УДК 942.081
ГЕРБЕРТ УЭЛЛС И ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: 1910-Е ГОДЫ
В статье, на основе источников, освещены истоки и ход кризиса, охватившего Фабианское общество в 1910-е годы, который был вызван реформаторскими предложениями английского писателя - фантаста и мыслителя Герберта Уэллса. В ходе анализа проекта реформ, предложенного Уэллсом, сделан вывод о том, что он был своевременен и при практическом осуществлении мог бы преобразовать Фабианское общество в социалистическую партию, состоящую преимущественно из представителей среднего класса, а в перспективе - даже предотвратить превращение Фабианского общества в подчиненную структуру Лейбористской партии Великобритании. В статье также показаны причины провала реформаторской деятельности Г. Уэллса в Фабианском обществе, частичной и второстепенной реализации его предложений.
Ключевые слова: Фабианское общество, фабианизм (фабианство), английский социализм, исполнительный комитет.
В отличие от российского варианта развития социалистического движения в ХХ-м веке, английские социалисты в большинстве своем приняли концепцию мирного перехода Британии к социализму, в разработке и пропаганде которой главную роль сыграло Фабианское общество, основанное в Лондоне в 1884 г. Фабианская социалистическая идеология явилась основой идеологии английского лейборизма. Фабианское общество существует и поныне как одна из структур Лейбористской партии (крупнейшей социалистической партии в Европе) и выполняет важную исследовательскую и идеологическую функции. В российской исторической науке до сих пор отсутствуют целостные обобщающие исследования по истории Фабианского общества.
В данной работе рассмотрен кризисный период в истории Фабианского общества (1910-е гг.), обусловленный постепенным оформлением одного мощного «полюса притяжения» для английских социалистов, то есть Лейбористской партии. На протяжении двух первых десятилетий ХХ-го века Фабианское общество пережило несколько внутренних кризисов. Основными причинами тому стали формирование и усиление лейборизма, общее разочарование социалистов в либеральной политике к началу ХХ-го века, а также приход в Фабианское общество большого количества молодежи, пытавшейся склонить общество к решению социальных проблем более радикальным путем.
Первое «реформаторское» движение в Фабианском обществе начал известный английский писатель - фантаст Герберт Джордж Уэллс (1866-1946 гг.). В российской историографии история фабианской деятельности Г. Уэллса не освещена вообще. В то же время, в западной историографии сведения о фабианской деятельности Г. Уэллса содержат труды Э. Пиза, М. Коул, Г.Д.Х. Коула, Б. Шоу и др. Сам Эдуард Пиз находился в личностном противостоянии с Г. Уэллсом, когда последний входил в Фабианское общество, однако его отзывы о Г. Уэллсе являются довольно корректными и сдержанными по сравнению с некоторыми фабианскими историками1. Наибольшее внимание личности Г. Уэллса, что сопровождалось нелестными характеристиками в его адрес, проявили биографы Бернарда Шоу: Джон Эрвин2 и Хескет Пирсон3. Причины достаточно неприязненного отношения к Герберту Уэллсу со стороны фабианских историков заключались в двух моментах: Уэллс отличался грубостью и раздражительностью в спорах или неумением себя вести во время дискуссий, а также тем, что, будучи женатым мужчиной, он завел несколько романов с помолвленными молодыми фабианками, заслужив себе соответствующую репутацию. Историк М. Коул считает Г. Уэллса представителем молодого межвоенного, «бунтарского», поколения, которое отличалось от предыдущего поколения более высоким уровнем образованности, более широкими интересами, большей склонностью к диспутам о философии социализма и формулированию политики для «рабочего класса», но не имеющим серьезного опыта политической деятельности и администрирования в целом4. Среди фабианских историографов фактически нет сторонников Г. Уэллса, хотя ряд его предложений всеми ими признается полезным и своевременным для Фабианского общества.
1 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 168.
2 St. John, Ervine. Bernard Shaw. His Life, Work and Friends. N.Y., 1956.
3 Пирсон Х. Бернард Шоу. М., 1972.
