12. Краткая информация Министерства образования и науки Российской Федерации о практике преподавания религиоведческих и религиозных дисциплин в муниципальных образовательных учреждениях субъектов РФ в 2005-2006 учебном году // Православная культура в школе: практика, проблемы, перспективы: XVI международные Рождественские образовательные чтения: сб. материалов и документов / сост. и ред. протоиерей. Б. Даниленко, И.В. Метлик, Т.И. Петракова. М.: Синодальная б-ка , 2008. С. 79-86.
13. Кураев А. Изучаем Библию // Народное образование. 1995. № 7. С. 60-67.
14. Моя первая священная история // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 5. С. 33-48.
15. Об изучении исторических и культурных основ традиционных религий. Письмо Управления образования и науки Белгородской области от 13 октября 2006 года № 05-3306. Режим доступа: http://www.verav.ru/biblio/progr/doc/0054_mon.doc. Дата обращения: 10.12.2012.
16. Об итогах апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 20102011 гг. в Тамбовской области. Письмо управления образования и науки Тамбовской области. Режим доступа: http://ipk.68edu.ru/images/stories/docs/orkce/ratnikov.pdf. Дата обращения: 07.10.2014.
17. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / [Б.Х. Бгажноков и др.]; под ред. В А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2010. 239 с.
18. Пигорева О.В. От религиозного плюрализма к православию в обретении нравственных ориентиров в образовательном пространстве провинций центра РСФСР - России: конец 1980-х - 1990-е гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 141-146.
19. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173. Дата последнего обращения: 24.12.2014.
20. Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. Православная культура. 5-6 классы: экспериментальное учебное пособие (учебно-методический комплекс для средней школы). Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 219 с.
21. Щапов Я.Н. О преподавании истории религий и подготовке специалистов в этой области // Религия, общество и государство в ХХ в.: Материалы конф., Москва, 22-25 окт. 1991 г. М.: Ин-т истории СССР, 1991. С. 126-129.
22. Яковенко С.Г. Научный совет «Роль религий в истории»: основные направления деятельности и перспективы развития // Религия, общество и государство в ХХ в.: Материалы конф., Москва, 22-25 окт. 1991 г. М.: Ин-т истории СССР, 1991. С. 130-134.
Об авторе
Пигорева О.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, [email protected]
УДК 942.080.1
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ «ЛИБЕРАЛЬНОГО ИМПЕРИАЛИЗМА» И ЕГО РОЛЬ В ЭВОЛЮЦИИ КОЛОНИАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XX В.
А.В. Сагимбаев
В статье рассматриваются отдельные аспекты формирования идеологической доктрины «либерального империализма», сыгравшего важную роль в эволюции колониальной стратегии Великобритании в конце XIX - начале XX в. Особое внимание уделяется анализу факторов, способствовавших поиску идейного консенсуса между империалистическими императивами и традиционными ценностями английского либерализма.
Ключевые слова: колониальная идеология, английский либерализм, Британская империя, либеральный реформизм, имперская экспансия.
В первые десятилетия XX в. британская колониальная система претерпела заметную трансформацию, связанную, в том числе, с постепенным и целенаправленным переходом к косвенным механизмам управления в ряде колониальных владений и завуалированным формам контроля над некоторыми стратегически важными для Великобритании территориями. Данная эволюция была тесно сопряжена с изменениями в политической системе Великобритании, со сложными процессами, происходившими в социально-экономической сфере, а также в умонастроениях британского общества. Одной из главных составляющих этих перемен явилось постепенное снижение роли имперских ценностей в массовом сознании населения Великобритании. Заметной трансформации подверглись также идеологические установки в сфере колониальной политики ведущих британских политических сил.
Формирование идеологии британского империализма, кульминационный период развития которого пришёлся на 1880-е - 1890-е гг. сопровождалось сложной дискуссией внутри британской интеллектуальной элиты. Одной из ключевых проблем, возникших при этом, явилось соотнесение новых, возникших в данный период имперских ценностей и концептуальных установок британского либерализма, восходивших, в своей основе, к уникальной традиции английского Просвещения.
