ЭКОНОМИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Д-р экон. наук О. А. Гришина д-р экон. наук О. В. Сагинова канд. техн. наук Н. Б. Завьялова канд. экон. наук Ю. Л. Сагинов
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ1
В статье формулируются принципы устойчивого развития, демонстрируются возможности описания основных процессов образовательного учреждения и их показателей на основе концепции устойчивого развития.
Ключевые слова и словосочетания: устойчивое развитие, образовательное учреждение, образование для устойчивого развития, эффективное использование ресурсов, показатели устойчивого развития.
Понятие устойчивого развития
Социальные, экономические и природные катастрофы, разворачивающиеся в последние годы, наглядно демонстрируют хрупкость среды обитания человека и ответственность компаний, организаций, правительств за ее состояние. Эта ответственность описывается такими понятиями, как социальная ответственность, устойчивое развитие, корпоративная ответственность, триединый итог и т. д. Сегодня уже нет сомнений по поводу того, что бизнес-организации должны вести себя как ответственные граждане своей страны, региона и мира в целом. Однако практически нет формализованных свидетельств соответствующих требований к образовательным учреждениям, а ведь именно из их стен выходят будущие специалисты и граждане, призванные проявлять общественно-ответственное отношение к глобальным проблемам.
Определение устойчивого развития, сформулированное в докладе Г. Брундтланд, признано наиболее точным, поскольку оно коротко и просто передает его основные цели - удовлетворять потребности нынешних поколений, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить свои потребности2. Устойчивость развития достигается в результате развития трех взаимосвязанных направлений, описываемых моделью «трех корзин» или триединого итога (triple или моделью трех «пи» - люди, планета, прибыль -People, Planet, Profit) - экономического, социального и экологического. Экономическое направление связано с созданием организацией потребительской ценности и укреплением финансовых показателей своей деятельности. Социальное направление включает эффективное управление социальным и нацио-
1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.0023.
2 См.: Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) : пер. с англ. / под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. - М. : Прогресс, 1989.
нальным разнообразием, равные права тендерных, социальных и национальных групп и социальную справедливость, а экологическое направление традиционно связывается с вопросами утилизации отходов и сохранения так называемого природного капитала.
Концепция устойчивого развития образовательного учреждения (ОУ) как система взглядов, понятий, представлений, руководящая идея его развития должна учитывать взаимосвязь экономического, экологического, социального, культурного и образовательного аспектов в деятельности вуза. Концепцию устойчивого развития образовательного учреждения можно представить как взаимозависимую совокупность пяти основных принципов (рис. 1):
1. Включение вопросов устойчивого развития в учебные программы образовательного учреждения. Должны преподаваться курсы дисциплин и предлагаться целые программы обучения, посвященные вопросам устойчивого развития предприятия, отрасли, региона, страны. Чем глубже образовательное учреждение развивает концепцию устойчивого развития, тем более специальными становятся учебные курсы, посвященные данной проблеме.
2. Включение вопросов устойчивого развития в тематику научных исследований преподавателей. Исследования в области устойчивого развития необходимы не только для поддержки преподаваемых дисциплин, но и для создания новых знаний, которые затем преобразуются в конкретные акции, программы и виды деятельности. Образовательное учреждение развивает то направление исследований в области устойчивого развития, которое соответствует его профилю и по которому в нем накоплено больше всего экспертных знаний.
3. Построение текущей деятельности образовательного учреждения на принципах устойчивого развития. Концепция устойчивого развития предполагает использование принципов устойчивого развития в текущей деятельности организации, включая использование энергосберегающего оборудования и технологий, альтернативных источников и видов энергии, закупку местных продовольственных продуктов для столовой и кафетерия, использование
*
*
Рис. 1. Основные принципы концепции устойчивого развития образовательного учреждения
экологически безопасных средств для уборки помещений, сортировку и утилизацию отходов, использование вторичных (переработанных) материалов (например, бумаги, упаковки и т. п.), экономное использование воды, развитие электронных средств коммуникации и переход на безбумажное делопроизводство, использование электронных ресурсов в библиотеке для минимизации ксерокопирования и т. д. Причем это относится не только к административно -хозяйственной деятельности, строительству и оборудованию помещений. Принципы устойчивого развития должны лежать в основе всех функций организации, включая отбор персонала, финансирование, набор обучаемых и др.
