Научная статья на тему 'Взгляды Р. У. Сетона-уотсона в контексте теорий империализма (конец XIX – начало XX В. )'

Взгляды Р. У. Сетона-уотсона в контексте теорий империализма (конец XIX – начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
758
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРИАЛИЗМ / ТЕОРИИ ИМПЕРИАЛИЗМА / Р.У. СЕТОН-УОТСОН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ГЕОПОЛИТИКА / R.W. SETON-WATSON / IMPERIALISM / THEORIES OF IMPERIALISM / BRITISH FOREIGN POLICY / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носков Андрей Валерьевич

Изучена концепция империализма, созданная шотландским мыслителем Р.У. Сетоном-Уотсоном. Рассматриваются взгляды Р.У. Сетона-Уотсона, который, опираясь на некоторые постулаты теорий империализма западноевропейских мыслителей конца XIX – начала XX в., а также на собственные исследования теории и практики британской внешней политики XIX в., создал свою оригинальную концепцию империализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF R.W. SETON-WATSON IN THE CONTEXT OF IMPERIALISM THEORIES (END OF 19 TH – BEGINNING OF 20 TH CENTURIES)

The concept of imperialism created by Scottish thinker R.W. Seton-Watson is scrutinized. The views of R. W. Seton-Watson, who relying on some postulates imperialism Western thinkers of the end 19 th – beginning 20 th centuries, as well as on its own research of the theory and practice of British foreign policy in the XIX TH century, created the original concept of imperialism are considered.

Текст научной работы на тему «Взгляды Р. У. Сетона-уотсона в контексте теорий империализма (конец XIX – начало XX В. )»

ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 93/99

ВЗГЛЯДЫ Р.У. СЕТОНА-УОТСОНА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИЙ ИМПЕРИАЛИЗМА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX в.)

© Андрей Валерьевич НОСКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра всеобщей истории, e-mail: andrey-noskow@mail.ru

Изучена концепция империализма, созданная шотландским мыслителем Р.У. Сетоном-Уотсоном. Рассматриваются взгляды Р.У. Сетона-Уотсона, который, опираясь на некоторые постулаты теорий империализма западноевропейских мыслителей конца XIX - начала XX в., а также на собственные исследования теории и практики британской внешней политики XIX в., создал свою оригинальную концепцию империализма.

Ключевые слова: империализм; теории империализма; Р.У. Сетон-Уотсон; внешняя политика Великобритании; геополитика.

Британская империя во второй половине XIX в. продолжала оставаться самым индустриально развитым государством, державшим под своим контролем половину земного шара. Викторианская Англия была флагманом цивилизации Запада - олицетворением его расового (в те времена социал-дарвинизм был нормой), политического, экономического, военного, культурного, нравственного превосходства. Глобализация мировой экономики в конце XIX - начале XX в. привела к возникновению феномена империализма, подвергавшегося в советской историографии острой и не всегда обоснованной критике. В этой связи будет уместным совершить краткий экскурс в концепции империализма, разработанные в начале XX в. Сопоставление взглядов шотландского балканиста с воззрениями целой плеяды экономистов и политических деятелей позволит выявить своеобразие предложенной Р.У. Сетоном-Уотсоном теории империализма. При этом необходимо помнить о двух главных факторах историософии Р.У. Сетона-Уотсона: его нельзя считать классическим поборником британского империализма, т. к. он был шотландцем и, естественно, не принадлежал к Англиканской церкви; к этому следует добавить и то, что интерес к проблеме империализма у Р.У. Сетона-Уотсона возник относительно

