ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
АНГЛИЙСКИЙ СОЦИАЛ-ИМПЕРИАЛИЗМ (теоретические взгляды сторонников империализма в конце XIX — начале XX вв.)
В.А. Исаев
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются теории империализма в общественной мысли Великобритании той группы авторов, которые рассматривают империализм не только как объективную необходимость, но и как положительный процесс во внешней политике, обеспечивающий политические и экономические преимущества для своей страны в мировой экономике. Дается классификация различных направлений в развитии теорий империализма в Англии на рубеже XIX—XX вв.
Ключевые слова: мировая экономика, империализм, социал-империализм, фабианство, колониальная империя, протекционизм, колониальные войны.
В наше время вновь возрождается интерес к различным теориям империализма, рассматривающим тенденции мирового развития как единство центростремительных и центробежных процессов, объединительных процессов глобализации мировой экономики и процессов, порождающих экономические и политические конфликты между странами.
Мировой кризис выявил, что современный мир в отличие от конца прошлого столетия вновь становится многополярным, что естественным образом ведет к развитию противоречий между центрами мирового хозяйства, возникновению как экономических, так и политических конфликтов между странами. Это нашло отражение и в общественной мысли Запада. В частности, среди теоретиков и идеологов правоконсервативного курса США в области международных отношений обсуждаются концепции «новой империи», напоминающие теории «нового империализма» в общественной мысли Великобритании на рубеже ХХ и XXI вв. (1).
В высказываниях политических лидеров США все чаще звучат идеи, явно выражающие гегемонистские устремления ее внешнеполитического курса (2). И эти идеи поддерживаются значительной частью населения страны. Все это напоминает старые и, казалось бы, забытые концепции социал-империализма в Великобритании на рубеже XIX—XX вв. Предлагаемый анализ теорий социал-империализма в общественной мысли Великобритании привлекает внимание к возрождению старых «промперских» идей в новых политических условиях (3).
Господствующим направлением в развитии концепций империализма в Англии в конце ХГХ — первой четверти ХХ в. было проимперское направление, обосновывающее необходимость сохранения и расширения Британской колониальной империи, защищающее политическую и экономическую экспансию английского капитализма. В рамках этого направления наибольшее распространение получили концепции социал-империализма. Важнейшей особенностью этих концепций было то, что они связывали сохранение и упрочение английского колониализма и экспансионизма, с одной стороны и внутреннее социально-экономическое развитие, социальные реформы и положение трудящихся, с другой стороны. Соединение идей империализма и социальных реформ и породило термин «социал-империализм».
Теории социал-империализма включали в себя также националистические и расистские идеи превосходства англо-саксонской нации и ее культуры, мирного и цивилизованного характера Британской империи в отличие от других колониальных империй.
Другой важной особенностью социал-империализма было то, что он был распространен не только среди власть имущих, в аристократических и промышленно-финансовых кругах, но и среди широких слоев английских трудящихся.
Характеризуя социал-империализм в целом как теорию и как политическое движение, американский историк, автор книг по истории английской общественной мысли Б. Симмел отмечал: «Социал-империализм был предназначен для того, чтобы объединить все классы для защиты нации и империи, и был нацелен на то, чтобы доказать менее обеспеченным классам, что их интересы неотделимы от интересов нации. Он был направлен на подрыв аргументации социалистов и демонстрацию того, что вопреки марксистским утверждениям рабочим есть что терять, кроме своих цепей» [1. P. 24].
Авторы различных теорий социал-империализма выражали взгляды тех или иных партий, и это накладывало отпечаток на их теоретические взгляды. Учитывая особенности различных теорий социал-империализма в Англии, их можно разделить на три группы: консервативный, либеральный и фабианский социал-империализм.
Консервативный социал-империализм
Консервативный социал-империализм был представлен именами известных политических и колониальных деятелей конца ХГХ — начала ХХ в., таких как С. Родс, Дж. Чемберлен, экономиста У. Хьюинса. Сесиль Родс (1853—1902) был одним из наиболее известных представителей консервативного социал-империализма. Он известен как бизнесмен, политический деятель и премьер-министр Капской колонии, присоединивший Матабеле к британским владениям и сыгравший решающую роль в развязывании англо-бурской войны.
