О. А. Юркина
БЕАТРИС ВЕББ И ЖЕНСКАЯ ФАБИАНСКАЯ ГРУППА
Тезис о превалирующей роли интеллигенции в формировании общественного мировоззрения давно не вызывает сомнений. При этом не следует забывать о том, что внедрение новых идей в жизнь общества — процесс многогранный и сложный, часто сопровождающийся конфликтами. В этой связи значимость деятельности интеллигенции и, в первую очередь, процессы формирования новых взглядов представляют огромный научный интерес. Именно на этом аспекте нам и хотелось бы остановиться более подробно, взяв за пример деятельность одной из ярких представительниц интеллектуальной элиты раннего лейборизма Беатрис Вебб.
Фигура Беатрис Вебб, безусловно, является знаковой в истории английского социалистического движения. Ее роль в разработке фабианской доктрины, составившей основу идеологии лейбористской партии, трудно переоценить. Рассматривая роль женщины в истории Великобритании Викторианской эпохи, где традиционным является мировоззрение, базирующееся на теории «сепаратных сфер», согласно которой женщине отводилась роль домохозяйки, а возможность заниматься общественно-политической деятельностью отрицалась, невольно задаешься вопросом о взаимоотношениях такой неординарной женщины, как Б. Вебб, с суфражистским и феминистским движениями, которые в рассматриваемый период достигли расцвета. В этом плане особенно интересны ее взаимоотношения с так называемой Женской фабианской группой (Women’s Fabian Group),
© Юркина О. А., 2010
Юркина Оксана Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и правовых дисциплин Ивановского филиала Российского государственного торгово-экономического университета. [email protected].
основанной для лоббирования среди лейбористов — членов парламента законопроектов, поддерживающих получение женщинами политических прав.
Следует отметить, что уже к началу ХХ века женщины составляли более одной трети от общего числа членов Исполнительного комитета Фабианского общества, что, по признанию исследователей, делало его политическую жизнь более насыщенной1. Вопросы, касающиеся брака, семьи, взаимоотношения полов, все чаще поднимались в обсуждении, что послужило отправной точкой для создания в 1908 году Женской фабианской группы.
Впервые Женская фабианская группа собралась в начале 1908 года в доме Мод Пембер-Ривс, жены новозеландского дипломата. В ее состав входили следующие представительницы фабианского движения: Беатрис Вебб, Мод Пембер-Ривс, Барбара Хатчинс, Барбара Дрейк, Алиса Кларк и др. Все они занимались научно-прикладной разработкой проблем, касающихся места женщины в обществе, пытаясь соединить это с социализмом. Например, Б. Вебб занималась вопросами оплаты женского труда, Б. Дрейк — женского образования и профсоюзного движения, М. Ривс — семьи и т. д.
Следует отметить, что в научной литературе существуют два мнения по поводу Женской фабианской группы. Так, Салли Александер считает, что группа не относится к числу суфражистских организаций, она лишь занималась разработкой программ и поддержкой требований других организаций о предоставлении женщинам избирательных прав2. Однако Э. Кроуфорд включает группу в число суфражистских организаций3. Автор склонен согласиться с последним мнением по ряду причин. Прежде всего потому, что Женская фабианская группа создавалась специально для лоббирования в лейбористской партии вопроса о предоставлении женщинам политических и гражданских прав4. Кроме того, среди участниц Женской фабианской группы было достаточно женщин, входивших в ряд других женских организаций. Так, Мэрион Филлипс являлась одной из организаторов Женской лейбористской лиги (Women’s Labour League), Мери МакАртур входила в состав Национальной федерации женщин-работниц
(National Federation of Women Workers)5. Кроме того, руководительница группы Мэйбл Аткинсон сама являлась членом Женского социально-политического союза6.
Уже на первой встрече было принято несколько решений: во-первых, разработаны принципы равноправия как в самой группе, так и за ее пределами; во-вторых, провозглашена женская экономическая независимость в связи с прошлым и настоящим, женским вопросом и социализмом.
Опираясь на провозглашенные принципы, Женская фабианская группа оказывала содействие различным женским объединениям, в том числе: Женской лейбористской лиге, женским кружкам Независимой рабочей партии (Women’s Circles of the Independent Labour Party), Национальной федерации женщин-работниц, Женской кооперативной гильдии (Women’s Co-operative Guild) и др.
