УДК 93/99
ИДЕЯ АНГЛИИ КАК ИСТОЧНИК БРИТАНСКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ В ОСВЕЩЕНИИ Р.У. СЕТОНА-УОТСОНА
© Андрей Валерьевич НОСКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры всеобщей истории, e-mail: [email protected]
Статья рассказывает об идее Англии в трудах крупного интеллектуала первой половины XX в. Р.У. Сетона-Уотсона. Геополитическая доктрина Британии основывалась на принципах активного вмешательства во внутренние дела других стран и народов. Р.У. Сетон-Уотсон в своих исследованиях доказал права славянских народов Балкан и Центральной Европы на национальную независимость. И эта независимость была выгодна Англии, которая уже в начале XX в. мешала сплочению славянских народов, а также пыталась разрушить континентальные сверхдержавы: Германскую империю, Австро-Венгерскую империю и царскую Россию. Автор статьи вводит новое понятие «Юго-Центральная Европа», которое позволяет воссоздать целостную картину геополитических взглядов британской интеллектуальной элиты на судьбы народов региона перед Первой мировой войной.
Ключевые слова: идея Англии; империализм; британская геополитика; Балканы; Юго-Центральная Европа.
Англосаксонскую проекцию силы и идеологии в регион Балканы - Центральная Европа следует считать одной из главных составляющих британской империалистической геополитической стратегии первой половины XX в. Британский империализм, наследовав завоевательный принцип создавших постантичную Европу германских племен, стремился не только к достижению материальной выгоды (эксплуатация колоний для талассократии), но и к достижению идеи Англии. Геополитический термин «талассо-кратия», происходящий от древнегреческих слов «©аАлооа» - богиня моря, море вообще, и «кратод» - власть, обозначает страны, обладающие могуществом посредством контроля Мирового океана и торговых путей. Отец английской геополитики Хэлфорд Джон Маккиндер писал, что «Идея Англии была вбита в Гептархию датскими и норманнскими завоевателями» [1, р. 423].
«Imperium» - это не только «власть», но и «общее политическое пространство», т. е. империализм следует понимать и как немеркантильное стремление великих государств к воцарению собственного единоначального политического, идеологического, теологического, философского идеала во всей ойкумене. И «идея» британского империализма -это не «бремя белого человека», вернее, не только «патерналистское управление просвещаемыми дикарями», но и живой британский дух во всех землях Короны, а также британское влияние в тех местах, которые
могут быть использованы иными государствообразующими народами для подтачивания корней королевского дуба. Еще великий англичанин и монархист Томас Гоббс предполагал свободу действий во внешних делах высшим благом для своей страны.
Чтобы понять перманентную идеологическую войну Британской империи против отдельных народов и стран Центральной Европы и Балкан перед Первой мировой войной, нужно обратиться не только к вышеизложенной парадигме английского мышления, но и непосредственно к работам британского интеллектуала эпохи модерна, дабы увидеть в его текстах особенности «маринистского» взгляда на роль «Британии-Левиафана» в делах народов континентальной Европы. Этот взгляд зиждился на принципе абсолютности морской силы Англии и на абсолютности политической системы «Туманного Альбиона».
Роберт Уильям Сетон-Уотсон (18791951) - британский политический деятель, историк-балканист, журналист и разведчик -родился в богатой шотландской семье, проживавшей в Лондоне. Консервативные взгляды и шотландский патриотизм прививались ему с детства. Образование он получил в Оксфорде, а уже потом, будучи доктором философии, дополнил свои знания в ряде континентальных университетов (в Сорбонне, Берлинском и Венском университетах). Избрав сферой своих интересов балканистику и славистику, он оказал значительное
влияние на развитие представлений о народах Балкан и Центральной Европы в британском обществе, а его симпатии и антипатии после облачения в одежды научных исследований, вместе с его деятельностью в различных национально-освободительных комитетах, способствовали крушению АвстроВенгерской монархии и организации национальных государств на ее обломках. Также не без его участия британская внешняя политика получила расовый вектор обоснования идеологии - в ней сильнее закрепились принципы помощи одним нациям и противодействия нациям другим. Доктор Джерри Кернс (кафедра географии Кембриджского университета) в своей статье «Имперская геополитика. Геополитические воззрения на заре века Америки» пишет, что Сетон-Уотсон «хотел создать Новую Европу главным образом на расовой основе» [2, р. 173], т. е. Сетон-Уотсон видел будущее Центральной, Южной и Восточной Европы за национальными государствами. Они препятствовали бы наднациональным призракам империй - так британский империализм, создавая и поддерживая республиканские «национал-демократи-ческие» режимы, боролся с континентальным империализмом. Американский профессор Брайан В. Блут (Колледж Уильяма и Марии, Уильямсберг, Вирджиния), тщательным образом исследовавший геополитические доктрины XX в., тоже уделил внимание отношению Сетона-Уотсона к национальным вопросам: «Сетон-Уотсон требовал отказа Германии от территорий, заселенных не немецким населением» [3, р. 43]. В отношении западных окраин Российской империи Сетон-Уотсон испытывал те же чувства, что и к территориям Австро-Венгрии, заселенным не австрийским и не венгерским населением. Уже в годы Первой мировой войны он выступил активным сторонником государственности украинцев, поляков, литовцев и финнов. Сетон-Уотсон считал, что Россия должна предоставить независимость всем своим нациям, проживающим в Европе, обладающим национальным самосознанием и культурными особенностями. «Новая Европа» Сетона-Уотсона - это национальные государства для всех, кто их пожелает.
