Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ Г. ГУБАЙДУЛЛИНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ Г. ГУБАЙДУЛЛИНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТАТАРЫ / МЫСЛИТЕЛИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / PEDAGOGY / HISTORY OF PEDAGOGY / HISTORY OF EDUCATION / FOLK PEDAGOGY / THE TATARS / THINKERS / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Мифтахов Алмаз Фаридович

Актуальность исследования заключается в том, что педагогическая мысль, опыт обучения и воспитания многих поколений и многонационального народа позволили построить современную систему образования в России. Обращение к педагогической мысли просветителей прошлого и критическое переосмысление исторического опыта организации образования будет способствовать совершенствованию качества образования и добиться лучших результатов в деле воспитания юного поколения. Обращение к истории педагогической мысли и опыта воспитания позволит выявить ныне забытые, но являющиеся актуальными для современного образования педагогические ценности, что расширит наши представления о великих мыслителях минувших лет. Современные реформы образования актуализируют необходимость обращения к прошлому опыту организации обучения и воспитания, а также педагогической мысли, что позволит предотвратить многочисленные ошибки в системе образования. Педагогическая мысль великих просветителей прошлых лет всегда была и остается актуальной во все времена, ибо их правильность доказана временем. Особую актуальность представляет педагогическая мысль и практика воспитания в период исторических перемен в России, каковыми являются 20-30 гг. ХХ в. В этот период исторического развития общественной и политической жизни коренным образом меняется и система образования, которая знаменательна своими великими мыслителями-просветителями, которые призваны организовать просвещение, прививать молодому поколению культурные ценности народа, раскрыть все богатство и результативность национального воспитания. Проблемой исследования является изучение педагогического наследия и практической деятельности просветителей начала ХХ в., в частности Г. Губайдуллина, оставившего яркий след в истории татарской педагогической мысли. Цель исследования: раскрыть практическую педагогическую деятельность татарского просветителя Г. Губайдуллина, которая впоследствии была теоретически обобщена и отражена в педагогических сочинениях. В процессе исследования применены следующие методы: изучение архивных материалов, рукописей, теоретической литературы; сопоставление и сравнение педагогического наследия прошлых лет и современного состояния дела; анализа практической деятельности и педагогического наследия просветителя; индукции и дедукции. Результаты исследования и ключевые выводы: предложена педагогическая мысль и опыт воспитания молодого поколения в начале ХХ в. на примере творчества и деятельности татарского просветителя и педагога Г. Губайдуллина для изучения студентами педагогических учебных заведений на занятиях истории педагогики и образования, теории и методики воспитательной работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Мифтахов Алмаз Фаридович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL WORKS OF G. GUBAIDULLIN AS A RESULT OF HIS SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

The relevance of the study consists in the fact that pedagogical thought, experience of teaching and upbringing of many generations and of multinational people made it possible to create a modern education system in Russia. An appeal to the pedagogical thought of enlighteners of the past and a critical rethinking of the historical experience of organizing education will contribute to improving the quality of education and achieve better results in educating the young generation. Turning to the history of pedagogical thought and upbringing experience will reveal the pedagogical values that have been forgotten, but are relevant for modern education, which will expand our ideas about the great thinkers of the past. Modern education reforms actualize the need to refer to the past experience of organizing training and education, as well as pedagogical thought, which will prevent numerous mistakes in the education system. The pedagogical thought of the great enlighteners of the past has always been and remains relevant at all times, for their correctness has been proven by time. The pedagogical thought and practice of education during the period of historical changes in Russia in 1920-30-s are of particular relevance. During this period of historical development of social and political life, the education system is also radically changing, which is significant for its great thinkers and educators who are called upon to organize education, instill cultural values in the young generation, and reveal all the wealth and effectiveness of national education. The problem of the research is to study the pedagogical heritage and practical activities of the educators of the early 20th century, in particular, G. Gubaidullin, who left a bright trace in the history of Tatar pedagogical thought. The purpose of the research is to reveal the practical pedagogical activity of the Tatar educator G. Gubaidullin, which was later theoretically generalized and reflected in pedagogical essays. In the course of the research the following methods have been applied: study of archival materials, manuscripts, theoretical literature; comparison of the pedagogical heritage of the past and the modernity; analysis of practical activities and pedagogical heritage of the educator; induction and deduction. The research results and key conclusions are the following: the pedagogical idea and experience of educating the young generation at the beginning of the 20th century have been proposed on the example of creativity and activities of the Tatar educator and teacher G. Gubaidullin for studying pedagogical educational institutions, the history of Pedagogy and education, theory and methods of educational work in the direction of preparation of 44.03.01 «Pedagogical education».

