Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ'

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / АУЛ КУБАЧИ / РОДОВАЯ СВЯЗЬ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиханова Бика Абдулманаповна

В статье обосновываются историко-культурные традиции народов Дагестана в патриотическом воспитании. Обращение исследовательского взгляда на особенности использования средств народной педагогики в формировании патриотических основ в сознании молодежи. Раскрывается связь патриотических взглядов жителей одного из народов Дагестана - аула Кубачи с культурными традициями бытовавшие в их обществе. Автор делает вывод о том, что приобщение детей к семейным, родовым традициям, любви к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах, становится основополагающим средством патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL TRADITIONS OF DAGESTAN PEOPLES IN PATRIOTIC EDUCATION

The article substantiates the historical and cultural traditions of the peoples of Dagestan in patriotic education. Turning a research look at the peculiarities of using the means of folk pedagogy in the formation of patriotic foundations in the minds of young people. The article reveals the connection between the patriotic views of the inhabitants of one of the peoples of Dagestan - the aul of Kubachi with the cultural traditions that existed in their society. The author concludes that the introduction of children to family, clan traditions, love for their native land and the original culture that the peoples living within it have created becomes a fundamental means of patriotic education.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ»

5) актуальность информации в докладе, то есть ее соответствие информационным потребностям участников радиообмена в конкретный момент времени без запаздываний или, наоборот, без неоправданных опережений;

6) релевантность информации в докладе по запросу диспетчера, то есть наличие смысловой связи между запросом и сообщением, поступившим в ответ на этот запрос;

7) психологическое состояние курсанта при разрешении особой ситуации в «полете».

Выводы. Наконец, имитационно-моделирующая среда открывает возможность для систематической «работы над ошибками». В завершение «полета» осуществляется детальный анализ коммуникативных действий курсантов, сопровождающийся демонстрацией на мониторах его наиболее важных фрагментов. В ходе такого анализа вскрываются причины нарушений оценок ситуации, коммуникационных сбоев, импульсивных действий и др. Такой «разбор полетов» является важным компонентом технологии обучения радиообмену и формирования у курсантов навыков самоконтроля и психической саморегуляции (см. технологическую схему тренировок курсантов военного авиационного вуза в имитационно-моделирующей среде).

Литература:

1. Бондарева Л.В. Обучение курсантов авиационных вузов пониманию на слух радиотелефонной фразеологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук, 2007

2. Ветров, Ю.П. Подготовка преподавателей вуза к использованию тренинговых методов обучения: монография / Ю.П. Ветров, Л.В. Долгополова. - Армавир: РИО АГПУ, 2020. - 140 с.

3. Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика. - М.: Воентехиниздат, 2007. - 336 с.

4. Гандер Д.В., Ворона А.А., Пономаренко В.А., Алексеенко М.С. Методологические и теоретические предпосылки психологических исследований летного труда на современном этапе развития авиации // Психология и Психотехника. -2016. - № 11. - С. 906-912. URL: https://nbpublishxom/library_read_artide.php?id=22442

5. Гандер Д.В. Психология летного труда [Текст]: [монография] / Д.В. Гандер, М.С. Алексеенко; Современная гуманитарная акад., Междунар. акад. проблем человека в авиации и космонавтике, Науч.-исслед. испытательный центр авиационно-космической медицины и военной эргономики. - Москва: Изд-во Современного гуманитарного ун-та: Современная гуманитарная акад., 2013. - 266 с.

6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.

7. Лактюшин В.П. Правила и фразеология радиообмена диспетчера обслуживания воздушного движения. Учебное пособие для студентов направления подготовки «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Санкт-Петербург «Государственный университет гражданской авиации» кафедра №25 «Управление воздушным движением», 2019. - 40 с.

8. Лобарь С.Г. Совершенствование методов профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна к действиям в особых ситуациях полета: дис. ... канд. тех. наук: 05.22.14. - Санкт-Петербург, 2002. - 215 с.

9. Лысаков Н.Д. Психологические аспекты человеческого фактора в авиации // Вестник университета. 2014. №2. -С. 250-253.

10. Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Роль учебных дисциплин психологического профиля в аэрокосмическом образовании // Перспективы Науки и Образования. Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн) pnojoumal.wordpress.com/archive19/19-02/ Дата публикации: 30.04.2019.

11. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. - М.: ИПАН РАН, 2004. - 162 с.

