Научная статья на тему 'Историко-культурное наследие в концепции устойчивого развития образовательного учреждения'

Историко-культурное наследие в концепции устойчивого развития образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORIC AND CULTURAL HERITAGE / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / MANAGING EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришин Алексей Игоревич

В статье предложена концепция управления историко-культурным наследием образовательного учреждения как составная часть общей концепции устойчивого развития образовательного учреждения. Разумное и грамотное использование историко-культурного наследия рассматривается как путь повышения социальной и экономической устойчивости развития образовательного учреждения. Исследуются основные классификации историко-культурного наследия, указано его место в концепции устойчивого развития, приведены практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article puts forward the concept of managing the historic and cultural heritage of education institution as an integral part of the general concept of sustainable development of education institution. Reasonable and competent use of historic and cultural heritage could promote social and economic sustainability of education institution. The author analyzes basic classifications of historic and cultural heritage, shows its place in the concept of sustainable development and provides practical recommendations.

Текст научной работы на тему «Историко-культурное наследие в концепции устойчивого развития образовательного учреждения»

А. И. Гришин

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ1

В статье предложена концепция управления историко-культурным наследием образовательного учреждения как составная часть общей концепции устойчивого развития образовательного учреждения. Разумное и грамотное использование историко-культурного наследия рассматривается как путь повышения социальной и экономической устойчивости развития образовательного учреждения. Исследуются основные классификации историко-культурного наследия, указано его место в концепции устойчивого развития, приведены практические рекомендации.

Ключевые слова и словосочетания: устойчивое развитие, историко-культурное наследие, управление образовательным учреждением.

Устойчивое развитие образовательного учреждения подразумевает достижение последним ряда целей, которые в рамках классической триединой модели разделяются на социальные, экономические и экологические (одно из определений устойчивого развития описывает его как «социально желательное, экономически жизнеспособное и экологически устойчивое развитие»2). Для достижения этих целей образовательное учреждение располагает рядом «рычагов», активов и механизмов, среди которых, однако, историко-культурное наследие фигурирует крайне редко.

Следует признать, что образовательные учреждения располагают принципиально различным историко-культурным наследием; его богатство и возможности использования соответственно также различны. Тем не менее независимо от этого грамотное использование наследия способно сыграть важную роль в повышении социальной и экономической устойчивости образовательного учреждения. Рассмотрим место историко-культурного наследия в общей концепции устойчивого развития образовательного учреждения, а также пути и методы использования его в целях повышения социальной и экономической устойчивости своего обладателя.

Основные понятия, определения и классификации

Историко-культурное наследие (ИКН) - достаточно сложная категория, и ее определения в большинстве своем достаточно размыты. Действительно,

1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.0023.

2 Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. - М. : ЭКО-Согласие, 2005. - С. 5.

понятие ИКН очень емкое и может охватывать широчайший спектр объектов, как материальных, так и нематериальных. При этом какое-либо одно, устоявшееся определение отсутствует.

В наиболее общем виде историко-культурное наследие определяется как комплекс материальных и нематериальных объектов и атрибутов, образовывавших среду обитания предыдущих поколений и в большей или меньшей степени сохранившихся до наших дней. Оно включает как выдающиеся образцы творчества людей прошлого, так и типичные предметы материальной и нематериальной культур, а также природное окружение.

Историко-культурное наследие в его многообразии является единственным объективным источником информации о жизни предыдущих поколений. Кроме того, демонстрируя важную роль в жизни общества, оно является общественным благом и в интересах общества подлежит сохранению и изучению.

Может существовать великое множество классификаций наследия. В качестве основных и наиболее общих можно выделить две:

1. По виду наследия:

- природное наследие (нерукотворные объекты, ландшафт, природные памятники, а также биоразнообразие);

- историко-культурное наследие (исторические ландшафты и парки, появившиеся при участии человека).

В свою очередь историко-культурное наследие подразделяется на два

типа:

1) материальное историко-культурное наследие.

Данный тип включает в себя материальные, физические объекты историко-культурного наследия, такие, как здания и исторические комплексы, памятники, книги, документы, произведения искусства, техника, одежда и прочие артефакты, которые заслуживают сохранения для будущих поколений;

2) нематериальное историко-культурное наследие.

Это достаточно расплывчатая категория, допускающая широкий спектр толкований и до сравнительно недавних пор вообще упускавшаяся специалистами из внимания. В рамках определения UNESCO данный тип историко-культурного наследия (обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки), а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства признаны сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.

