Научная статья на тему 'Становление татарской педагогической журналистики (1907-1916 гг. )'

Становление татарской педагогической журналистики (1907-1916 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТАТАРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ТАТАРСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕДАКТОР / HISTORY OF PEDAGOGY / PERIODICAL PRESS / PEDAGOGICAL JOURNAL / EDUCATION AND UPBRINGING / PEDAGOGICAL THOUGHT / TATAR SOCIETY / EDITOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абызова Р.Р.

В статье рассматривается татарская педагогическая журналистика на этапе ее становления и развития в период 1907 1916 гг. Освещается деятельность основных педагогических журналов. В неразрывной связи с культурно-историческим контекстом и социально-педагогической ситуацией в начале XX века определяется идейно-тематическое содержание татарской педагогической прессы. Татарские педагогические журналы, появившиеся в период активного роста у татар национального самосознания, стали важным средством для формирования общественного мнения по актуальным вопросам образования и воспитания. На страницах этих изданий были запечатлены педагогические взгляды видных татарских деятелей, собран богатейший материал по истории татарской педагогической мысли. На основе проведенного исследования делается вывод, что татарские педагогические журналы начала XX века, несмотря на их короткую жизнь, смогли заложить традиции татарской педагогической журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TATAR PEDAGOGICAL JOURNALISM (1907-1916)

The article deals with Tatar pedagogical journalism at the stage of its formation and development in the period 1907-1916. The activity of the main pedagogical journals is highlighted. The ideological and thematic content of the Tatar pedagogical press is determined in inseparable connection with the cultural and historical context and the socio-pedagogical situation at the beginning of the XX century. Tatar pedagogical journals, which appeared during the period of active growth of Tatars' national consciousness, became an important means for forming public opinion on topical issues of education and upbringing. The pages of these publications reflected the pedagogical views of prominent Tatar figures, collected richest material on the history of Tatar pedagogical thought. On the basis of the study, it is concluded that the Tatar pedagogical journals of the early XX century, despite their short life, were able to lay the traditions of Tatar pedagogical journalism.

Текст научной работы на тему «Становление татарской педагогической журналистики (1907-1916 гг. )»

История педагогики

УДК 37.013

СТАНОВЛЕНИЕ ТАТАРСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (1907-1916 ГГ.)

Р.Р. Абызова

Аннотация. В статье рассматривается татарская педагогическая журналистика на этапе ее становления и развития - в период 1907 - 1916 гг. Освещается деятельность основных педагогических журналов. В неразрывной связи с культурно-историческим контекстом и социально-педагогической ситуацией в начале XX века определяется идейно-тематическое содержание татарской педагогической прессы. Татарские педагогические журналы, появившиеся в период активного роста у татар национального самосознания, стали важным средством для формирования общественного мнения по актуальным вопросам образования и воспитания. На страницах этих изданий были запечатлены педагогические взгляды видных татарских деятелей, собран богатейший материал по истории татарской педагогической мысли. На основе проведенного исследования делается вывод, что татарские педагогические журналы начала XX века, несмотря на их короткую жизнь, смогли заложить традиции татарской педагогической журналистики.

Ключевые слова: история татарской педагогики, периодическая печать, педагогический журнал, образование и воспитание, педагогическая мысль, татарское общество, редактор.

THE FORMATION OF TATAR PEDAGOGICAL JOURNALISM (1907-1916) R. Abyzova

Abstract. The article deals with Tatar pedagogical journalism at the stage of its formation and development - in the period 1907-1916. The activity of the main pedagogical journals is highlighted. The ideological and thematic content of the Tatar pedagogical press is determined in inseparable connection with the cultural and historical context and the socio-pedagogical situation at the beginning of the XX century. Tatar pedagogical journals, which appeared during the period of active growth of Tatars' national consciousness, became an important means for forming public opinion on topical issues of education and upbringing. The pages of these publications reflected the pedagogical views of prominent Tatar figures, collected richest material on the history of Tatar pedagogical thought. On the basis of the study, it is concluded that the Tatar pedagogical journals of the early XX century, despite their short life, were able to lay the traditions of Tatar pedagogical journalism.