4. Создание возможностей для обучаемых и сотрудников образовательного учреждения приобрести навыки поведения, нацеленного на устойчивое развитие. Организация, нацеленная на устойчивое развитие, предлагает своим учащимся и сотрудникам возможность приобрести навыки «зеленого» поведения, организуя, например, велосипедные стоянки у своего здания, установив специализированные урны для сортировки мусора и отходов, организуя мероприятия по озеленению территории, предоставляя места практики в организациях, руководствующихся принципами устойчивого развития. Учащиеся и сотрудники получают опыт работы в условиях национального и культурного разнообразия, навыки социально ответственного поведения, принимая участие в благотворительных мероприятиях и социальных программах.
5. Развитие программ сотрудничества и партнерства с другими организациями для целей устойчивого развития. Образовательной организации в одиночку трудно реализовать перечисленные выше мероприятия и программы, поэтому концепция устойчивого развития предусматривает партнерские программы и сотрудничество образовательного учреждения с коммерческими и общественными организациями. Организация должна участвовать в существующих национальных и международных ассоциациях, пропагандирующих и развивающих принципы устойчивого развития, развивать партнерские отношения с предприятиями разной формы собственности, занимающимися программами устойчивого развития.
Эффективное использование ресурсов образовательным учреждением
Соответствие образовательных учреждений концепции устойчивого развития не может автоматически обеспечиваться на современном уровне развития человечества. Достижение гармонии требует специальных управленческих усилий, достаточно жесткого управленческого подхода, что тесно взаимосвязано с автоматизацией образовательного процесса и процесса управления. При широком спектре применяемых архетипов управления, начиная от модели жесткого и до рефлексивного управления, перспективным для решения задач устойчивого развития является применение адаптивного или оптимального алгоритмов управления, что переводит деятельность образовательных учреждений на иной качественный уровень (рис. 2).
Адаптивное управление предполагает выбор способа управления из множества допустимых вариантов, а оптимальное реализуется на основе системы знаний, в том числе модельного и алгоритмического представления об объекте. Обратная связь в системе управления образовательным учреждением
представляет собой множество измеряемых параметров, характеризующих состояние системы в определенный период времени. Наличие нескольких выходов объекта управления и взаимовлияющего воздействия выходов системы управления (СУ) позволяет отнести образовательные учреждения к классу динамических многомерных систем связанного управления, что определяет архитектуру корпоративной информационной системы (ИС).
Рис. 2. Архетип управления с обратной связью
Для образовательных учреждений приверженность принципам устойчивого развития по всем выявленным аспектам является необходимым, но недостаточным условием. На образовательные учреждения возлагается миссия по распространению принципов устойчивого развития через образовательные программы и системы мероприятий, направленные на социокультурную трансформацию общества. Учитывая это, внедрение и реализация принципов устойчивого развития образовательных учреждений требуют решения следующих задач:
1. Системного анализа с целью выявления условий достижения устойчивого развития.
2. Формализации условий достижения устойчивого развития.
3. Функционального моделирования с целью выявления информационных потоков в управлении образовательным учреждением.
4. Разработки архитектуры ИС образовательного учреждения.
Решение данных задач позволит обеспечить эффективное управление всеми ресурсами образовательного учреждения (финансовыми, материальными, человеческими, информационными), направленными на внедрение и реализацию принципов устойчивого развития.
Системный анализ принципов реализации системы устойчивого развития применительно к образовательным учреждениям
Поскольку именно образовательные структуры являются интеграторами потребностей общества и науки, формируют знания, навыки, умения, мировоззрения человека, обеспечивающие впоследствии возможность устойчивого развития предприятий, регионов, стран, то реализация принципов устойчивого развития для образовательных учреждений является актуальной задачей. Согласование стратегических целей общества, сбалансированности его развития с учетом всех аспектов устойчивого развития доступно именно образовательным учреждениям. В основе устойчивого развития1 лежит выполнение следующих условий (табл. 1):
- гомеостаза2 - набора базовых требований ко всем аспектам функционирования системы;
- компромисса - обеспечения адекватности воздействий всех ассоциированных субъектов (стейкхолдеров) с учетом их интересов;
- динамической согласованности - обеспечения совместимости краткосрочных и долгосрочных критериев оптимальности деятельности ассоциированных субъектов, при которой оказывается невыгодным отклоняться от согласованного компромиссного решения с течением времени.
