УДК 947 (470.4/5)
Н.И.Таиров
РОЛЬ ТАТАРСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ В СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ (2 ПОЛ. XIX - НАЧ. XX ВВ.)
Статья посвящена участию татарских предпринимателей Поволжья и Приуралья в создании личных национальных музеев.
На основе документов архивов и материалов периодических изданий освещается деятельность Акчуриных, Дебердиевых и других купцов по созданию музеев.
Ключевые слова: татарские предприниматели, купцы, мусульмане, музей, коллекции, монеты, нумизматы.
Tairov N.I. THE ROLE OF TATAR ENTREPRENEURS OF THE VOLGA AND URALS REGIONS IN THE
CREATION OF THE NATIONAL MUSEUMS (THE 2'ND HALF OF XIX - BEGINNING OF XX C.)
The article is devoted to the participation of the Tatar entrepreneurs of Volga and Urals regions in the process of creation of the private national museums.
On the basis of the archive documents and the materials of the printed media the article discloses the activities of Akchurins, Deberdievs and other merchants who have made their contribution in the development of museums.
Key words: tatar entrepreneurs, merchants, Muslims, museum, collections, coins, numismats
В конце XIX- нач. ХХ вв. среди татарских предпринимателей России росло самосознание, повышался интерес к прошлому и культуре своего народа. Многие из них интересовались своими корнями и имели родословные. Они были составлены как самими предпринимателями, так и людьми близкими к ним.
Интерес к истории проявлялся и в коллекционировании предметов истории, культуры и быта татарского народа. Высшей формой подобного увлечения
предпринимателей стало создание личных музеев национальной истории и культуры. Среди этих подвижников необходимо назвать купцов и фабрикантов сукна Симбирской и Саратовской губернии Акчуриных и Дебердиевых. Среди явлений татарской истории, несомненно, были музей истории и культуры татарского народа и богатейшая библиотека, собранная фабрикантом Симбирской губернии Хасаном Акчуриным. Но наш взгляд, са-мым значительным делом его короткой жизни было создание уникального музея татарского народа и богатейшей библиотеки. Поиск и сбор уникальных документов, памятников истории и культуры стали главным увлечением его жизни. Способности исследователя и первые результаты изысканий Хасана были замечены и положительно оценены Шигабутдином Марджани. Исследовательские интересы
молодого фабриканта подняли его на уровень профессионала. Знакомство с Хасаном и его коллекциями позволили ученому Р. Фахретдину авторитетно утверждать, что по уровню знаний о старинных монетах Хасан Тимербулатович и его дядя Ибрагим Курамшевич Акчурины, если даже и уступали известным европейским ученым, то совсем незначительно. По мнению Р. Фахретдина, в данной сфере знаний Хасан и Ибрагим Акчурины не имели себе равных среди мусульман России.
Музейная коллекция была событием в татарской истории. Продолжая традиции ученого, «отца татарской истории» Ш. Мар-джани, просветителя К. Насыри, Хасан собрал на рубеже двух столетий уникальный музей. Музей Х. Акчурина в селе Гурьевка Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне г. Барыш Ульяновской области) создавался на рубеже Х1Х-ХХ вв. В начале ХХ в. для него было построено специальное здание из кирпича в форме многогранника (пристрой к жилому дому Акчуриных). Музей включал в себе старинные рукописи и книги, монеты и другие предметы. Хасан имел и коллекцию оружия: холодного и огнестрельного. Главной ценностью музея была коллекция старинных монет. Х. Акчурин только в 1914 г. приобрел до 6000 мусульманских монет и довел их численность до 15000 единиц. Большую ценность представляла коллекция монет,
