Научная статья на тему 'Историко-культурное значение музеев татарских предпринимателей'

Историко-культурное значение музеев татарских предпринимателей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурное значение музеев татарских предпринимателей»

тить растущую потребность в музейных менеджерах, обладающих соответствующими специальными знаниями в сфере управления учреждениями культуры и, в частности, музеями.

Таким образом, все музеи работают в обществе, с обществом и во имя общественных и культурных целей. Поэтому необхо-

Примечания

димо отметить, что социально-культурные коммуникации музея в широком смысле являются синонимом общественного взаимодействия с музеем, стороной их профессиональной деятельности и взаимодействия с обществом, и каждая услуга музея или музейный продукт рассчитанны на некую общественную культурную потребность.

1. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] /А.П. Садохин. - М.: Юнити, 2004. - 192 с.

2. Орлов, А. С. Введение в коммуникационный менеджмент [Текст]: [учебное пособие для студентов вузов] / А.С. Орлов. - М.: Гардарики, 2005. - 250 с.

3. Мещерякова, О. М. Структурная модель. Цели и задачи внешней музейной деятельности [Текст] / О.М. Мещерякова. - М., 2002. - 126 с.

4. Васильев, С. И. Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона [Текст] / С.И. Васильев. - М., 2005. - 150 с.

Н.И. Таиров

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЕВ ТАТАРСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

На рубеже Х1Х-ХХ веков среди татарских предпринимателей России росло самосознание, повышался интерес к истории и культуре своего народа, к своим корням. Многие предприниматели интересовались своей историей и составляли родословные. Они были составлены как самими предпринимателями, так и людьми из их окружения. Краткая родословная купцов Акчуриных была высечена на надмогильном памятнике Т. К. Акчурина в с. Гурьевка Симбирской губернии. Родословная золотопромышленников Раме-евых опубликована ученым Р. Фахретди-ном в начале ХХ века. До нас дошли родословные Дебердиевых, Апанаевых, Юнусовых и других купцов и промышленников. Новой формой изучения предпринимателями своих семейных корней и знакомства с ними более широких кругов читателей стала подготовка и издание специальных книг. Богатая биография и торгово-промышленная жизнь татарских купцов Хусаиновых, Яушевых нашли отражение в книгах, изданных до 1917 года.

Интерес к прошлому проявлялся и в коллекционировании предметов истории, культуры и быта татарского народа. Высшей формой данного увлечения предпринимателей стало создание личных музеев национальной истории и культуры. Среди этих подвижников в первую очередь необходимо назвать купцов и фабрикан-

тов сукна Симбирской и Саратовской губерний Акчуриных и Дебердиевых. Их достижения в области торговли и промышленности были известны не только в Поволжье и Приуралье, но и в других регионах России.

Среди уникальных явлений татарской истории, несомненно, были музей истории и культуры татарского народа и богатейшая библиотека, собранная потомственным почетным гражданином и фабрикантом Симбирской губернии Хасаном Тимербулатовичем Акчуриным. На наш взгляд, самым значительным делом его короткой жизни было создание уникального музея татарского народа и богатейшей библиотеки.

С детских лет он проявлял интерес к прошлому татарского народа и исламу. Выявление и сбор уникальных документов, памятников истории и культуры стали главным увлечением его жизни. Неординарные способности исследователя и первые результаты изысканий Хасана были замечены и положительно оценены «отцом татарской истории» Шигабутди-ном Марджани. Результаты поиска молодого фабриканта подняли его на уровень профессионала. Знакомство с Хасаном и его коллекциями позволили ученому Р. Фахретдину авторитетно утверждать, что по уровню знаний о старинных монетах Хасан Тимербулатович и его дядя Ибра-

гим Курамшевич Акчурины если даже и уступали известным европейским ученым, то совсем не много. По мнению Р. Фах-ретдина, в данной сфере знаний Хасан и Ибрагим Акчурины не имели себе равных среди мусульман России.