12. Симантьева К.Л. Специфика обучения языку радиообмена будущих авиадиспетчеров - URL: https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-4-2.47.

13. Степнова А.И., Степанов С.М., Борсоева В.В., Борсоев В.А. Анализ эффективности программы совместной тренажерной подготовки авиадиспетчеров и пилотов // Научный вестник МГТУ ГА, том 22, №05, 2019. - С. 32-41.

14. Шишло М.З. Обучение будущих судоводителей аудированию в профессиональном радиообмене по УКВ на море (английский язык, морская академия): автореф. дис. ... канд. пед. наук., 2002. - 18 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант социального факультета, кафедры общей и социальной педагогики Алиханова Бика Абдулманаповна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Аннотация. В статье обосновываются историко-культурные традиции народов Дагестана в патриотическом воспитании. Обращение исследовательского взгляда на особенности использования средств народной педагогики в формировании патриотических основ в сознании молодежи. Раскрывается связь патриотических взглядов жителей одного из народов Дагестана - аула Кубачи с культурными традициями бытовавшие в их обществе. Автор делает вывод о том, что приобщение детей к семейным, родовым традициям, любви к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах, становится основополагающим средством патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, историко-культурные традиции народов Дагестана, народная педагогика, культурное наследие, аул Кубачи, родовая связь, любовь к Родине.

Annotation. The article substantiates the historical and cultural traditions of the peoples of Dagestan in patriotic education. Turning a research look at the peculiarities of using the means of folk pedagogy in the formation of patriotic foundations in the minds of young people. The article reveals the connection between the patriotic views of the inhabitants of one of the peoples of Dagestan -the aul of Kubachi with the cultural traditions that existed in their society. The author concludes that the introduction of children to family, clan traditions, love for their native land and the original culture that the peoples living within it have created becomes a fundamental means of patriotic education.

Keywords: patriotic education, historical and cultural traditions of the peoples of Dagestan, folk pedagogy, cultural heritage, aul Kubachi, family ties, love for the Motherland.

Введение. По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, и особенно в молодежной среде, отмечается повышенный спрос на патриотическую идею для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного образования, что отмечают Е.В. Белоусова,

Г.Х. Валеева, А.Н. Вырщиков, Т.А. Ильина, Н.В. Ипполитова, Н.А. Левина, Л.М. Мищенко, О.М. Омаров, Н.П. Орлова, И.А. Пашкевич, и др.

Между тем усиливающиеся процессы глобализации и информатизации продуцируют новый вызов национальным устоям общества. При этом происходит частичное размывание существующих границ и этнических барьеров, усиливается гомогенизация народов в единую безликую массу, не помнящих родства индивидов [1- 7 и др.]. Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа, в опыте патриотического воспитания. Вся история Дагестана доказывает единство народов - история написанная кинжалами, серпами, копытами коней и надмогильными памятниками. Война заставляла мелкие народы, говорящие на разных языках, объединяться против иноземных захватчиков, которые помимо завоевавания территорий, могли преследовать цели вытеснения и жестокого уничтожения народов. Захватчики поселяли на равнинах другие народы, вытесняя других. Это разъясняет то, почему дагестанские аулы расположены так высоко, в труднодоступных, скалистых местах.

Изложение основного материала статьи. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы подчеркивали известные отечественные педагоги В.А. Сухомлинский [10], К.Д. Ушинский [12] и многие другие

Огромный жизнеутверждающий потенциал научного и методического обеспечения патриотического воспитания открывается в исследованиях в рамках этнопедагогики. Золотое правило этнопедагогики Г.Н. Волокова гласит, что: без исторической памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности нет народа как исторической личности [5]. Горцы каждый день помнят о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Знакомство с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества становится повседневной деятельностью дагестанских семей и школ, которое способствует духовному, нравственному воспитанию детей и молодежи, и это бесспорно сумеет сохранить культурные ценности и традиции народов. Патриотизм реализуется в исторической памяти, на глубоком понимании прошлого, ибо в прошлом мы черпаем опыт, необходимый для создания будущего.

Нравственно-волевым качествам детей придается огромное значение, и они формируются с ранних лет: смелость, решительность, стойкость, несгибаемость, воля, любовь, преданность своему народу и отчему дому. Примеры старшего поколения в бою и трудностях, их героические и трудовые подвиги - всегда учат школьников и молодежь быть мужественными, не терять силу духа, не ослаблять силу воли и достойно выходить из критического положения в сложной ситуации, возникающей внезапно в жизнедеятельности человека. Именно о таком патриотизме упоминает русский философ второй половины XIX в В.С. Соловьев, акцентировавший внимание на любви к своему народу [11].