«Экспансионизм — это все», — говорил Родс, а глядя на звезды над головой, продолжал: — Эти звезды... эти обширные миры, которых мы никогда не сможем достичь. Я бы присоединил планеты, если бы мог» [2. Р. 125]. Его мечтой было установление правления британской нации над миром. Британский экспансионизм
С. Родс объяснял тем, что „британская раса" является самой лучшей из всех, которые произвела история» [3. Р. 228]. Установление этого господства будет благом для человечества. Ради достижения этой благородной, с его точки зрения, цели он был готов на все — войны, шантаж, подкуп.
Одним из первых С. Родс обратил внимание на связь между империей и социальной политикой, экономическим положением масс. В 1895 г., возвращаясь после посещения собрания безработных в Ист-Энде, он размышляет о «важности империализма» с позиций именно этой связи: «Моя заветная идея есть решение социального вопроса, именно: чтобы спасти сорок миллионов жителей Соединенного Королевства от убийственной гражданской войны, мы, колониальные политики, должны завладеть новыми землями для помещения избытка населения, для приобретения новых областей сбыта товаров, производимых на фабриках и рудниках. Империя, я всегда говорил это, есть вопрос желудка. Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами» [4. Р. 376].
Таким образом, в свое понимание империализма С. Родс вкладывал две основные идеи: во-первых, идею о том, что экспансия и установление господства англосаксов в мире есть высшая цель внешней политики, и, во-вторых, мысль о необходимости решения социального вопроса и установления социального мира на основе экспансии и укрепления империи.
С аналогичными идеями социал-империализма выступал в это же время известный английский политик, друг Родса, Джозеф Чемберлен (1836—1914 гг.). В 1895—1903 гг. он занимал пост министра колоний в консервативном кабинете Солсбери. Чемберлен был одним из организаторов и вдохновителей англо-бурской войны, выступал за введение протекционистской политики и отмену свободной торговли как не отвечающей, по его мнению, интересам британского народа.
Будучи политиком и практиком, Дж. Чемберлен, так же как и Родс, не создал развернутой концепции империализма. Основной свой вклад в развитие английской политической и экономической мысли он внес как активный сторонник и пропагандист «нового протекционизма». Судя по его многочисленным выступлениям, империализм он понимал как политику сохранения и упрочения Британской империи в интересах всех слоев английского общества. Для него было очевидным, что обладание колониальной империей даст значительные экономические преимущества Великобритании. Еще в 1896 г. он, в частности, писал о том, что империя является единственным средством спасения от голода: «Теперь никто уже больше не оспаривает огромных преимуществ единой империи, позволяющих нам пользоваться всеми выгодами торговли, которыми в настоящее время фактически пользуются иностранцы. Поверьте мне, что потеря нами господства отразилась бы, прежде всего на трудящихся классах нашей страны. Мы увидели бы наступление хронической нищеты. Англия была бы не в состоянии прокормить свое огромное население» [5. С. 602].
Длительная экономическая депрессия и потеря Англией промышленной гегемонии были причиной снижения темпов роста ее внешней торговли в 1880— 1900 гг. Поэтому не случайно возникло и движение за тарифную реформу, сопровождавшееся растущим национализмом и проимперскими настроениями в обще-
ственном сознании страны. Одновременно происходили и изменения в политической и экономической мысли, в том числе и в теории империализма. Империализм в изложении сторонников социал-империализма стал рассматриваться не только как политический, но и как экономический экспансионизм. Больше того, империализм представляется теперь как социальная и экономическая необходимость.
Одним из теоретиков консервативного социал-империализма в начале ХХ в. был У. Хьюинс. Известный в то время экономист, профессор, директор Лондонской школы экономических и политических наук, он стал главным экономическим советником Дж. Чемберлена в его кампании за тарифную реформу. Его теория империализма излагалась им во многих его выступлениях, но в наиболее развернутой форме она изложена в статье по империализму, опубликованной в 1900 г. и переизданной в его книге «Апология империалиста. Сорок лет политики империи» (1929).
Свою теорию империализма У. Хьюинс называет теорией «нового империализма» или «конструктивного империализма». Рамки действия «нового империализма» он ограничивает периодом конца XIX — начала XX в., не делая каких-то определенных прогнозов развития «нового империализма» на перспективу. В отличие от империализма прежних времен современный империализм, по его мнению, не является агрессивным, не создает опасность войны за рынки сбыта. Называя «новый империализм» конструктивным, У. Xьюинс выделяет его среди других «форм империализма» [6. Р. 134].
