Научная статья на тему 'Политическая культура и идеология в странах Запада: гендерный аспект. Программа спецкурса'

Политическая культура и идеология в странах Запада: гендерный аспект. Программа спецкурса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1538
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / женская история / гендерная история / дискриминация / феминизм / суфражизм / маскулинность / феминность / gender / Women’s History / Gender History / discrimination / feminism / suffragism / masculinity / femininity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Д Б. Вершинина

Представленный учебно-методический комплекс посвящен изучению истории стран Запада в контексте нового и перспективного направления гендерной истории. Программа курса предполагает исследование предпосылок, особенностей, этапов женского движения в Европе и Америке, знакомство с трудами классиков феминизма XVIII-XX вв. В комплекс входит пояснительная записка, содержание курса, вопросы к самостоятельной работе студентов, рекомендуемые источники и литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political culture and ideology in the countries of the West: gender aspect. The program of a special course

The present teaching and methodological set (unit) is devoted to Western History in prospect of Gender Studies new and perspective academic trend. The course opens some serious possibilities to examine main prerequisites for Women’s Movement in Europe and North America, to understand its peculiarities and stages and to get knowledge in some classical works of feminism of the XVII-XX centuries. The unit consists of Explanatory Note, the Text of the Course, Recommendations for SelfControlled Work on some topics of the course, the List of Sources to study and Literature to read.

Текст научной работы на тему «Политическая культура и идеология в странах Запада: гендерный аспект. Программа спецкурса»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 История Выпуск 4 (11)

КАФЕДРА

УДК 316.723+316.346.2(4)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ. ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

Д. Б. Вершинина

Представленный учебно-методический комплекс посвящен изучению истории стран Запада в контексте нового и перспективного направления - гендерной истории. Программа курса предполагает исследование предпосылок, особенностей, этапов женского движения в Европе и Америке, знакомство с трудами классиков феминизма ХУШ-ХХ вв. В комплекс входит пояснительная записка, содержание курса, вопросы к самостоятельной работе студентов, рекомендуемые источники и литература.

Ключевые слова: гендер, женская история, гендерная история, дискриминация, феминизм, суфражизм, маскулинность, феминность.

Конец XX - начало XXI вв. в России отмечены ростом интереса исследователей к гендерным аспектам гуманитарных наук, в том числе и истории. Одно из центральных мест среди подобных сюжетов занимает история женского движения, без понимания которой невозможно осознать значимость и специфику современного состояния гендерных отношений в российском и западном обществах. В то же время стоит признать определенную непопулярность тем, связанных с историей женского движения, как в отечественной историографии, так и в программах специальных курсов на исторических факультетах вузов.

Спецкурс «Политическая культура и идеология в странах Запада: гендерный аспект» предназначен для студентов четвертого курса историко-политологического факультета, обучающихся по специальности «История», и призван дать студентам возможность посмотреть на уже известную им историческую эпоху с точки зрения тендерного подхода, который практически не учитывается в традиционном преподавании исторических дисциплин. В результате освоения курса студенты получают представление об исторической изменчивости гендерных моделей и о гендерной истории в целом, что в дальнейшем будет способствовать более объективному анализу исторических процессов.

Концептуальная новизна спецкурса заключается в том, что он опирается на гендерный подход, без которого изучение исторического процесса не может быть полноценным, ведь гендерные исследования позволяют через фактический материал увидеть ценность гражданских постулатов, выработанных человечеством. Одной из базовых гражданских ценностей является толерантность, принципы которой закреплены в международных документах и Конституции Российской Федерации. Определение толерантности представлено в «Декларации принципов толерантности», утвержденной ЮНЕСКО в 1995 г.: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»1.

Гендерный подход к истории формирует терпимое отношение к другому человеку, обращает внимание на взаимоотношения полов в разных исторических эпохах и людских сообществах и является одним из наиболее актуальных для современной исторической науки. Развитие демократических принципов немыслимо без ликвидации дискриминации по признаку пола в той же степени, что и ущемление прав по признаку нации, расы, вероисповедания и других различий.

