А. Усмонов
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТАДЖИКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМОБЫТНОСТИ
Ключевые слова: культурология, особенности таджикской культуры, мировая цивилизация и национальная культура, ассимиляция и транскультурация Особенности и проблемы современной таджикской национальной культуры. Современное состояние РТ можно охарактеризовать как переходное. На наших глазах формируется гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создаются политическая и правовая системы, отвечающие мировым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способных самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и общественных течениях. А для этого необходимы не только высокий уровень национальной культуры, но и способность граждан широко использовать культурные достижения всего человечества.
Освоение культурного национального наследия имеет свои особенности. Современная тенденция к переосмыслению значения культурного наследия связана со стремлением не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. Иначе говоря, сохранение прошлого и накопление культурных ценностей предполагает открытие нового в старом, так как лучшие произведения национальной культуры не знают старения.
Можно выявить четыре основных особенности современной таджикской национальной культуры:
Первая заключается в том, что таджикское национально-культурное сознание подверглось в XX в. колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменивщей отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали. Под угрозу поставлена сама основа традиционной таджикской культуры -преемственность поколений.
Вторая особенность заключается в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков, начиная с арийской цивилизации, эпохи "Авесты" и государства Саманидов, в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественный вкус, языковые единицы, традиции искусства и вообще культуры прошлого таджиков становятся моделью социальной активности в современном таджикском обществе. Поэтому важно понимать преемственность культурных ценностей не как простое, механическое использование культурного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиться этим, необходимо его изучать творчески развивать и активно включать его в современную социокультурную ситуацию. Известно, что культура есть память. Она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества.
Третья особенность. Все большее значение в общественной жизни начинает занимать религия. И это не только ислам. В современном Таджикистане широкую работу ведут различные конфессии как Запада, так и Востока. По-видимому, пришло время отказаться от односторонней негативной оценки их роли в истории культуры и осуществлять объективный подход при исследовании
этого феномена. Религия является необходимым элементом духовной культуры общества. Ее главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного и неизменного, приобщить человека к трансцендентному. В духовно-нравственной сфере это проявляется в том, что придается особое значение нормам и ценностям абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, от социальных институтов и т.д. Для таджикской национальной культуры ислам является одной из важнейших основ ее традиционалистского типа. На протяжении многих веков он способствовал укреплению государственности и правопорядка, его служители вели работу в области просвещения и образования, он являлся тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы таджикского общества.
Четвертая особенность - идея возрождения и высокая степень творческой активности широких масс людей, что является одним из важнейших компонентов духовности любого общества. Таджикская народная культура - это неотъемлемая часть социокультурного творчества. Современная таджикская культура, олицетворяя дух нации и ее творческий потенциал не может существовать вне национальной формы самовыражения.
В понятие народной культуры входит устное народное творчество (фольклор), декоративно-прикладное искусство, реализуемое в изделиях ремесленников. Имея глубокие исторические корни, многие художественные промыслы и ремесла Таджикистана XX в. утратили былое влияние на бытовую культуру страны. Сегодня положение начинает меняться, наблюдается тенденция возрождения ремесел, активное их включение в современную социально-культурную жизнь страны, и в этом процессе важную роль может сыграть поддержка государственных структур. Ведь в светском государстве народная национальная культура, на наш взгляд, еще сильнее, чем религия, обеспечивает
С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 145 ~
традиционалистский тип таджикской культуры, обеспечивает национальную преемственность поколений.
Современная культурная панорама человечества пестра и фрагментарна, но и первобытной и современной культурами движет один и тот же человеческий фактор, а с течением времени наблюдается тенденция к неуклонному сближению культур и к их постоянному взаимообогащению. Как же совместить при этом "национальное" и "мировое" в культуре?
Международная, национально-безликая цивилизация есть пустая абстракция, подмена конкретного живого человечества отвлеченной схемой. Если сравнить культуру с неким живым существом, как это делал Н. Бердяев, было бы невозможно противопоставлять часть целому или отдельный орган всему организму и при этом видеть совершенство целого организма в исчезновении и преодолении множественности его частей и органов. Национальность есть индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человечества, она заложена в самих глубинах жизни, поэтому установление совершенного братства между людьми не будет исчезновением человеческих индивидуальностей, но буцет их полным утверждением. Установление всечеловеческого братства народов буцет не исчезновением, а утверждением национальных индивидуальностей. Человечество есть некое положительное всеединство, и оно превратилось бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием гасило и упраздняло бытие всех индивидуальностей национальных и индивидуальностей личных. Мировая культура и существует, и буцет развиваться лишь как некое органическое взаимодействие многообразия и единства, в основе которого онтологическая неповторимость каждого индивидуума и каждого народа, а с другой стороны, присущая всем людям независимо от времени и места их проживания солидарность биологического вида, обладающего такой категорией, как "душа", т.е. интеллектом, нравственностью, волей и эстетическим чувством. В этом смысле человеческая культура едина. Если человек - мера всех вещей, то он является и единой мерой созданной им на всей Земле культуры.