Сущность «нового империализма», по Xьюинсу, состоит в том, что это есть новая форма имперской внешней политики, состоящей в консолидации империи, укреплении экономического положения Великобритании в конкурентной борьбе с новыми индустриальными державами и в результате направленной на решение внутренних социально-экономических проблем.
Другим важным элементом «нового империализма» является его направленность на решение социальной проблемы. Ухудшение экономического положения Англии в мире, снижение темпов экономического роста привели к росту безработицы, ухудшению положения рабочих, росту социального недовольства. Поэтому «новый империализм» в Англии должен быть связан с внутренней социальной политикой, как это имеет место в Германии. Немецкий «новый империализм» и социальная политика Бисмарка составляют единое целое. Xьюинс уверен в том, что «какую бы политику мы не приняли, она должна иметь дело с проблемой трудящихся, которая в будущем будет представлять для нас одну из главных опасностей», и что он «особенно озабочен тем, чтобы лейбористское движение развивалось в направлении, благоприятном для имперской организации» [6. Р. 46]. Соединение имперской политики с решением социального вопроса и лейбористским движением — одна из особенностей «нового империализма» Xьюинса». Именно поэтому его теория вписывается в рамки социал-империалистского течения в развитии теорий империализма.
В социальной сфере политика «нового империализма» должна быть направлена на реорганизацию системы образования и повышения квалификации, созда-
ние нового механизма регулирования трудовых отношений. Реформа внешнеэкономической политики дает средства и для эффективной социальной политики. Кроме того, она защитит многие предприятия от банкротства, что приведет к уменьшению безработицы. В свою очередь, улучшение социального положения трудящихся и системы образования будет способствовать росту эффективности в промышленности. Таким образом, «новый империализм» предполагает тесную взаимозависимость между новой имперской внешнеэкономической политикой и внутренним социально-экономическим развитием.
С точки зрения эволюции концепций империализма в Англии теория «нового империализма» У. Хьюинса несла в себе некоторые новые элементы. В ней используется более широкая трактовка империализма, включающая как внешнеэкономическую, так и внутриэкономическую политику. В этой теории соединяется также рабочее движение и движение за социальные реформы с проимперской политикой. «Новый империализм» включает в себя не только отношения Англии со странами империи, но и экономические отношения с третьими странами, с ее главными конкурентами в рамках мирового хозяйства. Главным импульсом, давшим толчок «новому империализму», является изменение соотношения сил в результате появления новых индустриальных держав и потеря Англией промышленной монополии в мире. Идея изменения в мировом балансе сил как фактора империализма будет впоследствии развернута другими авторами, в том числе и в марксистских теориях империализма.
В целом, теория У. Хьюинса была одной из наиболее полных и развернутых теорий социал-империализма. В то же время это была одна из первых концепций «экономического империализма», как в западной литературе называют теории империализма, в которых основное внимание уделяется экономическим факторам. В эту же группу включаются и теория «капиталистического империализма» Дж. Гобсона, и теория монополистического капитализма В.И. Ленина. В отличие от них теория У. Хьюинса защищает и обосновывает необходимость политики империализма, рассматривает ее как необходимое условие для развития английского общества. И в этом смысле концепция «нового империализма» была про-империалистической апологетической концепцией.
Либеральный социал-империализм
Основными противниками консервативного социал-империализма были представители либерального социал-империализма. Это были конкуренты в политической борьбе, в том числе представлявшие другую точку зрения на внешнеэкономическую политику. Взгляды либералов на империализм отличались лишь тем, что они иначе подходили к методам реализации имперской внешнеэкономической политики. Либерал-империалисты выступали против протекционизма. В многочисленную группу либерал-империалистов входили главным образом члены либеральной партии, но не только. Многие участники фабианского движения и часть колеблющихся консерваторов были близки по своим взглядам к либеральному социал-империализму. В отличие от консервативного социал-империализма либерал-империалисты не имели развернутых теорий империализма типа теории «конст-
руктивного империализма» У. Xьюинса. Их взгляды на империализм выражались в публицистических и политических выступлениях лидеров либерал-империализма, были менее четко выражены по сравнению с консерваторами.
Наиболее известными представителями либерального социал-империализма были лорд Розбери (1847—1929) и его последователи Асквит, премьер-министр английского правительства в 1908—1916 гг., и Xолден, министр иностранных дел в одном из либеральных правительств. В 1880—1890-е гг. лорд Розбери тесно сотрудничал с Гладстоном, неоднократно был министром иностранных дел в его кабинетах. После смерти Гладстона он стал лидером либеральной партии, возглавлял кабинет министров в середине 1890-х гг. Взгляды Розбери на империализм в конце 1890-х гг. были далеки от традиционной для либералов критики империализма.
