Научная статья на тему 'Татары и русские Башкортостана по материалам переписей'

Татары и русские Башкортостана по материалам переписей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
602
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татары и русские Башкортостана по материалам переписей»

ТАТАРЫ И РУССКИЕ БАШКОРТОСТАНА ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ

МУРЗАБУЛАТОВ Мухамет Валиахметович,

кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы

Продолжая тему о народах Республики Башкортостан, представляем татар и русских республики.

Татары. По численности татар (990,7 тыс. человек) Башкортостан намного опережает все бывшие союзные республики СССР (кроме РСФСР) и все нынешние субъекты Российской Федерации, уступая лишь их этнической родине - Татарстану. В четырех смежных регионах страны: Свердловской (превышающей по населению РБ), Оренбургской, Челябинской областях и Республике Удмуртия татар в полтора раза меньше, чем в Башкортостане. Последняя Всесоюзная перепись населения (1989) в тринадцати союзных республиках (Украине, Белоруссии, Казахстане, Грузии, Азербайджане, Литве, Молдавии, Киргизии, Таджикистане, Армении, Туркмении и Эстонии), вместе взятых, учла 720,4 тыс. татар, что на 400 тыс. было меньше, чем в Башкортостане, каждый четвертый житель которого был человеком татарской национальности.

Уровень урбанизированности татар заметно выше, чем у коренного населения - башкир и значительно ниже, чем у украинцев и русских. Более 44 % городских татар проживают в Уфе. Довольно значительна их доля в населении городов Стерлитамак, Октябрьский, Нефтекамск, Салават, Туймазы, Дюртюли.

33% татар республики проживают в сельской местности. Они преобладают в населении Чишминского, Чекмагушевского, Буздякского, Бакалинского, Стерлибашевского районов.

В ряде районов центрального, северо-восточного и южного регионов они представлены незначительным числом: от 2,8% (Баймак-ский, Зилаирский районы) до 10 - 13,3% (Зи-анчуринский, Дуванский районы).

Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. В нем три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский), и восточный (сибирс-ко-татарский). В основу литературного языка положен средний (казанско-татарский) диалект.

Из 990,7 тыс. татар республики владеют родным языком 8S9,7 тыс., русским - 9SS,4 тыс. и башкирским - 109,8 тыс. человек.

Верующие татары (за исключением кря-шен, исповедующих православие) - мусульмане-сунниты. Особо чтимыми их праздниками являются Ураза гаете (праздник разговения) и Курбан гаете (праздник жертвоприношения).

Татары праздновали также сабантуй и джи-ен. Мишари их не отмечали, зато летом они проводили обряд пожелания благополучия, хорошего урожая, сопровождаемый общественным жертвоприношением и коллективным угощением.

Бакалинские кряшены (4^ тыс.) отмечают Пасху, Масленицу, Троицу, Рождество Христово и др. В церкви Бакалинской Святой Троицы проводят службу как на русском, так и на татарском языках.

Татарские семьи в прошлом были довольно многочисленными. Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись, проведенная в 1917 г. по распоряжению Временного правительства, выявила, что средняя численность татарского двора в Оренбургском, Орском, Верхнеуральском и Челябинском уездах Оренбургской губернии составляла S,6 чел. (для сравнения: башкирского - S,1, тептярского - S,2 и мишарского -S,3 чел.) В последующие годы происходило уменьшение семей. Средняя величина татарской семьи составляла в 1970 г. - 4,2 чел., в 1979 г. - 3,S чел., в 1989 г. - 3,3 чел. (для сравнения: башкирской и чувашской - 3,S, марийской - 3,7, удмуртской - 3,8 чел.).

Сокращение численности татарской семьи происходит в силу различных причин, в т.ч. из-за падения рождаемости. В 200S г. татарки республики стали матерями 6,3 тыс. младенцев, что на 6,6 тыс. меньше, чем в 199S г. Правда, в последние годы наблюдается некоторый рост рождаемости: в 2006 г. родилось 11,S тыс. татарских детей.

Уровень брачности татар в Республике Башкортостан довольно высокий. В начале текущего столетия из тысячи мужчин (с 16 лет и старше) в браке состояли 672 человека, из которых 620 - в зарегистрированном и S2 - в незарегистрированном браке. Уровень брачности женщин из-за их численного преобладания над «сильным полом» несколько ниже, чем у мужчин: из тысячи татарок в браке состояли S66, в т.ч. S22 - в зарегистрированном и 44 - в незарегистрированном. 244 мужчины и 186 женщин (из тысячи) никогда не состояли в браке.

На волне демократизации общества в республике появилось свыше 60 национально-культурных объединений, в т.ч. общественная организация «Конгресс татар Башкортостана», первым руководителем которого был видный ученый Э.Ш. Хамитов.