Взаимопроникновение и взаимообогащение культур. В
историческом плане развитие культуры обеспечивается
преемственностью, а в географическом - взаимопроникновением и взаимообогащением культур. Как отдельный человек немыслим в отрыве от других людей, так и отдельная национальная культура не способна полноценно существовать в изоляции. Настоящие ценности культуры, по менению большинства её теоретиков и деятелей, развиваются только в соприкосновении с другими культурами.
Сейчас нет изолированных культур, любой народ открыт для восприятия чужого опыта и одновременно готов делиться собственными ценностями с соседями, одна культура как бы проникает в другую и делает ее богаче и универсальнее. Такой процесс обозначают термином "аккультурация".
Аккультурация происходит гораздо медленнее, чем изменения в экономической и политической сферах, но бывают и более радикальные формы изменений, такие как, например, ассимиляция и транскулыурация.
Ассимиляция (от лат. assimilation - уподобление) заключается в полном или частичном поглощении культуры одного, обычно менее цивилизованного и более "слабого" народа другой иноземной культурой, чаще всего в результате завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя. Последним в ассимилированной культуре погибает язык. Так, с приходом арабских завоевателей подверглись почти полной этнокультурной ассимиляции племена и народы Северной Африки и Ближнего Востока.
Транскультурация - добровольная или вынужденная миграция определенной этнокультурной общности в другой, отдаленный район обитания, где инокулыурная среда отсутствует или представлена незначительно. Транскультурацией считают заселение и освоение белыми колонистами Северной Америки или Австралии, где племена аборигенов не смогли оказать влияния на культуру завоевателей. В СССР транскультурация имело место в истории немецких поселений и автономий, позднее ликвидированных Сталиным, так же как и его насильственные переселения целых народов.
Транскультурация для вовлеченных в неё народов происходит часто болезненно. Пересаженная на новую почву та или иная культурная общность подобно растению может погибнуть или заметно измениться, приспосабливаясь к новой среде. По мнению Л.Н. Гумилева, для любого народа крайне важны связи с родным ландшафтом, который определяет систему хозяйства. Этнос приспособлен к своему ландшафту, ему удобно в нем. Если же среда обитания меняется радикально, то радикально меняется и сам этнос. При изменениях, превышающих некий критический порог, на месте старого этноса появляется новый. С другой стороны, как считает, например, Л.Фробениус, благодаря наличию у каждой культуры некоего "кода" или сопротивляющейся чуждым влияниям "души" (рас1еп!а) очень велики ее жизнестойкость, способность к сохранению своей самобытности. По его мнению, стиль культур детерминирован пространством и постоянен, несмотря на различные способы проявления в пределах этого пространства. Будут существовать, считает он, неизменно, во влажных тропиках и субтропиках мистически окрашенная культура, а в такой стране, как США, охотничья культура (безразлично, будут ли охотиться за бизонами или за долларами)».
Какие же факторы могут способствовать или тормозить процессы ассимиляции и транскулыурации?
Географический фактор. Даже соседние народы, например, русский и китайский, но разделенные горами и пустынями, или японцы и американцы, но разделенные океаном, имели меньше возможностей в прошлом для взаимных влияний.
Языково-этнический фактор. Например, венгры (этнические уральцы), оказавшиеся на стыке славянского, романского и германского мира, трудно встраивались в культуру Европы, тогда как англоязычные канадцы, американцы, англичане и население (белое) Австралии, разбросанные по всему миру и разделенные огромными расстояниями, сохраняют тесный духовный взаимообмен.
Ход истории. Например, культурные связи русского народа с болгарским или с польским, на которые оказали влияние такие
события, как, с одной стороны, русско-турецкие войны XIX в., больше ста лет питающие русско-болгарское притяжение, с другой, конфликты с Польшей (от Лжедмитрия до Катыни), отягощающие их связи, несмотря на кровное родство.
Политический фактор. Например, пресловутый "железный занавес" - пример стремления отсечь народы бывшего СССР от мировой цивилизации, когда в результате подавления национальной самобытности в сочетании с имперским изоляционизмом культура понесла большие потери. В связи с этим можно отметить, что духовный суверенитет любого, даже самого небольшого этноса, был вызовом всякой диктаторской и тоталитарной власти и никогда с ними не уживался.
