Научная статья на тему 'Историко-культурные центры Республики Башкортостан: история создания и правовое положение'

Историко-культурные центры Республики Башкортостан: история создания и правовое положение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
460
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабибуллина Айгуль Рафкатовна

В статье описывается история создания и нормативно-правовая база историко-культурных центров Республики Башкортостан, являющихся на сегодняшний день филиалами государственного учреждения «Дом дружбы народов Республики Башкортостан» и ведущих работу по реализации государственной национальной политики в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурные центры Республики Башкортостан: история создания и правовое положение»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 104-109.

историко-культурные центры республики Башкортостан: история создания и правовое положение

В статье описывается история создания и нормативно-правовая база историко-культурных центров Республики Башкортостан, являющихся на сегодняшний день филиалами государственного учреждения «Дом дружбы народов Республики Башкортостан» и ведущих работу по реализации государственной национальной политики в Российской Федерации.

Ключевые слова: историко-культурные центры, Республика Башкортостан, национальная политика.

Культура любого народа уникальна. Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека.

Башкортостан является наиболее крупной в Российской Федерации республикой по численности населения (более 4 млн.) и уникальным регионом по многообразию представленных в ней этносов, культур, языков. Сегодня здесь живут представители более 130 национальностей. Наиболее многочисленны русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты. Имеется компактное проживание немцев, латышей, белорусов, казахов, украинцев.

Переломный период в развитии нашего государства конца 80-х начала 90-х, повлекший за собой во многом противоречивые процессы обновления общества и человека, возрождения больших и малых народов подняли планку национального, а именно этнокультурного фактора на новую высоту. Вопросы сохранения культурного разнообразия, возрождения национального самосознания народов приобрели особую значимость и актуальность.

Осознание территориального разнообразия России (экономического, национального, культурного, природного и т. п.) и предоставление свободы регионам в сохранении национально-культурного паритета составило методологическую основу культурной политики в условиях российской полиэтнич-ности.

В этот период активно создаются и развиваются национально-культурные общественные организации. Проходят учредительные конференции Курултая башкир, Съезд татар, Собор русских, съезды чувашей, украинцев, конференции белорусов, удмуртов,

мари, мордвы, немцев, евреев, поляков, кря-шен. В 1995 г. одним из первых в России открывается Дом дружбы народов Республики Башкортостан.

Активно развивается законотворчество, регулирующее различные аспекты национально-культурных отношений, предусматривающее конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан на сохранение и свободное развитие языков, национальных культур и т. д.

Приняты Законы РеспубликиБашкорто стан «О культуре»1, «Об образовании»2, «О национально-культурных объединениях»3. Значительным шагом на пути закрепления опыта и достижений республики в области национальной политики стало принятие в 1999 г. закона «О языках народов Республики Башкортостан»4. При непосредственном участии национально-культурных общественных организаций разработаны и одобрены Правительством Республики Башкортостан государственные программы «Возрождение и развитие башкирского народа»5, «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан на 2000-2005 гг.»6, «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан на 20062010 гг.»7.

Актуальность сохранения этнической индивидуальности и поддержания национальных приоритетов на данный момент определена сильным влиянием глобализации на народные устои. Современный процесс унификации вызывает активный поиск новых форм и методов возрождения исторических и культурных традиций. Успешным результатом деятельности в плане работы по сохранению культуры и поддержанию этнопсихологического склада народов края стало создание на

территории Башкортостана 14 уникальных историко-культурных центров:

• историко-культурныйцентр «Темясово» в селе Темясово Баймакского района;

• историко-культурный центр «Никольский храм» в селе Николо-Березовка Краснокамского района;

• чувашский историко-культурный центр «Суук-Чишма» в деревне Суук-Чишма Кармаскалинского района;

• Аксаковский историко-культурный центр «Надеждино» в селе Надеждино Белебеевского района;

• Цветаевский историко-культурный центр «Усень-Ивановское» в селе Усень-Ивановское Белебеевского района;

• немецкий историко-культурный центр «Алексеевский» в селе Пришиб Благоварского района;

• украинский историко-культурный центр «Золотоношка» в селе Золотоношка Стерлитамакского района;

