Научная статья на тему 'Историко-институциональный подход к принятию политических решений в сфере противодействия российской Федерации различным формам организованной преступности в системе международных отношений'

Историко-институциональный подход к принятию политических решений в сфере противодействия российской Федерации различным формам организованной преступности в системе международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
PUBLIC POLICY / POLITICSL DECISIONS / ORGANIZED CRIME / INTERNATIONAL (TRANSNATIONAL) ORGANIZED CRIME / NATIONAL SECURITY / NORTH ATLANTIC ALLIANCE (NATO) / GEOPOLITICAL CONFRONTATION / INTERNATIONAL RELATIONS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ (ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ) ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС (НАТО) / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зубенко Виктор Викторович, Тишкин Дмитрий Николаевич, Шувалов Александр Павлович

В статье анализируются методы противодействия специфичным формам организованной преступности в системе современных международных отношений, а также деятельность организаций, осуществляющих борьбу с ней в целях обеспечения национальной безопасности России и мирового сообщества. Авторами предлагаются определенные мероприятия по оптимизации государственной политики в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зубенко Виктор Викторович, Тишкин Дмитрий Николаевич, Шувалов Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL-INSTITUTIONAL APPROACH TO POLITICAL DECISION-MAKING IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF THE RUSSIAN FEDERATION TO VARIOUS FORMS OF ORGANIZED CRIME IN INTERNATIONAL RELATIONS

The article analyzes the methods of counteraction to various forms of organized crime in the system of modern international relations, as well as organizations fighting it in order to ensure the national security of Russia and the world community. The authors propose certain measures to optimize public policy in this sphere.

Текст научной работы на тему «Историко-институциональный подход к принятию политических решений в сфере противодействия российской Федерации различным формам организованной преступности в системе международных отношений»

УДК 343.9.02 ББК 67.51

Зубенко Виктор Викторович Zubenko Viktor Viktorovich

начальник Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России кандидат социологических наук.

Head of the Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

PhD in Sociology.

Е-mail: [email protected]

Тишкин Дмитрий Николаевич Tishkin Dmitry Nikolaevich

заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России.

Deputy Head of the Department of Tactical and Special Training of the Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Е-mail: [email protected]

Шувалов Александр Павлович Shuvalov Alexander Pavlovich

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России.

Senior Lecturer of the Department of Tactical and Special Training of the Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Е-mail: [email protected]

ИСТОРИКО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

The historical-institutional approach to political decision-making in the sphere of counteraction of the Russian Federation to various forms of organized crime

in international relations

В статье анализируются методы противодействия специфичным формам организованной преступности в системе современных международных отношений, а также деятельность организаций, осуществляющих борьбу с ней в целях обеспечения национальной безопасности России и мирового сообщества. Авторами предлагаются определенные мероприятия по оптимизации государственной политики в указанной сфере.

Ключевые слова: государственная политика, политические решения, организованная преступность, международная (транснациональная) организованная преступность, национальная безопасность, Североатлантический альянс (НАТО), геополитическое противостояние, международные отношения.

The article analyzes the methods of counteraction to various forms of organized crime in the system of modern international relations, as well as organizations fighting it in order to ensure the national security of Russia and the world community. The authors propose certain measures to optimize public policy in this sphere.

Keywords: public policy, politicsl decisions, organized crime, international (transnational) organized crime, national security, North Atlantic Alliance (NATO), geopolitical confrontation, international relations.

Организованная преступность, зародив- на протяжении множества веков, является ис-тттись еще в Античности, эволюционируя вме- точником негативных процессов, подрываю-сте с развитием государства и его институтов щих социально-политическую стабильность в

обществе, а иногда и ставящих под угрозу существование самого государства. Деструктивный характер этого негативного социально-политического феномена требует от правящих элит той или иной страны принятия оптимальных (упреждающих) политических решений, опирающихся на системный анализ всех известных исторических аспектов, минимизируя (нейтрализуя) угрозы для национальной безопасности этих стран. Отдельные очаги организованной преступности, обладающие своеобразной национальной и географической специфичностью, свойственны любому государству, а в связи с их постоянной эволюцией и распространением по миру уже в XX веке ученые-юристы начинают оперировать таким понятием, как «международная преступная деятельность».