Выделяются следующие типы нематериального культурного наследия:

- устные традиции и формы выражения (включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия);

- исполнительские искусства;

- обычаи, обряды, празднества;

- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

- знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Можно выделить следующие категории нематериального культурного наследия:

а) имеющее физический носитель.

К данной категории относятся объекты нематериального культурного наследия, связанные с тем или иным физическим объектом. Наиболее характерным примером такого типа нематериального наследия являются ассоциативные связи того или иного физического объекта с событиями прошлого или историческими личностями. При этом носитель может и сам быть материальным объектом историко-культурного наследия, но может и не представлять историко-культурной ценности сам по себе. Таким образом, наличие подобной ассоциативной ценности не связано напрямую с физическими характеристиками объекта, а является следствием хода событий прошлого. Важно также иметь в виду, что с уничтожением носителя объект нематериального историко-культурного наследия прекращает свое существование, т. е. физический носитель играет роль своего рода якоря для нематериального ИКН;

б) не имеющее физического носителя.

Таковыми являются устная традиция, фольклор и тому подобные элементы нематериального историко-культурного наследия, существование которых не предполагает наличия материального носителя.

2. По уровню ценности наследия .

- мировое (наследие, ценность которого признается общемировым сообществом). Данная категория во многом стала общепринятой с подачи фонда UNESCO, применившей ее в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972);

- групповое (общинное) (наследие, представляющее ценность для большей или меньшей группы людей (общины); это может быть государство, нация, этническая группа, жители одного города, коллектив одного предприятия и т. п.);

- индивидуальное (наследие, представляющее ценность для конкретного человека, чаще всего связанное с теми или иными событиями его жизни).

В нашем случае мы принимаем во внимание только историко-культурное наследие в материальном и нематериальном проявлениях, поскольку исследование природного наследия требует привлечения естественных дисциплин. Более того, из категории нематериального наследия рассматривается только нематериальное наследие, имеющее физический носитель, так как именно оно может быть объектом экономического управления. Индивидуальное историко-культурное наследие не изучается, поскольку не может быть объектом организованного управления.

Взаимодействие общества и его членов с историко-культурным наследием

Цикл взаимоотношений человека с историко-культурным наследием можно представить в виде спирали (рис. 1). Понимание человеком историко-культурного наследия, его уникальности и роли в его жизни ведет к осознанию ценности этого наследия. Из осознания ценности вытекает стремление к сохранению историко-культурного наследия и уходу за ним. Сохраненное ис-

торико-культурное наследие, являясь общественным благом, потребляется человеком. Потребление приводит к удовлетворению потребностей, получению эстетического и духовного удовольствия, что в свою очередь способствует расширению понимания, увеличению круга объектов интереса.

Рис. 1. Цикл взаимоотношений человека с историко-культурным наследием

Таким образом, осуществляется переход на другой уровень понимания человеком наследия, после чего начинается новый виток спирали.

Место историко-культурного наследия в концепции устойчивого развития

В рамках триединой модели устойчивого развития (УР) как взаимодействия экономического, экологического и социального направлений сохранение и использование историко-культурного наследия приходятся на стык экономической и социальной сфер, а также частично затрагивают экологическую сферу (рис. 2). Отнесение историко-культурного наследия к данным сферам продиктовано рядом причин. Во-первых, ИКН, в полной мере отражающее культурную индивидуальность того или иного социума, способно создать у человека физическое ощущение чувства принадлежности к той или иной культуре или социальной группе. Таким образом, оно играет важную роль в сохранении индивидуальности различных культур. Важным моментом является тот факт, что историко-культурное наследие выступает неисключаемым общественным благом и потенциально доступно для пользования каждому члену общества, а не только своему обладателю. Следовательно, оно способствует повышению качества жизни общества и позволяет в большой мере нивелировать негативные эффекты культурной глобализации.

Другой важной особенностью объектов ИКН в концепции устойчивого развития является их связь с рациональным использованием ресурсов и экономическим развитием. Сохранение историко-культурного наследия часто понимается как деятельность, не способствующая или даже препятствующая экономическому развитию. Отчасти такое понимание обусловлено тем, что

управление объектами ИКН направлено прежде всего на сохранение и возможное увеличение историко-культурной ценности, хотя многие исследования показывают и вполне очевидные положительные экономические эффекты.