Таким образом, несмотря на то что в целом Фабианское общество не разделяло идей суфражизма, тем не менее, оно, основываясь на принципах демократизма и толерантности, давало возможность свободному выражению мнений по «женскому вопросу», оказывая поддержку представительницам феминизма в их стремлениях.
При этом следует подчеркнуть отличие работ членов Женской фабианской группы и деятелей суфражизма. Исследования суфражисток, прежде всего, не отличались глубиной научного осмысления проблематики, что обусловливалось, как нам видится, тем, что в их работах присутствует скорее желание идеологически обосновать правомерность женского движения, нежели серьезно его проанализировать 7.
Совсем иной подход предлагают представительницы фабианской группы. Отличительной особенностью их работ было стремление к эмпирическому исследованию экономического положения женщин, основанному на исторических и статистических данных. Так, например, Б. Л. Хатчинс, анализируя жизнь женщин-работниц, опирается на изучение демографических показателей, таких как количество мужчин и женщин, уровень смертности и рождаемости и т. д.8 Барбара Дрейк пишет свою работу, обобщая данные о школьном
образовании9. Наконец, Беатрис Вебб в трактатах «Женщины и фабричное законодательство», «Новый парламентский Билль» апеллирует к своему опыту работы в Ист-Энде10.
Они призывали друг друга узнавать новое и обучать этому других, поощряя стремление придать «гражданский смысл» вопросу женской эмансипации и предоставления женщинам политических прав11. Именно образование было, по их мнению, путем к индивидуальному и коллективному самосовершенствованию и самоактуализации в рамках работы в группе, а также прямой необходимостью для всех рабочих. При этом вопросы, касающиеся экономических условий жизни женщин, а вследствие этого и классовые различия — становились центральными в исследованиях. Они считали, что индустриальная революция довела аристократок и представительниц среднего класса до экономического паразитизма в рамках семьи, а женщин-работниц до потогонной промышленности12. Именно это обстоятельство послужило, по мнению исследовательниц, толчком к активизации женского движения, так как подобное «паразитическое» состояние обязывало женщин к действиям, способным преобразовать сложившуюся ситуацию.
Основной работой Беатрис Вебб по вопросу экономического освобождения женщин, в рамках сотрудничества с Женской фабианской группой, на наш взгляд, можно считать трактат «Женщины и фабричное законодательство»13. Данная работа явила собой попытку обобщить полученные в Ист-Энде данные, систематизировать их и предложить ряд рекомендаций по улучшению правового регулирования женского труда на производстве. В свете сказанного выше важным, на наш взгляд, является тот факт, что данная работа была написана Беатрис при содействии мужа, оказавшего помощь в работе с историческим материалом (к этому времени супругами Вебб уже был подготовлен труд «История тред-юнионизма», в котором особое внимание уделялось вопросам женской занятости на производстве)14. Следует отметить, что всю жизнь Беатрис была твердо убеждена в необходимости систематического эмпирического исследования и верила, что политика всегда должна опираться на факты.
Эта работа интересна нам, поскольку она, вероятно, является одним из шагов Беатрис на пути трансформации антисуфражистки в человека, сочувствующего требованиям, выдвигаемым суфражизмом. С одной стороны, она придерживалась логики, которая использовалась людьми, подписавшими «Обращение против избирательного права для женщин» в 1889 году. Так, например, она указывала на необоснованность возражений суфражисток, которые видели во введении защитного трудового законодательства для женщин некоторое ограничение их прав. Кроме того, обращаясь к прошлому опыту, Беатрис указывает, что фабричное законодательство может выступить гарантом в разрешении спорных моментов между работодателем и работницей. Беатрис подчеркивает, что ткачиха из Ланкашира, чьи часы и условия работы твердо фиксированы в соответствии с законом, более счастлива, чем разнорабочая из Ноттинг Хилла, чьи условия труда не урегулированы15. Таким образом, исследования условий жизни рабочих привели ее к выводу о необходимости защиты от эксплуатации женщин из рабочего класса в условиях конкуренции капиталистического рынка. При этом важно отметить, что подобная защита на рынке труда должна проводиться правительством, так как принцип «невмешательства государства» не выгоден рабочим, тем более женщинам, которым необходима законодательная защита со стороны фабричных актов16.
