Научная статья на тему 'Эффективная национальная политика в условиях глобализации, как фактор национальной безопасности государства, на примере украинского населения, проживающего в Республике Башкортостан'

Эффективная национальная политика в условиях глобализации, как фактор национальной безопасности государства, на примере украинского населения, проживающего в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / УКРАИНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / NATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL RELATIONS / NATIONAL POLICY / RELOCATION / UKRAINIAN POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крайнова А.Е.

В статье раскрывается проблема межнациональных взаимоотношений в условиях глобализации. В качестве примера эффективной национальной политики приводится украинское население, проживающее в Республике Башкортостан, рассматриваются этнокультурные последствия переселения украинцев на Южный Урал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективная национальная политика в условиях глобализации, как фактор национальной безопасности государства, на примере украинского населения, проживающего в Республике Башкортостан»

УДК 908+93

ЭФФЕКТИВНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА, НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

А.Е. Крайнова,

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия.

Аннотация: В статье раскрывается проблема межнациональных взаимоотношений в условиях глобализации. В качестве примера эффективной национальной политики приводится украинское население, проживающее в Республике Башкортостан, рассматриваются этнокультурные последствия переселения украинцев на Южный Урал.

Ключевые слова: национальная безопасность, межнациональные отношения, национальная политика, переселение, украинское население, national security, international relations , national policy, relocation, the Ukrainian population.

Глобальный процесс демократизации 90-х годов XX века оказал влияние не только на экономическое развитие, он также коснулся области национальных отношений. Негативно на развитие межнациональных (межэтнических) взаимоотношений повлияли ряд факторов. Среди них размывание и разрушения смыслов и ценностей культуры народов России, проникновение в культурно-информационную систему идей и принципов, чуждых культурным и религиозным основам жизни народов Российской Федерации.

В связи с этим возникла необходимость разработки эффективных государственных мер в области межнациональных взаимоотношений. От этого зависит стабильность и процветание многонационального государства, его суверенитет и национальная безопасность. Эффективная национальная политика способствует формированию мировоззрения, воспитания чувства патриотизма подрастающего поколения, влияет на общественное сознание, способствует укреплению дружбы и согласия между народами, благополучию в обществе, сохранению исторически сложившегося государственного единства.

Для многонациональной и поликонфессиональной России этнический и религиозный аспекты являются факторами национальной безопасности, что зафиксировано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, а также в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, в связи с этим укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны. В Республике Башкортостан в настоящее время разрабатывается государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан».

Следует отметить, что проблеме межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия народов, проживающих в Республике Башкортостан, уделялось пристальное внимание и предыдущие годы. Так в период с 2003 по 2012 гг. в республике действовала государственная программа «Народы Башкортостана», предусматривавшая государственную поддержку, духовной социальной, экономической, культурной жизни и языковой культуры народов Республики Башкортостан. Кроме того, реали-зовывались ряд нормативно-правовых актов в области национальной политики: Конституция Республики Башкортостан, законы Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», «О национально-культурных автономиях в Республике Башкортостан», «О культуре», «О народных художественных промыслах», «Об образовании в Республике Башкортостан», «О театрах и театральной деятельности в Республике Башкортостан», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и

культуры) народов Республики Башкортостан», «О библиотечном деле», «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан», «О государственной поддержке кинематографии в Республике Башкортостан», «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 апреля 2006 г. «Об историко-культурных центрах», Указ Главы Республики Башкортостан от 26 февраля 2015 года № УГ-39 «О мерах по реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан».

Исторический опыт Башкортостана в области межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, учет традиций и интересов всех проживающих на его территории народов могут служить положительным примером, определяет позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений как в Башкортостане, так и в Российской Федерации в целом.

Проанализируем этнокультурные последствия миграции украинцев на территорию Республики Башкортостан.

Следует отметить, что переселение в России имело особую специфику, так как осуществлялось в большей степени внутри страны и носило характер перехода из одних мест жительства в другие, сохраняя при этом связь с центральной властью [3, с. 26]. Не обошел этот процесс и территорию Южного Урала.

Первые украинские поселения появились на Южном Урале в ХУШ веке. Заселение украинцами продолжалось и в последующее время, очень интенсивно - в XX веке. Здесь сложились относительно устойчивые этнокультурные комплексы, подвергшиеся значительной трансформации уже во второй половине XX в. Южный Урал (в границах современных Республики Башкортостан, Оренбургской и Челябинской областей) обладает рядом историко-культурных особенностей, среди которых специфическая этноязыковая (тюрко-славянская) среда, где украинцы не являлись доминирующим этносом; транзитный характер миграций; переселенцы не занимали здесь сплошных территорий, расселяясь отдельными компактными анклавами; отсутствие процессов украинизации [6, с. 131].

Переезжая на Южный Урал, украинцы принесли в регион высокую культуру земледелия, усовершенствованные орудия труда, передовые приемы обработки земли, что способствовало распространению в крае различных сельскохозяйственных культур: пшеницы, бахчевых, масляных и т.д. Выходцы из разных историко-этнографических районов Украины, крестьяне были носителями разного агротехнического опыта со своими локальными особенностями, но в целом традиционный хозяйственно-культурный тип украинцев не изменился. В память о своей родине украинцы сохраняли прежние названия в наименованиях вновь основанных поселений. Например, такие названия как Днепровка, Харьков-ка, Киевка, Черниговка, Полтавка, Черкассы, Тавричанка и другие встречаются на Южном Урале неоднократно [6, с. 137-138].