Рис. 2. Модель устойчивого развития в разрезе историко-культурного наследия

Более эффективное использование существующих объектов историко-культурного наследия, в частности недвижимости, в особенности пустующей, является важным элементом стратегии устойчивого развития районов и в конечном итоге повышения качества жизни населения.

Цели устойчивого развития в контексте историко-культурного наследия

1. Сохранение историко-культурного наследия.

Поскольку историко-культурное наследие является единственным объективным источником информации о жизни предыдущих поколений, представляет собой общественное благо и по своей природе невосполнимо, его сохранение является приоритетной задачей в ходе процесса хозяйственного управления.

2. Интерпретация и популяризация историко-культурного наследия.

Историко-культурное наследие представляет собой комплекс элементов

среды обитания предыдущих поколений и в связи с этим выступает носителем объективной информации о жизни прошлых поколений. Но поскольку сохранность историко-культурного наследия всегда ниже 100%, носимая им информация никогда не является полной, что порождает необходимость объяснения и толкования значения ИКН для членов общества.

3. Использование историко-культурного наследия в интересах социального и экономического развития общества.

Историко-культурное наследие является реальным или потенциальным носителем экономической ценности, поэтому следует признать необходимым:

- управление историко-культурным наследием и его использование, с тем чтобы его социальный эффект (образовательный, эстетический и т. п.) максимизировался;

- управление историко-культурным наследием и его использование, с тем чтобы его экономический эффект (ценовая прибыль, имиджевые эффекты, маркетинговые эффекты и т. п.) максимизировался.

При этом следует четко понимать, что использование ИКН не может противоречить задаче его сохранения и изучения.

Общие методические рекомендации по управлению историко-культурным наследием образовательного учреждения в интересах устойчивого развития

В общем виде последовательность управленческих действий, направленных на достижение вышеуказанных целей, может быть представлена в виде четырех основных шагов1.

Шаг 1. Выявление, изучение и учет историко-культурного наследия, имеющегося в распоряжении образовательного учреждения. Данный шаг является обязательным условием выработки эффективной стратегии управления ИКН. Имеющееся в распоряжении образовательного учреждения историко-культурное наследие, как правило, многогранно и чаще всего представлено следующими элементами:

- материальные атрибуты и артефакты (исторические здания, предметы мебели и оборудования, фонды библиотек, архивы и т. п.);

- нематериальные атрибуты (исторические личности и события, традиции, изустный фольклор и т. п.).

Задачи данного шага могут быть решены главным образом путем накопления и систематизации информационной базы о разнообразном ИКН образовательного учреждения. Достичь этого можно за счет выделения специальной исследовательской группы сотрудников для поиска информации о прошлом образовательного учреждения в архивных источниках, изыскания историко-культурных артефактов среди материальной базы вуза. Имеет смысл финансирование данной деятельности образовательным учреждением. Результатом данных мероприятий должна стать выработка единой концепции управления ИКН вуза, что является отправной точкой шага 2.

Шаг 2. Сохранение, использование и популяризация ИКН образовательного учреждения. С точки зрения максимизации социального эффекта историко-культурного наследия необходимы его сохранение и популяризация. Надо отметить, что сохранение без популяризации приносит весьма малый практический эффект, так как историко-культурное наследие, будучи общественным благом, наиболее эффективно, когда члены общества имеют к нему доступ. Следовательно, необходимы меры, направленные на повышение ин-

1 Нужно отметить, что в рамках данных рекомендаций не рассматривается осуществление таких важных управленческих действий, как контроль и оценка эффективности управления, однако они также должны проводиться. Их исключение обусловлено сложностью выработки конкретных методов осуществления данных процессов и ограниченностью объема статьи.

формированности сообщества об историко-культурном наследии, имеющемся в распоряжении образовательного учреждения.

Конкретные мероприятия, относящиеся к данному шагу, весьма различны и многоплановы; их спектр находится в прямой зависимости от «ассортимента» историко-культурного наследия, которым располагает вуз. К примеру, могут быть полезными организация и развитие музея образовательного учреждения, сбор и формирование экспозиции, как непосредственно связанной с историей вуза, так и косвенной, создающей картину его существования в определенный период жизни. Полезна реставрация имеющихся в распоряжении вуза историко-культурных артефактов (если их состояние не идеально). При наличии недвижимых объектов ИКН необходима их научная реставрация с сохранением и активной музеефикацией сохраняемых оригинальных элементов.