Keywords: history of pedagogy, periodical press, pedagogical journal, education and upbringing, pedagogical thought, Tatar society, editor.

В истории татарского народа рубеж XIX-XX вв. ознаменовался ростом национального самосознания, возрождением и подъемом духовной культуры, расцветом религиозного реформаторства и просветительства. В этот период среди татар широкое развитие получает общественно-педагогическое движение,

представители которого, признавая просвещение главным средством в становлении и развитии личности, отстаивали идеи о необходимости реформирования прежней образовательной системы, приобщения татарского народа к российским и европейским ценностям. Это было время рождения новых педагогических взглядов относительно организации школьного дела, и все идеи, касающиеся нового содержания учебно -воспитательного процесса, методов и средств обучения, требовали освещения и обсуждения. В сложившейся ситуации, когда педагогические

вопросы интересовали широкие слои татарского общества, важным средством решения проблем, связанных с образованием и воспитанием, стала педагогическая пресса.

Первые педагогические журналы стали возникать у татар в начале XX века по инициативе людей - редакторов и издателей, которым была небезразлична судьба татарской школы и народного образования. Педагогические издания затрагивали и поднимали важнейшие проблемы, которые волновали татарскую общественность в этот период, они стали одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных и профессиональных знаний. И если концепция того или иного журнала могла несколько отличаться от других и определяться личностью и мировоззрением редактора или издателя, тем не менее, многие направления были общими для

содержания почти всех педагогических журналов, выходивших на татарском языке в дореволюционное время. Это были, безусловно, важнейшие вопросы реформирования образовательной системы, проблемы, касающиеся положения и профессиональной подготовки учителей. Значительная часть статей была посвящена необходимости включения в учебные программы общеобразовательных предметов, обсуждению содержания и методик преподавания внедряемых дисциплин. Журналы уделяли внимание освещению истории татарской педагогики, описанию опыта зарубежных школ.

Татарские педагогические журналы представляли возможность для открытого обсуждения насущных вопросов образования и воспитания: на страницах педагогических изданий рассматриваемого периода были озвучены точки зрения видных татарских педагогов, писателей и общественных деятелей относительно современного состояния и дальнейшего развития татарского просвещения. Благодаря этим журналам учителя могли поделиться своим теоретическим и практическим опытом, познакомиться с новинками в области методической и художественной литературы. Однако, несмотря на достойный вклад, которые внесли эти журналы в развитие образования, формирование педагогического сознания общества, они остаются малоизвестными не только широкой, но и педагогической общественности, чем и был предопределен выбор темы исследования и обусловлена его актуальность. Цель работы, которая заключается в изучении педагогических журналов, выходивших на татарском языке в 1907 - 1916 гг., предполагает решение следующих задач: осветить деятельность основных периодических изданий образовательного и воспитательного характера и определить их основное предметно-тематическое содержание. Научная новизна работы состоит в том, что в ней раскрывается история возникновения татарской педагогической журналистики на этапе ее становления и развития.

В 1906 году татарский писатель Фатих Амирхан принимает участие в работе Всероссийского мусульманского съезда в Москве. На съезде с ним встречается общественный и политический деятель З. Шамиль, который сообщает Ф. Амирхану о своем желании выпускать журнал и приглашает писателя принять участие в его издании. Молодой Ф. Амирхан с одобрением принимает это приглашение и в октябре 1906 года переезжает из Казани в Москву [8, с.180]. 1 января 1907 года в

Москве выходит в свет первый номер иллюстрированного журнала «Тарбияи-атфаль» («Воспитание детей») при участии Ф. Амирхана, который был его ответственным секретарем. Данный печатный орган является первым журналом образовательного и воспитательного содержания, выходившим на татарском языке. Во вступительной статье первого номера издатели отмечали, что настало время, когда жажда знаний и стремление к образованию затронули самые отдаленные уголки страны. И журнал готов утолить хотя бы частичку этой жажды. Данное издание готово стать помощником для учителей и родителей, наставником и верным соратником для детей [7, с.2].