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ Г. ГУБАЙДУЛЛИНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.01(09)

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-79-84

Маликов Р.Ш., Мифтахов А.Ф.

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕТРУДЫ Г. ГУБАЙДУЛЛИНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Маликов Рустам Шайдуллович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики им. З.Т. Шарафутдинова

ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», Набережные Челны, Россия, e-mail: rustiku(a),bk. г и, тел.: +7 (939) 398 4773

Мифтахов Алмаз Фаридович,

старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабуга, Россия, e-mail: miftahovalmaz83(a),mail. ru, тел.: +7 (919) 647 46 75

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что педагогическая мысль, опыт обучения и воспитания многих поколений и многонационального народа позволили построить современную систему образования в России. Обращение к педагогической мысли просветителей прошлого и критическое переосмысление исторического опыта организации образования будет способствовать совершенствованию качества образования и добиться лучших результатов в деле воспитания юного поколения. Обращение к истории педагогической мысли и опыта воспитания позволит выявить ныне забытые, но являющиеся актуальными для современного образования педагогические ценности, что расширит наши представления о великих мыслителях минувших лет. Современные реформы образования актуализируют необходимость обращения к прошлому опыту организации обучения и воспитания, а также педагогической мысли, что позволит предотвратить многочисленные ошибки в системе образования. Педагогическая мысль великих просветителей прошлых лет всегда была и остается актуальной во все времена, ибо их правильность доказана временем.

Особую актуальность представляет педагогическая мысль и практика воспитания в период исторических перемен в России, каковыми являются 20-30 гг. XX в. В этот период исторического развития общественной и политической жизни коренным образом меняется и система образования, которая знаменательна своими великими мыслителями-просветителями, которые призваны организовать просвещение, прививать молодому поколению культурные ценности народа, раскрыть все богатство и результативность национального воспитания.

Проблемой исследования является изучение педагогического наследия и практической деятельности просветителей начала XX в., в частности Г. Губайдуллина, оставившего яркий след в истории татарской педагогической мысли.

Цель исследования: раскрыть практическую педагогическую деятельность татарского просветителя Г. Губайдуллина, которая впоследствии была теоретически обобщена и отражена в педагогических сочинениях.

В процессе исследования применены следующие методы: изучение архивных материалов, рукописей, теоретической литературы; сопоставление и сравнение педагогического наследия прошлых лет и современного состояния дела; анализа практической деятельности и педагогического наследия просветителя; индукции и дедукции.

Результаты исследования и ключевые выводы: предложена педагогическая мысль и опыт воспитания молодого поколения в начале XX в. на примере творчества и деятельности татарского просветителя и педагога Г. Губайдуллина для изучения студентами педагогических учебных заведений на занятиях истории педагогики и образования, теории и методики воспитательной работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Ключевые слова: педагогика, история педагогики, история образования, народная педагогика, татары, мыслители, просветительство.

Для цитирования: Маликов Р.Ш., Мифтахов А.Ф. Историко-педагогические труды Г. Г.убайдуллана как результат его общественно-педагогической деятельности // Вестннк Майкопского государственного технологического университета. 2020. Том 12, № 4. С. 79-84. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-79-84.

Malikov R.Sh., Miftakhov A.F.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL WORKS OF G. GUBAYDULLIN AS A RESULT OF HIS PUBLIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Malikov Rustam Shaydullovich,

Doctor of Pedagogy, a professor of the Department of Pedagogy named, after Z.T. Sharafutdinov

FSBEI HE «Naberezhnye Chelny State Pedagogical University», Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: rustiku(a),bk. ru, tel.: +7 (939) 398 4773

Miftakhov Almaz Faridovich,

a senior lecturer of the Department of Theory and, Methods of Physical Cidture and. Life Safety of Elabuga Institute (a branch) of Kazan (the Volga Region) Fedr eral University, Elabuga, Russia, e-mail: miftahovalmaz83(a),mail. ru, tel.: +7 (919) 647 46 75

Annotation

The relevance of the study consists in the fact that pedagogical thought, experience of teaching and upbringing of many generations and of multinational people made it possible to create a modern education system in Russia. An appeal to the pedagogical thought of enlighteners of the past and a critical rethinking of the historical experience of organizing education will

contribute to improving the quality of education and achieve better results in educating the young generation.