Всероссийская перепись населения 2010 года учла в Башкортостане 39,9 тыс. украинцев [2]. Сегодня украинцы проживают практически во всех городах и районах республики. Подавляющее большинство украинцев (80,1%) проживают в городах и поселках. Наиболее компактно они представлены в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Белебее, Кумертау, Октябрьском, Давлеканово, Мелеузе, Раевке, Чишмах. В сельской местности наиболее многочисленные группы украинцев являются жителями Чишминского, Альшеевского, Стерлитамакского, Иглинского, Благоварского, Уфимского районов.

Уже в первой четверти XX в. начался процесс языковой ассимиляции украинцев. Современная этноязыковая ситуация у потомков украинских переселенцев в республике характеризуется снижением количества людей, считающих родным язык своих предков, и соответственно ростом числа украинцев, признающих родным русский и другие языки народов Башкирии.

В 2002 году украинский язык родным назвали 35,7 % украинцев края [1] (в 1989 году - более 41 % [4, с. 512]). В качестве второго языка свободно владели русским 99,5 % украинцев [1]. Украинским литературным языком владеют немногие. В сельской местности бытует местный диалект украинского языка с очень сильным влиянием русского. Этот процесс наглядно свидетельствует о дальнейшем межэтническом сближении украинцев с другими народами республики, и, в первую очередь, с русским этносом, постепенной их этноязыковой ассимиляции. Этому способствовало, наряду с другими факторами, и отсутствие до недавнего времени украинских школ и классов, книг, газет, радио, телевидения и определенная изолированность их от Украины.

Украинцы, переселявшиеся на Южный Урал на разных исторических этапах, приносили с собой сложившиеся комплексы материальной и духовной культуры, элементы которых отчасти сохраняются до настоящего времени. Среди наиболее выразительных этнографических черт украинцев на Южном Урале - поселения и жилища, хозяйственные занятия и промыслы, пища, особенности семейно-брачных отношений, обряды и обычаи, фольклор, народные праздники, язык [6, с. 140].

4

ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №1, 2015

Во второй половине XX в. под воздействием общих процессов унификации и стандартизации во всех сферах жизни многие черты украинской национальной культуры постепенно исчезали. Результаты исследований показывают, что более длительное время этнические особенности сохраняются, прежде всего, в традициях питания и фольклоре, другие формы культуры стремительнее подвергаются трансформации. Данные процессы на рубеже 1980-1990-х годов предопределили подъем национально-культурного движения украинцев Южного Урала, ставшего одним из самых ранних и активных в стране. В Башкортостане истоки организованного украинского движения восходят к весне 1989 г. и связаны с подготовкой праздника к 175-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко. Еще в советскую эпоху, 13 января 1990 г., в Уфе было создано «Товарищество почитателей украинской культуры "Кобзарь"» (с 1992 г. -Республиканский национально-культурный центр украинцев Башкортостана «Кобзарь») [5]. За период с 1992 г. по 2014 г. состоялось семь съездов украинцев Башкортостана, в нескольких редакциях приняты и реализованы программы национально- культурного возрождения и развития. В настоящее время в республике существует 20 коллективов творческой самодеятельности, некоторые имеют статус народных: «Барвшок», «Червона Калина», «Дшпро», «Чарiвницi», «Хуторок», «Вербиченька». Старейший народный хор «Кобзарь» (г. Уфа), основанный в 1992 г., стал визитной карточкой украинцев Башкортостана. В 1993-1995 гг. преимущественно за счет частных пожертвований издавалась региональная газета украинцев Волго-Уральского региона «Криниця». С марта 1994 по май 1997 г. на республиканском радио периодически выходила в эфир передача на украинском языке «Обрш». С 1995 г. начал работать Союз украинок Башкортостана «Берегиня», на рубеже 1990-2000-х годов имел место опыт создания Союза украинской молодежи. Ежегодно РНКЦУБ «Кобзарь» проводит конкурс на лучшее исполнение произведений Т.Г. Шевченко, традиционными для республики стали фестивали и народные праздники «Ой, радуйся, Земле!», «Червона Калина», Ивана Купала. В 1999 г. создан республиканский историко-культурный центр украинцев Башкортостана «Село Золотоношка» Стерлитамакского района, где украинцы составляют более 60% населения. Центр включает в себя музей, библиотеку, сельскую церковь, дом культуры, школу, ведет активную культурно-просветительскую работу [5, с. 48-66].

Таким образом, украинцы сыграли заметную роль в истории и культуре Южного Урала. Сегодня потомки переселенцев разных периодов представляют важную часть этнокультурного пространства Южного Урала, сохраняя национальные традиции и выстраивая добрососедские отношения с другими народами.

Проанализировав этнокультурные последствия миграции украинцев на территорию Республики Башкортостан, можно сделать вывод, что положительный опыт Башкортостана является показательным для того как можно и нужно сохранять и преумножать духовные, культурные и языковые традиции народов, проживающих на его территории. Данный опыт может быть полезен при разработке дальнейших политических мер в области сохранения межнационального согласия как на территории Республики Башкортостан, так и в других регионах Российской Федерации.

Библиографический список

1. Всероссийская перепись населения 2002 года. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей по республикам, автономным областям и автономным округам Российской Федерации. Электронный ресурс. http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. Электронный ресурс. http://www.gks. m'йee_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

3. Молощенков А.Н. Миграция украинского населения на Южный Урал в первой четверти XX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 23 (161). История. Вып. 33.

4. Национальный состав населения РСФСР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М., 1990.

5. Хабибуллина А.Р.Славянские историко-культурные центры // Ватандаш. 2011. №11.

6. Черниенко Д.А. Украинцы на Южном Урале: история и современные этнокультурные процессы // Трансформация этнической идентичности в России и в Украине в постсоветский период. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.