• башкирский историко-культурный центр «Саитбаба» в селе Саитбаба Гафурийского района;

• русский историко-культурный центр «Красный Яр» в селе Красный Яр Уфимского района;

• татарский историко-культурный центр «Килимово» в селе Килимово Буздякского района;

• латышский историко-культурный центр «Максим Горький» в селе Максим Горький Архангельского района;

• белорусский историко-культурный центр «Балтика» в селе Балтика Иглинского района;

• удмуртский историко-культурный центр «Новые Татышлы» в селе Новые Татышлы Татышлинского района;

• марийский историко-культурный центр «Мишкино» в селе Мишкино Мишкинского района.

Проблема поддержки народного достояния отмечается во всем мире, и идея создания историко-культурных центров сама по себе не нова. Данная модель сохранения национального наследия существует во многих субъектах Российской Федерации. Разница же заключается в том, какое содержание вкладывается в форму.

Чаще всего под историко-культурным центром понимают места сосредоточения

историко-культурных памятников, архитектурных ансамблей, представляющие собой несомненную ценность как шедевры древнего зодчества, изобразительного искусства, а также места духовного и культурного становления России, боевой славы или скорби народа. Это общее представление. Как правило, историко-культурный центр - это целый комплекс, включающий охрану памятников культуры, ландшафтов, реставрационные работы, музейную, научно-исследовательскую и издательскую деятельности, возрождение традиционных праздников и промыслов на исторически значимых территориях с целью просвещения населения и воспитания в духе бережного отношения к наследию прошлого, почитания традиций и обычаев разных народов. Немаловажным в современный период становится и включенность историко-культурных центров в сферу социально-экономического развития той местности, где расположены комплексы, путем формирования туристической инфраструктуры с опорой на материальную базу центров и привлечением их историко-культурного потенциала.

Учитывая широкий спектр выполняемых в рамках историко-культурного комплекса работ, центры, что весьма оправданно при решении конкретных задач, выбирают из выше перечисленного свое приоритетное направление, на основании которого и строится дальнейшая стратегия развития организации.

Следует заметить, что руководство центрами может осуществляться или силами добровольных общественных объединений, или происходить при поддержке государства.

В основном историко-культурные центры на территории России можно дифференцировать по следующим признакам:

- по виду деятельности (например, музейная, реставрационная или комбинация видов деятельностей);

- по месту расположения (город, сельская местность);

- по типу организации (государственные, добровольные);

- по степени включенности в сферу социально-экономического развития региона (туристические, развлекательные, стилизованные под национальный колорит комплексы).

Что касается Республики Башкортостан, то первые историко-культурные центры в регионе возникли в девяностые годы прошлого века. Инициаторами их образова-

ния выступили представители Башкирского (Аксаковского) отделения Международного фонда славянской письменности и культуры и администрации г. Баймака и Баймакского района, которые обратились к Президенту Республики Башкортостан М. Г. Рахимову с предложением о создании в селах Николо-Березовка Краснокамского района и Темясово Баймакского района историко-культурных центров.

Выбор населенных пунктов был исторически оправдан. Село Николо-Березовка -самое древнее русское село на территории Башкортостана, по легенде, основанное в XVI в. купцами Строгановыми на месте явления им чудотворной иконы Николая Угодника, почитаемой во всей России. Именно в честь святителя Николая Чудотворца в 1552 г. в Николо-Березовке был возведен Свято-Никольский храм, который стал одним из первых духовных центров православия на Урале и в Сибири. Село Темясово вошло в историческую хронику Башкортостана как знаковое место для башкирского народа на пути политического оформления своей идентичности. В феврале 1919 г. в Темясово прошел I Всебашкирский военный съезд, где было принято решение об образовании Башкирской Советской Республики. И по соглашению с СНК и ВЦИК Советской России от 23 марта 1919 г. столицей республики временно определялось с. Темясово8. Таким образом, выбранные населенные пункты представляют собой несомненную историческую и культурную значимость.