Т а б л и ц а 1
Условия устойчивого развития
Условия устойчивого развития Образовательные учреждения
Гомеостаз Все существенные показатели функционирования системы принимают значения из заданных диапазонов: V/ е [0,Т], х({) е Г * , где- вектор состояния системы; Т - период функционирования; Р* - область гомеостаза
Компромисс Учет и согласование интересов всех ассоциированных с системой субъектов (ППР, сотрудников, студентов, выпускников, стратегических партнеров, поставщиков)
Динамическая согласованность Согласование краткосрочных и долгосрочных критериев оптимальности, делающих для любого субъекта невыгодным отклонение от согласованного компромисса в течение всего периода функционирования
1 См.: Угольницкий Г. А. Устойчивое развитие организаций. Системный анализ, математические модели и информационные технологии управления. - М. : Изд-во физ.-мат. лит., 2011.
2 Гомеостаз - постоянство характеристик, существенных для жизнедеятельности системы, при наличии возмущений во внешней среде; состояние относительного постоянства; относительная независимость внутренней среды от внешних условий.
Реализация принципов устойчивого развития предполагает формирование стратегических целей, мониторинг их достижения. Вместе с тем эти цели должны быть согласованы со всеми ассоциированными с образовательными структурами субъектами (табл. 2). Для определения компромисса между ассоциированными субъектами необходимо учесть наличие в ряде случаев между ними иерархической зависимости (государство - регион - образовательное учреждение). Стремление выжить, личный интерес отдельных руководителей образовательных структур, рыночная стратегия, ориентированная на получение краткосрочных выгод, не способствуют внедрению системы устойчивого развития, тогда как декомпозиция целей в иерархических структурах является реальным инструментом достижения компромиссов.
Потребители образовательных услуг являются наиболее заинтересованной в устойчивом развитии частью ассоциированных субъектов. Именно для них важно количество и качество предоставляемых услуг (экономический аспект устойчивого развития) и равноправные условия доступа к образовательным ресурсам (социальный аспект устойчивого развития). Значительная часть представителей молодого поколения с пониманием относится к реализации программ «Зеленый дом», «Зеленый офис», «Здоровое питание» (экологический аспект) и в этом смысле является поддержкой образовательных учреждений, вставших на путь устойчивого развития.
Достаточно активную позицию занимает персонал образовательных учреждений, поскольку именно он, как никто другой, заинтересован в реализации долгосрочных целей, справедливого соотношения «результат - вознаграждение», во внедрении сбалансированности между экономическими результатами, социальным обеспечением и экологией.
Для государства, которое также является ассоциированным объектом образовательного учреждения, интересы проявляются через соотношение «общественная выгода - затраты». Очевидно, что финансирование государством максимально полезных с точки зрения устойчивого развития программ не всегда возможно в силу субъективных и объективных причин, приоритетных стратегических целей и рыночных условий. В интересы представителей бизнеса входит высокий уровень подготовки специалистов, однако степень их приверженности устойчивому развитию зависит от стратегических целей бизнеса.
Достижение компромисса интересов внешних и внутренних ассоциированных субъектов - сложная задача, требующая применения инструментов, обеспечивающих динамическую согласованность. К числу таких инструментов относятся:
- математические модели, обеспечивающие формализацию целей и действий, направленных на устойчивое развитие образовательных учреждений;
- система менеджмента качества, являющаяся гарантом стандартизации процессов управления, а также взаимоотношений с ассоциированными субъектами;
- система сбалансированных показателей, ориентированная на обеспечение достижимости целей устойчивого развития образовательных учреждений.
