УДК 338.436
Кооперация и ее роль в повышении эффективности использования сельскохозяйственных земель в Республике Башкортостан Cooperation and its role in increasing the efficiency of agricultural land use in
the Republic of Bashkortostan
Идрисова Альфира Тимерьяновна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и предпринимательства,
Башкирский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Уфа e-mail: idrisova_alfira@mail.ru Idrisova Alfira Timerjanovna Candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Entrepreneurship, Bashkir Cooperative Institute (branch) Russian University of Cooperation, Ufa e-mail: idrisova_alfira@mail.ru Аннотация: В данной статье на примере Республики Башкортостан обосновывается необходимость развития производственной и потребительской кооперации на селе для более эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Abstract: In this article, the example of the Republic of Bashkortostan proves the necessity of developing industrial and consumer cooperation in the countryside for more efficient use of agricultural land.
Ключевые слова: кооперация, эффективность, земельные ресурсы, сельское хозяйство, Республика Башкортостан.
Keywords: cooperation, efficiency, land resources, agriculture, the Republic of Bashkortostan.
Земельные ресурсы, в частности земли сельскохозяйственного назначения, являются основой развития любого государства, обеспечения его продовольственной безопасности.
Проблемам эффективности использования сельскохозяйственных земель посвящены труды многочисленных зарубежных и отечественных учёных-экономистов. Так, весомый вклад в исследование данной проблематики внесли: А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, А. Маршал, К. Менгер, В.И. Ленин, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов и др. Среди современных ученых особо выделяются труды И.Н. Буздалова, А.А. Варламова, В.А. Добрынина, А.М. Емельянова, В.И. Кудряшова, А.П. Курбатова, В.В. Милосердова, А.Э. Сагайдака, А.М. Югая, У.Г. Гусманова, В.К. Нусратуллина, И.У. Гусманова, Д.Д. Лукманова, М.И. Такумбетова, М.К. Султанова [5].
Однако следует отметить, что при многообразии работ, посвящённых вопросам эффективности землепользования, данная проблема применительно к современным условиям и конкретным регионам Российской Федерации, в том числе и к Республике Башкортостан, остаётся все еще не до конца исследованной.
В результате проводимой земельной реформы в 1990-2000-е годы произошли существенные изменения в перераспределении земельных ресурсов по категориям земель, собственникам, землевладениям и землепользованиям [12].
Республика Башкортостан занимает лидирующие позиции в РФ по земельным площадям. Общий земельный фонд республики по состоянию на 1 января 2017 года составил 14294,7 тыс.га. Из них 7312,5 тыс. га составляют земли сельскохозяйственного назначения (рис. 1).
Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют специфический правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.
□ Земли сельскохозяйственного назначения 7312,5 тыс.га (51,1%)
□ Земли населенных пунктов 637,6 тыс.га (4,5%)
□ Земли промышленности, транспорта и иного назначения 112,6 тыс.га (0,8%)
□ Земли особо охраняемых территорий 412 тыс.га (2,9%)
I Земли лесного фонда 5720,6 тыс.га (40,0%)
□ Земли водного фонда 77,9 тыс.га (0,5%)
■ Земли запаса 21,5 тыс.га (0,2%)
Рис.1. Структура земельного фонда Республики Башкортостан по
категориям земель
В составе земель сельскохозяйственного назначения РБ преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 6657,7 тыс.га (91,1%), из них пашни 3459,9 тыс.га. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, составляют 316,3 тыс.га (4,3%). На долю земель, занятых водными объектами, дорогами, застройками и прочими землями, приходится 338,5 тыс. га или 4,6% (рис. 2).
Значительными площадями земель сельскохозяйственного назначения располагают Баймакский район - 339,1 тыс. га, Хайбуллинский район - 336,6 тыс. га и Абзелиловский район - 223,5 тыс. га. В Давлекановском, Куюргазинском, Благоварском районах площади земель сельскохозяйственного назначения составляют более 86% от общей площади района.
Наибольший удельный вес сельскохозяйственных угодий к общей площади земель сельскохозяйственного назначения приходится на следующие районы республики: Салаватский - 98%, Белокатайский, Татышлинский - 97%, Калтасинский, Янаульский - 96%.