поздно. Происходивший из шотландских йоменов, национальный патриот всегда сочувствовал малым нациям. Венгерский историк Ласло Петер писал, что «Сетон-Уотсон, который пользовался псевдонимом Scotus Viator (Шотландский Посланник), обычно поправлял иностранцев, когда те называли его «англичанином» [1]. Уже один этот факт свидетельствует о национально обусловленном своеобразии подходов Р.У. Сетона-Уотсона. Вторым важным моментом является сам круг научных интересов исследователя - он занимался национальными проблемами, следовательно, его более волновали этнические дела, нежели социально-экономические процессы, связанные с хозяйственной деятельностью. Ориентированность ученого на «романтико-позитивисткую» методологию (Р.У. Сетон-Уотсон из всех историков выделял Ипполита Тэна, т. е. его самого можно отнести к тому роду исследователей прошлого, кто был гораздо «научнее» Жюля Мишле и гораздо «либеральнее (здесь под либерализмом следует понимать национальное чувство, всегда определявшее ход мысли шотландского патриота) экономиста Джона Стюарта Милля» [1]) несколько отчуждала ведущего балканиста Британских островов от теоретических проблем. И вторым обстоятельством является уже упоминавшийся фак-

тор позднего начала исследования империализма - он обнародовал свою концепцию империализма через семьдесят лет после возникновения самого термина. Р.У. Сетон-Уотсон, естественно, высказывался об империализме и в более ранние годы, но эти высказывания не представляли собой цельной системы взглядов, и, как будет показано далее, были вызваны больше соображениями личностной важности того или иного исторического момента. Начавший научные изыскания в самом начале XX в., ученый впервые развернуто высказался по этому поводу в книге «Дизраэли, Гладстон и Восточный вопрос: исследование дипломатии и партийной политики» [2] (1935).

Тема отношения Р.У. Сетона-Уотсона к империализму неоднозначна из-за сложного смыслового содержания термина «империализм» и из-за позиции шотландского историка, по-настоящему сочувствовавшего малым нациям, неизбежно вовлекавшихся в орбиту влияния великих держав. Теперь следует перейти к разбору концепций, существовавших к моменту выхода в свет трудов Р.У. Сетона-Уотсона.

Понятие «империализм», зародившееся в XVI столетии, постепенно наполнялось различным смысловым содержанием. Рост колониальных империй в первой половине XIX столетия современниками объявлялся необходимостью, завоевание или включение в сферу влияния земель на Востоке рассматривалось с точки зрения привнесения «цивилизации» в «дикость». По мнению интеллектуалов начала XIX в., английское господство принесло в Индию «порядок» [3, с. 79]. В современной западной историографии употребление термина «империализм» в привычном сегодня смысле датируется серединой XIX в. Так, Памела Клейтон из Университета Глазго придерживается мнения, что «Термин «империализм», который был введен в 1858 г. для обозначения «деспотизма», существенно изменился к 1881 г., вобрав в себя значение «принципа или духа империи, защиты имперских интересов» (Краткий словарь оксфордского английского языка). К этому может быть добавлено определение лорда Розбери, сводящееся к пониманию «империализма» как «большой гордости за империю». И это, вероятно, делает неправильным неразборчивое употребление термина примени-

тельно ко всем четырем с лишним сотням лет европейской экспансии» [4, р. 9].