Лорд Розбери придавал понятию «империализм» позитивный смысл, рассматривал империализм как британское правление в колониях, оправданное цивилизаторским долгом Британии. Этот долг состоял в том, чтобы помочь народам избавиться от восточного деспотизма, коррупции, предрассудков, работорговли и дать миллионам африканцев и азиатов мир и хорошее правление [7. Р. 212]. Британская нация может это сделать лучше, чем какая-то другая нация. Розбери поддерживал идею будущей федерации на базе Британской империи, которая будет результатом развития самоуправления и экономической самостоятельности доминионов.
В начале XX столетия Розбери возглавил Либеральную лигу, фракцию либерал-империалистов в либеральной партии. Это была проимперская политическая группировка, ставящая своей целью сохранить не только империю, но и свободную торговлю Британии с третьими странами. В своей защите принципов свободной торговли либерал-империалисты опирались не только на традиции классической политической экономии, но и на поддержку многих современных им экономистов конца XIX — начала XX в. Среди последних были неоклассики кембриджской школы А. Маршалл, А. Пигу, Ф. Эджворт. На их стороне были финансовые круги, осуществлявшие экспорт капитала и финансировавшие внешнюю торговлю. Они выступали против введения тарифов, которые угрожали их «неформальному империализму». Либерал-империалисты поддерживали англо-бурскую войну, выступали за колонизацию Африки, были активными имперскими патриотами.
Империализм в понимании либералов зависит от стабильности социального положения трудящихся масс, от сильной военно-морской политики и от развития свободной от протекционизма внешней торговли. Защита и сохранность Британской империи, эффективное управление ею зависят от того, насколько физически сильной, духовно здоровой, инициативной и энергичной будет британская нация. Воссоздание имперской расы требует радикальных социальных реформ, улучшения положения трудящихся [1. Р. 26]. Это должны быть реформы в системе образования, социального обеспечения, оплаты труда.
И либерал-империалистов, и консервативных социал-империалистов объединяло многое. Это и общая идея защиты и сохранения империи и укрепление бри-
танского влияния в мире, и идея соединения имперской политики с социальными реформами в стране. Однако в отличие от консерваторов, либерал-империалисты защищали империю с позиций свободной торговли и отвергали протекционизм как часть империализма.
Большое внимание они уделяли «национальной эффективности» в экономической и социальной сферах. В концепции либерал-империализма несколько иной выглядит связь между имперской внешней политикой и социальным положением масс. Они считали, что прежде всего улучшение этого положения является важнейшим условием для проведения успешной имперской внешней политики. Это различие между двумя направлениями социал-империализма удачно было подмечено современным английским историком: «...ранее считалось, что нужна империя для того, чтобы улучшить социальные условия. Теперь доказывается, что необходимы социальные условия, чтобы воспроизвести расу, способную защитить и управлять империей» [8. Р. 164].
Внутренняя социально-экономическая политика рассматривалась в концепции либерального социал-империализма в качестве приоритетной. Эта концепция была политической концепцией империализма в том смысле, что представители либерального социал-империализма рассматривали империализм как внешнеполитический процесс укрепления империи. Но в этой концепции были явно выраженные экономические аспекты, которые объясняли возможность империализма. В отличие от либерального социал-империализма экономический подход консервативного социал-империализма был направлен на обоснование не просто возможности империализма, но его необходимости во внешней политике государства.
Фабианский социал-империализм
Среди различных течений английского социал-империализма необходимо выделить фабианский социал-империализм. В литературе первой половины ХХ в. он получил и другие названия, используемые как синонимы: «фабианский империализм», «социалистический империализм», «имперский социализм», «социал-шовинизм». Это, с одной стороны, течение в английском рабочем движении начала ХХ в., а с другой — теория общественного развития. В этой теории видное место занимает концепция империализма, которая была сформулирована и изложена в коллективной работе «Фабианство и империя. Манифест фабианского общества» (1900), а также в политических выступлениях и экономических работах известных английских фабианцев Сиднея Вебба, Бернарда Шоу и др.