Продолжая традиции всемирно известного ученого, «отца татарской истории» Ш. Марджани, а также просветителя К. Насыри, Х. Акчурин создал на рубеже Х1Х-ХХ веков уникальный музей в сельце Гурьевка Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне г. Барыш Ульяновской области). Для него было построено специальное здание из кирпича в форме многогранника (пристройка к жилому дому Акчуриных). Музей включал в себя старинные рукописи и книги, монеты и другие предметы. Кроме перечисленных ценностей, Хасан имел коллекцию оружия: холодного и огнестрельного. В некоторых свидетельствах упоминаются и произведениях живописи (пейзаж). Главной ценностью музея была коллекция старинных монет. К сожалению, у нас нет описи музея. Но кое-что о нем все же известно. Х.Акчурин только в 1914 году приобрел до 6 000 мусульманских монет и довел их количество(численность) до 15 000 единиц. Большую ценность представляла коллекция монет, чеканенных во время халифов Аббасидских и Омейядс-ких. В этот же год нумизмат купил несколько уникальных монет Тамерлана. Крупнейший татарский ученый Риза Фах-ретдин, побывавший у Акчуриных по их приглашению летом 1914 года, писал: «Хасан Акчурин богат книгами, в особенности рукописями и мусульманскими произведениями, изданными в Европе. Его коллекция древних монет так богата, что только для ее поверхностного осмотра потребуются дни. Коллекция Эрмитажа Петербурга не располагает многими монетами, которые есть у Акчурина. В его коллекции имеются почти все монеты арабских, турецких, египетских правителей, татарских ханов» [1, с. 150]. Буквально перед этим он осмотрел аналогичные ценности Эрмитажа и мог сравнивать эти коллекции.

Х. Акчурин был знаком с известными на всю страну нумизматами и консультировался у них. Среди них был крупнейший российский археолог, нумизмат Алексей Константинович Марков, который с конца 80-х годов Х1Х века работал в Отделе нумизматики Эрмитажа, а в 1900

году возглавил этот отдел. Он являлся автором ряда работ по нумизматике: был составителем каталога восточных монет Эрмитажа и автором книг «Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических)» (СПб., 1910) и «Каталог Джалаиридских монет» (СПб., 1897). Скорее всего, А.К. Марков был знаком не только с Х. Акчуриным, но и с его уникальной коллекцией. Известно, что 16 октября 1910 года А.К. Марков подарил Х.Т. Акчурину свою книгу «Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических)» с дарственной надписью «Глубокоуважаемому Хасану Тимурбулатовичу Акчуринуна добрую память от автора 16/Х1910». Получение книги в качестве подарка Хасаном Ак-чуриным в год ее издания и трогательная дарственная надпись именитого нумизмата дают нам основания говорить об их творческих, деловых контактах и духовной близости. Возможно, что эта была многолетняя дружба. В библиотеке Х. Акчурина была и книга П. Савельева «Монеты джу-чидов, джагатаидов, джелаиридов и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтамыша» (СПб., 1858).

Вопрос о содержании и фондах музея и библиотеки интересен нам и потому, что с ними были знакомы классики татарской литературы - Фатих Амирхан и Габдул-ла Тукай. Известный татарский писатель Фатих Амирхан посетил Акчуриных осенью 1913 года. Впоследствии он напишет, что гостил у известного фабриканта Х. Акчурина, у которого имеется богатая библиотека и коллекция монет, чеканенных в старинных мусульманских государствах. Писатель считал, что данная коллекция монет собрана Хасаном со знанием предмета коллекционирования, на профессиональном уровне и поэтому значима для любого музея.

У писателя Фатиха Амирхана мы находим ответ на очень важный и принципиальный вопрос: для кого и во имя чего фабрикант собирал уникальную коллекцию рукописей, редких книг, периодических изданий и экспонаты музея? Хасан не собирал эти шедевры только для себя. В случае создания татарской библиотеки и музея (а передовые люди из татар обсуждали этот вопрос и на страницах периодических изданий) Хасан Тимербулатович был готов поделиться частью своей коллекции. По утверждению писателя, фабрикант обещал это твердо. К большому

сожалению, при жизни мецената создать такой национальный музей не удалось, но это не умаляет человеческого подвига фабриканта Акчурина.

