Научная статья на тему 'ЭТНОДОМ: НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА В ДАГЕСТАНЕ'

ЭТНОДОМ: НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА В ДАГЕСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
424
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ / ЭТНОДОМ / ТУРИЗМ / Dagestan / material culture / traditional house / ethno-home / tourism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаджалова Фатима Амирбековна

В статье рассматривается, как традиционные жилища народов Дагестана сегодня используются в виде этнодомов. Эти новшества связаны с развитием туризма в Дагестане. Этнодом становится просветительским объектом, где происходит знакомство туристов с народными традициями, культурой, а также местом для их отдыха и т.д. Несмотря на такие проекты, в горных селах остаются неразрешенными проблемы сохранения старинных зданий, построенных в традициях народного зодчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC HOUSE: NEW LIFE OF TRADITIONAL HOUSING IN DAGESTAN

The article considers the way traditional dwellings of Dagestan peoples are uses today as so-called ethnic homes. Such novelty may be links to the development of tourism in Dagestan. The ethnic home carries an educational function, where tourists can learn about local traditions, culture, as well as the place to relax in nature, fun, family recreation etc. Despite such unique projects, the issue of preserving old houses built in the traditional folk design remains unresolved in mountainous villages.

Текст научной работы на тему «ЭТНОДОМ: НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА В ДАГЕСТАНЕ»

ЭТНОДОМ:

НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА В ДАГЕСТАНЕ*

Гаджалова Фатима Амирбековна к.и.н., с.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, РФ. f-gadzhalova@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматривается, как традиционные жилища народов Дагестана сегодня используются в виде этнодомов. Эти новшества связаны с развитием туризма в Дагестане. Этно-дом становится просветительским объектом, где происходит знакомство туристов с народными традициями, культурой, а также местом для их отдыха и т.д. Несмотря на такие проекты, в горных селах остаются неразрешенными проблемы сохранения старинных зданий, построенных в традициях народного зодчества. Ключевые слова:

Дагестан, материальная культура, традиционное жилище, этнодом, туризм

Fatima A. Gadzhalova PhD (History), Senior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Federal Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation f-gadzhalova@mail.ru

Annotation:

The article considers the way traditional dwellings of Dagestan peoples are uses today as so-called ethnic homes. Such novelty may be links to the development of tourism in Dagestan. The ethnic home carries an educational function, where tourists can learn about local traditions, culture, as well as the place to relax in nature, fun, family recreation etc. Despite such unique projects, the issue of preserving old houses built in the traditional folk design remains unresolved in mountainous villages.

Keywords:

Dagestan, material culture, traditional house,

ethnic home, tourism.

Сегодня горные села Дагестана, имеющие древнюю историю, культуру и сохранившие свой традиционный архитектурный облик стали интересными и познавательными местами для современных путешественников и туристов. Это общемировая тенденция туристической индустрии, когда наблюдается повышение интереса к региональному культурному наследию, которое долгое время играло второстепенную роль по отношению к достопримечательностям крупных городов.

Как отмечают дагестанские этнографы «традиционное жилище становится своего рода визитной карточкой любого региона, этнотуризм, так широко сейчас практикуемый во всем мире, позволяет вызывать интерес к познанию истории горного края не только у приезжих туристов, но и у местных жителей» [1, с.188].

Благодаря интернету, социальным сетям, публикациям блогеров, Дагестан за последние десятилетие стало посещать много гостей из разных уголков России, дальнего и ближнего зарубежья. Турфирмы предлагают большое разнообразие маршрутов, организовывают индивидуальные и групповые поездки по всему Дагестану. Сегодня в регионе идет постепенное развитие инфраструктуры туризма, которая предполагает качественное предоставление туристических услуг.

DOI: https://doi.org/10.24411/2658-3836-2020-10013 * © Гаджалова Фатима Амирбековна

© РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

Creative Commons «Attribution» 4.0 International License 18

Одна из веток такой инфраструктуры - это средства размещения, создание мест для отдыха и ночлега туристов в местах туристических маршрутов. Такие задачи решаются жителями горных сел разными способами. На одном из них мы остановимся в данной статье. На примере трех районов Дагестана, а именно Гунибского, Акушин-ского, Дахадаевского, мы хотим показать, как в дагестанских селах традиционное жилище приобрело статус нового современный объекта жизни и деятельности местного населения, а также вошло в круг дополнительных занятий, приносящих доход.

Селение Чох Гунибского района известно своим богатым историческим прошлым, оно и сегодня сохранилось как традиционный тип горного поселения с самобытной архитектурой каменных жилищ. В 70-е годы XIX века здесь были построены дома, в которых наиболее ярко нашли отражение народные традиции жилищного строительства. Как отмечает дагестанский ученый-этнограф А.И. Исламмагомедов, изучавший историю и культуру аварцев «хотя эти дома резко отличаются от основного типа жилища своими размерами, количеством и обстановкой жилых комнат, планировкой, их нельзя выделить из общей массы, так как они являются одним из этапов развития аварского жилища вообще. Однако, эти дома типичными становятся только для более или менее состоятельных аварцев»[2, с. 203-204].