Основными направлениями его работы были определены: сохранение традиций, языка и культуры татарского народа, содействие укреплению дружбы между народами республики.

Конгресс проводит научно-практические конференции по истории, культуре и языку татар Башкортостана, конгрессы, вечера памяти Габдуллы Тукая и других видных деятелей татарской культуры, литературы и искусства.

Наряду с Конгрессом татар Башкортостана, действуют республиканские татарские

общественные организации: Национальный татарский культурный центр «Мирас», Тюркский национально-просветительский центр «Рамазан», Общественная организация «Татарский культурный центр», Союз татарской молодежи «Азатлык», общественная организация «Ассоциация татарских женщин «Ак кал-фак», общественная организация татарских женщин «Сахибжамал», Республиканский татарский детский подростковый центр «Нур», Республиканское общество дружбы башкир и татар «Маслихат».

При первой постсоветской переписи населения в 2002 г. 4,S тыс. жителей Башкортостана (2S тыс. - Российской Федерации) назвали себя «кряшенами». Они компактно проживают в Бакалинском районе. В городской местности их немного: 1SS чел., в т.ч. в Уфе - 67, Октябрьском - S1, Нефтекамске - 12 и Туй-мазах - 10 чел.

Кряшены исповедуют христианство. Их нередко именуют «крещенными татарами». Они же сами себя таковыми не считают и признают себя предками булгар. Различают «ста-рокряшен» и «новокряшен». «Старокряшены» крестились до завоевания Казани, «новокря-шены» - добровольно приняли христианство в XVII - XIX вв.

С 1998 г. в Бакалах функционирует «Национально-культурный центр кряшен Республики Башкортостан», который имеет свой устав, гимн, флаг и входит в межрегиональный союз кря-шен Татарстана, Удмуртии и Башкортостана.

В населении Башкортостана представлены также мишари и тептяри. В происхождении и этнической истории мишарей много неясного. Некоторые исследователи XIX в. считали, что «мещеряки - суть не что иное, как омусульманенная мещера, с давних времен приютившаяся на башкирской земле». Ныне их считают частью татар, хотя в дореволюционной и на первых порах в советской статистике они учитывались отдельно. В 1879 г. в Уфимской губернии мишарей было больше, чем татар, соответственно, - 138,9 тыс. и 107,3 тыс.

Перепись населения 1926 г. была последней, при которой мишарей учитывали отдельно от татар. Тогда их в республике насчитывалось 136 тыс. человек (в 1920 г. - 166,2 тыс.). При следующей переписи населения (1937 - 1939) их учли в составе татар.

Из разноязычного и разноплеменного, главным образом, пришлого населения (мишарей,

54

М.В. Мурзабулатов

татар, чувашей, финно-угров) образовалась этнографическая группа - тептяри. «Тептяри, составляющие значительную часть народонаселения Оренбургской губернии, - писал преподаватель Оренбургского и Уфимского духовных семинарий В.М. Черемшанский в середине XIX в., по происхождению своему не представляют ни отдельного племени, ни даже племенной ветви или отрасли. Это - общность разнородных племен или, как говорят, беглецов, которые по недостатку ли, или по неимению собственных земель, или по другим каким причинам удалились в Башкирию и селились на общественных землях башкир за известные оброки, как и другие припущенники, и впоследствии совокупностью своей образовали отдельное сословие под именем тептярей».

Переселение тептярей в Башкирию началось давно. В середине XVIII в. их было немногим более 61 тыс. человек, через сто лет их стало 261,8 тыс.

Накануне первой мировой войны в Уфимской и Оренбургской губерниях проживало более 306 тыс. тептярей. В 1926 г. при переписи населения свыше 23 тыс. человек назвали себя тептярами. При последующих переписях населения они учитывались главным образом в составе татар (исключение составлял теп-тяро-учалинский регион).

Русские. Самый многочисленный народ Башкортостана - русские. В начале текущего столетия их было около полутора миллиона человек, а в 1989 г. - 1S48,3 тыс. За неполных полтора десятилетия они уменьшились на S7,6 тыс., в т. ч. в городской местности - на S3 тыс., в сельской - на 4,6 тыс.

В 1989 г. русских в Башкортостане было в два раза больше, чем в трех вместе взятых союзных республиках - Грузии, Армении и Азербайджане. Тогда Башкортостан по их численности опережал одиннадцать союзных республик, в т.ч. такую восточнославянскую республику, как Белоруссия, где русских на 200 тыс. было меньше, чем в автономной Башкирии.

Русские - высокоурбанизированное население: около 83% из них городские жители. Они живут во всех городских поселениях. В Бир-ске, Благовещенске, Белорецке, Кумертау и Межгорье они преобладают, в Уфе, Стерлита-маке, Салавате, Ишимбае, Мелеузе, Белебее и Давлеканове составляют более половины их населения.