Джон Аткинсон Гобсон (1858-1940), являвшийся членом Фабианского общества, изложил свои взгляды в книге «Империализм» [5] (1902). Обуздать растущую экспансию великих держав, обусловленную влиянием торгово-промышленных кругов и финансовыми соображениями, Дж.А. Гобсон рассчитывал путем реформирования системы распределения и увеличения покупательной способности населения. Видный отечественный историк, сторонник «творческого марксизма» Ю.И. Семенов сказал о Дж.А. Гобсоне, что он «допускает, что в конечном результате возникнет объединение западных государств, которое целиком будет жить за счет народов остального мира» [6, с. 204]. Сам же Дж.А. Гобсон писал о «паразитизме» империализма, который будет тщательно маскироваться. «Но природу не обманешь; законы ее действуют всюду, они обрекают паразита на атрофию, на вымирание и полнейшее исчезновение, - этих законов не избежать ни народам, ни отдельным организмам» [5, с. 286]. Дж.А. Гобсон считал, что западные общества, пусть даже и движущиеся к расширению гражданских прав и свобод, никак не отреагируют на экспансионистскую политику своих правительств. Профессор Колумбийского университета Джек С. Леви следующим образом отозвался о взглядах Дж.А. Гобсона, расходившихся с воззрениями Р.У. Сетона-Уотсона: «Он также утверждал, что общественное мнение в Британии было основной причиной дипломатической и военной пассивности во время огромных изменений в европейском балансе сил между 1864 и 1875 гг., которые нарушили равновесие и подорвали стабильность» [7, р. 660661]. Из этого следовало, что экономист Дж.А. Гобсон не учитывал фактор общественного неприятия бесконечно агрессивной и активной внешней политики государства. Р.У. Сетон-Уотсон, прекрасно знакомый с славянским сепаратизмом и отчасти помогавший национально-освободительной борьбе малых народов Австро-Венгрии и России, осознавал, что постоянная экспансия подрывает доверие народа к государству (особенно это касается нетитульных наций) - ослабляет позиции правящей власти и приводит в конечном итоге к распаду страны. Примеча-

тельно, что в годы Первой мировой войны Р.У. Сетон-Уотсон внес большой вклад в развал Австро-Венгрии, включившись в инициированную в государствах Антанты пропагандистскую кампанию, преследовавшую своей целью разрушение Габсбургской монархии. Российский историк Игорь Владимирович Крючков, прослеживая эволюцию чехословацкой идеи в 1914-1918 гг., пишет о том, что именно Р.У. Сетон-Уотсон помог Томашу Масарику в апреле 1915 г. подать в Форин-офис программу преобразования

Центрально-Восточной Европы, имевшую своей главной целью создание независимого чехословацкого государства [8]. Широкие связи Р.У. Сетона-Уотсона в правительственных кругах Великобритании, а также его талант популяризатора, позволивший в короткие сроки предоставить образованной публике достаточное количество доводов в пользу отделения от дуалистической монархии малых народов «расово угнетавшихся немцами и венграми, стремившимися ассимилировать славян» [8], привели к торжеству идеи «Новой Европы». Послевоенные границы в Центрально-Восточной и Южной Европе во многом были определены планом Р.У. Сетона-Уотсона.

Чешско-немецкий марксист Карл Каутский (1854-1938) видел главную угрозу империализма в возможности общемировой бойни между империалистическими государствами. При этом он полагал капиталистов не заинтересованными в империалистической политике [9, с. 456]. Для К. Каутского «империалистическая политика была отголоском прошлого, но никак не прогрессивным шагом на пути развития капитализма» [9, с. 456]. Он предложил свою теорию «умиротворения» империализма путем перехода капиталистического развития на стадию «ультраимпериализма». В одноименной статье К. Каутский изложил базовые принципы новой стадии развития капитализма, в соответствии с которыми крупнейшие государства должны были пойти по пути разоружения, отказа от экспансионистской политики [10]. Ультраимпериализм виделся К. Каутскому более совершенной формой империализма, поскольку предполагал изживание насилия в международных отношениях и расширенное межгосударственное взаимодействие. «Таким образом, в результате Первой мировой

войны между великими империалистическими державами может быть создана федерация сильнейших, но отказавшихся от гонки вооружений стран» [10]. К. Каутский давал довольно расплывчатые определения империализма и его основных черт, не уделял он внимание и взаимосвязи интересов финансово-промышленных кругов с милитаристскими устремлениями крупнейших держав. В конечном итоге он «гипотетически признал возможность интернационализации капиталистического мира» [9, с. 456] - ввел понятие ультраимпериализм.