Если в западных странах появление женских исследований произошло в конце 1960-х гг., а становление гендерного подхода относилось уже к началу 1980-х гг., то в отечественной науке

© Д. Б. Вершинина, 2009

1 Декларация принципов толерантности [электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/declar.html

вплоть до рубежа 1980-1990-х гг. не шло речи ни о женских, ни о тендерных штудиях. С началом перестройки, с допущением плюрализма научных направлений стало возможным восстановление в статусе актуального и нерешенного «женского вопроса», за чем последовала постепенная институ-ционализация женской проблематики в гуманитарном научном знании. Курсы по тендерным исследованиям начали внедряться в систему высшего образования уже в 1990-х гг., однако большая часть этих курсов была предназначена для студентов таких специальностей, как «Социология», «Философия», «Психология». Для студентов-историков курсов, связанных с гендерным аспектом исторических событий, читалось мало, а для студентов-историков Пермского государственного университета подобный курс впервые был прочитан в 2006-2007 учебном году.

«Академизация» феминизма не только привела к внедрению курсов по женским исследованиям. Она, как пишет С. Г. Айвазова, «в принципе изменила общественные представления о содержании демократии, заставила увидеть многогранность, многоликость, "пестроту" социального пространства...» [5, 166]. В то же время по сей день внедрение гендерного подхода в научную и образовательную среду сталкивается с многочисленными препятствиями, центральным из которых представляется неприятие феминизма как такового. Эти общественные настроения выявляют традиционализм российского общества. Преодоление гендерных стереотипов, сформировавшихся у студентов как типичных представителей российской культуры, является, поэтому, одной из главных целей читаемого курса.

Основательное знакомство студентов с гендерным подходом в гуманитарных науках, в том числе и в истории, должно не просто поменять их отношение к собственной позиции в современном обществе. Преодолев в себе гендерные стереотипы, будущий преподаватель сможет использовать основы гендерных знаний в профессиональной деятельности и реализовывать гендерное просвещение в школе. Изучение курса способствует становлению у студентов гражданского самосознания, основанного на толерантности, ответственности за ситуацию в стране, уважении к иному человеку.

Цель курса - сформировать у студентов представление о таком перспективном направлении в зарубежной и отечественной историографии, как женская и гендерная история. Задачи курса:

^ создать условия для освоения студентами основ гендерной теории и методологии; ^ способствовать возникновению у студентов интереса к гендерной проблематике; ^ ознакомить студентов с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;

^ проанализировать развитие гендерных исследований на Западе и в России; ^ сформировать у студентов навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности;

^ оказывать содействие преодолению у студентов гендерных стереотипов и формированию у них гендерной культуры;

^ раскрыть динамику развития гендерных отношений в странах Запада в новое и новейшее

время;

^ рассмотреть представления о месте и роли женского пола в истории, философии и культуре;

^ дать сравнительный анализ развития женского движения на Западе;

^ познакомить студентов с произведениями активистов женского движения и с философскими трудами, посвященными женскому вопросу.

Требования к уровню освоения дисциплины

Освоение содержания спецкурса «Политическая культура и идеология в странах Запада: ген-дерный аспект» предусматривает:

^ осознание студентами актуальности гендерного равенства; ^ овладение знанием основных понятий гендерной теории;

^ формирование навыков критического прочтения текстов и выявления их гендерной составляющей;

^ формирование позитивного отношения студентов к феминизму и женскому движению; ^ осмысление студентами междисциплинарной сущности гендерного подхода.

Содержание курса

Раздел I. Гендерные исследования в гуманитарных науках. Гендер и история

Тема 1. Введение в курс. Структура, цели и задачи курса. Особенности изучения курса. Биологическое и социальное в понятиях «пол» и «гендер». Гендерные исследования. Феминистские и гендерные исследования: соотношение.