Издатели стремились сделать всё для того, чтобы журнал «Тарбияи-атфаль» читался с большим и живым интересом. Для расширения кругозора читателей в тех немногочисленных номерах, которые успели увидеть свет, были опубликованы статьи об истории, географии российских и зарубежных городов (Петербург, Москва, Стамбул, Мекка и Медина), биографические очерки об известных деятелях (И. Гаспринский, Г. Исхаки, Г. Баруди, Д. Менделеев, Г. Биктимирова, А. Хусаинов и др.), материалы о видных представителях мусульманского мира (турецкий султан Гусман-хан, иранский шах Музафаретдин, имам Шамиль). На страницах журнала были напечатаны произведения Г.Х. Андерсона в переводе Ф. Амирхана, стихотворения для детей Н. Думави. Для познавательного развития детей в каждом номере журнала помещались занимательные игры, задачи, экспериментальные опыты.

Нужно заметить, что журнал «Тарбияи-атфаль» отличался своим художественным оформлением. На страницах журнала в большом изобилии печатались иллюстративные материалы. Географические, исторические, литературные очерки представляли темы для иллюстраций, всего на страницах журнала было размещено более 50 различных фотографий: это были портреты знаменитых личностей, виды российских и зарубежных городов, исторические здания, учебные заведения, на некоторых фотографиях во время занятий запечатлены учителя и учащиеся. Однако, к сожалению, ни творческие изыскания редакторов в плане художественного оформления, ни разнообразное и интересное чтение не смогли спасти журнал от закрытия. Так, уже в мае 1907 года создатели журнала через другие печатные органы были вынуждены обратиться к своим читателям и объяснить задержки, вызванные в издании

данного печатного органа [8, с.8]. Таким образом, журнал «Тарбияи-атфаль» просуществовал лишь пять месяцев, всего же увидело свет пять номеров. Тем не менее он смог заложить основы для последующих журналов образовательного и воспитательного характера.

С такой же непродолжительной судьбой оказался еще один татарский педагогический журнал «Тарбия» («Воспитание»). Он выходил в Казани в 1908 году с февраля по апрель месяц. Издателем журнала была Ф. Казакова, редакторами - М. Саинов и Х. Забири. На страницах тех немногих номеров журнала, которые успели выйти в свет, освещались актуальные вопросы педагогической теории и практики, татарского языкознания. Реализуя просветительские и воспитательные функции, журнал публиковал статьи, в которых рассматривались приемы учебной и воспитательной работы. Вниманию читателей предлагалась информация о книжных новинках. В авторский состав издания входили Г. Гисмати, Н. Думави, Н. Хальфин, С. Рахманкулый, Г. Саинов, Ш. Сагидов и др. Всего увидело свет четыре номера данного печатного органа. Журнал издавался в типографии Гильмутдина Шарафа, который в те годы находился под постоянным наблюдением правительства [3, с.270]. В 1907 -1908 гг. издательство Г. Шарафа напечатало брошюры, которые задевали интересы императора и властей. На основании п. 3, ст. 16 «Положения об усиленной охране» типография специальным распоряжением Казанского губернатора была закрыта [10]. После этого события прекратил свое недолгое существование и журнал «Тарбия».