Кроме того, Беатрис указывала, что существующая система оплаты труда является закономерным следствием тех общественно-экономических условий, которые сложились в стране. В силу того, что женщины не имели возможности ни получить специальное образование, ни оставить на длительное время семью, их конкурентоспособность по сравнению с мужчинами была гораздо ниже. Таким образом, она утверждала, что женщина не является конкурентом мужчине в плане выполняемой работы. Ссылаясь на опыт Сиднея Вебба в области экономических исследований, она подчеркивает, что оплата труда в любой отрасли промышленности зависит от сложности производственного процесса. Во многих случаях более высокооплачиваемый труд предполагает необходимость
физической силы, длительного рабочего дня, что делает невозможным использование женщин в таких условиях17. Обратим внимание на важную, по мнению автора, деталь: Б. Вебб не разделяет работающих на мужчин и женщин, полагая, что как те, так и другие должны быть одинаково защищены со стороны государства от произвола работодателей. Это еще раз подтверждает мысль, что Б. Вебб не расценивала мужчин и женщин как конкурентов на рынке труда.
Не случайно, она вводит такое понятие, как «национальный минимум» — некий стандарт жизни для рабочих18. Она считала, что конкурентный капитализм разрушительно действует на работающих и каждый рабочий имеет лишь минимум оплаты и условий труда. Беатрис заявляла, что если работодатели не могут платить достаточно для того, чтобы поддерживать минимальное качество жизни, их деятельность следует запретить вообще19.
Следует отметить, что суфражистки также видели необходимость в защите женщины на производстве. При этом, как и социалисты, большую роль в данном процессе они отводили профсоюзам: «...мы не против профсоюзов. Напротив, мы верим в них, наше сильнейшее желание заключается в том, чтобы женщины также объединялись в профсоюзы, поскольку это создаст механизм, позволяющий эффективно пользоваться правом голоса»20.
С другой стороны, Беатрис считала, что защита и поддержка женской свободы — это то реальное средство, которое позволит женщине достигнуть экономической независимости, не ущемляя при этом ее функций матери и жены21. Обратим внимание, что здесь она придерживается несколько иных взглядов, чем марксисты. Если последние видели в экономической независимости средство достижения свободы женщины и ее равноправия22, то у Беатрис сама свобода становится источником экономической независимости женщин.
При этом, по ее мнению, большую роль в свободе женщины может сыграть профессиональное образование. Свою мысль Беатрис обосновывает следующим: не только мужчина, но и женщина, имеющая профессиональное образование, имеет больше шансов на получение более высокооплачиваемой работы23. Эта точка зрения совпадала с позицией и суфражисток,
и российских феминисток24, и со взглядами других участниц Женской фабианской группы.
Несмотря на единый подход к анализу проблем, участницы этой группы не имели единой точки зрения на то, каким женщинам необходимо предоставить политические права в первую очередь. По нашему мнению, членов Женской фабианской группы условно можно разделить на три лагеря. Одни из них поддерживали милитанское течение, полагая, что свобода нужна, прежде всего, представительницам состоятельных кругов общества, большинство из которых являлись домохозяйками. Это они обосновывали тем, что образованные женщины, обладая такой свободой, способны эффективнее вести пропаганду феминистских идей, чем способствовали бы освобождению всех женщин. Сторонницы противоположных убеждений настаивали, что в первую очередь свобода необходима не состоятельным женщинам, а работницам, которые находятся в более тяжелом положении. «Центристы», к которым мы относим Беатрис Вебб, указывали на то, что экономическая свобода женщин не зависела от социального статуса. Принадлежит ли женщина к работницам или среднему классу, она всегда находится в зависимости. Опираясь на свои исследования в Ист-Энде и работу на фабриках, Беатрис указывала, что и та и другая роли обрекали женщину на материальную зависимость. Будучи домохозяйкой, женщина могла рассчитывать только на желание и возможность супруга содержать ее и детей. С другой стороны, женщины-работницы не могли иметь высокую оплату своего труда в силу недостатка образования и, как следствие этого — низкой квалификации25. Потому предоставление политических прав являлось необходимостью и для той и для другой категории женщин как выход из оков экономического рабства. Здесь важно отметить, что все участницы фабианской группы были едины во мнении, что именно экономическая зависимость и бедность толкают женщин на низкооплачиваемую работу, делая их «врагом собственного пола»26.