Многие исследователи склонны представлять организованную преступность как неотъемлемую принадлежность государственности с момента появления и существования самого государства. В научных кругах существует множество дефиниций, раскрывающих отличительные признаки организованной преступности, но оптимальной, учитывающей множество аспектов, кроме юридического и социально-политического, представляется следующая: «сложная система организованных преступных формирований, занимающихся преступной деятельностью широкого масштаба, создающая и эффективно использующая собственные преступные структуры, выполняющие управленческие и другие функции, а также структуры государства и гражданского общества» [1, с. 102].

Борьба с организованной преступностью и ее разновидностью - транснациональной (международной) организованной преступностью - малоэффективна и практически теряет всякий смысл, если проводить ее в пределах одного государства. Глобализационные процессы социально-экономического развития в результате ведут к глобализации организованной преступности, «делая ее все более изощренной, организованной и транснациональной» [2, с. 5].

Правильный стратегический вектор развития государства можно задать только на основе системных аналитических выкладок мировых и локальных исторических событий, поэтому авторами в базис исследования заложены достоверные исторические факты, установлены причинно-следственные связи между

ними и проведены некоторые аналогии. Также следует обратить внимание на специфичный подход к пониманию форм организованной преступности, рассматривая их не столько со стороны общепринятых уголовно-правовых норм, сколько с позиции влияния на политические процессы и одновременно становления инструментом в геополитическом противостоянии.

Для правильного понимания международных процессов, связанных с противодействием организованной преступности, обратимся к следующему факту. Идея создания международных организаций с целью предупреждения войн, а также формирования принципов мирного решения конфликтов принадлежит Иеремию (Джереми) Бентаму (1748-1832), фактически предопределившему создание Лиги Наций и Организации Объединенных Наций.

На доктринальном уровне значительный вклад в идеи международного правосудия сделан русским юристом-международником Л. А. Камаровским (1846-1912), который в своем труде отмечал, что вопрос международной юстиции есть вопрос лишь времени, «не только теоретические принципы, но и практические вынудят государство вступить на путь его осуществления» [3, с. 103], а путь ее развития пролегает от создания общего международного судебного органа к последующему созданию специализированных международных судов.

Первым международным органом, объединявшим различные государства в борьбе за мир, стала Лига Наций (1919-1946), которая как международная организация имела возможность существенно влиять на международные отношения и минимизировать опасность возникновения войн. В Совет Лиги Наций входили постоянные члены: Франция, Великобритания, Италия и Япония, а также четыре периодически сменяемых участника. Негативным аспектом в деятельности этой организации являлся тот факт, что США, находясь у истоков, так и не стали ее членом, а СССР участвовал в ее работе лишь с 1934 по 1939 год, когда в связи с Советско-финской войной, в ходе которой Советский Союз, отстаивая свои геополитические интересы, был из нее исключен.

Ключевые решения о создании нового международного механизма поддержания международного мира и безопасности (ООН), за-

кладка нового фундамента послевоенного мироустройства были приняты по результатам Московской, Тегеранской и Ялтинской (Крымской) мирных конференций объединенными усилиями стран, разгромивших нацизм. ООН стала вновь созданной организацией и основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества, а ее Устав - новым этапом в развитии международного права, имея целью упрочение позиций мира на планете Земля и подавление проявлений агрессивности, стимулируя дружественно-добрососедские отношения между нациями и народностями, а также закрепляя основополагающие принципы: «уважение основных свобод и прав человека; самоопределение народов и их равноправие; суверенитет членов ООН; разрешение международных споров исключительно мирным путем; отказ от применения в международных отношениях силовых угроз; невмешательство во внутреннюю политику любого государства; а самое главное - территориальная целостность государств» [4]. Таким образом, ООН с момента своего создания стала обладать гораздо большими полномочиями и инструментами для поддержания глобальной стабильности, чем Лига Наций.

На современном отрезке истории, как и с даты своего зарождения, ООН рассматривает уголовную, организованную и транснациональную организованную преступность как одну из реальных угроз человеческой цивилизации, ее правам, базису государственности, направляя свою деятельность на реализацию глобальных мер противодействия ей.

1990 год был ознаменован тем, что на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (г. Гавана, Куба) сформулированы стратегические направления борьбы с организованной преступностью, а Конвенция ООН от 15.11.2000 против международной организованной преступности в п. 2 ст. 3 юридически закрепила дефиницию международного преступления, выделив его характерные отличительные признаки: «совершение его более чем в одном государстве; в одном государстве, однако значительная его часть (подготовка, планирование, руководство или контроль) происходит в ином государстве; в одном государстве, однако с участием организованной преступной группы, чья преступная деятельность осуществляется бо-

лее чем в одном государстве; в одном государстве, однако существенные его последствия наступают в ином государстве» [5].