Т а б л и ц а 2
Условия устойчивого развития образовательных учреждений
Условия устойчивого развития Программы дополнительного образования Кафедра Министерство образования Система образования РФ
1 2 3 4 5
Гомеостаз Качество и количество образовательных программ для слушателей с различным уровнем подготовленности. Качество выпускных проектных работ. Качество методических материалов. Количество и качество информационных ресурсов, доступных дистанционно. Количество программ/часов по популяризации принципов устойчивого развития. Доступность программ для социально значимых групп населения Качество квалификационных выпускных работ. Качество проектных работ. Качество методических материалов. Количество и качество информационных ресурсов, доступных дистанционно. Количество и качество научных публикаций. Количество часов в дисциплинах кафедры по популяризации принципов устойчивого развития. Количество и качество НИР. Количество НИР по развитию и внедрению принципов устойчивого развития. Количество подготовленных кадров высшей научной квалификации. Социально-психологический климат в коллективе. Качество операционной деятельности (время отклика на запросы образовательных учреждений, результативность взаимодействия). Разработка стратегии развития образования и контроль ее реализации. Связи с коллегами в стране и за рубежом. Материально-техническое обеспечение образовательных структур. Мониторинг качества образования. Мониторинг потребностей общества экономики в квалифицированных кадрах. Мониторинг соответствия образовательных учреждений концепции устойчивого развития. Качество подготовки специалистов. Качество оказываемых населению дополнительных образовательных услуг. Материально-техническое обеспечение образовательных структур. Уровень квалификации преподавательских коллективов. Деятельность по профессиональной ориентации и связи с общественностью. Результативность мероприятий и программ по развитию и внедрению принципов устойчивого развития
О к о н ч а н и е т а б л. 2
1 2 3 4 5
Связи с коллегами в стране и за рубежом. Связи с выпускниками. Степень удовлетворенности выпускников уровнем образования. Материально-техническое обеспечение кафедры Мониторинг удовлетворенности образовательных учреждений, бизнеса, общественности деятельностью Министерства образования. Мониторинг уровня квалификации преподавательских коллективов. Уровень социального обеспечения ППР, сотрудников, студентов. Уровень воздействия на экосистему
Компромисс Учет и согласование интересов всех ассоциированных с системой субъектов (слушателей, бизнес-структур, общественных экологических организаций) Учет и согласование интересов всех ассоциированных с системой субъектов (ППР, сотрудников, студентов, выпускников, стратегических партнеров, поставщиков) Учет и согласование интересов всех ассоциированных с системой субъектов (школ, системы дополнительного образования, сотрудников, студентов, выпускников, стратегических партнеров, поставщиков) Учет и согласование интересов всех ассоциированных с системой субъектов (министерств, ведомств системы)
Динамическая согласованность Стратегия развития учреждения дополнительного образования. Система менеджмента качества. Система сбалансированных показателей, обеспечивающих достижение целей стратегии Стратегия развития кафедры. Система менеджмента качества. Система сбалансированных показателей, обеспечивающих достижение целей стратегии Стратегия развития образования в регионе. Система менеджмента качества. Система сбалансированных показателей, обеспечивающих достижение целей стратегии Стратегия развития образования в РФ. Система менеджмента качества. Система сбалансированных показателей, обеспечивающих достижение целей стратегии
Формализация условий устойчивого развития
Внедрение системы устойчивого развития требует определенных усилий и воли менеджмента образовательных структур и достаточного объема финансирования для ее реализации. При этом весь комплекс работ базируется на формализации подходов к выполнению сформулированных условий устойчивого развития образовательных учреждений - алгоритме иерархического оценивания успешности деятельности образовательного учреждения.
В основе построения алгоритма экспертного количественного оценивания успешности деятельности образовательного учреждения лежит международный стандарт IDFM (Integrated Definition Function Modeling), являющийся одним из группы стандартов IDFM0, IDFM1 и т. д. Данный стандарт широко применяется для описания функционального моделирования, в том числе для описания любых бизнес-процессов (ГОСТ Р 50.1.028-2001 «Методология функционального моделирования IDEF/0»; ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Национальный стандарт РФ. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества»).
Применение стандартов группы IDFM - необходимое условие для придания любой разработке статуса, соответствующего международному стандарту качества ИСО 9000, ИСО 9001.
Обозначим группу N независимых характеристик или показателей деятельности образовательного учреждения транспонированным вектором его состояния (списком) FT = (F, F2, ..., Fn) , где Fn - численное значение (в физической системе единиц, долларах, баллах, процентах) n-го показателя деятельности.
Будем считать, что деятельность образовательного учреждения может иметь счетное число, например, M направлений, соответствующих различным целям. Естественно, что для каждой цели значимыми будут не все из N показателей деятельности образовательного учреждения. При этом для каждого m-го направления (m = 1, 2, ..., M) вводятся критериальные значения показателей деятельности образовательного учреждения или критериальные векторы
состояний Fl = (F\m, F2m, . , FNm).
Пусть также каждому n-му показателю конкретного состояния образовательного учреждения соответствует аддитивная смесь его измеренного значения Fn и нормально распределенной помехи Wn с нулевым средним
(<Wn> = 0) и неизвестной мощностью о2п . Будем также считать, что составляющие помехи различных показателей некоррелированные (n Ф к), т. е.
<Wn Wk> = оП Snk , где 5nk = 0 для n Ф к и 5nn = 1.
Формализация описания задачи управления деятельностью образовательного учреждения
Представим дискретную модель управления динамикой состояния образовательного учреждения в момент времени t следующим выражением:
F(t) = F(t - At) + U(t) + G(t), (1)
F(t) = Fm + W(t), m = 1,2, ..., M,
где U(t) - вектор управления состоянием образовательного учреждения;
G(t) и W(t) - векторы помех для моделей управления динамикой состояния образовательного учреждения и наблюдения данного состояния;
At - временной лаг в оценивании состояния образовательного учреждения.