Русское сельское население ^8,4 тыс.) распределено по территории края неравномерно. Наиболее компактно оно представлено в центральном, северо-восточном и южном регионах. В Архангельском, Иглинском, Бирс-ком, Уфимском и Благовещенском районах центрального подрайона республики доля русских в их населении составляет от 40 до 6S%.

Каждый третий человек - русский на северо-востоке, где выделяются Дуванский и Бе-локатайский районы, в которых русские составляют, соответственно, 64,4 и S3,6%.

В южном регионе районов с преобладающим русским населением нет. Однако в большинстве из них русские представлены значительным числом. В Федоровском и Гафурийс-ком районах - каждый четвертый-пятый, в Кугарчинском, Куюргазинском и Стерлитамак-ском - каждый третий и Мелеузовском - почти каждый второй житель - человек русской национальности.

Менее компактно русские расселены в ряде западных и северо-западных районов. Всероссийская перепись населения 2002 г. в девяти районах западного региона (Бижбулякском, Благоварском, Буздякском, Дюртюлинском, Ермекеевском, Илишевском, Чекмагушевском, Туймазинском и Миякинском) учла 19,9 тыс. русских, на 10,4 тыс. меньше, чем в одном Дуванском районе (20,3 тыс). В трех северозападных районах (Балтачевском, Бураевском и Татышлинском) их менее полутора тыс. человек.

В пяти юго-восточных районах (Абзелилов-ском, Баймакском, Зианчуринском, Учалинс-ком и Хайбуллинском) русских больше, чем в уже упомянутых девяти районах западного региона. В одном Хайбуллинском районе с преобладающим башкирским населением русских столько же ^,9 тыс.), сколько их в Балтачевском, Илишевском, Чекмагушевском, Татышлинском, Ермекеевском и Миякинском районах ^,9 тыс.), вместе взятых.

Если отразить современное расселение русских на карте республики, то окажется, что их менее всего в районах с преобладающим татароязычным населением. В Бураевском, Балтачевском и Чекмагушевском районах на их долю приходится менее 2%. Лишь ненамного выше показатели Дюртюлинского, Мия-кинского и Буздякского и других районов.

Русский язык, наряду с украинским и белорусским, входит в восточнославянскую груп-

пу индоевропейской семьи языков и не без основания считается одним из трудных для изучения. Он - один из семи официальных международных рабочих языков Организации Объединенных Наций и государственный язык Российской Федерации и Республики Башкортостан.

В недавнем прошлом нерусское население страны широко приобщалось к русскому языку. Бытовало мнение о том, что русским не обязательно овладевать языками других народов. В результате, в отличие от национально-русского двуязычия (башкирско-русского, татарско-русского и т.д.), другой тип билингвизма (русско-национальный), предполагающий знание русскими языков (соседних) народов, не получил развития. При переписи населения 2002 г. лишь 14,8 тыс. русских республики (0,99% их численности) указали, что владеют башкирским языком и 21 ,S тыс. (1,44 %) - татарским языком. Для сравнения: русским языком владеют 93% башкир и 96,4% татар республики.

В республике более чем две тысячи школ с русским языком обучения. В них учатся почти 8S% всех учащихся края. В общеобразовательных учреждениях функционируют около 3,7 тыс. кабинетов русского языка и литературы.

Русские исповедуют в основном православие. По данным Совета по делам религий при Правительстве РБ, среди них есть последователи протестантизма, которые свободно проводят свои богослужения, организуют воскресные школы, распространяют газету «Протестант» и журнал «Баптист».

Традиционные праздники - Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, которые в недавнем прошлом почти не отмечали. Ныне идет их возрождение. В республике действуют более 200 православных храмов.

Русские в прошлом жили большими семьями. В 1917 г. в Стерлитамакском уезде преобладали семьи из 7 - 14 человек. Во главе дома обычно стоял старший по возрасту и положению мужчина (большак, хозяин, старшой). Наряду с большаком, семейной жизнью распоряжалась и его жена (большуха, старшая). В семьях, где не было взрослых мужчин, в роли большака выступала мать или бабка.

В прошлом столетии средний размер семьи у всех народов края сокращался. Последняя союзная перепись населения (1989) вы-

явила, что средняя величина русской сельской семьи в республике составляет 3,1 человека.