Техногенный фактор. Прогресс СМИ, транспорта, связи, тиражирование информации "размывает" замкнутые культурные общности, их взаимная диффузия становится необратимой и принимает всемирный характер. Чем "технологичнее" страна, тем больше обогащается ее культура. Пример тому США, которые не только впитывають все достижения науки и искусства других народов и культур, но становятся "резервуаром", куда стекаются "мозги" со всего мира, привлеченные высоким уровнем доходов и жизни. Но не все сферы культуры одинаково открыты для заимствований и самоотдачи. Легче всего распространяются достижения науки и техники, на что указывал еще А. Вебер. Свободно усваиваются наиболее яркие новшества искусства и литературы. Восприимчивы и языки, прежде всего в лексике в связи с ростом международной терминологии, понятной человеку любой культуры. Но в области фольклора, национальных и художественных стилей, проявляющихся в изделиях народного творчества и промыслов; в сфере нравов и обычаев, бытовой фразеологии - здесь взаимопроникновение сводится к минимуму или вообще исключаются. Это и есть неприкасаемая сердцевина всякой культуры.
В XX в. стало ясно, что диалог культур предполагает общение и взаимопонимание не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных
регионов, имеющих древние традиции. Например, говоря о союзе средиземноморской культурной группы и индийско-дальневосточной, Г. Померанц не исключает в будущем сочетания европейского плюрализма этнических культур с китайским плюрализмом духовных культур.
Диалог - это вопрос не только о контактах разных культур, но и о способе приобщения отдельной личности к духовному миру этих культур. Диалог как принцип культурного развития позволяет не только заимствовать лучшее из мирового наследия разных культур, но и вынуждает каждую личность осмысливать чужую культуру, и только внутреннее переосмысливание культурных ценностей делает человека действительно культурным. В. Библер сравнивал каждую культуру с двуликим Янусом. Ее лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, вглубь себя в стремлении изменить и дополнить свое бытие.
Развитие принципа диалога культур - это единственная возможность уже в XXI в. попытаться преодолеть кризис культуры, который развивался на протяжении всего XX в. Примером диалога культур может служить союз, сформировавшийся между культурами европейских наций. Возможность аналогичного союза между большими культурными регионами может возникнуть только при условии диалога, который сохранит культурные различия во всем их богатстве и многообразии и приведет к взаимопониманию, культурным контактам и новому подъему мировой культуры. Для этого надо изменить отношение к "Иному", ведь "Иное" - это просто другая сторона единой культуры всего человечества, столь же односторонне ее представляющая как "Свое". Это особенно актуально в свете современных национальных конфликтов: в них ставка на войну - пережиток архаического сознания, основанного на антитезе "Мы - Они". Диалог же культур основан на ином типе сознания, построенном на принципе интереса и уважения, здесь место не названной антитезе, а сочетанию "Мы и Вы".
Реальные проявления диалога культур мы находим в творчестве выдающихся деятелей культуры XX в. Например,
преодоление противостояния модернизма традиционализму у Д. Шостаковича, Б. Брехта, И. Бродского, А. Тарковского, А. Шнитке, синтез реализма, натурализма, романтизма с сюрреализмом, гротеском, символизмом в произведениях М. Булгакова, Г. Гарсиа Маркеса. В области теоретического мышления это выразилось в разработке биологами, математиками, кибернетиками, культурологами, социологами, философами теории информации и методологии системных исследований, призванных преодолеть "мозаичность", разорванность, разобщенность картины мира, создать его адекватное отражение в культуре. Из этой идеи родилась синергетика, развивающая идеи теории систем, был реабилитирован в отдельных науках свойственный философии системно-целостный взгляд на бытие.
Диалог Запада и Востока в последнее время воплощался в работах Ф. Фукуямы и М. Мамардашвили, в романах Г. Гессе и Ч. Айтматова, в фильмах Акиро Куросавы и Тенгиза Абдуладзе. В них мы видим взаимопроникновение двух ментальностей, двух исторических опытов, двух систем идеалов и ценностей.
Республика Таджикистан, ставшая независимым государством на рубеже двух столетий, всей своей историей и культурой созвучна такому диалогу. В таджикском народе, в его культуре диалог культур является одной из бережно хранимых традиций. Еще со времен Ахеменидской империи и державы А. Македонского культура таджикского народа принадлежит и Западу и Востоку. Важно не потерять эту традицию, не замкнуться в рамках только своей национальной культуры. Для успешного развития в XXI в. надо активно продолжать культурный диалог как с Западом, так и с Востоком.
В заключение хотелось бы вспомнить слова истинного патриота своей Родины академика Н. Н. Негматова: «Нет в целом мире лучше земли, чем моя Родина, нет богаче народа, чем мой народ, нет красивее страны, чем моя Республика Таджикистан». Но при этом он считал, что таджики, имея великое цивилизационное прошлое, воспримут лучшее у разных народов и культур и смогут создать идеальное общество и достойно продолжить свою древнюю арийскую цивилизацию.