0 Сельскохозяйственные угодья - 6651Л тыс.га (91,1%)
1 Лесные земли -140,5 тыс.га (1,9%)
0 Земли под лесными насаждениями, не входящие в лесной фонд - 175,8 тыс.га (2,4%)
□ Земли под дорогами - 78,3 тыс.га (1,1%)
□ Земли застройки - 23,7 тыс.га (0,3%)
□ Земли под водой - 38,4 тыс.га (0,5%)
1 Земли под болотами - 30,8 тыс.га (0,4%)
□ Другие земли - 167,3 тыс.га (2,3%)
Рис. 2. Распределение земель сельскохозяйственного назначения по
угодьям
Однако в последние годы существенные площади земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан вышли из оборота и не используются. Так, за 1990-2016 гг. площадь пашни сократилась более чем на 1,2 млн. га, или на 25%.
На сегодняшний день 354,5 тыс. га (15% общей площади долевых (паевых) земель), находящихся в общей долевой собственности, составляют невостребованные земельные доли, собственники которых в установленный срок не передали их в аренду или не распорядились иным способом [11].
В результате определенная часть земельных ресурсов оказалась в бессрочном или пожизненно наследуемом владении лиц, не заинтересованных в эффективном их использовании по назначению. При этом не полностью реализовано право крестьян на земельную долю и имущественный пай. Владельцы земельных долей и имущественных паев за
передавшие их в пользование сельскохозяйственным организациям получают незначительные и скромные дивиденды.
По состоянию на 1 марта 2015 г. из 352,1 тыс. граждан участников долевой собственности, 169 тыс. или 48,5% осуществили государственную регистрацию права собственности на земельные доли [3].
Однако оставшаяся часть собственников земельных долей еще не осуществили государственную регистрацию прав, не выделили свои земельные доли для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или не передали их в уставные фонды (капиталы) сельскохозяйственным организациям и не заключили договора аренды на земельные участки. Площадь таких земель составляет по некоторым районам республики более 30% в структуре сельскохозяйственных угодий, распределенных на земельные доли.
Это означает, что большая часть земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не может находиться в обороте, поскольку кадастровые работы не проведены и земельная собственность находится без надлежащего правового оформления.
При этом не менее 80% собственников земельных долей непосредственно не заняты в аграрном производстве.
Одним из форм совершенствования механизма землепользования является объединение земель на условиях кооперативной формы хозяйствования. Это обусловливается тем, что в условиях РФ и РБ наиболее перспективными формами хозяйствования являются преимущественно крупные хозяйства, в которых обеспечивается внедрение научно обоснованной системы севооборота, создаются предпосылки для укрепления материально-технической базы, лучшего использования производственных ресурсов, своевременного и качественного выполнения сельскохозяйственных работ, экологических мероприятий по предотвращению эрозии и восстановлению плодородия земель. В рамках отдельных личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств это,
увы, не всегда возможно.
В условиях рыночной экономики отдельные хозяйства могут выжить и эффективно функционировать только на основе кооперации, как между собой, так и с другими сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, осуществляющими заготовку, переработку и реализацию продукции, сервисное обслуживание.
К основным причинам, вызывающим необходимость кооперации личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в России, можно отнести:
- высокую фондо- и материалоемкость производства, требующую больших инвестиций;
- ограниченность собственных денежных средств, необходимых для эффективного функционирования хозяйства;
- возможность расширения за счет кооперации размеров производства и повышения его эффективности;
- резко выраженную сезонность в использовании производственных ресурсов и получении сельхозпродукции;
- отсутствие развитой рыночной инфраструктуры
В целях развития кооперативного сектора экономики в Российской Федерации принята «Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года», в которой ставятся задачи по созданию благоприятных нормативно-правовых, социально-экономических условий для развития сельской кооперации; совершенствованию механизма государственной поддержки отрасли; росту числа и форм сельскохозяйственной кооперации и т.д.
Однако развитие производственной и потребительской кооперации на селе в настоящее время оставляет желать лучшего. В последние десятилетия положительная динамика была характерна для создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций кредитной кооперации.
Что касается сельскохозяйственных производственных кооперативов, их число от 15 тыс. в 2000 г. сократилось до менее 10 тыс. в 2015 г. Ими охвачено не более 14% от всей численности работников сельского хозяйства [10].
Поэтому сейчас актуально проведение масштабных исследований проблем и перспектив организации кооперации в регионах России, в том числе и в Республике Башкортостан.
Кооперация субъектов аграрного бизнеса способствовала бы более комплексному решению вопросов маркетинга, рекламы, продвижения, патентования национальных брендов.
Также сейчас целесообразна разработка и выпуск электронных учебников, брошюр, типовых бизнес-планов и алгоритма организации кооперативов на основе шаблонов и методических рекомендаций в области бизнес-планирования, организации сельскохозяйственных и потребительских кооперативов, зарубежного и отечественного опыта развития агробизнеса.