Тема 2. Основные понятия гендерной теории и ее место в социогуманитарном знании. Основные категории гендерной теории: гендерная идентичность, гендерные роли, гендерные стереотипы. Место гендерных исследований в структуре социальных наук. Использование гендерного подхода в гуманитарных науках: социологии, философии, культурологии, психологии, экономике, политологии. Междисциплинарность как характеристика гендерных исследований.

Тема 3. История женщин и гендерная история в странах Запада и в России. Зарождение «новой социальной истории» в 1960-х гг. в Европе и США. Оформление новых исторических субдисциплин. История женщин, историческая феминология, гендерная история - определение специфики. Мужская история и ее место в гендерных исследованиях.

Раздел II. Гендерные отношения в странах Запада в раннее новое время

Тема 4. Представления о месте женщины в раннее новое время. Полоролевые отношения в эпоху Нового времени. Проблема женского образования в странах Западной Европы. Кристина Пи-занская и Мэри Эстелл - ранние феминистки. «Книга о граде женском».

Тема 5. Предпосылки появления феминизма в конце XVIII в. Великая французская революция и феминизм. Философы Просвещения о женщине. Ж.-Ж. Руссо, «Эмиль, Или о воспитании». Великая французская революция и Американская революция: гражданские свободы и равноправие полов. Олимпия де Гуж. «Декларация прав женщины и гражданки». Мэри Уолстонкрафт. «В защиту прав женщины». Абигайл Адамс.

Тема 6. Характер представлений о женщине в XIX в. Английское право и Гражданский кодекс Наполеона: легализация гендерной иерархии и подчинения женщин. Идеи гендерной гармонии и эмансипации женщин в трудах Фурье и Сен-Симона. Влияние романтизма на создание культа женственности в XIX в. Викторианская добродетель: двойной стандарт. В. Ницше, А. Шопенгауэр, П. Вейнинтер и представления о месте женщины в обществе.

Раздел III. Феминистская идеология и женское движение первой волны в странах Запада

Тема 7. Предпосылки первой волны женского движения. Изменения на рынке труда. Социальная и гендерная стратификация. Женская литература: Дж. Остен, Ш. Бронте, Ж. Санд. Книга Джона Стюарта Милля «Подчиненность женщин» и ее влияние на развитие женского сознания. Семья Дж. Ст. Милля и Гарриет Тэйлор и ее роль в феминистской идеологии в Англии. Элизабет Кэди Стэнтон и феминизм в Америке. Ограниченность либерального феминизма XIX в.

Тема 8. Суфражистское движение в странах Запада. Феминизм и суфражизм: соотношение понятий. Суфражизм в Европе и США: общее и особенное. Дискуссии в суфражистском движении США и Великобритании. Феномен «новой женщины». Женский вопрос и права женщин в партийно-политическом дискурсе. Сторонники женской эмансипации среди мужчин, их организации. Антисуфражистские организации. Первая мировая война и гендерные отношения.

Тема 9. Марксистский и социалистический феминизм во второй половине XIX- начале XX в. Марксизм и женский вопрос: решение проблемы равенства полов. Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства». А. Бебель, «Женщина и социализм». Германская социал-демократия и феминизм: Лили Браун, Клара Цеткин, Роза Люксембург. Американский социалистический феминизм: Шарлотта Перкинс Гилман, анархистский феминизм Эммы Голдман, коммунистический феминизм Мэри Инмэн.

Тема 10. Гендерные отношения в межвоенный период. Итоги первой волны женского движения: достижения и неудачи. Противоречия в феминизме после завоевания избирательного права: сторонницы равноправия против сторонниц особых прав женщин в Америке и Британии. Элинор Рэтбоун. Нацистская модель гендерной политики. Творчество В. Вулф («Своя комната», 1929, «Три гинеи», 1934) и его роль в формирования феминистского сознания.

Раздел IV. Идеология феминизма во второй половине XX в.