Значимым событием в становлении татарской педагогической журналистики стало появление в Казани специализированного журнала «Мектеб» («Школа»). Издателем и редактором журнала, который выходил два раза в месяц, был известный педагог и журналист Шигаб Ахмеров. Первый номер данного журнала увидел свет 21 февраля 1913 года и был посвящен юбилею трехсотлетия царствования Дома Романовых. В честь этого события номер был предварен стихотворением татарского поэта Габдуллы Тукая «Чаяния народа в связи с великим юбилеем» («Олуг юбилей менэсэбэте белэн халык емидлэре»), в котором выражалась большая надежда на «Высочайший манифест», данный императором Николаем II, и воспевалось многовековое мирное сосуществование на одной земле татар и русских. Знаменательному юбилейному событию была посвящена вступительная статья номера «Празднование

трехсотлетия династии Романовых» [9], статья З. Валиди «Русское государство и мусульмане в царствование Дома Романовых», автор которой писал о мирной совместной жизни татарского народа с русским и об участии татар в устройстве русского государства [4], а также публикация Г. Баттала «Юбилей и троицкие татары», в которой говорилось о необходимости приобщения татар к русской и западноевропейской культуре и о желании троицких татар открыть духовное медресе в память трехсотлетия царствования Дома Романовых [1].

Редактор журнала «Мектеб» Ш. Ахмеров смог сплотить вокруг своего издания известных ученых, видных общественных деятелей, педагогов, поэтов и писателей. В становление печатного органа большой вклад внесли известные ученые-богословы Г. Баруди, М. Бигиев, Г. Сулеймани, признанные педагоги Г. Еникеев, И. Терегулов, А. Мостафа, К. Тарджемани, С. Иманколый [12, с.21]. На страницах журнала обменивались мнениями по вопросам образования и своим педагогическим опытом учителя-мугаллимы Н. Худжа, И. Биккулов, Г. Баттал, С. Камал, Р. Ханафи, М. Корбангалиев, Ф. Сайфи-Казанлы, Т. Махмудов, Ф. Агеев, Х. Абульхан и многие другие. В жизни журнала участвовали и вносили свой посильный вклад в дело народного образования женщины-педагоги Ф. Сулеймания, М. Мозаффария, М. Акчурина. В данном печатном органе были опубликованы труды таких ученых, как Х. Атласи, З. Валиди, Х. Максуди, Г. Алпаров, Г. Ибрагимов, Г. Гисмати, произведения поэтов Г. Тукая и С. Сунчалея. Необходимо отметить, что в издании каждого номера журнала «Мектеб» принимали участие и студенты Казанского университета - Г. Губайдуллин, К. Каримов, Ф. Туктаров, Н. Хальфин, Г. Мустафа, Р. Фахреддинов, М. Губайдуллина, а также студент Петербургского университета Ш.

Мухаммедъяров [Там же, с. 20-21].

Цель, стоявшая перед журналом, заключалась в успешном развитии татарского просвещения, исходя из которой и формировалась предметно-тематическая направленность издания. Журнал широко представлял свои страницы для освещения актуальных вопросов народного образования того времени, таких как необходимость реформирования татарской школы, подготовка педагогических кадров, введение преподавания в учебных заведениях общеобразовательных предметов и обсуждение их программ. В журнале публиковалась официальная информация: сообщения с педагогических съездов и собраний, сведения о

разрешении властей на открытие тех или иных учебных заведений. Кроме того, журнал знакомил общественность с новостями в сфере образования и воспитания, состоянием образовательной системы зарубежом, педагогическими достижениями в тех или иных странах, историей татарских учебных заведений. На страницах журнала читатели могли ознакомиться с биографиями и трудами известных личностей, а также новинками методической и художественной литературы.

Примечательно, что журнал «Мектеб» удостоился внимания и оценки русских педагогов, в частности И.Г. Арентова, который в статье, посвященной этому изданию, дал довольно подробный обзор его содержанию. По мнению И.Г. Арентова, журнал «Мектеб» уступал русским педагогическим журналам и «в течение года вместо обещанных 24 книг дал только 15», но в то же время, «если принять во внимание, что педагогическая литература татар только еще зарождалась, то можно сказать, что журнал «Мектеб» дал всё, что мог», - отмечал он [2, с.230]. Видный деятель народного образования, ученый-педагог Н.А. Бобровников, характеризуя журнал «Мектеб», писал: «журнал этот не успел развиться и осветил лишь часть педагогической мысли татарских учителей, но тем не менее дал ценный материал для того, чтобы обратить внимание русских педагогов на татарскую школу и показать им, что эта школа есть исторически сложившееся живое народное учреждение» [Там же, с. 203].