Австро-немецкий социал-демократ Рудольф Гильфердинг (1877-1941) и Николай Иванович Бухарин (1888-1938) параллельно разработали концепции империализма, содержавшие в себе марксистский взгляд на эту стадию развития капитализма. Воззрения Р. Гильфердинга близки к взглядам Дж.А. Гобсона: он полагал, (строя свои умозаключения исключительно на примате экономического фактора), что «экономическая политика пролетариата стоит в принципиальном противоречии с экономической политикой капиталистов... Борьба наемного труда против капитала есть прежде всего борьба за долю в той новой стоимости годового продукта, которая создана рабочим классом.» [11, с. 438].

Н. И. Бухарин стоял на схожих позициях. Для Р.У. Сетона-Уотсона же всякая борьба обретала смысл только в том случае, если являлась борьбой за отстаивание национальной («расовой», если пользоваться его терминологией) самобытности.

В.И. Ленин (1870-1924) главный упор делал на относительную немногочисленность стран-эксплуататоров. Он писал: «Как доказано в этой книжке, капитализм выделил теперь горстку (менее одной десятой доли населения страны, при самом «щедром» и преувеличенном расчете менее одной пятой) особенно богатых и могущественных государств, которые грабят - простой «стрижкой купонов» - весь мир» [12, с. 307-308]. Ленин подчеркивал беспощадную эксплуатацию наций богатыми нациями: «...Империализм есть эксплуатация сотен миллионов зависимых наций малым числом богатейших наций» [13, с. 386]. Национальный компонент в оценке природы капитализма содержится и в некоторых эмоциональных замечаниях Р.У. Сетона-Уотсона, но у враждебно на-

строенного к большевистскому перевороту шотландского ученого эти высказывания связываются не с желанием экономического освобождения малых наций от гнета империй, а со страхом потери почти завоеванной свободы для славянских народов Австро-Венгрии. Интересное высказывание - почти гневная отповедь! - тайным и явным переговорам Антанты с Центральными державами содержится в выпуске «Новой Европы», датируемом 31 октября 1918 г., Р.У. Сетон-Уотсон пишет о «империалистической сделке самого худшего сорта» (см.: [14, р. 129]). То есть главное преступление империализма для Р.У. Сетона-Уотсона - переговоры с врагом, который препятствовал национальной консолидации славянских народов. И это в тех условиях, когда Австро-Венгрия фактически проиграла войну и развалилась на части - те самые пестуемые Сетоном-Уотсоном национальные государства. Примечательно, что Р.У. Сетон-Уотсон видел корни эксплуатации (которую можно назвать империалистической) в национальном гнете одного народа над другими - в притеснении венграми славянского населения. Здесь проявился ра-сиалистский подход Р.У. Сетона-Уотсона, давший некоторым западным историкам основание называть его «радикалом» [15]. Советский и российский историк-хунгарист Т.М. Исламов выразил более взвешенную позицию по венгерскому фактору: «Примечательно, что Австрия отказалась от дуализма и совместного с Венгрией сосуществования в империи раньше, чем это сделал господствующий класс Венгрии» [16]. Именно правящий класс - земельная аристократия и финансово-промышленные круги - дольше всех в Австро-Венгерской империи противился слому дуалистической системы.

Роза Люксембург (1871-1919) полагала «существование отсталых стран необходимым условием капиталистического способа производства. С их исчезновением неминуемо исчезнет и капитализм» [17, с. 383-384]. Немецкий социал-демократ Фриц Штернберг (1895-1963) уделил большое внимание влиянию колониальных и зависимых стран на развитие капитализма в странах Запада [6, с. 204]. Р.У. Сетон-Уотсон, полагавший наличие развитых национальных демократических государств, ориентированных на удовлетворение потребностей титульных наций,

главным залогом мира и спокойствия в Европе, ни при каких обстоятельствах не мог допустить подобных мыслей.