Кроме того необходима разработка отдельного Интернет-сайта, групп в социальных сетях, посвященных описанию успешных мировых и отечественных практик, нормативно-правовой базы организации производственных и потребительских кооперативов на селе [9].
Роль координатора в построении и развитии кооперативной системы могут принять на себя администрации муниципальных районов, в частности, отделы, курирующие сельское хозяйство. Они должны определять стратегию кооперативов, отличительной чертой которой является не только достижение конкурентной организации ведения бизнеса для получения наибольшей прибыли, но и решение задач увеличения рабочих мест, структурной модернизации экономики района.
Развитие различных кооперативов, за счет присущего мультипликативного эффекта, будет стимулировать приток денежных средств, инноваций и инвестиций в регион, способствовать развитию инфраструктурных отраслей, сельского хозяйства, традиционных промыслов
и ремесел, а также решать важные социально-экономические и экологические проблемы региона (проблема занятости, безработицы, бюджетной самодостаточности) [7].
Кооперация на селе способна содействовать стабилизации и развитию смежных с сельским хозяйством отраслей: перерабатывающей промышленности, системы оптовой и розничной торговли, общественного питания, народных промыслов и ремесел, туризма и других.
Формирование кооперативной системы разрешит проблему реализации и продвижения продукции как непосредственных
сельхозтоваропроизводителей, так и перерабатывающих предприятий. Формируя хорошо упакованные, брендированные, подкрепленные соотвестствующей рекламой партии продукции, кооперативы смогут достойно конкурировать с крупными агрохолдингами как других регионов РФ, так и зарубежных стран.
Активизация развития кооперативного движения в сельских районах Республики Башкортостан будет способствовать сохранению и возрождению сел; стимулированию производства с учетом отечественных и международных стандартов качества уникальных национальных башкирских этнопродуктов (казы, курут, талкан, башкирский мед, эремсек и т.д.); созданию новых рабочих мест, снижению безработицы на селе [8].
В результате вышеперечисленных системных мер по развитию кооперативного движения, безусловно, должно сократиться и количество бесхозных в настоящее время земель, совершенствоваться механизм землепользования.
Библиографический список:
1. Земельный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [Федеральный закон: от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.11.2015)] // СПС "Консультант Плюс".
2. Федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015). [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
3. Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (с изменениями на 26.12.2016 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/935102453 (дата обращения 03.08.2017).
4. Абдрашитова, А.Т. Коллективное и крупнотоварное производство -основа высокоэффективного сельского хозяйства [Текст] / Гусманов Р.У., Абдрашитова А.Т. // Аграрная наука. - 2011. - № 7. - С. 4-6.
5. Абдрашитова, А.Т. Оценка уровня эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения [Текст] / Гусманов Р.У., Абдрашитова А.Т. // Аграрная наука. - 2010. - № 6. - С. 8-11.
6. Абдрашитова, А.Т. Повышение эффективности зернового хозяйства [Текст] / Гусманов Р.У., Саитов А.Х., Абдрашитова А.Т., Шагиев А.Х. // Аграрная наука. - 2011. - № 9. - С. 5-8.
7. Ахметов В.Я., Исянбаев М.Н. Экономическая оценка формирования и развития региональных комплексов перерабатывающих производств [Текст]. - Уфа: Гилем, 2003. - 148 с.
8. Ахметов В.Я., Матинова Ф.В., Янтилина Н.Т. Территориально -отраслевые кластеры как точки роста экономики сельских территорий (на примере районов Зауралья Республики Башкортостан) [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2015. - № 10. - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-82-822015/item/3780-2015-10-30-06-23-59.
9. Ахметов В.Я., Тулькубаев И.Р., Якшимбетова Г.И. Роль кооперации субъектов агробизнеса в повышении конкурентоспособности сельской экономики (на примере районов Зауралья Республики Башкортостан) [Текст] // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 10. - с. 1505-1516. -http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/258.
10. Галикеев Р.Н. Аграрное производство как элемент региональной социально-экономической системы [Текст] / Р.Н. Галикеев, Р.Ф. Гатауллин // Проблемы функционирования и развития территориальных социально -экономических систем: материалы докл. Междун. конф. (Уфа, 10-11 ноября 2016 г.). - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - С. 61-65.
11. Сельское хозяйство в Республике Башкортостан. Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. - Уфа, 2017. - 270 с.
12. Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан [Текст] / Под общей ред. д-ра экон. наук, проф. У.Г. Гусманова - Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - 528 с.