Стремительные изменения, происходившие в конце XIX в., как в самой Великобритании, так и на международной арене, поставили под определённое сомнение некоторые ключевые постулаты английской либеральной идеологии. Значительный рост конкуренции на внешних рынках, а также заметное снижение доли Великобритании в мировом промышленном производстве, приводили к росту популярности идей, связанных с отказом от принципа фри-треда и введением системы таможенных тарифов, направленных на поддержку британской промышленности. С другой стороны, идеология империализма, предполагавшая неограниченную территориальную экспансию, нивелировала ценность возникших в середине XIX в. концепций «неформальной империи» и «Малой Англии», которые пользовались заметной популярностью в либеральной среде [1, 42].
История
127
Переход к активным колониальным захватам, начавшийся в конце 1870-х гг. вызвал заметное идейное размежевание среди британских либералов. Поиск общего знаменателя, который позволил бы примирить традиционные либеральные ценности и новые империалистические установки, привёл к оформлению в середине 1880-х гг. новой идеологической концепции, получившей в историографии наименование «либеральный империализм». Ключевую роль в её распространении сыграли два молодых лидера Либеральной партии - лорд Розбери, занимавший пост премьер-министра в 1885-1886 гг., и Ч. Дилк [3, 675].
Одной из важных идейных основ «либерального империализма» явилось политико-философское учение профессора Оксфордского университета Т.Х. Грина, попытавшегося объединить идеи классического либерализма и весьма популярного в тот период младогегельянства. Основываясь на последовательной критике утилитаризма И. Бентама, он выдвинул идею «органической нации», как единой общности граждан, объединённых уникальной системой общественных и духовных связей. Только «органическая нация», связанная внутренним единством, по мысли Т.Х. Грина, способна занять достойное положение в мире и успешно справиться с многочисленными внутренними и внешними вызовами [9, 443]. В период преподавания в Баллиол-колледже, в числе его учеников оказался ряд будущих известных британских политиков и государственных деятелей, в частности, Г. Асквит и А. Милнер. Один из идейных последователей Т.Х. Грина, Б. Босанкье продолжив развитие концепции «органической нации», подверг критике взгляды Р. Кобдена, обвинив его в «пагубном интернационализме и космополитизме» [9, 989]. В опубликованной в 1899 г. работе «Философская теория государства» он сделал особый акцент на роли «национального государства», которое по его словам является «широчайшей организацией, обладающей всеобъемлющим опытом, необходимым для обеспечения всеобщего благополучия граждан» [2, 320]. Основываясь на данном заключении, Б. Босанкье подчёркивал особую роль «национального государства» в осуществлении широкого спектра социальных реформ, направленных на модернизацию различных сфер жизни британского общества [2, 337].
Принципиальной точкой размежевания, приведшей к окончательному расколу британских либералов на сторонников и противников колониальной экспансии, явилась англо - бурская война 1899-1902 гг. Руководство Либеральной партии Великобритании так и не смогло выработать единой оценки этого масштабного колониального конфликта вследствие принципиального столкновения позиций «либеральных империалистов», во главе с лордом Розбери, и радикально настроенных антиимпериалистов, к числу которых относились, в частности, Г. Кемпбелл-Баннерман и Д. Ллойд-Джордж. Характеризуя причины англо-бурской войны, Г. Кемпбелл-Баннерман называл её главным мотивом «жульничество южно-африканских финансистов», обвиняя британское правительство «в варварских методах ведения военных действий» [6, 271].
«Либеральные империалисты», напротив, активно поддержали действия консервативно-юнионистского кабинета Р. Солсбери. В октябре 1899 г. лорд Розберри обозначил чёткую позицию «либерал-империалистов» по поводу англобурской войны, подчеркнув, что «перед лицом атаки на национальную волю, необходимо объединить все слои общества, и забыть о партийных противоречиях до более спокойных времён»[8, 250].