Анализируя документы и деятельность ООН, можно говорить о системности, «выражающейся в выработке конкретных стратегий, относящих к наиболее опасным видам преступности, обозначенных по ее терминологии как "вызовы и угрозы человечеству", терроризм и транснациональную организованную преступность» [6].

В этой связи в пункте 43 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» четко задекларировано, что коррупция, деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, наносящая ущерб российским интересам, а также функционирование преступных организаций, включая транснациональные, причислены к «основным угрозам государственной и общественной безопасности» [7].

Политически отточенное и весомое заявление сделано в 2015 году начальником российской военной разведки, который отметил, что действия Запада и Вашингтона порождают существенные проблемы в различных мировых регионах, тесно связаны с терроризмом, экстремизмом и наркоторговлей, фактически превращая международный терроризм, прикрывающийся лозунгом борьбы за «чистый ислам», в разновидность транснациональной преступности [8]. По мнению ряда исследователей, именно это сращивание террористических организаций с организованной преступностью приводит данное явление к стремительному разрастанию до размеров, опасных для мирового сообщества, превращающих его в «инструментарий геополитического противостояния» [9, с. 68].

т» и и _

В этой связи чрезвычайно актуально на повестке встречи лидеров БРИКС 18.11.2018 Президентом РФ В. В. Путиным озвучена тема о недопустимости в борьбе с международными террористическими группировками двойных стандартов и тем более «заигрывания» с использованием их для достижения геополитических целей [10].

Представляется актуальным и доклад нового главы военной разведки И. О. Костюкова (начальник Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ в рамках VIII Московской конференции МСК-2019, осве-

тившей взятие агрессивного курса на стремительное продвижение американских интересов во всех регионах планеты, преследуя основными целями осложнение взаимодействия в рамках БРИКС, а также двусторонних связей РФ с государствами Западного полушария, добиваясь тотального контроля над всеми политическими и социально-экономическими процессами; реализацию в различных регионах планеты отточенных за последние десятилетия технологий «цветных революций» [11].

Во главе сотрудничества международного уровня в структуре ООН по противодействию организованной преступности, международному терроризму и незаконному обороту наркотиков находится Управление по наркотикам и преступности. В свою очередь, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию (ЭКОСОС ООН) осуществляет разработку оптимальных управленческих принципов в сфере профилактики и предупреждения преступности, а также контролирующих функций за ходом реализации программ ООН в данном сегменте.

В русле исследуемой проблематики примечателен 1923 год, когда в городе Вене (Австрия) была создана Международная комиссия криминальной полиции, функционирующая до 1939 года, а с 1956 года после утверждения обновленного Устава официально переименованная в Интерпол. В наши дни Интерпол представляет собой основного координатора международного сотрудничества в изучаемой сфере и является самой крупной организацией правоохранительных органов, включающей представителей 194 государств мира (вторая по численности международная организация после ООН). Днем образования российского НЦБ Интерпола считается 27.09.1990, когда Советский Союз становится ее членом, а с 1991 года в структуре МВД СССР начинает действовать Национальное центральное бюро Интерпола, прошедшее процедуру правопреемственности и существующее по сей день [12].

Исторические аспекты неисчерпаемы для системных аналитиков, поэтому необходимо отметить, что критическая оценка деятельности этой международной организации в советском прошлом (вступление в Интерпол накануне крушения СССР и фактически игнорирование ее деятельности с 1923 по 1990 годы)

и в настоящее время имеет под собой множество оснований (главенствующим является нелегитимное принятие решений, руководствуясь национальными интересами наших геополитических противников), но тем не менее современный этап международных отношений требует продолжения всестороннего сотрудничества в различных сферах (оптимизируя его до уровня обеспечения национальной безопасности России), а в частности, борьбы с организованной преступностью во всех ее проявлениях.

Фактом, подтверждающим существование политики двойных стандартов со стороны США и их союзников по отношению к РФ, служит избрание 21.11.2018 новым президентом Интерпола представителя Южной Кореи Ким Чон Ян вместо являющегося фаворитом на выборах генерал-майора полиции А. В. Про-копчука (с 2016 года вице-президент этой организации). Такое решение было пролоббировано заявлениями украинских чиновников о готовности Украины оставить членство в Интерполе в случае, если руководителем организации останется российский представитель, и опубликованием сенаторами США открытого письма с просьбой не выбирать А. В. Прокопчука на эту должность, продемонстрировав в очередной раз акт нарушения норм международного права. Примечательны и другие факты, когда представители штаб-квартиры Интерпола (г. Лион) безосновательно не соглашаются с нашими доводами, признавая запросы РФ о розыске обвиняемых не соответствующими положениям и правилам, придерживаясь вектора антироссийской кампании и фактически поддерживая «политическую дискриминацию» России [13].