Важнейшая особенность фабианского социал-империализма состоит в том, что в нем концепция империализма излагается с позиций представителей социалистического и рабочего движения. В то же время теории консервативного и либерального социал-империализма — это буржуазно-реформистские концепции, формулируемые представителями деловых и финансовых кругов английского общества. Если консервативный и либеральный социал-империализм был направлен против социализма, против распространения социалистических идей, то фабианский социал-империализм, по замыслу его авторов, направлен в поддержку социализма.
Фабианское общество было создано в Англии в 1894 г. группой прогрессивно настроенных английских интеллигентов — писателей, экономистов, университетских преподавателей. Среди его основателей были С. Вебб, Б. Шоу, Г. Уэллс, Ф. Подмор, Э. Пиз. Целью этой организации была пропаганда в английском обществе идей постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое путем реформ. Фабианский социализм не был марксистским, но из марксизма фабианские социалисты взяли экономическое обоснование неизбежности социализма, убежденность в том, что экономические тенденции общественного развития в XX столетии ведут к социализму. Фабианские социалисты отрицали революцию и признавали эволюционный путь развития. В этом процессе решающая роль отводилась государству, муниципализации собственности на средства производства в решающих отраслях экономики.
В конце XIX — начале XX вв. перед фабианскими социалистами встал вопрос о том, как оценивать кардинальные сдвиги в соотношении сил в мире, раздел мира между великими державами с позиций социализма, который они проповедовали. В частности, они должны были выразить свое отношение к англо-бурской войне и развитию британского империализма. Оно было сформулировано в брошюре «Фабианство и империя. Манифест фабианского общества» (1900). В ней теоретики фабианского социализма высказывались в поддержку войны против бурской республики, в поддержку английского империализма, который, по их мнению, обеспечивает британское правление в мире в интересах цивилизации, а, значит, и в интересах рабочего класса и социализма.
Фабианские социалисты в принципе понимали империализм так же, как и большинство других социал-империалистов, но излагали концепцию империализма в другой, «социалистической» терминологии. Что означает империализм? Отвечая на этот вопрос, авторы «Фабианства и империи» пишут, что «если он означает всего лишь модный лозунг, примерно означающий ограниченную заносчивость, тогда его победа на всеобщих выборах была бы мрачным симптомом национального безрассудства. Но если он означает обоснованную политику Содружества обществ, на котором веет британский флаг, тогда это достойная и весомая проблема...» [9. Р. 1]. Именно империализм как «обоснованная политика Содружества» приветствуется фабианцами.
В отличие от других течений социал-империализма они подходят к проблеме империализма с более широких позиций. Империализм — это не только проблема английской имперской политики, но и проблема всемирной организации в условиях, когда мир поделен великими державами. «Проблема, стоящая перед нами, — заявляют английские социалисты, — сводится к тому, каким образом мир может управляться великими державами мирового масштаба... И станет ли Англия центром и ядром одной из таких великих держав будущего... все это будет зависеть от ее способности управлять империей в целом...» [9. Р. 3—4]. Необходима, по их мнению, более эффективная социальная организация империи, которая обеспечит ее процветание в будущем. Одним из элементов этой организации является демократическое правление в поселенческих колониях, но в цветных колониях необходимо деспотическое правление, иначе там возродится рабство.
Имперская колониальная политика великих держав, колониальные войны рассматриваются фабианскими социалистами как фатальная неизбежность. Так же как обобществление производства при капитализме неизбежно приведет к социализму, точно так же объединение национальных государств в рамках империи или в рамках более крупных государств подготавливает основу для будущего общества. В этом отношении примечательно заявление Б. Шоу. В одном из своих писем он писал: «Я не осуждаю ни подчинения Америкой Гонолулу, ни захват Германией Самоа. Я отношусь к этому как к поглощению мелкого предпринимателя трестом. Разумеется, это капиталистическая акция, но работающая, как и весь развитый капитализм, на социализм» [10. С. 28]. Подобный детерминизм характерен не только для концепции империализма фабианцев, но и в целом для их взглядов этого периода на перерастание капитализма в социализм.
Социал-империализм не был чисто английским явлением, хотя и возник раньше всего в Великобритании. В наибольшей степени социал-империализм как течение в социалистическом и рабочем движении будет распространен в европейских странах, включая и Россию, накануне и в период Первой мировой войны.
