Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-учебные заведения / подготовка / методическое обеспечение / будущий офицер / организация учебного процесса / войска национальной гвардии / military educational institutions / training / methodological support / future officer / organization of the educational process / national guard troops

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Маклачков Егор Александрович

Целью статьи является рассмотрение историко-педагогических аспектов методического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии от момента образования силовой структуры до современного времени. В ходе рассмотрения особенностей и условий осуществления образовательного процесса будущего офицера войск национальной гвардии определены периоды возникновения и развития методического обеспечения профессиональной подготовки, отражающие связь с решаемыми служебными и профессиональными задачами с учетом потребностей времени. Дореволюционный период (1811-1917 гг.) включает в себя особенности становления методического обеспечения профессиональной подготовки Отдельного корпуса внутренней стражи. Этот период показывает начало комплектования корпуса, которое проводилось из офицеров армейских частей, неспособных к полевой службе, направлением воспитанников военно-учебных заведений и производством в офицеры наиболее подготовленных и опытных унтер-офицеров. Методическим обеспечением подготовки будущих офицеров в стали императорские указы, Положение о комплектовании, постановления Совета о военно-учебных заведениях о распределении выпускников, приказы начальников Отдельного корпуса внутренней стражи. Советский период (1917-1991 гг.) характеризуется изменением методического обеспечения профессиональной подготовки в системе советских органов государственной безопасности. Происходит образование специализированных военно-учебных заведений в виде школ командного состава, преобразованных в военные училища, а позднее в военные институты. Методическим обеспечением подготовки будущих офицеров стали приказы, положения о военно-учебных заведениях и инструкции ОГПУ, НКВД, МВД, что показывает частые реорганизации и преобразования войск правопорядка. Уделяется внимание качественному отбору кандидатов для поступления в военные училища, организации учебного процесса, проведению войсковой стажировки. Постсоветский период (1991 г. по настоящее время) показывает методическое обеспечение профессиональной подготовки с учетом требований современного времени. Происходит реформирование военного образования, переход на пятилетний срок обучения, подготовка будущих офицеров руководить военнослужащими по контракту, обучение в соответствии с новым ФГОС. Методическое обеспечение представлено квалификационными требованиями по профилю подготовки, приказами федеральной службы, приказами начальников военных образовательных организаций высшего образования и основными образовательными программами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Маклачков Егор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to consider the historical and pedagogical aspects of methodological support for the professional training of future officers of the national guard troops from the moment the power structure was formed to modern times. In the course of consideration of the peculiarities and conditions for the implementation of the educational process of the future officer of the national guard troops, periods of emergence and development of methodological support for professional training were determined, reflecting the connection with the service and professional tasks to be solved, taking into account the needs of the time. The pre-revolutionary period (1811-1917) includes the peculiarities of the formation of methodological support for professional training of the Separate Corps of the Internal Guard. This period shows the beginning of the recruitment of the corps, which was carried out from officers of army units incapable of field service, the direction of pupils of military educational institutions and the production of the most trained and experienced non-commissioned officers as officers. The methodological support for the training of future officers in became imperial decrees, the Regulation on recruitment, the Council's decisions on military educational institutions on the distribution of graduates, orders of the heads of the Separate Corps of the Internal Guard. The Soviet period (1917-1991) is characterized by a change in the methodological support of professional training in the system of Soviet state security bodies. Specialized military educational institutions are formed in the form of command schools, transformed into military schools, and later into military institutes. The methodological support for the training of future officers was orders, provisions on military educational institutions and instructions of the OGPU, NKVD, Ministry of Internal Affairs, which shows the frequent reorganization and transformation of law enforcement troops. Attention is paid to the high-quality selection of candidates for admission to military schools, the organization of the educational process, and the conduct of military internships. The post-Soviet period (1991 to the present) shows the methodological support of professional training, taking into account the requirements of modern times. There is a reform of military education, the transition to a five-year training period, the training of future officers to lead military personnel under a contract, training in accordance with the new GEF. Methodological support is represented by qualification requirements for the training profile, orders of the federal service, orders of the heads of military educational organizations of higher education and basic educational programs.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); преподаватель Маклачков Егор Александрович Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение историко-педагогических аспектов методического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии от момента образования силовой структуры до современного времени. В ходе рассмотрения особенностей и условий осуществления образовательного процесса будущего офицера войск национальной гвардии определены периоды возникновения и развития методического обеспечения профессиональной подготовки, отражающие связь с решаемыми служебными и профессиональными задачами с учетом потребностей времени. Дореволюционный период (1811-1917 гг.) включает в себя особенности становления методического обеспечения профессиональной подготовки Отдельного корпуса внутренней стражи. Этот период показывает начало комплектования корпуса, которое проводилось из офицеров армейских частей, неспособных к полевой службе, направлением воспитанников военно-учебных заведений и производством в офицеры наиболее подготовленных и опытных унтер-офицеров. Методическим обеспечением подготовки будущих офицеров в стали императорские указы, Положение о комплектовании, постановления Совета о военно-учебных заведениях о распределении выпускников, приказы начальников Отдельного корпуса внутренней стражи. Советский период (1917-1991 гг.) характеризуется изменением методического обеспечения профессиональной подготовки в системе советских органов государственной безопасности. Происходит образование специализированных военно-учебных заведений в виде школ командного состава, преобразованных в военные училища, а позднее в военные институты. Методическим обеспечением подготовки будущих офицеров стали приказы, положения о военно-учебных заведениях и инструкции ОГПУ, НКВД, МВД, что показывает частые реорганизации и преобразования войск правопорядка. Уделяется внимание качественному отбору кандидатов для поступления в военные училища, организации учебного процесса, проведению войсковой стажировки. Постсоветский период (1991 г. - по настоящее время) показывает методическое обеспечение профессиональной подготовки с учетом требований современного времени. Происходит реформирование военного образования, переход на пятилетний срок обучения, подготовка будущих офицеров руководить военнослужащими по контракту, обучение в соответствии с новым ФГОС. Методическое обеспечение представлено квалификационными требованиями по профилю подготовки, приказами федеральной службы, приказами начальников военных образовательных организаций высшего образования и основными образовательными программами.