Хасан Акчурин в своих увлечениях не был одинок. Собирательство среди части образованной части татарских предпринимателей на рубеже Х1Х-ХХ веков получило определенное развитие. Владельцем музея и библиотеки являлся и фабрикант сукна в Кузнецком уезде Саратовской губернии (ныне Пензенская область) Мухамед-ЮсуфМухамед-Аминович Дебер-диев. Он был поэтом и публицистом, автором книги «Молитва рабочего», изданной в 1910 году в Казани на татарском языке. Им в деревне Пенделка Саратовской губернии был создан музей, посвященный истории татарского народа. Здесь имелись рукописи, ценные книги, предметы истории, культуры (как материальной, так и духовной) татарского народа. Богатством отличалась и библиотека М.-Ю. Дебердиева.

Известно, что М.-Ю. Дебердиев собирал и экспонаты мусульманской культуры, и предметы исламского богослужения, принадлежавшие известным религиозным деятелям. Среди них, несомненно, были и предметы, вещи, принадлежавшие и паломникам из России. О наличии в его музее экспонатов, имеющих отношение к хаджу, писали и современники. Наличие в музее специфических экспонатов вызвало у некоторых журналистов иронию. Данное направление в коллекционировании вытекало из тесной связи братьев Дебердиевых с арабским Востоком. Они были владельцами гостиниц, домов в Мекке и Медине для размещения паломников из России.

Богатую нумизматическую коллекцию имел и казанский предприниматель Исмагил Абдрашитов, владелец нумизматического магазина. Своими коллекциями, музеями и книгами Х. Акчурин, М.-Ю. Дебердиев хотели сохранить для татарского народа его историю, культуру. Безусловно, прав академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, утверждавший, что «Культура стоит на трёх китах. Это -библиотеки, архивы, музеи». Формированию этих столпов духовности и посвятили немалую часть своей жизни Х. Акчу-рин, М.-Ю. Дебердиев. Все это говорит о том, что они были действительными ценителями культуры своего народа, стремились сохранить и донести до новых поколений культурные ценности. Всем этим

Акчурины, Дебердиевы и другие предприниматели заняли почетное место в истории своего народа и России.

Музеи и библиотеки Акчуриных и Де-бердиевых после 1917 года были национализированы местными властями, что говорит об их значимости. Татарская общественность России тех лет знала об этих музеях и их значении для истории своего народа. Поэтому в конце 1918 года в органы власти Симбирской губернии обратился член коллегии Комиссариата по делам мусульман внутренней России, заведующий издательским отделом Центральной мусульманской военной коллегии Исхак Казаков. Он ходатайствовал о выдаче ему музейных ценностей, оставшихся после Акчуриных, и вывозе их в Казань.

В середине декабря 1918 года коллегия Симбирского губернского отдела народного образования рассмотрела обращение И.Казакова и приняла решение. Оно гласило, что ценности фабрикантов в Гурьевке надо передать в Симбирский Пролетарский музей. Одновременно музейной секции губернского отдела народного образования было поручено заботиться об этих ценностях.

Следует сказать, что о ценности музея и библиотеки Х. Акчурина знали и в Москве. Соответствующие учреждения столицы определяли их как «коллекцию восточных книг, рукописей и музейных предметов, принадлежавших бывшим фабрикантам Акчуриным», и интересовались проблемами их сохранности.