Помимо указанных организаций, на сегодняшний день апробированы международные структуры и не входящие в ООН, в рамках которых множество государств осуществляют сотрудничество в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью, препятствующей распространению преступной идеологии. В их числе необходимо упомянуть ФАТФ (Financial Action Task Force - учреждена в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года при участии Европейской комиссии ) [14], БКБОП (создано 24.09.1993 на основании Решения Совета глав правительств СНГ) [15] и некоторые другие.

При всей очевидности опасности новых проявлений транснациональной организованной преступности, усилия ряда государств выглядят весьма сомнительными, неадекватными складывающейся обстановке и комплексно не рассматривающимися, что приводит к невозможности принятия эффективных национальных мер политического характера в области предупреждения преступности и не позволяет сформировать целостную систему предупреждения новейших форм транснациональной организованной преступности и борьбы с ней на мировом уровне.

Россия, опираясь на особое значение локального (регионального) подхода и двустороннего сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, учитывая стремительную оптимизацию своего положения на геополитической шахматной доске и смещение вектора международной политики в сторону многополярности, осознает, что эффективные отношения между государствами должны осуществляться не только на основе международных (на базе ООН), но и локальных договоров. Примером может служить деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС - межправительственная международная организация, созданная в 2001 году в Шанхае лидерами России, Китая, Киргизии, Таджикистана, Казахстана, и Узбекистана), Европола (правоохранительное агентство Европейского союза), Центрально-Азиатского регионального информационно-координационного центра (ЦАРИКЦ - межгосударственный орган по координации усилий компетентных органов государств-участников в противодействии транснациональной наркопреступности, созданный Россией, Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном) [16] и другие.

Эффективным примером локального вклада в борьбу с транснациональной организованной преступностью послужил саммит ШОС в городе Уфе (июль 2015 года), расставивший приоритеты в сфере обеспечения региональной безопасности и обозначивший основополагающие направления своего функционирования: обеспечение международной информационной безопасности, отмывание денег, совместная борьба с незаконной миграцией и торговлей «живым товаром», укрепление безопасности границ, противодействие незаконно-

му обороту наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, ядерных и радиоактивных материалов, терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также международной организованной преступности, экономическим преступлениям и коррупции [17].

Анализируя исторический отрезок с 24.10.1945 (дата создания ООН) по настоящее время, можно с полной уверенностью заключить, что появление этой новой и на первый взгляд эффективной международной организации не смогло обеспечить желаемую международную стабильность. В этой связи необходимо упомянуть о НАТО - военный альянс стран Запада во главе с США, созданный 04.04.1949 и именуемый как Организация Североатлантического договора. Несмотря на то, что изначально этот военно-политический союз создавался США для проведения военных операций против СССР и созданной в ответ Организации Варшавского договора, которые прекратили свое существование в 1991 году, он и по сей день продолжает действовать, значительно продвигаясь на восток, являясь при этом реальной угрозой безопасности России.

Глобально и системно анализируя функционирование этого военно-политического альянса, трудно не согласиться с мнением авторитетного эксперта Л. П. Шевцова (российский военачальник с 1995 по 1997 годы, являвшийся представителем РФ в главном командовании ОВС НАТО в Европе), который назвал НАТО организованной преступной группировкой (фактически признав разновидностью транснациональной организованной преступности), уточнив при этом, что каждый член организации должен быть готов к агрессивным действиям любого характера, начиная от бомбардировок и заканчивая убийствами и актами подлости в отношении любого государства в угоду и по команде Вашингтона. Руководителей государств, собирающихся стать членом или входящих в Североатлантический альянс, Л. П. Шевцов призвал к осознанию того, что с членством в нем полностью утрачивается независимость. Экспертом особо отмечено, что между НАТО и Евросоюзом отсутствует разница, так как они действуют в унисон за монополярный мировой порядок при гегемонии США под знаменем демократии, взращивая при этом фашизм и поддерживая нацистские режимы, а фактически подражая и копируя гитле-

ризм, но забывая о неминуемой уголовной ответственности руководства этих ОПГ и государств, участвовавших в бомбардировках Югославии, за совершенный геноцид сербов (в целях неотвратимости наказания, инициирование создания суда, подобного Нюрнбергскому) [18].