Смысловое содержание модели наблюдения состояния образовательного учреждения заключается в следующем. В соответствии с формулой (1) считаем, что состояние образовательного учреждения, непосредственно относящееся к выполнению m-й цели (направления, миссии) и измеренное в виде совокупности F показателей его деятельности, близко к критериальному состоянию Fm (запланированному), но искажено помехой W.
Управление U(t) должно строиться так, чтобы минимизировать помеху W и перевести вектор F состояния деятельности образовательного учреждения как можно ближе к критериальному вектору Fm состояния.
Для эффективного решения задачи управления необходимо прежде всего решить задачу контроля состояния деятельности образовательного учреждения. C этой целью следует построить некоторые меры сравнения (или сходства) векторов различных состояний образовательного учреждения с критериальными векторами состояний, которые наилучшим (в определенном смысле) способом позволили бы по наблюдаемым векторам состояний F численно оценить количественные значения успешности деятельности образовательного учреждения как по отдельным m-м направлениям и группам направлений, так и в целом.
Принцип функциональной декомпозиции и ограничения сложности
Разобьем N-мерный вектор FT = (Fi, F2, ..., FN) состояний образовательного учреждения на небольшое количество (2-6) групповых векторов состояний
XT = (Xi, X2, ..., XL),
YT = (Yi, 72, Yp), (2)
z = (Zi, Z2, zqX
компоненты которых соответствуют функционально однородным группам показателей (L + P + ... + Q + N).
Так, например, в показатели группы научной деятельности образовательного учреждения можно включить в соответствии с условиями устойчивого развития образовательного учреждения такие показатели гомеостаза, как количество и качество монографий, статей; в показатели группы образовательной деятельности - количество учебников, учебных пособий, количество информационных ресурсов, доступных удаленным пользователям; в показатели группы финансовой деятельности - количество средств, полученных из госбюджета, по хоздоговорам.
На следующем этапе экспертного количественного оценивания успешности деятельности образовательного учреждения реализуется принцип поша-
гового управления иерархического построения алгоритма от локальных целей к глобальной цели.
Принципы построения алгоритма иерархического оценивания успешности деятельности образовательного учреждения на базе стандарта IDFM
На первом шаге сравним произвольные групповые векторы X, У, Z состояний экспертного количественного оценивания успешности деятельности образовательного учреждения с соответствующими групповыми эталонными векторами Хт, Ут, гт состояний, образуя их разности:
(X - Х\ X (Х2 - X2m), (ХЬ - ХЬт);
(У1 - У1т), (У2 - У2т), (Ур - Урт), (3)
- ^1тХ (^2 - г2тХ - Zgm).
Введем управление процессом сравнения с помощью весовых коэффициентов:
а X = (а1Х, а2Х, •••' аЬХ )'
■x «'2Х' "ЬХ^'
ау = (а1У , а27 , •••' а РУ )' (4)
а г = (а^, а2Z, •••' аQZ)•
Данные весовые коэффициенты верифицируют индивидуальные значимости показателей деятельности образовательного учреждения. Обычно их значения удобно нормировать на единицу, т. е.
2= 1 ах = 1 2р = 1ару = 1, 1 аqz = 1 (5)
В дальнейшем верифицированные разности
а1Х (Х1 - X1m), а2Х (Х2 - X2m), а¿у (Х1, - ХЬт)
аи (У1 - У1 ),
а2У (У2 - У2m), ару (УР - УРт) (6)
аlZ (г - ^ т), а2z (¿2 - г2тХ аQZ (ZQ - ZQm)
будем использовать для вычисления оценок групповых или дифференциальных критериев успешности деятельности образовательного учреждения.
На следующем шаге присвоим каждой группе показателей весовые коэффициенты рХ, рУ, ■ .., рг, верифицирующие их групповые значимости для решения задачи (рХ + рУ + ■.. + рг) = 1. Используя данные групповые коэффициенты значимости и дифференциальные критерии успешности деятельности образовательного учреждения, вычислим интегральный критерий успешности деятельности образовательного учреждения Q [(рХ, рУ, ■.., рг); цт(Х), цт(У), ■.., цт(г)] по т-му направлению или достижению т-й цели.
Стандартные процедуры декомпозиции и верификации с одновременным вычислением оценок критериев качества могут быть продолжены на более высоких уровнях агрегирования показателей, в том числе и агрегирования
целей на основе повторения использованных выше принципов, как изображено на рис. 3.
ах, ау, ... , а^
Рх, Рг, ..