Однако самым ужасным, по мнению представительниц группы, было то, что подобная ситуация обязывала женщину искать выход в обязательных сексуальных отношениях с
мужчинами. Первым видом выхода является проституция — обеспечение материального состояния за счет торговли своим телом. Второй выход заключался в браке, когда женщина выходила замуж, чтобы муж обеспечивал ее. В этом виде брак являл собой просто легализованную форму проституции. Как писала Эмма Брук, вынужденный брак как выход из нищеты, безусловно, представлял собой форму сексуального рабства27. В этом также взгляды Беатрис и суфражисток совпадали.
Другой вопрос, который поднимается в исследованиях представительниц фабианской группы, касался возможности совмещения женщиной ее социальных ролей. Как указывала Беатрис Вебб, основываясь на своих наблюдениях, в XIX веке
женщина могла быть только матерью или работницей, но никак
28
не могла совмещать две эти роли одновременно . Ее коллега — Мейбл Аткинсон в работе «Экономические основы женского движения», вышедшей в 1914 году, указывала, что женщина может иметь не только либо работу, либо любовь, а и то и другое одновременно. «Она [женщина] желает работать, управлять своим финансовым положением, получить образование и иметь право на гражданскую активность в делах государства. Но в то же время, она не желает быть оторванной от брака и материнства»29. Здесь речь идет о браке по любви.
Глубокий и рациональный анализ положения женщины в обществе, проводимый Женской фабианской группой, давал основания считать, что женщина сможет достичь экономической свободы тогда, когда она сможет зарабатывать наравне с мужчинами. При этом, как мы уже говорили ранее, Беатрис Вебб, а ее мнение в этом вопросе нам наиболее интересно, считала, что добиться экономического равноправия возможно только путем модернизации трудового законодательства, а также более активным участием женщин в работе профсоюзов, способных поддержать и отстоять права женщин-работниц30. Кроме того, большую роль в экономическом и политическом освобождении женщин может сыграть пропаганда идей женской эмансипации и обучение. В рамках работы в Фабианском обществе представительницы Женской фабианской группы являлись постоянными участницами различных лекций и просветительских семинаров в среде рабочих. Отметим, что
чтение лекций в этот период становится основным в деятельности фабианцев. Так, например, Лондонский комитет, созданный для координации усилий в пропагандистской работе, в апреле 1889 года зарегистрировал 721 лекцию, прочитанную 31 автором за год. А в период с апреля 1891 года по апрель 1892 года число выступлений и лекций превысило 3300. Основной целью своих пропагандистских выступлений фабианцы считали предоставление всем людям возможности познакомиться с эволюционным социализмом31.
Другим направлением просветительской деятельности, в том числе и Женской фабианской группы, стало участие в работе так называемых фабианских школ («Fabian Schools»). Первая такая школа открылась летом 1907 года, причем идея ее создания принадлежит одной из членов группы Майбл Аткинсон, которую она выдвинула в январе 1907 года32. Руководителем первой школы был Лавсон Датт, секретарем назначен Бернард Шоу, а автор идеи — М. Аткинсон стала секретарем по вопросам образования («Educational Secretary»)33.
Что же касается самой Беатрис Вебб, то ее лекторская деятельность была связана, прежде всего, с женскими профсоюзами и касалась вопросов регулирования законодательства в области организации женского и детского труда. Следует отметить, что зачастую темы лекций или выступлений совпадали с названиями тех или иных трактатов или программных документов Общества. Например, одна из лекций, с которыми выступала Беатрис Вебб, называлась «Женщины и фабричное законодательство»34. Между тем, наибольшая активность в лекционной деятельности Беатрис наблюдается в период с 1909 года. Это время ознаменовалось для нее окончанием работы в Королевской комиссии по изучению Законодательства о бедных (Poor Law) и разработки так называемого Отчета меньшинства (Minority Report). Беатрис регулярно выступает с докладами не только в Лондоне, но и на периферии, в местных отделениях Фабианского общества35.