Тема 11. Зарождение второй волны женского движения в странах Запада. Симона де Бо-вуар. 1939-1945: военная мобилизация и изменение гендерного разделения на рынке труда. Восстановление традиционных гендерных контрактов после Второй мировой войны. Эра консерватив-

ного согласия 1950-х гг.: конструкты маскулинности и феминности в обществе потребления. Новые социальные движения 1960-1970-х гг. Сексуальная революция. Молодежное движение. Симона де Бовуар и ее книга «Второй пол», значение жизни и творчества де Бовуар для неофеминизма и женского движения второй волны. Вторая волна феминизма: организации, идеология, лидеры.

Тема 12. Либеральный феминизм второй волны в странах Запада. Бетти Фридан и Национальная женская организация в США. Отношение либерального феминизма к государству и партиям. Проблема женского представительства в политике. Политика равных прав и равных возможностей в государствах благосостояния. Политическая институционализация гендерного равенства в Скандинавских странах, Великобритании, США. Проблемы «позитивной дискриминации». Критика либерального феминизма.

Тема 13. Радикальный феминизм на Западе во второй половине XXв. Предпосылки происхождения радикального феминизма. Теория патриархата. Кейт Миллет, Суламифь Файерстоун, Жермен Грир, Ева Файджес, Андреа Дворкин. Отношение радикальных феминисток к государству, семье, сексуальности, насилию, порнографии. Критика гетеросексуальности: теория и практика. Культурный феминизм, экофеминизм. Критика теории патриархата.

Тема 14. Марксистский и постмодернистский феминизм. Проблема постфеминизма. Современный марксизм и феминистская теория. Джулиет Митчелл, Шейла Роуботтэм, Линн Сигал. Постмодернизм и феминистская мысль. Юлия Кристева, Люси Иригарэ, Хелен Сиксу. Феминистская теория на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Проблемы «третьей волны» феминизма.

Тема 15. Мужское движение как ответ на вторую волну феминизма. Мужские исследования и их место в гендерных исследованиях. Радикальный феминизм о маскулинности и мужчинах. Кризис маскулинности в странах Запада во второй половине ХХ в. Мужские движения: основные представители, течения, идеи. Мужской феминизм. Мужское освободительное движение в США. Движение за права мужчин: Уоррен Фаррел («Миф о мужской власти»), движение «Верные слову», мифопоэтическое движение. Роберт Блай, «Железный Джон» - манифест мужского движения.

Вопросы для самоконтроля

Успешное освоение курса невозможно без интенсивной самостоятельной работы. Студентам рекомендуется изучение основных произведений теоретиков женского и мужского движений, представленных в списках литературы. Кроме того предполагается активная работа с Интернет-ресурсами по изучаемой проблеме, включая и англоязычные публикации.

1. Проанализируйте статью Джоан Скотт «Гендер: полезная категория исторического анализа». Что такое гендер, по мнению американской исследовательницы? Что привносит гендерный анализ в историческое исследование?

2. Чем отличается понятие «гендер» от понятия «пол»?

3. Что такое «гендерные стереотипы»?

4. Существует ли объективная оценка мужественности и женственности?

5. В чем специфика гендерных исследований?

6. Каковы исторические причины меньшей политической активности женщин?

7. Политическая фигура Маргарет Тэтчер - «мужская» политика женщины?

8. Проанализируйте воспоминания Ваших родственников (родителей, бабушек, дедушек и т.д.) о том, в чем, во времена их молодости, отличались представления о феминности и маскулинности от современных.

9. Возьмите несколько журналов для мужчин и женщин. Определите тематику публикаций для тех и других. Объясните, каким образом проявляются гендерные стереотипы в данных печатных изданиях.

10. По учебнику истории для вуза посмотрите, как часто среди исторических личностей упоминаются мужчины, насколько - женщины. Почему так?

11. На материале нескольких газет, публикующих объявления о приеме на работу, проанализируйте, какие рабочие места предназначены для мужчин, какие - для женщин, объясните почему?