Блок
декомпозиции
Вычисление дифференциальных критериев успешности
X) , ц(г) , -
Вычисление интегральных критериев успешности
Рис. 3. Блок-схема алгоритма (декомпозиции, верификации и вычисления оценок успешности) оценки успешности деятельности образовательного учреждения
в стандарте IDFM
Принцип рациональности
В реальных условиях деятельности образовательного учреждения интенсивности о2п помех из рассмотренной выше модели наблюдений (1) неизвестны. Например, монография принята к печати, но еще не вышла, или деньги должны были поступить на счет образовательного учреждения, но задержались. Тогда для рационального (по достоверности) сравнения наблюдаемых на фоне помех групповых векторов X, У и Z состояний с критериальными векторами Хт, Ут и Хт будем использовать нечеткие меры сходства, полученные в свою очередь на основе метода максимального правдоподобия теории статистических решений:
Ц Х• 1 =-'(X, - X -)2 •
1 , VI 1ХУ 1 1т
1 + Ь,=\
к
IX
ц **(У, Ут) = -
Р р у - У
1 + 2
рт
р=\
1р¥
ц **(г, гт) = -
1 + ^=1
! V**
аг(гч -г
дт
дг
1
2
1
2
аХ (X, - X* )2
1ХК 1 1т'
2,=1 А 2 Ц * (X, Хт ) = — ЪХ
Ц *(У, Ут ) = -
аХ (Х1 - X* )2
1 . IX \ I ы'
1 + 2=1 , 2
а ру (Ур - У * )2
р ру у р рт'
2 р=1 72
_ЪрУ
а у (Ур - У * )2 '
р рУ у р рт' Р=1 Г2
1 + 2
Ъ рУ
(7)
Ц , Z т ) = -
а^(Zq - Z* )2
^-1Q qz 4 q qm
2q=1 , 2
_V
аqz (Zq - Zqm) 1 + ^=1 , 2
V
2=1 аХ = 1 ,
2р=1 а рУ = 1 ,
■<р =1 а рУ
2?=1 а qZ = 1
где А^, Ъ2рГ, к22 - некоторые оценки неизвестных интенсивностей помех
(Ь + Р + ■.. + Q = Ы), а звездочки относятся к критериальным показателям верхнего (**) и нижнего (*) уровней.
В качестве оценок неизвестных интенсивностей помех могут использоваться оценки, получаемые из выражения
к2 = / + й2, (8) где 5 - стандартное отклонение, определяемое инструментальной погрешностью измерения показателя;
й - разброс или диапазон возможных значений показателя, определяемый его природой.
Количественная оценка критериев успешности
Статистики из формул (7) соответствуют некоторым нечетким функциям близости наблюдаемых векторов Х, У и г состояний к области критериальных значений1. Данные нечеткие функции принадлежности можно также рассматривать и как меры сходства векторов Х, У и г с критериальными векторами (группой критериальных векторов) Хт, Ут и гт.
1 См.: Краснов А. Е., Красников С. А., Анискин Д. Ю., Воробьева А. В., Кузнецова Ю. Г., Крас-
нова Н. А., Сагинов Ю. Л. Модели количественного оценивания качества объектов технологий, производства и бизнеса в стандарте ШFM // Хранение и переработка сельхозсырья. - 2006. -№ 3.
Если векторы Хт, Ут и 2т соответствуют некоторым критериальным нормативам, то статистики ц из формул (7) можно отождествить с оценками дифференциальных критериев успешности деятельности образовательного учреждения (успешности деятельности по разным направлениям), принимая во внимание то обстоятельство, что при X = Хт, У = Ут и Z = гт статистики ц приобретают значение 1 или 100%.
Окончательное выражение для оценки интегрального критерия успешности деятельности образовательного учреждения определим, используя коэффициенты (рх, ру, ..., вг), верифицирующие групповые значимости, и операцию алгебраического объединения нечетких множеств.
Так, например, оценка интегрального критерия успешности деятельности для трех групп (вх + вУ + вг = 1) может иметь следующий вид:
в(Р• Р ) =
вх ц(X, Хт ) + ву Ц(¥, Ут ) + в2 Ц(2, 2т ) -
- вXву Ц(X, Xт )ц(У, Ут ) - вXв2 Ц(X, Xm )ц(2, 2т ) -
/
- ву в 2 Ц(У,Ут )Ц(2, 2 т ) + (9) + в X ву в 2 ц( X, X т )ц(У ,Ут )Ц (2, 2т )
/(\ - в X ву - в X в 2 - ву в 2 + в X ву в 2 ).
