Научная статья на тему 'Радикальное измерение мужских и женских общественно-политических движений в Британии XX века'

Радикальное измерение мужских и женских общественно-политических движений в Британии XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
22
Поделиться

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д. Б. Вершинина

Рассматривается влияние радикальной традиции на британские общественнополитические движения, связанные с гендерной проблематикой, а также поднимается вопрос типологии подобных движений в британской политической истории XX в.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Д. Б. Вершинина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RADICAL DIMENSION OF WOMEN AND MEN MOVEMENTS IN BRITAIN OF THE XX CENTURY

The article deals with the issues of the impact of the radical tradition on British social and political movements linked with gender problems. Some problems of typology of such movements are under investigation.

Текст научной работы на тему «Радикальное измерение мужских и женских общественно-политических движений в Британии XX века»

2004

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

История

Выпуск 5

РАДИКАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В БРИТАНИИ

XX ВЕКА

Д.Б. Вершинина

Пермский государственный университет, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Рассматривается влияние радикальной традиции на британские общественно-политические движения, связанные с гендерной проблематикой, а также поднимается вопрос типологии подобных движений в британской политической истории XX в.

Феноменом XX в. стали массовое развитие и активизация радикальных политических движений. В Великобритании, где к рубежу XIX и XX вв. сложился идеал британца как сдержанного человека, не склонного к радикальным действиям и определились основные характеристики британской политической культуры (приверженность либеральным принципам и ориентация на конституционные методы борьбы), радикальные идеи не пользовались таким успехом, как во многих других странах Европы. Джордж Оруэлл в 1940-е гг. писал, что в Британии «даже самые коренные перемены возможны лишь мирным путем, с демонстративным соблюдением законности, и это понимают все, за исключением «сумасшедших экстремистов» на перифериях различных политических партий»1.

Едва ли не самыми радикальными в британской политической истории были движения, связанные с женской эмансипацией. Так, уже в начале XX в. самой крупной британской организацией, которая по праву могла считаться радикальной, был Женский социально-политический союз (ЖСПС), воинственные действия которого в борьбе за право голоса для женщин привлекли всеобщее внимание к проблеме женского равноправия.

В отличие от других суфражисток члены ЖСПС, получившие название «суфражеток», не верили в использование традиционных методов борьбы за избирательное право. Лидер союза Эммелин Панкхерст в автобиографии объясняла ситуацию, сложившуюся в то время: «Мы отчетливо осознавали, что ... правительство ... враждебно по отношению к женскому избирательному праву, и мы будем вынуждены сражаться с ним до тех пор, пока не победим или не выгоним его.»2. Суфражет-ки выступали против компромисса с властями и объявляли наступление на правительство, а

затем стратегию нарушения закона главным методом борьбы за женское равноправие.

Радикализм суфражеток из ЖСПС заключался, по мнению большинства исследователей, именно в том, что своими противозаконными действиями они бросали вызов устоявшимся представлениям о гендерных ролях, разрушали гендерные стереотипы. Поджог домов и битье стекол не были традиционным занятием леди, поэтому «образ женщины как пассивного, зависимого создания суфражетки разнесли вдребезги так же эффективно, как и зеркальные окна на Риджент-стрит»3. Понимание того, что женщины могут действовать подобным образом, было важно не столько для успешного проведения кампании за избирательные права, сколько в плане воздействия на существующую патриархатную идеологию мужчин. Сама Кристабель Панкхерст писала о том, что воинственность действий - это не столько метод завоевания права голоса, сколько «средство изменить ошибочные отношения низших и высших, которые существуют между мужчинами и женщинами»4.

Метод атаки правительства был заимствован у ирландских националистов. Суфражетки этого и не скрывали: свою деятельность они ставили в один ряд с ирландским национально-освободительным движением и называли свои действия гражданской войной. Эммелин и Кристабель Панкхерст преклонялись перед политическим опытом лидера движения за самоуправление Ирландии Чарльза Парнелла. Глава ЖСПС писала: «Он и его маленькая партия не могли и надеяться на то, чтобы добиться принятия закона о гомруле во враждебном окружении. Но постоянной обструкцией он однажды измотает правительство и принудит его к капитуляции. То был ценный политический урок, который годами позже мне предстояло обратить в практику»5. Тереза

© Д.Б.Вершинина, 2004

Биллингтон-Грейг, которая в 1907 г. вместе с Шарлоттой Деспард и еще примерно семьюдесятью женщинами вышла из ЖСПС и сформировала Женскую Лигу Свободы, в книге «Милитантское суфражистское движение. Эмансипация в спешке», изданной в 1911 г., также подчеркивала, что политику Женского социально-политического союза следует описывать как построенную на использовании тактики Парнелла: «...антиправительственная политика есть прямой подарок Ирландской партии под руководством Парнелла»6.