12. Обратитесь к печатным материалам последней избирательной кампании. Какую активность проявили женщины и мужчины-избиратели? Как представлены женщины и мужчины в ветвях власти?

13. Проанализируйте сказки народов мира и выясните, какие гендерные стереотипы имеют место в разных культурах.

14. Какая информация в Интернете предназначена для мужчин, какая - для женщин? Есть ли в виртуальной реальности гендерные стереотипы?

15. Каким образом гендерные стереотипы отражаются в печатной рекламе (в журналах, газетах, на рекламных щитах)?

16. Проанализируйте, какая телевизионная реклама предназначена мужчинам, какая - женщинам и почему.

17. Нужна ли гендерная история в российском вузе?

18. Каковы были тенденции в исторической науке, способствовавшие появлению гендерной истории?

19. Как формировались взгляды на предназначение женщин и мужчин в истории западной философии?

20. Какой смысл вы вкладываете в понятия «маскулинность» и «феминность»?

21. Какие национальные механизмы и в каких странах были созданы, чтобы привлечь женщин к управлению государством?

22. Каковы исторические корни феминизма?

23. Когда и почему возникло женское движение?

24. Кого называли суфражистками и каковы их главные требования?

25. Сравните развитие суфражизма в Великобритании и США. Что общего и различного в деятельности суфражисток этих стран.

26. Проанализируйте сочинения Олимпии де Гуж и Мэри Уоллстоункрафт. Как в документах проявляется влияние Великой Французской революции?

27. Проанализируйте отрывок из сочинения Джона Стюарта Милля «Подчиненность женщины». Выделите основные идеи английского мыслителя. Как вы думаете, почему именно это сочинение послужило толчком для активизации борьбы англичанок за равные права? Сравните труд Милля с сочинением Уоллстоункрафт. Что в них общего и различного?

28. Какова была степень мужского участия в борьбе суфражисток? Назовите имена мужчин, выступавших за предоставление женщинам избирательных прав.

29. Прочитайте один из романов Герберта Уэллса («Анна-Вероника» или «Жена сэра Айзека Хармана») и определите отношение британского общества начала ХХ в. к милитантской деятельности суфражисток.

30. Проанализируйте речь Эммелин Панкхерст и выделите характерные особенности деятельности Женского социально-политического союза.

31. Перечислите результаты суфражистского движения по странам.

32. В чем сущность позиции марксизма в вопросе о статусе женщины в обществе?

33. Прочитайте работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и выделите основные положения марксистской теории с точки зрения гендерного подхода.

34. Каковы истоки возрождения феминизма во второй половине XX в.?

35. Какую роль в возрождении феминизма сыграла Симона де Бовуар?

36. Назовите основные течения феминизма второй волны. Где эти течения получили наибольшее развитие?

37. Прочитайте работу Симоны де Бовуар «Второй пол» и определите вклад этого сочинения в феминистскую теорию. Какие идеи философии экзистенциализма получили освещение в этой работе?

38. Прочитайте отрывки из работы Кейт Миллет «Сексуальная политика» и докажите, что это сочинение относится к радикальной феминистской мысли.

39. Проанализируйте сочинение Андреа Дворкин «ГЯноцид, или китайское бинтование ног» и определите, к какому течению феминистской мысли относятся идеи американской активистки.

40. Проанализируйте текст Белл Хукс «Феминистская теория: от края к центру» и определите основные тенденции развития современного феминизма.

Центры гендерных исследований

1. Программа гендерных исследований, Европейский Университет в Санкт-Петербурге [электронный ресурс]. URL: www.eu.spb.ru/gender

2. Московский центр гендерных исследований [электронный ресурс]. URL: www.gender.ru

3. Тверской центр женской истории и гендерных исследований [электронный ресурс]. URL: www.tvergenderstudies.ru

4. Харьковский центр гендерных исследований [электронный ресурс]. URL: www.gender.univer. khar-kov.ua

5. Центр гендерных исследований, Европейский гуманитарный университет [электронный ресурс]. URL: http://gender-ehu.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Chicago Women's Liberation Union [электронный ресурс]. URL: www.cwluherstory.com

7. National Council for Research on Women [электронный ресурс]. URL: www.ncrw.org

Список источников

1. Антология гендерной теории / под ред. Е. Гаповой и А. Усмановой. Мн.: Пропилеи, 2000.