Ключевые слова: военно-учебные заведения, подготовка, методическое обеспечение, будущий офицер, организация учебного процесса, войска национальной гвардии.

Annotation. The purpose of the article is to consider the historical and pedagogical aspects of methodological support for the professional training of future officers of the national guard troops from the moment the power structure was formed to modern times. In the course of consideration of the peculiarities and conditions for the implementation of the educational process of the future officer of the national guard troops, periods of emergence and development of methodological support for professional training were determined, reflecting the connection with the service and professional tasks to be solved, taking into account the needs of the time. The pre-revolutionary period (1811-1917) includes the peculiarities of the formation of methodological support for professional training of the Separate Corps of the Internal Guard. This period shows the beginning of the recruitment of the corps, which was carried out from officers of army units incapable of field service, the direction of pupils of military educational institutions and the production of the most trained and experienced non-commissioned officers as officers. The methodological support for the training of future officers in became imperial decrees, the Regulation on recruitment, the Council's decisions on military educational institutions on the distribution of graduates, orders of the heads of the Separate Corps of the Internal Guard. The Soviet period (1917-1991) is characterized by a change in the methodological support of professional training in the system of Soviet state security bodies. Specialized military educational institutions are formed in the form of command schools, transformed into military schools, and later into military institutes. The methodological support for the training of future officers was orders, provisions on military educational institutions and instructions of the OGPU, NKVD, Ministry of Internal Affairs, which shows the frequent reorganization and transformation of law enforcement troops. Attention is paid to the high-quality selection of candidates for admission to military schools, the organization of the educational process, and the conduct of military internships. The post-Soviet period (1991 - to the present) shows the methodological support of professional training, taking into account the requirements of modern times. There is a reform of military education, the transition to a five-year training period, the training of future officers to lead military personnel under a contract, training in accordance with the new GEF. Methodological support is represented by qualification requirements for the training profile, orders of the federal service, orders of the heads of military educational organizations of higher education and basic educational programs.