Богатые овцеводы, торговцы и военные чины, служившие на российской службе, возводили для себя настоящие дворцы с необычной для горных районов архитектурой. Со временем хозяева этих домов были раскулачены, имущество конфисковано, дома подверглись разрушению.

Любовь к родному селу, осознание безвозвратной потери красивых, покинутых людьми традиционных жилищ, побудило молодого жителя села Чох - Заура Цохо-лова к активным действиям. В 2015 г. он загорелся идеей создания «Этнодома», которая заключалась в реставрации частично разрушенного старинного жилища, с многочисленными арочными конструкциями галереи, принадлежавшего семьи Чуабова. Проект был поддержан на молодежном форуме «Машук», а затем и грантом с более значительной финансовой поддержкой. Это позволило полностью завершить работы по восстановлению и обустройству старого жилища, и уже с 2018 года открыть его двери любому желающему окунутся в атмосферу позапрошлого столетия1. Сегодня здесь организован дом-музей с несколькими гостевыми комнатами, которые оформлены в традиционном стиле, с использованием всех элементов народного быта, начиная от внутреннего убранства до кухонной утвари. Здесь можно переночевать, поесть, с веранды дома открывается живописная панорама села.

Туристические маршруты сформированы так, что отсюда гости могут продолжить знакомство с достопримечательностями Дагестана: недалеко находятся села Гуниб, Гамсутль, и также природные памятники как Карадахская теснина, Салтин-ский водопад и т.д..

Инициатива молодого дагестанца не осталась незамеченной, и молодежь других населенных пунктов Дагестана подхватила идею этнодома.

В селении Кубачи Дахадаевского района, известном центре мастеров-ювелиров^], аналогично чохскому опыту ведется работа над проектом «Этнодом Кубачи». Сегодня Кубачи состоит из двух поселений: старой исторической части и нового поселка, расположенного в километре от него. Строительство нового поселка было начато в 70-е гг. ХХ в. на соседней горе и получил свое название по названию местности Ихакажила. Построив здесь дома, многие жители старой части села пере-

19

ехали, а пустующие жилища со временем постепенно стали подвергаться разрушению. Современная панорама исторического села производит печальное зрелище: год от года все больше руин.

Мурад Гаджияхьяев этнический кубачинец, живущий в городе, предложил свой проект по реставрации сохранившихся традиционных домов, и использования их в культурно-просветительских целях.

Его заявка была поддержана грантом благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и Фондом Президентских грантов. С 2019 г. Мурад активно ведет работу над проектом. За основу взят дом, расположенный в средней части старого села, построенный в начале XX века. В «Этнодоме Кубачи» будет воссоздана традиционная обстановка кубачинского жилища, здесь будут проходить мастер-классы по разным видам промыслов.

Кроме того, здесь планируют обустроить гостевые номера. Поселившись в этно-доме, туристы смогут насладиться атмосферой старого аутентичного горного поселения, узнать о самобытной культуре и традициях кубачинцев. Проект, по мнению автора, привлечет внимание широкой общественности к ситуации с разрушением заброшенных домов в Кубачи и послужит примером для потенциальных инвесто-ров2.

Еще один пример - гостевой дом в с.Балхар, Акушинского района. Селение Балхар - это известный в прошлом центр гончарного производства[4,с.53], где и сегодня берегут, развивают традиционное ремесло. Инициативный, предприимчивый житель с. Балхар Гасангусейнов Рашид, болеющий душой за родное село, без поддержки каких либо грантов, собственными силами и на личные средства отремонтировал старый родительский дом 60-х годов ХХ века.

Он сохранил всю домашнюю обстановку. «Деревянные резные лари, сундуки, зеркала - это все, чем пользовались в свое время бабушка и родители» - говорит Рашид. Ковры в доме - домотканые традиционные паласы, которые изготавливали до 80-х годов ХХ века в сёлах Акушинского и Левашинского районов. Как говорит Рашид Гасангусейнов: - «Обстановка обдумывалась самим, хотелось создать атмосферу, которая была бы уютной и комфортной для себя и для людей, которым необходим отдых. Считаем, что нам это удалось, потому что те туристы, которые уже побывали у нас, дали очень высокую оценку условиям комфорта, предусмотренным в доме. «Здесь, как у родителей», «здесь как дома». А что может быть лучше этой оценки?»- отмечает хозяин гостевого дома. Здесь же по желанию туристов, мастерицы гончарного ремесла проводят мастер-класс по лепке глиняных кувшиновз.

В планах у владельца балхарского этнодома, сшить по старинным образцам женский традиционный наряд, приобрести бурки с папахами для фотосессий. Также планируется организовать мастер-классы по приготовлению балхарского традиционного мучного блюда -нагьливу чутту. Один из проектов дома - участие туристов в реконструкции старинных обрядов: сватовство, укладывание ребенка в люльку и т.д.