2. Бем С. Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. Викторовой Д.; под ред. Ходыревой Н. М.: РОССПЭН, 2004.

3. Бовуар С. де. Второй пол. М., 1997. Т. 1-2.

4. Бурдье П. Мужское господство / пер. с фр. Марковой Ю. В. // Социальное пространство: поля и практики. М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2005.

5. Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

6. Вейнингер О. Пол и характер. Принципиальное исследование. М., 1999.

7. Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки [электронный ресурс]. URL: http://www.vvsu.ru/ grc/e-library/files/deklaratciya_pravjenschini.doc

8. Декларация принципов толерантности [электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/declar.html

9. Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006.

10. Миллет К. Сексуальная политика // Вопросы философии. 1994. № 9.

11. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 4 т. М., 1981. Т. 1.

12. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисова. М., 2002 [электронный ресурс]. URL: www.owl.ru/gender

13. Феминизм: проза, мемуары, письма / пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.

14. Феминистская критика и ревизия истории политической философии / сост. М. Л. Шенли, К. Пейтман. М.: РОССПЭН, 2005.

15. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности. М., 1993.

16. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.

17. Фуко М. Воля к истине по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

18. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». М.: МЦГИ, 2000.

19. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера. М.: РОССПЭН, 2006.

20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 21.

21. American Women's History links [электронный ресурс]. URL: http://womenst.library.wisc.edu/resources/ research/womens-hist-resources.html#other-hist

22. Belsey C. and Moore J., eds. The Feminist Reader: Essays in Gender and the Politics of Literary Criticism. L.: Macmillan, 1990.

23. Butler J. Gender Trouble. Feminism and subversion of identity. L., N.-Y.: Routledge, 1999.

24. Discovering American Women's History Online [электронный ресурс]. URL: http://library.mtsu.edu/ digi-talprojects/womenshistory.php

25. Documents from the Women's Liberation Movement: An Online Archival Collection from Duke University Library, Special Collections Department [электронный ресурс]. URL: http://scriptorium.lib.duke.edu/wlm/

26. Feminist Theory Website [электронный ресурс]. URL: www.cddc.vt.edu/feminism

27. Firestone S. The Dialectic of Sex. N.-Y.: Bantam Books, 1970.

28. Gilligan C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1982.

29. International Archives of the Second Wave of Feminism [электронный ресурс]. URL: http://home.att.net/ ~celesten/2ndwave.html

30. Irigaray L. The Sex Which is Not One. Ithaca; N.-Y.: Cornell Univ. Press, 1985.

31. Ms. magazine [электронный ресурс]. URL: www.msmagazine.com

32. The American University Journal of Gender, Social Policy & the Law [электронный ресурс]. URL: www.tandf.co.uk/journals/carfax/09589236.html

33. Syllabi on the Web for Women- and Gender-Related Courses [электронный ресурс]. URL: www.umbc. edu/cwit/syllabi.html

34. What is feminism? / еd. by J. Mitchell and A. Oakley. N.-Y.: Pantheon Books, 1986.

35. Women's Studies: A Reader / еd. by S. Jackson. L., 2001.

36. Women's Studies [электронный ресурс]. URL: http://dir.yahoo.com/Social_Science/Women_s_Studies

37. Women's Studies Online Resources [электронный ресурс]. URL: www.wougnet.org/Links/aboutwomen. html#WSOR

38. Women's Studies Resources [электронный ресурс]. URL: http://bailiwick.lib.uiowa.edu/wstudies/theory.html

Список литературы

1. Абубикирова Н. И. Что такое «гендер» // Общественные науки и современность. 1996. № 3.