Первые его труды вышли во время активизации курса Британии на закрепление своего планетарного морского могущества. В
1908 г. Сетон-Уотсон опубликовал свою первую значительную монографию по балканской проблематике. Книга, которая называлась «Расовые проблемы в Венгрии» [4], была выпущена им под псевдонимом Скотус Виатор (Шотландский Посланник). Этот весьма объемистый, написанный старомодным английским языком, изобилующий позитивистским вниманием к деталям труд повествует об этнической истории Венгрии и прилегающих к ней земель, испокон веков принадлежавших славянским народам. Рассказывая о судьбе древней державы Великой Моравии, Сетон-Уотсон откровенно симпатизирует этому славянскому государству, но в этой симпатии есть дух английского историка, который неизменно желает Империю только для англосаксонских народов, а другим же предлагает национальные, но ни в коем случае не имперские формы государственного бытия. Он призывает не тратить время на выяснение этимологии слова «Slavs», ведь не имеет значения, что оно произошло от «slovo» и «slava». Гораздо важнее, что на всем протяжении своей истории, от великоморавского князя Святополка (конец IX в.) до Петра Великого, у славянских народов существовала тяга к раздельному проживанию в своих национальных государствах. Тысячелетие славян - это центробежные тенденции их истории. В этом, по мнению Сетона-Уотсона, и состоит смысл приемлемого бытия славян.
Английский исследователь восхищается жизнеспособностью славянских народов в эпоху венгерского завоевания в IX-X вв. Венгерские орды - теллурократические азиатские силы из враждебного мира степей -воспринимаются Сетоном-Уотсоном - истым англичанином-маринистом (господство Британии в Мировом океане было для него не только нормой, но и фактором, определяющим господство английского и во всех других сферах бытия), симпатизирующим тонкой полувизантийской культуре Моравии, как злостные поработители почти что европейского этноса. Венгерское «завоевание родины на Дунае» - это если не катастрофа, то расово неблагоприятное событие. Сетон-Уотсон откровенно говорил о расовом превосходстве некоторых народов (особенно выделял словаков, которых считал самым красивым славянским народом). Великая Моравия
содержала в себе зачатки национальных культур чехов, словаков, сербов и поляков, но она, сыграв свою роль, ушла в небытие. Дальнейшая история венгерского народа -признание Венгрии королевством при Иш-тване Святом, присоединение Хорватии, Словакии и Трансильвании, первый расцвет и монгольское нашествие, упадок при Османском владычестве, зависимое состояние от Габсбургов - описывается с упором на факты этнического неравноправия славян, культура и духовная жизнь которых находились в это время в упадке. Весьма негативно оценивается также рост территории Венгерского королевства в XIV в., когда оно простиралось от Балкан до Балтики, от Черного моря до Адриатического побережья. «Реформация до Реформации» - гуситское движение и общечешский подъем полагаются важными проблесками национального самосознания славян. С 1678 г., с получением Габсбургами прав на венгерскую корону, началось преследование антигабсбургского протестантского населения, которому оставалось только устраивать бунты и поднимать восстания. А в конце XVIII в., вместе с ростом гражданского правосознания венгров, притеснениям подверглись хорваты и словаки. Мадьярская оппозиция, увлеченная идеями нации, которые она взяла из риторики Французской революции 1789 г., проводила политику мадьяризации, это привело к ответному росту национализма в славянских областях. «Непосредственным результатом эпохи было великое возрождение национальных чувств у мадьяр. Дух национализма витал в воздухе» [4, р. 36]. Значительную роль в формировании словацкого национального самосознания сыграл лютеранский священник, философ и поэт Ян Коллар. Сетон-Уотсон подробно останавливается на его деятельности. Пишет он и о влиянии России на националистические движения в середине XIX в.: «Рост славянского национализма, в основном благодаря влиянию Французской революции, был, несомненно, поддержан русской пропагандой» [4, р. 58]. Идеология либеральной партии венгров - партии Баття-ни и Кошута (30-40-е гг. XIX в.) - противопоставляется Сетоном-Уотсоном идеологии славянского возрождения. Особое внимание Сетон-Уотсон уделил росту национального
самосознания духовенства и интеллигенции, исповедовавших кальвинистскую веру.