Частным и более простым случаем данной оценки является выпуклая комбинация
д(Е, ¥т ) = в X ц( X, Хт ) + ву Ц(У, Ут ) + в г ц(г, гт ). (10)
Оценка Q(F, ^ ) интегрального критерия успешности деятельности образовательного учреждения по т-му направлению позволяет провести оптимальное (максимально правдоподобное) сравнение вектора состояния ^ образовательного учреждения с критериальным вектором состояния ¥т.
Вполне понятна многокритериальная оценка успешности деятельности образовательного учреждения в целом или по группе целей. Так, например,
м м
& = 2 У) > 2 Ут = 1 (11)
т=1 т=1
где ут - значимость успешности выполнения т-й цели.
Очевидно, что, используя базу данных критериальных векторов состояния ¥т(т = 1, 2, ..., М) и базу знаний в виде вышеизложенного алгоритма, возможно создавать гибкие обучаемые компьютерные экспертные системы оценки успешности деятельности образовательного учреждения как по различным направлениям или их группе, так и в целом.
Нейроподобность алгоритма
Структура приведенного на рис. 4 алгоритма соответствует нейропо-добному алгоритму принятия решений. При этом показатели ¥„ (п = 1, 2, ..., Ы) деятельности университета формируют входные сигналы нейронной сети. Дифференциальные критерии цт (X), цт (у),..., цт (2) успешности деятельности образовательного учреждения формируют нелиней-
ные функции отклика нейронов. Однако, в отличие от нейронных сетей, в нейроподобном алгоритме связи устанавливаются жестко путем описанной выше процедуры декомпозиции и иерархической группировки показателей ¥„ деятельности университета.
В более приемлемой для нейроподобных алгоритмов форме структура разработанного нами алгоритма приведена на рис. 4.
Рис. 4. Структура нейроподобного алгоритма оценивания успешности деятельности
образовательного учреждения
Принципы менеджмента качества в устойчивом развитии образовательного учреждения
Реализация алгоритма экспертного количественного оценивания успешности деятельности образовательного учреждения и оценка соответствия принципам устойчивого развития основываются на применении современных методов управления. Центральное место в числе лучших достижений теории и практики управления занимает система менеджмента качества (СМК). Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-20081, менеджмент качества - это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству, которая является частью системы управления организацией. Цели в области качества дополняют другие цели образовательного учреждения, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью жизнедеятельности, что в полном объеме соответствует принципам устойчивого развития организаций. Применение системы менеджмента качества позволяет реализовать согласованное управление образовательным учреждением, учесть интересы ассоциированных субъектов, сбалансировать решения по всем целям устойчивого развития. Ориентация на постоянное улучшение процессов управления образовательным учреждением в СМК - еще одно подтверждение необходимости ее при-
1 http://files.mai.ru/site/unit/ouk/docs/gost%209000-2008.pdf
менения, поскольку цели устойчивого развития являются долгосрочными, требующими не только значительных усилий менеджмента, но и постоянного контроля результатов деятельности и, при необходимости, формирования корректирующих управляющих решений.
Положения стандартов ИСО 9000-2008 базируются на маркетинговой философии, направленной на учет интересов ассоциированных с организацией субъектов, установку на убеждение и сотрудничество, принцип постоянного улучшения качества, что обеспечивает выполнение всех условий достижения устойчивого развития: гомеостаза, компромисса и динамической согласованности.
Учет интересов субъектов, ассоциированных с образовательным учреждением, отражается в нескольких принципах системы менеджмента качества. В первую очередь, как уже отмечалось, это ориентация на потребителей образовательных услуг. Выявление, анализ, учет, предвосхищение и формирование интересов потребителей - задача образовательных учреждений, достигаемая через систему мониторинга, предусмотренную в пункте 8.2 стандарта ИСО 9001-2008.
В обобщенном виде модель системы менеджмента качества, представленная на рис. 5, отражает основные направления деятельности образовательного учреждения в соответствии с концепцией устойчивого развития.
Достижение целей устойчивого развития возможно при управлении различными видами деятельности и соответствующими ресурсами как процессом, что обеспечивает персональную ответственность должностных лиц за результаты и качество процесса, а также за выполнение целевых показателей, формирование плановых значений и их диапазонов изменения. При использовании методов мониторинга осуществляется контроль достижимости запланированных результатов процесса и формирование корректирующих воздействий в случае отклонения от целей, что соответствует выполнению условий гомеостаза.