Key words: military educational institutions, training, methodological support, future officer, organization of the educational process, national guard troops.

Введение. Защита государства и охрана общественного порядка, обеспечиваемая войсками национальной гвардии в стране, всегда являлась ответственной и важной деятельностью в системе государственного управления. Значимую роль в этой работе занимают офицеры, которые обучают личный состав правильной организации и несению службы, координируют действия, ставят задачи. Понимание значимости выполняемой деятельности, высокое чувство долга и квалификация формируются в процессе профессиональной подготовки будущего офицера, обучающегося в военных образовательных организациях высшего образования (ВООВО). Во многом готовность к выполнению профессиональной деятельности будет зависеть от организации процесса подготовки, осуществляемого исходя из требований нормативно-правовых документов и методического обеспечения.

Изложение основного материала статьи. Образование внутренней стражи в 1811 году было обусловлено объединением разрозненных гарнизонных рот и уездных команд для единого управления и возможности противодействовать дезертирам, шпионам, провокаторам и разносчикам слухов в период угрозы нападения со стороны Франции. Императорские указы обозначили законодательную основу деятельности внутренней стражи. Впоследствии было

издано Положение для внутренней стражи, отражающее полномочия и обязанности военнослужащих. В 1816 году внутренняя стража преобразовывается в Отдельный корпус внутренней стражи (ОКВС). В 1817 году выходит Положение о комплектовании ОКВС общим и частным порядком. Общий порядок проводился раз в год путем перевода в ОКВС негодных к строевой службе офицеров и военнослужащих из армии, а частный порядок предусматривал направление к командирам внутренних гарнизонных батальонов офицеров и военнослужащих, выписанных из госпиталей, которые также были непригодны по состоянию здоровья для строевой службы в армии [6, С. 209-210]. Своих военно-учебных заведений в ОКВС не было, и пополнение офицерскими кадрами осуществлялось на общих основаниях с армейскими частями. При этом потребности в комплектовании не удовлетворялись должным образом. Стоит отметить, что до середины 30-х гг. XIX века в нормативно-правовой базе подготовки будущих офицеров отсутствовали общие постановления, частные инструкции и программы подготовки. [7, С. 29].

Для улучшения комплектования и подготовки военнослужащих по приказу командира ОКВС генерала К.П. Рейбница из каждого подразделения собирали наиболее подготовленного ефрейтора и унтер-офицера для прохождения двухмесячного обучения, в которое входили: чтение, правописание, арифметика, изучение обязанностей солдата в бою. В последующем у обучающихся появлялась возможность при выдающихся достижениях в служебной деятельности стать офицером. Введением этой практики помогло несколько снизить проблему комплектования войск.

К середине XIX века методическое обеспечение подготовки будущего офицера претерпело ряд изменений вследствие необходимости организации единого системного процесса обучения и подготовки будущих военных кадров. В методическое обеспечение вошли:

- императорские указы (образование Совета о военных училищах, которым были разработаны уставы, штаты и табели военных училищ, учебные курсы, руководства и единая структурная организация в военно-учебных заведениях);

- рескрипты (учреждение Комитета устройства учебных заведений, разработавшего общее положение и устав для военно-учебных заведений; образование Совета о военно-учебных заведениях, которым были разработаны положения о службе по учебной части);

- общий свод военных постановлений (постановления о распределении выпускников в ОКВС, единые учебные планы и программы преподавания, наставление для образования воспитанников, общая инструкция для составления учебных конспектов и программ).