Р.У. Сетон-Уотсон в своих развернутых теоретических выкладках по проблематике империализма сделал объектом своего исследования Британию времен премьерств Б. Дизраэли и У. Гладстона. По мнению Р.У. Сетона-Уотсона, внешняя политика Короны обусловливалась теснейшей взаимозависимостью с внутренними делами в Британской империи. Он писал: «Дизраэли и лорд Дерби выступали против полной автономии Боснии-Герцеговины и даже против более мелких реформ, убеждая в этом графа Анд-раши и турок, но, по существу дела, лишь потому, что они видели аналогию между деталями земельной реформы в Боснии и требованиями, выдвинутыми в Ирландии, тем самым они боялись создать прецедент» (см.: [18]). Прагматическая необходимость замораживания ирландской проблемы приводила к тому, что внешняя политика Великобритании, имевшая своей целью и сдерживание России в Балканском регионе, становилась действительно реакционной. Современный сербский историк пишет: «Любые выгоды для Сербии и Черногории воспринимались Дизраэли как выгоды для России, панславизма и православия» (см.: [18]). Характер британской внешней политики, без сомнения, можно считать империалистическим, но мог ли он быть иным?

Р.У. Сетон-Уотсон подробно изучил геополитическую составляющую британского империализма, опираясь в своих исследованиях на широкую источниковую базу, в которую была включена и неиспользовавшаяся ранее дипломатическая переписка российского внешнеполитического ведомства. Он подробно проанализировал взаимодействие интересов британских политических партий и осуществление имперских планов в Балканском регионе и в Восточной Европе. В результате Р.У. Сетон-Уотсон пришел к такому заключению: кризис 1875-1878 гг. и итоги русско-турецкой войны привели к зарождению ситуации 1914 г. По мнению Р.У. Сетона-Уотсона неотъемлемой частью империализма является сложная система дипломатических маневров. Другим важным сущностным аспектом империалистической политики является британская партийная

система, ее громадная роль в империи. Еще одной неотъемлемой частью империализма Р.У. Сетон-Уотсон называет непосредственно способность правящей партии к устроению ситуаций соперничества между внешними врагами Великобритании (см.: [18]). Наконец, политика империализма предполагает активное вмешательство во внутренние дела независимых государств посредством прямой военной оккупации с последующим установлением экономического контроля, как это произошло в Индии. Отстаивание внешнеполитического курса могло осуществляться и путем военного разгрома противника (Крымская война, Англо-бурская война) (см.: [18]). Одну из форм империалистического курса Великобритании Сетон-Уотсон связывал с политикой сдерживания, проводившейся Лондоном в отношении Санкт-Петербурга. Вместе с тем империалистическая политика, по мнению Р.У. Сетона-Уотсона, отнюдь не исключала сосуществование соперничающих держав. Неотъемлемой частью британского империализма Р.У. Сетон-Уотсон считал политику раздела спорных регионов на сферы влияния (см.: [18]). В глобальном же масштабе империалистический курс предполагал поддержание баланса сил, в первую очередь, status quo в Османской империи, сохранявшей контроль над Черноморскими проливами. Именно курс на поддержание баланса сил привел к сотрудничеству Британии не только с Турцией, но и с Францией - ее извечной соперницей - во время Крымской войны (см.: [18]). Империалистическая политика Великобритании, по мнению Р.У. Сетона-Уотсона, не всегда обусловливалась экономическими соображениями - геополитический аспект и межпартийное взаимодействие всегда влияли на ее характер.

В основе концепции империализма Р.У. Сетона-Уотсона лежал комплексный анализ внешних и внутренних потребностей Великобритании, при этом ее органической частью являлась симпатия к славянским народам Австро-Венгрии. Р.У. Сетон-Уотсон сумел создать такой подход к проблеме империализма, который обладал научностью и содержал личное отношение к угнетаемым народам.

Без сомнения, британский империализм значительно изменился к началу XX в. «Од-

нако в результате развития различных аспектов имперской идеи изменилось само понимание этого термина. В начале ХХ в. империализм для британцев стал означать, с одной стороны, расширение Британской империи в целях защиты экономических интересов Великобритании, а с другой стороны -объединение самоуправляющихся колоний с целью создания единого экономического и правового пространства, системы обороны и коммуникаций. Англия еще раз подтвердила свой выбор в пользу империи, выбор, оказавший существенное влияние на мировую историю новейшего времени» [19]. Шотландский балканист уловил эти изменения, отразив в своей концепции империализма реальные сущностные особенности международной политики Великобритании.