Turning to the history of pedagogical thought and upbringing experience will reveal the pedagogical values that have been forgotten, but are relevant for modern education, which will expand our ideas about the great thinkers of the past. Modern education reforms actualize the need to refer to the past experience of organizing training and education, as well as pedagogical thought, which will prevent numerous mistakes in the education system. The pedagogical thought of the great en-lighteners of the past has always been and remains relevant at all times, for their correctness has been proven by time.

The pedagogical thought and practice of education during the period of historical changes in Russia in 1920-30-s are of particular relevance. During this period of historical development of social and political life, the education system is also radically changing, which is significant for its great thinkers and educators who are called upon to organize education, instill cultural values in the young generation, and reveal all the wealth and elfectiveness of national education.

The problem of the research is to study the pedagogical heritage and practical activities of the educators of the early 20th century, in particular, G. Gubaidullin, who left a bright trace in the history of Tatar pedagogical thought.

The purpose of the research is to reveal the practical pedagogical activity of the Tatar educator G. Gubaidullin, which was later theoretically generalized and reflected in pedagogical essays.

In the course of the research the following methods have been applied: study of archival materials, manuscripts, theoretical literature; comparison of the pedagogical heritage of the past and the modernity; analysis of practical activities and pedagogical heritage of the educator; induction and deduction.

The research results and key conclusions are the following: the pedagogical idea and experience of educating the young generation at the beginning of the 20th century have been proposed on the example of creativity and activities of the Tatar educator and teacher G. Gubaidullin for studying pedagogical educational institutions, the history of Pedagogy and education, theory and methods of educational work in the direction of preparation of 44.03.01 «Pedagogical education».

Keywords: Pedagogy, History of Pedagogy, History of education, Folk pedagogy, the Tatars, thinkers, enlightenment.

For citation: Malikov R.Sh., Miftakhov A.F. Historical and pedagogical works of G. Gubaidullin as a result of his social andi pedagogical activity // Vestnik Majkopsk-ogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2020. Vol. 12, No 4. P. 79-84. https://doi.Org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-79-84.

В предыдущих исследованиях мы рассматривали деятельность и педагогическую мысль многих тюрко-татарских просветителей разного периода развития общества [4; 5]. В данной статье попытаемся раскрыть научно-педагогическую деятельность просветителя начала XX в.

Исторические перемены в общественной жизни требуют своих героев, каковым является Газ из Салихович Гу-байдуллин (1887-1937) - просветитель начала XX в. с большой буквы. Это один из самых ярких представителей татарской интеллигенции данного периода,

который выделялся среди прочих своими энциклопедическими знаниями, которые раскрываются не только в области просветительства, но и истории, журналистики, писательства - всех гуманитарных наук в целом [2].

Г. Губайдуллин оставил заметный след в истории среднего и высшего образования в Казанском крае начала XX в. Его историческое образование способствовало формированию общественного сознания. Он занимался формированием учебного плана и организацией воспитательной работы в общеобразовательной

школе Казанского края. С его непосредственным участием в регионе развивалось высшее педагогическое образование, а также он принял участие в подготовке педагогических кадров с высоким научным потенциалом.

Несмотря на то что Г. Губайдуллин в научных исследованиях раскрыт как историк и писатель, необходимо исследовать его и педагогическую деятельность, а также научно-педагогические труды. Такая работа позволила бы наиболее полно представлять общественно-педагогическую мысль татар начала XX в., способствовала бы использованию прогрессивной педагогической мысли во времена перестройки системы образования.

Публикация первых педагогических трудов Г. Губайдуллина относится к 1911 году, когда в Оренбурге была опубликована книга «Письменные работы» для учащихся начальной школы. В 1913 году журнал для татарских учителей «Школа» опубликовал две его статьи под названием «Логика в религиозных медресе» и «Преподавание истории в религиозных медресе». Много статей у него появилось в журнале «Сознание», в издательстве которого в студенческие годы он был сотрудником и проявлял особую активность. В этом журнале были опубликованы его рассказы, критические заметки и фельетоны, которые затрагивали и область образования.