Предложение инициативной группы по созданию центров было поддержано руководством региона, и Указом Президента РБ №УП - 264 от 10 июня 1994 г. «О создании историко-культурных центров в Краснокамском и Баймакском районах и мерах по более полному удовлетворению культурных и религиозных потребностей народов Башкортостана» организация центров получила нормативно-правовое обоснование. Кроме того, вторым пунктом президентского документа постановлялось создание благотворительных фондов «Никольский храм» и «Село Темясово».

Через год, 27 июня 1995 г., выходит Указ Президента РБ №УП - 386 «О мерах по комплексному социально-культурному развитию д.Суук-Чишма Кармаскалинского района», предусматривающий содействие в использовании объектов социально-культурной сфе-

ры д. Суук-Чишма для нужд Центра чувашской культуры (Чувашской общины), то есть в 1995 г. документально зафиксировано создание чувашского историко-культурного центра.

Следующим этапом в процессе формирования системы развития центров стало издание Постановления Кабинета Министров РБ от 2 августа 1995 N° 274 «Об историко-культурных центрах Республики Башкортостан», в Приложении к которому, принимая во внимание опыт работы сел Николо-Березовка и Темясово, регламентировалась деятельность историко-культурных центров на территории Башкортостана. Прежде всего, нормативным документом определялось общее положение центров, которые образуются с целью сохранения историко-культурных комплексов, имеющих особую историческую, просветительскую, научную и эстетическую ценность, обеспечения жизнедеятельности последних на основе максимального приближения к традиционным формам природопользования, хозяйствования и использования в рекреационных, научных и культурных целях, также историко-культурные центры создаются на уникальных территориях, где расположены объекты историко-культурного наследия, имеющих исключительную значимость. При этом целостность территории историко-культурных центров определяется природной, исторической, хозяйственной и этнической взаимосвязью её основных естественных и антропогенных элементов, что создает необходимые условия для полноценного социального и экономического функционирования организаций.

Отдельно в документе выделяются задачи центров, заключающиеся в следующем:

- сохранение традиционных форм жизнедеятельности местного населения, промыслов, обрядов, фольклора, этнографических черт и т. д.;

- создание необходимых условий для социально-культурного развития местного населения, обеспечение его полноценного участия в современной жизни;

- сохранение памятников истории и культуры на уникальных территориях;

- создание условий для туризма и отдыха, ознакомления с культурными и историческими памятниками;

- организация музеев различного профиля;

- пропаганда историко-культурного наследия.

Правовой статус центров отмечается особым пунктом, согласно которому Министерство культуры и национальной политики РБ по согласованию с администрацией района (города), на территории которого располагается историко-культурный центр, определяет структуру управления, необходимые штаты и функциональные обязанности работников центра. Органы управления историко-культурных центров несут полную ответственность за хозяйственно-экономическую деятельность и социально-культурное развитие территории, обеспечивают соблюдение законности и сохранение вверенного национального богатства. Администрации городов и районов, органы управления центрами осуществляют активное взаимодействие с общественными организациями и благотворительными фондами с целью привлечения их средств для сохранения историко-культурного наследия. Контроль над деятельностью центров возлагается на Министерство культуры и национальной политики РБ9.

Конкретно в Приложении оговариваются объекты историко-культурных центров, подлежащие охране, порядок хозяйственной деятельности и природопользования, участие общественных организаций и граждан в сохранении и развитии уникальных территорий, бюджет историко-культурных комплексов.

Рассмотренные пункты Приложения к Постановлению Кабинета Министров РБ определил порядок функционирования центров в Башкортостане.

В 1998 г. количество историко-культурных центров в республике увеличилось. В Указе Президента РБ от 23 января 1998 г. №УП-27 «О республиканских программах национально-культурного развития народов Башкортостана» содержалось постановление об организации до 1 сентября 1998 г. Аксаковского историко-культурного центра «Надеждино» Белебеевского района и Цветаевского историко-культурного центра «Усень-Ивановское» в с. Усень-Ивановское Белебеевского района. Кабинету Министров РБ и органам местной власти полагалось ока-зыватьсодействиесоциально-экономическому и культурному развитию немецкой общины в Алексеевском сельском Совете. А в 1999 г. к обозначенным организациям Указом Президента РБ от 27 декабря 1999 г. №УП-823 «О создании национально-культурного центра украинцев Башкортостана на базе

села Золотоношка Стерлитамакского района» добавился украинский историко-культурный центр.