Идеологический замысел его монографии заключался в том, что вся национальная история этого региона - это история притеснения и возрождения славянских народов угнетателями: венграми и австрийцами. Хорваты, чехи и словаки - народы генетически совершенно не похожие на венгров - должны иметь свои национальные государства, которые могут быть полезны и адекватны их интересам. Венгерская земельная аристократия откровенно притесняет славянское свободолюбие, ее коррумпированность и отчужденность от интересов невенгерских наций - это источник нестабильности и несчастий всей Австро-Венгрии. Сетон-Уотсон отметил и то, что внешняя политика Габсбургов проводилась при активном участии венгерских аристократов.
Книга «Коррупция и реформы в Венгрии» [5] посвящена анализу парламентских выборов, которые прошли в июне 1910 г., когда Национальная партия труда графа Иш-твана Тисы одержала возмутительную для Сетона-Уотсона, но неизбежную (по его же мнению) победу. Аграрии и крупные буржуа, составлявшие прежнюю Либеральную партию, поддержали на выборах 1910 г. консервативную партию Тисы. Сетон-Уотсон связывает такие результаты выборов с расовыми проблемами. Он не раз ссылается на собственную монографию «Расовые проблемы в Венгрии», чтобы доказать на исторических примерах факты притеснения венгерскими националистами славян. Здесь следует упомянуть и германский фактор: строившая океанский флот Германия начинала представлять угрозу для Англии. И прогерманская ориентация графа Тисы беспокоила Сетона-Уотсона не меньше, чем пассивность славянских меньшинств, благодаря которой Тройственный союз укреплялся изнутри. Австро-Венгрия тоже начала строить мощный линейный флот. В требованиях предоставления хорватам больших избирательных прав, свобод и автономии нельзя не увидеть стремление британского интеллектуала перекрыть Вене доступ к Адриатике. Коррупция и несовершенная система голосования подробно описываются Сетоном-Уотсоном: «Голосование в Венгрии - все еще публичное дело, и как в каждом избирательном округе есть
только один избирательный участок (иногда с закрытыми кабинками для голосования), так и все избиратели должны собираться на участке утром. Затем они (избиратели) агитируются представителями партий, а потом каждая деревня голосует под надзором офицера, который в течение всего избирательного дня пользуется почти абсолютной властью» [5, p. 82].
Вслед за Венгрией, Сетон-Уотсон обратился к балканским странам и народам. В монографии «Южнославянский вопрос и Габсбургская монархия» [6] он разграничивает насущные проблемы сербов, хорватов, словенцев и словаков. Единение этих народов невозможно, потому что их разные исторические судьбы делают все панславистские заявления фикцией, а правящие круги Габсбургской империи, особенно венгерская аристократия, только подогревают разногласия между ними.