Суфражистское движение постепенно развивалось по пути применения методов открытого террора, что привело к росту недоверия к союзу со стороны значительной части английского населения. Как полагают многие исследователи7, деятельность ЖСПС скорее нанесла вред общему делу борьбы за женское избирательное право, чем убедила британских политических деятелей в необходимости предоставить женщинам право голоса. Более того, в целом ряде публикаций начиная с мемуаров Сильвии Панкхерст и Рэй Стрэчи деятельность ЖСПС рассматривается как противоречащая той высокой демократической цели, которую провозглашали суфражетки, -получению женщинами права голоса. Вся политика милитанток расценивается как «оппортунистическая», их действия - как «оскорбление духа революции», «эксплуатация революционных сил и полных энтузиазма женщин ради рекламных целей»8. Одним из основных предметов критики милитанток является их требование предоставления избирательного права лишь обладающим собственностью женщинам среднего и высшего классов. Как писала Тереза Биллингтон-Грейг, постепенно организация отошла от своих лейбористских корней и стала «социально привилегированной . фешенебельной, ультрарес-пектабельной...»9. С переездом в Лондон в 1906 г. организация потеряла связи с работницами Северной Англии и гораздо большее влияние в союзе приобрели экстравагантные богатые дамы.

Кроме того, основанием для отнесения и ЖСПС, и даже конституционного Национального союза обществ женского избирательного права к правым организациям, базирующимся на весьма консервативных идеях, противоречащих очевидным либеральным требованиям юридического и политического равноправия,

является их мнение о том, что женщины - потенциальные спасительницы нации и им следует дать политические права для реформирования и оздоровления общественной сферы. Таким образом, в основе теории лежала идея различия полов, обусловленная исходным моральным превосходством женщин над мужчинами. Ярким свидетельством тому служат слова лидера Национального союза обществ женского избирательного права Милисент Гарретт Фосетт: «Мы не желаем быть плохим подобием мужчин, мы не отвергаем и не умаляем различия между мужчиной и женщиной. Требование женщин иметь представительство в парламенте является следствием существования таких различий. Женщины приносят на службу государству нечто отличное от того, что могут дать мужчины»10.

Еще одним доказательством эволюции взглядов лидеров ЖСПС в правом направлении является тот факт, что с началом первой мировой войны практически все они стали на позиции шовинизма и милитаризма. Сильвия Панкхерст в своих мемуарах назвала это «трагическим предательством великого движе-ния»11. Именно поэтому некоторые исследователи даже считают, что воинственная кампания суфражеток была авторитарным и истерическим движением, во многом приближавшимся к фашизму. Интересно, что отдельные феминистские группы впоследствии действительно во многом поддерживали Гитлера и Муссолини, идеи которых о женской роли и добродетелях напоминали феминистские положения. Кроме того, позднее целый ряд активисток суфражистского движения вступили в ряды Британского союза фашистов.

Радикализация действий ЖСПС способствовала росту недоверия к идеям женского равноправия в целом со стороны значительной части населения, расширению рядов ан-тисуфражистов и усилению антисуфражистских настроений. По мнению философа Бел-форта Бакса, воинственные акции суфражеток доказывали неспособность женского интеллекта мыслить логически или политически, поскольку в отличие от мужчин, всегда использовавших жестокость с целью защиты государства от врагов, женщины превратили жестокость в политику целого движения. С его точки зрения, «даже террорист-анархист ... логичен в своих действиях.»12. В работе 1913 г. «Мошенничество феминизма», кото-

рую некоторые исследователи называют первым произведением маскулизма, Бакс стремился доказать безосновательность главной идеи суфражистского движения об угнетении женщин. В этом с ним соглашались все анти-суфражисты, в том числе женщины: так, писательница миссис Хамфри Уорд писала: «... в течение последних пятидесяти лет все главные несправедливости закона в отношении женщин были устранены»13.

Более того, уже в начале XX в. наиболее активные противники суфражеток говорили о негативном влиянии женского движения на положение мужчин. Белфорт Бакс, к примеру, заявлял, что английские законы в гораздо большей степени благоприятствуют женщине, чем мужчине; «семейное право. - памятник легализованной тирании над мужем в интересах жены»14. Таким образом, в представлении Белфорта Бакса, женщины не должны предъявлять каких-либо претензий к мужчинам; следовательно, делает он вывод, «все современное женское движение основано... на предположении, которое абсолютно безосновательно, а именно, что мужчина систематически угнетал женщину в прошлом, что естественным является стремление жестокого мужчины всегда подавлять женщину или, если посмотреть с другой стороны, что женщина является жертвой мужского эгоизма»15.