Будучи студентом университета, Г. Губайдуллин проявлял большой интерес к науке и стал одним из ее организаторов. Одним из таких видов деятельности является организация фундаментального сборника, посвященного 100-летию непревзойденного татарского просветителя Шигабутдина Марджани. Г. Губайдуллин не только исследовал научно-педагогическую деятельность ученого, но и составлял и сам же редактировал сборник. Следует отметить, что с тех пор стали проводиться научно-практические конференции различного уровня, посвященные юбилеям ученого, и выпускаться сборники статей.

Пропаганда идей Ш. Марджани этим не заканчивается. Различные статьи о нем Г. Губайдуллин публиковал в популярных журналах того времени, например, в 1914 году в журнале «Иолдыз» («Звезда») была размещена статья «Памяти Марджани». Читателей журнала он призывал поделиться информацией об ученом и разместить статьи о нем в готовящемся сборнике. Для отправки статей он давал свой домашний адрес. Высоко оценивая научно-педагогическую деятельность ученого, Г. Губайдуллин публикует в сборнике две свои статьи.

Первая статья «Исторические труды Марджани» содержит анализ исторических сочинений ученого-просветителя, раскрывается их значение в развитии истории татар. Основным историческим трудом Марджани исследователь считал «Некрологи ушедшим, завещание потомкам» в шести томах, в которых ученый сводит историю к результату жизнедеятельности человечества. Вторым значимым трудом ученого-просветителя Г. Губайдуллин считает «Источники по истории Казани и Булгара», в котором нашла отражение история татар средневекового периода.

Во второй статье Г. Губайдуллин раскрывает взгляды Марджани на науку, образование и экономику, в отношении которых просветитель держался прогрессивных взглядов с широким мировоззрением европейского уровня. В статье рассказывается, что в формировании взглядов Марджани на науку сыграл большую роль восточный просветитель Ибн Халдун, который делил науку на: 1) приобретенные знания; 2) знания, добытые разумом. Первая категория науки содержит богословские знания, а вторая - философские знания. Данная тема развивается в последующих статьях Г. Губайдуллина, например, в 1921 году «Из истории татарской мысли» в «Вестнике образования».

Выпуск сборника спонсировал отец Газиза - Салих Губайдуллин, который в свое время был шакирдом Ш. Марджани.

Таким образом, Г. Губайдуллин стал одним из первых пропагандистов наследия великого ученого-просветителя Ш. Марджани.

В 1919 году Г. Губайдуллин совместно с М. Иманаевым опубликовал «Курс истории России» для учащихся начальной школы. Публицистические статьи «Из истории татарской мысли» и «Культурологические задачи учителей» были опубликованы в 1921 году. Названные труды также следует отнести к сочинениям педагогического характера.

Г. Губайдуллин большое внимание обращал на образование детей в сельской местности. В 1923 году, будучи заместителем начальника образования на селе (сельскохозяйственное образование), он проанализировал состояние образования в селах республики и опубликовал работу «Сельское и бытовое образование в Татарстане».

Журнал «Магариф» в 1923 году опубликовал статью Г. Губайдуллина под названием «Среди научных работ». Данная статья, написанная для учителей, носит методический характер. В ней автор подчеркивает важную роль учителей в деле сохранения памятников истории, архивных дел, изучения надгробных памятников. Желание научить читателей журнала навыкам бережного обращения с редкими материалами историко-этнографиче-ского характера связано с его работой в Научном обществе Татароведения.

Опубликованная в этом же году в журнале «Наш путь» статья «На татарском или на русском языке?» затрагивает проблемы национального образования.

Все теоретические работы ученого связаны с его практической деятельностью. О нем как ученом-педагоге стало известно и за пределами России. Его стали приглашать в Азербайджан, Узбекистан и др. республики для организации образования и подготовки кадров. В течение двенадцати лет он успел работать в Восточной Академии, Восточном педагогическом институте, Татарском коммунистическом университете,

Татаро-башкирском военном училище и т.д. Он также занимал и руководящие посты, такие как зав. отделением Востоковедения педагогического института, зам. начальника сельскохозяйственного образования республики, зам. председателя Общества археологии, истории и этнографии при КГУ им. В.И. Ленина, председатель научно-педагогической комиссии Академического центра Наркома просвещения республики. Такие должности позволили ему глубоко изучить проблемы национального образования, в организацию которого он вложил много сил и труда. Не чужда ему была и общественная работа в организациях, которые были связаны с татароведением, музеями, памятниками.