С началом Первой мировой войны деятельность журнала «Мектеб» была прекращена. Всего было издано 25 номеров. Считается, что ежемесячный журнал «Магариф» («Просвещение»), который выходит в Казани с 1918 года по настоящее время и издается уже более одного столетия, с небольшими перерывами в 1919 - 1920 и 1941 - 1947 гг., является правопреемником журнала «Мектеб» [5, с.36].

В 1913 году в городе Оренбурге начинает издаваться журнал «Мугаллим» («Учитель»). Как предполагалось изначально, данный печатный орган должен был выходить с сентября месяца до конца апреля, то есть до завершения учебного года в мусульманских учебных заведениях. Однако журнал смог просуществовать совсем недолго, и вместо заранее обещанных шестнадцати номеров увидело свет лишь девять. Как разъясняли сами издатели, такое положение дел было связано, в первую очередь, с финансовыми трудностями и недостаточным количеством подписчиков [12, с.40]. А по

предположению современных исследователей, издание таких «гигантов» татарской периодики, как журнал «Шура» и газета «Вакыт» именно в городе Оренбурге, наряду с другими причинами -началом Первой мировой войны, повышением цен на бумагу, должно быть, также сыграло свою роль в малочисленности подписчиков журнала «Мугаллим» [Там же]. Издателем и редактором данного печатного органа являлся педагог, языковед, литературный критик Хасан Гали. В журнале «Мугаллим» активно печатались Г. Сагди, Дж. Валиди, Н. Надиев, И. Бикчантаев, Х. Тахири, Ш. Мустаев, А. Нургалиев и др.

Журнал «Мугаллим» стал незаменимым пособием для многих учителей начальной и средней школ [11, с.90], в котором нашли отражение насущные для педагогической общественности того времени вопросы реформирования образовательной системы, важная проблема профессиональной подготовки учителей. Большой педагогический интерес представляли также статьи, освещавшие опыт мусульманских школ, которые были расположены в различных городах Российской империи. Практически в каждом номере журнала «Мугаллим» печатались рассказы, стихотворения, образцы устного народного творчества, занимательные задачи. И если даже журнал издавался совсем недолго - на протяжении семи месяцев, он смог оставить свой след как в истории татарской периодической печати, так и в истории татарской педагогической мысли.

В 1913 - 1916 гг. в Казани издавался журнал «Ак юл» («Светлый путь»), который был рассчитан на аудиторию учителей, родителей и, конечно, самих детей. Программное заявление журнала гласило: «Будущее татарской нации в руках благовоспитанных детей!» Журнал издавался два раза в месяц, всего вышло 74 номера. Редактором-издателем журнала являлся детский писатель, преподаватель Первого русско-татарского училища в Казани Фахрелислам Агеев. Журнал печатал детские рассказы, сказки, стихотворения. В нем также публиковались научно-популярные очерки по естествознанию, истории, географии, биологии. Рубрики «Башваткычлар бYлмэсе» («Комната головоломок») и «Уеннар бYлмэсе» («Игровая комната») размещали развлекательный материал: ребусы, головоломки, занимательные задачи и игры. В разделе «Хатлар бYлмэсе» («Комната писем») редакция журнала знакомила читателей с письмами своих подписчиков. Из корреспонденции, присланной в редакцию и адресованной непосредственно самому редактору - Ф. Агееву, можно узнать, что журнал

пользовался большой популярностью и любовью среди своих подписчиков, которые признавались, что с нетерпением ждут каждый номер журнала и перечитывают его по несколько раз.