Расовые приоритеты британской науки и политики определялись геополитическим раскладом сил. Здесь следует ввести понятие «Юго-Центральная Европа», обозначающее регион, который географически простирается от Балтийского моря до Средиземного моря. Этот регион занимает стратегическое положение - он есть самый густонаселенный западный сектор внутренней дуги (Европа -Аравия - Индокитай), контроль над ним входит в жизненно важные задачи англосаксонской талассократии. (Здесь намеренно не учитывается фактор Германии, которая a priori являлась «мерцающей континентально-атлантической державой», т. е. не контролировала восточноевропейский «стратегический Хартленд» (в отличие от Австро-Венгрии и России) достаточно долго. Очевидно, что использование геополитического понятийного аппарата Хэлфорда Джона Маккиндера обусловлено генетическим родством атлантистской теории с историческими выкладками Сетона-Уотсона). Изучение этнических и политических проблем Юго-Цент-ральной Европы следует проводить по двум основным векторам: первый вектор -классическая британская балканистика и славистика Р.У. Сетона-Уотсона; второй вектор - классическая британская геополитика. Синтез этих двух интеллектуалистских дискурсов позволяет создать относительно адекватное представление о месте расиалистско-
консервативной балканистики Сетона-Уотсона в геополитической стратегии Британии. Географическая ось истории - северо-восточная часть Евразии - главный смысл всего протяженного через время человеческого пространства. Тяготение Британской империи (а позднее - США) к умеренному доминированию над регионом - это ключ к пониманию этнического и государственного процесса Юго-Центральной Европы.
Геополитическими интересами англо-саксонства можно объяснить разрушение или консервацию тех или иных стран Юго-Центральной Европы в первой половине XX в. Возможность проследить внутреннюю связь между воззрениями Р.У. Сетона-Уотсона, призывавшего к созданию искусственных, но лояльных Короне стран, с необходимостью установления контроля надо всем Мировым островом (Евразией и Африкой) - залогом абсолютного существования англосаксонст-ва - вот что дает изучение наследия британского историка. Британская империя главенствовала на африканской части Мирового острова. Пути же в Евразию заслоняли рыхлая Австро-Венгрия и тяготевшие либо к национальному обособлению, либо к союзу с Германией или Россией страны Юго-Центральной Европы. Сочувствие Сетона-Уотсона национально-освободительной борьбе народов региона, которое, естественно, содержит в себе и гуманистический компонент, тем не менее, будет совершенно не снабжено адекватным объяснением, если не принять во внимание органическую связь британской балканистики с британской геополитикой. Тяга Британии к Балканам - это тяга Британии ко второй - самой главной - части Мирового острова. Современная перманентная тяга США к Балканам - прямое наследие англосаксонского «переноса империи», осуществленного во время Второй мировой войны, когда периферийная дуга обрелась смыслом под именем «США».
Балканистика Сетона-Уотсона - это британский взгляд на судьбу континентальных народов, британская геополитическая традиция. И английская геополитика многое почерпнула из трудов историка, который, выражаясь словами Маккиндера, «сделал хорошую работу для нации» [7].
1. Mackinder H.J. The Geographical Pivot of History // The Geographical Journal. 1904. V. 23. № 4.
2. Kearns G. Imperial Geopolitics. Geopolitical Visions at the Dawn of the American Century / A Companion to Political Geography. Oxford, 2003.
3. Blouet B. W. Geopolitics and Globalization in the Twentieth Century. L., 2001.
4. Scotus Viator. Racial problems in Hungary. L., 1908.
5. Seton-Watson R.W. Corruption and reform in Hungary. L., 1911.
6. Seton-Watson R.W. The southern Slav question and the Habsburg Monarchy. L., 1911.
7. Uht. no: Seton-Watson H., Seton-Watson C. The making of a new Europe: R.W. Seton-Watson and the last years of Austria-Hungary. L., 1981. P. 198.
Поступила в редакцию 11.10.2011 г.
UDC 93/99
THE IDEA OF ENGLAND AS A SOURCE OF BRITISH GEOPOLITICAL DOCTRINE IN ILLUMINATION BY R.W. SETON-WATSON
Andrey Valeryevich NOSKOV, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student of General History Department, e-mail: [email protected]
The article tells about the idea of England in the writings of a major intellectual of the first half of XX century R.W. Se-ton-Watson. Britain's geopolitical doctrine was based on principles of active intervention in the internal affairs of other countries and peoples. R.W. Seton-Watson in his investigations proved the right of the Slavic peoples of Central Europe and the Balkans for national independence. And that independence would be advantageous for England that is already in the early XX century, prevented the consolidation of the Slavic peoples, and tried to destroy the continental superpowers: the German Empire, the Austro-Hungarian Empire and Czarist Russia. The author introduces a new concept of “South-Central Europe”, which allows you to recreate a complete picture of the British geopolitical views of the intellectual elite on the fate of people in the region before the First World War.
Key words: idea of England; imperialism; British geopolitics; Balkans; South-Central Europe.