В 20-е годы XX в. завершилось свободное развитие национальных культур, которое начинало развиваться после революции. Были не только закрыты различные национальные учреждения, но и стали преследоваться национальные кадры. Эти проблемы коснулись и Г. Губайдуллина, которого в 1925 г. арестовали по ложному обвинению. Правда, под давлением университетской профессуры он был отпущен с извинениями [1]. Опасаясь дальнейших преследований, он решил переехать в Баку и устроился приват-доцентом кафедры тюрко-татарских народов Восточного факультета Азербайджанского госуниверситета [3].

В Баку он приехал с богатым научным богажом. Были изданы два солидных научных труда под названиями «Этапы социального развития приволжских тагар» (300 стр.) и «История татар» (295 стр.), которые позволили получить ему ученое звание доцента.

24 августа 1925 года Г. Губайдуллина пригласили на должность председателя ЦБ просвещения Академического цента Наркомпроса Узбекистана. Ему было поручено составление библиографического указателя Средней Азии.

Научная деятельность ученого всегда была на первом месте. В журнале «Просвещение и учитель» он издает

методологическую статью «Когда пишешь историю». В статье подчеркивается необходимость исследования истории, желание узбекской ученой молодежи изучить свою историю.

Г. Губайдуллин выражает веру в будущее человечества, малочисленных народов, которые тянутся к культуре. В исследовании истории он призывал использовать различные первоисточники с критическим взглядом. В то же время, как отмечал автор, должен быть открыт путь к свободе исследования, привлечения разных методик и направлений, как и в других направлениях науки и практики.

Параллельная работа Г. Губайдул-лина в Азербайджанском центральном

госархиве ученым-архивистам дала возможность определиться с тематикой дальнейшей научной деятельности [6]. В последующих исторических исследованиях больше внимания он обратил на источниковую базу и публикации архивных документов. Доступ к архивным документам позволил ученому написать ряд трудов по истории азербайджанского народа.

Таким образом, научно-педагогическая деятельность Г. Губайдуллина является ярким примером для подражания молодыми учеными. В то же время его биография и научные труды восполняют пробелы, имеющиеся в историко-педаго-гической науке прошлых лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алишев С. Губайдуллин Газиз Салихович // Возвращенные имена. Казань: Татар, кн. изд-во, 1990. С. 95-97.

2. Губайдуллин С.Г. Библиография научных трудов профессора Г.С. Губайдуллина. ОРРК. НБЛ. Т. 1913. С. 1-11.

3. Губайдуллин С.Г. Основные даты и деятельность Г.С. Губайдуллина. ОРРК. НБЛ. Т. 1913. 1962. С. 1-11.

4. Маликов Р.Ш., Гарииова А.Н. Гуманистическая педагогическая мысль средневекового просветителя Золотой Орды Хисама Кятиба // Новые технологии. 2012. Вып. 1. С. 269-272.

5. Маликов Р.Ш., Гарипова А.Н. Сайф Сараи как представитель гуманистической педагогической мысли периода Золотой Орды // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 5 (58). С. 64-66.

6. Пашаев А.Г.С. Губайдуллин как видный историк-архивист // Эхо веков. 1996. № 1/2. С. 181-185.

7. Gubaidullin G. From the tatar past. London, 1990. P. 119.

REFERENCES:

1. Alishev S. Gubaidullin Gaziz Salikhovich // Returned names. Kazan: Tatars, book publishing house, 1990. P. 95-97.

2. Gubaidullin S.G. Bibliography of scientific works of Professor G.S. Gubaidullin. ORRK. NBL. V. 1913. P. 1-11.

3. Gubaidullin S.G. Key dates and activities of G.S. Gubaidullin. ORRK. NBL. V. 1913.1962. P. 1-11.

4. Malikov R.Sh., Garipova A.N. Humanistic pedagogical thought of the medieval enlightener of the Golden Horde Hisam Kyatib // New technologies. 2012. Issue. 1. P. 269-272.

5. Malikov R.Sh., Garipova A.N. Saif Sarai as a representative of the humanistic pedagogical thought of the Golden Horde period // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2011. No. 5 (58). P. 64-66.

6. Pashaev A.G.S. Gubaidullin as a prominent historian-archivist // Echo of centuries. 1996. No. 1/2. P. 181-185.

7. Gubaidullin G. From the Tatar past. London, 1990. P. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.