В плане активной популяризации ИКН возможно проведение для сотрудников, студентов и гостей вуза различных мероприятий, нацеленных на популяризацию и интерпретацию историко-культурного наследия: экскурсий, лекций, разного рода тематических мероприятий (историческая реконструкция, вечера памяти и т. п.). Имеют смысл создание интернет-ресурса, посвященного истории образовательного учреждения; установка на территории и в помещениях образовательного учреждения информационных и памятных досок, памятников; полезен выпуск печатной продукции, видеофильмов, сувенирной продукции исторической тематики. Весьма положительный эффект могут принести проведение вводных лекций по истории образовательного учреждения для поступивших абитуриентов и введение исторического прошлого в систему формирования корпоративной культуры вуза.

Шаг 3. Интеграция историко-культурного наследия в повседневную жизнь образовательного учреждения. Значение историко-культурного наследия как источника познания во многом зависит от наличия у взаимодействующего с наследием человека интереса к активной познавательной деятельности. Побуждению интереса в данном направлении может служить внедрение ИКН в повседневную жизнь образовательного учреждения с конечной целью показать глубинную связь наследия с современной жизнью. Таким образом, необходимо создание у сотрудников, студентов и ассоциированных субъектов образовательного учреждения ощущения собственной причастности к прошлому вуза, осознание ими роли прошлого в их настоящем.

В числе конкретных рекомендаций в рамках данного шага может быть приведено активное создание в различных помещениях образовательного учреждения «точек связи с прошлым», основная задача которых - создание исторической среды вуза. К таким точкам можно отнести малые музейные экспозиции, частичную реконструкцию исторического внешнего вида помещений, информационные стенды, памятные доски и т. п. Можно предложить также именование аудиторий, помещений, грантов, стипендий и т. п. в честь связанных с вузом исторических личностей. Рекомендуется включение исторической тематики в перечень проводимых образовательным учреждением культурно-массовых мероприятий (экскурсии, литературные вечера, публичные чтения, памятные мероприятия, балы и танцевальные вечера, концерты, мероприятия исторической реконструкции и т. п.).

Шаг 4. Достижение внешнего эффекта. Помимо достижения социальных целей, сохранение и использование историко-культурного наследия может принести образовательному учреждению очевидные экономические выгоды, так как выступает частью системы построения имиджа вуза и играет роль в привлечении абитуриентов и сотрудников, а следовательно, дополнительного финансирования. Необходимо привлечение внимания широкой общественности к наличию у образовательного учреждения историко-культурного наследия и введение ИКН в систему формирования внешнего имиджа вуза.

Практически это может быть достигнуто посредством введения отсылки к историко-культурному наследию (обычно в форме года основания образовательного учреждения) в официальную символику, шаблоны документов и т. п. На достижение внешнего эффекта «работают» и некоторые действия из шага 2, такие, как выпуск печатной продукции, видеофильмов, сувенирной продукции исторической тематики и выведение их, по возможности, во внешнее информационное пространство (центральное и интернет-телевидение, радиовещание, торговые сети и т. п.). Также, например, имеет смысл при проведении Дней открытых дверей акцентировать внимание гостей на ИКН вуза.

Таким образом, основными целями концепции являются сохранение и популяризация историко-культурного наследия, а также его интеграция в сегодняшнюю жизнь образовательного учреждения. Достижение этих целей требует принятия специфических мер, зачастую наукоемких, затратных и длительных по времени, при этом спектр необходимых мер варьируется в зависимости от природы ИКН, которым располагает образовательное учреждение. При этом в каждом отдельном случае должна вырабатываться индивидуальная концепция управления историко-культурным наследием конкретного вуза.

Список литературы

1. Гришин А. И., Гришина О. А. Историко-культурное наследие в контексте устойчивого развития // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 5 (47).

2. Гришина О. А., Сагинова О. В., Завьялова Н. Б., Сагинов Ю. Л. Концепция устойчивого развития образовательного учреждения // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. -№ 3 (57).

3. Grazuleviciuté I. Cultural Heritage in the Context of Sustainable Development // Environmental Research, Engineering and Management. - 2006. -N 3 (37).

4. Howard P. Heritage : Management, Interpretation, Identity. - London : Continuum, 2003.

5. Rodwell D. Conservation and Sustainability in Historic Cities. - Oxford : Blackwell, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.