О музеях Акчурина и Дебердиева речь шла и в конце 1920 года(а именно,9 декабря) на заседании музейной комиссии по организации Музея народов Востока в Казани, на которой присутствовали этнограф и археолог Б.Ф. Адлер, историк искусства П. Денике, татарский исследователь Шараф и другие. Б.Ф. Адлер докладывал о результатах своей поездки в Москву. В частности, ему удалось вернуть в Казань известную коллекцию педагога Леона Осиповича Сиклера (кроме ее русской части и археологической). Одновременно Б.Д. Адлер заявил, что «настоял на принципиальном разрешении передать Казани и коллекции (Хасана) Акчурина (Сибирь) (Симбирск. - Н.Т.) и Тюберде-ева (Дебердиева. - Н.Т.)» [2].

Еще раз о коллекции Х. Акчурина упоминается на страницах журнала «Казан-

ский музейный вестник» в 1921 году. Здесь была опубликована статья известного ученого Б. Адлера «Национальный музей», в которой шла речь о проблемах создания Музея народов Востока (как известно, он был создан 1 сентября 1920 года). Автор, говоря о приобретениях нового музея, указывает, что далее должны быть получены коллекции Акчурина из Симбирска [3, с. 5].

К большому сожалению, дальнейшая судьба уникальных экспонатов нам неиз-

Примечания

вестна. На наш запрос дирекция Ульяновского краеведческого музея им. И. А. Гончарова ответила: «...коллекция Х. Акчурина не передавалась в наш музей». Аналогичным был ответ и сотрудников Государственного объединенного музея Республики Татарстан (ныне Национальный музей Республики Татарстан).

На наш взгляд, уникальные экспонаты музея и книги библиотеки Хасана Акчури-на не могли исчезнуть. Скорее всего, они находятся в музеях Москвы или Петербурга.

1. Рэми, И. Литературный словарь [на татарском языке] [Текст] / И. Рэми // Татарстан. -1992. - № 5-6.

2. Национальный архив Республики Татарстан, ф. 2021, оп. 1, д. 10, л. 47; д. 11, л. 48.

3. См.: Казанский музейный вестник. - 1921. - № 1-2.

С.Л. Гертнер

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ ИНТЕРЕСОВ ЭЛИТЫ

Современное значение, смыслы и понятийная конфигурация культурной политики отражают социокультурные изменения, что указывает на потенциал анализируемого предмета с точки зрения его возможностей в определении обозначающихся тенденций в состоянии и развитии сообщества, поддержания позитивных тенденций. В этом смысле рассмотрение содержания культурной политики как важнейшего элемента региональной инфраструктуры в контексте артикуляции интересов региональной элитой представляется особенно продуктивным. Представителей элиты преимущественно связывают мечты о благополучном будущем, успешность, престиж, сверхдоходы, властные ресурсы, собственная безопасность, что свидетельствует пока об отклонении от формулы идеальной культуры элит.

Как известно, проблематика собственно культурной политики оформлялась в связи с ростом масштабов государственного участия в общественных процессах, что способствовало выделению культурной политики из всего комплекса регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего своим влиянием специфическую сферу человеческой жизнедеятельности. Однако для своего полноценного осуществления культурная политика нуждается в социальном развитии, которое может обеспечиваться посредством различ-

ных административных, экономических, идеолого-политических, информационных инструментов, в частности через систему институционализированных культурных механизмов, стимулирующих активизацию деятельности людей, что указывает на общегуманитарные основания политики в целом. Одновременно это позволяет перевести вопрос о решении социокультурных проблем в политическую плоскость и рассматривать его как средство реализации интересов властных структур или политических партий. Ожесточенный конфликт руководства «Единой России» и «Справедливой России» в преддверии региональных выборов 2007 года в условиях слабой социально-экономической динамики свидетельствует о задействовании, с одной стороны, административного ресурса с использованием всей палитры культурных механизмов партией чиновников, с другой -фундаментальных культурных ценностей «нуворишами». На самом деле, функции современной региональной политики порой сводятся не столько к реализации культурных потребностей и интересов населения, сколько к тому, чтобы с опорой, например, на PR-технологии, популизм произвести впечатление в достижении политических целей (читай - административно-властных, а значит, экономических), что ведет в понимании культурной политики к смеще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.