Вторая волна феминизма и женского движения возникла в странах Запада в результате интенсивного развития в 1960-е гг. радикальных движений протеста - молодежного, студенческого, за гражданские права, против войны во Вьетнаме и т.д. В Великобритании особую роль сыграло активное участие женщин в рабочем движении 1960-х гг.; по сути, именно с выступлений женщин-работниц (машинисток на заводе Форда в 1968 г., текстильщиц в Лидсе в 1970 г. и т.д.) и началось новое британское женское движение. Все это обусловило тесную взаимосвязь британского женского движения с борьбой рабочего класса. В результате наибольшее распространение в Великобритании получило социалистическое направление феминизма. Так, одним из наиболее крупных социалистических феминистских авторов в 1960-1970-е гг. являлась Джуллиет Митчелл, известная работой «Женское сословие» и пропагандой феминистских идей в журнале "The New Left Review".

Большинство исследователей выделяют в женском движении второй волны два направ-

ления - женское освободительное движение (the women's liberation movement или Women's Lib) как реализацию концепции радикального феминизма и движение за права женщин (the women's rights movement) - умеренное крыло, в основу программных установок которого легла идейно-политическая концепция либерального феминизма. Первым в Великобритании возникло женское освободительное движение. Как отмечает Пол Берн, «вначале все социалистические феминистки были радикальными феминистками, а все радикальные -социалистическими, или, скорее, две ветви еще не разделились»16. Дэвид Бушье утверждает, что либеральная традиция, которая играла такую важную роль в американском женском движении, в Британии не получила активного развития, поэтому «феминизм здесь был революционным движением с самого начала и недвусмысленно формулировал свой вызов в социалистических или марксистских терминах»17.

На 1970-е гг. приходится пик развития идей радикальных феминисток, что выразилось в отказе конституироваться на национальном уровне (поэтому проведение национальных конференций к 1979 г. сошло на нет) и дроблении движения по инициативе снизу (grass-roots) на массу небольших неформальных дискуссионных групп женской взаимопомощи и взаимодействия, принципиально отвергавших любую иерархию. Они получили название групп «роста самосознания» (conscious-raising). Для радикальных феминисток вроде Шейлы Джефферс «рост самосознания» был сущностью всего движения женского освобождения: он был «основой революционной борьбы женщин. Его цель - развитие революционного гнева.»18.

Отказ от взаимодействия с государственными структурами был связан с тем, что само государство рассматривалось лишь как проявление мужской патриархатной власти, так как структуры и институты государства созданы мужчинами и воплощают исключительно их интересы. Более того, враждебность радикальных феминисток по отношению к мужчинам в целом и к мужским институтам, сексуальности и убеждениям в частности достигала уровня, на котором лесбиянство расценивалось как выход из ситуации. Так, Национальная Британская конференция за освобождение женщин, состоявшаяся в 1978 г. в Бирмингеме, приняла резолюцию, в которой

«право определять свою сексуальность» становилось главным вопросом всего женского движения.

В результате принятия радикальных установок на «бесструктурность», «неформальность» и «децентрализацию» с середины 1970-х гг. движение перестало быть заметным на национальном уровне; оно сосредоточилось в основном на организации кампаний, связанных с частными вопросами. Но уже к середине 1980-х гг. британское женское движение, в значительной степени преодолев излишний сепаратизм, изменило свою стратегию и стало активно разрабатывать идеи использования закона и государственной власти в своих целях. Благодаря включению феминисток в структуры лейбористской партии Великобритании произошла ревизия отношения партии к роли и месту женщин в обществе, оценки ею гендера - теперь как важного политического компонента. Такая политика лейбористской партии, включившей в свою программу феминистские требования и успешно их реализующей, непосредственным образом влияет на развитие британского женского движения. Как пишет Е.В.Водопьянова, сегодня британское женское движение, в отличие от континентальных, «вовсе не стремится реализовывать себя в радикализме и ратует за развитие женского начала в культуре преимущественно реформистским путем...»19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время нельзя говорить о том, что с переориентацией большой массы феминисток на необходимость работы в существующей политической системе прекратились радикальные протестные акции. Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений радикального феминизма в 1980-е гг. в Великобритании становится экофеминизм, для представительниц которого феминистские ценности и принципы, связанные с уничтожением неравенства женщин, сопряжены с экологическими ценностями и принципами, связанными с прекращением эксплуатации природы. Идеи экофеминизма получили воплощение в создании палаточных женских лагерей мира. В Великобритании в 1980-е гг. их насчитывалось более ста, но наиболее известным стал лагерь, разбитый англичанками около военно-воздушной базы Гринэм-Коммон (Greenham Common) в знак протеста против размещения на ней американских крылатых ракет «Томагавк».