Для строительства «Джамоаи тоджикон» в XXI в. и в последующем он считан необходимым использовать совоку пность следующих феноменов национальной и мировой материальной и духовной культуры: « богатейшие людские, подземные и наземные богатства, богатейшие исторические традиции, великолепную природно-географичесь^ю среду нашей республики; немецкую педантичность, аккуратность, трудолюбие; американскую и современную японскую технологию; французскую демократическую традицию, парадный и повседневный сервис; русску ю и всеобще славянскую доброту и широту души, индийское миролюбие, терпимость и верность традициям; китайский, гонконгский и южнокорейский опыт общественного и социального обновления; швейцарский нейтралитет и банковский опыт, экологическую и туристическую среду» (1, 374, 375).
Важнейшей задачей таджиковедения является выработка общей концепции феномена таджикской культуры, ибо до сих пор не раскрыта тайна ее расцвета, ее вклада в формирование и развитие культур соседних народов, не определены тенденции и перспективы ее будущего развития.
На наш взгляд, важнейшей чертой таджикской национальной культуры является ее приверженность древнейшей первооснове, культурному ядру, сформировавшемуся в глубокой древности и сохраненному, несмотря на многочисленные внешние влияния, до наших дней. Эту первооснову таджики пронесли через века и пространство, через десятки государств и чуждых идеологий и сохранили чистую душу своей самобытной, неповторимой национальной культуры, несмотря на те вызовы, которые перед ними не раз ставила история. Об этом так говорил Эмомали Рахмон: "Русло развития народа временами было переполненным кровью его сынов, приносивших свои жизни на алтарь культуры и свободы. Но это был народ, который на беспощадные удары, наносимые ему физически, отвечал неотразимым воздействием своей культуры и языка, культура побежденного народа побеждала победителей. У нас тысячи лет не было своей национальной государственности, но на протяжении этого времени многие крупные империи и
государства Центральной Азии избирали своим государственным языком таджикский - фарси, дари.
Культурная и политическая история таджиков оказалась такой, что они не создали себе общенационального врага: древнейшая этика ненасилия стала их национальной чертой. Мы никогда не забудем яростного сопротивления своих великих предков нашествию А.Македонского. Однако прошли века, и имя этого человека вошло золотой легендой в литературную память народа. Значительно позже были арабские завоевания, но так уж повернулась история, что многие таджики с течением времени с гордостью возносили свои родословные к известным арабским святыням. Тюркские войны не превратили тюрков во врагов. У таджиков, особенно с узбеками и киргизами, сложились кровнородственные отношения, а обычаи и традиции максимально сблизились... Здравый смысл, идея ненасилия, взаимная терпимость, взаимопомощь - вот то бесценное богатство, которое не разрушалось с разрушением собственных систем и политических конструкций. Но это не значит, что все привносимое извне благостно усваивалось нами... Народ сохранил себя, свою культуру, свой язык, а сегодня обретает возможность для полнокровного их возрождения» (2, 15-16).
ЛИТЕРАТУРА
1. Негматов Н. Н. Таджикский феномен: Теория и история. — Душанбе: Оли Сомон, 1997
2. Рахмонов Э. Ш. Таджики вчера и сегодня (Размышления накануне Дня независимости). - В кн.: Таджикистан на пороге XXI века. -Душанбе: Шарки озод, 2001
Историко-культурные составляющие таджикской цивилизационной самобытности
А. Усмонов
Ключевые слова: культурология, особенности таджикской культуры, мировая цивилизация и национальная культура, асс им иля ция, тран скул ьтура ц ия
Статья посвящена анализу состояния современной таджикской культуры. Автор выявил её четыре особенности: деформация традиционной культуры вХХв.; вторжение историко-культурных реалий прошлого в современную духовную ситуацию; возрастание роли религии в культуре; возрождение творческой активности широких масс. В статье раскрываются основные факторы взаимообогащения культур: географический, языково-этнический, техногенный и исторический.
Важнейшие выводы автора статьи в том, что важнейшей чертой таджикской национальной культуры являются её приверженность к своим духовным первоосновам, сформировавшимся в глубокой древности, толерантность и открытость к диалогу разных культур.
Historic-Cultural Synthesis of Tajik Civilizational Distinction
A. Usmonov
Key words: culturology, peculiarities of Tajik culture, world civilization and national culture, assimilation and transculturation
The article in question dwells on the analysis of the Tajik modern culture in its present state. The author revealed its four pecidiarities: deformation of the traditional culture in the XX-th century, intrusion of historic-cultured realias of the past into the modern spiritual situation, elevation of the role of religion in culture, revival of creative activity of masses. The article emphasizes that the process of mutual enrichment of cultures is influenced by geographic, linguo-ethnical, technogenic and historic factors.
The author comes to the conclusion that the most important feature of the Tajik national culture is its adherence to spiritual foundations framed in remote antiquity.