Интересен опыт легенд и сказаний горских старейшин, неравнодушных к истории и воспитанию молодежи на почетных примерах. Одна из таких легенд раскрывает свою историю высокогорного расположения аулов, которая гласит, что высокий дух патриотизма горцев заставлял их биться до последнего с противниками, а в случае неминуемого поражения они желали сброситься с горы, чем сдаться. Легенды, народные сказки, поэзия, художественные промыслы - все те духовные ценности, чем богата наша Родина - широко используются для формирования патриотического духа народами Дагестана.

В целом, патриотическое воспитание у народов Дагестана начинается в семье, путем приобщения детей к семейным, родовым традициям, любви к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ю. Троицкий, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов, И.Ф. Харламов и др.).

Любовь к Родине начинается с любви к своим ближним, с любви к месту, где ты родился и хочется всегда туда возвращаться - это называется - любовь к малой Родине. Созрев, перерастает в сознательную и крепкую любовь к своей стране и своему народу [8].

Родина для народов Дагестана это модель матрешки, где самая маленькая - это село (город), вторая - Дагестан, третья - Северный Кавказ, и самая большая, которая связывает и объединяет в себе все - Россия [5].

Аул Кубачи - один из высокогорных аулов Дагестана, удивительное место, где сохранилась богатая история, традиции, самобытность, одно из древнейших поселений Дагестана. Единственное село, которое сохраняет свою целостность, в то время как другие народы глобализируются, Наиболее глубокий анализ культурного наследия провел отечественный кавказовед и этнограф - Е.М. Шиллинг [13]. В своей работе «Кубачинцы и их культура» он описывает племя не смешивающееся браками с другими народами, подчеркивает свойственный Кубачи и его жителям твердый общественный порядок, свободолюбие, стремление избежать войн и столкновений с соседями, но, в то же время готовность к обороне и хорошая защищенность от внешних вторжений. Система воинской повинности, существовавшая со времен средневековья, обязывала молодых людей, достигших 24-х лет, нести службу в сторожевых башнях-крепостях, расположенных на окраинах села. Защита отечества - это священный долг каждого гражданина. Перед школой и семьей каждый день стоит задача воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защите [13].

У народностей Дагестана, сохранились родовые отношения и связанные с ними многовековые обычаи, традиции, отличительные особенности общинного строя, отличающие их от других объединений людей. Тухум у дагестанцев - это значит род, родня. По традиции каждый житель, каждая семья в Дагестане принадлежит к какому-нибудь роду. Если внимательно изучить порядок расположения домов и кварталов в старинных аулах Дагестана, то и сегодня нетрудно заметить, как в одном квартале сконцентрированы семьи одного рода, в другом - второго и т.д. Родовое сплочение обеспечивало прочную опору для семьи и членов рода. Дагестанцы издавна стремились к тому, чтобы создать не только многодетные семьи, но и сохранить многосемейные роды. Где бы не находились дагестанцы, они помнят и заботятся о своем тухуме, родном ауле. Тухум защищает и человека, и его семью от дурных влияний каждый тухум имеет свое наименование, которое пришло от основателей рода. В нем ребенок узнает своих родных и близких: двоюродных, троюродных братьев и сестер, старожилов, и многое другое [9].

Одна из возможных в свободной реализации на сегодня - изучение родословной семьи - сохранение памяти о своих предках, о родоплеменных героях, ученых, почетных уважаемых людях, которые обычно присутствуют в каждой тухуме -первостепенный фактор формирования патриотического сознания, ведь семья - маленькая частица нашей большой Родины. Мало кто помнит свой род до седьмого колена, однако все люди рано или поздно начинают задумываться о своих корнях. Рассказы о старших родственниках и их жизни формируют внутрисемейные связи, создают ощущение единства у детей, учат их понимать и гордиться Родиной и собственной семьей. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует формированию патриотического сознания и

глубокого уважения к предкам, способствует укреплению самосознании нации в целом. Дети и подростки, познавая своих предков, познают себя, как частицу тухума. У них формируется чувство долга и ответственности перед родителями, семьей, старшим поколением, Родиной, Отечеством. Каждый человек должен понять, какая историческая судьба у его рода, какой ценой нам досталось сегодняшнее благополучие, какие усилия приложили для этого наши бабушки и дедушки от уважения и признания заслуг старшего поколения, от их авторитета в семье, от внимания и заботы, оказываемой им, зависит воспитании детей в духе гражданственности, патриотизма, ответственности и долга перед старшим поколением, семьей, Родиной.

