Научная статья на тему 'Классификация культурных изменений и факторы развития культуры'

Классификация культурных изменений и факторы развития культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3077
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЭТНОСА / КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ЦИКЛИЧНОЕ И ЛИНЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ / ИНВЕРСИЯ / ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ / ТАДЖИКСКАЯ КУЛЬТУРА / CULTURE OF ETHNOS / CULTURAL CHANGES / CYCLIC AND LINEAR DEVELOPMENT OF CULTURE / INVERSION / FACTORS OF CULTURAL DEVELOPMENT / TAJIK CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Усмонов Даврон Абдусамадович

Автор статьи, опираясь на достижения современной социальной культуры, проводит классификацию культурных изменений. Основанием для приведённой классификации послужило рассмотрение многообразия культур в историческом плане и синхронном разрезе: фазовые изменения; изменения, ведущие к смене духовных стилей или же к обогащению и дифференциации культур и т.п. Подчеркивается, что на всех этапах развития культуры и общества отмечается влияние четырех историко-культурных факторов. Культурные изменения в развитии общества рассмотрены применительно к процессу формирования таджикской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Cultural Changes and Factors of Culture Development

Proceeding from the achievements of modern social culture the author of the article conducts classification of cultural changes. Variety of cultures in historic plane and synchronic aspect served as a basis for the classification in question; such issues being taken into consideration as phase changes and those ones which result in alteration of spiritual styles or in enrichment and differentiation of cultures, etc. Nation is canvassed as an incessantly developing phenomenon and as a result of interaction between a number of processes. The author points that at all stages of development in regard to culture and society the influence of all the four historico-cultural factors is observed. To the author’s mind, these are just the factors that become crucial in the formation of national culture. Cultural changes in the development of society are analyzed in reference to the process of the formation of the Tajik nation.

Текст научной работы на тему «Классификация культурных изменений и факторы развития культуры»

А.И. Усмонов

КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: культура этноса, культурные изменения, цикличное и линейное развитие культуры, инверсия, факторы культурного развития, таджикская культура

На формирование современной таджикской нации всегда оказывали влияние не только географические (природная среда), социальные (подобие социальных структур), социобиологические (антропологический тип) и хозяйственные, но также и историко-культурные факторы. Под влиянием этих факторов складывается некоторая общность языка, нравов, обычаев, быта и психических характеристик. Однако эта общность остается неопределенной и до конца не проявленной, если не вырабатывается этническое самосознание, чувство принадлежности к своему этносу.

Этносу присуща постоянная историко-культурная антитеза «мы — они», «свои — чужие». Поэтому этнос — только та культурная общность людей, которая осознает себя как «мы», как «свои», отличая себя от других аналогичных общностей. При этом самосознание выступает не только как отражение реально существующей общности, но и как знание реально существующих между этносами различий. «Подобно герою античной мифологии Антею, который в минуты ослабевания черпал новые силы, соприкоснувшись со своей матерью-Землей, каждый народ на крутых поворотах своей судьбы обращается к своей исторической памяти. В целевой установке этого духовного общения генераций и эпох отражается не только мера развитости самосознания данной нации, но и уровень зрелости ее культуры в целом. Именно нормы и идеалы национальной культуры предопределяют стратагему контакта нового поколения с родной историей, стратагему.

указывающую, что именно следует взять из наследия предков: огонь, чтобы осветить свой путь в будущее, или пепел, чтобы сидеть и горевать о прошлом, пусть очень славном и дорогом, но, увы, минувшем и уже необратимом» (8,13-14).

Культура этноса обеспечивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», так как выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различия «мы» и «они».

Дифференцирующая функция национальной культуры постоянно проявляется в утверждении устойчивого «мы» в отличие от «они», что приводит к отчуждению и конфликтам между разными народами. Антагонизм по отношению к чужим общностям -основная черта механизма укрепления внутренней сплоченности. В этом можно видеть одну из основных причин разного рода этноцентризма, постоянно проявляющегося в массовом сознании.

В результате самоопределения различных культур больших и малых народов, ограничения монополии теорий линейности всемирно-исторического процесса выявляется многообразие культур в историческом плане и в синхронном разрезе, что послужило основанием классификации культурных изменений (2,316).

1. Критика издержек поступательно-линейных концепций развития культуры не снимает фазового, или этапного, типа культурных изменений, и не ведёт к отказу от исторической периодизации по доминирующим типам социальных отношений. Но при этом важно подчеркнуть недопустимость сведения этих отношений лишь к классовой структуре общества, на чём основано формационное деление истории. Тип социальности определяется преобладанием межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же факторов, формирующих массовое сознание в постиндустриальном обществе.

2. Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, к смене ориентации и моды - это территориальные перемены центров активной культурной деятельности, социальные сдвиги в результате изменения количественных параметров и другие перемены, входящие в сферу истории культуры, а также разных её ответвлений: история искусства, литературы, моды и т.д. Например, отчетливое отражение эта

смена нашла в типологии истории западноевропейской культуры: романский, готический, ренессансный стили, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.), постмодернизм.

3. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами, к формированию новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний, то есть всего того, что вполне корректно определить как развитие культуры. Такие процессы никогда не охватывают всей культуры, а происходят в тех или иных её отдельных сферах или в ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов в стабилизирующих частях общей культуры. Интенсивное развитие культуры в период промышленной или научно-технической революции не привело к устранению таких традиционных верований и институтов, как церковь или семья, не сняло этнического и национального разделения народов.

4. Культурный застой как состояние длительной незыблемости, повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, полная приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение нововведений или даже запрет на них. Однако устойчивость обычаев, норм и стилей, сохраняющая самобытность данного общества, не должна вести к застою. Только полная консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, приводит к застою, к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками, без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни. Конечно, в нем происходят постоянные циклические изменения, повторяющие по кругу много раз пройденные этапы и формы духовной жизни, но эта цикличность не приводит к развитию.

Застой - характерная черта устойчивых малых этнических культур, адаптированных к окружающей среде, но полностью зависящих от этой среды и неспособных выработать механизм изменений. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока, на том этапе, когда обогащение за счёт других культур грозит

нивелированием культур и может подорвать всеобщие принципы регуляции, а также ослабить механизмы консолидации самого общества. Как застойный следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности (Древний Египет, цивилизация доколумбовой Америки или же таджикская цивилизация позднего Средневековья, вступившая в XVII - XIX вв. в полосу «застойного феодализма» и значительно отставшая от европейского Запада) (5,36).

5. Изменения, ведущие к ослаблению самобытности или утрате каких-то элементов культуры, к утрате прежде устойчивых норм и идеалов, к обеднению культурной жизни, что и определяется как упадок или деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших под господство сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера и т.д.). Слабые локальные культуры обнаруживают способность к выживанию, но лишь ценой изоляции и замыкания в себе.

В развитом политическом государстве, которое декларирует себя как демократическое, такие малые культуры нуждаются в государственной защите и всемерной поддержке. Примером того может служить национальная политика в бывшем СССР, если, конечно, дезавуировать «перекосы» идеологического порядка.

Упадок имеет место и в культурах с высоким уровнем развития. Это происходит в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. Такова была, например, судьба художественного творчества в Италии, Франции, Англии, когда после высокого взлета Возрождения ХГУ-ХУ вв. появились упадочные школы «маньеризма», тщетно старавшиеся подражать столь ценившимся образцам.

Примитивизация и архаизация неоднократно имели место в истории целых обществ или каких-то его сегментов как в прошлом, так и в современности. Установление жесткого тоталитарного правления неизменно сопровождалось подавлением развитых форм политической и духовной жизни, стандартизацией различных форм бытия, поведения, менталитета и т.д. Опрощение происходило и в различных частях общества, отключенных от функционирующей цивилизации или сохранивших в ней лишь ограниченные и

специфические контакты.

Тенденция архаизации, элементы родоплеменной структуры или военной демократии с соответствующими представлениями, ритуалами, нормами проявляются в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов в период гражданской войны, в местах заключения, в стихийно складывающихся армейских отношениях («дедовщина», «землячество» и т.д.).

6. Кризис культуры определяется как ситуация или тенденции разрыва между ослабленными и разрушающимися прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими меняющимся требованиям общества. В историческом плане культурный (социальный и духовный) кризис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций. Одним из наиболее известных и ярких памятников, засвидетельствовавших кризис древних обществ Ближнего Востока, является Ветхий Завет. Поиски выхода из этого кризиса шли через формирование новых религиозных принципов, запечатленных в тексте Нового Завета.

В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества, протекающей под влиянием либо внутренних, либо внешних факторов, но без необходимого адекватного вызревания новых духовных факторов, вследствие чего структурные изменения в хозяйственной или политической деятельности общества не получают соответствующего понимания и признания в данном обществе. В зависимости от степени устойчивости духовной структуры общества кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции.

В Таджикистане кризис советской культуры привёл сначала к гражданской войне, а затем к поискам путей возрождения и к утверждению собственной национальной культуры и идентичности.

7. Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторяемы (иногда их определяют как волнообразные). Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Конечно, циклы могут иметь и естественное, природно-биологическое происхождение (смена времен года, смена поколений) и являются необходимыми условиями воспроизводства среды, общества или народонаселения.

Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В короткой памяти племенной мифологии циклы обычно охватывают несколько поколений. В более развитых духовных системах они охватывают огромные, хотя также не бесконечные, периоды. Такой характер имеет, например, индуистская сансара - «колесо» чередования жизни и смерти, безостановочно уносящее отдельную человеческую жизнь, чтобы вновь воспроизвести её в новой инкарнации.

Как известно, представление о циклическом развитии доминирует на ранних этапах духовного развития человечества. Еще в Ветхом Завете мотивы постоянного ухода и возвращения нашли яркое поэтическое выражение в Книге Экклезиаста: «Нет ничего нового под солнцем», - возвещает древний иудейский пророк. Но Новый Завет прерывает эту повторяемость и устанавливает новое измерение времени - от рождения Иисуса Христа, от чего история «выпрямляется» в линию, получающую всемирный размах, и называемую нашей эрой.

В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию, которая может охватывать как духовные, так и политические изменения. В инверсии изменения идут не по кругу, а маятниковым способом - от одного по. носа культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, «золотая середина» или стержневая структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к крайностям - от распущенности нравов до бессловесной покорности по отношению к существующим порядкам и их адептам. Но может сменяться и «бессмысленным и беспощадным бунтом». Разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают их применения в его духовной или политической жизни, тем, как говорится, круче повороты.

Элементы противоречивости имеют место на разных уровнях развития культуры.

Для мифологического сознания эта противоречивость осмысляется как противоборство двух разнонаправленных витальных начал (день - ночь, жизнь - смерть и т.д.), а их

поочередность означает лишь временную смену состояний.

В китайском культурном наследии большое место отводилось соотношению двух противоположных (мужских и женских) жизненных начал—инь и янь. Различные варианты смены этих двух начал определяют, как предполагается, все жизненные ситуации.

На более высоком уровне рефлексии возникают концепции «единства и борьбы противоположностей» и «перехода количественных изменений в качественные», которые совершаются через «скачок», как переход явления (или общества) в новое состояние. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды - от нескольких лет до нескольких веков.

Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. Например, переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов; от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, к огульной критике религии и расправам со священниками; от культурной изоляции к интенсивному подражанию западным образцам; от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму, как к прямо противоположным моделям политической и культурной жизни.

Как инверсионное движение историко-культурной системы зачастую рассматривают революцию, означающую радикальный пересмотр как социальных отношений, так и доминирующего в обществе типа ценностей. Мировоззренческим обоснованием этого процесса стало учение о «социальной и культурной революции», в ходе которой предполагалось создание нового общественного строя и нового типа духовного производства. В этом новом строе «уничтожается духовное господство» и «монополия» свергнутого класса и утверждается ведущая роль нового революционного класса. Такой характер носила социалистическая революция в России, радикально изменившая характер культурной жизни общества. Сходные процессы происходили и во многих других странах, принявших социалистическую ориентацию.

Далеко зашедшая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее народного достояния, что в будущем, рано или поздно, приводит к движению за возрождение прошлого, за восстановление необходимых компонентов духовной структуры, без которых жизнь общества оказывается неполноценной (2,312).

Западноевропейский Ренессанс привел к восстановлению достижений античной языческой культуры, к культивированию тех эстетических ценностей, которые изымались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние. За революцией неизменно следует реставрация, частично восстанавливающая прежние компоненты культурного достояния, ощущаемые как необходимые.

8. Преобразование, или трансформация культуры имеет место в том случае, если новое состояние возникает в результате изменения прежнего достояния под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла традициям, а также через отдельные заимствования извне. Однако заимствованные элементы модифицируются, синтезируясь с прошлым в достаточно целостный органичный социум.

Проявлением трансформации обычно становится реформация религии или формирование национальной культуры.

Роль следующих историко-культурных факторов в развитии общества постоянно ощущается на всех его этапах.

Первым и важнейшим для любых этапов развития этносов, будь то народности или нации, среди всех элементов культуры является язык, особенно формирование литературного языка(1; 12,122).

Вторым по значению культурным элементом, сыгравшим неоценимую роль в формировании нации, является литературно-историческое сознание, формирующееся под влиянием исторических трудов, восхваляющих славную историю своего народа. Это имеет особое значение в тот период, когда народ лишён независимости. Эта историческая художественная литература сложилась из придворной и народной одновременно, объединив в себе произведения как фольклорные, так и записанные, повествующие о давних военных подвигах героев и вождей. Возникнув в среде аристократии, эти сказания в крестьянской среде облекались обычно в более краткую форму (7,523).