Рис. 5. Модель менеджмента качества
Функциональная модель основных бизнес-процессов в образовательном учреждении
Реализация принципов устойчивого развития на базе стандартов системы менеджмента качества требует формализации бизнес-процессов, формирования критериев их качества и матрицы ответственности персонала за результаты работы. В современной лексике достаточно прочно укоренился термин «бизнес-процесс», под которым в широком смысле этого слова понимается совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Бизнес-процесс обычно связан с операционными задачами и бизнес-отношениями и может осуществляться как в пределах одного организационного подразделения, так и охватывать несколько подразделений в рамках организации или даже нескольких различных организаций.
К основным бизнес-процессам в образовательных учреждениях относят:
- процессы оказания образовательных услуг, выполнения научно-исследовательских и методических работ, управление организацией;
- процессы подготовки, нацеленные на планирование деятельности организации с позиции удовлетворения потребностей потенциальных получателей образовательных услуг и выведение на рынок новых услуг - исследование рынка (маркетинг), стратегическое планирование;
- процессы развития инфраструктуры, ориентированные на поддержание ресурсов в работоспособном состоянии (подготовка и переподготовка кадров, закупка и ремонт оборудования, социально-культурное обслуживание работников предприятий).
Вспомогательные процессы обеспечивают эффективную реализацию основных процессов, формируя инфраструктуру предприятия (финансы, информатизация, управление персоналом).
С помощью моделирования различных областей деятельности образовательного учреждения можно достаточно эффективно анализировать реализуемые в организации процессы с целью их совершенствования, что обеспечивает эффективное управление ресурсами в соответствии с концепцией устойчивого развития. Для решения подобных задач используют методологии и стандарты, а также пакеты прикладных программ, к числу которых относится метод построения иерархических моделей1. При этом крайне важно четко сформулировать постановку задачи и цели моделирования, что обеспечит адекватность модели поставленным задачам.
Основными показателями оценки эффективности бизнес-процессов образовательного учреждения являются количество оказанных услуг заданного качества, количество потребителей образовательных услуг, стоимость издержек реализации услуг, капитальные вложения, необходимые для оказания образовательных услуг, и др. В РЭУ им. Г. В. Плеханова такие показатели разработаны и широко применяются в оценке деятельности структурных подраз-
1 См.: Краснов А. Е., Воробьева А. В., Кузнецова Ю. Г., Ананьев М. Б., Костыря Е. В. Проблемы количественного оценивания качества в высшем образовании // Стандарты и качество. - 2007. - № 11.
делений университета. Однако они не учитывают основных положений устойчивого развития образовательных учреждений и должны быть дополнены критериями, отражающими социальные и экологические аспекты концепции. Пример дополнительных критериев представлен в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Дополнительные показатели оценки деятельности ОУ
Наименование показателей оценки результатов деятельности образовательного учреждения Расчет
Качество образовательного процесса Процент выпускников, удовлетворенных качеством образовательного процесса
Участие сотрудников в мероприятиях, транслирующих идеи устойчивого развития Процент участия
Участие студентов в мероприятиях, транслирующих идеи устойчивого развития Процент участия
Организация обучения людей с ограниченными возможностями Процент организованного адаптивного обучения людей с ограниченными возможностями
Количество направлений, по которым реализуется психолого-педагогический мониторинг образовательной среды Процент направлений, по которым реализуется психолого-педагогический мониторинг
Деятельность системы физического воспитания Процент студентов, посещающих спортивные секции
Обеспеченность ОУ педагогическими кадрами Процент обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами
Обеспечение безопасности образовательного процесса Процент случаев травматизма
Качество организации ресурсосберегающей деятельности Процент выполнения регламентов
Мероприятия по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды Процент выполнения регламентов
Функционирование «зеленых» рекреационных зон Обеспеченность на одного учащегося/сотрудника
Определив значимость концепции устойчивого развития для образовательного учреждения и сформулировав основные принципы и составляющие образования для устойчивого развития, проанализировав основные бизнес-процессы образовательного учреждения и показатели их оценки с учетом принципов устойчивого развития, следует отметить, что успех реализации данной концепции определяется внедрением адаптивной системы управления с применением современных интернет-технологий и системы сбалансированных показателей для формирования интегрированных показателей оценки соответствия принципам устойчивого развития.
Список литературы
1. Угольницкий Г. А. Устойчивое развитие организаций. Системный анализ, математические модели и информационные технологии управления. -- М. : Изд-во физ.-мат. лит., 2011.
2. Higher Education for Sustainability / edited by L. F. Johnston. - New York : Routledge, 2013.