole, G. D. H."The Fabian Society, Past and Present," Fabian Tract №258, London, 1942. 23 с.

3. Cole, Margaret. The Story of Fabian Socialism, London, first published in 1961, reprinted in Literary Licensing, LLC, 2013. 396 p.

4. Henderson, Archibald. George Bernard Shaw: His Life and Works, A Critical Biography, Cincinnati, OH, 1911. 618 p.

5. Laidler, Harry W. History of Socialism, New York, NY, 1968. 970 p.

6. McBriar, A.M. Fabian Socialism and English Politics, 1884-1918. [1962] Cambridge: Cambridge University Press, 1966. 388 p.

7. Pease, Edward, R. History of the Fabian Society: The Origins of English Socialism, New York, NY, 1916. 22 p.

8. Quigley, Carroll. The Anglo-American Establishment: From Rhodes to Cliveden, San Pedro, CA, 1981. 366 p.

9. Schumpeter, Joseph A. Capitalism, Socialism and Democracy, 1942, 3rd edn., New York, NY, 1950. 460 p.

10. Sutton, Antony C. The Federal Reserve Conspiracy, first published in 1995, reprinted in Carson City, NV, 2005. 83 p.

11. Webb, Beatrice. Our Partnership, Drake, B. and Cole, M. eds., London, 1948. 562 p.

12. Wells, H. G. Russia in the Shadows, 1920, reprint Forgotten Books, 2012. 91 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.