Третий фактор культурного развития - это взаимообогащение культур. Так царская Россия, и затем Россия социалистическая, оказали положительное влияние на развитие культуры таджикского

народа, привнося в неё средства коммуникации и рациональные способы обучения, которые позволили затем осуществить первые национальные исследования своего прошлого.

О роли культуры в недавнем прошлом приведём высказывание профессора Г.Х. Хайдарова: «Задачи культурного строительства сводились к следующему: формирование коммунистической сознательности и научного мировоззрения членов общества; всестороннее, гармоничное развитие человеческой личности; преодоление пережитков капитализма в сознании и поведении людей; разоблачение буржуазной идеологии... Культурное строительство становилось все более мощным фактором социально-экономического и духовного прогресса» (9,301).

У нас первыми исследованиями национального прошлого стали книги С. Айни и труд академика Б.Гафурова «Таджики». На современном этапе - исследования академика H.H. Негматова и многих других.

Четвёртый фактор развития национальной культуры заключается в воздействии культурных и политических явлений, происходящих в мире в целом.

Возникая, например, в наиболее развитых странах Европы, они стимулировали повсюду рост самосознания, правда, с известным хронологическим несовпадением.

Кроме того, распространение новых идей среди угнетённых народов, даже когда оно стимулировалось извне, не было простым копированием иноземных достижений: какая-то общая идея всегда претерпевала изменение применительно к местным условиям.

Например, гуманизм, к тому же имевший собственные древние восточные корни, сыграл в таджикской культуре важную роль, хотя его использовали в собственных целях монархи и высшая аристократия, а в начале прошлого века - зарождающаяся местная буржуазия. Возбуждая вкус к древним рукописям, он выявлял интерес к национальной истории: ознакомление с древними авторами вызывало желание найти в прошлом своей страны славу, равную славе греков или римлян, и стимулировало поиски славных истоков своего происхождения (4;5:10:11). Национальная тема стала темой не только научной, но и политической (вспомним репрессии 30-х. гг., затронувшие национальные интеллектуальные элиты, в том числе и в Таджикистане).

Каждое общество проходит через этап формирования нации, сопровождающийся интенсивным утверждением обновленной культуры, сохраняющей преемственность с предшествующим достоянием. Хотя идеологическим содержанием такого рода процессов большей частью является обращение к первоначальным заветам и историческим корням, новое состояние общества сильно отличается от того, которое ему предшествовало: общество, сохраняя свою целостность, приобретает обновленный облик. Общепринят тот тезис, что «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». Совокупность этих четырех признаков образует нацию» (3,63).

Но все эти признаки, важные сами по себе, состоят каждый из многочисленных составляющих их элементов, они появляются поэтапно в разное время и развиваются на протяжении длительного времени. Каждый элемент порознь, либо многие элементы, либо их группы ещё не создают нации, и вообще их развитие на этом не заканчивается. Нация, следовательно, возникает как синтез многих элементов, и существует она только тогда, когда все эти элементы имеются в наличии. Они начинают заявлять о себе задолго до капитализма, укореняются тем раньше, чем глубже древность национального процесса.

Уже сформировавшаяся нация - это универсальная общественная группа, связанная с развитием капиталистического или, как было в СССР, социалистического способа производства, но берущая начало в недрах предшествующего способа производства, а составляющие элементы нации в совокупности приводят затем к борьбе за самостоятельное государство как условие, необходимое для консолидации нации.

Но создание собственного государства не является само по себе достаточным для обеспечения действенности национального чувства. Сначала необходимо исчезнуть местной автаркии, необходимо, чтобы сложилась система товарно-денежных отношений, углубляющих контакты и укрепляющих связи в обществе, ограниченном теперь политическими рубежами. В равной мере необходим сложившийся аппарат культуры, регулярно распространяющий в массах национальную идеологию, чего

невозможно достичь без заботы о развитии печати и образования.

Дореволюционное разделение таджиков по отдельным регионам и городам, отсутствие общенационального самосознания, рабская психология основной массы народа, доставшаяся от прошлого, и многие другие пороки и негативные явления не только не исчезли за годы Советской власти, а, наоборот, усилились. В итоге после распада СССР это привело к вооруженному противостоянию, к тяжелому кризису в экономической, хозяйственной и культурной жизни нашей страны.

До тех пор пока вышеназванные проблемы не будут решены, пока мы не создадим нормальных условий для необходимой общности языка, условий для реальной общности экономической жизни и формирования общей национальной психологии, проявляющейся в национальной культуре, условий для возрождения национального сознания и самопознания, нельзя будет достигнуть желаемой консолидации таджиков.