К 1917 году система методического обеспечения в достаточной мере смогла обеспечить армию квалифицированными военными кадрами, способными брать на себя ответственность, жертвовать собой в бою и быть примером для подчиненных. Вместе с тем отсутствие собственных военно-учебных заведений в ОКВС, а в последующем в конвойной страже способствовало некомплекту офицерских кадров, отсутствию учета специфики выполняемой служебной и профессиональной деятельности.

Этот период можно охарактеризовать как «дореволюционный», показывающий, что комплектование проводилось из офицеров армейских частей, неспособных к полевой службе, путем направления воспитанников военно-учебных заведений, количество которых не могло удовлетворить потребности войск. Методическим обеспечением подготовки будущих офицеров в этот период стали императорские указы, Положение о комплектовании ОКВС, постановления Совета о военно-учебных заведениях о распределении выпускников, приказы начальников ОКВС, конвойной стражи.

После победы Октябрьской социалистической революции конвойная стража вошла в состав войск Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совете народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), затем в войска внутренней охраны Республики, а через год в войска внутренней службы Республики. В 1921 году издан приказ заместителя председателя ВЧК И.С. Уншлихта «Об организации школ для подготовки комсостава», обусловивший создание первых школ, в которых проходила переподготовка командиров рот, батальонов, подготовка руководителей штабов, командиров отделений и взводов [2, С. 271]. После окончания Гражданской войны в 1922 году войска входят в состав Государственного политического управления Народного комиссариата внутренних дел РСФСР (ГПУ). В 1923 году войска ГПУ преобразованы в Объединенное государственное политическое управление СССР (ОГПУ). Основными источниками пополнения офицерских кадров до 1932 года оставались военно-учебные заведения РККА [8, С. 406-408]. Подготовка в системе военно-учебных заведений РККА не учитывала специфику службы войск, руководству приходилось переучивать командиров, и к 1930 году назрела проблема создания собственной системы подготовки кадров.

В период с 1930 по 1932 год были открыты школы для подготовки войск в Харькове, Бабушкине, Новом Петергофе, Саратове, Ленинграде. Работа школ регламентировалась Положением о нормальных школах погранохраны и войск ОГПУ от 13 апреля 1932 года, определившем главную задачу по подготовке средне-начальствующего состава для командования пехотными и кавалерийскими частями ОГПУ. Серьезное внимание уделялось учебному процессу и стажировке в войсках. По окончании школы выпускник умел управлять подразделением, руководить военно-политической обстановкой, обладал необходимыми волевыми качествами [2, С. 317].

Для улучшения показателей подготовки будущего командного и начальствующего состава ОГПУ и РККА вышло Постановление Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» и ЦИК СССР от19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». Требования документов предписывали убрать бригадно-лабораторный метод и вернуть лекционно-семинарскую систему обучения, повысить теоретический уровень преподавателей, формировать у курсантов навыки самостоятельной подготовки к занятиям [5].

В 1934 году образован НКВД СССР, выполняющий функции по обеспечению государственной безопасности, охраны государственной границы, управлению исправительно-трудовыми учреждениями, внутренней и конвойной охраной. В 1937 году военные школы преобразованы в военные училища, что позволило увеличить штатный состав преподавательского и переменного состава. В 1939-1940 гг. совместно с РККА войска НКВД принимали участие в советско-финской войне, опыт которой был учтен в образовательном процессе будущих командиров и политработников. Учебные программы и планы были изменены в сторону подготовки к ведению боевых действий на территории противника, нейтрализации его диверсионных действий, подготовки действий на марше, использования элементов маскировки [3, С. 141-142].

Начало Великой Отечественной войны обусловило переход военно-учебных заведений на ускоренный выпуск курсантов и слушателей, а также временный переход на подготовку младших лейтенантов. Это повлекло введение восьмичасовых занятий с преподавателем и четырех часов самостоятельной подготовки. Количество преподаваемых дисциплин было оптимизировано с учетом потребностей войны. Для осуществления качественного обучения и обобщения боевого опыта для преподавательского состава вводилась стажировка на фронте в частях НКВД [4, С. 154-155].