4 Cole М. The Story of Fabian Socialism. Stanford, 1961. P. 116-117.
Н.А. РОДИОНОВА
Волгоградский государственный педагогический университет,
e-mail: [email protected]
36
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | г ", | № 8 (39) 2007 Выпуск 4
К идеям социализма Герберт Уэллс склонился примерно с 1896 г., время от времени посещая собрания различных социалистических обществ и начав успешную популяризацию социализма в своих произведениях5. На талантливого писателя обратили внимание супруги Веббы и, фактически, через серию знакомств привлекли его ко вступлению в ряды фабианцев. В декабре 1901 г. Сидней Вебб написал Уэллсу первое письмо, в котором представился ему как «заинтересованный читатель», восхищающийся его литературным творчеством6. Это стало началом дружеских отношений между Уэллсами и Веббами. Б. Вебб оценила Уэллса как творческую личность и идейного «спекулятора»7. Б. Шоу впервые познакомился с Уэллсом еще раньше, 5 января 1895 г. в театре «Сент-Джеймс» после премьеры спектакля Генри Джеймса «Гай Домвилль»8.
Тогда же Веббы объяснили Герберту Уэллсу свою теорию «экспертов», необходимость создания некоего класса администраторов, высококомпетентных в делах управления государством, безусловно порядочных и основывающих свою деятельность на достижениях общественных наук. Г. Уэллс, восприняв их идеи, опубликует в 1905 г. книгу «Современная утопия»9. В ней он изложит концепцию административного класса, посвятившего себя организации и поддержки государственного порядка, этаких бескорыстных «самураев» и защитников человечества. После выхода из Фабианского общества Уэллс будет отрицать влияние на себя вебби-анских идей об экспертах в произведении «Новый Макиавелли»10.
Уэллс был принят в Фабианское общество стараниями Веббов, Б. Шоу и Г. Уоллеса в феврале 1903 г. 9 февраля 1906 г. Герберт Уэллс прочел на фабианском собрании доклад «Ошибки фабианца», положивший начало крупному внутреннему кризису внутри общества. Это объясняется тем, что Уэллс резко ощущал начало упадка Фабианского общества, численность которого, действительно, с 1899 г. по 1904 г. постепенно уменьшилась с 861 до 730 членов11. Эта тенденция объяснялась общим снижением интереса тогдашнего английского общества к идеям социализма.
В докладе Уэллс назвал Фабианское общество «полусалонным», квартирующимся в какой-то клетушке при одном секретаре и одном ассистенте. Уэллс раскритиковал фабианцев за ненужную «манию величия», за постыдную бедность, за сухой и безразличный каталог «Что читать», за массу дешевых и плохо написанных трактатов. При всем этом, по мнению Уэллса, Фабианское общество заставляет «кандидатов» на вступление в обществе проходить суровые проверки и подписывать устаревшие и плохо написанные фабианские «Основы»12. Г. Уэллс также осудил тактику «пропитывания»13.
В итоге своего доклада 9 февраля, Уэллс предложил ряд реформ. Во-первых, он выступил за реорганизацию фабианского исполнительного комитета, которая заключалась бы в замене «старой банды» (Веббов, Б. Шоу, Х. Бланда, С. Оливье и Э. Пиза) на молодых руководителей14. Этим призывом Уэллс настроил против себя тогдашних руководителей общества. При этом он сделал ряд некорректных личностных замечаний в адрес членов исполнительного комитета, особенно в адрес Э. Пиза15. Во-вторых, Уэллс призывал превратить Фабианское общество в массовую социалистическую партию среднего класса. Для этого было необходимо возродить местные отделения по всей стране. Издать множество ярких фабианских трактатов и отправить по всей Англии молодых пропагандистов с целью пропаганды социалистических идей. Также Уэллс предлагал максимально упростить процедуру принятия в Фабианское общество новых членов и перевести заседания общества в большой офис с многочисленным и хорошо оплачиваемым персоналом16.Уэллс пообещал фабианскому собранию, что если все это будет осуществлено, то численность фабианских рядов примерно за год вырастет до десяти тысяч человек17.
5 Cole G.D.H. A History of Socialist Thought. Vol. III. Part I. London, 1956. P. 204.
6 The Pivot of Civilization in Historical Perspective. H.G. Well, George Bernard Shaw and the British Fabians / Ed. by Michael W. Perry. L. 2004. P. 61.
7 Webb B. Our Partnership. London, 1948. P. 289-290.
8 Wells H.G. Henry Games and Bernard Shaw // Wells H.G. The Time Machine. The Invisible Man. Short Stories. Essays. Moscow, 1981. P. 438.
9 Cole G.D.H. A History of Socialist Thought. Vol. III, Part I. London, 1956. P. 201.
10 Fremantle А. This Little Band of Prophets. The Story of the Gentle Fabians. L., 1960. P. 147.
11 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 156.
12 Fremantle A This Little Band of Prophets. The Story of the Gentle Fabians. L., 1960. P. 151-152.
13 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 166.