развития современной России наиболее поддерживаются российской элитой. В большинстве своем они отдают предпочтение укреплению геополитической безопасности и суверенитета: 64 % - Ростовская область; 62 % -Московская область, 64 % - Краснодарский край, 54 % - Ставропольский край, 46,2 % -

В этой связи известный геополитик Л. Г. Ива- Архангельская область, 52,4 % - Астрахан-

шов, опираясь на системный анализ исторических событий при раскрытии сущности западной цивилизации, точно подмечает, что в ней полностью отсутствуют «бескорыстное служение прогрессу и всеобщему развитию, а преобладают интриги, заговоры, инквизиции, беспредельная жестокость, тайные сообщества, войны, сплошная ложь и вселенская несправедливость» [19, с. 21], а истинной стратегической целью является сохранение власти и обогащение.

Упоминая слово «демократия» в американской понятийной системе координат, сразу приходит на ум меткое замечание, применимое к нашим англосаксонским «партнерам», принадлежащее стратегу с геополитическим мышлением И. В. Сталину: «Я всегда думал, что демократия - это власть народа, но вот товарищ Рузвельт мне доходчиво объяснил, что демократия - это власть американского народа» [20, с. 236]. К сожалению, и по сей день в различных регионах планеты можно наблюдать насильственное насаждение демократии войсками НАТО во главе с США, руководствующимися собственными геополитическими интересами, пренебрегая Уставом ООН.

Для правильной расстановки акцентов воспользуемся результатами социологического исследования, проведенного по инициативе Южно-Российского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, посвященного реакции российской элиты на вызовы современного мира. Проблемное поле исследования обусловливалось проблемами РФ как государства, длительный период находящегося под гнетом оголтелой русофобии и различного рода санкций, а, главное, необходимостью ее правящей элиты решать не столько вопросы жизнедеятельности, сколько сохранения самой государственности [21].

Показательны ответы экспертов на вопрос о том, какие направления геополитического

ская область, 72 % - Волгоградская область, 56,1 % - Кабардино-Балкарская Республика, 36,1 % - Камчатский край, 30,5 % - Карачаево-Черкесская Республика, 48,3 % - Республика Коми, 64 % - Курганская область, 55 % -Республика Карелия, 37 % - Саратовская область, 68 % - Республика Северная Осетия-Алания, 48 % - Свердловская область, 34 % - Смоленская область, 70 % - Тамбовская область, 22,37 % - Республика Татарстан, 51,7 % -Тульская область, 33 % - Ульяновская область, 34 % - Челябинская область.

Таким образом, приведенное социологическое исследование подтверждает факт консолидации значительного числа элиты на позиции укрепления геополитической безопасности и суверенитета РФ, что, несомненно, должно сказаться на векторе государственной политики, направленной на противодействие организованной преступности, особенно в ее специфичных формах.

США и Великобританией практически не скрываются факты того, что, наряду с нарушением внутренней безопасности различных стран, активно протекает процесс разрушения международного права. А ведь на сегодняшний день этот институт практически в одиночку обеспечивает на международной арене безопасность различных государств путем определения четко обозначенных и предельно ясных правил политической игры, «но как только англосаксы посчитали себя сильнейшим игроком на планете, международное право сразу стало для них лишним и ненужным» [20, с. 227], а руководствуются они теперь «кодексом» грубой силы, о чем свидетельствует удар по Ираку без санкции ООН и множество других фактов. Чего только стоят слова кандидата в президенты США М. Ромни, произнесенные им в 2012 году: «Мы разрушили СССР, разрушим и Россию. Наша задача - заставить Россию пожирать себя изнутри, внося смуту и раздор в общество этой страны» [22].

Учитывая идеологический вектор их правящей элиты, от США и НАТО необходимо

ожидать применения уже апробированных во многих точках планеты технологий гибридных войн, а также отточенных и постоянно совершенствующихся моделей «цветных революций», поскольку эти действия латентны, не подпадают под международные запреты, а вероятность привлечения к ответственности за их совершение практически сведена к нулю. Эффективное противодействие подобным стратегиям и технологиям, безусловно, имея статус государственного дела, в то же время требует мобилизации всего социума, специальных служб и армии (в первую очередь ФСБ и МВД, наделенных правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а затем Росгвардии, и только при необходимости Вооруженных Сил РФ), информационной и кадровой политики, базирующейся на патриотическом воспитании населения Российской Федерации.