Принятие в 2002 г. Государственной программы «Народы Башкортостана»10 привлекло особое внимание к вопросу создания историко-культурных центров народов, проживающих в республике. В связи с многочис-леннымиобращениямиобщественности,суче-том предложений национально-культурных общественных организаций и администраций районов и городов, 29 сентября 2003 г. подписан Указ Президента Республики Башкортостан «О создании историко-культурных центров народов Республики Башкортостан», согласно которому в 2004-2005 гг. были открыты еще 7 историко-культурных центров в Гафурийском, Уфимском, Буздякском, Архангельском, Иглинском, Татышлинском, Миш-кинском районах РБ.

С этого периода в Башкортостане свою деятельность по сохранению и поддержанию национального наследия ведут 14 историко-культурных центров.

С 13 апреля 2006 г. согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан № 85 от 13 апреля «Об историко-культурных центрах Республики Башкортостан» окончательно определяется организационно-правовая форма центров, которые получают официальный статус филиалов государственного учреждения «Дом дружбы народов Республики Башкортостан».

Передача центров в ведение Дома дружбы народов РБ закономерна с практической точки зрения. Именно эта структура координирует деятельность национально-культурных общественных объединений республики, которые, в свою очередь, работают в тесном контакте с историко-культурными центрами11.

Для историко-культурных центров было выделено по 2,5 штатные единицы, определено материальное содержание центров. Домом дружбы проведена работа по установке свободных телефонных номеров, обеспечению оргтехникой. Расходы на техническое содержание помещений ИКЦ, оплату услуг связи, электроэнергии республика несет совместно с администрациями муниципальных районов.

Сегодня функционирование историко-культурных центров в Башкортостане представляет сложившуюся систему со сформировавшейся концепцией работы. Входя в состав

структуры Дома дружбы народов, центры осуществляют деятельность при государственной поддержке и курируются Министерством культуры и национальной политики РБ, под эгидой которого для руководства филиалов регулярно проводятся обучающие семинары и «круглые столы», планируются культурно-массовые мероприятия, вырабатывается стратегия дальнейшего развития, а на местах центры находятся в тесном взаимодействии с администрациями муниципальных районов, совместно решая целый комплекс социальных и хозяйственных вопросов.

По охвату выполняемых задач историко-культурные центры Башкортостана можно назвать комплексными, так как в сферу их интересов входит: сохранение историко-архитектурных памятников, языка, традиций народа, создание условий для культурного развития местного населения, просвещения, организация музейной деятельности.

К отличительной черте историко-культурных центров следует отнести их четко выраженную национальную направленность: каждый филиал занимается созданием благоприятных условий для жизнедеятельности конкретной национальности (башкир, русских, татар, немцев, украинцев, чувашей, удмуртов, мари, латышей, белорусов), обеспечением активной включенности народов в процесс развития Башкортостана. Кроме того, два центра, и это заявлено в названиях филиалов, ориентированы ещё и на пропаганду Аксаковского и Цветаевского культурного наследия, осуществляемую в рамках возрождения русской духовной культуры.

Другой характерной чертой филиалов выделяется условие выбора месторасположения центров. Здесь действуют следующие принципы:

- филиалы создаются в значимых историко-культурных местах (Николо-Березовский архитектурный комплекс, родовое имение семьи Аксаковых, с. Темясово - первая столица республики, усадьба Тевкелевых в с. Килимово, с. Усень-Ивановское - место пребывания М. Цветаевой в Башкортостане);

- центры располагаются в местах компактного расселения того народа, чьи интересы представляют.

Важным является и тот факт, что все центры находятся в сельской местности, где существует сложная взаимосвязь социума, природы и культуры. Национальные устои

традиционно сильны на селе. «Часто именно сельская местность выступает в роли главного хранителя истории, вековых традиций и обычаев, народной мудрости, а также объектов духовного, культурного и народного наследия»12. Следовательно, создание центров имеет эффект двойного действия: сохранение национального достояния и оказание экономической поддержки району, где филиалы расположены, то есть осуществление духовно-культурных и материальных преобразований придает серьезный импульс развитию сельской местности.