14 Cole G.D.H. A History of Socialist Thought. Vol. III. Part I. London, 1956. P. 201.
15 Fremantle А. This Little Band of Prophets. The Story of the Gentle Fabians. L., 1960. P.152.
16 Cole М. The Story of Fabian Socialism. Stanford, 1961. P. 120-121.
17 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 166.
Сразу же после прочтения Уэллсом своего доклада, собрание единодушно проголосовало за создание специального комитета с целью рассмотрения предложений Г. Уэллса. В него вошли некоторые члены фабианского исполкома (Ст. Хедлем, Б. Шоу, Тейлор) и те фабианцы, которых рекомендовал сам Уэллс: Койт, Коулгейт, Хейден Гест, С. Оливье, Пембер Ривз и миссис Уэллс18. В октябре спецкомитет под руководством Уэллса подготовил итоговый доклад, в котором предлагалось переименовать Фабианское общество в Британскую социалистическую партию (именно это название несколькими годами позже примет Социал-Демократическая Федерация). Фабианский исполнительный комитет предлагал преобразовать спецкомитет в «Совет 25-ти», который должен будет назначать три комитета, в каждом из которых должно быть по три члена, ответственных за фабианские публикации, пропаганду и общее планирование. Внутрифабианское информационное издание «Фабианские новости» следовало превратить в еженедельное обозрение для массового читателя. В частности, по итоговому докладу предлагалось увеличить финансирование фонда для выдвижения фабианских кандидатов на парламентских выборах (Уэллсу эта идея не принад-лежала)19. В «ответе» исполком в лице Б. Шоу выразил благодарность за открытую критику, но указал авторам доклада на их недостаточное знание жизни20. Фабианское руководство заняло практичную и в целом пассивную позицию, приветствуя отдельные осуществимые реформы, и отвергая радикальное преобразование общества за отсутствием финансовых (и не только) средств.
Попытку Уэллса превратить Фабианское общество в массовую социалистическую партию среднего класса следует рассматривать как одну из реальных альтернатив развития Фабианского общества в то время, чему помог бы рост общественного интереса к социализму вследствие первых успехов лейбористов на выборах 1906 г. Подобное не произошло главным образом из-за неудачно избранной Уэллсом тактики «продвижения» своих идей в Фабианском обществе. Уэллс не подходил на роль «молодого лидера». Во-первых, он был плохим оратором и выказывал себя на заседаниях комитетов как вспыльчивый и грубый человек21. Во-вторых, он не выказывал стремления самостоятельно поискать для Фабианского общества дополнительные источники финансирования и не был упорен в борьбе за свои идеи.
В обществе нарастали дебаты по проблемам, затронутым Уэллсом, которые шли с декабря 1906 по март 1907 г.22 14 декабря 1906 г. Г. Уэллс выступил на всеобщем фабианском собрании со своей заключительной речью о реформах, которая не удалась из-за его плохого ораторского искусства. После этого Бернард Шоу пристыдил Уэллса за то, что тот грозился уйти из общества, если его предложения не будут приняты. Уэллс великодушно пообещал, что не покинет Фабианское общество, как бы ни сложилась судьба его идей. Тогда Шоу произнес, по мнению Э. Пиза, свою лучшую речь, когда-либо произносимую в фабианских стенах23. Он одержал психологическую победу, что привело к победе мнения исполнительного комитета в целом. Уэллс был смущен и согласился забрать свои предложения. Много лет спустя Уэллс неохотно признает свою тактическую ошибку, особенно в личных взаимоотношениях с Шоу24: «Мы стали противостоять друг другу по множеству вопросов, и, хотя мы не находились в одном «весе» и возрасте, чтобы быть соперниками, во всяком случае, с моей стороны были соревновательные амбиции» 25.
После поражения от Шоу на фабианских дебатах, Уэллс сосредоточил свою активность на защите прав женщин и детей. В частности, он предложил исполнительному комитету опубликовать свою небольшую книгу «Социализм и семья», но исполком ее отверг в связи с неясностью ее содержания26. Уэллс также предпринимал безуспешные попытки уменьшить фабианские комитеты до двух человек; ввести назначение всех фабианских оплачиваемых служащих (за исключением Пиза) только на один год и только из фабианцев, не старше 28 лет; изгнать все книжные обозрения из «Фабианских новостей»27.
Через некоторое время специальный комитет, продолжавший работать над некоторыми предложениями Уэллса, внес на рассмотрение новый вариант фабианских «Основ». В них целью
18 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 166.
!9 Ibid. P. 170.