В 1943 году создаются 11 суворовских военных училищ, из которых два готовили будущие военные кадры для войск НКВД. Училища принимали мальчиков в возрасте от 10 до 16 лет. Преимущественно набирались дети офицеров войск НКВД, погибших на фронте. В войсках поддерживалось создание и сохранение военных династий.

В 1946 году Военно-учебные заведения НКВД были реорганизованы. Согласно постановлению Совета Министров

СССР от 27 июля 1946 года № 1654-727 Высшая офицерская школа МВД СССР преобразована в Военный институт МВД СССР, который готовил офицеров с высшим военным образованием. С 1949 года проводится оптимизация подготовки будущих офицеров, часть военно-учебных заведений МВД СССР объединяется по профильным направлениям [4,С. 16-17].

Середина 1960-х годов становится новым этапом развития войск. 12 октября 1967 года внутренняя и конвойная охрана объединены в единую структуру, получившую название внутренних войск, которым передаются Ленинградское, Саратовское, Владикавказское, Харьковское училища для подготовки будущих офицеров. Позднее образуются Новосибирское и Пермское училища.

В 1970 году определяются порядок и задачи войсковой стажировки курсантов приказом МВД СССР № 26 «Указания об организации и проведении войсковой стажировки курсантов военных училищ МВД СССР» [1]. Для улучшения морально-деловых качеств будущих офицеров издается приказ МВД СССР от 15 июня 1971 года № 171 «Об улучшении нравственного и эстетического воспитания слушателей и курсантов высших и средних специальных учебных заведений МВД СССР», определивший необходимые направления и ответственность учебных заведений за отбор и качественную подготовку курсантов внутренних войск. В 1985 году правила поступления усовершенствованы и изложены в инструкциях по проведению военно-профессиональной ориентации, профессионального отбора и порядке проведения учебных сборов для поступающих в военные училища. В 1977 году приказом МВД СССР № 113 утверждена инструкция, определяющая порядок организации учебного процесса, основные цели, задачи и осуществление его планирования в военных училищах [9, С. 77-78]. Учебный процесс в военно-учебных заведениях был направлен на связь обучения и воспитания курсантов с будущей профессиональной деятельностью путем применения активных форм обучения, использования учебных карт, структурно-логических схем, диалоговых лекций, политического боя, мозгового штурма, ролевых игр, творческих дискуссий и т.д. [1, С. 12-14].

Рассматриваемый период можно охарактеризовать как «советский» в котором создаются специализированные военно-учебные заведения в виде школ командного состава, преобразованные в военные училища, с учетом специфики выполняемой служебно-боевой деятельности, переход от многопрофильных училищ к определенным направлениям подготовки. Методическим обеспечением подготовки будущих офицеров стали приказы ОГПУ, НКВД, МВД, что показывает частые реорганизации и преобразования от войск внутренней службы Республики до внутренних войск СССР. Уделяется внимание качественному отбору кандидатов для поступления в военные училища, организации учебного процесса, проведению войсковой стажировки.

После распада СССР начинается новый период развития подготовки будущего офицера войск правопорядка. Исходя из требований современности подготовка будущих офицеров определялась новыми законами - «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе». С 1997 года военные училища преобразуются в военные институты внутренних войск МВД России. Срок обучения увеличивается до 5 лет. Подготовка будущего офицера стала осуществляться в соответствии с ФГОС и квалификационными требованиями по специальностям подготовки, основными профессиональными образовательными программами и программами дополнительного профессионального образования.

Опыт ведения контртеррористических операций на территории Российской Федерации учитывался при разработке и принятии нового Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», определившего правовой статус военнослужащих, задачи и функции войск, порядок использования сил и средств, социальные гарантии для военнослужащих и членов их семей.