Экофеминизм активно критикуется современными либеральными феминистками, утверждающими, что он мешает борьбе женщин против их идентификации с природой, служившей оправданием женской подчиненности. Именно в результате подобного сравнения женщин с природой и акцентирования их отличий от мужчин, утверждают противники экофеминизма в среде активисток женского движения, женщины оказались несправедливо отстраненными от выполнения равной с мужчинами роли в общественной жизни. Соответственно, экофеминизм оценивается ими как «регрессивное» явление. В таком же ракурсе рассматривается и борьба радикальных феминисток против порнографии. Так, Рэйчел Гивен-Уилсон в статье «Где радикалы?» называет радикальных феминисток «мошенницами с консервативными ценностями» и «религиозными моралистками»20.

Таким образом, можно говорить об активном развитии в Великобритании второй половины XX в. женского движения, феминистских идей, причем в самых разнообразных формах. Не последнее место среди форм реализации таких идей занимают разнообразные радикальные акции. При этом, как и в начале XX в., в ответ на феминизацию политики и общества в 1970-1990-е гг. происходит активизация антифеминистских сил, представленных многочисленными мужскими организациями.

Современные британские антифеминисты утверждают, что естественными ролями для женщины являются роли жены, матери и домохозяйки, а для мужчины - роли лидера и воина. Соответственно, они соглашаются с тем, что развитие феминизма и эмансипация женщин ведут общество к неминуемой катастрофе, причем, возражая против дальнейшего развития феминизма в Британии, ссылаются на негативное влияние женской эмансипации на мужчин. Большинство противников феминизма полагают, что изображение женщин «бессильными жертвами патриархатного угнетения»21 используется активистками женского движения для оправдания дискриминации представителей противоположного пола. Действительно, распространенным среди антифеминистов является утверждение о том, что сегодня не женщины, а именно мужчины - настоящие жертвы дискриминации: «Мы слышим бесконечные жалобы по поводу женоненавистничества, но в действительности

миром правит мужененавистничество. Или если не мужененавистничество, то, во всяком случае, глубокое неприятие и непонимание

маскулинности: мальчики и мужчины все ча-

22

ще порицаются и принижаются» .

По мнению активистов многочисленных мужских организаций, феминистки создали ситуацию, позволяющую женщинам перехватить инициативу у мужчин абсолютно во всех сферах. Женщины стали похожи на мужчин, а в современном обществе был установлен в неявном, а часто и в явном виде матриархат. Противники феминизма утверждают, что во всех сферах жизни (образование, медицина, политика, семья) происходит дискриминация мужчин. Борясь против этого, современные мужские организации и женщины - противницы феминизма выдвигают радикальные идеи правого порядка, говоря о кризисе мужской идентичности, обвиняя в этом феминизм, разрушающее движение, породившее в обществе враждебность и подозрительность.

Как видим, общественно-политические движения, связанные с гендерной проблематикой, были одними из наиболее радикальных в Британии на протяжении всего XX столетия. И воинственный суфражизм, и радикальный феминизм, безусловно, представляют собой результат развития радикальной традиции в британской политической истории, как и движения их противников. Однако использовать традиционную типологию радикальных движений, а именно разделение их на леворадикальные и праворадикальные, при исследовании движений, в центре внимания которых находится гендерная проблематика, достаточно сложно. Антисуфражистские и антифеминистские взгляды, безусловно, можно расценивать как проявление правого радикализма, поскольку основной идеей антифеминистов (и даже некоторых антисуфражистов) является мысль о негативном влиянии феминизма, которое заключается в разрушении традиционных устоев общества.

Что касается британского женского движения, то не всегда можно точно определить, к какому типу радикализма относится та или иная его разновидность. Как ЖСПС первоначально действовал в русле Независимой рабочей партии - партии, безусловно, левой направленности, так и современный феминизм возродился в Британии на волне леворадикальных протестов. Однако, как уже отмечалось, очень многие идеи и суфражисток нача-

ла XX в., и радикальных феминисток второй половины того столетия вступают в противоречие с традиционными либеральными ценностями. Идея различия полов и морального превосходства женщин противоречит масштабной цели движений - эмансипации женщин, которая сама по себе, несомненно, является демократической. И воинственный суфражизм, и радикальный феминизм характеризуются смешением идей и теорий, поэтому к ним нельзя применять традиционную типологию радикальных движений.