Одной из важных составляющих концепции «либерального империализма» являлась идея о необходимости сохранения британского экономического лидерства, основанного, в первую очередь, на принципе фри-треда. Сторонники лорда Розберри ассоциировали империализм с верой в свободную торговлю, которой, по их мнению, Великобритания была обязана своим имперским величием. В данной связи, в начале XX в. «либеральные империалисты» выступали последовательными оппонентами введения системы имперских таможенных преференций, с которой выступала значительная часть консерваторов-юнионистов, во главе с Дж. Чемберленом. «Протекционизм истощит, обесплодит и уничтожит имперское чувство в широких народных массах и сделает саму идею Империи не популярной в народе» - подчёркивал в одной из своих статей Г. Асквит [4, 78]. Систему имперских преференций он называл «низкопробным империализмом, лишённым здравого смысла» [4, 88]. Стабильность и процветание Британской империи, по мнению Г. Асквита, могут быть обеспечены лишь при сохранении фри-треда и других базовых ценностей, свойственных английскому либерализму. С другой стороны, имперская экспансия, по его мнению, стимулирует «все те ожидания и усилия, которые либералы связывали с общим понятием социальных преобразований». Планам сторонников протекционизма, «искажённым агрессией, жадностью и насилием» Г. Асквит предлагал противопоставить идею построения «Империи, основанной на семейных чувствах, гордости и надежде на счастье» [4, 71].
Схожие идеи в начале XX в. выдвигал и другой известный идеолог британского «либерального империализма», профессор Оксфордского университета Х. Маккиндер. Выступая декабре 1900 г. с циклом лекций в лондонском Институте банкиров, он изложил широкую концепцию экономической стратегии Великобритании. Подчеркнув определённую разницу между интересами промышленных и финансовых кругов, он отметил ряд сложностей, с которыми столкнулась британская промышленность. Важнейшей из них являлась острейшая конкуренция с другими индустриальными державами, возникшая «в результате определённого выравнивания промышленных потенциалов, а также распространения промышленных мощностей и коммерческой активности по всему миру». Данная проблема, ставящая под угрозу экономическую стабильность Британской империи, требовала от имперского центра, по мнению Х. Макиндера, «величайшей воли и мобилизации управленческих способностей». Утратив своё промышленное лидерство, Великобритания, согласно его точке зрения, должна сделать ставку на сохранение своей роли в качестве ведущего финансового центра. «Представляется вполне возможным, - подчёркивал Х. Макиндер, - что финансовое значение Сити будет постепенно возрастать, в то время, как промышленная роль Великобритании будет постепенно снижаться» [12, 46].
Важнейшей составляющей государственной политики, согласно базовым идеям «либеральных империалистов», являлось приоритетное развитие и обеспечение экономического благополучия «имперской нации». Характеризуя данное положение, лорд Розбери, в ходе своего публичного выступления в Ливерпуле, 14 февраля 1902 г. отмечал: «Империя, которая нам нужна, предполагает, в первую очередь, наличие сильной, энергичной и неустрашимой имперской нации» [9, 575]. Её формирование предусматривало, в том числе, осуществление широкого комплекса глубоких и многоуровневых социальных преобразований. В том же выступлении лорд Розбери подчёркивал: «Когда вы обеспечите здоровье и одолеете бедность, когда вы добьётесь улучшения санитарных условий и благоустройства городов..., тогда вы можете считать свои обязанности по отношению к Империи выполненными» [9,664].
Характеризуя своё видение имперской стратегии в реалиях начала XX в. лидеры «либерального империализма» подчёркивали, что «эффективная политика Империи должна касаться не только колонизируемой территории, но и проживающих на данной территории этнических общностей. Империализм, ориентированный лишь на захват территории и не берущий в расчёт различные аспекты, определяющие специфику её народонаселения, был, по их мнению, «слеп, бесплоден и обречён на гибель» [10, 7]. Основываясь на данном тезисе, лорд Розбери считал необходимым обеспечение жизненных условий, «приемлемых для граждан и подданных Империи, ... поскольку ... бедное и отсталое население не будет являться надёжной основой для процветающей Империи» [8, 251]. Достижение данной цели, предполагало, по его мнению, распространение «образовательных возможностей, являющихся необходимым условием существования имперской силы» [8, 271].
Одним из важных показателей деятельности государства в данных условиях, по мнению «либеральных империалистов», должен был стать критерий «эффективности» [11, 7]. С точки зрения лорда Розбери «эффективность государства. отражается в последовательных реформах, направленных на продвижение в административной, политической, коммерческой, образовательной, нравственной, военной сферах.» [9, 989].