Подводя итоги, отметим следующее. Воззрения Беатрис на женское движение в целом и на суфражизм в частности формировались постепенно. Она прошла долгий путь от фактического отрицания суфражистских положений до позиции
демократической суфражистки. На первых порах взгляды Б. Вебб отличаются крайней противоречивостью: с одной стороны, ей свойственно стремление принимать деятельное участие в общественно-политической жизни страны, а с другой — «боязнь» отказаться от традиционной точки зрения Викторианской эпохи на роль и место женщины в обществе. Она говорила, что поддерживает некоторое дистанцирование женщины от политики, и в то же время вся ее деятельность доказывала со всей определенностью иное — женщина не только может заниматься политикой, но и пользоваться на этом поприще успехом. Однако заложенное с детства стремление к всестороннему и объективному анализу различных точек зрения с необходимостью приводят ее к поддержке основных суфражистских постулатов. При этом, в отличие от ряда суфражисток, она не только декларирует эти принципы, но и доказывает их, опираясь на собранный в результате долгих исследований эмпирический материал.
Примечания
1 Introduction // Women’s Fabians Tracts / Ed. by S. Alexander. L. ; N. Y., 1988. P. 4.
2 Ibid. P. 7.
3 Crawford E. The Women’s Suffrage Movement. A reference Guide, 1866—1928. L., 2001.
4 Ibid. P. 212.
5 Smith H. J. L. The British Woman’s Suffrage Campaign, 1866—1928. Edinburgh, 1998. P. 38 ; Introduction. P. 7.
6 100 Years of Fabian Socialism 1884—1984. L., 1984. P. 15.
7 См., напр.: Pankhurst S. The Suffagette Movement: an Intimate Account of Persons and Ideals. L., 1977 ; Pankhurst C. Unshackled: the Story of How We Won the Vote. L., 1987 ; Pankhurst E. My Own Story. L., 1914 ; Holton S. S. The Making of Suffrage History // Votes for Women / Ed. by J. Purvis, S. S. Holton. L. ; N. Y., 2000.
8 Hutchins B. L. The Working Life of Women // Women’s Fabians Tracts. P. 164—170.
9 Drake B. Starvation in the Midst of Plenty: a New Plan Feeding of School Children // Ibid. P. 411—422.
10 Webb B. Women and Factory Acts // Ibid. P. 17—30 ; Webb B. A New Reform Bill // Ibid. P. 338—410.
11 Introduction. P. 9.
12 100 Years of Fabian Socialism 1884—1984. P. 15.
13 Webb B. A Women and the Factory Acts.
14 См.: Webb В. The History of the Trade Unionism. 2-d Ed. L. ; N. Y. ; Bombay, 1896.
15 Webb B. A Women and the Factory Acts. P. 18.
16 Ibid.
17 Ibid. P. 25—26.
18 См., напр.: Полкинкорн Б. Раскол в женском движении : можно ли извлечь уроки из британского опыта // Адам & Ева : альманах гендерной истории. 2002. № 4. С. 101.
19 Webb B. A Women and the Factory Acts. P. 25—26.
20 Despard C. Trade Unionism and the Vote // The Vote. 1911. Vol. 4. № 97. September, 2.
21 Webb B. A Women and the Factory Acts. P. 17.
22 См., напр.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. М., 1955. Т. 21 ; Бебель А. Женский вопрос. Положение женщины в современном обществе и при политическом строе. Одесса, 1905 ; Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959. См. также: Репнина Л. В. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. М., 2002 ; Женщина в современном мире / под ред. В. В. Любимовой и др. М., 1989 ; Скорнякова С. С. Феминизм и марксизм: два подхода к решению женского вопроса // Феминизм и российская культура : сб. тр. СПб., 1995.
23 Webb B. A Women and the Factory Acts. P. 18.
24 Коллонтай А. М. Женское рабочее движение // Марксистский феминизм : коллекция текстов А. М. Коллонтай. Тверь, 2003.
25 Webb B. A Women and the Factory Acts.
26 Introduction. P. 8.
27 Ibid.
28 Webb B. May Apprenticeship. L., 1926. Р. 87.
29 Atkinson M. The Economic Foundations of the Women’s Movement // Women’s Fabian Tracts. P. 189.
30 Webb B. A Women and the Factory Acts.
31 Виноградов В. Н. У истоков лейбористской партии (1889—1900). М., 1965. С. 225.
32 100 Years of Fabian Socialism, 1884—1984. P. 20.
33 The Fabian Summer School (Appendix V) // Cole М. The Story of Fabian Socialism. L. ; Melbourne ; Toronto, 1961. P. 349.
34 Webb B. A Women and the Factory Acts.
35 McBriar A. M. Fabian Socialism and English Politics, 1884—1918. Cambridge, 1962. P. 182.