При этом одна из главнейших функций альянса четко отражена в ст. 5 договора НАТО и наделяет его полномочиями «реагировать незамедлительно на вооруженное нападение на любую из стран НАТО и, что самое главное, без предварительных консультаций с Советом Безопасности ООН, т. е. нарушая международное право» [23].

Для правильности оценки происходящего в настоящее время геополитического противостояния обратимся к событиям 1949 года, когда И. В. Сталин в очередной раз продемонстрировал глубину понимания международных отношений и остроту своего стратегического мышления (предвидения). В фундамент успехов дипломатической сферы СССР была, конечно, заложена достоверная разведывательная информация, добытая спецслужбами, дающая возможность упреждать действия потенциального противника, а также правильная расстановка стратегических сил (военные базы в Порккала-Удд на юге Финляндии (вблизи Швеции), Дальнем и Порт-Артуре в Китае, воинская группировка в Австрии) и политическая воля руководителя государства. Для объективности постараемся системно проанализировать хронологию происходящего.

Обладая разведданными о вынашивании замыслов по созданию НАТО, а также о планах ядерных ударов по СССР («Клещи», «Жаркий день», «Испепеляющий жар», «Встряска», «Тотальность», «Бойлер», «Чариотир», «Дроп-

шот» и другие), Сталин тем не менее поступает ассиметрично и, отвечая 31.01.1949 на вопросы директора европейского филиала агентства INS (США) Кингсбэри Смита, он заявил о готовности рассмотрения вопроса о совместной с правительственными кругами США декларации, закрепляющей намерения не прибегать к войне против друг друга, однако, США проигнорировали эту инициативу [24].

В марте 1949 года на совещании глав европейских стран соцлагеря (за исключением Югославии) руководитель советского государства сделал заявление о том, что в случае возникновения НАТО, ответного создания социалистического военного альянса не произойдет, так как этим «усугубится раскол Европы, в чем Черчилль итак нас лживо обвиняет. С НАТО или отдельными ее странами надо будет добиваться договоров о ненападении... А отвечать таким же блоком - значит помогать про_ сс ?? ^

воцировать интернациональную войну с СССР и его союзниками» [24].

В апреле 1949 года создана Организация Североатлантического договора (НАТО), то есть намного (более 6 лет) раньше Варшавского блока, изначально свидетельствуя об ее агрессивных и милитаристских тенденциях.

В СССР 29 августа 1949 года успешно проведено первое ядерное испытание. Этот факт лишь подтверждает, что наше государство осуществляло ответные (защитные) действия, так как до этой даты США являлись монополистом в области ядерного оружия, необоснованно применив его в Японии как фактор устрашения, адресуемый всему миру, а, в первую очередь, Советскому Союзу.

Таким образом, поступив ассиметрично, И. В. Сталин стратегически переиграл НАТО, так как нашими союзниками стали КНР и несоциалистическая Финляндия, принеся такие успехи советской дипломатии, которые сказываются и поныне, выражаясь прежде всего в том, что многие страны, имеющие ключевое значение для безопасности СССР и его европейских союзников, длительное время остаются вне альянса: Финляндия, Швеция, Австрия, Швейцария, Ирландия.

Лишь только 14.05.1955, более чем через два года после смерти И. В. Сталина, вопреки его геополитической концепции, была создана Организации Варшавского договора.

Руководителем СССР Н. С. Хрущевым за время его правления с 1953 по 1964 годы во взаимоотношениях с НАТО было допущено множество грубейших стратегических просчетов (1955 - вывод Советских войск из Австрии; 1956 - вывод советских военных баз из Пор-ккала-Удд на юге Финляндии, а также из Дальнего и Порт-Артура в Китае; 1956 - критика политики И. В. Сталина на ХХ съезде КПСС, наметившая в связи с этим раскол отношений с Китаем, переросший в 1969 году в вооруженный конфликт), тем самым заложена основа ползучей экспансии США и НАТО к границам Советского Союза, а с 1991 года и РФ.

Послевоенная история человечества показала, что государства (особенно США и члены НАТО), с целью защиты своих узконациональных интересов, склонялись к действиям военно-политического характера, которые стали причиной многочисленных локальных войн, а иногда превращались в кризисы глобального, мирового масштаба (Вьетнам, Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия, Сирия и так далее), пренебрегая, а иногда и явно нарушая нормы и принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН.