Для осуществления централизации управления войсками 5 апреля 2016 года издан Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», который определил создание новой Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, куда вошли внутренние войска, органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На сегодняшний день методическое обеспечение профессиональной подготовки будущего офицера представлено в виде ФГОС, квалификационных требований по специальностям подготовки, основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования, приказами войск национальной гвардии о порядке и особенностях организации и осуществления образовательной деятельности, приказами начальников ВООВО, уставом ВООВО.

Представленный период можно обозначить как «постсоветский», характеризующийся реформированием военного образования, переходом на пятилетний срок обучения, обучением будущих офицеров в соответствии с новым ФГОС. В систему внедряется опыт выполнения служебно-боевых задач, войска расширяются и становятся самостоятельной федеральной службой.

Выводы. Проведенный анализ научных источников позволил определить периоды и особенности изменения методического обеспечения профессиональной подготовки будущего офицера войск национальной гвардии.

Дореволюционный период (особенности становления методического обеспечения профессиональной подготовки ОКВС, 1811-1917 гг.) методическое обеспечение представляет собой императорские указы, положение о комплектовании ОКВС, приказы начальников ОКВС, постановления Совета о военно-учебных заведениях о распределении выпускников в ОКВС.

Советский период (завершение становления и развитие методического обеспечения профессиональной подготовки в системе советских органов государственной безопасности, 1917-1991 гг.) методическое обеспечение представлено в виде приказов ОГПУ, НКВД, МВД, положений о военно-учебных заведениях.

Постсоветский период (методическое обеспечение профессиональной подготовки с учетом требований современного времени, 1991г. - по настоящее время) методическое обеспечение составляют ФГОС, квалификационные требования, приказы Федеральной службы войск национальной гвардии, приказы начальников ВООВО, основные образовательные программы.

Литература:

1. Андреев, С.А. Системы подготовки офицерских кадров внутренних войск МВД СССР в 1968-1991 гг. / С.А. Андреев, C.B. Галдобина // Вестник Гкатерининского института. - 2016. - № 2,- С. 8-14

2. Внутренние войска в годы мирного социалистического строительства, 1922-1941 гг. - М.: Юридическая литература, 1977. - 637 с.

3. Гузеев, А.Н. Подготовка кадров среднего командного состава для войск ОГПУ-НКВД СССР (1930-1945 гг.): исторический аспект: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Гузеев Алексей Николаевич. - Саратов, 2001. - 250 с.

4. Гузеев, Д.А. Государственная политика в сфере подготовки офицерских кадров для войск внутреннего предназначения (1945-1991 гг.): исторический аспект: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Гузеев Дмитрий Алексеевич. - Саратов, 2015. -25 с.

5. Иовлев, А. Развитие - военно-учебных заведений в 1929-1937 гг. / А. Иовлев, А. Черемных // Военно-исторический журнал. - 1980. - № 7. - С. 72-76

6. Колпаков, П.А. Внутренняя стража и Отдельный корпус внутренней стражи в 1811-1863 гг.: эволюция организационной структуры военно-полицейских формирований Российской империи / П.А. Колпаков // Научный диалог. -2016. -№ 10.-С. 206-218

7. Крылов, В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты / В.М. Крылов. - СПб.: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, 1998. - 672 с.

8. Некрасов, В.Ф. Внутренние войска Советского государства 1917-1977 / В.Ф. Некрасов. - М.: Академия МВД СССР, 1980.-469 с.