В идее создания этнодома мы можем наблюдать, как со временем традиционное жилище, утрачивая функцию семейного обиталища, перевоплощается в социально-культурный объект. Здесь традиционная форма материального предмета принимает новое содержание, утилитарное назначение его сплетается с культурным, историческим содержанием. Это уже не просто дом, а своего рода гостиница с этни-

20

ческими особенностями интерьера, которая позволяет отдыхающим погрузится в повседневный быт народа.

Потребности времени, а именно развитие туризма и других разнообразных форм досуга, социально-экономические проблемы горных сел, проблемы занятости сельских жителей позволяют по-иному взглянуть на народные традиции, удачно использовать сохранившиеся элементы материальной культуры, с целью создания интересных проектов призванных познакомить желающих с самобытными обычаями и традициями Дагестана.

Несмотря на все это, в горных селах остаются неразрешенными проблемы сохранения старинных зданий. Восстановления требует известный дом Мамалова в селении Чох- уникальный памятник народной архитектуры, построенный в 1875 году. Этот дом долгое время использовался под правление Чохского колхоза им. Сталина, а в советские годы там был размещен интернат. Сейчас усадьба почти полностью разрушена.

Тема покинутых или как еще называют исследователи оставленных сел Дагестана, уже поднимается как проблема в научных кругах [5]. Потеря уникальной архитектуры горных сел все больше волнует активистов и тех, кому не безразлична судьба родного края. К сожалению, наблюдаются и акты вандализма, когда из фасадов старинных построек разворовывают декоративные уникальные детали, представляющие как историческую, так и художественную ценности. В августе 2019 г. в заброшенном с. Гамсутль, которое стало местом туристических маршрутов, была совершена кража трех резных камней, изъятых из стены входа-арки разрушенного дома. На одном камне была дата постройки, на другом — надпись, кому принадлежал дом, третий блок представлял собой резной восьмигранник с именем пророка Мухаммеда. К сожалению, судьба декоративных резных камней сегодня не известна4.

Восстановления требует и уникальный памятник архитектуры XV века Джума-мечеть в с. Кубачи. В кладке разрушающихся стен много декоративных камней - замечательных произведений средневекового камнерезного искусства. Ранее в исторической части села, на общие средства жителей Кубачи и силами активной молодежи, были отреставрированы и полноценно функционируют старинный арочный мост и сторожевая башня ХГГГ-ХГУвека.

Преобразования историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа и культурно-познавательного туризма - это новый этап в развитии горных территорий. Это возможность создания благоприятных условий для приобщения людей к народной культуре, а также проведения мероприятий массового характера, призванных возрождать традиции народных праздников и промыслов.

Приложение:

1. Горец и его мечта [Электронный ресурс] / Это Кавказ / URL: https://etokavkaz.ru/spec/zaur. (дата обращения 10.1.2020).

2. Ниналалов С. Мурад Гаджияхьяев: «В перспективе я вижу комплексную программу развития аула Кубачи»// «РИА Дагестан». URL: https://www.riadagestan.ru/news/interview/ murad_gadzhiyakhyaev_v_perspektive_ya_vizhu_kompleksnuyu_programmu_razvitiya_aula_k ubachi/?fbclid=IwAR2brbcdaNtxl6vEYsCfAxrrHBdlnQNPPFg657pAaxPRQHbll3YdUPgiCJ0 (дата обращения: 7.02.2020).

3. Информацию любезно предоставил Гасангусейнов Рашид Курбанисмаилович (1980 г.р.) владелец гостевого дома в Балхаре.

4. Амирбекова П. Время собирать камни // Молодежь Дагестана. 23 августа 2019.

21

Список литературы:

1. Алимова Б. М., Мусаева М. К., Гимбатова М.Б. Жилище народов Дагестана как объект духовной культуры. // Манускрипт. 2018. № 12(98). Ч. 2. С. 188-192.

2. Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование ХУШ - нач. XX в.: Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2002.

3.Магомедов А.Д. Город мастеров: очерки художественной культуры Кубачи. Махачкала, 2011.

4. Магомедов А.Д., Якубов М.А., Магомедов Д.М., Абдуллаева Э.Б., Султанова Г.А., Умахано-ва А.М., Гейбатова-Шолохова З.А., Шабаева А.К., Гейбатов С.Г. Искусство Дагестана в XX столетии. Махачкала. Изд. Наука-Дагестан, 2012.

5. Магомедов А.Д., Юсупов Х.А. Оставленные села Дагестана: к постановке проблемы. // Четвертые Всероссийские (с международным участием) историко-этнографические чтения, посвященные памяти профессора Магомедова Расула Магомедовича. Сборник статей. 2017. С. 157-160.

Статья поступила: 14.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.