Исторический экскурс позволяет нам аргументировать специфичный подход к пониманию форм организованной преступности, рассматривая их с позиции влияния на политические процессы. Таким образом, можно представить логический ряд в следующем виде: наличие преимущественно организованной преступности во всех странах мира; постепенное разрастание организованной преступности до транснационального уровня и появление международной организованной преступности; сращивание террористических организаций с организованной преступностью превращает это

явление в разновидность транснациональной организованной преступности и одновременно в инструментарий геополитического противостояния; создание особой легитимной международной организации (НАТО), по сути являющейся трансформером транснациональной организованной преступности, только более глобального порядка.

Резюмируя сказанное, приходим к выводу о том, что для обеспечения национальной безопасности РФ при противодействии специфичным формам организованной преступности в системе современных международных отношений необходимы следующие мероприятия: локализовать отношения международного уровня, «развивая взаимодействие спецслужб, используя платформу» не только ООН, но и «ШОС, БРИКС, СНГ и другие» [25, с. 13]; «в целях оптимизации структуры управления и повышения эффективности работы силовых ведомств...направить вектор государственной политики на реформирование правоохранительной системы РФ», максимально приблизив ее к структуре образца СССР конца 80-х годов, доказавшей свою функциональность, приняв за возможную модель объединения «на платформе ФСБ таких отдельных ведомств как СВР, ФСО и Росфинмониторинг, возвращения в МВД самостоятельной (центрального подчинения) структуры по борьбе с ОП, т. е. к уже апробированным моделям управления силовым блоком, позволяющим системно и реально осуществлять борьбу с организованным криминалом» [26, с. 131]; максимально мобилизовать усилия всего социума и силового блока, обеспечивая эффективную информационную и кадровую политику, базирующуюся на патриотическом воспитании населения РФ.

Литература

1. Тишкин Д. Н. Организованная преступность в России в контексте национальной безопасности: монография / под ред. П. С. Самы-гина. М., 2016.

2. Овчинский В. С. XXI век против мафии: криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001.

3. Камаровский Л. А. О международном суде. М., 2007.

Bibliography

1. Tishkin D. N. Organized crime in Russia in the context of national security: monograph / ed. by P. S. Samygin. Moscow, 2016.

2. Ovchinsky V. S. XXI century against the mafia: criminal globalization and the UN Convention against transnational organized crime. Moscow, 2001.

3. Kamarovsky L. A. On the international court. Moscow, 2007.

4. Charter of the United Nations (adopted in

4. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945). URL: http://www.ranventions.ru/view_base.php?id=1513.

5. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000). URL: https://base.garant.ru/ 2561303/.

6. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН 2006 года, Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми 2010 года. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/index .html.

7. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 декабря.

8. О терроризме, Америке и ГРУ. Не пора ли нам пора... URL: https://aftershock.news/?q=node/ 310028&full.

9. Зубенко В. В., Тишкин Д. Н., Шувалов А. П. Транснациональная организованная преступность как инструментарий геополитического противостояния // Философия права.

2018. № 2 (85).

10. Встреча лидеров БРИКС. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ statements/59272.

11. О чем говорил начальник ГРУ на MCIS-

2019. URL: http://realtribune.ru/news/news/1958.

12. Из истории Интерпола. URL: https:// мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_ centralnoe_bjuro_Interpola/Iz_istorii_Interpola.

13. Глава НЦБ Интерпола: Россия продолжит добиваться привлечения Браудера к уголовной ответственности. URL: https://www.in-fax.ru/interview/655568.

14. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ. URL: http:/ /www.fedsfm.ru/ activity/fatf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств. URL: https://мвд.рф/folder/ 1822809.

16. ЦАРИКС - постоянно действующий межгосударственный орган по координации усилий в борьбе с транснациональной наркопреступностью. URL: http://caricc.org/index.php/ru/.

17. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года. URL: http://sco-russia.ru.

San Francisco 06.26.1945). URL: http://www. conventions.ru/view_base.php?id=1513.

5. Convention against transnational organized crime (adopted in New York on 15.11.2000). URL: https://base.garant.ru/2561303/.

6. UN global counter-terrorism strategy 2006, UN global plan of action to combat trafficking in persons 2010. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/index .html.

7. Presidential Decree of 31.12.2015 № 683 «On the Strategy of the national security of the Russian Federation» // Russian newspaper. 2015. January 31.