чеканенных во время халифов Аббасидских и Омейядских. В этот же год нумизмат купил несколько уникальных монет Тамерлана. Татарский ученый Риза Фахретдин писал: «Хасан Акчурин богат книгами, в особенности рукописями и мусульманскими произведениями, изданными в Европе. Его коллекция древних монет так богата, что только для ее поверхностного осмотра потребуются дни. Коллекция Эрмитажа Петербурга не располагает многими монетами, которые есть у Акчурина. В ее коллекции имеются почти все монеты арабских, турецких, египетских правителей, татарских ханов». Р. Фахретдин побывал у Акчуриных по их приглашению летом 1914 года. Буквально перед этим он осмотрел аналогичные ценности Эрмитажа и мог сравнивать эти коллекции по свежим впечатлениям. Х. Акчурин был знаком с известными на всю страну нумизматами и консультировался у них. Среди них был крупнейший российский археолог, нумизмат Алексей Константинович Марков В библиотеке Х. Акчурина была и книга П. Савельева «Монеты джучидов, джагатаидов, джелаиридов и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтамыша» (СПб, 1858). В июля 1916 г. газета «Каспий» сообщила читателям, что «на днях в Симбирске скончался известный суконный фабрикант и популярный общественно-политический деятель русских мусульман, Гасан эфенди Акчурин». Чуть раньше газета писала о Х. Т. Акчурине как о владельце музейных ценностей и авторе уникальных мусульманских произведений. Весной 1916 г. общество изменения нравов, обычаев и литературы русских мусульман в Москве, принимая во внимание заслуги
пожизненного члена общества Гасана эфенди Акчурина, автора многих произведений, касающихся мусульманской культуры, на последнем своем заседании избрало его почетным членом». К сожалению, на сегодняшний день не обнаружено ни одной работы или иной публикации этого фабриканта и мецената. На наш взгляд, авторы статьи перепутали информацию о нем как о владельце музейными и книжными ценностями и авторе.
С музеем были знакомы представители делового мира, религиозные деятели и интеллигенции России, в первую очередь, писатели Ф. Амирхан, Г. Тукай, религиозные деятели - М. Бигеев и Г. Баруди. У благотворителя и музейного собирателя была и богатейшая библиотека.
Писатель Фатих Амирхан посетил Акчуриных осенью 1913 г. Впоследствии он напишет, что у известного фабриканта Х. Акчурина имеется богатая библиотека и коллекция монет, чеканенных в старинных мусульманских государствах. Писатель считал, что данная коллекция монет собрана Хасаном со знанием дела, на профессиональном уровне и поэтому значима для любого музея.
У Ф.Амирхана мы находим ответ на очень важный и принципиальный вопрос: для кого и во имя чего фабрикант собирал уникальную коллекцию рукописей, редких книг, периодических изданий и экспонаты музея. Хасан не собирал эти многовековые шедевры исламского и татарского мира, цивилизации только для себя. В случае создания татарской библиотеки и музея Х. Т.Акчурин был готов поделиться частью своей коллекции. По утверждению писателя, фабрикант обещал это твердо.
Вопросы о необходимости для татар России создания и открытия национального музея поднимала и пресса. Осенью 1913 г. в газете «Вакыт», была помещена статья «Мусульманский музей» Габдрахмана Фахретдинова сына Р. Фахретдина, в которой он писал о необходимости открытия мусульманского музея и сосредоточения в нем книг, редких материалов, раскрывающих прошлое народа, его богатейшую культуру, литературу и т. д. Об этом писали и другие представители татарской интеллигенции. В частности, можно назвать статью, Ф. Амирхана «Национальная библиотека и музей». Именитый писатель дает высокую оценку личности Х. Т. Акчурина, считая его весьма высокообразованным человеком. Писатель отмечает глубокие знания мецената в области арабского языка и исламской истории. В этом Хасан не уступал уровню образованного татарского муллы. К большому сожалению, при жизни мецената татарам не удалось создать национальный
музей. Но это не умаляет гражданского подвига фабриканта Акчурина. Музей был известен всей образованной части тюрко-татарской и мусульманской общественности России. Музей был предметом гордости как в Акчуриных, так и у фабричных рабочих и служащих, из числа татар, русских и иностранцев. По свидетельству
современников этим можно объяснить, что рабочие и служащие не дали разграбить музей, как произошло во многих аналогичных случаях. Следовательно, они понимали и представляли какую большую ценность имеют коллекции фабриканта для истории и культуры.