С другой стороны, содержание методов, которые использовали в своей борьбе суфра-жетки из ЖСПС и радикальные феминистки второй волны женского движения в Британии, позволяет говорить о тесной связи британского женского движения с радикальной политической традицией.

Исследование эволюции радикальной компоненты в гендерно ориентированных движениях в британской истории XX в. позволяет задуматься о возможности применения к подобным движениям традиционной системы координат - «правые-левые», используемой по отношению к радикальным движениям. Если мужской шовинизм (и антисуфражистский, и антифеминистский) можно охарактеризовать как новую разновидность правого радикализма, то феминистский радикализм не вписывается в привычные рамки. В процессе развития феминизма в нем все в большей мере обнаруживаются ценности правого порядка, поэтому можно говорить о радикальном феминизме как о явлении, эволюционирующем в направлении от левого лагеря к правому. При этом совершенно очевидно, что степень радикализации остается прежней. Таким образом, можно утверждать, что в процессе упомянутой эволюции меняются ценности в радикальном секторе политического спектра, а это свидетельствует о том, что существует некое радикальное измерение политических движений, независимо от того, какие ценности при этом являются доминирующими (класс, раса, нация или пол; левые или правые ценности).

Современные исследователи говорят о кризисе системы координат «правые-левые», и изучение движений, в центре внимания которых находится гендерная проблематика, показывает, что традиционная типология зачастую не применима. Современный феминизм - это смешение разнообразных ценно-

стей, и правого, и левого порядка, что особенно четко проявляется в радикальном феминизме. Изучение гендерно-ориентированных движений в британской истории XX в. может дать материал для выработки более точной системы координат, в которая учитывались бы все общественно-политические движения.

Примечания

1 Оруэлл Дж. Политические воззрения англичан // http:// orwell.ru/library/essays/English_People/r/reppl3.htm.

2 Цит. по: Mcintyre L. Emmeline Pankhurst: Instrumental in Leading Women to the Vote // www.lexcie.zetnet. co.uk/emmeline.htm.

3 Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. С.100.

4 Pankhurst C. Militancy // New Statesman. 1999. 29 Nov. Vol. 128. Issue 4464 // www.britishcouncil.ru.

5 Цит.по: Новикова Н.В. Женский социально-политический союз: идеология и политика радикального феминистского движения в Великобритании в начале ХХ века // www.yspu.yar.ru/vestnik/novye Issledovaniy/23.

6 Billington-Greig T. The Militant Suffrage Movement. Emancipation in a Hurry. London, 1911. P. 200.

7 См.: Новикова Н. В. Женский социально-политический союз: идеология и политика радикального феминистского движения в Великобритании в начале ХХ века; Caine B. English Feminism 1780-1980. Oxford, 1997; Dangerfield G. The Strange Death of Liberal England. London, 1970; Pugh M. Women and Women's Movement in Britain. London, 2000.

8 Billington-Greig T. Op.cit. P. 4.

9 Ibid. P. 13.

10 Цит. по: Новикова Н.В. Женское движение в Великобритании в конце XIX - начале XX веков // www. yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/6.

11 Pankhurst E.S. Suffragettes in 1914 // www.here-tical.com/suffrage/1914pank.html.

12 Bax B. The Fraud of Feminism // http://members. garbersoft.net/~spartacus/bax.htm.

13 Ward Mrs. H. An Appeal Against Female Suffrage // www.tasc.ac.uk/histcourse/suffrage/document/humpappe.ht m#title.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 BaxB. Op.cit.

15 Ibid.

16 Byrne P. The politics of the women's movement // Parliamentary Affairs. 1996. Vol. 49, N 1 // www.british-council.ru.

17 Bouchier D. The Feminist Challenge. The Movement for Women's Liberation in Britain and the United States. London, 1983. P. 56.

18 Цит. по: Caine B. English Feminism 1780-1980. P. 266-267.

19 Водопьянова Е.В. Европейский феминизм: идеи и движение // Современная Европа. 2000. №4. С. 63.

20 Given-Wilson R. Where are the Radicals? // www. thefword.org .uk/features/theradicals. live?skin=textonly.

21 Masculism // www.wi kipedia.org/wiki/Masculism.

22 Marrin M. Hatred of Things Male Has Led to The Rape of Justice // www.justiceinfamilylaw.co.uk/ misan-drist.htm.

RADICAL DIMENSION OF WOMEN AND MEN MOVEMENTS IN BRITAIN OF THE XX CENTURY

D.B. Vershinina

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

The article deals with the issues of the impact of the radical tradition on British social and political movements linked with gender problems. Some problems of typology of such movements are under investigation.