2. Адам и Ева: Альманах гендерной истории. СПб.: Алетейя, 2003.

3. Айвазова С. Женское движение и политика // Массовые демократические движения. М., 1990.

4. Айвазова С. Г. Истоки феминизма // Искусство кино. 1991. № 6.

5. Айвазова С. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6.

6. Бережная Н. А., Блинова Е. П. Женщины в борьбе за мир. М., 1986.

7. Бойченко Л. Д. ООН и права женщин: история и современность [электронный ресурс]. URL: www.womnet.ru/prava/1998/nomer_2/art6.htm

8. Бок Г. Нацистская гендерная политика и женская история [электронный ресурс]. URL: http://kcgs.org.ua/RUSSIAN/pub/gs12Z3.pdf

9. Боучел К., Бриггс Дж. Изменят ли женщины политику? // Современная Великобритания: реферативный сборник. М., 2003.

10. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. М.: Идея Пресс, 2001.

11. Брандт Г. А. Природа женщины как проблема: Концепция феминизма // Общественные науки и современность. 1998. № 2.

12. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. Ч. 1.

13. Водопьянова Е. В. Европейский феминизм: идеи и движение // Современная Европа. 2000. № 4.

14. Воронина О. А. Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования. 1988. № 2.

15. Воронина О. А. Идеология феминистского движения // США. Экономика. Политика. Идеология. 1980. № 9.

16. Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4.

17. Габриэлян Н. М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. 1996. № 6.

18. Гендерная история: Pro et contra: межвуз. сб. дискуссионных материалов и программ. СПб., 2000.

19. Гендерное равноправие в России: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию Первого Всеросс. женского Съезда 1908 года. Санкт-Петербург, 21-23 марта 2008 г. СПб.: Алетейя, 2008.

20. Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 25-28 июня 2007 г. / отв. ред. О. В. Попова. СПб., 2007.

21. Гурко Т. А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. М., 1998.

22. ДжагозА. Введение в квир-теорию. М.: Канон+, 2008.

23. Жеребкина И. «Прочти мое желание...». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000.

24. Здравомыслова Е., Темкина А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. 2000. № 11.

25. Здравомыслова Е. А, Темкина А. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6.

26. Зленко В. А. Права на словах: Женщины запада: Их судьбы и проблемы. Симферополь, 1988.

27. Зуйкова Е., Ерусланова Р. Феминология: учеб. пособие. М., 2001.

28. Карпенко Е. В. История и методология экофеминизма [электронный ресурс]. URL: www.ecoethics.ru/ m09/8.html

29. Клименкова Т. А. Философские проблемы неофеминизма // Вопросы философии. 1988. № 5.

30. Лабутина Т. Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщины в обществе // Вопросы истории. 1997. № 6.

31. Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1.

32. Мужское в традиционном и современном обществе [электронный ресурс]. URL: www.mujskoe.lodya.ru

33. Новикова Н. Либеральный феминизм в России и на Западе: опыт сравнительного анализа [электронный ресурс]. URL: www.kennan.yar.ru/seminars/novikova-24102000.html

34. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. М., 2000.

35. Пушкарева Н. Л. Гендерная история: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6.

36. ПушкареваН. Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя, 2007.

37. Пушкарева Л. Н. Гендерный анализ и его применение к изучению культуры // Отечественная история. 1999. № 1.

38. Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002.

39. Репина Л. П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. 1997. № 6.

40. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЛКИ, 2009.

41. Роуз X Исследования женских проблем в Великобритании // Социологические исследования. 1992. № 5.

42. Салменниеми С. Гендерное равенство в скандинавских странах: случай Финляндии [электронный ресурс]. URL: www.tvergenderstudies.ru

43. Смит К. Постмодернизм и социальная история // Вопросы истории. 1998. № 8.

44. Степанова Н. М. Женщины в парламенте: «роскошь» или необходимость? // Общественные науки и современность. 1993. № 5.