По сравнению с консерваторами или либералами социалистический империализм фабианцев не был столь агрессивным национал-патриотическим империализмом. Концепция империализма членов фабианского общества ближе всех стоит к леворадикальному критическому направлению в развитии теорий империализма в английской общественной мысли. В дальнейшем развитие событий — мировые войны, распад Британской империи — будет способствовать изменению их отношения к империализму и имперской политике, их эволюции в сторону критики империализма. Этому будет способствовать и влияние марксистских концепций империализма. Фабианские и лейбористские теоретики империализма 1920— 1950-х гг. выступят с другими подходами к империализму. Это будут критические концепции Г.Н. Брэйсфорда, Т. Ашкрофта, Л.С. Вулфа, Р. Хинден, Дж. Стрэчи.
Необходимо отметить, что большое значение для распространения идей социал-империализма в общественной мысли любой страны, будь это Великобритания или Россия, имеет сам факт длительного господства какой-то нации или государства в мире или в каком-то обширном регионе. За несколько поколений в общественном сознании закрепляются «имперские эмоции», такие как чувство превосходства, чувство собственности по отношению ко всей контролируемой территории. В кризисные периоды истории, связанные с потерей этого господствующего положения, в том числе и с распадом империй, эти эмоции обостряются, происходит их подмена или переплетение с чувством патриотизма, любви к родине. Подобные процессы имели место и в Англии в первой трети XX в.
Дальнейшая история Великобритании показала, что в стране с богатыми демократическими традициями рабочее и социалистическое движение в массе своей пошло по-другому, социал-демократическому пути, главные положения которого также заложили основатели фабианского социализма. Оценивая концепцию империализма фабианцев как националистическую с элементами расизма, необходимо иметь в виду, что эта концепция не является главной в фабианском социализме Великобритании и что по мере становления лейбористского движения и развития демократического социализма она исчезнет из его теоретического арсенала.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Особый интерес в этом отношении представляют известные работы С. Хантингтона, Н. Хомского, Дж. Сороса, П. Кеннеди, Дж. Ная, К. Поланьи, Дж. Арриги, Э. Хобсбаума, Д. Харви, А. Негри.
(2) Билл Клинтон: «Мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием — мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное государство, которое нелегко было бы воссоздавать...» (1995); Митт Ромни (кандидат в президенты, 2012): «Россия является геополитическим врагом США номер 1» (Интервью CNN) / См. обзор внешней политики США на рубеже веков: «КП. Еженедельник», 29.03—5.04.2012. — С. 5.
(3) См.: Исаев В.А. Имперские идеи социал-дарвинизма в общественной мысли Великобритании (конец XIX — начало XX вв.) // Вестник РУДН. Серия «Экономика». — 2007. — № 2 (7); Исаев В.А. «Империализм» — новая концепция в общественно-политической мысли викторианской Англии // Вестник РУДН. Серия «Экономика». — 2001. — № 1.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Semmel B. Imperialism and Social Reform: English Social-Imperial Thought, 1895—1914. — L., 1960.
[2] Arendt H. The Origins of Totalitarianism. — N.-Y., 1958.
[3] Encyclopedia Britannica. — Vol. 32. — L., 1903.
[4] Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. — Полн. собр. соч. — Т. 27.
[5] Распад Британской империи / Ред. колл.: А.Г. Милейковский и др. — М., 1964.
[6] Hewins W.A.S. The Apologia of an Imperialist. Forty Years of Empire Policy. — Vol. 1. — L., 1929.
[7] Schmidt H.D., Momsen W.T. Imperialism. / In: Marxism, Communism and Western Society. A Comparative Encyclopedia. — Vol. IV. — N.-Y., 1972.
[8] Chamberlain M.E. Imperialism and Social Reform / In: British Imperialism in the Nineteenth Century. Ed. By C.C. Eldridge. — L., 1984.
[9] Fabianism and the Empire. A Manifesto by the Fabian Society. — L., 1900.
[10] Галкина Л.А. К критике фабианства. — М., 1984.
ENGLISH SOCIAL IMPERIALISM (theoretical views of champions of imperialism at the end of the XIXth — the beginning of the XXth centuries)
V.A. Isaev
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklayа str., 6, Moscow, Russia, 117198
This publication analyses the theories of imperialism in social and political thought of Great Britain of those authors who regard imperialism not only as a necessity but also as a positive process in external policy which provides political and economic advantages for the country in the world economy. Classification of different directions in the evolution of theories of imperialism in Great Britain on the verge of the XIXth—XXth centuries is given.
Key words: world economy, imperialism, social imperialism, fabianism, colonial empire, protectionism, colonial wars.