9. Олейник, С.А. Организационно-правовое регулирование совершенствования системы подготовки кадров внутренних войск МВД СССР во второй половине XX века / С.А. Олейник, С.Г. Лысенков // Вестник Московского университета МВД России, - 2011.- № 5. -С. 76-82

Педагогика

УДК 37.018

кандидат педагогических наук Фефелова Олеся Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель истории и обществознания Пикулева Светлана Владимировна Государственное бюджетное учреждение профессиональное образовательное учреждение «Дзержинский химический техникум имени Красной Армии» (г. Дзержинск)

ФОРМАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье приведен анализ образовательных практик по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности подрастающего поколения на территории субъектов РФ. Авторами представлено понимания обозначенных в статье понятий. Рассмотрены диссертационные исследования за период с 2000 до 2023 года, публикации в журналах из перечня ВАК, конференций, а также с сайтов образовательных организаций. В ходе анализа образовательных практик проанализированы системы основного и среднего общего образования, система среднего профессионального образования и система бакалавриата на наличие эффективных и результативных образовательных форматов, позволяющих осуществить достижение целей формирования гражданско-патриотического сознания и понимания важности сохранения исторической памяти у молодежи России.

Ключевые слова: образовательная практика, формат образовательной практики, культурно-историческая память, гражданская идентичность, система образования, урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.

Annotation. The article provides an analysis of educational practices for the formation of cultural and historical memory and civic identity of the younger generation on the territory of the subjects of the Russian Federation. The authors present an understanding of the concepts outlined in the article. Dissertation research for the period from 2000 to 2023, publications in journals from the list of the Higher Attestation Commission, conferences, as well as from the websites of educational organizations are considered. In the course of the analysis of educational practices, the systems of basic and secondary general education, the system of secondary vocational education and the bachelor's degree system were analyzed for the presence of effective and efficient educational formats that allow achieving the goals of the formation of civil-patriotic consciousness and understanding of the importance of preserving historical memory among the youth of Russia.

Key words: educational practice, educational practice format, cultural and historical memory, civic identity, education system, scheduled, extracurricular and extracurricular activities.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания № 073-03-2023-029 от 27.01.2023 г.

Введение. Проблема сохранения культурно-исторической памяти и формирования гражданской идентичности актуальна для любой страны, поскольку от ее решения зависит государственность и суверенитет. Данная линия была определена на государственном уровне в начале нулевых В.В. Путиным, осуществившим после его прихода к власти целый ряд действий, направленных на поиск идеологии, объединяющей народы РФ. События, произошедшие после 2014 года дают основание полагать, что это была правильно выбранная идеология, сосредоточенная на сохранении исторической правды и поиске ответов на вопросы о русской идентичности и гражданстве.

В Послании к Федеральному собранию 12 декабря 2012 года В.В. Путин сказал, что: «...Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией...» [10].

Как точно подметила И.А. Каверина: «Российская гражданская идентичность предполагает не только патриотизм, но и обладание менталитетом, базирующимся на общероссийских культурно-исторических традициях и ценностях (добро, справедливость, гуманизм, альтруизм, бескорыстие, самоотверженное служение Отечеству, забота о семье, детях, стариках, взаимопомощь в годину бедствий), далёких от философии личного успеха и личной удачи» [6, С. 2].

Культурно-историческая память рассматривается нами как сфера общественного сознания, наполненная фактологическими явлениями, памятниками, как предметами окружающей действительности, ценностями и символами, идеями, в которых отражается как в зеркале образ наших мыслей и на котором строится российская гражданская идентичность.

Изложение основного материала статьи. Система образования многие десятилетия определялась как пространство, в котором происходит становление гражданского достоинства личности, освоение норм и ценностей общества, погружение в национальную культуру. Авторами Концепции духовно-нравственного развития отмечено: «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы» [3, С. 38.]

Согласно диссертационным исследованиям Л.В. Гужовой, Н.Н. Дубининой, Е.Л. Крыловой, Т.В. Левкиной, В.В. Литвиненко, С.И. Майсевич, Н.А. Мельниковой, Г.Н. Мусс, Ю.Е. Окуневой, Е.Н. Тазетдиновой, О.Н. Тараненко, Ж.Г. Химич, А.А. Шаронова, М.М. Шевцовой и других патриотические представления углубляются в возрастном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.