45. Степанова Н. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность. 1999. № 4.

46. Степанова Н. М. Политика гендерного равенства в скандинавских странах [электронный ресурс]. URL: www.owl.ru/win/books/genderpolicy/stepanova2.htm

47. Степанова Н. М. «Тихая революция» в Великобритании // Рабочий класс и современный мир. 1989. № 6.

48. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О. А. Ворониной. М., 2001.

49. Успенская В. Теоретическая реабилитация женщин в произведениях Кристины Пизанской [электронный ресурс]. URL: http://www.tvergenderstudies.ru/cgi-bin/pagcntrl.cgi/docs/collectf/coiD2.rtf

50. Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

51. Феминистская политическая теория // Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина, Х. Клингеманна. М., 1999.

52. Фролов В. П. Первые женщины-либералки в британском парламенте (1921-1951 гг.) // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2002. № 4.

53. Харрисон С. От домашнего очага к государственному управлению: роли женщины в американском обществе [электронный ресурс]. URL: http://4uth.gov.ua/usa/russian/society/kitch.htm

54. Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. Ростов н/Д., 1999.

55. Хоткина З. А. Гендерные исследования в России // Общественные науки и современность. 2000. № 4.

56. Чемберлен М. Развитие гендерных исследований в США // Социологические исследования. 1992. № 5.

57. Чикалова И. Партии и власть в США и Великобритании: гендерная политика в 1970-1990-е гг. Минск, 2000.

58. Школьников И. А. Мужской суфражизм в Великобритании: риторика и репрезентации // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. № 13. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59. Шнырова О. В. Милитантский период в суфражистском движении Великобритании начала XX века [электронный ресурс]. URL: www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal4/shnir.htm

60. Эванс С. Рожденная для свободы. История американских женщин. М., 1992.

61. Эти загадочные англичанки. М., 2002.

62. Юлина Н. Женщины, семья, общество. Дискуссия в феминистской мысли // Вопросы философии. 1994. № 9.

63. Юлина Н. С. Проблемы женщин: Философские аспекты // Вопросы философии. 1988. № 5.

64. Banks O. Becoming a Feminist: The Social Origins of «First Wave» Feminism. Harvester Wheatsheaf, Brighton, 1986.

65. Bassnett S. Feminist Experiences: The Women's Movement in Four Cultures. L., 1986.

66. Bolt C. The Women's Movements in the United States and Britain from the 1790s to the 1920s. Harvester Wheatsheaf, Hemel Hempstead, 1993.

67. Bouchier D. The Feminist Challenge. The Movement for Women's Liberation in Britain and the United States. L., 1983.

68. Brooks A. Postmodernism, Feminism, cultural theory and cultural forms. L.; N.-Y.: Routledge, 1997.

69. Carter A. The Politics of Women's Rights. L.; N.-Y., 1988.

70. Cavallaro D. French Feminist Theory. L.; N.-Y.: Continuum, 2003.

71. Contemporary Feminist Theories / ed. by S. Jackson. N.-Y.: University Press, 1998.

72. Coot A., Patullo P. Power and Prejudice: Women and Politics. L., 1990.

73. ForsterM. Significant Sisters: The Grassroots of Active Feminism. Penguin, Harmondsworth, 1984.

74. Pugh M. The March of Women: A Revisionist Analysis of the Campaign for Women's Suffrage, 18661914. Oxford, 2004.

75. Pugh M. Women and Women's Movement in Britain. L., 2000.

76. Rendall J. The Origins of Modern Feminism: Women in Britain, France and the United States from the 1790s to 1860. L., 1985.

77. Rover C. Women's Suffrage and Party Politics in Britain, 1866-1914. Routledhge & Kegan Paul. L., 1967.

78. The New Women's Movement: Feminism and Political Power in Europe and the USA / ed. by D. Dahlerup. L., 1986.

79. TremainR. The Fight for Freedom for Women. N.-Y., 1973.

Дата поступления рукописи в редакцию: 18.09.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.