Следует сказать, что историко-культурные центры в Башкортостане - это не только музейные, познавательные, культурные комплексы, деревни, места и усадьбы в традиционном понимании, а формы самоорганизации населения для удовлетворения своих национальных потребностей на проживаемой территории, где человек имеет возможность обучаться на родном языке, изучать историю своего народа и края, постигать его культурные устои, принимать активное участие в возрождении национальных ценностей и благоустройстве родной местности. Именно через приобщение к народным истокам воспитывается патриотизм, бережное отношение к культуре, уважение к иным национальным характерам и формируется гармонично развитая личность.

В 2009 г. исполнилось пятнадцать лет с момента создания первых историко-культурных центров на территории Башкортостана как формы по удовлетворению национальных запросов населения в республике.

Активная деятельность центров и положительные результаты их функционирования дают основание считать юбилейную дату подтверждением проверенной временем целесообразности принятого в середине 90-х гг. ХХ в. политического решения по организации историко-культурных центров в регионе.

Значительный объем работ, выполненный в период деятельности центров в сфере восстановления и создания материальных и духовных ценностей, укрепления и развития социальной и производственной базы населенного пункта, оправдал комплексный характер созданных организаций.

Разумным стал и выбор места расположения филиалов. Государственная поддержка в рамках их всесторонней работы позволила поднять общий уровень сельской местности,

что дало ей возможность активно и полноправно включатся в общественную жизнь края, проводить на собственной территории качественно организованные республиканские и межрегиональные мероприятия, формировать туристическую инфраструктуру с целью экономического развития района.

Особо важный вклад работа центров внесла в стимулирование общественных инициатив (в благоустройстве, народном творчестве), в приобщении граждан к идее сохранения культурного достояния наций, в воспитании взаимного уважения представителей разных национальностей.

Думается, что накопленный за пройденный период существования центров опыт послужит хорошей основой для решения предстоящих задач и достижения намеченных целей в создании благоприятных условий для проживания многонационального народа Республики Башкортостан и всей России.

Примечания

1 Закон Республики Башкортостан «О культуре» № ВС-18/19 от 13.07.1993 г. // СПС Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

2 Закон Республики Башкортостан «Об образовании» № ВС-13/32 от 29.10.1992 г. // СПС Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

3 Закон Республики Башкортостан «О национально-культурных объединениях граждан Республики Башкортостан» № 145-з от 17.03.1998 г. // СПС Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

4 Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» №216-з от 15.02.1999 г. // СПС Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

5 Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 301 от 06.11.1996 г. «О государственной программе «Возрождение и развитие башкирского народа» // СПС

Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

6 Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 413 от 31.12.1999 г. «О государственной программе сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2000-2005 гг.» // СПС Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

7 Постановление Правительства Республики Башкортостан № 83 от 07.04.2006 г. «О государственной программе сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 гг.» // СПС Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

8 История Башкортостана с древнейших времен до наших дней : в 2 т. / И. Г. Акманов, Н. М. Кулбахтин, А. З. Асфандияров и др. ; под ред. И. Г. Акманова. Т. 1. История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в. Уфа : Китап, 2004. С. 418.

9 Приложение к Постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан № 274 от 2 августа 1995 г. «Об историко-культурных центрах Республики Башкортостан» // СПС Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

10 Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 388 от 31.12.2002 г. «О государственной программе «Народы Башкортостана» на 2003-2012 годы» // СПС Консультант-Плюс. URL : www.cons-plus.ru.

11 Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан инспектирует деятельность историко-культурных центров республики. Башинформ. Медиа-групп вся Россия. Новости из регионов. 16.03.2006/ URL : http://www.allrussia.ru/news/ default.asp?MaxValue=150&MinValue=121&v Year = 2006&vMonth=3&vDay=16.

12 Моськин, Р. В. Историко-культурное наследие как фактор возрождения сельской местности России. URL : http: // rgo.msk.ru /commissions /historical /2007 04 13.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.