20 Cole М. The Story of Fabian Socialism. Stanford, 1961. P. 121-122.
21 Cole G.D.H. A History of Socialist Thought. Vol. III. Part I. London, 1956. P. 204.
22 Пирсон Х. Бернард Шоу. М., 1972. С. 232.
23 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 174-175.
24 Wells H.G. Henry Games and Bernard Shaw // Wells H.G. The Time Machine. The Invisible Man. Short Stories. Essays. Moscow, 1981. P. 442.
25 Ibid.
26 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 176-177.
27 Cole М. The Story of Fabian Socialism. Stanford, 1961. P. 122.
38 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ [ r^J № 8 (39) 2007 Выпуск 4
Фабианского общества была провозглашена перестройка общества путем передачи земли и капитала в собственность государства. Отдельным пунктом в «Основах» стояло введение гражданского равенства мужчин и женщин, что породило суфражистское движение в фабианских рядах во главе с миссис Пембер Ривз. И 11 января 1907 г., под давлением женской половины Фабианского общества, в «Основы» было внесено положение о равных правах мужчин и женщин. Хотя само фабианское руководство осталось при мнении, что данное положение является чисто демократическим, а не социалистическим требованием, и его присутствие в «Основах» не обязательно. Между тем, сам новый текст «Основ» был отвергнут исполнительным комитетом в результате его критики Бернардом Шоу за двусмысленность и неопределенность28.
18 января 1907 г. исполнительный комитет решил увеличить свой состав до 21 человека и создать три подкомитета (почти в соответствии с ранними предложениями Уэллса), а также отменить наиболее суровые препятствия на пути вступление в общество новых членов.
В сентябре 1908 г., Уэллс неожиданно вышел из Фабианского общества, объявив об этом в письме. Поводом к уходу он назвал отказ исполнительного комитета включить в «Основы» положение об экономической независимости матери и ребенка от отца, а также то, что потерял надежду на то, что Фабианское общество способно внести эффективный вклад в образовательную политику социалистического движения29. В конечном счете, Г. Уэллсу не хватило упорства в борьбе за отстаивание своей политики в Фабианском обществе. Он вышел из общества, когда оно было в середине обсуждения его предложений.
Несмотря на уход Уэллса из общества, отдельные его предложения продолжали осуществляться старым фабианским руководством. Были созданы постоянные комитеты по формированию общих целей, по пропаганде, по организации публикаций. Исполнительный комитет разрешил создание ассоциаций, симпатизирующих целям Фабианского общества. Было выработан план формирования провинциальных обществ и местных (лондонских) групп. Важным последствием борьбы Уэллса за реформы в Фабианском обществе можно считать основание Веббами и Шоу несколькими годами спустя еженедельного обозрения «Новый государственный деятель»30. Другим «вкладом» Г. Уэллса в Фабианское общество было резкое увеличение его численности, поскольку энтузиазм Уэллса привлек многих молодых людей в фабианские ряды. Если в 1904 г. общая численность Фабианского общества составляла 730 человек, то в 1909 г. она составила уже 2462 члена31.
Цели, осуществления которых добивался Г. Уэллс в Фабианском обществе, были конструктивными и достаточно своевременными. В период «реформаторской деятельности» Уэллса в Фабианском обществе последнему был предоставлен вполне осуществимый шанс превратиться в социалистическую партию среднего класса. Однако такая возможность так и не была реализована.
HERBERT WELLS AND FABIAN SOCIETY: 1910th
In the article, on the basis of the sources, the origins and course of crises of the Fabian Society in 1910th are observed. The crises was caused by improving proposals of the English sci-NA RODIONOVA ence fiction writer and thinker Herbert Wells. In the course of the analysis H. Wells' reformation
plan a conclusion about its timeliness was made. If his plan would have been carried out, the Volgograd State Teacher's Fabian Society could be transformed into the socialist middle - class party and prevent the trans-Traimng Umversity formation of that society into the one of the structures of the Labour Party of Great Britain. The
e mail • article also deals with the causes of the failure of the Wells' activity in the Fabian Society and
'[email protected] causes ^pa^and so^daryrealizatiOT prop°sak
Key words: Fabian Society, fabianism, English socialism, Executive committee.
28 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 176.
29 Cole М. The Story of Fabian Socialism. Stanford, 1961. P. 122-123.
3° St. John, Ervine. Bernard Shaw. His Life, Work and Friends. N.Y., 1956. P. 414.
31 Pease E.R. The History of the Fabian Society. New York, 1926. P. 185-186.