8. About terrorism, America and the GRU. It's time for us to go... URL: https://aftershock.news/ ?q=node/310028&full.

9. Zubenko V. V., Tishkin D. N., Shuvalov A. P. Transnational organized crime as a toolkit of geopolitical confrontation // Philosophy of law. 2018. № 2 (85).

10. Meeting of BRICS leaders. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ statements/59272.

11. What did the head of the GRU talk about at MCIS-2019? URL: http://realtribune.ru/news/ news/1958.

12. From the history of Interpol. URL: https: // mvd.rf/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_ centralnoe_bjuro_Interpola/Iz_istorii_Interpola.

1 3. The head of Interpol NCB: Russia will continue to seek to bring Browder to criminal responsibility. URL: https://www.interfax.ru/inter-view/655568.

1 4. Group of development of financial measures to combat money laundering FATF. URL: http://www.fedsfm.ru/activity/fatf.

1 5. The Bureau for the coordination of the fight against organized crime and other dangerous types of crimes in the territories of states parties to the Commonwealth of Independent States. URL: https: //mvd.rf/folder/1822809.

16. CARICC is a permanent intergovernmental body to coordinate efforts in the fight against transnational drug crime. URL: http://caricc.org/ index.php/ru/.

17. The development strategy of the Shanghai Cooperation Organization until 2025. URL: http://sco-russia.ru.

18. Shevtsov L. P. North Atlantic organized criminal group. Order from Washington is not an excuse // Military industrial courier. 2019. Vol. 12 (775). URL: https://vpk-news.ru/articles/.

18. Шевцов Л. П. Североатлантическая ОПГ. Приказ из Вашингтона не освобождает от ответственности // Военно-промышленный курьер. 2019. Вып. 12 (775). URL: https://vpk-news.ru/ articles/49365.

19. Ивашов Л. Г. Геополитика Русской цивилизации / отв. ред. О. А. Платонов. М., 2015.

20. Стариков Н. В. Война. Чужими руками. М., 2018.

21. Локота О. В., Шутов А. Ю., Еремеев С. Г., Понеделков А. В. и др. Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира: информационно-аналитические материалы Третьего Всероссийского элитологиче-ского конгресса с международным участием. Ростов н/Д, 2019.

22. Шевцов Л. П. Огонь по штабам «пятой колонны» // Военно-промышленный курьер. 2019. Вып. № 13 (776). URL: vpk-news.ru/arti-cles/49493.

23. НАТО. URL: https://ruxpert.ru/HA-TO#cite_note-.D0.9D.D0.B0.D1.82.D0.BE-3.

24. Леонов А. Сталин против НАТО // Военно-промышленный курьер. 2019. Вып. 12 (775). URL: http://trtbanners.mshopper.net/mobileview/ proxy.php/http://vpk-news.ru/articles/49346.

25. Плясов К. А., Тишкин Д. Н. Политико-правовые аспекты борьбы с организованной преступностью и ее коррупционной составляющей как элемент укрепления национальной безопасности современной России // Философия права. 2019. № 1 (88).

26. Тишкин Д. Н. Политические аспекты борьбы с российской организованной преступностью в контексте обеспечения национальной безопасности // Власть. 2019. Т. 27. № 1.

19. Ivashov L. G. Geopolitics of the Russian civilization / executive ed. O. A. Platonov. Moscow, 2015.

20. Starikov N. V. War. Other people's hands. Moscow, 2018.

21. Lokota O. V., Shutov A. Yu., Eremeev S. G., Ponedelkov A. V. and others. Russian elitology: innovative responses to the challenges of the modern world: informational and analytical materials of the third All-Russian elitological congress with international participation. Rostov-on-Don, 2019.

22. Shevtsov L. P. Fire on the headquarters of the «fifth column» // Military industrial courier. 2019. Vol. 13 (776). URL: vpk-news.ru/articles/ 49493.

23. NATO. URL: https://ruxpert.ru/NATO# cite_note-.D0.9D.D0.B0.D1.82.D0.BE-3.

24. Leonov A. Stalin against NATO // Military industrial courier. 2019. Vol. 12 (775). URL: http://trtbanners.mshopper.net/mobileview/ proxy. php/http://vpk-news.ru/articles/49346.

25. Plyasov K. A., Tishkin D. N. Political and legal aspects of the fight against organized crime and its corruption component as an element of strengthening the national security of modern Russia // Philosophy of law. 2019. № 1 (88).

26. Tishkin D. N. Political aspects of the struggle against Russian organized crime in the context of ensuring national security // Power. 2019. Vol. 27. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.