В каждом номере журнала «Ак юл» присутствовали иллюстрации: это были как художественные рисунки, так и реальные фотографии, на которых в различных жизненных ситуациях запечатлены дети. Следует отметить, что рисунки для номеров заказывались создателями журнала в Москве, об этом говорится в одном из обращений редакции к своим читателям, в котором они объясняют задержку выхода очередного номера возникшими почтовыми трудностями - поздним поступлением иллюстративного материала из Москвы [6, с.20]. В авторский состав журнала входили Ш. Алкин, Ш. Ахмадеев, Г. Баттал, X. Карим, Ф. Амирхан, Ф. Сайфи-Казанлы, Г. Шараф, Х. Абульхан, Н. Исанбет, С. Сунчелей, З. Ярмаки, Г. Сайфуллин, Г. Рафиков и др. Однако, несмотря на

популярность журнала среди читателей, он был вынужден прекратить свое существование, как и многие другие печатные органы того периода, из-за финансовых проблем.

Таким образом, татарские педагогические журналы 1907 - 1916 гг. стали знаменательным явлением в истории татарской периодической печати. Эти печатные органы появились на заре становления татарской педагогической журналистики благодаря активной деятельности частных лиц, искренне преданных делу просвещения. Именно на страницах этих изданий были запечатлены педагогические взгляды видных татарских деятелей, собран богатейший материал по истории татарской педагогической мысли. Татарские педагогические журналы начала XX века, несмотря на их короткую жизнь, смогли заложить традиции татарской педагогической журналистики, которая продолжила свое активное развитие уже после событий 1917 года.

Литература:

1. Баттал Г. Юбилей вэ Троицки татарлары. Юбилей ядкэренэ рухани мэдрэсэ / Г. Баттал // Мэктэп. - 1913. - № 1. - 11-13 б.

2. Бобровников Н.А., Романов О.Г., Арентов И.Г. Новые течения в мусульманской школе / Н.А. Бобровников, О.Г. Романов, И.Г. Арентов // Журнал Министерства народного просвещения. - 1915. - № 78. - С. 202-230.

3. Валеев Р.К. «Хамит, если сохранишь жизнь, то обязательно расскажи обо мне...» / Р.К. Валеев // Эхо веков. - 2014. - № 3/4 - С. 270-273.

4. Вэлиди З. Романов сэлалэсе падишаЬлык иткэн дэвердэ Русия дэулэте Ьэм меселманнар / З. Валиди // Мэктэп. - 1913. - № 1. - 8-11 б.

5. Гарифуллин В.З. «Мэктэп»тэн башланган «Мэгариф» / В.З. Гарифуллин // Мэгариф. - 2017. - № 10. - 36-39 б.

6. Идарэ. «Ак юл»ны укучы сеекле туганнарым! // Ак юл. - 1913. - № 12. -Б. 20.

7. Идарэдэн // Тэрбияи-этфаль. - 1907. - № 1. -

Б. 2.

8. Мэрданов Р.Ф. «Тэрбияи-этфаль» журналына йез ел / Р.Ф. Марданов // Казан утлары. - 2007. - № 2. -180-181 б.

9. Романов сэлалэсенец еч йез еллык дэвамыньщ бэйрэме // Мэктэп. - 1913. - № 1. - 3-4 б.

10. Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905-1916 гг.) [Электронный ресурс]: монография / О.Н. Сенюткина. - Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ; Изд. дом «Медина», 2007. - 520 с. - Режим доступа: http://www.idmedina.ru/books/regions/71632

11. Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание; сост. и науч. ред. Р.А. Айнутдинов, З.З. Гилазев. - Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2017. - 200 с.

12. XX йез башы татар тэгълим-тэрбия журналларыныц библиографик кYрсэткече / Тез. Р.Ф. Мэрданов, И.К. Галлэмев. - Казан: «Милли китап» нэшрияты, 1997. - 21 б.

Сведения об авторе:

Абызова Резеда Равиловна (г. Казань, Россия), кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ГБУ «Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан», e-mail: arezeda22@rambler.ru

Data about the author:

R. Abyzova (Kazan, Russia), Candidate of Philological Sciences, senior research fellow, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, e-mail: arezeda22@rambler.ru

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.