Своё окончательное организационное оформление движение «либеральных империалистов» обрело в начале 1902 г., когда последователями лорда Розбери была создана межпартийная Либеральная Лига. В её руководство вошли Г. Асквит, Р. Холдэйн и Э. Грей [5, 21-22]. Не претендуя на роль отдельной партии, Либеральная Лига, тем не менее, представила британской общественности обширную политическую программу. Ключевым её тезисом стала идея создания правительства «эффективности», которое окажется способным осуществить масштабные преобразования. Основными направлениями его деятельности должны были стать социальные реформы, которые, в сочетании с активным развитием военной и, в особенности, военно-морской мощи Великобритании, должны были гарантировать стабильность и процветание Британской империи [7, 3]. В программных документах Либеральной Лиги неоднократно подчёркивался тезис о том, что колониальная экспансия и расширение владений Великобритании не подрывают традиционных основ английского либерализма [7, 3-4].
Появление Либеральной Лиги означало, в числе прочего, и окончательное оформление принципиального консенсуса между двумя ключевыми британскими политическими силами относительно стратегических целей колониальной политики. Консерваторы-юнионисты и «либеральные империалисты» были солидарны в оценке империалистической экспансии как важнейшего фактора, который не только определял престиж Великобритании, но и стимулировал развитие её экономики в условиях обострившейся международной конкуренции. Вместе с тем, «либеральные империалисты» в начале XX в. наполнили имперскую идеологию новым содержанием, связанным, в частности, с активным социальным реформированием. Процесс преобразований коснулся не только самой Великобритании, но и её обширной колониальной периферии. Так, в 1909 г., в период правления либерального кабинета Г. Асквита, была осуществлена первая реформа, связанная с введением элементов местного самоуправления в Индии. Идеи лорда Розбери и его последователей, во многом основанные на ценностях традиционного английского либерализма, оказались востребованными и на фоне обозначившегося после англо-бурской войны кризиса доверия к имперской идее. Попытки введения единого имперского тарифа потерпели окончательную неудачу по итогам Имперской конференции 1911 г. Политические тенденции, наблюдавшиеся в Британской империи накануне Первой мировой войны, свидетельствовали о стремлении доминионов к экономической самостоятельности и развитию сотрудничества в сфере военного строительства вне рамок общеимперских структур. Происходившая на этом фоне эволюция идеологических доктрин в сфере колониальной стратегии, представляла собой попытку объединения отдельных элементов консерватизма, различных версий либеральной идеологии, а также социал-реформизма. Возникший в данный период интеллектуальный поиск в немалой степени предопределил тенденции развития крупнейшей колониальной системы после завершения Первой мировой войны.
The article considers some aspects of the formation of ideological doctrine of "liberal imperialism", which played an important role in the evolution of the colonial strategy of the UK in the late XIX - early XX century. Special attention is paid to the analysis of factors contributing to the search for ideological consensus between the imperialist imperatives and traditional values of English liberalism. Keywords: colonial ideology, English liberalism, the British Empire, liberal reformism, Imperial expansion.
Список литературы
1. Berard V British Imperialism and Commercial Supremacy. L., 1906.
2. Bosanquet B. The Philosophical Theory of State. L., 1899.
3. Darwin J. The Empire Project: The Rise and Fall of the British World System. N.Y., 2009.
4. Earl of Oxford and Asquith. Fifty Years of Parliament. L., 1926.
5. Haldane R. B. Universities and National Life. L., 1913.
6. Langer W. L. The Diplomacy of Imperialism. N.Y., 1935.
7. Liberal League Publications. № 37.
8. Lord Rosebery. Miscellanies: Literary and Historical. L., 1921. Vol. II.
9. Marquis of Crewe. Lord Rosebery. L., 1931. Vol. II.
10. «The Times». - 24 January, 1900.
11. «The Times». - 17 July, 1901.
12. Tyler J. E. The Struggle for Imperial Unity. L., 1938.
Об авторе
Сагимбаев А.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, sagimbaev@yandex. ru