Х. Акчурин в своих увлечениях не был одинок. Владельцем музея и библиотеки являлся и фабрикант сукна в Кузнецком уезде Саратовской губернии (ныне Пензенская область) Мухамед-Юсуф Дебердиев. Им в д. Пенделка Саратовской губернии был создан музей, посвященный истории татарского народа. Здесь имелись рукописи, ценные книги, предметы истории, культуры. Он собирал и экспонаты мусульманской культуры и предметы исламского богослужения, принадлежащие ранее известным религиозным деятелям.. О наличии в его музее экспонатов, имеющих отношение к хаджу, писали и современники. Данное направление в коллекционировании вытекало из тесной связи братьев Дебердиевых с арабским Востоком. Они были владельцами гостиниц, домов в Мекке и Медине для размещения паломников из России. Известным богатством отличалась и библиотека М.-Ю. Дебердиева
Сыном предпринимателя Ахмадуллы Абдрашитова был Исмагил - известный коллекционер, нумизмат антиквар, владелец магазина в Казани. В начале ХХ в. в Казани успешно функционировал его магазин древностей и рукописей. Большой интерес к предметам старины, в первую очередь, мусульманской, татарской, проявлял купец Мухаммадзян Галеев, который с сыном Галимджаном (Г. Баруди) участвовали на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г., где демонстрировали старинные книги и рукописи под общим названием «Арабские средневековые рукописи». В
коллекции были представлены:
металлический турецкий вечный календарь Дарэндэви, с объяснительной запиской, издания Азиатского Департамента, 1883 г.; фото с арабской хроники начала XI в. (395 г. хиджры). Одновременно, купец продал организатором выставки 1890 г. через Н. А. Осокина старинные татарские вещи.
Своими коллекциями, музеями и книгами Х. Акчурин, М.-Ю. Дебердиев хотели сохранить для татарского народа его историю, культуру. Безусловно, прав академик Д. С.Лихачёв, утверждавший: «Культура стоит на трёх китах. Это -библиотеки, архивы, музеи». Формированию этих столпов духовности и посвятили немалую часть своей жизни Х. Акчурин, М.-Ю. Дебердиев. Они стремились сохранить для новых поколений культурные ценности своего народа.
Музеи и библиотеки Акчуриных и Дебердиевых после 1917 г. были национализированы местными властями, что говорит об их значимости. К большому сожалению, дальнейшая судьба уникальных экспонатов нам неизвестна.
Коллекции этих музеев представляли большую ценность. Свидетельство тому документы первых лет советской власти, сохранившиеся в архивах. Видимо Т. Акчурина, М.-Ю. Дебердиева, И. Акчурина следует считать первыми создателями татарских музеев, в частности. Они были в числе первых ориенталистов и нумизматов из татар. Об этом, в частности, говорят большое количество рукописей и книг указанного профиля, в собраниях книг и библиотеках Акчуриных. По нашему мнению, уникальные экспонаты музеев и книги библиотек Х. Акчурина и М.-Ю.Дебердиева не могли полностью исчезнуть. Скорее всего, они разрознены и находятся в музеях Москвы, Петербурга, Казани, Пензы Ульяновска, Саратова, возможно, и зарубежных стран.
Литература
1. Вакыт. 1916. 3 и 5 июля; Р. Фахретдин. Хасан эфэнде Акчурин. Публикации Р. Миннуллина. //Эхо веков. 1999. №3/4 .С. 149.
2.Рэми И. Эдэби CYЗлек (Литературный словарь) //Татарстан, 1992, №5-6. 151 б.
3. Более подробно об этом см.: Таиров Н.И.Историко-культурное значение музеев татарских предпринимателей.//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.2008.№2(22).С.51.
4. Каспий.1916.2 июля.
5. Каспий,1916, 3 мая. № 98.
6. Вакыт. 1916. 3 и 5 июля; Р. Фахретдин. Хасан эфэнде Акчурин. Публикация Р. Миннуллина.//Эхо веков. 1999. №3/4 .С.149.
7. Вакыт.1913.19 ноября. № 1347.
8. Михеева К. Антиквар, каков ты был в начале века?//КРИС,1896,20 декабря.; Азат, 1906,
№22
9. Каталог Казанской научно-промышленной выставки 1890 г... Историко-этнографическое отделение (Научного отдела). 2-е издание, значительно дополнение. Казань. Тип-я н. а. Илюшенко.1890, С. 39, 105; приложение № 11 (Арабские средневековые рукописи) к с. 39.
10. Культура. 1993. 27 ноября.
11. Более подробно о судьбах музеев после 1917 г. см.:Таиров Н.И.Историко-культурное значение музеев татарских предпринимателей.//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.2008.№2(22).С.52-53.