В одном из заявлений президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона было сказано: «Таджики в настоящее время должны объединиться на основе новой идеологии национального единства, любви к Родине, уважения и преклонения перед великой культурой, которую создал наш народ в прошлом, на основе усиления экономического потенциала, укрепления обороноспособности государства, при твердом, даже жестком отпоре всем внутренним и внешним черным силам, которые хотят помешать стране в ее поступательном развитии. Таджики должны защитить себя от всяких экономических, военных и этнических давлений, как со стороны, так и изнутри самой республики» (3,68).

Чтобы нация успешно существовала и развивалась, нужно постоянно объективно оценивать социальную реальность, незамедлительно разрешая накопившиеся проблемы. Об этом так сказал президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «Древний таджикский народ, на протяжении своего существования не раз подвергавшийся суровым испытаниям, сегодня пристально рассматривает пройденный путь сквозь призму истории. Ибо история даёт нам возможность увидеть, и в отдельности, и в едином историческом ряду, каждый этап развития нации, её взлёты и падения, вклад поколений в материальную и духовную сокровищницу. Только через познание исторического прошлого, через национальное

самосознание можно определить будущее новых поколений» (6,32).

Таким образом, нация предстаёт как феномен, непрерывно развивающийся, как результат синтеза составляющих её элементов, как взаимодействие ряда процессов. Не существует строгой модели нации, поскольку каждый конкретный случай в чём-то уникален. При всей неповторимости формирования наций, каждой в отдельности, в их истории можно разглядеть типологически общие процессы развития и факторы этого развития, хотя и различающиеся в своих деталях. Знание всего этого, смеем надеяться, поможет лучше ориентироваться в сложнейшей современной политической ситуации, поможет адекватнее оценивать факторы дальнейшего развития многовековой культуры таджиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брагинский И.С. Очерки по истории таджикской литературы. -Сталинабад, 1956

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 частях. 4.1. - М„ 1994

3. Масов P.M. Становление и развитие таджикской нации. - Душанбе, 1999

4. Негматов H.H. Еосударство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв.) - Душанбе, 1977

5. Негматов H.H. Таджикский феномен: история и теория. -Душанбе, 1997

6. Рахмонов Э.Ш.Таджики в зеркале истории,- Душанбе, 1996

7. Скворцов J1.B. Культура самосознания и формирование нового гуманизма // Драма обновления. - М„ 1990

8. Турсунзод А. Национальный дух. // Эхёи Ачам,- Хучанд, 2001, № 1(9) 2001

9. Хайдаров Е.Х. История таджикского народа: XX век. - Худжанд: Ношир, 2001

10. Чебоксаров H.H. Проблемы происхождения древних и современных народов//Ш Конгресс антропологических и этнологических наук. -М„ 1984

И. Широкогоров СМ. Этнос. - М„ 1978

12. Шукурй М. Инсонгароии омузиш ва забони миллй. - Душанбе, 2002

Классификация культурных изменений и факторы развития культуры

А.И. Усманов

Ключевые слова: культура этноса, культурные изменения, цикличное и линейное развитие культуры, инверсия, факторы культурного развития

Автор статьи, опираясь на достижения современной социальной культуры, проводит классификацию культурных изменений. Основанием для приведённой классификации послужило рассмотрение многообразия культур в историческом плане и синхронном разрезе: фазовые изменения; изменения, ведущие к смене духовных стилей или же к обогащению и дифференциации культур и т.п.

Подчеркивается, что на всех этапах развития культуры и общества отмечается влияние четырех историко-культурных факторов. Культурные изменения в развитии общества рассмотрены применительно к процессу формирования таджикской нации.

Classification of Cultural Changes and Factors of Culture Development

A.I. Usmanov

Key words: culture of ethnos, cultural changes, cyclic and linear development of culture, inversion, factors of cultural development, Tajik culture

Proceeding from the achievements of modern social culture the author of the article conducts classification of cultural changes. Variety of cultures in historic plane and synchronic aspect served as a basis for the classification in question; such issues being taken into consideration as phase changes and those ones which result in alteration of spiritual styles or in enrichment and differentiation of cultures, etc.

Nation is canvassed as an incessantly developing phenomenon and as a result of interaction between a number ofprocesses. The author points that at all stages of development in regard to culture and society the influence of all the four historico-cultural factors is observed. To the author's mind, these are just the factors that become crucial in the formation of national culture. Cultural changes in the development of society are analyzed in reference to the process of the formation of the Tajik nation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.