На реализацию деятельности по сохранению исторической памяти напраавлены различные программы, в итом числе и проект Этнодом Кубачи», реализованная руководителем проекта «патриотом Кубачи» Мурадом Гаджияхьяевым. В этнодоме «Кубачи» будет воссоздана обстановка классического дома кубачинца с гостевой гомнатой, люди приезжающие в Кубачи, смогут насладиться атмосферой древнего горного аула, узнать много интересного о самобытной культуре города мастеров» говорит М.Гаджияхьяев [14].

За основу этнодома взят дом из старой части села, где никто долгое время не жил, стены которого сегодня всем рассказывают о людях, которые здесь жили: автору удалось расписать родословное древо тухума вдоль трех стен внутри дома, к которому с большим почтением и заинтересованностью отнеслись все жители аула. Проект продолжает свою работу, и в будущем предполагает разработку «Музея под открытым небом», которое отразит уникальную архитектуру села, домашние мастерские и музеи, обычаи, обряды и традиции аула Кубачи.

Знания наших предков имеют богатейший культурно-исторический и жизненный опыт, который передается нам не только в форме обычаев, правил поведения, но и выражают и сохраняют себя в пословицах и поговорках, которые иногда трудно интерпретировать в силу концентрации в ней конкретной ситуации [7].

Выводы. Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями, обойтись нельзя. Как известно, из малого складывается большое, а из большого - великое. Так оно и в патриотическом воспитании человека. Трудно представить патриота, в ком отсутствует любовь к родной матери, родному языку, своей семье, своему селу, городу, родной природе. Патриотическое воспитание невозможно без исторического подхода, без учета местных условий, национальной психологии, культуры, героико-патриотических традиций и обычаев старших поколений. У народов Дагестана такие традиции всегда были и остаются в почете. Они с раннего детства формируют в человеке чувство привязанности к семье, роду, родной местности, родному языку, вырабатывают знания, умения и навыки защищать все сокровенное от внешних посягательств. Народы мира стремятся к общечеловеческим ценностям, таким, как мир, дружба, справедливость, сотрудничество, уважение к человеку, честность, правдивость, гуманность, толерантность, порядочность, доброжелательность и др. Каждый народ идет к этому в процессе формирования молодого поколения с использованием при этом лучших духовно-нравственных ценностей своего народа. Духовно-нравственному воспитанию на народных традициях следует продолжать уделять пристальное внимание.

Литература:

1. Алиева Б.Ш Трудовое воспитание горцев Дагестана // Народное образование. - 2006. - №6.

2. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: Монография. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. - 341 с.

3. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. -Москва, 2021.

4. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

5. Волков Г.Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции (6-7 декабря 2001 г.). - Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 416 с.

6. Исрафилов Р.Ф Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: Автореф. Дис. ... канд. Пед. наук. - Махачкала, 2001. - 21 с.

7. Магомедов Р.М. Обычаи, традиции народов Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. - 144 с.

8. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана: Учебное пособие для 9 класса / Х.Г. Магомедсалихов, Российская Академия наук Дагестанский научный центр, Институт истории, археологии и этнографии. - 2-е изд. Доп. И доработанное. - Махачкала: Эпоха, 2007. - 208 с.

9. Рамазанов М.Б. Социальный паспорт семейно-родового объединения - тухума. - Махачкала, 2013. - С. 3.

10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения В 3-х томах. - Т. 1 - М.: Педагогика, 1979. - 558 с.

11. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соч.: в 2 т. - М.: Правда, 1989. - Т. 1. - 299 с.

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Ред. Кол.: С.Ф. Егоров и др. АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 414 с.

13. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. М. - Л., 1949. - С. 222

14. Гаджияхьяев Мурад: «В перспективе я вижу комплексную программу развития аула Кубачи» [Электронный ресурс]http://riadagestan.ru/mobile/news/interwiew/murad_gadzhiyakhyaev_v_perspektive_ya_vizhu_kompleksnuyu_programmu_r azvitiya_aula_kubachi/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.