У русских Башкортостана преобладают однонациональные семьи. За 1939 - 1989 гг. (с интервалом десять лет) в городах Уфа, Бе-лебей, Белорецк, Мелеуз, Салават, Октябрьский, Кумертау и Нефтекамск с участием русских мужчин заключено 33,3 тыс. браков, в том числе 27,8 тыс. (83,6%) однонациональных и S,S тыс. (16,4%) смешанных. За эти же годы в 20 сельских районах республики 12,8% русских мужчин женились на «чужих» и 87,2% предпочли своих. (Для сравнения: 2S,3% башкирских и 23,7% татарских мужчин остановили свой выбор на «чужих» невестах). Статистика свидетельствует, что русские женщины роднятся с «чужими» больше, чем их сородичи мужчины. В тех же 20 сельских районах 23,2% русских невест соединили свои судьбы с представителями других народов. Иными словами, русское население края при выборе брачного партнера ориентировано на людей своей национальности в большей мере, чем татары и башкиры.

Вклад русского народа в культуру края, безусловно, велик. Перечисление имен только выдающихся государственных деятелей, ученых, писателей и поэтов, художников, журналистов, актеров, инженеров, военных, педагогов заняло бы много места. Однако не назвать тех, кто своими корнями связан с башкирским краем, было бы в высшей степени несправедливо. Это - первый историк нашего края «Колумб Оренбуржья» П.И. Рычков, краеведы-исследователи Р.Г. Игнатьев, Ф.И. Стариков, С.Н. Севастьянов, Д.П. Соколов, писатели С.Т.Аксаков, В.В. Брусянин, Г.П. Бе-лорецкий (Ларионов), Н.А. Крашенинников, В.Д. Четвериков, С.П. Злобин, художники М.В. Нестеров, А.Э. Тюлькин, А.П. Лежнев, Б.Ф. Домашников, А.Д. Бурзянцев и др.

В марте 1998 г. по инициативе Правительства Республики Башкортостан был созван Собор русских Башкортостана, на котором был учрежден его Исполком. Заметным событием в культурной жизни не только РБ, но и РФ стал Международный Аксаковский праздник. Он прошел уже 18-й раз. В его историю вошли Цветаевские дни в селе Усень-Ивановское Белебеевского района, литературные вечера, фольклорные праздники в столице и в селах Зубово и Красный Яр Уфимского района, в селе Емаши Белокатайского района. Откры-

56

М.В. Мурзабулатов

ты историко-культурный центр «Надеждино» и школа народных ремесел в Белебеевском районе. В республике учреждена Международная Аксаковская премия, которая вручается выдающимся деятелям литературы страны за их вклад в развитие русской культуры, пропаганду русской литературы. В селе Николо-Березовка Краснокамского района успешно функционирует историко-культурный центр «Никольский храм». Там же ежегодно проводятся Дни славянской письменности и культуры.

В Уфе успешно работает Республиканский русский драматический театр, в районах созданы сотни самодеятельных фольклорных коллективов. Культура русского народа, проживающего в Башкортостане, широко представлена в современном творчестве поэтов, писателей, художников. В республике выходят сотни периодических изданий на русском языке.

Реалии сегодняшнего дня таковы: четверть семей башкортостанцев - смешанные, в установившемся у нас межнациональном содружестве данный фактор служит объединению, взаимному обогащению культур народов.

Источники и литература

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - М., 2003.

2. Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Статистический бюллетень. - Уфа, 2004.

3. Образование и культура в Республике Башкортостан. Статистический сборник. - Уфа, 2006.

4. Брачное состояние населения Республики Башкортостан. Статистический сборник. - Уфа, 2006.

5. Национальный состав населения Республики Башкортостан. Статистический сборник. - Уфа, 2007.

6. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. - Уфа, 1959.

7. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. -М., 1967.

8. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари: историко-эт-нографическое исследование. - М., 1972.

9. МухаметшинЮ.Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование материальной культуры сер. XIX - нач. XX в. - М., 1977.

10. Этнография татарского народа. - Казань, 2004.

11. Мурзабулатов М.В. Башкортостан и башкиры в зеркале статистики. - Уфа, 1995.

12. Русские Башкортостана. История и культура. - Уфа, 2002.

13. Мурзабулатов М.В. Русские Башкортостана // Панорама Башкортостана. - Уфа, 2008.

14. Шитова С.Н., Ковязин С.А. Русские // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. - Уфа, 2002.

К сведению читателей Вышла книга:

Атангулов У.Ш.

Мудрость веков и воспитание человека /У.Ш. Атангулов. - Уфа: Ги-лем, 2009. - 200 с.

Монография посвящена народной педагогике, ее роли в «очеловечивании» появившегося на свет ребенка, в сохранении и укреплении человеческого начала в человеке. Автор проводит мысль о необходимости возрождения народнопедагогических традиций в семейном воспитании, чтобы сформировать адекватную личность, способную противостоять падению нравов, экспансии пресловутой свободной западной культуры, о необходимости воспитания подрастающего человека на родной этнической культуре, на традициях национальной народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.