1. Peter L. The political conflict between R.W.

Seton-Watson and C.A. Macartney over Hungary. URL: http://www.ssees.ucl.ac.uk/conf

hungZpeter2.pdf. Загл. с экрана.

2. Seton-Watson R.W. Disraeli, Gladstone and the Eastern Question: A Study in Diplomacy and Party Politics. N. Y., 1972.

3. Айзенштат М.П., Гелла Т.Н. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX в. (1815 - середина 1870-х гг.) М., 1999.

4. Clayton P. Imperialism and colonialism. In Enemies and passing friends: settler ideologies in twentieth-century Ulster. L., 1996.

5. Гобсон Дж. Империализм. Л., 1927.

6. Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003.

7. Levy J.S. Domestic Politics and War // Journal of Interdisciplinary History. 1988. Vol. 18. № 4.

8. Крючков И.В. Чехословацкая идея и «венгер-

ский вопрос» в годы Первой мировой войны // Российские и славянские исследования. 2007. Вып. 2. URL: http://www.rsijournal.net/

chexoslovackaya-ideya-i-vengerskij-vopros-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny/. Загл. с экрана.

9. Кретинин С.В. Карл Каутский (1854-1914 гг.). Воронеж, 2007.

10. Kautsky K. Ultra-imperialism (September 1914) URL: http://www.marxists.org/archive/kautsky/ 1914/09/ultra-imp.htm. Загл. с экрана.

11. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. Новейшая фаза в развитии капитализма. М., 1924.

12. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Полное собрание сочинений. М., 1958-1965. Т. 27.

13. Ленин В.И. Замечания по поводу статьи о максимализме // Полное собрание сочинений. М., 1958-1965. Т. 30.

14. Hanak H., Seton-Watson H. and C. «The Making of a New Europe» (Book Review) // The Slavonic and East European Review. 1982. Vol. 60. № 1.

15. Hansen S. The identification of «radicals» in the British intelligentsia, 1900-1914 URL: http:// wwwbiz2. meijo-u.ac.jp/SEBM/ronso/no10_4/04 _hansen.pdf. Загл. с экрана.

16. Исламов Т.М. Австро-Венгрия в Первой мировой войне. Крах империи // Новая и Новейшая история. 2001. № 5. URL: http:// ah.milua.org/austria-hungaria/history/islamov_1/ islamov_1.htm. Загл. с экрана.

17. Люксембург Р. Накопление капитала. Москва; Ленинград, 1931. Т. 1-2.

18. Savich C. The Congress of Berlin, British Imperialism, and The Emergence of World War I. URL: http://www.srpskoblago.org/books-articles/the-congress-of-beriln-british-imperialism-and-the-emergence-of-world-war-i. Загл. с экрана.

19. Глеб М.В. Британская имперская идея во второй половине XIX века: Основные направления и динамика развития // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 2. URL: http://evolutio. info/index.php?option=com_content&task=view &id=630&Itemid=54. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 17.09.2012 г.

UDC 93/99

VIEWS OF R.W. SETON-WATSON IN THE CONTEXT OF IMPERIALISM THEORIES (END OF 19th - BEGINNING OF 20th CENTURIES)

Andrey Valeryevich NOSKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General History Department, e-mail: andrey-noskow@mail.ru

The concept of imperialism created by Scottish thinker R.W. Seton-Watson is scrutinized. The views of R. W. Seton-Watson, who relying on some postulates imperialism Western thinkers of the end 19th - beginning 20th centuries, as well as on its own research of the theory and practice of British foreign policy in the XIXth century, created the original concept of imperialism are considered.

Key words: imperialism; theories of imperialism; R.W. Seton-Watson; British foreign policy; geopolitics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.